Отрывок из книги М. И. Пыляева
"Старая Москва" Аннотация
Давно
уже нет в Москве ни Арбатских, ни Покровских, ни Тверских, ни Семеновских, ни
Яузских, ни Пречистенских, ни Серпуховских, ни Калужских, ни Петровских, ни Таганских
ворот; давно уже нет и Кречетного двора и т.п., но названия их доныне еще живут
в памяти народной.
Так, например, последний остаток Белого города - башня
у Арбатских ворот была сломана в 1792 году.
Арбатские ворота богаты многими
историческими преданиями. Когда в 1440 году царь казанский Мегмет явился в Москву
и стал жечь и грабить Первопрестольную, а князь Василий Темный со страху заперся
в Кремле, тогда проживавший в Крестовоздвиженском монастыре (теперь приходская
церковь) схимник Владимир, в миру воин и царедворец великого князя Василия Темного,
по фамилии Ховрин, вооружив свою монастырскую братию, присоединился с нею к начальнику
московских войск князю Юрию Патрикеевичу Литовскому, кинулся на врагов, которые
заняты были грабежом в городе. Не ожидавшие такого отпора казанцы дрогнули и побежали.
Ховрин с монахами и воинами полетел вдогонку за неприятелем, отбил у него заполоненных
жен, дочерей и детей, а также бояр и граждан московских и, не вводя их в город,
всех окропил святою водою на самом месте ворот Арбатских. Кости Ховрина покоятся
в Крестовоздвиженском монастыре.
Другой подобный случай у Арбатских ворот
был во время междуцарствия, когда польские войска брали приступом Москву. У Арбатских
ворот командовал отрядом мальтийский кавалер Новодворский. Отважный воин с молодцами
с топорами в руках вырубал тын палисада; работа шла быстро. С нашей стороны, от
Кремля, защищал Арбатские ворота храбрый окольничий Никита Васильевич Годунов.
Раздосадованный враг начал действовать отчаянно; наконец, сделав пролом в предвратном
городке, достиг было до самых ворот, но здесь Новодворский, прикрепляя петарду,
был тяжело ранен из мушкета. Наши видели, как его положили в носилки, как его
богатая золотая одежда обагрилась вся кровью, как его шишак со снопом перьев спал
с головы и открыл его мертвое лицо. Вслед за ним Годунов кинулся с молодцами на
врагов, и поляки хотя держались в этом пункте до света, но, не получая подмоги,
поскакали наутек. На колокольне церкви Бориса и Глеба ударил колокол, и Годунов
пел с духовенством благодарственный молебен.
В 1619 году к Арбатским воротам
подступал и Гетман Сагайдачный, но был отбит с уроном.
В память этой победы
сооружен был придел в церкви Николы Явленного во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Начало этой церкви, как полагает Ив. Снегирев, относится к XVI столетию, когда
еще эта часть Москвы была мало населена и называлась Полем.
Профессор Петр
Ив. Страхов (1757-1813) рассказывал, что помнил эту церковь, когда она имела каменную
ограду с башенками. Видом тогда она походила на монастырь. Близость этой церкви
к Иоанновой слободе дала повод к догадкам, что она была свидетельницей иноческой
набожности грозного царя.
При работах у этой церкви в 1846 году было открыто
множество костей человеческих; в числе здесь погребенных было немало могил и именитых
людей.
В этот храм часто ездила молиться императрица Елисавета Петровна;
она приезжала сюда служить панихиды над гробницею Василия Болящего, скончавшегося
7-го ноября 1727 года и погребенного в трапезе. Из вкладов этой государыни известен
в приделе образ во имя Ахтырской Богоматери.
У Арбатских ворот некогда
стоял театр очень величественной постройки, напоминающий видом здание петербургской
биржи, театр этот сгорел во время пожара 1812 года. Здесь же вблизи был и дом
известного театрала и директора московских театров Ф. Ф. Кокошкина; в его доме
помещалась и театральная типография.
По рассказам старожилов, Арбатская
площадь еще лет пятьдесят тому назад была почти непроходима от грязи и топей,
и нередко можно было видеть, как бились лошади, вывозя из невылазной грязи тяжелую
карету или колымагу.
Аннотация:
Пыляев
М. И.
Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной
столицы. / Сост. Ю. Н. Александров. - М.:Моск. рабочий, 1990. - 416 с.: ил. -
(Клуб любителей истории Отечества)
Книга М. И. Пыляева "Старая
Москва" печатается в современной орфографии с небольшими изменениями по изданию
А. С. Суворина (СПБ, 1891).
Этой книгой открывается новая серия
"Клуб любителей истории Отечества"
"Старая Москва" повествует
о древнем городе, быте, нравственных устоях, обычаях, зрелищах и развлечениях
москвичей XVIII - начала XIX столетия. Она была несправедлива оценена современниками
и носила почти столетие печать отвержения. Между тем ценность и оригинальность
этого труда М. И. Пыляева заключается в попытке живописать биографию Москвы как
совокупность личных биографий проживавших в ней государственных, военных деятелей,
писателей и артистов, а также москвичей, странность и необычность характера которых
сохранилась в памяти поколений. Подобная задача в полном объеме не была осуществлена
ни до М. И. Пыляева, ни после него. Думается, что современный читатель оценит
по достоинству его книгу.