БЛАЖЬ И БЛАЖЕННЫЙ

Утром я проснулся в разбросанной постели. Было ясное осознание какой-то необъяснимой ответственности. Такое бывало, когда я прежде выпивал. Но с этим я давно распрощался, не найдя в том успокоения. Рука была сжата в кулак. Расправив ладонь, с удивлением обнаружил на ней небольшой, но навесистый черный камешек. Оторопь взяла. Я вспомнил сон. "Что будет - случится." Философский камень! Нереальность перешла в реальность! Поразительное чудо! "Так, так, - думал я. - Найти агнца божия! Это кого ж?"

В этот летний день солнце стало томить уже с раннего утра. Я подмел дорожки, собрал бытовые отходы под стенами пятиэтажки, стекла от разбитых бутылок, которые каждый вечер выбрасывались из её окон, подобрал всякую разбросанную дрянь и всё отнес в большой мусорный ящик. Выбитую, как обычно, фанеру в дверях забил снова. Поправил сломанный штакетник у подъезда. И стал толкать машины, перегородившие проходы и тротуары, чтобы они своим отвратительным визгом позвали хозяев. До реформ они этих машин не имели, но служили материально ответственными за народную собственность. Народная собственность околела, а благосостояние стражей её тут же возросло.

Осталось дождаться мусоровоза, чтобы потом, когда он опрокинет содержимое ящика в свою клоаку, навести вокруг него порядок.

Во дворе под тенистым деревом у развесистых кустов уютно разместились зашарпанный, но полированный местами столик, скамейка, тарные ящики. Это наш дворовый клуб. Там уже сидят.

Запрокинув голову, отслеживает игру света и теней на блуждающих листьях тополя спившийся после разгона института и теперь безработный бомж кандидат технических наук Животовский. Бомжом он стал, когда, не выдержав яростных рекомендаций радио и телевиденья, заложил квартирку под проценты какой- то фирме, уехавшей вскоре на Багамы с чужими деньгами, оставив, конечно, большую часть государству, подтрунивающим теперь над ним за его легковерность. Так сработала идея гения российской экономики: чтобы дать народу - надо отнять у него.

Рядом в заштопанном кителе и цветных штанах сосредоточенно нервничает отставной полковник Сковородников. Он ждет, когда зеленый военный фургон привезет канистру ворованного технического спирта и противогазы. Вместе с соседом Альбертом, студентом юридического факультета, ему предстоит приготовить высококачественную продукцию фирмы "Кристалл". Наклейки и пробки привозит студент из института, а воронка и ванная у него есть. Противогазы готовятся к войне.

Пара ведет интеллигентную беседу. Я присел послушать.

- Полковник, - говорит Животовский, - какую ценность имеет человеческая жизнь?

- Жизнь ценности не имеет. От неё одни убытки и хлопоты. Его расти, корми, обучай, а потом он смотрит на тебя, как бы из тебя же что-нибуть выжать в свою пользу. Последнее отнимет и рожу набъет. Ценность будет тогда, когда с него больше возьмешь, чем дашь. А пока от людей одни убытки. Нанять убить - тысяча долларов. Вот и вся ценность.

- Это Ваше кредо?

- Вот вы, гнилые моралисты, твердите о жалости, о человечности, так какая прибыль с неё? Стране нужен экономический прорыв! Как достичь? Нужно, во-первых побольше свободного пространства и сил для рывка. Слишком много людей на нашу бедность. Когда еды маловато, то и животные душат свой приплод. Нужны расстрелы и война. Пусть люди постреляют. Оружие разрешить. И конечно придушить пенсионеров, которые не могут ничего. Во-вторых, побольше жесткости. Бить любыми приемами. Власть не разрешит, сами будем это делать. Станем только крепче. И основное, - разрешить свободно воровать. Чтоб довести воровство до предела. Тогда всё расставится по своим прочным местам. Вот и начнется прорыв. Не будем так делать - коммунисты снова придут к власти, чтоб давить свободные порывы народа. Вот этого мы не допустим. В этом, так сказать, залог необратимости наших демократических завоеваний. Так что это не кредо. Это путь выживания. Все демократические страны его прошли, но не так сжато.

- А Вы, конечно, за демократов?

- Не. За демократию только дураки. Да и откуда в России взяться демократии? В России бары да холуи. Если не будет барства и холуйства, тогда и жить незачем. Нет. Я за рыночные отношения. Но с холуйством.

- Это как?

- А так. Ты смотри, что от меня оторвать, я от тебя. Хочешь жить? Набирайся сил и ума, чтобы смог побольше да похитрее отнять. А если у меня ничего нет, дай мне возможность это произвести. Иль заработать. Так все и вытянемся.

- А как с холуйством это совместить? - кривится и не понимает Животовский.

- Каждый должен иметь право выбиться в начальники. Чтобы запрещать чего-нибудь для общего блага. Да присматривать, получая чего надо. Да разрешать за деньги. Сохранять какой-нибудь порядок.

- Зачем это нужно?

- А затем, чтоб уважение сохранить. Его холуйство бережет. А не демократия.

- Я думаю, что холуй должен ненавидеть хозяина за унижение своё.

- Ошибаешься. Нет большего наслаждения, чем отдаться целиком унижению. Унижение чувствуют не переломившие свою гордыню. Им и на роду написано быть униженными. Блажен раб, целующий ноги господина.

- А дальше?

- Дальше также и до бесконечности. Еды будет, как на швецком столе, лопай и тащи, лучше пусть гниет у тебя, чем у другого. Потребности всегда будут больше возможностей. Но тогда и начальников будет побольше. Получаешь сам - делись с другим.

- Люди не думают, как Вы. Не зря же восстанавливаются храмы.

- Храмы, чтоб совесть отмывать. На всякий случай. Грех, он запросто искупается. За нас Иисус всё искупил. Только свечку поставь, да скажи: Господи помилуй! Чего там. Жизнь дана для радости, так и рви её как можешь. Люди не дураки, все голосуют за рынок. Вон идет человек, спроси.

Нецензурно выражаясь, приплыла толстая тетка Ольга Ивановна.

На ней запятнанный белый фартук, прикрывающий рейтузы и бушлат. Она представитель малого бизнеса. Её палатка недалеко от нашего дома, рядом с отделением милиции. В ассортименте водка полковника и всякая дрянь, изъятая милицией у расплодившихся неорганизованных торговок. До победы реформ она преподавала детям литературу, этику и физкультуру, чтоб набрать часы. А нынче она при деньгах, а значит - при власти.

- Где баланс? - Сковородников не уважает брань, а уважает четкость.

- Где дилижанс. Ты мне бухгалтера найди для баланса - тетка стала в позу учительницы. - Да чтоб не пил, как старая лошадь!

Лицо полковника теряет правильные очертания.

- Ну, ты и б...!

Ольга Ивановна счастливо смеется. Она любит, когда в ней чувствуют женское начало. К тому же она где- то прочла, что эротизмом проникнута древняя индуистская религия, увидевшая в нем знак миросотворения и источник всех благ, и догадалась, что мат подспудно отражает эти же религиозные представления, вышедшие из подсознания российского народа. Матерный язык и идет из подсознания. И является первичным по отношению к полинявшему и пресному литературному, выношенному бесполыми монастырскими старцами, да витиеватыми иностранцами, привыкшими пальцами делать то, что русские делают иными частями. Она была уверена, что зажим мата дряхлой интеллигенцией произошел от слабости позиций коммунистов. Знание же его позволит лучше понимать и передавать неисчерпаемые нюансы отношений русской души. Исконную культуру не уничтожить. Её следует восстанавливать со школьной скамьи.

Как-то я спросил словесницу: "Как отразится капитализация страны на русский язык?" Она вздохнула и ответила так: "Как отразилось иго татар на него. Если не удержим свою самобытность, русский язык погибнет вовсе. Процесс уже пошел. Вон - автолайн вместо извозчика, змеиное шоу, вместо праздничного представления, бизнес вместо охмуриловки. Удержит натиск иностранщины только мат. Его не искоренишь и ничем не заменишь. Мы же всё обматерим." "Почему постоянным фигурантом в мате присутствует чья-то мать, давшая название этому фольклору?" "Плодородие всегда было источником жизни. Плодородие земли, стада, семьи. Его ждали, призывали, желали себе и другим. За ним видели изобилие, успех. Слово Мать обозначало женское, плодородное свойство, которое могло проявится при покрытии его мужским свойством. В русской языческой вере мат имел образ пожеланий благополучия. Гонение на него пошло с введением нерусской веры - христианской, от неё он стал считаться сквернословием. И стал в народе проявлением необузданного протеста против порабощения чужим своего."

Вместе с ней школьница, умница, красивая девочка Маша. У Маши талант художницы. Это видно по её лицу.

"Художник видит чувством, - говаривала она, - но в людях оно спит и его надо будить. Любыми способами. Самый блестящий результат дает эротика." На самом деле она любила чувствовать, отдавая чувству понимание жизни. И развивала восприятие чувством, как развивает музыкант свой слух, а дегустатор - обоняние и вкус. Она вливалась в природу, как кошка в утро. Грациозная, чувственная, бесстыдная, она носила свою наготу также непринужденно, как рабочий спецовку. Маша нашла своё увлечение в профессиональной проституции, не ведая сути первородного греха. И не потому, что решилась выйти на рынок секса, а потому, что она обожала своим необыкновенным телом рисовать этюды искуса его. Вычерчивать орнаменты желаний и плести из них красочные кружева, вытаскивая из партнера неведомую ему рудиментарную страсть. Чтоб и одарить его этим озарением. Оплата придавала законченность творению. И служила границей между разными мирами.

Ольга Ивановна боготворила юное дарование, как яркое свидетельство самоутверждающегося женского начала в чистом его виде, какое, видимо, изначально и было сотворено богом.

Гранддама вытащила из под одежды моток ассигнаций, несколько отделила и протянула опухшему производственнику.

- Вон твои ворюги едут. Расплатись. Да возьми с них расписку!

- Одурела?

- О материальной помощи. Для рэкета. - разъяснила бизнеследи азы современной торговли.

- А на зарплату фирме? - полковник скосил глаза.

Не торопясь, добавила бумажку.

- И всё?

- Господи, - покровительственно и ясно она смотрит в глупые глаза военного - зачем тебе деньги?

- А зачем, по-твоему деньги вообще нужны? - уходит от ответа Сковородников.

- Объясняю, кто так и не понял, - поставленным голосом приступила к изложению Ольга Ивановна. - Деньги нужны, чтоб делать деньги. Это, так сказать, в промежутке. А в конечном итоге - для полноценного секса в молодости, ублажения придурковатой неполноценности в зрелости и куска хлеба в старости.

- Скажешь, - секса! - поганенько взвизгнул слушатель. - А если купить что? Или встретить друзей? Поехать куда? На представление сходить. А у тебя всё одно в голове!

- Тупые ж военные! Форма, что ли влияет? Или наука убивать других не любит? Вот скажи: оторвут тебе то, по чему тебя мужиком считают, что тебе захочется, кроме куска хлеба? На представление сходить? Чтоб не понять, о чем там речь идет? Украткой посмотреть на праздник чувств, выросших из этих самых мест, которых ты, считай, лишился? Друзей пригласить? Чтоб попищать о черством хлебе? О чем еще?

Ты не понимаешь, что только три органа крутят человеком: голова, желудок и то, что между ног? Всё! Голова редко у кого есть, она не в счет. Чаще всего она привязана к двум другим органам. Как придаток. Да разве что заскочит какая блажь. Так что и остается, что остается.

- А оборона? Сколько же денег идет на неё!

- Я тебе так скажу. Во все времена войны шли не из-за территорий. Это плешивые историки придумали. И не затем, чтоб побольше сожрать.

- Ну, из-за амбиций, например.

- Не надо помогать. Относительно амбиций скажу, что они тоже выползают из того, что между ног, от перепревшей гадости, не нашедшей должного применения. От перетрудившегося петушиного хорохорства. Так я о другом. Они шли из-за баб. Прошлых, настоящих, будущих. И больше не из-за чего. Только точнее не столько из-за баб вообще, а настоящих стерв. Мужикам всегда требовались отменные стервы. Как бриллианты этим стервам. Вся ценность этих глупых штучек пошла от них. Полмира хотелось положить к их ногам. Свою отвагу показать. Ты знаешь, чем определяется национальное богатство? Думаешь - золотом, дворцами, природой, талантами? Ошибаешься! Оно определяется предметами интереса стерв. И чем ядреней интерес, тем больше стоит то богатство. Вот захоти они сильней всего на свете дерьма пингвина, и - всё! Всё золото полетит с дворцами. А дерьмо станет национальным богатством. Вот героиня Скотта ввела моду на алмазы, отбросив ведущие тогда опалы. Как ты думаешь, почему Америка самая богатая страна? Потому что, думаешь, там коммунистов не было? А всё не так. Да потому, что российским стервам никогда не хотелось того, что американским стервам. А вот вдруг нашим захотелось того же - а того же и нет. И зависть определила разницу. У соседа всегда груша толще, если её вдруг захотеть. Россия обабилась. Мужики сразу головы в руки и, вместо того, чтобы задницу им исполосовать, бросились воевать, революцию делать. Тело женщин в оформлении сумасбродства управляет головами мужиков. И экономические взрывы от них. И экономические законы исходят от женского начала. Стервы крутят миром, голубь мой военный. На земле всегда была диктатура женщин над слабых головами со жлобным сексом мужиками. Цивилизация, дорогуша, там, где матриархат. А ее символ - мужик на коленях перед женщиной. Хотя по секрету скажу тебе, что баба, она никакой не слабый пол. Она и хитрее, и смышленей, и выносливей любого мужика. Пока мужики, как полудурки, играют в свои войны, бабы и пашут, и строят, и детей растят. Причем мальчишечек, приметь, они с детства до старости воспитывают. Ты в школе видел мужиков? Нет, бабы знают, что делают. Они, эти мужики, знаешь для чего им нужны? Вот Маша это поняла сразу. Верно, Маш?

Маша вспыхнула и непонятно подтвердила:

- Спрос породил предложение. А спрос на женщин с отклонениями - это что-то из области мужской психопатии. А она слабо изучена.

- Наукой доказано, всем крутит экономика, - не сдается полковник.

- Не повторяй, чего не понимаешь. Экономика - компенсация бессилия ума, когда члены огнем горят. Она - выкрутасы жлобства от животного начала на площадке надуманных приличий. Секс её танцует, грубая плотская страсть. И нездоровая потребность в насилии. Никакого бы прорыва экономики не надо было б, если бы не зависть к зарубежным возможностям в этой области. Экономика, господа, это способ расправить и зацементировать как можно плотнее человечество в гробу его деликантных причуд. Знаешь, какой мотор движет развитие экономики? Ну, что из века в век меняется в человеческой природе? В той, самой изначальной? Руки, ноги, кишки, ум? Нет, уважаемый! Только переход половой функции деторождения в психотропную функцию, извратившую её изначальную роль и намертво прицепившую голову к жажде половой необычности, а точнее - разврату, а от него - к созревшей общей блаже, получившей название - достойная жизнь.

А стерв, генералиссимус, у тебя никогда не было и не будет. Потому что, если мужики раньше из-за них воевали, то теперь других пошлют, чтоб пред ними же себя показать. А, они, эти стервы, не бъют их по морде за низость, а одевают платье кутюрье. Чтоб измять в постели. А тебе, как типу с ремеслом убийцы, сбросят со своего стола, что им не нужно. Потому что тебя презирают. Но расскажут что- нибудь про патриотизм и национальный интерес.

Полковник проскрипел.

- Врешь, безумная! Военные всегда защищали родину, общий дом!

- Скажи, Животовский, где твой дом? Где твоя родина?

- Они остались в прошлом, - тихо ответил бомж. - А родина, это то, что я любил. Любил работу, дом. Любил людей, населяющих страну. Любил то, что мне казалось было - честь и достоинство. До перестройки мы многого не знали о себе. Теперь я вижу, что нет этого ничего. По-моему и не было. И нет нигде ничего такого, что заслуживало бы любви. Я не знаю такой ценности, за защиту которой можно было бы положить свою жизнь или даже убить.

- Вот видишь, китель, и никогда не было такой ценности, соизмеримой с жизнью. Такие ценности придуманы стервами.

- Что ж, по-твоему, если нападают, так и бить нельзя? Дом всегда был огорожен забором! Волк нападает на зайца, и тот обороняется, если в угол забежит.

- Это ты правильно говоришь, для тех, у кого ума нет. А для умных ни забор, ни оборона не нужна. В этом и есть человеческий прогресс. В драках и битвах, полковник, победителей не бывает. И то, что вы есть и и подначиваете всех для своего выживания, тормозит этот самый прогресс. Так что спекулируй лучше и воруй, чтоб достать себе сухарь.

Иди -ка, лучше к машине. Вон, ждут уже.

А в это время у подъехавшей машины о чем-то яростно орал вертлявый парень с повязкой дружинника прошлых времен. Он указывал на столб позади её. Это был Витя-Прыщ. У Вити был широкий профиль работы. И большой штат работников из молодежи. Он раньше при горкоме комсомола помогал освобожденным с устройством на работу. Прыщ рассуждал так. Организация - это деньги. У кого выше уровень порядка, тот и с малыми деньгами прорвется. А при бардаке последние деньги улетят. Вот в стране инфляция. Экономисты причины ищут. А причина одна - в бардаке. Больше бардак - больше инфляция. Наведи порядок - и начнется подъем. Но всеобщий бардак нужен. Он крутым за счет своей жесткой дисциплины обеспечивает запросто, без труда оседание чужих денег у них. Любое дельце, хорошая организация и всеобщий бардак - в этом успех любого умного деляги. Витя даже мечтал предложить иностранцам за валюту крутить в стране бардак до беспредела, чтоб им из этой губки было проще деньги выжимать. Но, видать, не один он такой умный. Мастеров из высших этажей власти не переплюнешь.

При милиции он организовал вытрезвитель с ограниченной ответственностью и искал туда клиентов. Иногда даже подпаивал для организации потока. Посматривал квартиры, которые отказались от охраны милицией. Можно по трубочке бензина в нее налить. Напряжение подать 380 вольт. Стекла по возможности разбить. Да, мало ли что?

В свободное время вывешивал за машинами на столбе знак "Въезд запрещен" и требовал откупного. Чем сейчас и занимался. Он ничего не боялся. За ним была милиция.

Когда Сковородников ушел, кандидат наук поинтересовался.

- Если Россия обабилась, то почему в ней замерла, оцепенела производственная жизнь? А не развернулась, как предполагалось?

- Потому что простодушие и честь стали глупостью, деньги, которые - кровь промышленности, средство взаимоотношений, - товаром, присвоенным банками, теперь съедающими через дикие проценты не только всю прибавочную стоимость, но и обгрызающими основные фонды. Курс рубля отражает ещё живую часть организма. А вернее - скорость умирания. Потому что, если деньги не развивают промышленность, они гниют. Чтобы одеяло денег плелось из труда, его надо осторожно растягивать, а не вырывать из чужих рук себе в карман или в горло. Чрезвычайная, бессмысленная жадность! Разве ж это не бабское отношение к себе и другим? В аду рая нет.

Маша широкими и грустными глазами посмотрела на позабытого ученого.

- Где Вы ночуете, Животовский?

- У друга в гостинице.

- У меня на чердаке, - уточнил я, - в моей квартире он жить не согласился.

- Каждый должен нести свой крест, - покорно ответил тот.

- На что Вы пьете? Едите, наконец?

- Ни на что, - ответила Ольга Ивановна, - в палатке даю.

Ученый вдруг заорал и побежал куда-то, скрываясь среди деревьев.

- В туалет, должно быть, захотел, - предположила дама.

А девочка отрицательно покачала головой.

Тогда я спросил у всё знающей Ольги Ивановны:

- Вот скажите, Ольга Ивановна, если, по-вашему, - женское влияние управляет всей жизнью на земле - "шерше ля фам" - говорят французы, то почему это миновало страны, группы с религиозным фанатизмом? У которых, действительно, нелады с цивилизацией? Почему у нас женщину умаляют о любви, а там мужчины позволяют себя любить?

- Это чтобы, когда наши мужички совсем обабятся в своих деньгах и барахле, было б где найти источник действительно мужского качества. Способного вывести нас оттуда, куда наша бабская блажь заведет. И выбросить ее вместе с экономикой к чертовой матери. Способного явить существо по-настоящему мужского, а не бабского свойства, а значит, шагнуть выше войн к абсолютным ценностям мира.

Деньги зарабатывать стыдно. Недостойно настоящего мужика. Как стыдно большому переростку тянуться к мамкиной сиське, отталкивая слабеньких братьев.

- А если и их наши бабы сломают?

- Похоже все идет к какому-то отвратительному финалу. Одно я знаю точно - отсталых народов нет. Дикарь может отличаться от европейца, как жень-шень от морковки. Сумма достижений цивилизации и плодов внутренней духовной жизни у всех народов одна. Только они перераспределяются куда-то не туда.

Я взглянул в её лицо.

- Что такое Философский Камень?

Она внимательно посмотрела на меня, задумалась, и сказала:

- Хороший вопрос. Прежде алхимики так называли средство, которое могло бы любое дерьмо переделать в золото. Астрологи верили, что в нем запрятана тайна жизни. Мироздания. А может быть и бессмертия. И как будто он всё лечит. С чего это ты спросил?

- Я думаю, что у меня он есть, - и вытащил из кармана своё приобретение. Женщины посмотрели на него с интересом.

- Это хризолит? - предположила Маша.

- А кажется, что черный гранат. - высказалась Ольга Ивановна.

Они увидели своё, понял я. И ответил:

- Просто он с гипнозом.

Спрятал обратно и ушел к подкатившему мусоровозу.

Сегодня у работников нашего РЭУ выходной. Месяца три назад контора получила долгожданные деньги на капитальный ремонт ветхих домов. Тут как Дед Мороз прибыл среди лета с мешком подарков. Холодильники, ковры, современная сантехника для хорошего дома, ну, не всё ж мимо носа! В общем, остатки отдали на пропой.

- Эй, дворник! - кричит, пробегая, Гавриловна, наша начальница, - Дуй срочно в вышестоящую организацию, меня туда вызывают, а послать некого.

Иду в Дирекцию. Внутри, как на затонувшем "Титанике". Всё дорого, прикручено и люди с лицами вальяжной обреченности. Сунул физиономию в кабинет. Тут же, увидев чужого:

- Выйдите вон без записи!

Но потом поймали и сказали так:

- Что пьете - хорошо, а вот, что без нас - плохо. Кто вам денег дал? А кто больше не даст?

Директор сунул какие-то документы. Выправить лицензию в "Горлицензии" на производство работ в дурдомах. Договор заключим с ближайшим. Тихо говорю:

- А наш участок чем хуже?

- У дураков деньги возьмем, у себя истратим, - так же тихо, - на то дураки и есть!

- Но надо ж будет что-то делать!

- Иди отсюда!

Прихожу к Гавриловне, рассказываю. Она достает связку денег, заворачивает в газетку, чтоб непонятно было, но не совсем, и отправляет в "Горлицензию".

Я этого парня заприметил на входе в метро. Печать какой-то отрешенности. Как будто он находится не в нашем мире. Чудной парень. Я показываю поддельный проездной и прохожу. А он показал протянутые руки. "Ты псих?" - спрашивают. "Это руки моих отцов и дедов, что строили метро" говорит. "Оно моё по праву наследства". Позвали милицию. Ему заломили эти самые руки и поволокли в свой мордобойник. "Блаженный какой-то" - смеялись и ругали его свидетели события. "Давить таких надо!" "Вот ты, старая, едва концы стягиваешь, - говорю бранящейся бабке,- а вот нефть, газ и прочее, что раньше общими были и тебя кормили, ведь отняли, украли попросту говоря. Что ж ты не возмущаешься этим?" "А потому, - отвечает, - что, кто сумел украсть, тот и молодец."

В вагон метро заходит мордоворот в форме, похожей на СС прошлой войны, и голосом, не допускающим возражений, громко на одной ноте, объявляет:

- Приготовьте проездные документы! Ваш билет! - к мужичку.

Тот засуетился, зашарился по карманам. Наконец, обрадованный, протянул пенсионное удостоверение.

- Ваш? - к следующему.

- Я, знаете ли, прошел по жетону.

- Где квитанция об уплате за проезд?

- Какая? Откуда?

- Вы, что? Читать не умеете? Билет сохранять до конца сеанса! На покупку и услугу требуйте чек или квитанцию! Короче! Или штраф на месте в пятикратном размере или пройдемте со мной! Многие проникают через колодцы! Будем проверять.

Мордоворот и визави встретились взглядом и последний сдался. Далее всё пошло, как по маслу. Оплатившие штраф готовы были сожрать упирающихся. Не имевшие квитанций ругали новые порядки, отсчитывали названную сумму. И просили квитанции об уплате.

- Скажите, если спросят, что прошли контроль Вола. Это наш код.

- А как расшифровать? - пристал любопытный.

- Военной лаборатории.

- А форма такая откуда?

- От Кристиана Диора, болван.

В лицензионной конторе толпа бестолковых просителей. Местный наткнулся на одного из них.

- Вы к кому? - строго.

- Я, видите ли, лицензию...

- А я не спрашиваю зачем, а к кому! Не знаете? Надо знать! И в какое время. Когда узнаете, тогда и приходите! Всем очистить помещение! - потребовал он.

Я подхожу к нему и говорю тихо и со значением:

- С пакетом про дурдом.

Он понял всё мгновенно. Открывает свою дверь и меня - вовнутрь. И дверь на замок.

- Где пакет?

Показываю. Нормально.

- Есть справка, что прошли специальные медицинские курсы на санитаров? Нет? А допуск к вредным условиям? Нет? А разряды? А аттестованное оборудование? А что у вас есть?

Показываю на пакет.

- Приходите завтра. Принесете столько же.

Уходя, я остановился в дверях и сказал.

- Знаете, а я Вам завидую.

Тот вскинул брови вопросом.

- Мне бы такую уверенность в собственной необходимости.

- Главное, чтоб быть полезным людям. - И он помог мне выйти.

- Потренируйся, - говорит Гавриловна, - у специалистов. И привела к неопохмеленным сантехникам.

- Вот что, - смотрят на меня, - ты за президента или хрен знает за кого? За "Спартак" или наоборот?

- Меня к дурдому.

- Тогда беги к палатке. Там спросишь - зачем.

Палатка называлась "Эврика".

Опохмелились, велели тащить за ними банку с керосином.

В подвале дома, в котором требовалось провести капитальный ремонт труб, специалисты соединили к ним принесенную банку, всыпали еще какой-то химии и стали промывать насосом систему.

- А теперь, - говорят, - бегай по дому и нюхай, где пахнет.

Сам дьявол не поймет, чем только в том доме не воняло.

Было признано, что всё прошло нормально. Поймали какую-то общественницу и она подписалась, что у нее к нам никаких претензий нет.

"Героический век!" - почему-то подумалось мне тогда.

Того Блаженного из метро я увидел избитого и выброшенного из милиции, сидящего на корточках у её стены. Я подошел к нему и сел рядом. Закурил и неспешно завел разговор.

- Я знаю тебя. Ты Блаженный.

Тот посиневшим глазом смотрел на землю и, видимо, соглашаясь, молча кивнул.

- Ты, парень, - продолжал я, - видать, не можешь жить без неприятностей. Впрочем, оно понятно. Каждый имеет право на собственное несчастье. И потому ищет его повсюду. Тебе обязательно надо быть здесь?

- Я не знаю, где мне надо быть. - ответил тихо.- А кто это знает?

- А почему бы не пойти домой?

- Здесь мой дом.

- Милиция? Тюрьма - твой дом?

Он глазами пустыни посмотрел вокруг и вздохнул:

- Мой дом повсюду, где я есть. А я всегда в тюрьме. Я даже ношу её с собой, она во мне, и не могу вырваться из своей тупой ограниченности! Мне к свету надо - в грязи сижу. Ноги, руки перебираю, но вяжет она! Воплю о свете с мешком на голове. Душа обгрызана, живот я ненавижу. А в окружении какой-то бред. Милиция - нам зеркало. Она показывает нам нас же схематично.

- Бред не имеет отраженья!

- Наша болезнь демонстрирует самую себя нам же яснее всего во всей кровавой ясности не в какой-нибудь печати, а именно - в милиции. В органах воздействия на нас. Милиция - не инопланетяне! Это - мы! Наши отцы, братья, маленькие мальчишки, попки которых мы отмывали. И вот он бъет меня резиновой палкой, мной же сделанной, с такой ненавистью, словно у него никогда не было матери, не было брата, любимой, как будто его кто-то вырастил в колбе! Или вытащил из ада. За просьбу мою прочесть мне их же обвинение, которое я должен был принять. Безысходная тупая злоба образовалась в моем доме.

Печать беспомощна в освещении природы человеческой низости, породившей эту же самую печать. Что останется печати, если вдруг порок исчезнет? Она и требуют от окружения компенсации сволочизмом. Дай преступление любой ценой! Чтоб на обличении заработать. И вал насилия идет. Никто не скажет, для чего. В порядке видится покорность, с регламентом страха и ненависти. "Человек рожден для счастья". Взять счастье и перья ощипать, чтоб вглубь вглядеться! Что в нем? Был классик прав: "Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!"

Я видел, что Блаженный распаляется. Его надо бы увести от этого опасного места, где мы птенцами у пасти сидим.

И я вмешиваюсь в монолог.

- Люди, что обидели тебя, не виноваты в том, что они, не понимая того, обречены быть жертвами происходящей революции жлобов. Идем со мной. Движенье нам поможет.

Мы поднялись и я его повел к себе.

- Ты, Дворник, видно хочешь навести порядок в моем уме. Спасибо, ненапрасный труд. В моем уме, действительно, порядка мало. Откуда взяться порядку для него?

- От природы, например. Совершенная гармония есть в ней.

- Глупость, Дворник, то, что дуракам кажется умным. Раз у гармонии больные дети, то не гармония она. Совершенство единственно. Как истина. И потому не может плодиться, чтоб далее поиски себя продолжить. Да кому известно, что есть гармония и совершенство? Где Философский Камень смысла?

- Зачем он тебе?

- Чтоб остановить безумие, происходящее в моем доме.

- Блаженный, безумие поддерживает самое себя, найдя в себе восторг. Оно будет биться за себя. Даже жизни положит, чтоб только не кончаться. Как безумие наркотического дурмана. Человечество в таком дурмане. И не захочет выйти из него. Невероятное усилие нужно для его спасения. Посмотри: люди воруют, хватают, тащат, а их бъют, уничтожают, отстреливают, заклинают перестать, но они, как одержимые, не понимая даже - зачем они это делают, всё продолжают стаскивать добро к себе. Ими движет рефлекс накопления, который сильнее жизни. Вот родители посылают мальчиков своих убивать других мальчиков от других родителей. Знаешь - почему? Потому что насилие, как гнев, им доставляет наслажденье, как облегченье при туалете. И они не могут противостоять помешательству своему. А мальчики с той и другой стороны идут на заклание, как завороженные счастьем свершения смерти. Их нельзя остановить! Если б они имели внутренний запрет к убийствам, никакая б сила не смогла бы затолкать в их руки оружие. Но смерть манит и без приказа. Мальчишки мечтают об автоматах. Изготовители их еще не прокляты людьми! Они в доблесть возведены! И уважения хотят! Политики и офицеры лишь организуют эту похоть. А маниакальная страсть власти? При полном отсутствии понимания её порочности, как средства углубления идеи насилия, несущей обманную цель. Тяга к пороку, чтоб стать им. Как остановить жажду безумия? Чем? Потрясением? Разумом? Нет ключей к человеческой сути.

- Есть, Дворник. В обнаженном сердце. Но оно должно гореть огнем и заражать других.

Мы подошли к нашему дворовому клубу. Животовский смотрит на небо, умиротворенно зажав стакан. На столе стоит бутылка водки. Маша с Витей-Прыщем и студентом Альбертом обсуждают способы войти в контакты с заграницей. Маша полагается на удачный брак с принцем Брунея Джефри. Витя за прорыв всей сопливой бандой на тибетской границе. А студент - подавшись в шпионы. Всё - равно - в какие. Или в "Гринпис без границ". Они пришли к выводу, что будущее человечества за миром грёз и иллюзий. Начало тому положено книжками, кинопродукцией, сектами, эротическими вакханалиями, хорошими шоу, кабаками, вот сейчас - наркотиками, а там - виртуальными компьютерами с одурманивающей музыкой. Зачем с этим бороться? Ведь счастье - цель! Цель достигнута - умирай! Зачем его всю жизнь по крошкам собирать? Всё равно - умрем! Зачем жить сто лет до миллиона болезней, когда за двадцать можно будет получить этого счастья столько, сколько полагается на десять жизней? Счастье растить своих детей? А им, этим детям, оно нужно? Чтоб их родили, учили, воспитывали? Ученые не могут понять, почему молодые по-варварски относится и к родителям, и ко всему окружению? Да они не виноваты в том, что их родили в этом сумашедшем доме. И вправе требовать компенсацию за это. А компенсации нет. Так чего ж не мстить за своё рождение? Человечество должно быть благодарным за открытие мира грёз, иллюзий, счастья, куда каждый желающий может уйти. Итак, масштабы проекта предполагали перенимание передовых зарубежных технологий в этом направлении. Но для этого требовалось вначале влиться в тамошную атмосферу.

- Птицы перелетные, - говорит Животовский, - а кому вы там нужны со своим менталитетом?

Студент обиделся.

- На что Вы намекаете?

- Вы вроде медведя из леса, мечтающего переселиться в цирк. Тесны вам будут нравственные нормы, да и загадите тот цирк. Вы там никогда не будете в своей тарелке. И еще одно. Если ваш мозг когда-нибудь освободится от страсти по скверне, он опустошится вовсе. От чистоты бациллы гибнут. Ползучия депрессия отравит вас.

- А Вы не заблуждаетесь по поводу стерильной чистоты там? - это Витя. - Там нашего брата не меньше, чем тут.

- Да, в каждой стране свои бандиты. Но уровни разные. На разных языках условностей ведутся диалоги между обществом и бандами. Не забывайте положительную роль банд. Ведь их формирует само общество. Банды высвечивают его пороки, олицетворяя их собой. Они не страшны, находясь под контролем общества. Страшны, когда выходят из-под контроля. Те бандиты - аналитики несовершенства. Нет в них ничего такого, чтобы не было бы запрятано в обществе. Да вот общество не делают верных выводов. Отлавливают и прячут их, наивно полагая, что с пороком покончено. Будто металл, очищенный от ржавчины, при тех же условиях больше ржаветь не будет. Те бандиты - кристаллы того общества. Чужеродным там не место. У нас же вся страна в бандитских помыслах. Рай для них. И инкубатор. Полетели к чертям собачьим законы экономики. Законы банд оказались сильнее. Не удивительно, что другие страны обкладывают нас военным блоком НАТО. Странно, что церковь благославляет все диковатые наши дела. И даже вписалась в общий хор. Ходят попы с коробками для подаяний. Не откажутся от подаяний вашего брата. Вливаются в потоки грязи, поддерживая её круговорот. Смотреть тошно.

Смеется Витя.

- У меня есть друг. Вол. Контролирует метро. Он обеспечивает попам охрану. Почему мы дружим с церковью? Чтоб не раскачать лодку. А грести мы будем сами. Церковь, брат, дает престижность. И доверие людей. Попы и сами прониклись рынком. Только товаром стало отпущение грехов. То есть стирка совести. Мы друг друга уважаем.

На нас никто не обратил особого внимания. Пришли, ну, и располагайтесь. Животовский протянул стакан, я наполнил его и дал побитому бродяге.

- Выпей за компанию.

- В компании пьют за своё одиночество. Здесь оно наиболее глубоко. И пьют с самим собою, себя же опасаясь. А стук стаканов, хохот, песни - обман звуками предчувствия тревоги. В абсурде логика беды. Она идет тропой веселья. В иконах смеха нет.

Маша:

- Кто это чудо?

- Позвольте Вам, сударыня, ответить. - сказал Блаженный. - Вот бросьте зёрнышко на землю. Земля вернет вам множество таких. А бросьте в пасть? Так чем она вернет? Правильно. Она вернет дерьмом. Так в чем мораль? Вот если Вы между землей и пастью, и кормите бездонную её, то я с обратной стороны. Я землю опекаю.

- Так Вы крестьянин?

- Да, я христианин. Кто-то ж должен им стать, когда бог покинул эту землю. Чтоб плоть рожала мысль. Но суть ищу.

- Найдете?

- Да. Найду.

- Блаженный! А знаете ли Вы, что людям это не дано? Что это "вещь сама в себе", как говорил старик Философ.

- Кому не следует, тому и не дано.

- Давно ли ищете? - Вся Маша в любопытстве.

- Уж много столетий.

Клубники переглянулись. Очевидно, они присутствуют при разговоре с ненормальным.

- Но люди столько не живут!

- Поиск мой живет.

Вступился Витя:

- Про пасть и про дерьмо, то есть - про нас - сейчас Вы говорили?

- Увы. Про Вас.

- Ну так скажите, в чем же мы не правы?

Блаженный развел руками, как бы очерчивая все окружение.

- Скажите, для чего всё это существует?

- А хрен его знает.

- Скажите, для чего существуют ваши родители?

- Мужик, если не хочешь по ушам схлопотать, оставь родителей в покое. Полудурки они. Если они не знают, откуда нам-то знать?

- Я вижу, что Вы относитесь к ним с болью. Что ж, хорошо. Без веских причин, равнодушно дети не убъют их. То есть обычный стиль отношений, приложенный к другим, не распространяется на них. Это так?

- Ну, положим.

- А к дедам?

- Ты, видать, совсем чокнутый. Причем тут вся родня?

- А люди все - не братья? В каких-то коленах все связаны между собой! Вы можете обозначить ту черту, которая разделяет своих и чужих? Плоть и кровь ваша не общая ль по всей земле? Проливая чью-то кровь, не свою ли льете? А отняв у другого себе, не наказываете ли прадедов своих, братьев, детей общих поколений? Не раскачиваете злобу в своей семье? Не честнее ли было убить себя, как прокаженного в ней? Что сделало из вас изгоев и негодяев? Разве не психическое заболевание?

- Так ведь рынок!

- Рынок, господин, сформировавшийся образ общественной психической болезни. Это её закон. Заступивший на место потухшей совести в семейных отношениях. Скоро он опустится до отношений Вас с родителями. И когда он войдет в вашу собственную суть, вам останется свихнуться.

- Что ж, по-твоему, все люди - психи?

- Известно ли вам, молодой человек, что такое "я" человека?

- Известно. Обозначение самого себя. Так психика ощущает себя, когда человек не спит.

Все посмотрели на Витю с уважением. У него была эциклопедическая голова.

- Я так и думал, - грустно сказал Блаженный, - только психика осталась. Бездонная глубина мироздания покинула людей. Мир людей без всё охватывающих душ. То есть, мир мертвых людей. Блуждает бездна одиноких зомби. Обставляющих бытие сценарием абсурда. В котором бегают, дерутся. И рынок ваш - театр абсурдных отношений. Мертвые не психи. А полумертвых - как назвать?

Животовский:

- А технический прогресс на свалку? Всё, что облегчает жизнь, и делает её разнообразней и свободней?

Блаженный:

- Он сейчас идет как самоцель. Вот в этом и беда. Делайте, что хотите, дерзайте, но знайте - для чего. А этого знания нет ни у кого. Миллионы технологий есть творить предметы. Но ни одной - творить душу. Искусство отражает её, но оно не технология. А воспитание - то же искусство. Церковь же, учредив безраздельное владение душой, загнало её в тюрьму своих догм. Вызволите её на свободу и не гоните прогресс, пока слабенький еще Дух не окрепнет. Не нарушайте баланс дела и смысла его. Разве Вы не видите, что техника, лишенная души, углубляет одиночество? Что дали телефон и телевизор? Думаете - сблизили людей? Они опустошили их. Исчезло таинство взгляда. Подтекст жеста и тона ушли в шаблоны. Где задушевность очистительных бесед, оставляющих след на года? Во что превратился ритуал изливания чувств? Не сомневаюсь, что сам прогресс скоро приведет или в тупик, или к необходимости учета пространства Смысла, освещенного Духом. Объясните мне, господа, какой одухотворенный смысл движет вами? А не знаете его, так остановите свой прогресс! Задумайтесь, куда и зачем вы несетесь? Потом опомниться, быть может, будет поздно. Нельзя нестись в потемках! Вы все поражены чудовищной болезнью бессмысленности. Что не для морали - то против неё.

Витя-Прыщ заключил глухим голосом:

- Я поначалу думал, что ты просто ненормальный, а ты, мужик, к тому же - враг народа. Тебя в психушку надо. Тебе, видать, никто не объяснил, что глас народа - глас божий. А не болтавня самодельного умника. Люди требуют своего куска, а за пределом его пусть всё летит к чертовой матери! Смысл лежит в кошельке и в кастрюле! А с твоей душой ни в ресторан не сходишь, ни в океане не искупаешься! Людям нужны коттеджы, а не лачуги! За них мы и на смерть пойдем, если надо будет! Живем один раз! И пожить хотим достойно - в достатке! От желания - сознание, а от сознания - весь быт. Да, с драками, с обманом и с войной! Каждый только за себя! В этом основной закон реформ.

И умчался, как от чумы, взяв в свидетели Альберта. Животовский заторопился.

- Вы вот что. Идите-ка отсюда. Они в милицию пошли. Витя состоит в партии защиты реформ. Пришьют агитацию к свержению политического строя. Но дело не в том. Вы оскорбили его достоинство. Это у них не прощается.

И тоже убежал.

- Достоинство? - изумился Блаженный! - В чем оно?

Я велел Маше, чтобы она отвела безумного ко мне, а сам побежал за бутылкой. Ну, вроде, пьяный был. Чего с него возьмешь. Ну, побъют, да отпустят. Бывает.

Когда вернулся в дом, застал своих гостей в странном виде. Закутанный во всё теплое Блаженный сидел, ссутулясь, на табурете и что-то говорил Маше, глядя в пол. А та, обнаженная, с кушаком на талии и разбросанными волосами стояла у стены спиной к нему, и, жаркая, раскинув руки, прислоняла тело к её прохладной поверхности. На мое появление они никак не реагировали и продолжали свой разговор.

Блаженный:

- Разве ты не видишь, что современная любовь потеряла себя? Любовью называют случку. Она может только оскорбить. Она оторвалась от своих изначальных корней.

А Маша будто бы стене.

- Ты говоришь о зачатии детей?

- Я говорю о том, что любовь сбилась с дороги поиска абсолютной, а не сопутствующей в виде зачатия детей, цели, дороги, намеченной природой созданием двух противостоящих начал для продвижения к той цели. Мы отказались от поиска в ней себя и сбились на постельно-бытовые кольца. Секс и дети - вот и вся она.

- Зачем так сложно? Вот мое обнаженное тело. Разве оно не пленит? Как ты можешь быть холодным?

- Никакая конкретная женщина не может разогреть меня. Их призывы леденят.

- Ты боишься собственных эмоций?

- Они безумствуют во мне, как легионы пьяных вакхов. От них спасенья нет. Но они требуют натурального продукта. Нет, не конкретной женщины, - она лишь тень, - а женского начала в чистом виде! Такого, что сотворило всех женщин и составило их соль, предельное отличие от мужчин. Встречаясь с любой из женщин, я ненавижу время, отданное ей. Потому что в ней всегда обман. Она - лишь часть. Ее мне мало!

- Тогда ты женоненавистник. И обречен прожить в мученьях.

- Нет, не так. Я ненавижу жалкую конкретность. А женщины все олицетворяют её, словно скользят по ней. И то, что мне в действительности надо, к чему я испытываю трепет неземной любви, то - истинное женское начало - представленное во всех трагедиях и драмах сразу, представленное в горениях, лукавствах, заблужденьях, представленное во всех творца явлениях любви, от безыскусного доверия без граней и шторма жесточайших битв, до взрыва бешенства Вселенной, что царствует повсюду, как восторг, того, что надо мне - его ни в ком конкретно нет.

- Ты мне напоминаешь Отелло Шекспира.

- Он задушил ее действительно за обман, но не обман неверности в любви. Она не сумела сыграть роль истинной женщины, сдав позиции ее. В ней умерла страсть его игры или ее в бедняге и не было вовсе. Выйдя на поле шедевра, Дездемона не подняла ей брошенный вызов неистовой любви. На ней была пустая оболочка. И не взяла подъем. Чем выбила из строя мавра. Величие трагедии Шекспира заключается в том, что она содержит шифр, разгадку бытовых явлений, как следствие падения с космических высот, когда расходятся опоры.

- Мне кажется, что ты отрицаешь саму возможность любить. Поскольку некого любить.

- Любовь - божественное благоволение, исходящее от Всевышнего, как награда. Я - часть Вселенной и полностью принадлежу ей. И нет меня другого. В мире есть одна единственная любовь. И все, что происходит в мире, - истечение ее. Многочисленные истории человеческих привязанностей и страстей - ее фрагменты или тень. Так вот я - участник той обобщенной любви и только ей полностью принадлежу. Как некого любить? А женское начало во Вселенной? А весь бездонный мир? А вся судьба Вселенной- не боль всех настоящих чувств, что слиты с ней?

Как можно мечтать о некой малой части, находясь у ног большого? Зачем мне малое, когда с большой любовью кипеть я буду в смертном и бессмертном.

- Но где тот бог, который так и мне позволит? Кто озарит отсутствием границ, как страха бездны жизни - смерти?

В это время взрывом разлетелась дверь в комнату и в проеме оказались люди в милицейской форме, белых халатах и с ними - Витя-Прыщ.

Безумный махнул рукой, будто желая изгнать наваждение. И - Маше.

- Если нет богов, которых ты знаешь, молись смерти. Моли расположения её к тебе. Вглядывайся в неё и она откроется тебе. Истина за гранью. Там, за тончайшей её пленкой буду я. Я же буду вглядываться через неё в тебя. Мы увидим, почувствуем друг друга и ты ощутишь, что нет ничего страшного ни в смерти, ни в жизни. Опасности нет вообще. Страх предназначен для рабов своих. А несчастье - вторая часть его. Ни страха, ни несчастья нет для тех, кто с богом. Не держись за прошлое и страх пройдет. Не память, а смысл имеет ценность. Если не в этой жизни, то после смерти я открою его тебе. Как тайну истинной дороги.

И жених поведет по ней строптивую невесту к вечному их ложу счастья!

- Мне не понятны твои странные слова.

Он усмехнулся.

- Слова - всего лишь коды мысли. Их поймет лишь тот, кто дойдет до таких слов сам. Словами не передают мысль, а будят ее и ищут единомышленников.

Блаженный поднялся и пошел к вошедшим, которые всё это время находились в непонятном оцепенении.

- Ты хочешь, чтобы и после моей смерти мы были рядом?

- Я хочу, чтобы и до твоего рождения я была беременна тобой.

- Блаженный, - закричал я, чтоб уходящий повернулся, - что остается, когда ничего не остается?

- Смысл и завтра.

Они ушли. Прыщ уходил последним.

- Знаешь, - спросил он меня на выходе, - какое самое гениальное изобретение придумало человечество за всю свою историю? Нет? Не знаешь? Выключатель!

И вырубил свет.

Мартини был из технического спирта, напополам разбавленным сырой водой. Маша спала мертвым сном.

Я сбросил с кровати тряпьё и оторопел. Из под них вырвался ослепительный изумрудный свет, устремленный туда, куда ушел Блаженный.