МГНОВЕННОЕ ПОМУТНЕНИЕ РАССУДКА.
 

Дэвид Гилмор и Ник Мэйсон приступили к осуществлению проекта, который получит название "A Momentary Lapse Of Reason". Партнёрами ⌠новых флойдовцев" стали Боб Эзрин (что вызвало раздражение Уотерса, который заявил, что Эзрин не сдержал слово стать продюсером его альбома "Radio KAOS"), который стал и сопродюсером, такие мощные концептуалисты, как Эрик Стюарт из TEN CC (который недавно помог Полу Маккартни с идеей его альбома "Press To Play") и ливерпульский поэт Роджер Макграу. Возникали и другие планы относительно приглашений тех или иных личностей, но в итоге Дэйв, Ник и Боб решили, что самое главное - это атмосфера, и не стОит "заморачиваться" на идее в ущерб обстановке, в которой им легко работалось. Дело происходило на Темзе, в плавающем доме Гилмора "Astoria", который также был и студией. Они бросили якорь в 16 милях от Лондона. И поначалу "образ реки выпирал буквально отовсюду", как сказал Боб. Но на начальной стадии никто не был уверен, что проект вообще продержится на плаву.
Чтобы это произошло, были задействованы 15 известнейших сессионных музыкантов, таких как продюсер Мадонны Пэт Леонард, бас-гитарист Тони Левин из KING CRIMSON, гитарист Фил Манзанера из ROXY MUSIC, клавишник Джон Кэрин, который работал и с Уотерсом, барабанщики Кармин Эппайс и Джим Келтнер. Ник Мэйсон, который теперь для Гилмора был не столько коллегой-музыкантом, сколько партнёром по бизнесу, взял на себя ответственность за звуковые эффекты, как в добрые старые времена и, плюс ко всему, имел потрясающее звание "единственного музыканта PINK FLOYD, работавшего в группе с первого дня её существования".

Что касается Рика Райта, то его, естественно, пригласили в плавающую студию, но его реабилитация не простиралась так далеко, чтобы зачислить полноценным участником и компаньоном - частично по настоянию его адвокатов, которые предупредили, что в таком случае он тоже станет ответчиком по антифлойдовским искам Уотерса, частично потому, что Гилмор и Мэйсон не хотели иметь лишних компаньонов - они вложили свои деньги, взяли на себя самый большой риск и хотели получить самую большую долю. Райту положили фиксированную зарплату и гарантировали участие в новых записях и деловых операциях коллектива. И всё равно, само присутствие Райта повышало доверие к новому составу на порядок, ведь в нём было столько же оригинальных участников ансамбля, сколько и на предыдущих двух альбомах. Как говорил Гилмор :"Это придавало нам силы и с юридической, и с музыкальной точек зрения." Последовательность приоритетов ясно говорит о тогдашней обстановке.
"Возвращаться назад нельзя,- говорил Гилмор,- нужно искать всевозможные новые пути - и в самой работе, и в координации действий, и во взаимоотношениях. Эту пластинку мы делали в совершенно иной атмосфере, нежели предшествующие."
Позднее Дэйв говорил корреспонденту ВВС, что "ощущение, возникшее, когда мы втроём собрались вместе, сродни тому, когда надеваешь старую, удобную пару обуви". Трое почтенных ветеранов чувствовали свою абсолютную совместимость в том, что они на самом деле "вернулись к себе" - и в музыкальном плане, и в эмоциональном. Характерно, что Гилмор и Мэйсон почти всегда играли, чуть отставая от ритма, спокойно и как бы расслабленно, в отличие от Уотерса, чья агрессивность выделяла его среди остальных (и явно проявлялась на его сольных альбомах).
 

На написание композиции "Learning To Fly" Дэйва вдохновили полученные им (кроме инструкторов, и от Мэйсона) уроки самолётовождения. Боб Эзрин вспоминал: "Телефон звонил, а я всем отвечал: "Дэвида сегодня не будет, потому что он учится летать." Это, по словам Гилмора, послужило "отправной точкой для чего-то более всеобъемлющего", где "обучение летать" является метафорой, передающей состояние человека, пытающегося ощутить полёт всей душой, смотрящего в
"обнимающее со всех сторон небо,
немеющий от восторга и озадаченный
всего лишь земной неудачник
Я"
Эта песня вместе с инструменталом "Signs Of Life", построенным на игре гитары и синтезатора (в основе которого лежит одна из демонстрационных записей Гилмора 1978 г.), перемежающихся звуком вёсел лодки и голоса Мэйсона, открывает альбом. Далее стоит продирающий энергичный номер ⌠Dogs Of War■ с саксофонным соло Скотта Пейджа, придавшем стильность музыке, в концовке. Название было взято у Фредерика Форсайта, который использовал эту фразу в качестве заглавия одной из своих книг о наёмниках (о них же идёт речь и в песне) и который, в свою очередь, позаимствовал её у Антония из шекспировской пьесы "Юлий Цезарь". Текст песни был написан Энтони Муром на основе подкинутой Гилмором идеи, включая строчку о том, что "у нас у всех есть тёмная сторона", которая несомненно была камнем в огород Роджера Уотерса. Затем написанная Гилмором и Манзанерой причудливая "One Slip", строчка из которой дала название всему альбому. Баллада ⌠On The Turning Away■ начинается неторопливыми звуками клавишных, затем саунд всё более насыщается и концовка радует слушателя красивым гитарным соло Гилмора. Медитативная ⌠Yet Another Movie■, написанная в соавторстве с Пэтом Леонардом,  характерна богатыми партиями ударных инструментов, которые записывались втроём, Ником Мэйсоном, Джимом Келтнером и Стивом Форманом, в очень большой студии. После небольшой интерлюдии ⌠A New Machine (Part 1)■ (Дэйв говорил, что название композиции никак не связано с "Welcome To The Machine") идёт инструментал ⌠Terminal Frost■ √ задумчивая мелодия, наполненная гитарными эффектами, короткими саксофонными и органными проигрышами и хоровой подпевкой, на которую Гилмор первоначально хотел наложить вокалы. Далее опять зарисовка ⌠A New Machine (Part 2)■ и заключительная композиция, коронный номер альбома √ торжественная и печальная композиция Гилмора ⌠Sorrow■. Дэйв отрицал утверждения многих, что эта песня об Уотерсе. Он также говорил, что слова были написаны им под впечатлением одного стихотворения, правда, он не помнит какого. Строчка о "нарушенных обещаниях" первоначально также претендовала на то, чтобы стать названием альбома. Впечатляющий гитарный звук был достигнут с помощью хитроумного, но дорогого трюка, когда Гилмор сыграл на гитаре через громкоговорители спортивной арены в Лос-Анджелесе. Дэйв утверждает, что гитарное соло было записано с первого дубля, без дальнейших попыток перезаписи.

Желание Гилмора совпадало с желанием всех заинтересованных сторон - сохранить, насколько это было возможно, самое высокое качество, которым всегда отличалась продукция PINK FLOYD. На все 100% извлекая пользу из своей репутации высокотехничной группы, новые ФЛОЙД сделали цифровую запись, а огромное количество фрагментов было пропущено через MIDI-cистему. Выпущенный в 1987 году "A Momentary Lapse Of Reason" по звучанию был возвращением к старому звучанию и стилю PINK FLOYD первой половины 70-х, говоря словами Хью Филдера из "Sounds", "назад, сквозь стену, туда, где бриллианты безумны, у Луны есть обратная сторона, а у матерей - атомные сердца". "Мгновенное помутнение рассудка" добилось мгновенного и очень серьёзного коммерческого успеха, поднявшись до 3-го места в чартах "Billboard" и в одних США разошедшееся тиражом свыше 3-х миллионов экземпляров. Подобная статистика отражает не только то, что название PINK FLOYD не нуждалось ни в каких рекомендациях и служило в шоу-бизнесе своеобразной гарантией, но и то, что отпала необходимость поднимать кошмарную шумиху вокруг предстоящего турне. Популярность "Momentary Lapse", наоборот, застала врасплох большинство представителей шоу-бизнеса, которые долгое время связывали Роджера Уотерса с образом "Пинк Флойд" и не заметили, что гилморовский "About Face" звучал гораздо более "по-флойдовски" (если брать за эталон 70-е), чем "флойдовский" "The Final Cut", не говоря уже о уотерсовском "The Pros And Cons...".
Действительно, Гилмор представил "A Momentary Lapse Of Reason" как воссоздание духа старого ФЛОЙД: "Альбомы "Dark Side Of The Moon" и "Wish You Were Here" были великолепны не только благодаря поэтическому вкладу Роджера, но и потому, что в них поддерживалось гармоничное соотношение между музыкой и текстами. На последних же альбомах музыка превратилась в средство для передачи слов и стала менее интересной. На "A Momentary Lapse Of Reason" я попытался сфокусировать больше внимания на музыке и восстановить прежнее равновесие."
 

Для придания продукту еще большей привлекательности Гилмор пригласил в качестве дизайнера обложки Сторма Торгесона, как в 70-е. Его сюрреалистическое видение больничных кроватей на берегу должно было стать окончательным подтверждением того, что альбом "A Momentary Lapse Of Reason" - произведение флойдовское до мозга костей. Основой для создания Торгесоном такого поразительного образа стала фраза "видения пустой кровати" ("visions of an empty bed") из песни "Yet Another Movie" и несколько размытая мысль Дэйва о "кровати в доме со следами исчезающих отношений, от которых осталось только эхо". Это натолкнуло Сторма на мысль: вместо следов использовать конкретные кровати, а именно - около 800, превратившихся в настоящую реку из коек. Этот образ привязывался к лейтмотиву альбома. "Осуществить эту задумку было чертовски трудно,- говорит Торгесон,- ни с того ни с сего пошёл дождь, а все 800 кроватей выставлены и заправлены. Пришлось опять их втаскивать в помещение. Но сработало всё отлично, покупатели улыбаются, когда видят эту обложку, потому что она - не подделка, а настоящая."
Название альбома оставалось под вопросом до самого последнего момента. Возможные варианты включали: "О клятвах нарушенных" ("Of Promises Broken"), "Признаки жизни" ("Signs Of Life"), "Заблуждения зрелого возраста" ("Delusions Of Maturity"). Наконец остановились на "Мгновенном помутнении рассудка" - "A Momentary Lapse Of Reason" (строчка из песни "One Sleep"), несмотря на высказывание Дэйва, что "такое название для попсовой пластинки чересчур навороченное". Оно послужило прекрасной мишенью для саркастических замечаний Уотерса (впрочем, трудно вообразить, чтобы никогда не лезший за словом в карман Роджер не нашёл бы, как прокомментировать любой другой вариант). "A Momentary Lapse Of Reason" является одномоментной подделкой",- заявил Роджер в интервью "Rolling Stone". Критика Уотерса сводилась к тому, что альбом получился всего лишь имитацией PINK FLOYD, созданной армией "авторов-призраков" и приглашенных музыкантов. В то время Гилмор это отрицал, но позднее, в интервью, он сделал неожиданное признание: "Ник сыграл на паре тамтамов в одной из песен, а для остальных мне пришлось нанимать других ударников. Рик играл в нескольких фрагментах. В основном же играл на клавишных я, делая вид, что это он".
 
Завершив работу над альбомом "A Momentary Lapse Of Reason", ФЛОЙД вместе с командой дизайнеров и режиссёров потратили 5 месяцев на разработку нового сценического шоу. Затраты на проведение турне превысили 3 миллиона $, которые Гилмор и Мэйсон выложили из своего кармана. Стив О'Рурк не был уверен в успехе и не вложил ни цента.
Гилмор рассказывает, что они с Мэйсоном "составили список многих названий композиций PINK FLOYD и буквально устроили конкурсный отбор, что стоит играть, а что нет. Например, кто на том альбоме пел песню, были ли к ней подходящие кадры, была ли песня потрясающей" и т.д. В итоге не отобрали ни одной песни с "The Final Cut", что неудивительно, и "Animals", хотя "Sheep" чуть было не прошла отбор, а знаменитая 40-футовая свинья примет участие в концертах. Правда, хрюшке изменили пол. Дэйв и Ник сговорились покуситься на копирайт Роджера, заявленный на саму идею присутствия в шоу такой свинки, и снабдили "её" парой огромных яиц. Творчество до "Dark Side" было представлено лишь "One Of These Days" и иногда "Echoes", потому что, как шутил Мэйсон, "не совсем органично, когда приближающийся к среднему возрасту Дэйв будет выводить рулады о парящем альбатросе."

Гилмор говорил, что конфликт между ним и Уотерсом никогда не распространялся на его оценку текстов Роджера: "Почему я ни с того ни с сего должен чувствовать себя не в своей тарелке, исполняя песни, которые я совершено нормально пел на протяжении многих лет? Отличные тексты, я с ними полностью согласен и могу их полностью отнести к самому себе (про "Стену" ты говорил другое, Дэйв!). Я был бы только горд, если бы мне удалось написать что-нибудь подобное.■
⌠Даже те песни, которые считаются полностью написанными Роджером, не создавались им одним от первой до последней ноты. Трудно было что-либо сказать, пока не заканчивалась работа над пластинкой. Не он сочинял мои гитарные соло или партии клавишных Рика и ударных Ника. Я не собираюсь забывать то, над чем трудился в поте лица или заниматься чем-либо другим лишь потому, что говорят, что это, мол, написал Роджер. Жизнь слишком коротка."
В качестве сейшнменов Гилмор привлёк своего старого друга Тима Ренвика как второго гитариста, клавишника Джона Кэрина, саксофониста Скотта Пейджа, басиста Гая Пратта и бэк-вокалисток Маргарет Тэйлор и Рэйчел Фьюри. "Наше огромное преимущество в том,- говорит Кэрин,- что мы можем реализовать на сцене атмосферу и определённое настроение."
А вот как прокомментировали это адвокаты из окружения Уотерса: "Это сродни тому, как если бы при живом Ленноне Пол Маккартни взял себе в помощники Ринго Старра и сессионных музыкантов, и называет эту компашку BEATLES! Вот на что похож этот PINK FLOYD!
Вид музыкальной пехоты, разворачивающейся под знамёнами PINK FLOYD, вызывает закономерные вопросы - из кого же состоит настоящая группа? Ренвик на гитаре, Пратт на басу, Кэрин на синтезаторе, Келтнер на барабанах, и считается, что это PINK FLOYD?"
"Всё это позволяет сделать вывод, что группа пытается заработать капитал на прошлой славе и не ставит перед собой каких-то грандиозных творческих целей. Думаю, публике пора озадачить себя поисками ответа на вопрос: а что отличает сложившуюся по всем показателям группу, работающую в студии и на концертах, от всей этой шумихи и балагана со спецэффектами а-ля Диснейлэнд?"
Вспоминается вопрос, который уже задал Роджер Уотерс в "Стене": "Действительно ли грандиозные шоу так обезличивают исполнителя, что большинству зрителей всё равно, кто стоит на сцене - оригинальные музыканты или марионетки?"

В обстановке строжайшей секретности новый PINK FLOYD в течение месяца репетировал своё шоу в аэропорту Торонто в подходящем по размеру ангаре компании "Air Canada". Избрав местом проведения концертов стадионы и гигантские концертные площадки, 9 ноября 1987 года в Оттаве группа начала грандиозное мировое турне, продолжавшееся весь 1988 год. Затем, поскольку интерес публики не ослабевал, концерты продолжались и в 1989-м, и в 1990-м. И чем громче Уотерс называл новые шоу "соусом без мяса" и изводил гилморовцев всякими юридически замороченными претензиями - как например, требование выплаты в 1989 году 35 тыс.$ авторского гонорара за создание оригинальной идеи летающей свиньи,- тем больше они относились к нему не как к угрозе, а как к досадной помехе. (Другим неприятным следствием нескончаемого турне стал распад последнего из первых браков ФЛОЙД - Дэйва и Джинджер Гилмор).
В Нью-Йорке после выступления на крытом стадионе (это было в 3 часа утра!) группа дала незапланированный концерт в ночном клубе в Ист-Виллидж, исполнив несколько блюзовых джемов. В остальных пунктах турне, включавшего даже Австралию, тоже не обошлось без подобных сюрпризов. "Это позволяло нам избегать всяких шаблонов,- говорит человек, когда-то игравший в ритм-энд-блюзовом коллективе JOKERS WILD,- и давало возможность кайфовать от самих себя."
В Атланте он добавил к коллективу третью бэк-вокалистку - Дургу Макбраун, положившись на отзывы о её работе с Найлом Роджерсом (Nile Rodgers), лидером CHIC. В принципе, это была прихоть Дэйва - добавить в ансамбль немного "цвета" - чернокожую исполнительницу. На следующих сейшнах цвета стало еще больше - сестра Дурги, Лорелея, заменила Маргарет Тэйлор. Концерты в Атланте послужили основой для видеоклипов "Dogs Of War" и "On The Turning Away", а также live-сингла "On The Turning Away"/ "Run Like Hell".

В Токио PINK FLOYD были вынуждены исключить из программы "On The Run", так как уровень мощности звука в ней превышал допустимые для зала нормы. Вместо этого в связке с "Time" три женщины с блеском исполнили кульминацию "Обратной стороны Луны" - "The Great Gig In The Sky", эту классическую композицию, написанную Риком Райтом, которая оставалась гвоздём всех последующих выступлений группы.
В Берлине представление ФЛОЙД с западной стороны Берлинской стены вызвало беспорядки в восточной части города, так как масса фэнов хотела пробраться ближе, чтобы послушать музыку. Никто и представить не мог, что всего лишь через год эта стена падёт, подобно Стене Пинка после "Суда" над ним.
В Москве PINK FLOYD битком забили 30-тысячный стадион "Олимпийский", устроив там в течение целых пяти вечеров "гласности" самый большой и полный эйфории рок-спектакль, когда-либо ставившийся в СССР.
В Венеции 200 тысяч поклонников заполнили площадь Святого Марка на бесплатном концерте на плавающей сцене в Большом канале. Местные достопримечательности на фоне сценического действа группы, смогли увидеть телезрители по всей Европе. Городские службы Венеции оказались не готовы к столь трудоёмкому событию, и многочисленные скандалы привели к отставке мэра Антонио Казелатти. Вот и доказательство, что рок-н-ролл в состоянии свергать правительства.
В Лондоне FLOYD ознаменовали своё возвращение домой выступлением на открытом воздухе. Бывшие помощники Джо Бойд и Питер Дженнер были тронуты тем, что коллектив прислал им приглашения.
В 1989 году вышел полнометражный концертный видеофильм "A Delicate Sound Of Thunder" ("Нежный раскат грома"), снятый в нью-йоркском "Nassau Coliseum" и названный так же, как и концертный альбом. Необычная обложка (содранная с заключительных кадров клипа Питера Гэбриэла ⌠Sledge Hammer■ 1986 г.) вновь была разработана Стормом Торгесоном и соответствовала понятиям группы о свете и звуке. В самом конце фильма (где большинство зрителей уже нажимает кнопку перемотки) на экране появляется скромное упоминание заслуг некоторых товарищей: "Оригинальная концепция летающей свиньи - Р.Уотерс".
 


Путешествие по радиоволнам.

Официально получивший статус экс-флойдовца, Роджер выстрелил по бывшим коллегам не только словами. Почти одновременно с "Помутнением рассудка", летом 1987 г. вышел второй сольный альбом Уотерса "Radio K.A.O.S.", в котором он приступил к разработке идеи, ставшей развитием его фирменных тем,- опасности ядерной катастрофы. Строго говоря, первой работой Роджера в звании экс-флойдовца стало участие в звуковой дорожке к фильму ⌠When The Wind Blows■, вышедшему в 1986 г. и посвящённому той же проблеме ядерной радиации. Сочинения Уотерса попали на 2-ю сторону саундтрека и представляют собой две добросовестно выполненные песни √ ⌠Towers of Faith■ и ⌠Folded Flags■. На первой из них есть и выпад против Гилмора, когда на смену повторяющимся строкам ⌠This is my land■ (⌠Это моя земля■) приходит ⌠This is my band■ (⌠Это моя группа■).
А свою новую группу помогавших ему музыкантов Роджер назвал BLEEDING HEART BAND ("Оркестр кровоточащего сердца"), в состав которой входили гитаристы Энди Фэйруэзер-Лоу и Джей Стэпли, саксофонист Мел Коллинз, барабанщик Грэм Броуд и вокалисты Пол Кэррак и Клэр Торри - женщина, которая rогда-то исполнила немеркнущую композицию "The Great Gig In The Sky" с альбома "Dark Side Of The Moon".
Как и все проекты Уотерса, "Radio K.A.O.S." был задуман как пластинка, концертное шоу и фильм, пусть и небольшой. Посвящённый всем тем, кто "обнаружил себя в тисках монетаризма", альбом обладал закрученным даже по стандартам концептуального произведения сюжетом.
Главный персонаж - Билли, переживающий депрессию художник-самоучка из Богом забытого шахтёрского городка в Уэльсе. Когда его брат-близнец Бенни попадает в тюрьму за яростный протест против закрытия шахты рыночными силами, Билли отправляют пожить к дяде в Лос-Анджелес. Отчаянно одинокий и скучающий по родному дому, он развивает в себе способности настраиваться на любимые радиоволны, не прибегая к помощи приёмника (композиция "Radio Waves"). Используя компьютеры и синтезаторы речи, Билли, которого Уотерс назвал "символом того, как легко недооценивать людей", в итоге учится говорить и начинает общаться со своим любимым диск-жокеем по телефону.
Альбом выстроен в форме диалога между Билли и ди-джеем, которые озабочены влиянием "капиталистических сил■ на повседневную жизнь простых людей (песня "The Powers That Be") и тем, что принцип "информация - сила" фактически лишает многих гражданских прав (номер "Who Needs Information"). DJ опасается полного обезличивания радио, а Билли - того, что использование спутников связи, вместо объединения людей, привело планету на грань катастрофы. И далее Уотерс выражает свою уже обеспокоенность тем, что "буйно разросшиеся, ничем не ограниченные рыночные силы подминают под себя всё живое и превращают наш мир в такое место, что и жить-то в нём не хочется".
Будучи калекой во всём, но только не душой, Билли не только совершенствует свои сверхъестественные способности до такой степени, что он может контролировать самые мощные компьютеры в мире, но также замышляет преподать планете урок объявлением ложной ядерной атаки с 4-минутным предупреждением (композиция "Four Minutes" ровно столько и длится). Кульминацией является композиция "The Tide Is Turning (After Live Aid)", в которой мир оказывается спасённым.

"План Роджера - очень личностный и эффектный,- говорит сопродюсер Ник Гриффитс,- я всегда чувствовал, что там, где есть тень, должен быть и свет. В конце концов, после того, как "The Wall" охаживает молотом по голове, а "Final Cut" оставляет с двумя солнцами, одно из которых ядерное, должен быть счастливый конец. На "Radio K.A.O.S." публика его получила."
Надо заметить, что "Radio K.A.O.S." напоминает знаменитую рок-оперу THE WHO "Tommy". Билли, как и Томми, развивает свои экстрасенсорные способности, чтобы компенсировать свои физические недостатки. Также похожа и форма пластинки √ радиошоу. Кроме того, придуманная лос-анджелесская радиостанция "K.A.O.S." находится на расстоянии жизни одного поколения и одного континента от пиратской "Radio London", а Уотерс, как бы подчёркивая технологичный характер альбома, снабдил свою "станцию" наиболее жёсткой и прогрессивно звучащей музыкой. Для этого он применил драм-машину "Linn", а к Нику Гриффитсу отрядил в помощь авторитетного в области современных технологий продюсера Яна Ритчи.
"Radio K.A.O.S." был записан в "The Billiard Room" дома Уотерса в Барнесе, западный Лондон. Так называлась студия, о которой Гриффитс говорил, что она - лучшая в стране. За альбомом последовало видео (режиссер Уилли Смакс), включившее клипы композиций "Radio Waves", "Sunset Strip", "Four Minutes" и "The Tide Is Turning".

Почти одновременное появление альбомов гилморовского PINK FLOYD и Роджера Уотерса (и почти одновременные турне) повлекло за собой новый всплеск негативных эмоций и вражды, под которыми окончательно пала несокрушимая флойдовская анонимность.
"Поймите меня правильно,- заявил Уотерс,- Мои бывшие коллеги затеяли всё это только ради денег и лично я думаю, что это - позор. Я любил PINK FLOYD и всё происходящее меня сильно задевает. Нужно было оставаться такими, какими мы были,- серьёзной рок-группой, пытавшейся работать качественно, вплоть до момента распада, а после него забыть обо всём. Но доллар соблазнителен, ох, как он соблазнителен!"
Оборонительные манёвры нового ФЛОЙД часто выглядели как обмен колкостями. Когда, например, один из репортёров спросил Мэйсона о его самом страшном кошмаре, тот ответил: "Роджер возвращается в PINK FLOYD!" А Дэйв добавил, что "вечно угрюмая группа всё же обладала чувством юмора, а пару раз в год и Роджер смеялся."

В глазах журналистов Гилмор и Мэйсон (которого Уотерс считал главным предателем) были несомненно более приветливыми, улыбчивыми и сговорчивыми, чем их оппонент. Симпатизировавшая им пресса сыграла большую роль в том, что флойдианская война считается выигранной гилморовским ФЛОЙД. Но Гилмор и Мэйсон согласились отдать Уотерсу все юридические права без исключения на всё, что относилось к шоу "The Wall".
"Уотерс хотел, чтобы группе пришёл конец,- считает Мэйсон,- и так бы и произошло, если бы он в ней остался. Его уход - самая большая его ошибка. Он ушёл, а группа взяла и воскресла из пепла.
Роджер говорил, что ансамбль мёртв. Верно - он был творчески мёртв, когда Роджер зверски давил на Дэйва, особенно в последнее время. Все ходили под страхом увольнения."
"В шоу-бизнесе, особенно в нашем почтенном возрасте, когда неожиданно приходится с кем-то сражаться, нужно быстрее шевелиться. На создание альбома могло уйти пара лет, но Роджер смотрел на нас сквозь оптический прицел, и мы управились за 10 месяцев. то же самое получилось и с турне, без долгих размышлений типа: "Стоит нам ехать или нет?" Вместо этого слышалось: "Едем немедленно! Кто нам нужен? Организуем и едем!" Всё пришло в движение."
"Большинство групп работает лучше, когда они слегка голодны, когда хотят утвердиться. Вот почему молодые группы всегда мощнее. Там присутствует дух коллектива. Каждый желает добавить что-то своё, сделать всё сообща. А позже, после того, как приходит успех, начинаются дрязги - кто сделал больше, кто лидер и кто может купить себе еще одну виллу."
 


Берлинская "Стена".

Но если Дэйв, Ник, Рик и К, а также воротилы шоу-бизнеса списали Роджера Уотерса со счетов, то их ожидал большой сюрприз. Нечего было и думать, что человек, известный своим умом, талантом и компетентностью, пожелает остаться в тени бывших коллег. Но кто бы мог представить, что Уотерс возьмёт убедительный реванш, поставив "крупнейшее музыкальное шоу", которое расценивалось как культурное и политическое событие в Европе на уровне Вудстока и Live Aid !
В 1989 году благодаря политическим событиям, связанным с объединением Германии, Берлинская стена рухнула, дав Уотерсу благословение свыше, а подтекст самого произведения ⌠The Wall■ таким образом получил чисто символическую подпитку. Что симптоматично, Роджер обьявил, что ⌠ни в коем случае не собирается ехать в Берлин, чтобы отпраздновать так называемую победу капитализма над социализмом. Я отправляюсь туда, чтобы отметить триумф человеческой личности.■
Но воскрешение "Стены" на берлинской Potsdamer-Platz, ничейной земле и запретной зоне, в течение 29 лет разделявшей Восток и Запад, стало поводом для изгнания духов не только ⌠холодной войны■, но и предшествовавшей ей настоящей, 2-й мировой. Потому что эта площадь была также местом, где располагался бункер Адольфа Гитлера, развязавшего бесчеловечную войну и покончившего здесь с собой весной 1945 года.
Еще одним отголоском той эпохи стало знакомство Роджера Уотерса с 72-летним ветераном и героем войны Леонардом Чеширом. Имеющий множество наград полковник ВВС Великобритании, лётчик-бомбардировщик, Чешир совершил более ста боевых вылетов на территорию оккупированной фашистами Европы, в том числе несколько полётов на Берлин. Он также являлся официальным наблюдателем от Великобритании, когда США, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, так эффектно и бесчеловечно завершили 2-ю мировую войну.
Этот жесточайший опыт превратил отъявленного милитариста в великого гуманиста. На родине он организовал строительство более двухсот домов для инвалидов войны, основал "Мемориальный фонд помощи жертвам катастроф", собравший около 500 миллионов фунтов стерлингов. И когда по делам фонда Чешир связался с промоутером Live Aid Майком Уорвудом, тот и свёл его с Роджером Уотерсом. Они сразу прониклись взаимной симпатией. Уотерс нашёл Чешира "необычайно впечатляющим, возможно, настоящим подлинным христианином" из всех. Именно Леонард Чешир произнёс вступительный монолог на открытии концертного спектакля "The Wall" на Потсдамер-Платц 21 июля 1990 года.

Воссоздавая свою психологическую драму, Уотерс пригласил огромное количество легендарных музыкантов, как бы отражавших всю историю рок-музыки. Но и на этом он не остановился. При содействии Чешира Роджер смог пригласить Восточно-Германский симфонический оркестр и хор, а также Сводный военный оркестр Советской Армии Западной группы войск. Участие русских было "идеологически уравновешено" двумы вертолётами ВДВ США, украсившими вступление к "Another Brick In The Wall (Part 2)". В соответствии с гигантскими размерами мероприятия сама Стена представляла собой сооружение 55 футов (167,64 м) шириной и 82 фута (24,99 м) высотой. Марионетки Скарфа также получили статус "самых больших кукол, сделанных когда-либо".
Аудитория насчитывала 200 тыс. человек (но среди них не было "господ Гилмора, Мэйсона и Райта" - холодная война между сверхдержавами закончилась, но противоборствующие стороны ФЛОЙД были далеки от этого) плюс десятки миллионов телезрителей. Производственные затраты более 8 миллионов $ были с лихвой возвращены благодаря продаже прав на съёмки, распространению концерта на видео и выходу альбома "The Wall Live in Berlin", великолепно спродюсированному Ником Гриффитсом. Всё это заставило Роджера на время отказаться от первоначальной оценки "Стены" как произведения, направленного против гигантских рок-концертов. На повестку дня был выдвинут другой лозунг: "Вперёд, к решительной победе!"
 

Итак, вступительные речи были произнесены, и на сцену выкатил лимузин, из которого высадились музыканты немецкой супергруппы SCORPIONS, и в их исполнении загремела первая композиция "In The Flesh". Затем сам Уотерс спел "The Thin Ice" в дуэте с также германской исполнительницей Уте Лемпер (Ute Lemper). После интро "The Happiest Days Of Our Lives" последовал культовый хит "Another Brick In The Wall (Part 2)", исполняемый американской певицей Синди Лаупер (Cyndi Lauper), изображавшей школьницу. Со словами "Hey, Teacher, leave those kids alone!" она срывает с себя блузку и остаётся в одном бюстгалтере (правда, под пиджачком, могла бы и его снять:-)). После гитарного соло на сцену вышел исполняющий роль Учителя музыкант Томас Долби (Thomas Dolby), а в руках зрителей появились маски безликих детей. Ирландская бритоголовая поп-дива Шинед О'Коннор (Sinead O'Connor), находившаяся тогда на гребне популярности, со своей группой интерпретировала "Mother". Затем на сцену вышла известная певица 60-х Джони Митчелл (Joni Mitchell). Ей выпала честь спеть "Good Bye Blue Sky", проиллюстрированная кадрами из фильма Алана Паркера.
Следующие две композиции - расширенную версию "Empty Spaces" и "Young Lust" выдал канадский рок-музыкант Брайан Адамс (Bryan Adams). Тем временем Стена постепенно строилась, поднимаясь всё выше. В её верхней части была оборудована комната, в которой Роджер Уотерс спел "Oh My God - What A Fabulous Room", в начале которой по сцене прошлась Джерри Холл (Jerry Hall, жена Мика Джаггера), выкрикнувшая начальные фразы песни, в конце которой из комнаты полетели раскуроченные Роджером стулья, лампа, разбитые стёкла, как в фильме. В заключении первой части строительство Стены завершилось, и Роджер, спев "Good Bye Cruel World", исчез за последним "кирпичом".
"Hey You" исполнялась Полом Кэррэком (Paul Carrack) уже из-за Стены. Затем, после блока композиций, сыгранных с оркестром и хором немецкого радио (⌠Is There Anybody Out There?■, ⌠Nobody Home■, ⌠Vera■) лучи прожекторов прорезали небо, над головами рассыпался фейерверк, и уже оркестр Советской Армии мужественно аккомпанировал исполнению "Bring The Boys Back Home", название которой было высвечено на Стене буквами высотой в несколько этажей. Затем, согласно сюжету произведения, на сцене появилась машина "Скорой помощи", и заиграла завораживающая "Comfortably Numb", во время которой Роджер в белом халате вонзил огромный шприц прямо в Стену. Припев композиции исполнял знаменитый певец и музыкант Вэн Моррисон (Van Morrison) со своей группой. Далее была выстроена "нацистско-молоткастая" трибуна, с которой Пинк-Уотерс произнёс свою речь, и вновь подъехавшие на лимузине SCORPIONS заиграли репризу "In The Flesh?" (правда, пел Роджер, а Клаусу Майне оставалось только пританцовывать с бубном:-)) Тут из-за Стены всплыла новая надувная свинья, которая сердито смотрела сверху, как Роджер в полной военной форме вышагивал, имитируя фюрера, при исполнении "In The Flesh?" и последующих "Run Like Hell", "Waiting For The Worms" и "Stop".
В заключительном шикарно стилизованном шоу "The Trial" выступили 5 исполнителей - Тим Карри (Tim Curry) в роли Обвинителя, Томас Долби как Учитель, Уте Лемпер - Жена, Мэрианна Фэйтфул (Marianne Faithfull, еще одна подруга Мика Джаггера, бывшая) в роли Матери и Альберт Финни (Albert Finney) - Судья.
Наконец, в финале 200 тысяч берлинцев заревели под слова хора: "Разрушьте Стену!" И Стена рухнула, ознаменовав, в отличие от альбома, счастливый конец, когда вся тусовка, принявшая участие в концерте, хором спела оптимистическую композицию Роджера Уотерса ⌠The Tide Is Turning (After Live Aid)■. Так искусство разнеслось эхом жизни в один из прекраснейших звёздных моментов истории рок-музыки. Испытав еще раз эту эйфорию свершения, Роджер признался, что, "пожалуй, еще не исписАлся, создав такое эпическое полотно."


 
 

Забавляемся до смерти.

Затем Уотерс продолжил уже начатую работу над следующим сольным альбомом, который вышел в сентябре 1992 г. и назывался ⌠Amused To Death■.
Роджер задумал его как продолжение истории, начатой в "Radio KAOS". Сюжет этого произведения еще более сложный, чем "Radio KAOS", и ему могла бы быть отдельно посвящена книга, однако во вкладыше не было дано никаких пояснений. Отсутствие каких-либо интервью автора на эту тему также не пролило свет на сюжет. Само название происходит от книги Нейла Постмэна "Amusing Ourselves To Death" ("Забавляем самих себя до смерти"), а история Уотерса вращается вокруг "страны мыльной оперы", где наибольшее внимание уделяется причёскам, костюмам, интимной жизни и манерам государственных деятелей, нежели той политике, которую они проводят. В альбоме упоминается бомбежка Ливии американскими самолетами с баз в Англии, побоище на площади Тянь Ань Мынь, зверства террористов и обнаружение инопланетянами-антропологами останков вымершей человеческой расы.

Текстовая часть формально посвящёна рядовому Уильяму Хаббарду, и в первой композиции ⌠The Ballad Of Bill Hubbard■ мы слышим, как голос его товарища описывает гибель Хаббарда в первой мировой войне. Уотерс вновь широко использует метод "списка" в тексте песен альбома. Альбом содержал прекрасный и с музыкальной точки зрения материал - баллады "It▓s A Miracle", "Three Wishes", трёхчастную сагу "What God Wants", основные номера перемежались короткими интерлюдиями, такими, как "Late Home Tonight" и др. Завершала диск красивая и торжественная заглавная композиция "Amused To Death". Из альбома вышло два сингла. "What God Wants, Part 1" записан в двух CD-форматах (второй представлял собой упаковку, включавшую цветные снимки из видеоклипа). Вторым синглом стала энергичная композиция "Тhе Bravery Of Being Out Of Range".
В нескольких треках альбома на гитаре играет Джеф Бэк. Вероятно, такой поворот событий заставил поклонников группы YARDBIRDS размышлять над тем, как скоро Уотерс запишет что-нибудь с Джимми Пейджем. Среди других известных имён, принимавших участие в записи, - Сноуи Уайт, Джон Кэрин, Джон Бандрик, Рита Кулидж, Дон Хэнли, Стив Лукатер и Джеф Поркаро. Был приглашён и ряд "старых знакомых", включая Майкла Камена, Энди Фэйруэзер-Лоу, Грэма Брода, Рика Ди Фонзо, Кэти Киссун и Дорин Чантер, хотя Гай Пратт по политическим соображениям счел нужным отклонить предложение сыграть на бас-гитаре. Сам Уотерс исполняет в альбоме лишь вокалы да играет еще в нескольких местах на бас-гитаре, акустической гитаре или синтезаторе. Уотерс порядком разозлился, когда Боб Эзрин не стал помогать ему с "Radio KAOS", вместо этого записав с Гилмором "Momentary Lapse...", и включил в свой альбом даже такие строчки: "У каждого есть цена, у тебя и у Боба она очень низкая". Место Боба занял Патрик Леонард, ставший сопродюсером Уотерса и сыгравший на клавишных. Запись происходила в целой серии студий, включая бильярдную комнату лондонской резиденции Уотерса, студии "Компасс Пойнт" в Нассау, "Эбби Роуд" и еще восемь других в Лондоне и США.
 


Колокол разделения.

Через 2 года выходит новая работа гилморовского PINK FLOYD ⌠The Division Bell■. Альбом был выпущен в тот же день (30 марта 1994 года), когда группа начала своё концертное турне 1994 г. На обложке были изображены две гигантские головы на фоне собора Эли (фото Сторма Торгесона). Альбом записывался с участием трёх оставшихся членов ФЛОЙД и Гая Пратта на бас-гитаре. Большинство слов песен написаны Гилмором и его подругой (позже ставшей женой), бывшей журналисткой "Санди таймс" Полли Самсон (Дожили, бляха! Тексты группы, которая навсегда вошла в сокровищницу рока с шедеврами литературного таланта Роджера Уотерса, такими как ⌠Обратная сторона Луны■ и ⌠Стена■, теперь сочиняет какая-то баба!:-)). Кроме этого, в творческом плане помощь была оказана бывшим лидером группы DREAM ACADEMY Ником Лэрд-Клоусом, у которого ранее Гилмор был продюсером. Несмотря на то, что альбом далёк от прошлых концептуальных сочинений ФЛОЙД, тем не менее в нём прослеживается тема "испорченной связи" или непонимания. Название альбома происходит от колокола, который висит в Палате общин британского парламента и своим звоном предупреждает её членов о предстоящем голосовании или "разделении", как это парламентарии профессионально называют. Назвал так альбом писатель Дуглас Адамс. Позднее он объяснял: "Дэвид Гилмор попросил меня отредактировать тексты некоторых песен, что я и сделал, хотя не думаю, что он в результате использовал мои предложения. Единственное, что, я знаю, он сделал, так это назвал альбом "The Division Bell", как предлагалось. Конечно, не я придумал название. Я просто выразил мнение, что фраза в тексте одной из песен может быть отличным заглавием альбома.■ Продюсерами альбома стали Гилмор и Боб Эзрин. Снова была приглашена целая армия музыкантов, включая многих участников прошлых турне - Джона Кэрина, Гая Пратта, Гэри Уоллиса и Тима Ренвика. Эзрин играл на клавишных и ударных инструментах, а Майкл Камен вновь отвечал за оркестровку. Неожиданным и удачным дополнением к альбому стало возвращение саксофониста Дика Пэрри. Дурга Макбраун, а также другая чернокожая певица Сэм Браун, вновь исполнили вокалы второго плана. Кроме этого, подпевку осуществляли Кэрол Кеньон, Джэки Шеридан и Ребекка Лей-Уайт. Кэрин, Пратг, Уоллис, Ренвик, Пэрри, Макбрум и Браун позднее присоединились к Гилмору, Мэйсону и Райту (вновь ставшему полноправным членом группы) и вокалистке Клаудии Фонтэйн на время турне по Америке и Европе.

Альбом открывается инструменталом Гилмора и Райта ⌠Cluster One■ В композиции доминируют блюзовые звуки гитары на фоне отзывающихся эхом фортепианных нот; ближе к концу вступают ударные инструменты. Вторая ⌠What Do You Want From Me?■ является шутливым укором поклонникам группы, которые всегда слишком многого хотят от музыкантов. Она наполнена гитарными проигрышами в стиле "Wish You Were Here" и удачно использует вокалы второго плана. Название взято из фразы, брошенной во время какого-то спора в группе. Интересна и ⌠Poles Apart■. Гилмор уверял, что первый куплет этого коллективного творчества - о Барретте, а второй - об Уотерсе. Вокальное исполнение Гилмора более напоминает его сольный альбом 1984 г. "About Face", нежели стиль пения, используемый в группе. Затем следует красивый и возвышенный гитарный инструментал ⌠Marooned■ , напоминающий местами концовку композиции "Comfortably Numb". Название следующей песни ⌠A Great Day For Freedom■, как и в случае четвертьвековой давности с "Atom Heart Mother", взято из газетного заголовка (что иллюстрируется в оформлении альбома), но история падения берлинской стены изложена не так эффектно, как у Уотерса и его берлинском шоу.
Композиция ⌠Wearing The Inside Out■, открываемая саксофонным проигрышем Пэрри, является первой после альбома "Wish You Were Here" попыткой Райта самостоятельно написать музыку для группы. В сочинении текста, однако, ему помог Энтони Мур, уже работавший с группой над альбомом "Momentary Lapse...". Рик Райт описывает в песне свои чувства во время его отстранения от группы. Удивительно слышать после стольких лет молчания вокал Райта, к сожалению, так и не оценённый поклонниками группы на концертах, так как "вживую" песня ни разу не исполнялась. Гилмор также поёт в паре куплетов и завершает композицию неплохим гитарным соло. Песня ⌠Take It Back■ получилась несколько попсовая для такой группы, как PINK FLOYD. Её схожесть музыки со стилем ирландской команды U2, особенно отрывистая гитара "под Эджа", навлекла много комментариев и критики, хотя, если быть честным, это игра Эджа во многом навеяна музыкой ФЛОЙД 70-х гг. Когда песня вышла на первом сингле из этого альбома поклонники получили сюрприз - на второй стороне сингла была записана "Astronomy Domine" в концертном исполнении! Видеоклип песни поставлен Марком Брикманом, который более известен, как директор PINK FLOYD по свету.
⌠Coming Back To Life■ - единственная композиция в альбоме, где Гилмор сумел написать все слова без посторонней помощи (хотя нерегулярность концертных исполнений песни намекает на то, что он, возможно, не в восторге от текста). Песня начинается с задумчиво играющей гитары и голоса Гилмора, во втором куплете она становится довольно ритмичной и дополнена гитарными соло, правда, довольно сдержанными.

Монолог, открывающий следующую песню ⌠Keep Talking■ и являющийся рекламным текстом компании "British Telecom", не что иное, как слова и голос физика Стивена Хокинга - автора известной книги "A Brief History Of Time" ("Краткая история времени"), страдающего паралитическим заболеванием нервной системы и способного говорить только через компьютер, синтезирующий речь. Гилмор использует эффект "Вокодер", очень напоминающий композицию "Pigs (Three Different Ones)". Гитарный проигрыш, в свою очередь, более характерен для стиля альбомов "The Wall" и "The Final Cut". Рекордные концертные выступления ФЛОЙД в лондонском ⌠Earls Court■, длившиеся 14 вечеров подряд, были отмечены выходом "радиоверсии" этой песни на первой стороне двойного сингла вместе с композицией "High Hopes".
⌠Lost For Words■, в названии которой можно было бы усмотреть самоиронию, тем не менее содержала кое-какие, и не безобидные, слова. Но Гилмор отрицал, что они относятся к бывшему коллеге Роджеру Уотерсу, несмотря на обратные утверждения поклонников и критиков группы. Возможно, этим объясняется тот факт, что композиция исполнялась во время турне 1994 г. только несколько раз. Шаги в начале песни, зазвеневшая цепь и закрывающаяся калитка, а также объявление диктора на боксёрском поединке после третьего четверостишия - это одни из последних проявлений "конкретной" музыки, являвшейся отличительным знаком группы на протяжении многих лет.

Заключительная композиция альбома, красивая и лирическая ⌠High Hopes■, достойна считаться по-настоящему шедевром. Гилмор признал, что она носит более личный характер, чем обычно, и что она задала тон всей работе над альбомом. Испанская гитара и барабаны, играющие марш на фоне оркестра, навевает в памяти "The Wall". Колокол, звучащий в начале и конце песни,- не парламентский. Возможно, это колокол из Кембриджского колледжа или собора Эли, по крайней мере, оба сняты Стормом Торгесоном в рекламном ролике песни вместе с бывшим домом семьи Гилмора в Кембридже. Радиоверсия "High Hopes" стала вторым синглом из альбома. Помещённая вместе с композицией "Keep Talking" на первой стороне пластинки, она фактически была заглавной: не только текст её был напечатан на обложке, но и сама обложка представляла кадр из рекламного клипа песни; кроме этого, другие кадры были размещены на семи сувенирных открытках, вошедших в ограниченное издание сингла. Карточки также вкладывались в 12-дюймовый виниловый диск. На второй стороне сингла во всех случаях записан концертный вариант "One Of These Days". Последнее, что мы слышим в альбоме, правда довольно тихо, как по телефону звонит менеджер группы Стив О'Рурк, а на другом конце провода бросают трубку, подчеркивая тему "испорченной связи" в альбоме. Это является остроумным ответом группы на постоянные просьбы О'Рурка сыграть несколько нот во ФЛОЙД.

Итак, практически одновременно с выходом ⌠Division Bell■ команда гилморовского ФЛОЙД отправилась на гастроли. Турне было величайшим и по размерам построенной сцены, и по мощности квадрофонической аппаратуры, которую перевозили 56 грузовиков, и по количеству обслуживающего персонала (более 100 человек), и по числу представлений (около 150 на 4-х континентах). PINK FLOYD представляли собой странную компанию из трёх седеющих, спокойных английских джентльменов, находившихся в эпицентре пинкомании, и многонациональную бурлящую группу аккомпанирующих музыкантов. Почти все члены этой буйной непосредственной компании были еще детьми (или даже не родились!), когда лондонский андеграунд отмечал своё Лето Любви выпуском "Piper At The Gates Of Dawn", и тинэйджерами, сходившими с ума в первых рядах во время представлений "The Wall" в конце 70-х - начале 80-х.
"А ты когда-нибудь замечал, что эти фанатички с затычками в задницах всегда такие страхолюдины?",- спрашивает басист Гай Пратт, увидев пикетчиц- верующих, размахивающих плакатами: "Воздайте хвалу Господу, а не греховодникам из PINK FLOYD!"
"Они, наверно, поступают так потому, что их никто никогда не трахал",- ёрничает саксофонист Скотт Пэйдж.
"Вот та сторона американской жизни, которая меня обескураживает,- говорит Пратт,- находясь здесь, я даже телевизор смотреть не могу."
Мрачный и невозмутимый Рик Райт с неизменной сигаретой в зубах пожимает плечами с видом человека, видавшего всё это тысячу раз.
Дэйв Гилмор осматривает взглядом командора пока еще не заполненный стадион, как бы проводя контрольный осмотр поля битвы. "Гилмор - самый сведущий и наблюдательный из всех,- отмечает Пэйдж,- он немногословен, и часто вообще непонятно, замечает ли он происходящее вокруг. Но на самом деле он видит всё, каждую мелочь, самую ничтожную деталь."
Поначалу никому из поклонников и в голову не может придти, что сей коренастый 50-летний человек, спокойно созерцающий заполняющиеся трибуны, и есть главное действующее лицо небывалого шоу, свидетелями которого они собираются стать. Когда же, наконец, его узнают, Дэйв подписывает автографы с выражением шутливой покорности на лице.
"Он очень необычный парень,- замечает гитарист Тим Ренвик,- другой бы на его месте давно бы заважничал, дал бы этакого крутого, и вобщем-то, был бы прав, основания для этого есть. А Дэйв ходит везде сам, знает весь персонал по именам, и те могут запросто подойти к нему с любым вопросом. Он очень серьёзно относится к тому, что делает, но плевал на дерьмовые стороны шоу-бизнеса и не поддаётся синдрому "звезды", который может извести любого. Вместо этого он в компании Мэйсона и Райта мимоходом вспоминает кошек Сида Барретта.

...Солнце клонилось к горизонту, и по фирменному круглому экрану, движение которого отслеживалось компьютером, кружились разноцветные круги, и первые звуки эпического произведения "Shine On You Crazy Diamond", посвящённого Сиду Барретту, смешались с лавинообразным белым туманом от сухого льда. Несмотря на неспешный темп музыки, аудитория заворожена и каждый знакомый аккорд буквально тонул в шквале аплодисментов. "В это невозможно поверить,- говорит Ренвик,- но 70 тысяч человек, не совершающих активных движений, действительно завораживает, не то что на каком-нибудь хэви-металлическом концерте, когда все стоят на ушах."
Исполнение "Signs Of Life", открывающей блок композиций альбома "A Momentary Lapse Of Reason", иллюстрируется показом кадров Сторма Торгесона, в котором по реке Кэм под шум воды, усиленный мощной аппаратурой, плывёт молодой человек на лодке, которая затем преображается в самолёт, который вырывается из глубин экрана и летит через весь зал под звуки "Learning To Fly".
"Идея концертов PINK FLOYD всегда заключалась в том, чтобы вовлечь в шоу всех, даже самого последнего парнишку с последнего ряда,- говорит Мэйсон,- срабатывает эффект квадрата, и если где бы ты ни находился, всё равно ощущаешь, что по бокам и за твоей спиной что-то звучит и происходит. Человек оказывается как бы внутри происходящего."

По сцене мечутся тени и меняются цветовые пятна, благодаря управляемым при помощи компьютеров осветительным блокам. Стремительные сияющие потоки лазерных лучей перекрещиваются над зрителями, сливаясь воедино в сверкающем зелёном море при исполнении "High Hopes". При звуках "One Of These Days" знаменитая 40-футовая свинья (точнее, свин:-)), гордый тем, как ловко ему изменили пол, с горящими глазами, склоняется над верещащей от восторга толпой. Лихорадка возбуждения, терзающая зрителей, усиливается при звуках будильника и тиканья часов, возвещающих начало "Time". Во время "On The Run" на экране вновь появляется герой альбома, привязанный к кровати, и когда фрагмент заканчивается, уже настоящая огромная койка сгорает прямо на сцене.
Подобные приёмы используются и при исполнении "Welcome To The Machine", "Us And Them" и "Money", причём каждая вещь сопровождается какими-нибудь умопомрачительными флойдовскими кинокадрами. И, как всегда, весь зал, не дожидаясь приглашения Гилмора, вместе с ним поёт под акустическую гитару "Wish You Were Here". Апогей выступления достигает на "Comfortably Numb", сцена буквально утопает в белом дыму, имитируя момент знаменитых концертов "The Wall" начала 80-х, когда Дэйв играл своё длиннющее соло, стоя на краю Стены, и самы большой в истории рок-музыки стеклянный шар раскрывается, чтобы расцвести ослепительными лепестками. Во время исполнения "Run Like Hell" команда светотехников вводит в действие так называемый "Фактор разрушения" - снимаются все ограничители и заглушки, и даже полная луна затмевается грандиозным умопомрачительным фейерверком, который превращает небо в бесцветную тряпку. Всё это отражено в вышедшем вскоре концертных CD и видео-альбомах ⌠Pulse■.

Во время турне не обходилось без накладок. Особенно "повезло" во время пребывания в Питтсбурге. Сначала Рику Райту и нескольким музыкантам, прилетевшим раньше, пришлось жариться на взлётно-посадочной полосе со своими баулами, потому что никто не позаботился о транспорте. Отель, в котором остановился коллектив, обслуживал съезд слепых бейсболистов и они всюду ходили, постукивая тросточками или в сопровождении собак-поводырей. Обслуживая столь специфический контингент, персонал довольно небрежно отнёсся к визиту прославленных музыкантов. Из номера Ника Мэйсна загадочным образом исчезли его паспорт и личный компьютер. На следующий день шофёр-дилетант не сразу нашёл дорогу к стадиону Three Rivers, до которого, в принципе, было рукой подать. Закончилось тем, что он, торопясь, подбросил флойдовцев на бешеной скорости и задним ходом, резко тормознув. Такой пассаж заставил Дэйва Гилмора, увлечённо обсуждавшего с Мэйсоном теннисный турнир, потерять терпение (а его способность не выходить из равновесия давно уже стала легендой!) и как следует вклеить зарвавшемуся водиле. И даже хвалёное усердие фэнов вышло из-под контроля - на одном из прилавков среди такой обычной флойдовской атрибутики, как флажки с изображением персонажей "Стены" на фоне белых кирпичиков, появилась настоящая свиная голова, гадостно кривившаяся с кроваво-красного шеста. Венчали все эти безобразия неполадки с электричеством во время исполнения "Sorrow", вылившаяся в 10-минутную незапланированную паузу.
Несмотря на хиханьки да хаханьки, неизменно царившие в стане группы, те, кто помоложе, постоянно говорили об этом туре, как о самом большом испытании в жизни и в один голос восхищались человеком, взявшим бразды правления PINK FLOYD в свои руки.
"Дэйв давал стимул играть что-то своё, собственное, не выходя за рамки предложенной им структуры,- говорит Джон Кэрин,- вот почему он берёт тебя на работу, берёт за то, что делаешь именно ты. В некоторых командах, когда ты лажаешь, тут же начинается ворчание, косые взгляды и всё такое. А Дэйв просто смеётся и тебе хочется поскорее всё исправить. А сам он может буквально убить публику несколькими звуками своей гитары. Пропало напряжение в сети? Думаете, Гилмор заорал, взбесился? Нет, он смеялся! Ну нет напряжения. Делов-то! Именно такое поведение и делало нашу работу праздником."
"Дэйв - позитивно мыслящая личность, как, впрочем, и Ник, и Рик, и Роджер.- говорит Тим Ренвик, работавший и с Уотерсом.- У них есть ощущение самого себя как части великой магии под названием PINK FLOYD. Но Роджер всегда чем-то озабочен, всегда стремится к тотальному контролю. Дэйв - его полная противоположность, спокойный, релаксирующий. Многое он оставляет за тобой - решай сам! Поэтому у нас силён дух товарищества. А у Роджера другой подход - ты должен сделать именно то-то!"

...Мэйсон и Райт сидят в холле, не торопясь разговаривая. Два пацана подходят и интересуются, на каком этаже остановились ФЛОЙД. Оказывается, они уже несколько лет мечтают получить их автограф. Прикольщик Ник с невозмутимым видом сообщает, что ему ничего не известно о том, что такая группа вообще находится в городе. Ребята, помрачнев, уходят. "Вот положительные моменты нашей анонимности. Мы не используем свои физиономии как ни попадя. Пусть Мик Джаггер мелькает в каждом журнале. Кстати, еще несколько лет, и прыгающих 60-летних ROLLING STONES уже не будут воспринимать всерьёз. А вот PINK FLOYD, исполняющие свою музыку даже в 70-летнем возрасте, вполне реальны." (Пока что всё наоборот, г-н Мэйсон - СТОУНЗ молоды, как никогда, и до сих пор скачут, заводя публику, а вот ФЛОЙД уж 8 лет как молчат - ни альбомов, ни концертов.- DJV)
Тут вновь появляются та самые парни - охотники за автографами, разгадавшие секрет. Получив вожделенные подписи, один из них, поборов смущение, спрашивает: "А что вы думаете о Роджере Уотерсе?"
"Чрезвычайно умный человек",- спокойно отвечает Рик.
 


Роджер Уотерс "во плоти"-2000.

В 2000 году этот человек, после 8-летнего перерыва, прошедшего после ⌠Amused To Death■, отправился в крупное мировое турне, названное классически - "In The Flesh", на котором представил всю ретроспективу своего творчества. Несмотря на пёстрый набор композиций - от раннего PINK FLOYD до последних сольных вещей Уотерса, концерт оставляет очень цельное и впечатление из-за искренной и доверительной атмосферы, царившей на каждом выступлении.
Концерт начинается, естественно, с композиции "In The Flesh", под звуки которой на сцену выходит САМ (изрядно поседевший, стал похож на актёра Ричарда Гира:-)), весь в чёрном, и извлекает из своей бас-гитары такие знакомые хард-роковые звуки. Тему "Стены" продолжает "Another Brick In The Wall (Part 2)". Во время исполнения песен альбома "The Final Cut" - "Get Your Filthy Hands Off My Desert" и "Southampton Dock", на огромном экране плывут могильные кресты и образы погибших солдат. Баллада "Pigs In The Wing" совпадает с появлением на экране обложки альбома "Animals", свинья в которой оживает и летит навстречу зрителям, всё увеличиваясь в размерах. Тем временем уже звучит композиция "Dogs".
Очень красиво была аранжирована песня "Welcome To The Machine" - лирически-плавно, а не механически-бездушно, как на альбоме "Wish You Were Here", титульный номер которого вступает следующим. И затем еще один шедевр этой пластинки - "Shine On You Crazy Diamond", а с экрана ностальгически смотрит лицо молодого Сида Барретта, которому посвящена эта сага.
Далее программа всё более углубляется в прошлое - "Set The Controls For The Heart Of The Sun",- медитативная изюминка альбома "Saucerful Of Secrets", иллюстрируется каплевидными разводами в стиле 60-х и кадрами молодых PINK FLOYD на экране. Под звуки тикающих часов и изображений призм стартует "Time". Жаль, и это явный недостаток концерта, что далее не последовала "Great Gig In The Sky", три голосистых, хотя и не таких сексапильных, как у Гилмора:-)) бэк-вокалистки (P.P. Arnold, Katie Kissoon, Susannah Melvoin) вполне позволяли исполнить эту кульминацию альбома "Dark Side Of The Moon", в роли чего выступила "Money", а завершился этот блок, как и диск - "Brain Damage"&"Eclipse".
Затем прозвучали пьесы из сольного репертуара Уотерса - "The Pros And Cons Of Hitch Hiking", "Every Stranger▓s Eyes", "Perfect Sense", "Тhе Bravery Of Being Out Of Range", "It's A Miracle", "Amused To Death". Коронная флойдовская "Comfortably Numb" была замечательна шикарным проигрышем, выданным двумя гитаристами Дойлом Брэмхоллом и Сноуи Уайтом, которым помогал Роджер Уотерс на акустической гитаре, а на бас переключился Энди Фэйруэзер-Лоу.

Единственная новая песня Роджера, исполненная на концерте,- прозрачная "Each Small Candle", завершала выступление. Она была написана Уотерсом под впечатлением случая, происшедшего во время войны в Югославии и описанного в газете "The London Times". Сербский солдат увидел албанскую женщину в одном из горящих домов. Он оставил свой взвод, чтобы оказать ей помощь, а затем вновь присоединился к своим товарищам и пошагал дальше.
Заглавная строка припева - "Each small candle lights a corner of the dark" - "Каждая маленькая свеча освещает закоулок тьмы". "Есть очень важная вещь, которая всегда беспокоила меня,- говорит Роджер,- это то, что каждый человек должен чувствовать своё право влиять на мир. Я говорю об идее личной ответственности, личной ценности и личной силы. Каждый человек имеет значение, каждый. Это очевидные вещи, не требующие доказательств для большинства людей. Но меня всё равно поражает то, что очень просто подменяется индивидуальность каждого понятием нации. Но ответственность - она является качеством личности, а не нации."
Связь политики и искусства, внимание к реалиям современного мира всегда отличало творчество Уотерса. Но вместо обычных публицистических лозунгов его композиции поднимаются до поистине философского осмысления происходящего.
"Разумеется, не может быть универсальных ответов на все вопросы. Но я надеюсь, что человечество всё-таки будет больше заниматься сотрудничеством и меньше - соревнованием подобно хищникам в джунглях. Особенно, учитывая весь опыт прошедшего тысячелетия. А если этого не произойдёт, мы просто исчезнем без следа."

Турне имело огромный успех. Каждое выступление проходило при полном аншлаге. Оригинальное сценическое решение, прекрасные музыканты и харизма самого Роджера Уотерса превращала каждый концерт в событие с большой буквы. Двойной CD-альбом "In The Flesh" прекрасно воссоздаёт волшебство происходящего на сцене и магию живого выступления.
"Группа работала очень слаженно. Клавишник Джон Кэрин прекрасно знает эти песни, потому что работал с Гилмором. Кроме того, он фанат этой музыки и буквально чувствует всю программу. Он опытный музыкант, программист и великолепно воссоздаёт аутентичность звука прошлых лет. Это очень полезное качество. Как только композиция начинает звучать, я словно погружаюсь в неё, особенно в таких специфических песнях, как "Shine On You Crazy Diamond", которую я исполняю впервые за последние 20 лет."
Альбом записывался во время концертов в Финиксе, Лас-Вегасе, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и других американских городах. За качество звука отвечал Джеймс Гатри, работавший с PINK FLOYD во времена "The Wall". Он предпочёл 48-дорожечный аналоговый магнитофон, после чего материал был смикширован на цифровой носитель. "Мне нравится звук аналога,- говорит Гатри,- он более детальный, более естественный. Он трёхмерный, он буквально дышит." Позднее Гатри сделал DVD-версию концерта и многоканальный ремастеринг "The Wall". А сам Роджер Уотерс готовит новый студийный альбом.

"В настоящее время я нахожусь в позитивном состоянии. Я чувствую удовлетворение от работы за прошедшие 10-15 лет. Я чувствую себя самого. И очень доволен моим нынешнем уровнем и положением дел. Я поддерживаю многие организации - Greenpeace, Amnesty International и другие. Речь идёт не только об идеалистических проектах, но также и обычной работе в областях, связанных с человеческой психологией, межличностными отношениями. Я думаю, сегодня личность имеет лучший шанс разорвать порочный круг передачи заблуждений одного поколения другому. Потому что сегодня у нас есть больше информации о том, как работают наши эмоции, как они заставляют нас чувствовать. Так что я оптимист, всё вроде бы движется в правильном направлении. По крайней мере, у нас есть один путь, по которому мы должны идти - и я думаю, всё больше людей по нему идёт."
 

Роджер Уотерс в Москве

29 мая 2002 года в Москве Роджер Уотерс дал единственный концерт в рамках своего мирового турне "In The Flesh" (27 мая он также выступал в Санкт-Петербурге). На московском представлении посчастливилось побывать автору этих строк.
15-тысячный спорткомплекс "Олимпийский", хоть и заполнялся постепенно, к началу концерта был полон, в танцпартере же яблоку негде было упасть. Программа у Роджера и его команды отработана и полностью соответствует описанной выше видеоленте "In The Flesh" 2000 года, с небольшой разницей, что заключительным номером концерта был не "Each Small Candle", а другая новая песня - "The Flickering Flame". Визуальное сопровождение на огромном экране, установленном над сценой, также соответствовало видеоряду 2000 г., отличная прожекторная поддержка, состав музыкантов, судя по обьявленному Роджером, также в основном совпадает с 2000 г.


Фото Вадима Шестерикова с сайта
http://www.vvs.spb.ru/album/waters/2002/index.htm
где находится обширный фотоотчёт об аналогичном санкт-петербургском концерте.

Атмосферу концерта можно представить, если являешься поклонником музыки PINK FLOYD, а именно таковые, чувствовалось, и заполнили "Олимпийский". Все композиции, которые фанаты знают наизусть, встречались аплодисментами, восторгами и горящими зажигалками, то же относится к кульминационным моментам песен, гитарным соло, обращениям Роджера, культовым кадрам из "Стены" и т.п. В то же время не было такого рёва, который мог бы быть на выступлении более рОковой команды. Музыка ФЛОЙД и Уотерса более спокойная, меланхоличная, более располагает к размышлениям и наслаждению её красивым звучанием. То есть присутствовала некая философская аура, так характерная именно для Уотерса, харизматическую фигуру которого почти постоянно освещали прожекторы. По ходу представления чувствовал себя полностью во власти этой музыки, впечатления, до боли знакомые по альбомам, нахлынули разом, и к концу концерта был совершенно распотрошён всей атмосферой этого знаменательного события. Спасибо, Роджер, до свидания!


История PINK FLOYD завершена?

Немного возвращаясь назад с вопросом, существует ли, собственно сама группа PINK FLOYD, нужно упомянуть, что в ноябре 2001 года вышел двойной альбом-компиляция "Echoes: The Best of Pink Floyd" и занял второе место в английских чартах. В этой антологии было решено отказаться от хронологического принципа в пользу ассоциативной переклички и микширования, связывающих все композиции за 36-летнюю историю группы в единой целое. Обрамляют альбом две песни фактического создателя группы Сида Баррета: "Astronomy Domine" и "Bike".
Этот сборник, скорее всего, окажется "прощальным поклоном" легендарных PINK FLOYD. Гилмор, главная движущая сила группы в последние 15 лет, признал в интервью журналу ⌠Rolling Stone■, что со времени выхода последнего альбома ⌠Division Bell■ и концертного у него нет никаких новых идей, связанных с ФЛОЙД, и нет желания больше устраивать гастроли. "Мне 55, а это игра для молодых", - заявил Дэйв. Можно ли считать это точкой в истории великой группы? Пока  до конца не ясно...


 

Эпилог.

...В Кембридже, в своём маленьком особняке, тихо, в полном уединении проводит свои дни человек по имени ПИНК ФЛОЙД. Только его полотна, принадлежащие к абстрактной живописи, указывают на то, что этот человек - сверхчувствительное существо. Свободное от занятий живописью время Кейт Роджер Барретт делит между работой в своём садике, кропотливой вознёй с нумизматичнской коллекцией, телевизором и книгами. Он лелеет свой дом, свой Шангри-Ла. Барретт слушает музыку - чаще всего джаз и классику, но никогда - рок-н-ролл. Он годами не прикасается к гитаре.
Этот полный пожилой человек, конечно, не пребывает в неведении относительно той другой жизни, которую он вёл, когда его называли Сидом. Конечно, он в курсе того, что его произведениями, его творческим наследием (и многочисленными произведениями, которые порождены его наследием) продолжают наслаждаться и восхищаться. До сих пор музыка Барретта, записанная на первых альбомах PINK FLOYD и собственных сольных дисках, помогает ему жить и удовлетворять свои скромные потребности. Он лишь изредка покупает себе что-то новое, а счёт в банке не имеет для него значения. Но любые воспоминания редко сопровождаются чувством удовлетворения. Та жизнь была трудной и изматывающей, и он никому бы такой не пожелал. Меньше всего - себе самому.
Любым поклонникам Сида, которые, надеясь на чудо, выслеживают его, приходится, образно говоря, целовать замки на запертых дверях его дома - в любом случае Барретту сказать им нечего. В то время, как его немногочисленные родственники и друзья благодарят Бога за то, что с каждым годом он чувствует себя всё лучше, самому Сиду всё труднее встречаться или общаться с людьми, напоминающими ему о той эпохе. Боль от этого становится всё сильнее. Но иногда он думает о своих старых друзьях, которых зовут Дэйв, Ник, Рик... и Родж...
 





По мотивам книги Николаса Шэффнера ╚Блюдце, полное чудес: Одиссея Pink Floyd.╩.
(C) Nicholas Schaffner ╚Saucerful Of Secrets: The Pink Floyd Odyssey╩

Также использованы материалы сайтов:

http://www.pinkfloyd-co.com
http://www.rogerwaters.org/
http://www.seva.ru
http://www.playcd.ru
http://members.xoom.com/LazyCrazy/