---------------------------------
     Даль Р. Дорога в рай: Рассказы
     СПб.: Азбука-классика, 2004. - 768 с.
     Пер. с англ. И. Богданова
     OCR: sad369 (г. Омск)
     ---------------------------------

































































     С сочинениями английского писателя Роальда Даля (1916 - 1990)  я знаком
давно, со студенческой скамьи.  Наверное, еще  тогда, подпав под обаяние его
необыкновенных рассказов, я  и начал предпринимать первые попытки  перевести
некоторые   из  них  на  русский  язык.  Трудился  я   наверняка  с  немалым
удовольствием,  ибо нам,  студентам  английского  отделения  филологического
факультета  Ленинградского  университета,  по учебной  программе приходилось
заниматься переводами скучнейших текстов авторов, имен которых я сейчас и не
назову.
     О публикации  переводов  тогда не  могло быть и речи;  как  характерную
примету  того  времени храню  я у  себя  несколько  коротеньких  отписок  из
различных журналов, литконсультанты  которых,  будто сговорившись, одними  и
теми же фразами ставили безвестного переводчика на место.
     Между тем  начиная с 1962 года в советских  периодических изданиях (еще
при жизни Даля) стали появляться рассказы уже давно популярного во всем мире
писателя (без  согласования  с живым автором,  как это тогда  было принято в
Советском  Союзе).  Они  публиковались  в  газетах   "Литературная  Россия",
"Неделя"  (это она первой  открыла нашему читателю Даля), в журналах "Вокруг
света",  "Дон", "Наш современник",  "Практическое изобретение", "Иностранная
литература", "Волга". По большей  части  это были одни и те  же рассказы, но
под разными  названиями  ("Звуки,  которые  мы  слышим"  -  это то  же,  что
опубликовано  в  другом издании под названием  "Звуковая  машина").  Рассказ
"Агнец на заклание" был опубликован в  русскоязычном журнале "Англия" в 1980
году  (No 3), однако приобрести  этот журнал в СССР  в то время  было так же
сложно, как и Даля в оригинале.
     Когда  в одночасье  развалилось  все то, что  было порождено  советской
властью (в частности, своеобразная  система издания произведений иностранных
авторов,  при которой  всю мировую литературу переводили  на русский язык  с
десяток переводчиков), я  наконец  опубликовал  на русском сразу  три  книги
одного из своих любимых зарубежных писателей: "Убийство Патрика Мэлони" (Л.:
Человек,  1991), "Сука" (Л.: Час  пик, 1991) и  "Свинья" (СПб.: Ферт, 1992).
Рассказ Даля "Сделка" был опубликован  мною в газете "Пятница" (1991. No 15,
16).  (Эти  сведения,  надеюсь,  будут  небезынтересны  и  для  обозревателя
"Книжного обозрения", написавшего в  выпуске от 31  июля  2000 года:  "Еще в
1991  году в  Санкт-Петербурге  выходил небольшой  сборничек  юмористических
рассказов Даля...") К сожалению, издания готовились в весьма короткие сроки,
и в тексты вкралось немалое число неточностей.
     Упомянутых издательств (да и газеты) уже давно и в помине нет (еще один
мой  перевод - рассказа "Африканская  история"  -  был напечатан  в  газете,
закончившей существование тотчас после выхода  в свет первого номера: Ночные
огни.  1993.  No  1),   как  нет  и  шестисот  с  лишним  тысяч  экземпляров
перечисленных  названий; они  разошлись  в короткое время,  осев  на  полках
домашних библиотек, по преимуществу петербургских. Между тем интерес к  Далю
в  Петербурге  на  протяжении  десятилетия  неизменно  оставался большим, и,
несмотря  на то что его рассказы  распространились по Питеру  столь большими
тиражами, журнал "Книжный  Петербург" в сентябре  1999  года нашел на  своих
страницах место для публикации его рассказа "Ночная гостья" в моем переводе.
     Вслед   за  тем,  увлекшись  еще  одной  стороной   дарований   Даля  -
рассказывать удивительные сказки, которые уже  не  один десяток лет читают и
перечитывают  дети  и  взрослые  во  всех  уголках  Земли,  я  подготовил  к
публикации еще две его книги - "Чарли и шоколадная фабрика" и "Матильда".
     Зимой 1996 года в Петербурге побывала вдова писателя, Фелисити Даль. 14
февраля в  Большом зале Петербургской  филармонии и 16 февраля в  Эрмитажном
театре прошли два концерта по мотивам сказки ее покойного мужа "The Minpins"
("Малютики") на музыку Яна Сибелиуса.  [См.  подробнее об этом: Смена. 1996.
14 февраля.]
     Хоть   и  с   опозданием,  но   некоторые  произведения   великолепного
рассказчика стали доступными русскоязычному читателю, а его пьесы и фильмы -
зрителям.  По  одному  из каналов российского  телевидения  однажды показали
фильм по сказке Р. Даля "Чарли и шоколадная фабрика", а в 1992 году в России
был снят фильм по его  рассказам под названием "Идеальная  пара", оставшийся
незамеченным (но отнюдь не по вине Даля). Со временем, уверен, его сочинения
завоюют большое число поклонников в нашей стране. Пока же, предваряя будущий
успех  его  книг  для взрослых  и  детей,  а  также  экранизаций,  перечислю
некоторые  этапы  творческого  пути  Роальда Даля,  неразрывно  связанные  с
жизненными.

     ...Отважный   летчик,   неутомимый  собиратель  картин  (среди  которых
произведения русских художников К. С.  Малевича, Н. С. Гончаровой и других),
а также  - что, как выяснилось, не менее ценно  и увлекательно  - сюжетов из
собственной  жизни,   полной  редко  выпадающих  на   долю  одного  человека
происшествий (в Африке, Греции, Америке), Роальд Даль не мог не поделиться с
другими своими переживаниями и наблюдениями. Взявшись за перо и убедившись в
том,  что   выходящее  из-под  него   интересно   людям,  Даль  уже  не  мог
остановиться.  К  концу  жизни  он пришел к заключению,  что ему  доставляет
удовольствие  не  только  выдумывать приключения, но  и  пересказывать  свои
собственные,  и  семидесятилетний Даль  опубликовал две автобиографии ("Boy:
Tales  of Childhood", 1984,  и "Going Solo",  1986), которые, в дополнение к
многочисленным  статьям и книгам, написанным о  нем другими  авторами  (см.,
например: Chris Powling. "Roald Dahl: A Biography",  1983; Mark West. "Roald
Dahl", 1992; Jeremy Treglown. "Roald  Dahl", 1994; Alan Warren. "Roald Dahl:
From  The  Gremlins  to  the  Chocolate  Factory"), составили  интереснейшее
жизнеописание  человека, для которого "самое главное - вглядеться пристально
в тот мир, который тебя окружает: удивительнейшие  тайны скрываются там, где
их меньше всего ждешь.  Тот, кто не верит в чудеса, никогда не встретится  с
ними".

     Даль родился в  Южном Уэльсе; его родителями были  норвежцы, отсюда его
"неанглийское" имя. Когда Роальду  было четыре года, умер его отец,  оставив
четырех дочерей и двух сыновей. Тот из  них, кому суждено будет прославиться
на  весь мир, не жаловался, однако, на трудное  детство. В шестнадцатилетнем
возрасте он закончил колледж в Рептоне (особых успехов он добился в спорте),
в  графстве  Дербишир. Это учебное  заведение  и царившие  там  нравы  будут
описаны Далем в рассказе  "Фоксли-Скакун". После окончания колледжа  будущий
писатель в составе группы школьников отправился исследовать Ньюфаундленд. Он
был  "официальным"  фотографом  экспедиции. Фотография -  еще одно серьезное
увлечение Даля и в последующие годы.
     Университетское  образование  его не  прельстило.  Даль  избрал карьеру
делового человека. Пройдя в Англии двухгодичное обучение в нефтяной компании
"Шелл", он получил  предложение  отправиться в  Египет, однако отказался. На
вопрос одного из  директоров компании: "Почему?" -  Даль ответил откровенно:
"Потому  что  там пыльно".  Ответ не понравился  начальству,  однако  спустя
короткое время  ему  все-таки была предложена другая  страна. В 1936 году  в
качестве  сотрудника  "Шелл"  Даль  отбыл  туда,  куда хотел, -  в Восточную
Африку, в Танганьику (ныне Танзания). Ему там почти все нравилось, даже язык
- суахили; Даль в совершенстве овладел им. По его мнению,  это "относительно
простой язык",  к  тому же, сдав  по  нему  экзамен, можно было  получить от
компании  "Шелл" сотню фунтов премии, тогда как ящик виски стоил двенадцать,
-  более чем убедительный  аргумент  в пользу  изучения иностранного  языка.
[Dahl Roald. Going Solo. 1986. P. 25.] Лишь одно ему было не по душе - змеи.
Вокруг двухметровой черной мамбы, "которая не боится человека и  нападает на
него,  как  только увидит",  и  при  этом  "движется со  скоростью  бегущего
человека", [Op. cit. P. 27.] строится сюжет рассказа "Африканская история".
     В Танганьике  Даль  прожил  три  года. Полученных в  Африке впечатлений
хватило  на несколько рассказов, но прожитых там лет он не  забывал никогда.
Как  не  забыл он и того,  что именно  в Африке получил свой первый гонорар,
опубликовав в местной газете рассказ о том, как лев напал на женщину, - Далю
выпало  стать  свидетелем  этого  редкого даже  для Африки происшествия.  Он
описал случившееся  еще  раз  в 1986 году  в своей  автобиографической книге
"Going Solo" и сделал это явно лучше, чем полвека тому назад.
     Начало  Второй  мировой  войны  застало  его в  Дар-эс-Саламе.  Оттуда,
проделав на стареньком  "форде" путь в шестьсот миль, он добрался до Найроби
(Кения) и поступил  добровольцем  в  Военно-воздушные  силы  Великобритании.
Обучение заняло полгода. Став летчиком-истребителем (что весьма непросто для
человека почти двухметрового роста), он  побывал в Ираке, затем в Египте. Из
двадцати человек, проходивших вместе с Далем обучение, семнадцать были потом
убиты,  и Роальд мог  оказаться в их числе, но судьба  сберегла его - не для
военных, а для литературных подвигов.
     19 сентября 1940 года Даль вылетел из Египта в Ливию (это был его самый
первый полет на территорию, где шли боевые действия) и, совершив вынужденную
посадку, получил серьезные ранения. (Герой  рассказа  Даля "Пустяковое дело"
летел тем  же маршрутом, в том же самолете,  с  тем же заданием, но был - по
настоянию  издателя  - сбит.) На лечение и  восстановление  сил в больнице в
Александрии ушло полгода. К своей эскадрилье он присоединился уже  в Греции,
где  и воевал  какое-то время  (на боевом  счету  Даля-летчика два  подбитых
немецких  бомбардировщика),  после чего  был  переведен в Египет. В мае 1941
года Даль получил приказ перелететь вместе со своим самолетом в Хайфу (тогда
Северная  Палестина),  однако  ему удалось получить у начальства  разрешение
добраться   туда   на  машине.   Некоторые  подробности  этого  200-мильного
путешествия  по Синайской пустыне лягут потом  в канву  его рассказа "Ночная
гостья".
     В 1942 году Даль был признан негодным к продолжению летной службы (были
дни, когда он поднимался в воздух по четыре-пять раз, и у него возобновились
сильные  головные  боли  как  следствие  полученного в  Ливии ранения).  Его
отправили домой  в  Англию, где  он получил  назначение отбыть в Вашингтон в
качестве  помощника  военного  атташе  посольства Великобритании.  Там-то  и
началась  его писательская  карьера;  нелишне  заметить,  что  подбил  его к
сочинительству  известный  романист   С.  С.  Форестер,  предложивший   Далю
попробовать в письменном виде рассказать о своих приключениях в воздухе и на
земле.
     Несколько рассказов  начинающего писателя  были опубликованы сначала  в
газете "Saturday Evening  Post",  а потом  в журналах  "Harper's  Magazine",
"Ladies'  Home Journal", "Town  and  Country" и других; вскоре  после  этого
судьба   свела  Даля  с   Уолтом  Диснеем.   Результатом  их  общения  стала
иллюстрированная  книга  "The Gremlins"  (1943) -  так называют злых  духов,
приносящих неудачу летчикам.
     О летчиках и первая книга Даля для  взрослых ("Over to You" - "Перехожу
на  прием", 1945).  Ноэль Кауард писал  о  ней в  своем  дневнике,  что  она
"расшевелила самые  глубокие чувства,  которые владели мною во время войны и
которые я очень боялся утратить".
     Широкой  известности,  впрочем,  эта  книга  писателю  не  принесла,  а
вышедший  вслед  за ней  его  первый роман "Sometime  Never"  ("Когда-нибудь
никогда",  1948) единодушно был признан  неудачным.  Это единственная  книга
Даля, которая ни разу не переиздавалась (в одном английском книжном магазине
я  нашел  экземпляр  ее,  который стоил  200  фунтов  стерлингов,  -  вот уж
действительно раритет). Между  тем это первое художественное произведение об
опасности ядерной войны, появившееся в США после бомбардировки Хиросимы.
     К  опасности  ядерной катастрофы, которая привела бы к  концу жизни  на
планете,  Даль  приравнивает  другую  угрозу  - распространение  коммунизма,
который он  определил как систему,  при которой  люди,  "неспособные собрать
коллекцию  монет,  принимаются  проповедовать о  том, что все монеты  должны
принадлежать  всем   людям".  Более  он  на  эту  тему  не  распространялся.
Неудивительно, что в продолжение долгого времени писатель оставался вне поля
зрения советских издателей.
     В 1946 году тридцатилетний Роальд Даль вернулся в Англию и, поселившись
в доме  своей матери, продолжил писать  рассказы. Делал  он это,  говоря его
собственными  словами, "медленно и тщательно", работая по четыре часа каждый
день, так что  в год выходило три-четыре рассказа. Если хватало рассказов на
книгу,  значит  -  "быть  книге".  [Dahl Roald. Ah, Sweet  Mystery of  Life.
London, 1989. P. VII.]
     В 1953 году Роальд Даль женился на восходящей звезде Голливуда Патриции
Нил. В 1964 году она получит "Оскара" за роль в фильме "Скорлупа" ("Hud"). С
интервалом в два-три года у них появлялись дети - Оливия, Тесса, Тео, Офелия
и Люси. В 1983 году Роальд и Патриция развелись (о нелегкой совместной жизни
супругов  Б.  Фэррел  написал  книгу  "Пэт  и  Роальд", послужившую  основой
кинофильма "История Патриции Нил"), и позднее в том же году Даль женился  на
Фелисити Д'Абро, с которой прожил до конца жизни.
     В начале 1950-х Даль продолжал активно писать. С появлением в 1953 году
сборника  рассказов "Someone Like You" ("У кого что болит") на него обратили
внимание критики, единодушно отмечавшие "демоническое" видение мира,  сродни
тому,  что характерно для произведений  классика английской литературы  Саки
(Гектор Хью Мунро,  1870 -  1916), мастера мистификации и абсурда. "Нью-Йорк
таймс"   увидела   в   Дале   писателя,   которому  свойственны  "гротескное
воображение, способность разглядеть анекдотическую ситуацию, оборачивающуюся
самым неожиданным  образом, жестокое чувство юмора,  с каким лучше  наносить
раны, и  точно  рассчитанный,  экономный  стиль".  В  1961  году книга  была
переиздана с включением в нее еще нескольких рассказов.
     С  конца  1950-х Даль  продолжал начатые на  старте творческой  карьеры
попытки утвердиться в  качестве  киносценариста. Им были написаны сценарии к
фильмам "Живешь только дважды" ("You Only Live Twice", 1967) с Шоном Коннери
в роли  Джеймса  Бонда (по  роману  Яна  Флеминга, большого  друга  Даля)  и
"Читти-читти-бэн-бэн" ("Chitty Chitty Bang Bang", 1968). Всего  по сценариям
или произведениям Даля снято около  двадцати телевизионных  и полнометражных
фильмов.
     Как  театральный  драматург  он потерпел  фиаско  со  своей пьесой "The
Honeys"  ("Милые"),  без лишнего шума почившей  на нью-йоркских подмостках в
1955  году после нескольких  оставшихся не замеченными критиками  постановок
(речь в пьесе  идет об  энергичных попытках двух женщин  убить своих мужей -
сюжет вполне в духе Даля).
     Между  тем  с выходом в свет в 1959  году очередного сборника рассказов
"Kiss Kiss"  ("Поцелуй")  за  Далем  прочно  закрепилась  репутация  мастера
черного юмора  -  слово  "мастер" в  этом  определении  играет,  безусловно,
решающую роль, ибо прежде  всего он замечательный рассказчик.  Рассказы Даля
стали появляться в переводах на итальянский, голландский, французский языки.
На  немецком  "взрослые" книги Даля в течение  последующих тридцати с лишним
лет  были  опубликованы  в количестве  пяти миллионов экземпляров. Тогда,  в
начале шестидесятых, Далю еще только предстояло удивить мир гораздо большими
тиражами, ведь он не брался за сочинение сказок.
     Между тем его рассказы для  взрослых до сих пор  постоянно переиздаются
во многих странах мира и входят в различные антологии.
     В  Лондоне  я  видел  как-то  в одном из  книжных  магазинов  несколько
стеллажей, заставленных сочинениями Даля, - тут  и роскошно иллюстрированные
сказки,  и   "аудиокниги",   начитанные  самим  автором,   и  многочисленные
переиздания сборников его рассказов в твердой, мягкой обложке,  "усеченные",
"расширенные"  - какие  угодно,  и продолжающий шокировать  неподготовленных
читателей своей откровенностью роман  "Дядюшка  Освальд", в котором  героями
скандально-эротического сюжета оказываются Уинстон Черчилль, В. И. Ленин, Ян
Сибелиус, Герберт Уэллс и прочие знаменитости.

     Короткий рассказ, по  выражению самого Даля, должен был коротким, и  он
непременно должен быть рассказом - иначе это что-то другое. Сурово-ироничные
новеллы Даля  в полной мере отвечают этим требованиям. Небольшой, десятка на
два страниц,  рассказ  (возьмите любой)  вмещает в себя, в лучших  традициях
жанра, житейскую  историю,  которую автор преподносит читателю  как  явление
исключительное, заслуживающее всеобщего внимания.
     Пересказывать содержание  этих историй - занятие бесперспективное, ведь
это  не  просто  сюжеты,   на  которые  нанизаны  диалоги   и  разного  рода
художественные описания.  Их отличает присущая только одному Далю  манера; в
пересказе неизбежно утратится дух и стиль, ирония и тонкий юмор, ощущающиеся
в каждой фразе.
     Даль вовсе не легкомысленный писатель,  как можно заключить из названий
его  книг  и содержания некоторых  его рассказов.  Задача, которую он  перед
собой поставил,  отнюдь не простая: он стремится увлечь читателя,  заставить
его,  забыв  обо воем  на  свете,  с неослабевающим  интересом перелистывать
страницы и с  нетерпением предвкушать финал.  Нет нужды говорить  о том, что
развязка всегда неожиданна. Будь все по-другому, это не был бы Даль.

     Этими последними  фразами  я заключил предисловие,  написанное мною для
трехтомника  избранных  рассказов   Р.   Даля,  вышедшего  в   Петербурге  в
издательстве "Амфора" в 2000 году ("Сука", "Поцелуй", "Кто-то  вроде  вас").
Это  было  по  сути  переиздание  книг,  вышедших в  1990  - 1991  годах,  с
некоторыми уточнениями и исправлениями. После этого на Даля обратили наконец
внимание  наши  издатели  и  вышли  в  свет  подряд несколько сборников  его
рассказов  (Дал Роалд.  Лакомый кусочек.  М.:  Эксмо-Пресс,  2001;  Даль  Р.
Дегустация. СПб.: Азбука, 2001).
     Об этих книгах здесь говорить ничего не буду (замечу лишь,  что, на мой
вкус,  фамилия этого  английского писателя без мягкого знака на конце совсем
"не  звучит"  по-русски -  попробуйте  просклонять ее), а  вот о "переводах"
московского издателя "Захаров" скажу несколько слов.
     Вышедшие в 2000  году  в Москве  сборники рассказов Р. Даля, помеченные
"Захаровым", как  бани в  советское  время, цифрами  1,  2,  3 (а ведь имели
когда-то названия!), снабжены значками копирайта - "И. В. Захаров, перевод",
"И. Богданов, перевод",  и т. д., однако закавыка  в том,  что никто ко  мне
письменно не обращался за разрешением опубликовать мои переводы и договора с
"Захаровым" я не заключал. Свое понимание авторского права "Захаров" изложил
в факсе  ко мне 2 июня 2000 года  (матерщину опускаю): "... и я помру, и  ты
помрешь,  но мои внуки  будут  печатать  твой перевод  в  течение пятидесяти
лет... и будут сказочно обогащаться".
     В  очередной  раз  наивно  уповая  на  безнаказанность,  издатель  взял
опубликованные  мною переводы, в присущей ему неряшливой манере переделал на
свое  усмотрение кое-какие  фразы (в  основной  части  оставив  мой  текст),
добавил   матерщины  (мат   -   форма  общения  "Захарова"   и   способ  его
существования)  и выпустил в свет то,  что я в  свое  время в  печати назвал
халтурой. [Богданов Игорь.  Осторожно: халтура!  //  Питерbook. 2000. No 8.]
"Захаров" молча с этим согласился.
     То,  что  переводчиком издатель указал  себя, по-человечески понятно: в
издательской деятельности он уже получил заслуженную награду за худшую книгу
(премия "Абзац"),  теперь от коммерции решил перейти к творческому труду, но
вновь сел  в лужу, подтвердив  житейскую  аксиому: если  ты  ни  на  что  не
способен, то не способен ни на что.
     "Захаровские"  переводы  рассказов  Р.  Даля -  безграмотный  текст,  к
переводу  отношения не имеющий  (вот лишь несколько взятых наугад  примеров:
"Во  всем остальном она  не  очень легко возбуждалась" (Рассказы.  С. 47). В
этом  же предложении три раза встречается  местоимение "она".  В оригинал ни
издатель, ни его помощники не удосужились заглядывать. "Slowly" по-английски
означает  "медленно", а  не  "осторожно",  как  у "Захарова" (с. 50;  лишнее
подтверждение  того,  что  это  не  перевод,  а переработка  моего  текста).
Некоторые  слова  "переводчиком" просто выброшены  ("absolutely",  с.  111).
Подобные примеры встречаются едва ли не на каждой странице.
     Впрочем,  разбирать  захаровские  "переводы"  -  пустая  трата времени:
халтура она и есть халтура. Чтобы понять,  откуда он такой взялся, обратимся
к  прессе. Свои взгляды на  жизнь вообще и  на книгоиздание  в  целом  И. В.
Захаров изложил в двух словах в газете "St. Petersburg Times" в номере от 11
февраля 2000 года:  "Должен признаться, что мне нравится  Смердяков. Я люблю
провокационные тексты, а о русских я не очень-то высокого мнения".
     Новоявленный Смердяков  не очень-то высокого мнения и об  англичанах, и
жаль, что  ему под  руку попался блестящий английский писатель, которого  он
использовал исключительно в целях наживы ("Игорь Валентинович всегда считал,
что в  книгоиздании  главное  не книга, а  прибыль",  "Захаров любит деньги"
[Арбатова Мария. "... и был известный эконом" // Книжное обозрение. 2001. 15
января;  Розанова Мария.  "Я  Кассандра  и  немножко  колдунья"  //  Книжное
обозрение. 2000. 16  октября.]). В  упомянутых изданиях  "переводов" нет  ни
корректора, ни мало-мальски грамотного редактора, ибо об издательской братии
(а есть еще  техреды, художники и прочие дармоеды) "Захаров", надо полагать,
тоже "невысокого мнения"  ("...редактора в издательстве" нет "из соображений
экономии" [Там же.]). Нет и предисловия, в  котором читателю хотя бы вкратце
рассказывалось,  кто   такой  Даль  и  почему  за  него  ухватился  издатель
(справедливо сказано:  "От "захаровского" издания научного аппарата ждать не
приходится"  [Книжное  обозрение.  2003. 17 марта.]) -  "невысокого  мнения"
"Захаров"  и о читателе. Повторюсь - мне  жаль читателей, покупающих  книги,
издаваемые   торговцем,   который,   появившись   на   волне   постсоветской
вседозволенности, продолжает  тиражировать "провокационные  тексты".  "Самая
омерзительная книга сезона" [Pulse. 2002.  апрель], - пишет критик об  одном
из  очередных  творений  "Захарова".  "...Паршивая  захаровская  бумага  все
стерпит!" -  заключает другой. [Топоров  Виктор. Похороны Гулливера в стране
лилипутов.  СПб.; М., 2002. С. 197.] Приводя здесь эти отклики, я преследую,
среди  прочих, и  такую  цель:  я  бы  не стал  в очередной раз  готовить  к
публикации  рассказы Р.  Даля,  если  бы они не  попали в  руки  "Захарова",
обезобразившего и опошлившего их.

     В  настоящий  сборник (самый  полный  из всех изданных ранее на русском
языке)  включены  44  рассказа.  Текст прежних  переводов  мною  просмотрен,
исправлен и уточнен. 12 рассказов переведены заново и ранее  в моем переводе
не   публиковались.  Можно   сказать,   что   данное  издание   представляет
отечественному читателю фактически полное собрание произведений Роальда Даля
в  короткой   форме  -   за  исключением  буквально  полудюжины   рассказов,
опубликованных писателем уже  в  1970  -  1980-е годы. Также  в издательстве
"Азбука" готовятся к печати три классические повести-сказки Даля:  "Джеймс и
гигантский   персик",  "Чарли   и  шоколадная  фабрика",  "Чарли  и  большой
стеклянный лифт". Так или иначе,  но знакомство нашего читателя  с  одним из
самых искусных рассказчиков XX века едва ли следует считать исчерпанным.
     Игорь Богданов
     Май 2003,
     Санкт-Петербург





     О Господи, как мне страшно.
     Но теперь я один и не буду этого скрывать. Мне вообще  больше ничего не
нужно  скрывать. Теперь я могу дать волю чувствам,  потому что меня никто не
видит,  потому  что  между мною  и ними  двадцать  одна тысяча футов. И  еще
потому,  что больше я не  могу  притворяться,  даже если  бы  и захотел. Мне
теперь не нужно стискивать зубы и поджимать подбородок, как я это  сделал во
время обеда, когда капрал принес  приказ и отдал его Жестянщику, а Жестянщик
посмотрел на  меня и  сказал:  "Твоя очередь, Чарли. Ты  следующий". Будто я
этого  не знал. Будто не знал, что  следующим полечу  я. Будто  я не знал об
этом накануне, когда  отправился спать. Да я знал об этом и в полночь, когда
не мог заснуть, и помнил об этом всю ночь напролет, помнил и в час ночи, и в
два, и в  три, и в четыре, и в пять, и в шесть, и  в семь часов  утра, когда
встал  с  кровати.  Будто я  этого  не знал,  когда  одевался,  завтракал  и
просматривал журналы в столовой, играл там в орел и решку  и бильярд и читал
объявления на доске.  Я  и тогда это знал  и  помнил об  этом, когда  мы шли
обедать и  когда ели  баранину  на обед. А когда капрал  принес приказ, то я
счел, что так и должно быть. Стоит ли удивляться, что начинается дождь после
того, как налетит туча? Когда капрал вручил приказ Жестянщику,  я  знал, что
Жестянщик скажет, прежде чем тот открыл рот. Я точно знал, что он скажет.
     Так что чему тут удивляться.
     Но когда он сложил  приказ, сунул его в  карман  и сказал: "Доедай свой
пудинг.  У тебя еще  куча времени",  - вот тогда  мне сделалось  не по себе,
потому  что я понял, что  скоро  все начнется  сначала,  через полчаса  буду
застегиваться на все ремни, проверять  двигатель и подам знак технику убрать
колодки. Все остальные доедали пудинги; мой же  лежал нетронутым на тарелке;
я и притронуться к нему не мог.  Но мне полегчало, когда я поджал подбородок
и  сказал: "Ну наконец-то. Давно надоело сидеть  тут и ковырять в носу". Мне
точно полегчало, когда я это сказал. Наверное, и  другие говорят то же самое
перед  вылетом. А когда я  встал из-за стола и сказал: "Увидимся за чаем", -
то и это, думаю, прозвучало нормально.
     Но теперь мне уже  не нужно  делать  ничего такого. Слава  Богу, ничего
подобного  делать  уже  не нужно.  Теперь  можно расслабиться  и вести  себя
спокойно.  Теперь я могу  делать все, что захочу. Главное - правильно  вести
самолет. Раньше такого не было.  Четыре года  назад  все было прекрасно. Мне
нравилось  летать,  потому  что  это  увлекательно,  потому  что ожидание на
аэродроме можно  было сравнить  с  ожиданием начала  футбольного  матча  или
вечеринки  с друзьями. Да и три  года назад все было нормально. И потом, эти
обязательные  три  месяца  отдыха,  затем возвращение,  отдых,  возвращение.
Всегда возвращаешься затем, чтобы снова  отлучиться, и при этом все говорят,
какой ты замечательный летчик, и никто не  знает, что с тобой было в тот раз
около Брюсселя, и как тебе повезло над Дьепом, {город во  Франции.  (Здесь и
далее примечания  переводчика.)}  и какой кошмар  творился в  другой раз над
Дьепом,  и как тебе фартило каждую неделю  в этом  году, и сколько страху ты
натерпелся,  и сколько  раз  удача отворачивалась от тебя - и  так  во время
каждого полета.  Никто  этого не  знает.  Все только  и  говорят:  "Чарли  -
отличный летчик", "Чарли - прирожденный пилот", "Чарли - молодец".
     Был когда-то. Но не сейчас.
     Теперь с каждым разом ему все хуже. Начинается все с того, что сзади  к
тебе  медленно что-то подкатывается, как бы надвигается,  притом бесшумно, а
потом будто  на тебя что-то давит. Не  повернувшись,  так и не узнаешь,  что
это.  Если бы  можно было  обернуться, то, вероятно,  это можно  было  бы  и
остановить,   но   это  всякий  раз  происходит  внезапно.   Словно   что-то
подбирается, становится все ближе и ближе. Точно так же кот подкрадывается к
воробью, но  только то, что приближается к тебе,  не прыгает, как прыгнул бы
кот, а просто склоняется над тобой и что-то шепчет тебе  в  ухо. Потом мягко
касается  твоего  плеча и  нашептывает тебе,  что ты молод, что  тебе  нужно
сделать миллион дел и сказать миллион слов, что если ты не будешь осторожен,
то пеняй на себя, раньше или позже тебе все равно придется пенять на себя, и
что,  когда тебе крупно  не  повезет, ты превратишься в ничто, в  обожженный
труп. Тебе  будто кто-то нашептывает, как будет выглядеть  твой  труп, когда
сгорит,  каким  он  будет черным,  исковерканным  и покоробившимся, с черным
лицом, черными пальцами и  босыми ногами, потому что ботинки всегда сползают
с ног, когда вот так умираешь.  Поначалу  нашептывание происходит  только по
ночам, когда тебе не спится. Потом - в самое  неподходящее время днем, когда
ты чистишь зубы, или пьешь пиво, или  идешь по коридору. А в конце концов ты
слышишь все это и днем и ночью.
     Вон там  Имуйден {порт в Амстердаме}. Такой же, как обычно, с небольшим
выступом  в  море.  А вон  Фризские острова -  Тексель,  Влиланд, Тершелинг,
Амеланд, Юйст  и Нордерней.  Я их  все знаю.  Они  похожи  на  бактерии  под
микроскопом. А  вон там  Зей-дер-Зе {Северное море (гол.)},  вон  Голландия,
Северное море, там Бельгия и  весь мир. Там, внизу, весь этот чертов мир, со
всеми его  людьми,  которых  никто  не  собирается  убивать,  с  его домами,
городами  и  морем,  полным  рыбы.  Рыбу  тоже никто не собирается  убивать.
Убивать собираются только меня. Но я  не хочу  умирать. О Боже, да не хочу я
умирать! Сегодня, во всяком случае. И дело не в том, что может  быть больно.
Вовсе нет. Пусть мне отдавит  ногу или обгорит рука -  клянусь,  я  этого не
боюсь.  Но умирать  я не хочу. А ведь  четыре года назад  я не боялся. Точно
помню - четыре года назад мне было не страшно. Да и три года назад тоже. Все
было замечательно  и так интересно. Всегда  интересно,  когда  кажется,  что
можно и проиграть, а мне тогда именно так и казалось. Всегда интересно вести
бой, когда есть что терять, а четыре  года назад так и было. Но теперь нужно
обязательно  выходить  победителем.  А  это ведь совсем другое,  когда нужно
только побеждать. Если я сейчас  проиграю сражение, то потеряю пятьдесят лет
жизни, а этого терять я не хочу. Я готов потерять все, что угодно, но только
не это, потому  что это как раз то, что  я хочу сделать,  что  хочу увидеть,
вообще  все,  включая нас с Джоуи. И я хочу  иногда  возвращаться  домой.  И
гулять по лесу.  И наливать  что-нибудь из бутылки.  И с  нетерпением  ждать
уикенда,  и чувствовать каждый час, каждый день, каждый год,  что я  жив,  и
чтобы это продолжалось пятьдесят лет. Если я сейчас умру, то этого не будет,
да и всего остального тоже.  Не будет того, чего я не знаю. Мне кажется, что
именно это я и боюсь  потерять. Думаю,  умирать я не  хочу  потому,  что  на
что-то  надеюсь.  Да,  пожалуй,  так и есть.  Уверен,  что это  так. Наставь
револьвер на бродягу, на промокшего трясущегося бродягу, стоящего на обочине
дороги, и скажи ему: "Я тебя сейчас убью" - и он  ответит  сквозь слезы: "Не
стреляйте. Прошу вас, не стреляйте". Бродяга цепляется за жизнь  потому, что
на что-то  надеется. И я цепляюсь за нее по этой же  причине. Но  я  уже так
давно за  нее цепляюсь, что больше не могу. Скоро сдамся. Это все равно  что
висеть  над обрывом,  вот что это такое. А  я уже  давно  повис, ухватившись
пальцами за  выступ скалы, не в силах подтянуться, а пальцы  все  слабеют  и
немеют, так что раньше или позже я точно сдамся. Звать на помощь я не стану,
это единственное, на что у меня не хватит духу, поэтому и дальше буду висеть
над обрывом и скрести  ногами  о  скалу, отчаянно  пытаясь  нащупать  опору.
Скала, однако, крутая и гладкая, как  борт  судна, а  опоры  все  нет и нет.
Теперь я стучу по ней ногами, вот чем я занимаюсь. Я стучу ногами по гладкой
скале, но опоры-то нет. Скоро придется сдаться. Чем  дольше буду висеть, тем
больше буду в этом уверен, поэтому с каждым часом, с каждым днем,  с  каждой
ночью, с каждой неделей страх все больше одолевает меня. Четыре года назад я
вот так не висел на краю обрыва. Я бегал по плоской вершине,  и хотя и знал,
что где-то есть обрыв, с которого можно упасть, мне это никак не мешало. Так
было три года назад, а сейчас все по-другому.
     Я знаю, что я не трус.  Да я  уверен в этом. Я всегда  буду делать свое
дело. Сегодня, в два часа  дня, я лечу курсом сто тридцать пять со скоростью
сто шестьдесят миль в час, и  полет проходит нормально. И  хотя  я настолько
боюсь, что с трудом шевелю мозгами, я все равно буду и дальше летать. Еще ни
разу не вставал вопрос о том, чтобы не  лететь или возвращаться назад. Лучше
умру, чем поверну назад. Мне никогда и в голову не приходит повернуть назад.
Хотя было бы  легче,  если  бы  пришло.  Я  бы  предпочел  бороться  с  этим
искушением, чем со страхом.
     Вон   там   Вассалт.   Несколько  замаскированных   зданий  и   большой
замаскированный аэродром, на котором, наверное,  полно "сто девятых"  и "сто
девяностых".  {Немецкие  самолеты  "Мессершмитт-109"  и  "Фокке-Вульф-190".}
Голландия  выглядит  прекрасно.  Летом,  наверное, это замечательное  место.
Думаю,  сейчас  там  внизу  заготавливают  сено, а  немецкие  солдаты,  надо
полагать,  смотрят, как  голландки  заготавливают  сено.  Мерзавцы.  Сначала
смотрят, как те заготавливают сено, потом уводят их к себе в дом. Хотел бы я
сейчас заготавливать сено. Заготавливать сено и пить сидр.

     Летчик сидел в кабине. Его лица не было видно за  очками  и кислородной
маской. Его правая рука свободно лежала  на ручке  управления,  а левая - на
рычаге газа.  Он то и дело осматривал небо. Его голова по привычке все время
вертелась  из стороны в  сторону -  медленно,  механически,  как у  заводной
куклы,  так  что  почти  каждое  мгновение  он  осматривал  какую-либо часть
голубого неба:  вверху,  внизу и вокруг себя.  Но пару раз он  посмотрел и в
сторону солнца, как смотрел  в другие стороны, ибо именно там прячется враг,
там он  тебя поджидает, чтобы  броситься  на тебя. На  небе можно спрятаться
только в двух местах. Одно из них - это туча, а другое - солнечный свет.
     Он продолжал полет. И хотя мысли его были заняты совсем другим,  а мозг
был  мозгом  человека,  испытывающего  страх,  им все-таки  владел  инстинкт
летчика, который находится во вражеском небе. Не  прекращая крутить головой,
он бросил быстрый взгляд на приборы. На это ушло  не больше секунды, но, так
же как фотокамера фиксирует множество предметов после  открытия затвора, так
и он одним взглядом  отметил давление  масла, количество  горючего,  обороты
двигателя, высоту  и  скорость, и почти в то  же время  он снова  осматривал
небо.  Он посмотрел  в сторону  солнца,  и,  когда  сощурил  глаза  и впился
взглядом в  ослепительную яркость солнца, ему  показалось, будто  он  что-то
увидел.  Ну  да  -   маленькая  черная  точка  медленно  движется  по  яркой
поверхности солнца, но для него это  была вовсе не  точка, а самый настоящий
немецкий летчик в "фокке-вульфе" с пушкой под крылом.
     Он понял,  что  его увидели. Он  был уверен в том,  что  тот,  наверху,
наблюдает за ним, выжидает удобный момент,  точно  знает, что  его не  видно
из-за яркого солнца, следит  за "спитфайром" и готовится к атаке. Человек  в
"спитфайре"  не отводил глаз от маленькой черной точки. Он  больше не крутил
головой. Он следил за  врагом и, не спуская с него глаз, убрал левую  руку с
рычага газа и  осторожно  отвел  ее  назад.  Его  рука  двигалась  быстро  и
уверенно, касаясь то этого, то того, включая тумблер "огонь", снимая гашетку
с  предохранителя,  а  большой  палец медленно  нажимал  на рычаг, с помощью
которого едва заметно увеличивается шаг винта.
     Теперь  все  его мысли были только о  бое, больше ни  о чем. Он  уже не
испытывал страха  и не думал о  том, что  ему страшно.  Все это  осталось  в
мечтах, и, так  же как человек, проснувшись утром, забывает свой сон, так  и
он, увидев врага, забыл, что ему  было страшно. Такое  с ним  случалось  уже
сотни  раз,  и  вот  теперь  происходит  то  же  самое.  Неожиданно,  в одно
мгновение, он  стал  спокойным и расчетливым и,  в то  время  как  готовился
внутренне и  производил  необходимые  действия в  кабине, не  спускал глаз с
немца, выжидая действий с его стороны.
     Он был отличным  летчиком.  Потому что, когда  было  необходимо,  когда
наступал  нужный момент, он становился спокойным, смелым и  руководствовался
инстинктом,  который  превосходил  его  спокойствие, смелость  или  опыт. Он
добавил газ  и осторожно взял  на  себя  ручку управления,  стремясь набрать
высоту и лишить немца хотя  бы немного того  преимущества, которое тот имел,
находясь  на  высоте  пять  тысяч  футов. Но времени  у  него было  немного.
"Фокке-вульф"  помчался  на него со стороны  солнца  носом вниз,  и помчался
быстро. Летчик увидел его, но продолжал свой полет, делая вид, что ничего не
заметил, и все  это время он смотрел  на немца через плечо, выбирая  момент,
когда  можно  будет повернуть.  Если  повернуть  слишком рано,  то  и  немец
повернет вместе с ним, и тогда ему крышка. Если повернуть слишком поздно, то
немец  все  равно  его  достанет, если  сможет выстрелить прямо по  курсу, а
значит, и тогда ему крышка. Поэтому он смотрел  и выжидал, повернув голову и
глядя через плечо, и  прикидывал, какое между ними  расстояние. И едва немец
приблизился настолько, что  мог в  любую секунду нажать  большим  пальцем на
гашетку,  летчик резко изменил курс.  Он  рванул ручку  управления на себя и
налево, сильно надавил левой ногой на  педаль руля направления, и "спитфайр"
метнулся  в сторону,  точно  лист,  подхваченный  порывом  ветра. Летчик  на
мгновение потерял сознание.
     Когда к нему вернулось  зрение, когда кровь  отхлынула  от головы  и от
глаз,  он  взглянул  вверх  и  увидел,   как  немецкий  истребитель,  сильно
накренившись,  разворачивается вместе с  ним, пытаясь крутануться как  можно
круче, чтобы  снова сесть  на хвост  "спитфайру". Бой  начался. "Поехали,  -
сказал он про себя. - Ну, кто кого  на сей раз?"  И быстро улыбнулся, потому
что был  уверен в себе и  еще потому, что в такой  ситуации ему  приходилось
быть не раз, а также потому, что он всегда выходил победителем.
     Он  был  великолепным  летчиком.  Но  и  немец  был  неплох,  и,  когда
"спитфайр" развернулся круче,  "фокке-вульф", кажется, сделал то же самое, и
они  развернулись  вместе.  Когда "спитфайр"  неожиданно  убрал газ и  встал
свечой,  "фокке-вульф"  перевернулся через  крыло  и  ушел в  пике,  а затем
закрутил   петлю,  так  что  снова  оказался   сверху  и  сзади.  "Спитфайр"
перевернулся через крыло и  метнулся  в сторону, но  "фокке-вульф" следил за
ним  и тоже перевернулся через  крыло и метнулся  в сторону,  сидя у него на
хвосте, и тотчас выпустил по "спитфайру" короткую очередь,  но  промахнулся.
Минут пятнадцать два  небольших  самолета кружились друг вокруг друга, делая
крутые  виражи; они  следили  друг  за другом и держали  дистанцию,  как это
делают  боксеры на  ринге,  выжидая момент, когда  противник  раскроется или
потеряет бдительность. То и дело, резко развернувшись, один самолет атаковал
другой, и маневры  с пикированием, переворотом через крыло и набором  высоты
повторялись.
     Все это время летчик в "спитфайре" сидел в кабине с прямой спиной и вел
самолет не  руками, а  кончиками  пальцев,  и "спитфайр" был не самолетом, а
частью его  тела. Мышцы его рук и ног были  в крыльях  и в хвосте машины, и,
когда он  делал  вираж, разворот, пикировал или набирал высоту, он двигал не
своими руками и ногами, а крыльями, хвостом и корпусом самолета,  потому что
корпус "спитфайра" был телом летчика и между тем и другим не было разницы.
     Бой продолжался, и все это время, пока они сражались друг с другом, они
теряли высоту и оказывались  все ближе и ближе к голландским  полям, так что
скоро до земли  осталось  всего  три тысячи  футов  и можно было  разглядеть
изгороди, и низкие деревья, и тени, которые эти деревья бросали на траву.
     Раз немец выстрелил наудачу длинной очередью с расстояния тысячи ярдов.
Летчик  "спитфайра"  увидел,  как   перед  носом   его  машины   промелькнул
трассирующий снаряд. В другой раз, когда они летели близко друг от друга, он
успел  разглядеть  под  стеклянным  фонарем кабины голову,  коричневый шлем,
очки, маску, белый шарф  и  плечи немца, причем  голова была повернута в его
сторону. И еще был раз,  когда он потерял сознание после быстрого выхода  из
пикирования и временная слепота длилась больше, чем обычно. Она продолжалась
секунд,  быть  может, пять,  и, когда зрение  вернулось к  нему,  он  быстро
огляделся в  поисках "фокке-вульфа" и увидел его на расстоянии полумили. Тот
летел  прямо  на  него  -  тонкая  полоска  длиной  в дюйм,  которая  быстро
увеличивалась, притом так быстро,  что почти тотчас она была длиной уже не в
дюйм, а в полтора, потом в два, потом в шесть,  а  потом и в фут.  Времени в
его  распоряжении не  было совсем - может, секунда, самое большее  две, но и
этого  было  достаточно, потому что ему не нужно было думать или решать, что
предпринять.  Ему надо было  лишь дать волю инстинкту, который руководит его
руками, ногами  и  крыльями и корпусом самолета. Нужно было  сделать  только
одно, и "спитфайр" это сделал. Он круто набрал высоту и, резко развернувшись
под прямым углом, бросился на "фокке-вульф". Он летел прямо на него, готовый
к лобовой атаке.
     Две машины быстро мчались навстречу  друг другу.  Летчик в  "спитфайре"
сидел с прямой спиной  в  своей кабине,  и теперь  самолет окончательно стал
частью его тела. Он смотрел на перекрестие прицела  - маленькую желтую точку
электрического  света, выступающую в верхней части козырька кабины, и теперь
она  приближалась  к "фокке-вульфу".  Он быстро  и точно подправлял  самолет
немного в одну сторону, немного в другую, и желтая точка, двигавшаяся вместе
с самолетом, плясала и дергалась  из  стороны в  сторону,  и  неожиданно она
остановилась на тонкой полоске "фокке-вульфа". Большим пальцем правой руки в
кожаной  перчатке  он нащупал гашетку, осторожно нажал на  нее, как  охотник
нажимает на  курок ружья, его пушки  выстрелили, и он  увидел, как  в то  же
самое  время из носа "фокке-вульфа" вырвались  маленькие язычки  пламени. От
начала и до  конца на все про  все ушло не больше времени, чем  на то, чтобы
закурить  сигарету. Немецкий  летчик шел прямо на него,  и  неожиданно пилот
"спитфайра"   отчетливо   увидел   перед   собой   круглый  бесцветный   нос
"фокке-вульфа"  и  его  тонкие  распростертые  крылья. Когда  концы  крыльев
встретились, раздался треск, левое крыло "спитфайра" с хрустом оторвалось от
корпуса машины.
     "Спитфайру"  пришел конец. Он стал падать, как падает мертвая птица, и,
умирая,  слегка трепетал одним крылом. Падая, самолет продолжал  движение по
тому курсу, которым летел. Руки летчика единым движением расстегнули  ремни,
сорвали шлем и отодвинули верх кабины,  затем ухватились за ее края. Покинув
самолет, летчик потянулся  за вытяжным кольцом парашюта, схватил его  правой
рукой и дернул, так  что парашют  вырвался и раскрылся и ремни впились ему в
промежность.
     Неожиданно наступила полная  тишина. Ветер дул ему в  лицо, трепал  его
волосы.  Он  поднял  руку  и  убрал волосы  с  глаз. Он находился  на высоте
примерно в тысячу  футов. Взглянув вниз, он увидел плоскую зеленую местность
- поля,  изгороди,  и никаких деревьев.  На поле, внизу, он увидел несколько
коров. Потом он посмотрел наверх и тут  же произнес: "О Господи", и его рука
быстро метнулась к правому бедру. Он  нащупал револьвер, который  захватил с
собой. Не более чем в пятистах ярдах от него одновременно с ним и с такой же
высоты  спускался на  парашюте еще один  человек. Едва взглянув на  него, он
понял, что это мог быть только  немецкий летчик, и никто другой. Его самолет
наверняка  тоже пострадал в столкновении со "спитфайром". Должно  быть, и он
быстро выбрался. И вот они  оба спускаются  на парашюте так близко  друг  от
друга, что, возможно, и приземлятся на одном поле.
     Расставив ноги и держась за ремни парашюта поднятыми руками, он еще раз
посмотрел  на  немца.  Это был невысокий мужчина, коренастый,  но  отнюдь не
молодой. Немец тоже смотрел на него, просто  не сводил с него глаз, и, когда
его крутануло в воздухе, он повернул голову и принялся смотреть через плечо.
     Они продолжали опускаться. Оба смотрели друг на друга, думая о том, что
же будет  дальше,  но  немец был королем,  потому что  приземлялся  на своей
территории.  Летчик  "спитфайра"  опускался  на  вражеской  территории;  его
возьмут  в плен или же убьют,  или он убьет немца,  а если  сделает это,  то
убежит. В любом случае убегу,  подумал он. Я уверен, что бегаю быстрее,  чем
этот немец. Он, похоже, не очень-то быстро  бегает. Побегу от него по полю и
скроюсь где-нибудь.
     Земля была уже близко. До приземления оставалось лишь несколько секунд.
Он видел, что немец почти наверняка приземлится на том же поле, что и он, на
поле,  где паслись  коровы. Он  посмотрел,  что  это  за  поле,  широкая  ли
изгородь, и есть ли в изгороди проход, и тут увидел небольшой пруд и ручеек.
Коровы  пили  воду из этого  пруда,  вокруг  него было грязно,  и вода  была
грязной. Пруд оказался прямо под ним. Он уже был на высоте  роста лошади над
прудом и быстро  падал. Он падал в самую середину пруда. Он быстро ухватился
за ремни над головой и попытался подтянуть парашют стропами с одной стороны,
чтобы  изменить  направление,  но  было  слишком  поздно  -  его  усилия  не
увенчались  успехом. Неожиданно что-то пронеслось у него в голове и отдалось
где-то в желудке, и  страх, о котором он забыл во время боя, снова навалился
на него. Он видел пруд и черную поверхность воды в  пруду, но это был  уже и
не  пруд вовсе, а вода  -  совсем не  вода. Это была небольшая черная дыра в