Религия-буфф и Кибер-вера
(к вопросу о религии в киберпространстве)
Готов ли ты, о достойнейший из читателей, стать виртуальным неофитом? Вот тебе на выбор несколько анонсов сетевых религиозных зазывал:
Первоочередные задачи Майтрейи...
Искусственный Интеллект, созданный в Стамбульском Центре Научно-Теологических исследований, доказал существование Высшего Разума, Бога, Аллаха...
Познай кибологию и вслушайся в свет!
Звучит несерьезно? А как насчет такого заявления:
"Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им..."
Фантасмагория? А ведь это сказал никто иной, как Иисус Назаретянин, вошедший в историю под "ником" Христос (см. Евангелие от Марка, 16.16-17). Так в чем же дело? Почему в мистическое учение о Человеко-Боге уверовали сотни миллионов людей, а "научное доказательство" существования Бога жестоковыйные маловеры подняли на смех? Может, две тысячи лет назад люди были глупее и доверчивее? Малообразованнее - вполне вероятно, но глупее - вряд ли. Как известно, древние обитатели Палестины и всего Ближнего Востока были очень мудрыми людьми.
Итак, повторяю свой вопрос: почему несколько сот лет назад носители религиозной догмы без труда увлекали за собой толпы, а сегодня их подвижничество воспринимается как буффонада и вызывает лишь саркастическую улыбку? Ответ, как мне кажется, следует искать в социальной функции религии. Что подкупало человека в сложном наборе культовых обрядов, в строгом соблюдении установленных свыше правил и в мистической необъяснимости священных писаний? Что он ждал и получал взамен? Пожалуй, ничего, кроме твердости своей веры. Но именно это и давало ему спасительное чувство справедливости судьбы, надежности своего бытия и незыблемости мироздания.
Благодаря религии человек чувствовал себя в безопасности от окружающего мира. Истинно верующих обходили стороной землетрясения, извержения вулканов и эпидемии, не говоря уже о более мелких бедах и болезнях, а вероотступники, напротив, пребывали в постоянном страхе неминуемой божьей кары, самой "гуманной" из которых можно считать прямое попадание молнии, как убивающее на месте, без мучений. Если Бог и посылал страдания праведникам, то они воспринимались как испытание веры, но не как наказание. То есть были исключением из правила, настолько редким, что записывались в каноны, как в случае с Иовом.
Но главное, религия и ее институты в лице церкви и общины давали пастве не только моральную поддержку, но и определенную материальную страховку. Человек, исправно плативший подати в копилку общины, всегда мог рассчитывать на ответную материальную помощь в экстремальной ситуации, например, в случае пожара. Церковь выполняла функции органа социального обеспечения: при храмах кормились толпы нищих, а бездомные могли рассчитывать на приют в монастыре. Церковные школы для многих детей были единственным местом, где они могли получить образование, а богодельни - последней надеждой престарелых. Сами церкви и монастыри строились как хорошо укрепленные оборонительные объекты: будь то гражданская война, смута или нашествие иноверцев, люди искали убежище и спасение в церкви. Бог был не просто фигуральным Спасителем - в храмах люди действительно находили моральное и физическое спасение.
Кризис религии наступил тогда, когда человек перестал видеть в ней "спасательный круг". Это произошло вместе с внедрением в жизнь системы социального обеспечения. Представьте себе современного западного человека: в холодильнике - запас еды на неделю, в шкафу - одежда на все времена года, в банке - сбережения "на черный день". Здоровье, машина, дом и сама жизнь - застрахованы на крупную сумму. И вот этому урбанизированному аборигену каменных джунглей является на экране монитора невнятный призыв "познать кибологию и вслушаться в свет". Ради интереса он, конечно, познает и, возможно, вступит в ряды, если только... убедится в том, что это невинная игра или развлечение, типа хеллоуиновского карнавала. И действительно, зачем ему всерьез нужна религия с ее активным внедрением в личную жизнь, когда некий посторонний человек, пусть даже в красивых ритуальных одеждах, начинает диктовать, что можно кушать, а что нет, и в каких позах спать с женой, и что можно делать по воскресеньям, и что нельзя по субботам, и что - никогда и ни при каких обстоятельствах.
Как бы то ни было, религия рассматривается в современном обществе как самоограничение. Если человек уходит в религию, то чаще всего под знаком самопожертвования. Более того, создается впечатление, что так было всегда. Но было ли? На эту тему можно долго и нудно спорить, потому что речь идет о субъективных факторах, не поддающихся измерению. Давайте лучше сделаем вывод из того, что было сказано. Резюме представляется однозначным и неутешительным для виртуальных мессий: в Интернете нет почвы для серьезной религии, потому что сеть ничем не угрожает человеку. От чего искать спасения в сети? Если только... от самой сети, от чрезмерного увлечения "паутиной", от вредного воздействия компьютера на психику и здоровье. Поэтому наиболее серьезный и массовый культ в Интернете - движение компьютерных луддитов. Но и здесь есть свои ограничения: борьба с компьютерами при помощи самих компьютеров загоняет кибер-луддитов в замкнутый круг.
Итак, религия в сети - несбыточная утопия. Но как показал опыт Виртуального Вселенского собора, в кибер-пространстве может существовать своя кибер-вера. Именно не религия, а вера - стремление к познанию Бога, очищенное от догм и ритуалов, вера как приближение к высшему знанию, к последнему откровению. Пересказывать все, что было сказано на Соборе - бессмысленно. Это - своего рода виртуальный опыт, через который можно пройти, но который нельзя передать другому. Как пройти через него? Попробуйте внимательно прочитать все с начала до конца, и тогда в какой-то момент вы ПОЧУВСТВУЕТЕ... Именно не поймете, а почувствуете сердцем и ощутите на своей коже приближение к Истине. Уверяю вас, что это ни с чем не сравнимое ощущение. Не могу гарантировать, что всем дано испытать это, но многие - уже испытали. Если вы решитесь, то значит, у вас уже есть большие шансы на успех. Ведь не каждому дано и решиться. Ваш ход.
Copyright (c) 1998 by Alexandre Romadanov