Другие рассказы этого Автора Большая Буква Гостевая Книга


Наталья Петрова

По следам Ерофеева
(Путевые заметки)

Я не ошибусь, если скажу, что многие из вас, мои читатели, терпеть не могут пригородные электрички. В лучшем случае относятся к ним равнодушно. А ведь есть в них что-то трогательное, хорошо знакомое, родное и близкое.

Дача моя находиться во Владимирской области недалеко от города Петушки. Летом почти каждые выходные мне приходить повторять путь, описанный в книге Ерофеева "Москва-Петушки". Дорога как дорога, как и большинство подмосковных железных дорог. Те же забитые дачниками вагоны, те же торговцы печатной и съедобной продукции. Может показаться кому-то скучной и обыденной эта дорога на дачу. Но мне почему-то нравится это добровольно-принудительное двухчасовое путешествие, может быть даже больше, чем поездка на машине. Мне нравится все, и уютное постукивание колес, и равномерное покачивание вагона, и пассажиры, задумчивые и туманные, настроенные на долгую дорогу.

Всех нас объединяет одно - любовью к своему маленькому природному раю, заброшенному волей судьбы за 120 километров от Москвы. Причем можно легко отличить дачника благополучного ближайшего Подмосковья от путешественника на более длительные расстояния, но, не смотря ни на что также, а может быть даже больше, любящего свою дачу. Люблю я электричку за то, что полностью можно отвлечься, не следить за дорогой, не думать где повернуть, кого обогнать, здесь полностью с тебя снимается ответственность за происходящее. Ты изолирован, тело твое несется независимо от тебя в Петушки, а душа и мысли витают там, где тебе захочется, полная свобода. Такой свободы мысли я не нахожу нигде. И не удивлюсь, если в этой дороге родиться еще много литературных и иных творческих произведений, кроме небезъизвестных "Москва-Петушки".

Каких только людей не встретишь здесь, если ты любитель пообщаться, пожалуйста, - выбирай. Вот передо мной сел огромный тяжеловесный мужчина, лет 35, толстощекий, чем- то напоминающий маленького ребенка. По необычайной активности можно сделать вывод о веселом состоянии нашего соседа. Но видимо ему еще чего-то не хватает. Он покупает мороженое, достает из рюкзака бутылку пива, и есть свое мороженое, запивая его пивом. Наверное, в этом что-то есть. После того как он это все поглотил, ему хочется общения. Для этого он, конечно же, выбирает меня. Но я, к сожалению, люблю в дороге молчать, смотреть в окно и думать, в крайнем случае, - читать. Его попытки меня разговорить ни к чему не приводят. Все окружающие смотрят на меня с молчаливым сочувствием. Пересесть некуда. Не находя отклика, он вынимает из рюкзака начатую бутылку водки, и пьет из горла, заедая апельсином. Теперь ему отклика и не надо, он и без этого начинает со мной разговаривать.

И я помимо своей воле начинаю погружаться в проблемы его жизни. Подобно Веничке, он едет в Петушки к своей жене и дочке. Он их очень любит, зарабатывает для них деньги (что он и демонстрирует). Он мечтает купить дочке компьютер. Я уныло пытаюсь читать книгу. А ведь будь я хоть немного более душевной и менее эгоистичной, то могла бы и поговорить с человеком. Ведь книгу Ерофеева я читала с большим интересом, а чем собственно отличается этот мой попутчик от героя книги, может быть его судьба еще более интересна и своеобразна. Писатель похож на повара, который берет сырой, совсем несъедобный в первоначальном виде продукт, добавляет соль, специи, пикантную подливку, и подает его в золотой тарелочке с голубой каемочкой, получается аппетитное, таящее во рту блюдо.

А поезд по-прежнему уютно стучит колесами, березовые рощи сменяются смешанными перелесками и зелеными полями. Вы еще не заснули, мой читатель? А вот попутчик мой заснул. И не один он. Проехали Орехово-Зуево, многие дачники начинают сходить с электрички. Я быстро пересела на освободившееся место. Нет у меня полета мысли, и желания открывать в полупьяном попутчике неведомую глубину. Мне покой дороже. Теперь можно и почитать. Если задуматься, сколько здесь, в этой электричке, прочитано книг, любая публичная библиотека позавидует.

Вдруг странный звук раздается в вагоне. На самом деле он совсем не странный, а вполне обычный для нашей современной жизни, но не здесь, не в электричке. Это звонок сотового телефона. Взоры многих пассажиров обратились на его обладателя. " - Аллё, Миша, ну я уже подъезжаю, только что была остановка 113 километр, буду на месте через 10 минут". Голос звучит необычно громко для электрички. Наверное скоро сотовый телефон будет нормальным явлением и для электрички. А может быть тогда и электрички отомрут, как пережиток прошлого. Но пока этого не произошло,обладатели сотовых ездят на машинах, а электрички - удел безмашинных дачников. И телефонный звонок раздается в вагоне также нелепо, как смотрится рояль на футбольном поле.

Но вот она, заветная станция - Петушки. Подьезжаем к платформе и с удивлением наблюдаю, как мимо меня, вдоль вагона, проходит мой недавний знакомый в сопровождении двух милиционеров. И таким он кажется жалким и трогательным, он с такой покорностью и спокойствием идет с ними, такой огромный, здоровый, что кажется, что это он сопровождает двух маленьких худеньких милиционеров. Даже здесь видиться какая-то таинственная связь с уже упомянутым произведением, тот же финал. Но в отличие от Венечки, я думаю, мой бывший попутчик все-таки доберется до своих родных.

А мой путь еще не закончен, предстоит неменее замечательное путешествие на автобусе от Петушков до моей деревни. Но об это в следующий раз. Всего хорошего, вам, мой читатель, счастливого пути по дорогам России!



Наталья Петрова "По следам Ерофеева"


Посмотреть результат


Реклама в Интернет