-----------------------------
     R. & W. CHURCHILL. THE SIX DAY WAR
     перевод с английского
     ИЗДАТЕЛЬСТВО "БИБЛИОТЕКА-АЛИЯ", ИЕРУСАЛИМ, ИЗРАИЛЬ, 1989
     репринт с издания 1975 г.
     OCR Сергей Васильченко
     ------------------------------



     В  течение  года,  предшествовавшего  беспримерной  победе   Израиля  в
Шестидневной  войне,  арабский  мир  играл  в  опасную  игру, смысл  которой
заключался  в  подталкивании мира  к краю  пропасти, но  не далее  "красной"
черты.
     Президент Египта Гамаль Абдель Насер тоже проявил большую осторожность,
и   расположение   чрезвычайных   сил   ООН   в  Тиранских  проливах  и   на
египетско-израильской границе было для него хорошим предлогом для сохранения
такого состояния. В мае 1967  года его престиж  в арабском мире находился на
очень низком уровне. Он боролся с королем Саудовской Аравии Фейсалом,  чтобы
стать  властелином Йемена, и после  пяти  лет сражений  не  мог похвастаться
мало-мальски значительными  успехами. Экономическое  положение  Египта  было
очень шатким,  отношения  с Соединенными Штатами  - плохими,  а  отношения с
другими арабскими странами  - весьма далекими от того,  чтобы  удовлетворить
его честолюбие. Единственной, пожалуй, страной, которую  можно было  считать
верным  союзником   Египта   из  всех   арабских  стран   "социалистической"
ориентации, была Сирия, которая прилагала максимальные усилия, чтобы втянуть
Египет в войну против Израиля.
     Неожиданно сильная реакция Израиля  7  апреля 1967  года на  инциденты,
спровоцированные  Сирией, вызвала сильную озабоченность ее  руководителей, а
предупреждения  и  ответные  действия  на  вылазки  диверсантов  подтвердили
опасения сирийцев,  что они перешли "красную" черту  в своих антиизраильских
провокациях. Испугавшись,  они призвали  на  помощь  Египет,  и в этом -  по
свидетельству  самого Насера в его  речи об  уходе  в отставку  - им помогли
русские, убеждавшие Египет в "агрессивных планах Израиля", якобы готовившего
нападение на Сирию.
     Насер стоял перед альтернативой, и он  решил, что  если  Израиль начнет
военные действия против Сирии, а он не придет  ей  на помощь, то останется в
арабском мире полностью изолированным и лишенным всякого влияния. Поэтому он
перебросил в середине мая большую часть своих войск на Синайский полуостров.
Этот шаг уже сам по себе неминуемо должен был привести к войне. Командование
египетской армии в  Синае обратилось к чрезвычайным силам  ООН с требованием
отвести своих  солдат в определенные пункты  с тем,  чтобы египетские  части
могли  занять  боевые позиции.  В  результате  переговоров  между Насером  и
Генеральным Секретарем ООН У Таном всему миру вдруг стало известно, что силы
ООН отошли и что Израиль оказался лицом  к  лицу с враждебным и воинственным
Египтом.
     И тогда было объявлено о закрытии Тиранских проливов.
     В  течение  ряда лет Израиль  денно и  нощно предупреждал, что закрытие
проливов означает войну. Даже великие державы были  принципиально согласны с
этой позицией после нашего отступления из Шарм  а-Шейха в 1957  году. Насер,
опытный  политический игрок,  решил  попытать  счастья: он уверовал, что ему
удастся затянуть петлю на шее Израиля без войны, несмотря на недвусмысленные
заявления  правительства  Израиля,  население  которого  после   проведенной
мобилизации ждало дальнейшего развития событий: армия - с напряжением, тыл -
с большой озабоченностью.
     Разнузданная военная истерия арабов достигла таких размеров, которые до
сих пор не  были известны просвещенному миру.  Арабским массам  были обещаны
сокрушительная  победа, безнаказанные  насилия и  грабежи,  и  эти  обещания
вызвали такой экстаз  и ликование, которые  возможны лишь в странах Востока.
Богатая   арабская  фантазия  воспламенилась,  обильная  ложь  всех  средств
информации породила опасные  иллюзии, и не  только весь арабский  мир, но  и
значительная часть мирового  общественного мнения  была убеждена, что на сей
раз победа будет за арабами.
     Кольцо вокруг  Израиля смыкалось. После египетско-сирийского союза было
заключено соглашение между Египтом и Иорданией - самая большая ошибка короля
Хуссейна, - затем к этому соглашению присоединился Ирак.  Впервые иорданская
армия  была отдана под  египетское  командование.  Египетские  солдаты  были
переправлены по воздуху  в  Иорданию  и дислоцированы  в  Латруне, в опасной
близости к жизненно важным центрам Израиля.
     Казалось, что все  готово  для последнего  и решающего  акта спектакля,
продиктованного  богатой  арабской  фантазией.  Израиль,  лишенный  активной
политической  поддержки, стоял  один перед вооруженными  до  зубов арабскими
полчищами,  во  много  раз превосходившими количественно израильскую  армию.
Мир,  затаив  дыхание,  ждал развития  событий. Глубокий  трепет объял народ
Израиля  и  его  друзей. А  в лагере  врагов  еврейского  государства царило
неприкрытое ликование.
     Весь   Израиль   стал  единым  боевым   лагерем.  Вступил  в   действие
удивительный  механизм, именуемый системой безопасности Государства Израиль.
Он  действовал  спокойно и  уверенно, охватив  все стороны жизни, -  людские
ресурсы  и  вооружение,  транспорт  и энергетику,  снабжение  и  гражданскую
оборону. Не  было  почти  необходимости  в мобилизации - весь  народ  стал в
строй.  Невиданная  волна добровольцев  устремилась в армию.  Народ,  полный
глубокого  исторического самосознания,  вспомнил, что раздоры  и  внутренняя
борьба  приводили  в  прошлом  к  катастрофам,  и  он  потребовал  от  своих
руководителей   покончить   с   распрями   и   внутрипартийными   раздорами,
объединиться  и сплоченным фронтом выступить  против  общего врага. И в  эти
решающие для страны дни  нашлись  руководители,  которые смогли  стать  выше
политических и партийных  разногласий и  добиться национальной консолидации,
которая в течение одной ночи создала атмосферу уверенности и даже оптимизма.
     И еврейство всего мира осознало, что без Государства Израиль оно теряет
всякой  смысл, ибо судьба  еврейского народа  связана  неразрывными узами  с
судьбой еврейского государства, так как все евреи, где бы они ни находились,
- звенья одной  цепи  и взаимные  гаранты своего  благополучия. Во всем мире
среди евреев поднялась такая волна солидарности, какой они раньше никогда не
знали.  Из  самых отдаленных и  заброшенных уголков света, где только бьется
еврейское  сердце,  шли  вести о безграничной любви и преданности, искренней
заботе  и  мобилизация всех  сил  и  средств.  И израильтяне убедились,  что
еврейский народ - это его самый надежный и крепкий тыл.
     Израиль,  сплоченный  и  организованный, с  образцовым  спокойствием  и
непоколебимой решимостью ждал грядущих дней. Политические деятели всего мира
колебались, вели бесплодные дискуссии, но ничего не решали. Арабская истерия
росла  не  по дням,  а  по  часам. Насер был уверен, что  инициатива  и  все
козырные карты в  его руках. Он обещал арабскому  миру все -  и арабы  ждали
обещанного.
     И действительно, рано  утром в понедельник 26 ияра  5727 года - 5  июня
1967 года - неотвратимо наступил час военного столкновения.
     В  историю войн народа Израиля и, пожалуй, в историю мировых войн  была
вписана одна из самых блестящих страниц.  В течение недель две большие армии
стояли друг  против друга  в полной боевой готовности. Поэтому,  видимо,  не
имеют  особенного значения споры  о том,  кто  нанес  первый удар. О факторе
неожиданности не может быть и речи  - ведь  полная готовность существовала в
обоих  лагерях,  и  не  было  никаких  оснований  полагаться  на  какое-либо
превосходство при использовании фактора внезапности. И если в первые же часы
сражения  Израиль  многого  добился,  то это следует приписать  прежде всего
несобранности  и  халатности  египетского  командования.  Главные  же  удачи
Израиля надо приписать еврейской военно-стратегической мысли.
     Вступили в сражение  Иордания,  командные  посты  которой  были в руках
египтян,   Сирия,  спровоцировавшая  быстрое  сползание  к  войне,  и  Ирак,
присоединившийся к межарабскому военному союзу. Иордания приблизила  войну к
дому каждого израильтянина, начав  стрельбу  по всей линии границы. Ее пушки
были нацелены на Новый  Иерусалим, на  Тель-Авив, на гражданский аэродром  в
Лоде,  на  жителей  долин.  Сирийцы  не  прекращали  обстрел  наших северных
поселений. Границы Израиля стояли  в огне.  На  сей раз арабы  сдержали свое
обещание и наступали со всех сторон.
     С первой же минуты армия Израиля диктовала ход военных операций: каждый
из трех  фронтов имел  свой  штаб, и каждый был готов немедленно ответить на
вызов противостоящего ему противника.  Реакция наших сил  диктовалась нашими
точными расчетами, волей  к победе малой кровью и  отнюдь не соответствовала
ожиданиям врага.
     Своими  блестящими действиями, беспримерными в истории мировой авиации,
наш  военно-воздушный   флот  добился  за  первые  три  часа  войны  полного
превосходства  в воздухе. Тем  самым наши наземные силы получили возможность
развивать военные операции под покровом огневого прикрытия, охранявшего наши
части  и  поражавшего  неприятеля  на каждом шагу. Книга  Р.  и У.  Черчилль
рассказывает о великом чуде  захвата  всего  Синайского полуострова за шесть
часов  после  разгрома  египетской  армии;  об  освобождении  территории  на
западном берегу Иордана  и,  прежде всего,  о воссоединении  Иерусалима;  об
отводе сирийской угрозы от северных поселений. Отныне все это навеки вписано
в историю еврейского народа.
     Кульминацией  войны  было  возвращение  еврейскому  народу  его  вечной
столицы.  Когда наши  доблестные  парашютисты, вписавшие  столько  блестящих
страниц в  историю Цахала - Армии Обороны Израиля,  - еще  до окончания боев
достигли Стены Плача и, припав  к ней,  не смогли сдержать  слез, -  это был
один   из  самых  волнующих  моментов   нашей  истории,  насыщенной  многими
незабываемыми событиями! Ведь  большинство  этих  рослых  и  сильных парней,
которые  плакали, как дети, прильнув к нашей национальной святыне - западной
стене Иерусалимского Храма, -  никогда в  своей жизни  раньше  не  молились.
Осуществилось древнее пророчество, и еврейский народ отныне навеки  завладел
своей древней и нераздельной столицей.
     Израиль победил, потому что народ был сплочен, потому что все воевали с
готовностью  пожертвовать  собой.  Каждый солдат  знал, за что он  воюет,  и
каждый  понимал, что нет  иного выхода. Израиль победил, потому что сумел со
дня образования государства воспитать сильную, хорошо обученную и  преданную
народу  армию. После  трехнедельного состояния  полной боевой  готовности  в
нужную  минуту  она  действовала,  как  хорошо  выверенный  механизм. Служба
резервистов,  система   мобилизации,   национальные  усилия,  все   средства
подготовки  к войне  -  все это  полностью  себя  оправдало в  решающий  час
истории.
     В  течение  ряда  лет командование Цахала  заботилось  о первоочередном
оснащении  авиации  и  танковых  частей, и  это  полностью себя оправдало  в
Шестидневной  войне.  Именно оба  этих рода  войск  самым  активным  образом
обеспечили  победу на полях сражений. Но самое главное и решающее - это  то,
что израильский  командир всегда впереди, во главе  своих солдат. Он никогда
не оставлял своего места, если только не был тяжело ранен, и солдаты никогда
не оставляли  ни  его, ни своих товарищей. Из общего числа  погибших процент
израильских  офицеров,  павших  в   боях,  в  два  с  половиной  раза   выше
соответствующего процента в зарубежных  армиях. В этом секрет решающих побед
Цахала.
     Много  лет лелеемая арабами мечта о ликвидации  Государства  Израиль не
сбылась и на этот раз, несмотря на огромные преимущества арабов в населении,
территории, природных богатствах и вопреки активной помощи коммунистического
блока  инструкторами  и вооружением.  Этот  факт  не  смогли  поколебать  ни
развязанная арабами осенью 1973  года война Судного дня, ни последовавший за
нею беспримерный по масштабам нефтяной шантаж, ни арабский  террор.  Израиль
добивается  прочных, жизненно важных для него границ, а  в конечном  итоге -
справедливого мира.

     Хаим Герцог

     бригадный генерал.






     Согласно традиции,  признаваемой как арабами, так и евреями, оба народа
происходят  от  двух  сыновей  Авраама:  Измаила   и  Исаака.  Будучи  сыном
рабыни-египтянки,   Измаил  был  вынужден  покинуть  землю   отца  своего  и
отправиться  в изгнание в  пустыню. Он  считается родоначальником двенадцати
бедуинских  племен,  от  которых  современные  арабские  народы  ведут  свое
происхождение. Исаак, брат Измаила, стал  прародителем  двенадцати еврейских
колен -  десять из них бесследно  исчезли. Многие люди,  в том числе адмирал
Фишер,  утверждали,  что  англичане  являются  потомками  потерянных  колен.
Соперничество между  евреями и арабами - это спор между братьями: оба народа
принадлежат к одной и той же семитской расе и говорят на родственных языках,
и оба народа считают Палестину своей родиной.
     Три тысячи пятьсот лет назад Моисей вывел евреев из египетского рабства
через Синайскую пустыню в Ханаан, где, по преданию, обосновался после своего
переселения  из  Месопотамии  патриарх  Авраам.  Евреи,  вдохновенные  своим
воинственным  Богом, покорили племена, населявшие  эту  страну. Несмотря  на
всевозможные бедствия - вавилонское пленение, опустошение страны Александром
Македонским, победы римских легионов, - еврейский народ все же остался здесь
до 70 года  н.э., когда в  результате разрушения  Иерусалима  Титом началось
рассеяние  -  диаспора  -  евреев по  всему свету. Хотя  в Палестине  всегда
оставалось незначительное  еврейское меньшинство, новая  религия - ислам,  -
зародившаяся  в  глубине   Аравии,  утвердила  свое  господство   на   Земле
Обетованной  и удерживала его до  1920 года, когда  победы генерала  Алленби
привели к установлению британского мандата над Палестиной.
     Во время  странствия  по пустыне Моисей ввел систему моральных правил и
норм поведения, которую евреи сохранили до настоящего времени, и создал свод
законов,   регламентирующих   еврейскую  гражданскую  и  религиозную  жизнь.
Достигнув  долины Иордана,  евреи признали в ней  свою  Обетованную Землю  и
после  разгрома египетского гарнизона в  Иерихоне поселились на ней и  стали
успешно отражать набеги соседних племен.
     Осажденные врагами, стремясь создать земледельческую общину в стране, в
которой еще не  было  "молочных рек и кисельных берегов", переживая время от
времени  ужасы гражданской войны, двенадцать  колен  Израилевых оставались в
Палестине  в течение  тысячелетия,  до вавилонского нашествия  и увода  их в
Вавилонию. Первое изгнание длилось  только пятьдесят  лет, и  в 538  году до
н.э.  первые 40  тысяч евреев  вернулись в  Иерусалим,  восстановили Храм  и
воссоздали  свое  государство. В  течение  500 лет  Палестина  оставалась  в
еврейских  руках,  но в 63 году до н.э. римские войска под предводительством
Помпея  вошли в  Святая Святых* Храма  в  Иерусалиме и  превратили страну  в
податную провинцию Рима. Евреи, связанные тесными религиозными и социальными
узами,  сохранили свою общину на Земле Обетованной, но утратили политическую
независимость, сохранив культурную обособленность.

     *  Святая  Святых  -  часть  Храма,  куда  разрешалось  входить  только
первосвященнику и только один раз в год.

     В 70 году н.э. евреи сделали безуспешную попытку  сбросить римское иго.
Римские  войска  разграбили  Иерусалим  и  сожгли  Храм.  Крепость   Масада,
последний  оплот  еврейского  героизма,  пала  три  года  спустя. Жертвенная
трагедия Масады  - одна  из самых  священных страниц в истории сопротивления
еврейского  народа.  Когда   командир   крепостного  гарнизона  понял,   что
капитуляция  неизбежна,  он   обратился   с  призывом   к  своим  товарищам,
предпочесть самоубийство  плену. Каждый мужчина должен был убить свою жену и
детей  и жеребьевкой  были выбраны десять  человек, чтобы  убить  остальных.
После  этого один из них должен был убить девять своих товарищей и покончить
с собой,  бросившись  на меч. Овладев  крепостью, римляне  застали  в  живых
только  двух  старух и пятерых детей,  спрятавшихся  в  пещерах. С еврейской
независимостью  было  покончено,  и на форуме в Риме была воздвигнута арка с
изображением  еврейских  пленников  и трофеев,  захваченных  в Храме.  Через
шестьдесят  лет  отчаянное  восстание  Бар-Кохбы  было подавлено  с  римской
беспощадностью.  Иерусалим  был  превращен  в  груду развалин, и по  прежним
местам славы прошел  плуг. Евреям  не  разрешалось вступать в  новый римский
город  Иерусалим  чаще одного раза  в  год.  Отправление  еврейского  культа
запрещалось, и даже обрезание было  объявлено вне закона. Евреи оставались в
Палестине, но надежда на обретение самостоятельности рухнула.
     В  период  римского  владычества  над  Палестиной  еврейские  поселения
возникли в Малой Азии, появились на юге Испании и  в долине Роны, в Италии и
Греции;  еврейские  общины обосновались также на  берегу Красного моря  и  в
Персии. В конце средневековья евреи устремились на север, куда переместились
центры еврейской цивилизации. Они  селились по  всей Европе,  в частности  в
России,  Германии и Англии. Еврейские  поселения продолжали существовать  на
всем Востоке, но в своем большинстве евреи перестали быть восточным  народом
и стали европейцами. Они были рассеяны по всей Римской империи и пребывали в
изгнании, когда  христианство  стало господствующей  религией всего  Запада.
Повсюду в Европе  и Азии  они  жили  обособленной  религиозной и  социальной
группой. Они сопротивлялись ассимиляции и благодаря  своей  бескомпромиссной
приверженности    Моисееву    Закону,     сохранили    свою     национальную
индивидуальность.  Евреям  удалось избежать  слияния  с другими  народами  и
сохранить  свое  лицо  благодаря  Книге,  которую   они  сберегли  как  свое
величайшее сокровище.  Наиболее  крупный  вклад в  развитие  цивилизации они
сделали  в  Европе. В  средневековой  Европе  они  развивали свои  законы  и
литературу, углубляли  свои религиозные обычаи и укрепляли свою общественную
жизнь. Они часто занимались ростовщичеством,  что было запрещено христианам.
В  Европе  евреи  усвоили  и  приумножили духовные ценности  народов,  среди
которых жили, сохранив вместе с тем свою религиозную общину и национальную и
расовую индивидуальность.
     В  это  время  на Востоке родилась  новая  религия.  Ислам  (это  слово
означает покорность воле Господа) основывается на учении  пророка Мухаммеда,
который родился в Мекке в  570  году  н.э. Это воинствующая религия, которая
способствовала   слиянию  стран  Ближнего  Востока   и   созданию  культуры,
объединяющей арабов и  подвластные  им народы.  В  632 году  Мухаммед  умер.
Столетие,  последовавшее  за  его  смертью, ознаменовалось  распространением
ислама из  Мекки на Запад.  Мусульмане не встречали  противодействия до  732
года, когда в  битве при Туре ровно через сто лет после  смерти пророка Карл
Мартелл разгромил войска Абдула Рахмана.
     Иерусалим,  который  долгое  время был  центром притяжения  христиан  и
евреев, стал  также очень важным  мусульманским  центром. В средние века,  в
эпоху   религиозной   экзальтации,   Иерусалим   обрел  особый   смысл   для
последователей  трех   вероисповеданий.   Более  двух  столетий  крестоносцы
пытались отвоевать для христианства Иерусалим,  и тогда этот город  стал для
арабов  символом  сопротивления  агрессии  с  Запада.  Для евреев  Иерусалим
оставался местом, куда они надеялись когда-нибудь вернуться.
     История  европейского  еврейства   с   Х  до  XX  века  характеризуется
непрерывными насилиями, унижениями  и изоляцией в гетто. Сначала крестоносцы
усердствовали в  распространении христианства, а затем  инквизиция, стремясь
покарать  язычников,  не давала  погаснуть  пламени  фанатизма и  ненависти.
Однажды семнадцатый граф Дерби спросил английского историка Намьера, почему,
будучи евреем, он  пишет об  английской, а  не о  еврейской  истории. Намьер
ответил: "Дерби! Еврейской истории нет, есть только  еврейский мартиролог, и
заниматься им не  доставляет мне  удовольствия". Однако история рассеяния не
вся  окрашена  в мрачные тона. Во многих странах евреи  играли важную роль в
развитии  искусства,   литературы,  науки  и  медицины.  В  кромвелевскую  и
послекромвелевскую  эпоху Англия с  ее духом  веротерпимости явилась для них
убежищем. В начале XIX века евреи были эмансипированы во  всей Европе, кроме
России,  и  их выдающиеся представители  пользовались уважением  и почетом в
глазах  нееврейского  общества,  с  которым  была  тесно  связаны.  По  мере
ослабления  религиозных уз появились  случаи полной ассимиляции, и  различие
между  евреями и  неевреями стало менее заметным. С  провозглашением свободы
вероисповедания и устранением преград, ограничивавших участие евреев в жизни
государства,  эмансипация  казалась  полной,  а  Святая   Земля  -   далеким
воспоминанием о восточном, почти чужом прошлом.
     Но  в  начале  70-х  годов XIX  столетия  возродился  дух средневековой
нетерпимости. В  Германии евреев  обвинили в том, что они  занимали ключевые
позиции в государственной  жизни, оставаясь  вместе с  тем чужаками. В  1881
году Антисемитская лига потребовала от Бисмарка лишить евреев  избирательных
прав и запретить их дальнейшую иммиграцию в Германию. В 1882 году в Дрездене
состоялся Антисемитский  конгресс.  В 1894  году, когда  французский  офицер
еврей Альфред  Дрейфус  был  ложно обвинен  в  продаже  французских  военных
секретов  Германии,  вспыхнул антисемитизм во  Франции. В 90-х  годах  волна
погромов  прокатилась по России.  Евреи  были  выселены из Москвы и Киева  и
лишены права возвращаться  в эти города.  Единственной  категории  еврейских
женщин,  которым разрешалось  жить  в  Москве,  были  проститутки  с  желтым
билетом.
     Возобновившиеся  в конце  XIX  века  преследования  евреев  дали толчок
новому  развитию еврейской мысли. В 1882 году один еврейский  врач в  Одессе
опубликовал брошюру, в которой  утверждал, что евреи занимаются самообманом,
надеясь когда-нибудь слиться с народом, среди которого они живут. Он считал,
что  евреи  могут обрести свое достоинство только в  результате  воссоздания
еврейского  национального  очага   в  Палестине.  Несколько  русских  евреев
отправились в  Святую Землю, находившуюся в  то время  под властью  турок, и
основали   небольшие   сельскохозяйственные  колонии,  которые   поддерживал
парижский банкир барон Эдмунд  де  Ротшильд. В  1894 году  венский литератор
еврей  Теодор Герцль присутствовал в качестве  корреспондента венской газеты
"Нойе  фрейе  прессе",  на  заседаниях военного  трибунала, слушавшего  дело
Дрейфуса.  До процесса Герцль был убежденным поборником ассимиляции, но дело
Дрейфуса  убедило его и многих  других  европейских  евреев в  необходимости
создания постоянного еврейского национального очага в Палестине. В 1897 году
в Базеле под  руководством Герцля  состоялся  Первый  сионистский  конгресс,
который провозгласил своей  целью создание "очага в Палестине для еврейского
народа  на основе гражданского права".  Многие евреи враждебно  относились к
сионизму: они опасались,  что его развитие  возбудит нежелательный интерес к
евреям, и  это может  привести к росту антисемитизма. Но  сионизм приобретал
все  большую  привлекательность  в   глазах  народных  масс,  страдавших  от
усиливавшихся  преследований   и  социальной   изоляции.   Герцль   произвел
благоприятное  впечатление  на  английских  министров,  и  они  намеревались
предоставить  евреям полосу  земли в  Синае. Но когда  возникли трудности  с
осуществлением  этого проекта,  министр колоний  Джозеф Чемберлен  предложил
Уганду в  качестве территории для еврейской колонизации. Идея поселения  вне
пределов Святой Земли  не  вызвала национального энтузиазма  среди евреев, и
этот проект был отклонен. Герцль умер  в 1904 году в возрасте 44 лет, но его
смерть  не задержала роста  сионистского движения, и  Еврейский национальный
фонд  приступил  к  сбору  средств  на покупку  небольших участков  земли  в
Палестине.  К  1914  году эта турецкая  провинция уже была усеяна еврейскими
сельскохозяйственными поселениями. В  1909 году в Дгании был основан  первый
кибуц.* Евреи даже основали новый город Тель-Авив - Холм Весны - на песчаных
дюнах неподалеку от арабского города Яффы.

     * Кибуц - сельскохозяйственная коммуна.



     До начала  Первой мировой войны  идея создания еврейского национального
очага  в Палестине оставалась  мечтой идеалистов и  преследуемых  и  детищем
филантропов. Но война  превратила  эту  идею в политический  вопрос, который
можно и нужно было решить.
     Во второй половине XIX века, когда Турецкая империя  переживала  период
распада,  а европейские государства сталкивались друг с другом в  борьбе  за
территории  в  Африке,  британские государственные  деятели  оказывались все
более втянутыми  в  египетские дела. Премьер-министр  Англии, крещеный еврей
Бенджамин Дизраэли,  купил  в  1876 году  контрольный  пакет  акций компании
Суэцкого канала. С этого времени зона канала приобрела для англичан жизненно
важное стратегическое и экономическое значение.
     900 лет  (с 640 по 1617 год)  в своей богатой событиями истории  Египет
был под властью арабов: сначала как  часть халифата, а затем как независимый
султанат.  В 1517 году  эта  своеобразная  страна  пустынь,  управляемая  из
обессиленной, но плодородной дельты Нила, единственного  источника изобилия,
была    завоевана    турками-оттоманами.    Египет    остается    провинцией
Константинополя до  XIX века,  когда Мухаммед Али и  его преемники  добились
большей  автономии  для  Каира,  что  нашло  свое  выражение  в  официальном
даровании турками в 1867 году губернатору Каира Исмаилу титула хедива.
     Когда  турки  оказались  не в  состоянии обеспечить поддержку  каирской
администрации,  положение  которой  было  подорвано  непомерными  тратами  и
банкротством,  в  конфликт вмешалась Англия, вначале как покровительствующая
держава, действующая с согласия турок.
     Восстание Араби-паши против хедива в 1882 году закончилось интервенцией
Гладстона,   выступившего   в   защиту  прав   иностранных   акционеров.   С
артиллерийского  обстрела,  которому  британский  флот  подверг Александрию,
начинается период английской оккупации Египта, продолжавшейся до  1954 года.
Действия Гладстона, бывшего лидером либералов,  дали  повод  лорду Рандольфу
Черчиллю  произнести  одну из своих наиболее  язвительных речей.  Выступая в
Эдинбурге в декабре 1883 года, лорд Черчилль заявил:

     На второй  день  несчастные египтяне  были очень  близки к тому,  чтобы
одержать победу в революции; они  были очень близки к тому, чтобы сбросить с
себя   удушающие  путы;   но,  к   несчастью   для  нас,  мистер   Гладстон,
премьер-министр  Великобритании,  мистер  Гладстон,  вождь,  кумир,  полубог
либеральной партии, мистер Гладстон,  член парламента от Мидлотиана, обрушил
на них  мощь  своих армий и флотов, разрушил их города, опустошил их страну,
истребил тысячи людей и вернул этих сражавшихся бедняков в болото угнетения,
под упряжку их надсмотрщиков.

     В  действительности же Гладстон вмешался  в конфликт против своей воли,
намереваясь  при первой возможности вывести английские войска  из Египта. Но
через  40  лет,   когда  другое  либеральное   правительство  столкнулось  с
европейским военным кризисом, англичане все еще оставались в Египте.
     Когда в конце  октября  1914  года  состоялось  заседание кабинета  для
обсуждения не только  резко антибританской позиции Турции,  но уже вопроса о
военных  действиях против  нее,  тогдашний  министр  финансов  Ллойд  Джордж
призвал  своих  коллег  обсудить  вопрос "о  конечной  судьбе Палестины",  и
Герберт  Сэмюель,  единственный  еврей в составе  правительства,  немедленно
обратился  к министру иностранных дел сэру Эдуарду Грею по вопросу "создания
еврейского  государства  в  Палестине, которое,  будучи  близко  к  Суэцкому
каналу, смогло бы  проявить добрую волю в деле, имеющем большое значение для
Британской   империи".   Но   прежде   всего  и   непосредственно  англичане
прореагировали   в  Египте,  объявив   его  18   декабря  1914   года  своим
протекторатом. С  этого момента Великобритания  установила  еще более прямой
контроль  над   Египтом,   чем  прежде,  что   вызвало   подъем  египетского
национализма в самых широких кругах населения.
     Евреи не  преминули использовать преимущество своего положения. В конце
1915  года  они,  убежав  из  Палестины  от  турок к  англичанам  в  Египет,
сформировали Еврейский легион из 650 бойцов, который сражался у Дарданелл на
стороне  англичан.  В марте 1916 года  сэр  Эдуард Грей предложил Франции  и
России "договориться с евреями о Палестине". Британское правительство начало
переговоры  с  Хаимом  Вейцманом  и другими  еврейскими  лидерами  (Вейцман,
сменивший  Герцля,  стал вождем  сионистского движения).  Но  в это же время
англичане  пытались  достигнуть  с  Францией  иного  соглашения  по  Ближние
Востоку.   Это  был  знаменитый  пакт  Сайкса-Пико,  который  предусматривал
предоставление полной независимости Арабской федерации и выделение области с
чисто  арабским  населением. Англия  получала небольшой  район, в  частности
Хайфу.  Палестина  должна  была  управляться  международной  администрацией,
"форма которой будет определена после консультации с Россией". Чтобы обрести
поддержку в войне против Центральных  держав (Германской и Австро-Венгерской
империй), Англия пыталась пробудить  мировое еврейство, в особенности евреев
России и Америки.
     С  этой  целью  была  выработана  и  обнародована  7 ноября  1917  года
Декларация Бальфура. Она была составлена  в виде письма британского министра
иностранных дел лорду Ротшильду:

     Мне доставляет большое удовольствие передать Вам от имени правительства
Его   Величества  следующую  декларацию  симпатии  к  еврейским  сионистским
чаяниям,  которая  была  предложена  кабинету и  одобрена. Правительство Его
Величества   относится   благожелательно   к  идее   создания   в  Палестине
Национального  очага  для  еврейского  народа  и  не  пожалеет  усилий   для
достижения  этой  цели. Нужно  ясно понять,  что  не  следует  предпринимать
ничего, могущего нанести ущерб гражданским и религиозным  правам нееврейских
общин  в Палестине или правам и  политическому  статусу, которыми пользуются
евреи в  любой другой  стране. Я буду Вам благодарен, если Вы  доведете  эту
декларацию до сведения Сионистской организации.

     То  место  декларации,  где говорится  об обеспечении  прав нееврейских
общин,  подало  повод к  кривотолкам и создало многочисленные трудности. Так
возникло мнение, что Палестина  -  "дважды обещанная" страна. Правда, разным
народам и разным деятелям  в  разное время были  обещаны разные вещи. Доброй
воли всего мира не хватило бы, чтобы удовлетворить требования всех сторон. К
тому  же  ощущался  явный  недостаток  доброй   воли.  Сторонники  арабов  в
британской   армии   и  в  министерстве   иностранных  дел   Великобритании,
составлявшие группу политических деятелей, которые никогда полностью не были
согласны  с  Декларацией Бальфура,  поощряли  Т.  Лоуренса в  его военной  и
политической деятельности в поддержку арабского восстания. Естественно,  что
арабы могли с  большей  легкостью  помогать своим соплеменникам,  чем евреи,
которых в то время в Палестине было очень мало.
     Многие   состоятельные   евреи  продолжали  оставаться  равнодушными  к
сионизму.  Английские  Ротшильды  не  присоединились к  сионистам до прихода
Гитлера к власти. В  Америке  Бернард Барух всю  свою жизнь  был противником
сионизма.  До провозглашения Государства Израиль  он занимал антисионистскую
позицию,  заявляя,  что  если  будет еврейское  государство,  то  ему  могут
сказать: "Барух, твое место  там".  "Но я, - добавил он, - американец прежде
всего и желаю остаться здесь, в Соединенных Штатах".
     После  войны  англичане  пытались  выполнить  обещания,  данные  ими  в
Декларации Бальфура.  На конференции в Сан-Ремо,  состоявшейся в апреле 1920
года,  мандат на Палестину был передан британскому правительству. Как это ни
странно, но сам Бальфур отнесся к этому факту без  энтузиазма. Он заявил: "Я
предпочел  бы что-нибудь другое". Лорд Роберт  Сесиль определил  мандат  как
"сомнительное   приобретение".  Сильнейшее   же  противодействие  Декларации
исходило от арабов, и первые погромы,  повторявшиеся затем почти каждый год,
произошли в Яффе в 1921 году.  Британское правление  Египтом также перестало
быть  безоблачным.  Хотя  Египет  в  1922  году  был  объявлен  "независимым
суверенным  государством", англичане  сохранили  решающее влияние в вопросах
его внешней  политики  и  имперских коммуникаций,  что повело  к дальнейшему
усилению египетского  национализма при Заглул-паше. В 1924  году  египетские
националисты  убили на  главной улице Каира  английского генерал-губернатора
Судана сэра Ли Стэка.



     В  1921   году,  когда  Хадж  Амин  эль-Хусейни  был  назначен  муфтием
Иерусалима (первосвященником мусульман), и британское правительство, и евреи
столкнулись с  грозным  противником.  Новый  муфтий обратил свои  усилия  на
антисионистскую  агитацию и на  саботирование политики мандатных властей. Он
утверждал, что евреи пытаются отнять Палестину и Святые Места у арабов и что
установление   британского   мандата   явилось   первым  шагом  на  пути   к
осуществлению   этого   плана.  Полагали,   что   именно  муфтий  стоит   за
беспорядками, которые вспыхивали ежегодно, начиная с 1921 года. В марте 1933
года он выразил свою поддержку манифесту Арабского исполнительного комитета,
в котором содержался протест против  иммиграции евреев и покупки ими земли в
стране. Впоследствии,  в апреле 1936  года, он возглавил арабское  движение,
объявившее  всеобщую  забастовку  во  всей  стране  и  сформулировавшее  три
требования: прекратить еврейскую иммиграцию, запретить продажу  земли евреям
и  создать национальное представительное правительство. Когда эти требования
были  отклонены британским правительством,  муфтий начал  кампанию  террора,
целью  которой  было не  только  избиение  евреев,  но  и  восстание  против
английских  властей. Официально  признавалось,  что террористам помогали  не
только соседние страны (особенно Ирак и Сирия) наемниками, но и  иностранные
государства  -  деньгами  и  оружием.  Были  замешаны  главным  образом  два
государства,  хотя  они и не упоминались  в то время:  нацистская Германия и
фашистская  Италия.  В июне  1937  года  кампания  террора  оказалась  столь
эффективной,  что  английские  власти  были,  наконец,  вынуждены,  как  они
объявили официально 1  октября 1937 года, "принять  меры против определенных
лиц,   деятельность  которых  мешает  поддержанию  общественного  порядка  в
Палестине  и на которых  следует возложить моральную ответственность за  эти
события". Иерусалимский муфтий  был  отстранен с поста президента Верховного
мусульманского совета, и две недели спустя он бежал в Бейрут, переодевшись в
чужое платье.
     После Второй  мировой войны евреи и  многие англичане пытались добиться
суда  над  муфтием  как  над  военным  преступником.  Эти  усилия  оказались
безуспешными, и муфтий переехал в  Египет, где был официально принят королем
Фаруком, предоставившим ему дворец. В настоящее время Хусейни живет в Ливане
и  продолжает принимать активное  участие  в  политической жизни. Он именует
себя  "президентом Верховного мусульманского совета", претендуя  на  один из
многочисленных постов, которых он лишился в 1937 году.



     Тяга  евреев  в Палестину  усилилась  в  1924 году,  когда  в  связи  с
принятием  Соединенными   Штатами   иммиграционных   законов,   американский
"плавильный котел",  доступ к которому  до  этого  был совершенно свободным,
оказался закрытым для всех, кроме ограниченного  числа людей некоторых групп
и стран, впускаемых в США по системе квот. В 1929 году, через пять лет после
принятия  этих законов, было  создано  Еврейское  Агентство для иммиграции в
Палестину,  которое  представляло  мировое  еврейство  в  его  отношениях  с
британскими мандатными властями. Выла  установлена такая же жесткая квота на
въезд в  Палестину, как и в  Соединенные Штаты. Евреи полагали, что по  мере
увеличения  их  числа  в  Палестине,  они  смогут  добиться  количественного
перевеса  над  арабами,  которые уже  жили  в стране,  и  что  мандат  будет
аннулирован в законном  порядке и власть  передана еврейскому большинству. В
1930 году британское правительство в связи  с волнениями, не прекращавшимися
с 1924 года,  заявило  постоянному комитету мандатных территорий Лиги Наций,
что оно считает невозможным создание местного правительства в Палестине, так
как еврейские и арабские интересы никогда не совпадут настолько, чтобы такое
правительство было жизнеспособным. В 1936  году, вслед за третьим восстанием
арабов,  была  учреждена  комиссия  Пиля,  которая  рекомендовала  разрешить
арабо-еврейский  конфликт  путем  раздела  Палестины  на   два   независимых
государства.
     С   1933  года  резко  усилилось  стремление  евреев   иммигрировать  в
Палестину. В  ответ на гитлеровские  преследования  британское правительство
увеличило  квоту  на  въезд  евреев  в  Палестину.  Если в  1921 году  евреи
составляли только 11 процентов общего населения Палестины, то в 1929 году их
уже  было 29  процентов.  Арабы  понимали,  что если  такие темпы  еврейской
колонизации  сохранятся, то  к  1962 году  евреи окажутся в большинстве, и в
Палестине  будет   создано  еврейское  политическое   господство.  Интересно
отметить, что  за три года  арабского восстания,  1936-1939  годы, около  40
тысяч арабов покинули страну как беженцы. Они вернулись после восстановления
мира. Кристофер Сайкс, сын инициатора  пакта Сайкса-Пико, сэра Марка Сайкса,
таким  образом объясняет  в своей книге  "На  перекрестных путях в  Израиль"
(Лондон, 1965) этот исход арабов:

     Бежать  от ожидаемого гнева -  арабская  черта. В этом хаосе, вызванном
развалом  администрации, число тех, кто  спасался, было на сей раз выше, чем
когда-либо  ранее. Дело в том, что арабский  быт базируется на  определенной
феодальной иерархии, и  больше,  чем в  любом  западном обществе,  население
стремится следовать примеру мэра, нотабля и духовных лиц. При виде того, как
местные  лидеры искали убежища  за пределами страны, простой народ испытывал
паническое  желание  следовать их примеру. Местным  же  лидерам было  трудно
усидеть  на  месте,  когда  они  узнавали, что  многие  специалисты, богачи,
чиновники муниципалитетов и члены Верховного мусульманского совета  убегают.
Арабские  командиры  также были известны тем, что пускались в  бегство,  как
только  военное  счастье изменяло им,  а  это  произошло  в  будущей  войне,
особенно в ходе таких крупных операций, как сражения за  Тверию, Акко, Хайфу
и Яффу.

     17 мая 1939 года британское правительство опубликовало свою Белую книгу
о Палестине.  Белая  книга предусматривала въезд в страну 75 тысяч евреев  в
течение  последующих пяти лет  и полное  прекращение иммиграции в 1944 году.
Опубликование   этого  документа  явилось  одним  из  поворотных  пунктов  в
отношениях между Еврейским Агентством и британской мандатной администрацией.
Любое превышение  установленной квоты подлежало одобрению арабов. Хотя Белая
книга  предусматривала,  что  в  Палестине  никогда  не  сложится  еврейское
большинство,  она сразу же была  отвергнута из-за  своей  половинчатости  не
только евреями, но и арабами, что свидетельствовало об усилившемся неприятии
арабами самой  идеи  создания еврейского государства  или  участия  евреев в
жизни арабской страны.
     Нет  необходимости  повторять  ужасную  повесть  о  судьбе  евреев  при
Гитлере.  В  результате опубликования  Белой книги  беженцы, спасавшиеся  от
гитлеровского преследования, не имели права вступать на  палестинскую землю.
Отвратительной обязанностью британского правительства стала охота на евреев,
стремившихся нелегально въехать в страну.  Когда  769  беженцев,  пытавшихся
добраться  до  Земли  Обетованной  на утлом и  сильно протекавшем  суденышке
"Струма", достигли восточного берега Средиземного моря, английские власти, а
затем  и  турецкое правительство не разрешили  им высадиться на берег, и все
пассажиры,  за  исключением одного, погибли, когда судно  затонуло в  Черном
море.
     Вспыхнувшая в сентябре 1939 года война осложнила положение палестинских
евреев.  Очевидно,  что  Великобритания,  которая воевала против  нацистской
Германии, рассматривалась ими как естественная  союзница. Но в равной мере в
их интересах  было бросить  вызов принципам, на  которых основывалась  Белая
книга, и установленная ею жесткая квота.
     Английское  правительство,  учитывая  высокий  процент  арабов  в своих
воинских частях и мусульман в индийской  армии, сочло  неприемлемым создание
самостоятельной еврейской армии, разделяя мнение многих арабов, опасавшихся,
что евреи  могут  использовать ее,  чтобы  навязать  решение вопроса в конце
войны.  Поэтому,  несмотря на  то, что многие палестинские евреи сражались в
британских  войсках,  было  разрешено  сформировать  только  одну  еврейскую
бригаду. Еврейский народ разделял цели союзников  и сражался  в союзнических
войсках,  но  в то  же время  зародилось  также  еврейское  террористическое
движение, прибегавшее к наиболее  насильственным  средствам в  своей  борьбе
против Великобритании. В марте 1943 года палата лордов обсуждала предложение
об  отмене   ограничений  на   иммиграцию  тех  евреев,  которые  бежали  из
захваченной нацистами  Германии. От имени правительства лорд  Плимут заявил,
что не представляется  абсолютно  никакой возможности ослабить  существующие
ограничения.
     В   Палестине   группа  Штерна,  явившаяся   центром   организационного
еврейского террора, жертвой  которого  пал британский верховный  комиссар  в
Каире лорд Мойн, с возрастающей активностью помогала нелегальной иммиграции,
незаконно  ввозила оружие в страну, похищала английские боеприпасы и убивала
английских полицейских.
     Напряженность в отношениях между  англичанами и евреями достигла своего
апогея  22   июля  1946  года,  когда   еврейские   экстремисты,  обозленные
продолжающимися  ограничениями  иммиграции и интернированием на Кипре евреев
из  Европы,   осуществили   дерзкий  план  минирования   английского  штаба,
размещенного  в  иерусалимской  гостинице  "Царь Давид". В результате взрыва
одно крыло гостиницы было разрушено и 8 англичан  убиты  В отместку за  этот
акт террора генерал-лейтенант Эвелин Баркер обнародовал  приказ по  армии  о
запрещении военнослужащим покупать товары  в еврейских  магазинах  и  заявил
публично, что бойкот настигнет евреев "в самом  уязвимом месте, ударит по их
карманам и продемонстрирует наше презрение к ним".
     С  окончанием  войны в 1945  году  англичане  изменили  свою  позицию в
палестинском   вопросе.  Египтяне   потребовали   безоговорочной   эвакуации
британских войск  и отвергли соглашение,  заключенное с Эрнестом  Бевином об
эвакуации  на определенных условиях  в 1949  году. Поэтому в  поисках нового
стратегически важного района, который мог бы возместить потерю Египта и зоны
канала, англичане обратили свои взоры  на Палестину. В конце 1946 и в начале
1947 года они приступили к систематической переброске военного снаряжения из
Египта в Палестину.
     Ситуация  резко  обострилась  в  1947  году.  Президент Трумен  не  был
согласен  с английской  политикой, и  вопрос о будущем Палестины в  качестве
прибежища  для   европейских  евреев  послужил  причиной  англо-американских
разногласий. Убийство двух английских  сержантов  еврейскими экстремистами 1
августа  1947  года  вызвало  не  только  перелом  в  симпатиях  английского
общества, но даже антиеврейские выступления.
     Этот кризис также  способствовал обострению антиамериканских настроений
в Англии, так  как американские евреи  делали взносы  в сионистские  фонды и
оплачивали антибританские объявления в  газетах. Рост враждебности к  евреям
сопровождался  многочисленными  случаями  жестокости. Три еврея  были убиты,
когда английский  эсминец  протаранил  в  Хайфском  порту пароход "Эксодус",
пытавшийся прорвать блокаду  и высадить  на берег еврейских  беженцев, ранее
сосредоточенных в  немецких лагерях. Эрнест Бевин распорядился вернуть  всех
пассажиров "Эксодуса" в лагеря для перемещенных лиц в Германии.
     25 февраля 1947 года британское правительство заявило, что оно поставит
палестинский вопрос на рассмотрение Объединенных Наций. 16 мая 1947 года был
учрежден специальный комитет Организации Объединенных Наций по Палестине. Он
рекомендовал немедленно отменить  действие мандата и  разделить Палестину на
арабское   и    еврейское   государства,   установив   одновременно   особый
международный  статус  для  Иерусалима.  29  ноября  1947  года  Генеральная
Ассамблея Организации  Объединенных  Наций  приняла план  раздела  Палестины
большинством в 33 голоса  против 13 при 10 воздержавшихся. Россия, Америка и
Франция голосовали  за  раздел. Евреи приняли план  раздела, но палестинские
арабы  и арабские государства  возражали  против предоставления евреям  даже
незначительной территории.  Английское правительство  заявило, что до 15 мая
1948 года, когда истекал срок действия мандата, оно сохранит полный контроль
над  страной и  что  члены Палестинской  комиссии,  созданной  Объединенными
Нациями, смогут  прибыть  в  страну  только  за  две  недели  до прекращения
действия мандата. 23 марта 1948 года Бевин так объяснил эту позицию в палате
общин: "Мы должны  прежде всего добиться положения, которое позволило бы нам
покинуть Палестину".
     С  начала  1948  года  борьба  между  евреями  и арабами  приняла более
ожесточенный  характер.  Арабы  вооружали  банды,  проникавшие  из  Сирии  и
Трансиордании.   Кристофер   Сайкс   подробно   описал,    как   нагнеталась
арабо-еврейская  вражда. Репрессии  и контррепрессии привели 8  апреля  1948
года к избиению еврейскими террористами 254 мужчин, женщин и детей в деревне
Бир-Ясин.  Бен-Гурион немедленно послал телеграмму с  искренними извинениями
королю Трансиордании  Абдалле и  пытался отмежеваться от террора, но сделать
это оказалось  трудно.  12  апреля 1948 года, в результате арабской ответной
акции,  77  еврейских  врачей,  медицинских  сестер, учителей  и  студентов,
направлявшихся под  флагом Красного Креста  в  одну изолированную  еврейскую
больницу, были убиты. Эти зверства  ускорили  уже начавшийся  к тому времени
исход арабов. Сайкс пишет об этом периоде:

     Не только  теперь, но уже тогда  было ясно, что арабские  власти должны
были любой ценой пресечь паническое настроение, которое усиливалось с каждым
днем   после  первой  радиопередачи  о  Бир-Ясине.  В   повторных  передачах
пригодились  раздутые цифры и дело, само  по  себе отвратительное, обрастало
новыми вымышленными подробностями. Совпав с периодом побед еврейского оружия
во всей Палестине, террор способствовал превращению уже начавшегося большого
исхода арабов в массовое перемещение. За тысячами  следовали десятки  тысяч.
По приблизительным данным сионистов, к концу апреля  из Палестины бежали 150
тысяч арабов.

     В конце этого исхода арабское население, насчитывавшее предположительно
700 тысяч человек, сократилось до 170 тысяч.
     14 мая 1948 года, сразу  же после провозглашения  Государства  Израиль,
началось  генеральное  наступление  арабов.  Военные  действия  прекратились
только   18  ноября,   когда   Израиль   подчинился  резолюции   Организации
Объединенных Наций о прекращении огня,  и возобновились в феврале 1949 года,
когда в течение десяти дней велись бои против египтян в Негеве. В результате
войны евреи сорвали попытку арабов вытеснить их из всей Палестины. Они также
расширили контролируемую ими территорию за пределы района, отведенного им по
плану  раздела.  Но  установленные  линии прекращения  огня не гарантировали
Израилю  безопасности.  Во время  войны  еврейскими  войсками  в  Иерусалиме
командовал  подполковник  Даян.  Предполагают,  что 20 тысяч евреев (включая
женщин)  сражались против  35 тысяч бойцов регулярных