ля. Будучи протестантом, стал жертвой резни, учиненной католиками в Варфоломеевскую ночь и в последующие дни. Вивес Хуан Луис (1492-1540) - испанский гуманист и педагог. Выступал против схоластики в защиту опытного знания. Бернье Франсуа (1625-1688) - философ-эпикуреец, прославленный путешественник по Востоку. Оставил обширное описание стран, которые он посетил, в частности Индии. Написал "Краткое изложение философии Гассенди" (1664-1666). Сирано де Бержерак Жан Савиньен (1619-1655) - поэт-вольнодумец, последователь учения Гассенди, автор философско-утопического романа "Иной свет, или Государства и империи луны", политических памфлетов в стихах, эпиграмм, пьес. Из его комедии "Осмеянный педант" Мольер заимствовал сцену в "Плутнях Скапена" (д. 2, явл. 7). Образ Сирано, надолго забытого писателя, был возрожден романтической критикой и потом получил художественное воплощение в героической комедии Э. Ростана "Сирано де Бержерак" (1897). Уже через год она была поставлена в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник и заняла прочное место в репертуаре русских столичных и провинциальных театров. Некоторые штрихи к портрету Сирано у Булгакова, по-видимому, подсказаны этой пьесой. Эно-Жан-Реми де Эно, друг Мольера, ученик Клермонского коллежа. ...и лекции Гассенди были закончены. - Легенда о том, что Мольер слушал лекции Гассенди, долго удерживалась в биографических работах XIX в. Как установил авторитетный биограф Мольера Г. Мишо, Мольер не слушал их, ибо философ читал в доме Люилье в 1650 г., когда Мольер давно уже странствовал по провинции со своей труппой. Тем не менее он, бесспорно, знал труды Гассенди, которые оказали влияние на его философские и морально-этические воззрения. ГЛАВА 6. МАЛОВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ Винъи Альфред де (1797-1863) - французский писатель-романтик. Его исторический роман "Сен-Мар" (совр. транскрипция) вышел в 1826 г., опера Шарля Гуно написана в 1877 г. ...играть в любительских спектаклях. - Об этом с явно уничижительной целью упоминает Ле Буланже де Шалюссе в комедии-памфлете "Эломир-ипохондрик" (1670). Степень достоверности этих фактов не установлена. ГЛАВА 7. БЛЕСТЯЩАЯ ШАЙКА ...как Скапен с Жеронтом... - в "Плутнях Скалена", д. 2, явл. 7. Слуга Скален, чтобы выманить для своего господина деньги у скупого старика отца, сочиняет историю о похищении сына турецкими пиратами, требующими за него выкуп. Гостом Орлеанский (1608-1660) - младший брат Людовика XIII. Принимал участие в политических интригах и заговорах при жизни короля и позднее, в период Фронды. Пользовался репутацией слабохарактерного и вероломного человека, не обладал политическим весом и авторитетом. После его смерти титул герцога Орлеанского, за отсутствием мужских наследников, перешел к младшему брату Людовика XIV, покровителю труппы Мольера. "Мученик святого Жене" - неточно понятое заглавие, правильно: "Мученичество святого Жене". Герой пьесы - древнеримский актер Генезий (фр. Жене), исполняя перед императором Диоклетианом роль казненного христианина-мученика, сам переживает религиозное обращение и идет на казнь, разделив судьбу своего персонажа. На эту же тему написана трагедия Ротру "Сен-Жене" (1645). Обе трагедии восходят к пьесе Лопе де Вега "Истинное в притворстве". Тристан Л'Эрмит (1601?-1665) - автор трагедий и трагикомедий, много ставившихся в 1630-1640-х годах. Его брат был женат на сестре Марии Бежар. ГЛАВА 8. КОЧУЮЩИЙ ЛИЦЕДЕЙ "Шалый, или Все не вовремя". - Современный перевод названия "Шалый, или Все невпопад". Новейшие биографы датируют первую постановку 1655 г. Дату "1653" Булгаков мог почерпнуть в книге К. Манциуса "Мольер" (русский перевод - 1922 г.), которой он пользовался. ГЛАВА 9. НА СЦЕНУ ВЫХОДИТ ПРИНЦ КОНТИ Юлий Мазарини, или Жюль Мазарэн. - В русской традиции обычно сохраняется итальянская форма: Джулио Мазарини (1602-1661); кардинал с 1641 г., первый министр Франции с 1643 г. Фронда (1648-1653) - сложное и неоднородное по социальному составу движение против абсолютизма. Кроме старой феодальной знати в нее включилась городская буржуазия, недовольная усилением налогового пресса, предпринятым министром, городские низы. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Именно этот неоднородный состав и разнобой политических притязаний и амбиций позволили Мазарини, искусно лавируя, постепенно нейтрализовать разные группы своих противников и подавить движение. Тюреннь (Тюрени) Анри (1611-1675) - маршал Франции, выдающийся полководец. Участвовал в Фронде на начальном этапе, потом перешел на сторону королевской власти. Одержал ряд побед в военных кампаниях 1660-1670-х годов. Сарразэн (правильно: Саразен) Жан-Франсуа (1604-1654) - поэт прециозного направления (см. с. 645 наст. т.). ...ударил его каминными щипцами по виску. - Существует и третья версия смерти Саразена - полагают, что его отравил муж его любовницы. Ассуси Шарль Куапо д' (1604-1679) - музыкант и поэт бурлескного направления. Был известен своим разгульным образом жизни. Буало в I песни "Поэтического искусства" упоминает его как пример безвкусия в поэзии. "Терзания любви" - название второй комедии Мольера, "Любовная досада". Минъяр Пьер (1612-1695) -французский художник-портретист. ГЛАВА 10. БЕРЕГИТЕСЬ, БУРГОНЦЫ, - МОЛЬЕР ИДЕТ! ...встреча Мольера... с Пьером Корнелем... - Корнель, уроженец Руана, вернулся туда в 1652 г. после провала своей трагедии "Пертарит" с намерением отказаться от театральной деятельности. Однако в 1659 г. вновь отправился в столицу и возобновил работу для театра. ...влюбился в Терезу Дюпарк. - Биографы Корнеля основывают это утверждение на том, что Корнель посвятил Терезе Дюпарк любовные стансы. ГЛАВА 12. МАЛЫЙ БУРБОН Лоре Жан (? - 1665) - с 1650 г. издатель еженедельной газеты в стихах (типа раешника) "Историческая муза" в Париже, в которой сообщались светские, литературные и театральные новости и сплетни. Она пользовалась большим успехом. "Геракл" - Имеется в виду трагедия Корнеля "Ираклий" (1647) из истории Византии. Родогюн - в русской транслитерации Родогуна, имя главной героини трагедии Корнеля "Родогуна" (1644). ...его нельзя избить палками-дословная цитата из книги К. Манциуса. Подробный рассказ Манциуса о поведении Сирано на спектакле в Бургундском Отеле в точности совпадает с 4-й сценой 1 действия пьесы Ростана "Сирано де Бержерак". "Собака садовника" - традиционный русский перевод: "Собака на сене". ГЛАВА 13. ОПЛЕВАННАЯ ГОЛУБАЯ ГОСТИНАЯ Маркиза де Рамбуйе Катерина де Вивонн (1588-1665) - хозяйка самого известного в Париже аристократического салона, положившего начало прециозному направлению в литературе и остававшегося на протяжении трех десятилетий одним из важных центров новой светской культуры. Апогей его влияния падает на 30-40-е годы XVII в. После событий Фронды он утрачивает свое значение. Бальзак Жан Луи Гез де (1599-1654) - писатель, литературный критик, политический публицист. Герцог Ларошфуко Франсуа де (1613-1680)-писатель-моралист, классик афористического жанра. Происходил из старинного аристократического рода, принимал активное участие в Фронде, которую запечатлел в "Мемуарах" (1662). Был сослан в свои поместья, откуда вернулся в Париж только в конце 1650-х годов. В 1665 г. вышло его произведение "Максимы и моральные размышления". Стиль Ларошфуко отличает классическая ясность, простота и лаконизм - черты, прямо противоположные прециозному стилю. Приводимая здесь в пересказе мысль Ларошфуко стоит в качестве эпиграфа к книге "Максимы". Вуатюр Венсан (1597-1648) - наиболее значительный поэт прециозного направления. Шаплен Жан (1595-1679) - поэт, секретарь Французской Академии, пользовался исключительным доверием кардинала Ришелье и был орудием проводимой им литературной политики. Его поэма "Девственница" (о Жанне д'Арк) была постоянной мишенью насмешек в кружке Мольера, Буало, Лафонтена. Впоследствии ее пародировал Вольтер в "Орлеанской девственнице". Боссюэ Жан Бенинь (1627-1704) - придворный проповедник Людовика XIV, с 1670 г. воспитатель дофина. Его надгробные речи считаются классическим образцом ораторского жанра. "Клелия, Римская история" - один из двух романов Мадлены Скюдери (1607-1701). Другой - "Артамен, или Великий Кир" изображает известных особ высшего света (принца Конде, герцогиню де Лонгвиль и др.). Этот "роман с ключом" служил историкам XIX в. важным источником для изучения французской жизни и культуры XVII в. Маркизы на сцене... - Начиная с постановки "Сида" Корнеля вошло в обычай продавать места на сцене. Их занимали самые знатные и состоятельные зрители. Это сводило до минимума сценическую площадку и сковывало движения актеров. Обычай этот был отменен только в середине XVIII в. ГЛАВА 14. ПОСЕЯВШИЙ ВЕТЕР Сомез Антуан Бодо (1630-?) - литератор, завсегдатай прециозных салонов и их своеобразный "летописец". Составил "Большой словарь прециозниц, или Ключ к языку салонов" (1660). ГЛАВА 17. ПО СМЕРТИ РЕВНИВОГО ПРИНЦА Фуке Никола (1615-1680) - генеральный контролер финансов Франции в 1653-1661 гг. В 1664 г. был арестован и предан суду по обвинению в злоупотреблениях и в заговоре против короля. Фуке оказывал покровительство художникам и поэтам (в частности Лафонтену). История с подброшенным письмом Луизе Лавальер рассказана в романе А. Дюма "Десять лет спустя, или Виконт де Бражелон". Возможно, оттуда почерпнута Булгаковым. Кольбер Жан Батист (1619-1683) - выдающийся государственный деятель, после падения Фуке занял его пост (1665), потом стал министром. Пытался оздоровить французскую экономику путем введения покровительственных пошлин и создания мануфактур. "Несносные". - Традиционный перевод названия - "Докучные". Пеллисон Поль (1624-1693) - поэт, близкий кругу Лафонтена-Мольера. После освобождения из Бастилии вновь попал в милость и получил должность королевского историографа. ГЛАВА 18. КТО ОНА? Эпиграф - из комедии "Брак поневоле" (или "Брак по принуждению"), явл. I. ...некрасивая, большеротая, с маленькими глазами... - Современники Мольера единодушно отмечали сходство Арманды со словесным портретом Люсили в "Мещанине во дворянстве", д. 3, явл. 9. Место это полностью сохранено Булгаковым в "Полоумном Журдене". Госпожа Марш Эрве родилась в 1590 году - согласно новейшим документальным данным - в 1593 г. (у Мишо названа дата 1595). В год предполагаемого рождения Арманды (1641 или начало 1642) ей было 48 лет. ...после тринадцатилетнего перерыва... - На самом деле сохранились записи о крещении двух дочерей - 1632 и 1639г. рождения, по-видимому умерших. Арманда была одиннадцатым ребенком в семье. ...зачем Марии Эрве понадобилось удаляться из Парижа... - Как установлено, семья Бежар восемнадцать раз меняла местожительство в Париже и за его пределами. Отъезд в это время легко объясняется политическими интригами Гастона Орлеанского и преследованиями, которым могли подвергнуться его сторонники и связанные с ними лица, в частности граф де Моден, любовник Мадлены Бежар. Броссет Клод (1671-1743) - друг и корреспондент поэта и критика, законодателя классической доктрины Никола Буало-Депрео (1636-1711), издатель первого посмертного собрания его сочинений. Его переписка с Буало содержит богатый материал для изучения литературного быта и атмосферы той эпохи, хотя сообщаемые им факты не всегда достоверны. Десяти тысяч турских ливров у Марии Эрве не могло быть и не было. - Г. Мишо в книге "Дебюты Мольера" (1922), последовательно отводя аргументы в пользу материнства Мадлены, указывает, что нередко приданое, обозначенное в брачном контракте, на деле вносилось самим женихом, чтобы невеста не выступала бесприданницей и имела собственное материальное обеспечение. Так могло быть и в случае с Армандой. ...она получила в приданое пятьсот ливров... - Женевьева Бежар к моменту своего довольно позднего замужества уже много лет была актрисой, имела самостоятельный заработок и сбережения, которые составили ее приданое. ...Арманда вынуждена была почти бежать в дом своего будущего мужа. - Сведения эти восходят к первому биографу Мольера Гримаре, исследованиями которого Булгаков пользовался во время работы над своей книгой. Они плохо согласуются с тем обстоятельством, что Мадлена подписала брачный контракт в качестве свидетельницы. ГЛАВА 19. ШКОЛА ДРАМАТУРГА Буайе Клод (1619-1698)-аббат, второстепенный, хотя и весьма плодовитый, драматург. ...говорили, что в нем отразились личные переживания господина Мольера. - Толки вокруг личного подтекста "Школы жен", как, впрочем, и более ранней "Школы мужей", усиленно подогревали атмосферу сплетен и инсинуаций, распространяемых недоброжелателями Мольера. Впоследствии, уже в XIX в., они были положены в основу "биографического метода" интерпретации его пьес, в том числе "Мизантропа" - одной из самых объективных и проблемных комедий Мольера. Что касается монолога Арнольфа, то он свидетельствует прежде всего об усложнении структуры драматического характера в зрелом творчестве Мольера. Следует добавить, что он носит подчеркнуто игровой (пантомимический) оттенок, усиливавший в исполнении Мольера комический эффект. Смейся же, партер! Смейся! - Эта ситуация и реплика дословно содержатся в "Критике на "Школу жен" (явл. 5) и имеют определенный социальный подтекст: в партере были самые дешевые (стоячие) места и самый демократический зритель, тогда как знать и состоятельные люди располагались в ложах и на сцене. У Мольера эта реплика служит поводом для программной декларации "авторского" персонажа относительно хорошего вкуса, который не знает разницы между дешевыми и дорогими местами. ...полагает, будто дети появляются на свет из уха - реминисценция из романа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", кн. первая, гл. 6. Чудесное рождение Гаргантюа из уха матери пародировало легенду о непорочном зачатии. Этим фоном и объясняется негодование по поводу вопроса Агнесы. Все прочие обвинения, приводимые Булгаковым, заимствованы из "Критики на "Школу жен". Донно де Визе Жан (1636-1716) - бойкий литератор, считается первым французским журналистом. С 1672 г. издавал журнал "Галантный Меркурий", предлагавший читателям широкий диапазон журнальных жанров, хронику, рецензии, эссе и т. д. В 1663 г. выступил с критикой "Школы жен" и трагедии Корнеля "Софонисба". Вскоре, однако, счел за благо переменить свое суждение о Корнеле и сосредоточил свои нападки на комедии Мольера. Бурсо Эдм (1638-1701) - плодовитый литератор и драматург, обратил на себя внимание изданием рукописной газеты в стихах. В историю литературы вошел как автор комедии-памфлета "Портрет художника", направленной против "Школы жен". ...отчего слова Корнеля зазвучали комически. - Ср. "Школа жен", д. 2, явл. 5, и "Серторий", д. 5, явл. 6. Подобного рода пародийное использование цитат из известных трагедий в комических пьесах часто практиковались в ту пору как способ дискредитации литературного противника (так поступил с "Сидом" Корнеля Расин в своей комедии "Сутяги"). ... явилась для Мольера лишь предлогом, чтобы выступить со своими нападками на недругов-бургонцев. - Значение "Версальского экспромта" не ограничивается критикой Бургундского Отеля. В этой пьесе Мольер декларирует свои принципы комедиографа и режиссера и дает беглый перечень тех типов, которые намерен вывести в будущих пьесах. ...обвинял Мольера в женитьбе на собственной своей дочери. - В декабре 1663 г. Расин упоминает в частном письме, что "Монфлери написал королю донос на Мольера, что он женится на дочери, а раньше жил с матерью". Сын Расина Луи, издавая письма отца, заменил эту фразу на "женится на собственной дочери". На основе таких искажений и домыслов обрела прочную жизнь в биографической литературе версия о кровосмесительном браке Мольера. В "Кабале святош" автором доноса выступает актер труппы Мольера Муаррон (подразумевается Мишель Барон), которому Булгаков придал имя Монфлери-Захария. Никакой реакции на донос Монфлери со стороны короля не последовало. ГЛАВА 20. КУМ-ЕГИПТЯНИН ...Рабле, отдавшего похождения некоего Панурга. - В третьей книге "Гаргантюа и Пантагрюэля" пройдоха и циник Панург, задумав жениться, обращается за советом к философам, прорицателям и т. п. В комедии, кроме сатиры на философа, ставится одна из излюбленных тем Мольера-о нравственных основах брака и их социальных искажениях. Отчасти она предвосхищает проблематику "Жоржа Дандена". Никон де Ланкло (1616-1706) - известная куртизанка, славившаяся своим умом и обаянием. В ее салоне на протяжении многих десятилетий собиралась вольнодумно настроенная знать, литераторы и актеры. В нем успел побывать и юный Вольтер. Компания Святых Даров - тайное религиозное общество, в которое входили многие высокопоставленные лица как духовного звания, так и светские. Негласно покровительствовала ему королева - мать Анна Австрийская. Общество располагало широкой сетью агентов, занимавшихся шпионажем и выслеживанием лиц, подозреваемых в вольномыслии. ГЛАВА 21. ДА ПОРАЗИТ ГРОМ МОЛЬЕРА! ...этому блистательному вольнодумцу... трусливую и низменную личность. - Здесь Булгаков отчасти повторяет упреки противников Мольера, ставивших ему в вину, что защиту религии он вложил в уста глупого и невежественного Сганареля (см. д. 3, явл. 1). Однако структура традиционного комического амплуа глуповатого слуги (как и главного героя-Дон Жуана) здесь значительно сложнее. В отличие от ранних комедий, где авторскую точку зрения выражает специально предназначенный для этого персонаж, в "Дон Жуане" она как бы раздваивается между Дон Жуаном и Сганарелем, которые попеременно выступают то как обличители пороков, то как объект сатирического осмеяния. ГЛАВА 22. ЖЕЛЧНЫЙ ВЛЮБЛЕННЫЙ Герцог де Монтозье Шарль де Сен-Мор (1610-1690) - завсегдатай салона маркизы Рамбуйе, женившийся на ее дочери Жюли. Покровительствовал прециозным поэтам. Был известен своим мрачным желчным нравом, педантизмом и суровостью. ...для портрета такого благородного человека, как Альцест. - Характер Альцеста с самого начала и вплоть до наших дней получал неоднозначную, порой прямо противоположную трактовку, которая отразилась и на его сценической интерпретации то в подчеркнуто патетическом, то в комическом духе. ГЛАВА 24. ОН ВОСКРЕСАЕТ И ВНОВЬ УМИРАЕТ Ламуанъон Гийом де (1617-1677)-первый президент Парижского парламента (высшей судебной инстанции), известный своей набожностью и строгостью нравов. Был связан с Обществом Святых Даров. ГЛАВА 25. АМФИТРИОН ...Еврипидом и... Плавтом. - Трагедия Еврипида не сохранилась. Плавт (III-II вв. до н. э.) обозначил свою драму как трагикомедию в соответствии с двумя уровнями персонажей-высоким (Юпитер-Амфитрион) и низким (Сосий-раб Амфитриона и его "дублер" Меркурий). Из послемольеровских интерпретаций этого сюжета следует упомянуть пьесу немецкого романтика Генриха фон Клейста "Амфитрион" (1807), в которой комедийная суть сюжета полностью уступает место философской и психологической его трактовке. ...драматург Ротру сочинил пьесу под названием "Созий"... - В комедии Ротру "Два Сосия" Меркурий, посланец и пособник Юпитера в его любовных похождениях, принимает обличие Сосия, слуги Амфитриона, и играет по отношению к его жене такую же роль, как Юпитер в отношении Алкмены. У Ротру этот "нижний" план заметно усилен, тогда как у Мольера он играет подчиненную роль. Современники угадывали недвусмысленный подтекст комедии Мольера-любовные увлечения Людовика XIV. Возможно, что эти аллюзии обусловили шумный успех "Амфитриона". ...что он взял его у Боккаччио... - Сюжет "Жоржа Дандена" действительно очень точно воспроизводит 4-ю новеллу седьмого дня "Декамерона". Он принадлежит к так называемым "бродячим сюжетам", бытовавшим в средневековой литературе. Булгаков пародирует далее методику изучения странствующих сюжетов, которая широко применялась в филологической науке конца XIX-начала XX в. Новизна комедии Мольера заключается, конечно, не в изобретении самостоятельного сюжета, а в введении в него современной социальной проблематики, отчасти предвосхищающей "Мещанина во дворянстве". ГЛАВА 28. ЕГИПТЯНИН ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НЕПТУНА, НЕПТУН В АПОЛЛОНА, А АПОЛЛОН В ЛЮДОВИКА ...следующие строки... - Ср. "Британии", д. IV, явл. 4. Этот штрих биографии Нерона Расин почерпнул у историка Тацита (Анналы, XIV). Кое-кто из современников склонен был действительно трактовать их как намек на пристрастие Людовика XIV к участию в балетах. Однако король перестал танцевать в публичных представлениях за несколько месяцев до постановки "Британика", состоявшейся 13 декабря 1669 г. ...роль Домициана в "Тите и Беренике" Пьера Корнеля. - Пьеса Корнеля (1670), согласно легенде, была заказана (одновременно с трагедией Расина "Береника") Генриеттой Английской, невесткой короля. Независимо от достоверности этого предположения, одновременная постановка двух пьес на один и тот же сюжет в двух конкурирующих труппах- Бургундском Отеле и мольеровской-явилась одним из звеньев литературной и театральной борьбы между Корнелем и Расином, подогреваемой высокопоставленными врагами Расина. Слабая пьеса Корнеля не выдерживает сравнения с трагедией Расина. Роль честолюбивого и вероломного Домициана введена Корнелем для контраста с "благородным" героем Титом и с целью усложнения драматического конфликта. ГЛАВА 29 СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО Кино Филипп (1635-1688)-автор трагедий в галантно-слащавом духе и оперных либретто для Жана Батиста Люлли. Для начала 1670-х годов характерен возрастающий интерес к опере, начавшей вытеснять высокую трагедию. ...что это безвкусный шаблон. - Буало усматривал в этой сцене (д. 3, явл. 2) приемы грубого народного фарса. Он отдавал предпочтение "высоким" проблемным комедиям Мольера ("Тартюфу", "Мизантропу")-см. "Поэтическое искусство", п. III. ГЛАВА 31. МАДЛЕНА УХОДИТ Как, ты позабыл... - "Господин де Пурсоньяк", д. 2, явл. 8. Нерина, "посредница в любовных делах", и ее помощница Люсетта разыгрывают роль двух брошенных жен Пурсоньяка, чтобы расстроить его предполагаемый брак с Жюли, дочерью богатого Оронта, и помочь ей соединиться со своим возлюбленным. Булгаков использует эту чисто комедийную ситуацию для многозначительного биографического намека. Триссотен - считается, что первоначально имя это звучало Трикотен, тем самым прозрачно намекая на прототипа-аббата Котена. Форма Триссотен, утратив это сходство, приобрела зато каламбурную окраску ("трижды дурак" от фр. sot - глупый). ЭПИЛОГ. ПРОЩАНИЕ С БРОНЗОВЫМ КОМЕДИАНТОМ ...посылаю ему свой прощальный привет. - В письме к брату от 8 марта 1933 г., сообщая об окончании работы над книгой, Булгаков писал: "Если судьба занесет тебя на угол Ришелье и Мольера, вспомни меня. Жану-Батисту де Мольеру передай от меня привет!" Н. Жирмунская