Реклама в Интернет | "Все Кулички"

Ф. М. Достоевский

МОЯ РЕДАКЦИЯ

"Дневник писателя". "Текущая жизнь". "С.-Петерб<ургское> обозрение".

"Политич<еское> обозр<ение>". "Текущ<ая> жизнь".

"Дневник писателя". "Текущ<ая> жизнь".

"Внутреннее обозр<ение>". "Текущ<ая> жизнь".

Есть статьи Юркевича? Погодина? Кельсиева?

Что-нибудь Пуцыкович.

Романы. Комедия.

И роман дамы.

Ожидается:
      Что-нибудь от Филиппова (?)
      Непременно от Мещерского.
      Что-нибудь Соколов.

Постоянное сотрудничество Страхова.

Иметь в виду Порецкого.

Секретарь Соловьев.

Иметь в виду Богданова.

И кто-нибудь пришлет. <7>

Нумер более или менее будет являться постоянно с следующими именами:
      Мещерский
      Страхов
      Пуцыкович
      Я
      Кельсиев и т. д.
      Текущая жизнь
      Роман

Есть рукописи:

О монахах Фадеева

О земстве Незнакомца NB. Об открытии
      школы "Странствование Парфения"

Письмо дамы "Правила апостольские"

Кельсиев С Филипповым

Белов Взять "Жития" и Полевого

Страхов Мою тетрадку каторжн<ую>

Повесть <было начато: Ром<ан>> (Мещерского) Часть "Войны и мира"

"М<осковские>
      заметки" ╧ Гражданина Стенли
     

Силлабус

Сообщить Мещерскому, нет ли рассказа у Горбунова? Ответить Шиитову. <137>

Счет статей замечательных, находящихся в редакции:
      Роман московской дамы
      О Пугачеве Сальяса
      Квартиры ≈ N. N.
      О славянах
      ? Николаевского "Вена"
      ? Статьи Данченки
      ? Генслера
      ? Мещерского "Бисмарк"
      ? О лондонской жизни
      ? Николаевского разбор
      "Панславизм и греки"
      ? Библиография Страхова
      ? Мои

Просмотреть:

     

"Куль хлеба"
     

Гимнастика и воспитание
     

"Кустарная промышленность"
     

Женский вопрос <17>

Memento

Март 73 <г.>

1-е март<а>. Получены две статьи: Богданова о выставке и одной дамы по женскому вопросу. <14>

Memento.

(Общество всякой полезной инициативы).

Общество взаимного страхования успехов в жизни.

Чтения Коховского в Соляном городке "Труд и отдых". Чтения Певцова, Рогова, Шалфеева, Ганике и Тарапыгина.

Корреспонденция о питомцах воспитательного дома в "Голосе". Свящ<енник> Иоанн Никольский в "Петербургском листке". ≈ "Голос", 9 марта, ╧ 68. <Текст: (Общество ... ... 9 марта, ╧ 68. ≈ зачеркнут.> <13>

Письмо от Прежевского из Вологды, просит об Тошме. Просит уведомить, может ли рассчитывать на работу в "Гражданине".

13) Г-жа Грунильон, рассказ, "по старости лет", ответить в город Рогачев, Могилевской губернии.

16) Легенда о Булгакове Бутагова ≈ в пятницу.

Субб<ота>. <нрзб.> отдана.

Даме в понедельник (на гумне).

О быте сельского чувашского духовенства.

Богданову отдана.

Лицо и изнанка мастерового, взято две повести.

Глинка, повесть.

Московск<ий> театр, отдано. <129>

Москва, 4 апреля.
      Что пользы на могильный камень
      Лить солнцу свой горячий луч? <4 об.>

В статью.

Церковь отрицательная ≈ протестантская. Падет Рим, и raison d'кtre лютеранства исчезнет.

"Московские ведомости". Апрель IV≈II <?>. <15>

Насущный материал. 1-го июня 78 <г.>

Беллетристика. Драма.
      "Лот<ерейный> билет" (повесть)
      Может быть, еще драма (?)
      Большой роман
      Повесть Казанцева (отвечать ему)

Другие статьи:
      Филиппова
      Кельсиева
      Венская выставка
      "Дневник писателя"
      Порецкого
      Пуцыковича
      Нового предлагающего
      И потом ≈ Страхова
      Будет присылать
      Мещерский
      Юркевич?
      "Текущая жизнь"

NB. Статьи ожидаемые:
      "Московские заметки" <8>

Следующий ╧ (24):
      "Хива" * <Очевидно, крестиком отмечены статьи, уже имевшиеся в редакции.>
      "Московск<ие> заметки" *
      "Дневник писателя"
      Филиппова *
      Венская выставка *
      Кельсиева
      2-й акт драмы *
      Стишки
      Пуцыковича *
      "Текущая жизнь" * <78>

Замечательные статьи по журнал<у>.

"Московск<ие> ведом<ости>", ╧ 153, 29 июня. О прусской армии из Зиновьева и известие из римск<ой> корреспонд<енции> "Times" о готовности католицизма перейти без царей к народу.

"С.-Петербургские ведомости", ╧ 169 (22 июня). О книге Бобровского "Юнкерские училища" и известие о тамбовских ремонтерах из Франции и Пруссии. И об аресте в Одессе в один день 300 праздношатающихся.

"Москов<ские> ведомости", ╧ 154, июня 21.

Передовая статья о возвращении Красноводского отряда.

Извлечение из "Инвалида" о том же.

Вамбери о Хивинском походе.

Шах в Манчестере.

Судебный приговор о продаже жены в варшав<ском> суде. <1 об.>

Проекты статей в "Гражданин".

Статья: "Газета ╚Голос╩" готовиться всё лето (перед подпиской). <18 об.>

32 ╧ "Гражданина". "Текущая жизнь". О народных книжках. <Текст: 32 ╧ ... ... книжках. ≈ зачеркнут.> <86 об.>

2 августа, четверг, фельетон в "Голосе" W, ≈ похвала гражданским похоронам.

Четверг, 9 августа. Wimpfen, "Голос", о чтении в "Истории древностей российск<их>" (на Катков<а>). <87>

О том, как преподавать закон божий в первоначальных школах детям (NB. Самарин и Мещерский, ╧╧ 34 и 35 "Гражданина" и 33). <78 об.>

Пожары. Число пригов<оров> Пензенск<ой> губер<нии> (современность).

Мать и дочь.

Монах ("Русские ведомости"). Переселение. Ослабели.

Убиение жены. M-me Bovari (прошлого года на плите сжарил). <9>

9 марта 75 <г.>

Странные сказки (сумасшедшего):
      1) Перемена голов.
      2) Чудеса в России.
      3) Чудеса в Париже (длинная рука).
      4) Унгерн-Штернберг.
      5) Стрела и нос Наполеона III-го.
      6) Le Grand Orient.
      7) Распятые в наше время, 4 мученика.
      8) Феодор.
      9) Дуэль с Кр<аевски>м, пуля в заднице. <82>

1 августа 1875 <г.> Пушкин.

Дети. Мучения детей ("Что ж ты не помог?")

На лестнице ("Я забыл").

≈ Что ты всё ближайшее, покажи дальнее.

Давид.

Ависага.

Пароход на Атлантическом океане.

Butte aux cailles.

Будущий мир, коммуна, золотой телец, рабство, теснота и теснота (горе плодоносящим).

Протест самоубийцы.

Суд и желание.

Дух добрый, обращающийся в злого.

Клоповник (русская интеллигентная грязь).

Картины мира. Папа. Соприкосновение вещей, миллионная капля на весах мира. <19>

7 августа 75 <г.>

Техники из классиков всегда становятся вперед, в голове, и дают мысль и движение науки, тогда как прежние необразованные наши техники и специалисты (профессора) всегда были только жалкой срединой, исполнителями и поддакивателями.

Человек, так сказать, с беспрерывной соплей на носу.

"Чудный край, через Алтай..." и т. д. ≈ в этих стихах, в которых есть как бы нечто танцующее, изображено величие России.

Исповедания же был православно-лютеранского, как и все русские нашего времени, еще продолжающие верить в бога.

Никто из честных людей не сделает против меня такого обвинения и никто не обвинит меня в этом, если он честен. А меня знают честные люди.

Дарвалдая. Я предлагаю принять за новый глагол. Смешнее <было: ибо смешнее> представить себе нельзя чего-нибудь, как город Валдай, дарящий колокольчики. К тому же глагол этот известен всей России, трем поколениям, ибо все знают тройку удалую, она удержалась не только между культурными, но даже проникнула и в стихийные слои России, говоря слогом Ростислава Фадеева. Но все, во всех слоях, пели дар Валдая не как дар Валдая, а как дарвалдая, то есть в виде глагола, изображающего что-то мотающееся <над словом: мотающееся ≈ незачеркнутый вариант: болтающееся> и звенящее, можно говорить про всех <всех вписано> мотающихся и звенящих или стучащих ≈ он дарвалдает. Можно даже сделать существительное "дарвалдай" и приложить его ко всем сочинителям брошюр "Быть или не быть". Что мы такое, чем мы будем. В прошедшем времени <времени вписано> будет странно: дарвалдаял, особенно в женском роде ≈ сидела-сидела у меня, дарвалдаяла-дарвалдаяла. Но почему же странно? Ведь говорит же народ: сидела-сидела, стучала-стучала у меня или настучала-настучала и ушла. Я изобрел или, лучше сказать, ввел одно только слово в русский язык, и оно прижилось, все употребляют: глагол "стушевался" (в "Голядкине". У Белинского, в восторге слишком известные литераторы ≈ мой главнейший подпольный тип (надеюсь, что мне простят это хвастовство ввиду собственного сознания в художественной неудаче типа)).

Сидела-сидела, надарвалдаяла такого вздору! (Ведь недурно, право.)

Можно взять и фамилью Дарвалдаев, в роман или водевиль, для изображения неосновательного молодого человека, с претензиями <неосновательного ... ... с претензиями вписано>, человека консервативного или либерального, всё равно.

Стушевать ≈ на нет; затушевать ≈ другое. Вот пустил словечко, не знаю, что-то будет. Я дарвалдаял, ты ≈ , он ≈ , мы дарвалдаяли, вы дарвалдаяли, они дарвалдаяли. <77>

Кто слишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любить человека в частности.

Кто очень уж жалеет злодея (вора, убийцу) и проч., тот весьма часто не способен жалеть жертву его. Верить же в то, что злодей, вследствие давления среды, не мог не убить, я не в состоянии и допускаю в сем случае лишь самое малое число <вместо: малое число ≈ было: ничтожный ряд> исключений, у нас же сделали общее правило.

"Чем хуже, тем лучше" ≈ тоже общее правило.

Наши фельетонисты все сплошь подписываются псевдонимами. Неужто их имена заключают в себе так много чего-то драгоценного, что их так тщательно требуется укрывать от позора под псевдонимами? <К тексту: Неужто их имена со под псевдонимами. ≈ незачеркнутый вариант: Неужто так уж срамно все, что они пишут, что им непременно надо скрываться, и неужели их имена заключают в себе так много драгоценного>

Ростислав Фадеев и Фурье. Нет, я за Фурье... Я даже <вместо: даже ≈ было начато: кон<ечно?>> отчасти потерпел за Фурье наказание... и давно отказался от Фурье, но я все-таки заступлюсь. Мне жалко, что генерал-мыслитель трактует бедного социалиста столь свысока. То есть все-то эти ученые и юноши, все-то эти веровавшие в Фурье, все такие дураки, что стоило бы им прийти только к Ростиславу Фадееву, чтоб тотчас поумнеть. Верно, тут что-нибудь другое, или Фурье и его последователи не до такой степени все сплошь дураки, или генерал-мыслитель уж слишком умен. Вероятнее, что первое.

М-lle Ищенко и граф Толстой.

Говорят, северное и южное направления согласились наконец обратиться в Ясную Поляну, и, как граф Толстой решит, так и будет. Давно бы так. <77 об.>

Дворянство и его сохранение необходимо, ибо оно все-таки выражало своим установлением форму живой связи царя (знамени) с народом и заключало в себе все возможности дальнейших социальных развитий земли. Сохраняло дух связи, дух, в котором должна была пониматься служилость. Заменить его некем. Без лучших людей невозможно (декабристы и проч. ошибки, происшедшие от грубой реформы Петра, основанной на презрении к самостоятельности исторической России).

"Московские ведомости", ╧ 229. ≈ Интересная статья о старокатоликах.

"Голос", ╧ 251. О том, как крысы съели ребенку ручку в Пензе.

Двуличная статья Маркова "Упразднители современного общества".

Фадеева 174 стр. Верховная власть без преданного сословия (дворянства) на одних равнодушных грабителях и ленивых чиновниках, <далее было: не удержится> с народом, не имеющим политической идеи и <не имеющим ... ... и вписано> развращаемым в чувстве своем <в чувстве своем вписано> семинаристами, <далее было начато: и не имею<щим>> не удержится долго и не уедет далеко. Самодержавие, разрушая дворянство, подняло на себя руку.

Я обнаружу врага России ≈ это семинарист.

Этих круглых генералов с трубкой, всё закончивших. (Все собой закончивши<е> генералы у нас всегда были во всякое время.)

Фадеев, стр. 120. Власть, создавшая всё в России. Фадеев забыл, что под условием православия. Если власть изменит православию, то народ выберет другую. Православие, то есть форма исповедания Христа, есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего. С другой стороны, в Европе науки и развитие всегда становили общество атеистичным. Но это единственно лишь благодаря католицизму. Но так как с петровской реформы (воспитательный период) воспитанники периода учились лишь презирать Россию и какать на нее, то и у них явился атеизм по мере образования. Теперь пусть круглый генерал с трубкой вообразит, что образование (в европейском смысле) прорвалось в народ: падет для него (образования) православие ≈ и зачем ему тогда верховная власть (православному)?

Смотреть же на декабристов и нигилистов как на мелкие случаи ≈ глупо.

Не все желающие в Сибирь и на виселицу восполнили число: многие и остались. Русские европейцы неминуемо атеисты, пока оторваны от народа. Это самое существенное и важное последствие реформы Петра. <79>

Шипучки. Каждый журнал у нас есть гнездо завистливых шипучек, уединившихся для... и проч.

1) Полная свобода прессы необходима, иначе до сих пор дается право дрянным людишкам (умишкам) не высказываться и оставлять слово с намеком: дескать, пострадаем. Таким образом, за ними репутация не только "страдальцев", "гонимых произволом деспотизма", но и умных людей. Предполагается добрым читателем, что вот в том-то, что они не высказали, и заключаются перлы. И пренеприятнейшим сюрпризом для них была бы полная свобода прессы. Вдруг бы они увидали, что ведь нельзя врать, что над ними все рассмеются. Испугались бы ≈ и этот испуг был бы для них посильнее цензурой, чем все 1-е, 2-е и даже 3-е предостережения, только бодрящие их и становящие на пьедестал (они бы принуждены были прямо весь свой вздор выложить наружу).

Малороссийский и польский характеры: смесь <1 нрзб.> с сантиментальностью.

Вся интеллигенция России, с Петра Великого начиная, не участвовала в прямых и текущих интересах России, а всегда тянула дребедень отвлеченно-европейскую (Алек<сандр> I, Мордвиновы, Сперанские, декабристы, Герцены, Белинские и Чернышевские и вся современная дрянь). <Рядом о текстом: Вся интеллигенция России ... ... вся современная дрянь). ≈ помета: Идея>

Драматическая сцена: доктор N. N. (с глупою, но нахальною улыбкою) или с не идущим к нему видом собственного достоинства. И вошел с видом лакея в барском платье. С немытыми руками и с папироской.

Если не затолстеет, как Страхов, затолстел человек. <78>

2) Люди, умеющие профильтроваться и присосаться. <77 об.>

3) Очень многоглаголиво пишут (в "От<ечественных> з<аписках>"), а уж это большой порок. Намекает на некоторое вредное само довольствие.

Великорусское великое племя ≈ 1/2 населения России. Мелкие славяне. Малоруссы ≈ только-<с>колько <?>. <78>

Мир ожидают в весьма скором времени страшные новости и перемены. Хотя бы с точки зренья поселений (NB Франция и Россия, число жителей в той и другой лет через 40.) Увеличение населения, малость территории.

Китай. Встреча с нами в Азии. По примеру Японии введение войска и оружия. Мастера различных производств. Переём от Европы европейских порядков.

Подъем азиатских <было: среднеазиатских> царств вдруг (Тамерлан) по издревле существующему там факту.

Лермонтов, зеркало, шлюпик, давление личности самой на себя ("Голос". Фельетон 18 сентября 75 <г.>), драма "Маскарад" ≈ начало, дуэль Лермонтова ≈ конец.

Не столь Петр Великий виноват, сколько его хвалители.

Врач N. N. хвалится, что держит кабинет для приема больных секретными болезнями; вот бы сказать ему: "врачу, исцелися сам".

...Следуя взгляду Петра Великого на русский простой народ как на матерьял, платящий деньги, и ≈ не более.

Вот бы подлинно сказать можно и должно: "врачу, исцелися сам".

≈ Помилуйте, да он лечит от секретных болезней, что вы!

Все реформы нынешнего царствования суть прямая противуположность (по существу) реформам Петра Великого и упразднение их во всех пунктах. Освобождение народа есть, н<а>прим<ер>, прямая противуположность взгляду Петра (закрепившего народ) на русский народ как на матерьял, платящий подати, деньгами и повинностями, и не более. Самоуправление есть прямая противуположность (узенькому) взгляду Петра на Россию как на помещичью экономию на крепостном основании, где народ "не живи" и где всё управляется несколькими управляющими от помещика, то есть чиновниками с помещиком Петром во главе, получающим доходы для войны с шведом.

Классическое образование, наконец, есть прямая противуположность взглядам Петра на образование, никогда не возносившимся дальше техники и насущной полезности, требовавшему мичманов, литейщиков, кузнецов, слесарей и проч. и даже <79 об.> не ставившему никогда и вопроса о том, что такое человек образованный.

Нынешнее царствование решительно можно считать началом конца петербургского периода (столь длинного) русской истории. (Задыхание России в тесных петровских рамках.)

╧. Там, где образование начиналось с техники (у нас реформа Петра), никогда не появлялось Аристотеля. Напротив, замечалось необычайное суживание и скудость мысли. Там же, где начиналось с Аристотеля (Renaissance, 15-е столетие), тотчас же дело сопровождалось великими техническими открытиями (книгопечатания, пороха) <далее было начато: астро<номические>> и расширением человеческой мысли (открытие Америки, Реформация, открытия астрономические и проч.).

4) Нам укажут, может быть, в пример расширения и нашей русской мысли после петровской реформы, на нашу европейскую славу и <и вписано> на наше европейничание вообще. Но наша европейская слава произошла вовсе не от петровской реформы <далее было начато: ибо трудно предположить, что> (иначе надо бы было сузить всю реформу на технические заимствования, которые могло бы сделать и Московское царство) ≈ а именно от древненародного русского взгляда на власть царскую (как неограниченного повелителя), ≈ власть, на которую не посягнул Петр, ввиду уж слишком явной для себя же невыгоды, и которая изумила Европу и мир своею силою и целокупностью (последнее проявление этой силы ≈ освобождение крестьян по одному лишь царскому слову); но слава военная и сила наши не пошли нам впрок, именно по узости мысли, не могшей развиться в народный взгляд и оторвавшейся от народа. Примеры: война с Наполеоном кончилась в пользу Европы, поляков освободил Александр, чего бы никогда в жизни не сделала прежняя московская политика <чего бы никогда ... ... политика вписано> и все правительства после Петра, да и общество наше дошло до того, что считало самою величайшею для себя честью и целью стать европейцами, оевропеиться окончательно; тогда как, напротив, если б было расширение русской мысли от реформы Петра, то не делала бы она таких политических промахов, как в 19-м столетии (то есть имея и успех и силу, но не зная, каких направить в свою пользу), и не считала бы ни целью, ни особою честью быть европейцами, а, напротив, <далее было: именно> приняла бы идею, что русский ≈ прежде всего ≈ не европеец, прежде всего не должен им быть ни за что, а есть особ статья и не более. <80> И когда иностранцам приходилось заявлять об нас (неоднократно), вслух и в разных видах, что мы не европейцы и что они, европейцы, отнюдь не признают нас за своих братьев европейцев, то мы начинали сердиться (от узости мысли) и не понимали (да и до сих пор не можем понять), что европейцы, не признавая нас за своих, тем самым оказывали нам великую честь и признавали в нас самостоятельность и главенство в великой славянской семье народов и ведущими их к самостоятельным целям, и хоть бранили нас, но всё же боялись. Мы этого не понимали и сердились, от сужения русской мысли с Петра Великого.

5) Русские, говорящие по-французски изо всех сил для моды, не зная языка, мучаются, чтоб как-нибудь выразить на чужом языке свою мысль. Те же из русских, которые говорят по-французски с легкостью (высшие сословия), большею частию имеют легкие мысли, другими словами: не имеют никаких мыслей.

Укажут на Ломоносова, а разве Ломоносов не мертворожденное дитя? Что, утвердилась ли наука в России после него. Где Платоны и быстрые разумом Невтоны?

Укажут на литературу, но Пушкин (обожатель Петра) был в сущности отрицатель Петра любовью к русскому старому народному духу ("Капитанская дочка", Белкин и проч.).

Это ≈ начало и начальник славянофил<ов>. А Гоголь был прямой отрицатель всех последствий Петра, что же до последовавших за ними писателей, то все они, н<а>пример. не явили ни одной новой формы искусства (не сказали ничего нового), а пробавлялись европейскими.

(До классической реформы.) В университетах наших преподавалось бог знает что, всего понемногу и без системы, какие-то обрывки наук, может быть и специалистами (с грехом пополам, ибо необразованный человек редко бывает и хорошим <к словам: и хорошим ≈ незачеркнутый вариант: первоклассным> специалистом), но всё же людьми глубоко необразованными. Я помню талантливейших людей, вышедших из университетов (Майков, Крестовск<ий>). Эти люди до сих пор ничего не знают и ничего не умеют, не защищены ни от какого соблазна и умственного совращения наукой, а если чему и выучились, то разве впоследствии сами. <80 об.>

6) Общие принципы только в головах, а в жизни одни только частные случаи.

Характер русский добродушен: злых людей в России совсем даже нет. Но в России много исступленных.

Знаете ли, что почти <Знаете ли, что почти вписано> всё хорошее делается экспромтом; всё, что хорошо, сделалось экспромтом.

Если раскуют мечи на орала, то без войны будут лишь кровь и грязь.

Эту государственную, так сказать, молодежь с строгими лицами (Петя Износков).

Рождающиеся, так сказать, <над строкой незачеркнутый вариант: как бы> с соплей на носу.

7) Нравственность, устой в обществе, спокойствие и возмужалость земли и порядок в государстве (промышленность и всякое экономическое благосостояние тоже) зависят от степени и успехов землевладения. Если землевладение и хозяйство слабо, раскидисто, беспорядочно, ≈ то нет ни государства, ни гражданственности, ни нравственности, ни любви в боге. По мере того как землевладение и хозяйство крепчает, устанавливается и всё остальное (NB. У нас при перемене всех <далее было: прочих> прежних законов землевладения начался хаос). Там же, где землевладение уже скрепчало, но уже превышает народонаселение и являются уже люди без земли и пролетарии, там зарождается промышленность (а с ней крепчает такая вещь, как, например, образование, а от образования крепчает и всё). Если же уж очень превысится народонаселение земли, то являются революции. <Рядом с текстом: Нравственность, устой в обществе ... ... являются революции. ≈ помета: Аксиомы. Кеплеровы законы. Эмиграция дворянства. Жиды. Крым.> Но это только доказывает, что все должны иметь право на землю и что чуть лишь это право нарушено, то является сотрясение и распадение общества. У нас русские поняли. Декабрист Якушкин ≈ искреннейший человек.

Промышленность и капитал действуют развратительно отторгнувшись от земли, стало быть от родины и от своих. Надо, чтоб каждый работник имел землю. Ergo: не в земле ли уж всё дело.

Товар <?> землевладель<цев> непреме<нно> русских ≈ энергическое земледелие. Это подвиг для всей России ≈ <нрзб.> подвигов и науки ≈ всего. Ставлю на вид молодежи.

Я хочу только сказать, что всё в параллели жидов и малорусск<их> землевладельцев <2 нрзб.> <81>

Брошюра Фадеева, совершенное уничтожение дворянства и дворянского духа вытеснением из прав или обезземелением мелких владельцев, в которых именно приютились старые <старые вписано> знатные роды и дух дворянства. Наплывут и сядут на место них толстопузые купцы, которые скупят мелкие имения. <которые скупят мелкие имения. вписано.> Тогда именно прекратится образование. Всякий купец скажет: 1000-то лет дворянского духа оказались, стало быть, пшиком. Пришли да поклонились капиталу-то. Когда я при собственном капитале, то что хочу, то и делаю, очень надо образование, когда сами признали, что деньги выше всего. (NB. Глава IV. Право купца просить с требованием стать дворянином.)

Итак, сам ратующий и за единство и объединение (централизацию) русской духовной силы через дворянство, сам оказывается первым врагом дворянства. Так-то развито наше дворянство. А впрочем, может быть, генерал Фадеев всего только генерал и ничего больше. (Генерал-мыслитель).

А впрочем, кроме этой (впрочем, самой существенной и важной ошибки), мысли Фадеева верны и достойны полного сочувствия, то есть две главнейшие: объединение духовных сил и роль дворянства (только не в подробностях, не крупного и не купцов). Без этого объединения ≈ всё пшик, у всех честных отваливаются руки, всё позор, всё лишь торжество говняков.

Неистощимый цинизм сверху (то есть от придворных, окружающих царя). <78 об.>

Я если и падаю, то со славой, а ваш <было: у вас> успех нуля стоит. Мысли романов. Убийство жены. Дети от него убежали. "Детки, детки, кто вам сказал?" <2>

История Петра Великого: ошибка историка Соловьева та, что всю историю у Петра нет ошибок. Это не история, а панегирик.

"Что нужнее?"

Ответ Юрия Самарина Ростиславу Фадееву на книгу его "Чем нам быть?"

"Московские ведомости", ╧ 242, вторник, 23 сентября <1875 г.>, замечательная передовая статья о переселенцах. <2 об.>

<II>

Memento.

"С.-Петербургские ведомости" (перечень замечательного). Апреля 30. Вторник. (Об английской книге Аткинсона о русском искусстве.)

Мая 1-го. Среда, ╧ 118. О волостном писаре Пинской губернии Борисовского уезда, высекшем бабу ("Розог!") (NB. Не смеют прикоснуться к подлым волостным судам, даже чтоб ограничить пьяный произвол. Свободы истинной, а не номинальной! К черту республику, если она деспотизм!) <(NB. Не смеют ... ... она деспотизм!) вписано на пoляx.>

Убийство девочки, ребенка, незаконной дочери, мать которой вышла замуж за крестьянина Новградволынского уезда, деревни Сербовской слободки. Из ревности. (Увел на гумно, задушил и искусал зубами.)

В "Русском вестнике" 74 <г.> (╧ 4. Апрель) в статье Петра Петрова о Франции интереснейшие подробности о Ледрю-Роллене.

Тип фокусника, промышляющего либерализмом. <36>

Memento с 1 мая 74 <г.>

NB. Майские прусские <над словом: прусские вписано: германские> законы (73 <г.>). Все назначения в духовные должности подчиняются контролю правительства. Дисциплинарная власть и юрисдикция епископов над низшим духовенством подчиняется контролю правительства. Будущие католич<еские> священники обязаны пройти курс в светских школах. Суд по церковным делам (королевский суд) учреждается впредь из членов, назначенных правительством, и на рассмотрение этого суда поступают дела по поводу майских законов и всякие церковные дела вообще. (NB. Дело сумасшедших.)

Смотритель тюремного замка Макаров.

Воспитатель малолетних преступников Гасабов. <41>

Второстепенность и мелочность "взглядов Петра".

Флот (для одной Швеции).

Петербург ≈ перемещение центра грубое.

Забыл и совсем не понимал идею веры и православие.

Народ как податный материал.

Раскольники (лишь бы платили деньги).

Чины (обратились же в то же дворянство, но только лишь подточенное. Как бы не сознавали, что делали).

Совершенное отсутствие экономического чутья в идее помещика, а все его слуги с уничтожением частных хозяйств и личности. Идея, достойная персидского шаха.

Развратник и нигилятина. Понятие о чести и шпаге.

Изверг-сыноубийца. <68>

<III>

"Московские ведомости", ╧ 225, 74 года. Сентября 9 (Воскресный лист). В статье "Народное образование" приведен с похвалою подлейший ультразападнический отзыв новгородского земства о том, что, чем скорее в учительских семинариях оторвется учащийся от народа, тем лучше и что, чем полнее будет разобщенность и разорванность с народом "во имя цивилизующего влияния науки", тем будет отраднее.

Фельетон "С.-П<етербургских> в<едомостей>" 20 октяб<ря>, о русском характере. <1>


Реклама в Интернет