то такое эти угрызения совести, которые я испытываю теперь? Я погибла для любви князя Андрея?.. Или нет, не погибла?! Ничего и не было, никто и не узнает, и я его больше не увижу, никогда... Не в чем раскаиваться... Князь Андрей может любить меня и такою. Какою такою?! (Уходит.) ЭЛЕН ПРИНИМАЕТ ГОСТЕЙ Появляются Э л е н, граф И л ь я А н д р е е в и ч, С о н я. Э л е н (графу и Соне). Вот и славно, что приехали! Как жить в Москве и никуда не ездить! Нынче здесь соберутся кое-кто, и вам будет весело. А н а т о л ь под руку вводит Н а т а ш у. (О Наташе.) Восхитительна!.. И как со вкусом одета! (Наташе.) Вам все идет, моя прелестная! (Графу.) Вы, конечно, сядете за карты?.. И л ь я А н д р е е в и ч. Нет настроения. И это завлечет, а мы бы не хотели долго. Э л е н. Нет, нет! Не отпущу! Испортите весь мой маленький бал. Элен уводит Илью Андреевича и Соню. А н а т о л ь (Наташе). Вы прелестны... С той минуты, как я увидел вас, я не переставал... Слышно, как в соседней комнате женский голос напыщенно декламирует по-французски. Вы обворожительны... Я - люблю вас! Н а т а ш а (испуганно). Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблюдругого. А н а т о л ь (не смутился). Что мне за дело?... Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны?.. В соседней комнате слышны аплодисменты и крики на французском и русском: "Божественно! Чудесно!" Зазвучала мелодия экосеза. Анатоль полуобнял Наташу, и они стали танцевать. (В танце.) Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда? (Сжимает ее руки.) Натали?! Натали?! Н а т а ш а (остановилась). Я ничего не понимаю... Мне нечего говорить... А н а т о л ь. С того самого вечера, как я увидел вас в театре, участь моя решена: быть любимым вами или умереть... Ежели вы любите, то скажите только слово "да", и никакие силы не помешают нашему блаженству... Анатоль привлек Наташу к себе, и его губы прижались к ее губам. Шурша платьем вошла Э л е н. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на Анатоля, и пошла к двери. (Торопясь за Наташей.) Одно слово, только одно, ради Бога! (Преследует.) Натали, одно слово, одно!.. (Оба скрылись.) ИЗМЕНА В доме Ахросимовой. Г о р н и ч н а я передает письмо С о н е. Г о р н и ч н а я (шепотом). Барышня, мне один человек велел передать... Сказал, от Курагина... Только ради Христа, барышня... (Приложила палец к губам. Скрылась.) С о н я (трясущимися руками вскрывает конверт, читает). "Участь моя решена: быть любимым вами или умереть... Родные мне вас не отдадут... Скажите только слово "да"... Любовь победит все... Я похищу вас". Неужели она разлюбила князя Андрея!? Входит Н а т а ш а. Соня протягивает ей письмо. Не знала от кого и распечатала... Н а т а ш а (быстро проглядывает письмо). Прочитала? С о н я (тихо). Да... Н а т а ш а. Кого я люблю?.. Кого я люблю?.. Анатоля или князя Андрея?.. Князя Андрея - несомненно, я помню это ясно... Но несомненно, что и Анатоля тоже... Ежели я могла после этого улыбкой ответить на его улыбку, если я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не любить его... Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?.. С о н я. Но так нельзя... Н а т а ш а. Надо же теперь отказать князю Андрею! С о н я. Это все ужасно! Н а т а ш а. Я люблю его! Люблю!... Разве иначе могло случиться то, что случилось? Разве могло бы тогда быть у меня его любовное письмо?.. С о н я. Не может быть, чтобы ты любила Курагина. Он обманщик, он злодей! Н а т а ш а. Нет, Соня, мы любим друг друга!.. Соня, голубушка, он пишет... Соня... С о н я. А Болконский? Н а т а ш а. Ты не знаешь, что такое любовь. С о н я. Нет, я не могу этому верить... Не верю, ты шутишь. В три дня забыть все... Н а т а ш а. Три дня! Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, я никого никогда не любила прежде его. Мне говорили, так бывает, но я теперь только испытала эту любовь... Как увидела его, сразу и почувствовала: он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его! Что он мне велит, то я и сделаю... Ты не понимаешь этого... С о н я. Я не могу этого так оставить! Н а т а ш а. Я тебе говорю: у меня нет воли. Я его люблю! С о н я. Так я не допущу... Я расскажу!.. Н а т а ш а. Тогда ты мой враг. (Со страхом.) Ты хочешь, чтобы нас разлучили? С о н я. Но что было между вами? Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом? Н а т а ш а. Нельзя вмешиваться в такие дела... С о н я. Но зачем тайны? Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так... Но ты подумала, какие могут быть тайные причины? Н а т а ш а (неуверенно). Какие причины? Не знаю... Но, стало быть, есть причины!.. Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, понимаешь? С о н а. Он тебя не любит. Н а т а ш а (с улыбкой сожаления). Не любит?! Ведь ты прочла письмо, видела! С о н я. Но если он неблагородный человек? Н а т а ш а. Он не благородный человек? Разве ты не знаешь, что я его люблю?! (Подошла к столу и принялась писать, повторяя то, что пишет.) "Милая княжна!.. Сообщаю, что все недоразумения наши кончены. Князь Андрей, уезжая, великодушно дал мне свободу... Не злоупотребляя великодущием, но оставаясь верной свободе выбирать, я теперь прошу вас забыть все и меня простить... ежели я перед вами виновата... Этим письмом сообщаю, что не могу быть женой князя Андрея"... Все! (Соне.) Уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога, уйди: ты видишь, как я мучаюсь!.. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты. ПОКУШЕНИЕ В доме Ахросимовой. Через переднюю идет Н а т а ш а. Скрылась. За ней проследовала г о р н и ч н а я. Это увидела появившаяся С о н я. Соня прислушивается к голосам Наташи и горничной. С о н я. Так, было еще одно письмо... А!.. Она убежит с ним! Верно, она убежит с ним. Что делать?! Теперь я докажу, что помню благодеяния их семейства, что люблю Николя... Хоть три ночи не буду спать, хоть силой, а не пущу ее! Появляется М а р ь я Д м и т р и е в н а, видит С о н ю. М а р ь я Д м и т р и е в н а. Ты чего здесь, как мышь? С о н я. Марья Дмитриевна!.. (Заплакала.) Марья Дмитриевна, такое несчастье, такой позор... Я должна сказать вам... Сейчас... Будет поздно... М а р ь я Д м и т р и е в н а. Пойдем, скажешь!.. Марья Дмитриевна и Соня уходят. Слышен скрип снега под полозьями, храп лошадей и перестук копыт. Раздался молодецкий посвист. Другой свист отозвался. На сцену выбегает А н а т о л ь, в распахнутой шубе. Другую шубу, дамскую, держит в руках. Навстречу выходит Д о л о хо в. Д о л о х о в. В десять она выходит на заднее крыльцо. Тройка ждет. Мы ее заводим в тройку - и за шестьдесят верст от Москвы, в Каменке венчаетесь. Расстрига будет ждать... Там прощаемся и на почтовых скачешь за границу... (Хлопает себя по карманам.) Возьми паспорт... Подорожная... Десять тысяч дала сестра и десять моих... Анатоль приложил руку Долохова к своему сердцу. А н а т о л ь. Ты посмотри, как бьется! Д о л о х о в. И все-таки последний раз говорю - брось все это: еще не поздно! А н а т о л ь. Дурак! Не говори глупости. Ежели бы ты знал... Это черт знает что такое! Д о л о х о в. Право, брось! Дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял? А н а т о л ь. Ну, опять! Пошел к черту! Д о л о х о в. Я не шучу! Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе все устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Все я. А н а т о л ь (обнял Долохова). Ну, и спасибо! Думаешь, я тебе не благодарен? Д о л о х о в. И все-таки дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, увезешь ее, хорошо. Ведь разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут... А н а т о л ь. А, глупости! Ежели этот брак будет недействителен, значит, я не отвечаю. А ежели действителен - за границей никто этого не будет знать! Д о л о х о в. Право, брось! Только себя свяжешь. А н а т о л ь. Убирайся к черту!... Д о л о х о в (язвительно). Ну, деньги выйдут, тогда что? А н а т о л ь. Тогда что? Тогда? Не знаю что... Ну, что глупости говорить!.. (Посмотрел на часы.) Пора!..(Засвистел.) Выбежала г о р н и ч н а я. (Озабоченно.) Отчего нету? Г о р н и ч н а я. Беда, барин!...Барыня Марья Дмитриевна молодую графиню на ключ в комнате заперли!.. Горничная скрылась. Анатоль развернулся бежать, но перед ним вырос огромный л а к е й. Л а к е й (басом). К барыне пожалуйте! А н а т о л ь (суетясь). К какой барыне? Да ты кто? Л а к е й. Пожалуйте, приказано привесть. Д о л о х о в. Курагин! Назад! Измена!.. Назад!.. Лакей пытается схватить Анатоля. Анатоль, Долохов, лакей убегают. Удаляется лошадиное ржание и стук копыт. Входят М а р ь я Д м и т р и е в н а и С о н я. М а р ь я Д м и т р и е в н а. Мерзавка, бесстыдница! В моем доме любовникам свидания назначать! С о н я. Марья Дмитриевна, пустите меня к ней, ради Бога! М а р ь я Д м и т р и е в н а. Счастье его, что от меня ушел. Да я найду! С о н я (всхлипывает). Марья Дмитриевна!.. М а р ь я Д м и т р и е в н а. Отстань!.. Я Безухову отписала, позвала срочно... Дело его друга касается... Вот тебе ключ, отопри Наталью, пусть придет. Соня ушла, взяв ключ. Так себя осрамила, как девка самая последняя... Входит П ь е р. П ь е р. Что случилось, Марья Дмитриевна? М а р ь я Д м и т р и е в н а. Хорошие дела! Пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого срама не видала... П ь е р. Так что такое? М а р ь я Д м и т р и е в н а. Дай слово, что будешь молчать обо всем, что узнаешь. П ь е р. Конечно!.. М а р ь я Д м и т р и е в н а. Так вот... Наталья без ведома родителей отказала жениху своему, Андрею Болконскому... Причина отказа - Анатоль Курагин. А сводила их - твоя жена... Наталья хотела бежать с ним, чтоб обвенчаться! П ь е р (потрясен). Но как обвенчаться?! Он не мог обвенчаться - он женат. М а р ь я Д м и т р и е в н а. Час от часу не легче. Хорош мальчик! То-то мерзавец! А она ждет! Надо сказать ей - по крайней мере ждать перестанет. П ь е р. Два года назад, во время стоянки его полка в Польше, один помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. Вошла Н а т а ш а с выражением холодного достоинства на лице. М а р ь я Д м и т р и е в н а. Наталья! Я тебе добра желаю. Слушай... Уж я не стану говорить, как ты виновата, сама знаешь. Вот узнает отец твой, брат, жених... Н а т а ш а. У меня нет жениха, я отказала! М а р ь я Д м и т р и е в н а. Все равно... Ну, узнают они, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он его на дуэль вызовет, хорошо это будет, а? Н а т а ш а. Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали? Зачем? Зачем? Кто вас просил?! М а р ь я Д м и т р и е в н а. Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить? Ну, увез бы он тебя, что ж, ты думаешь, его бы не нашли? А он мерзавец, негодяй, вот что! Н а т а ш а. Он лучше всех вас! М а р ь я Д м и т р и е в н а. Ну, сказала! Да он женат. Же - нат! Тебе и граф подтвердит. П ь е р (со стеснением). Наталья Ильинична!.. Правда это или неправда, это для вас должно быть все равно, потому что... Н а т а ш а. Так это не правда, что он женат? П ь е р. Нет, это правда. Н а т а ш а. Он женат был? И давно? Честное слово? П ь е р. Честное слово... Н а т а ш а. Он еще здесь? П ь е р. По дороге к вам я его встретил на Тверском бульваре в санях... Н а т а ш а. Ах, Боже мой, что это, что это! За что?! Наташа, задыхаясь, ушла. М а р ь я Д м и т р и е в н а. Я тебя вот чего вызвала: боюсь, что граф или Болконский - он ведь всякую минуту может быть! - узнав все это, вызовут на дуэль Курагина. А крови не надо ни графа, ни Николая, ни князя Андрея... Понял? П ь е р. Да, да! Это было бы хуже всего!.. М а р ь я Д м и т р и е в н а. А потому вели шурину твоему, мерзавцу последнему, уехать из Москвы. Чтобы след простыл!.. И мне на глаза пусть не смеет показываться! Все! Иди и исполни. (Уходит.) П ь е р. Променять Болконского на дурака Анатоля!..Так влюбиться, что согласиться бежать!.. О, какая низость, глупость, жестокость! Андрея жалко... Жалко гордости его... В ДОМЕ ПЬЕРА В гостиной Э л е н и А н а т о л ь. Входит П ь е р. Э л е н. Пьер!.. Ты не знаешь, в каком положении наш Анатоль... П ь е р (с выражением бешенства и силы, Элен). Где вы - там зло!.. Зло и разврат!.. Э л е н. Это еще что?! Ведь я приехала в Москву, имя целью... П ь е р. Не хочу знать ваши цели!.. Ваших принцев, баронов и к-камергеров!.. Э л е н. Что вы хотите этим доказать? Что я люблю общество людей интересных? Не таких, как вы?.. П ь е р (прерывисто). Нам лучше расстаться... Э л е н. Извольте! Ежели вы дадите мне состояние!.. Расстаться, вот чем испугали! П ь е р (бросился к ней).Я тебя убью! (Поднял над головой тяжелый мраморный столик.) Вон!!! Элен выбежала из комнаты. (Анатолю, переводя дыхание, мрачно.) Вы обещали графине Ростовой женитьмя на ней? А н а т о л ь. Мой милый, я не считаю себя обязанным отвечать на допросы... Лицо Пьера снова исказилось бешеством. Он схватил Анатоля за воротник мундира и стал трясти. П ь е р. Когда я говорю, что мне надо говорить с вами... А н а т о л ь. Ну что, это глупо, а? П ь е р. Вы негодяй и мерзавец! Не знаю, что меня воздерживает от удовольствия размозжить вам голову! Обещали вы ей женить?.. А н а т о л ь. Я, я, я не думал... Впрочем, я никогда не обещался, потому что... П ь е р. Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? Анатоль поспешно вынул из бумажника письма и передал их Пьеру. Письма - раз. Второе... Вы завтра должны уехать из Москвы. А н а т о л ь. Но как же я могу... П ь е р (не слушая). Третье. Вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней. Этого , я знаю, я не могу запретить вам, но ежели у вас есть хоть искра совести... Забавляйтесь с женщинами, подобными моей супруге, они знают, чего вы хотите от них... Они вооружены против вас тем же опытом разврата. Но обещать девушке жениться на ней... Обмануть, украсть - это также подло, как прибить старика или ребенка!.. А н а т о л ь. Этого я не знаю. А?.. Этого я не знаю и знать не хочу. Но вы сказали мне такие слова: подло и тому подобное, которые я, как честный человек, никому не позволю... Пьер удивленно посмотрел на Анатоля. Хотя это и было с глазу на глаз, но я не могу... П ь е р (усмехнулся). Что ж, вам нужно удовлетворение? А н а т о л ь. По крайней мере, вы можете взять назад свои слова. А? Ежели вы хотите, чтоб я исполнил ваши желания. А?.. П ь е р. Беру, беру назад и прошу извинить меня... И возьмите денег на дорогу... Анатоль робко улыбнулся. О, подлая, бессердечная порода! (Вышел из комнаты.) АНДРЕЙ ВОЗВРАЩАЕТ ПОРТРЕТ Князь А н д р е й в своем кабинете. В руках связка бумаг. Входит П ь е р. А н д р е й. Ну, ты как? Все толстеешь?.. Спасибо, что зашел сразу... Я вчера вечером приехал. П ь е р. Ты здоров? Андрей пожал плечами. А н д р е й. Дороги у нас ужасные... А в Швейцарии двух масонов встретил, тебя знают. И хорошо о тебе говорили. Сыну воспитателя привез... В Европе все говорят, что Наполеон грядет на Россию. Это тяжело слышать, но это, похоже, - так... Прости меня, ежели утруждаю... Я получил отказ от графини Ростовой... И до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином. Правда это?.. П ь е р. Правда и неправда. А н д р е й (передает Пьеру бумаги). Вот ее письма. И портрет. Отдай графине... Ежели увидишь ее. П ь е р. Она очень больна. Отравилась мышьяком... А н д р е й. Так она здесь еще? А Курагин? П ь е р. Он давно уехал. Она была при смерти. А н д р е й (зло усмехнулся). Очень сожалею об ее болезни. Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего. П ь е р. Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, помните о ... А н д р е й (поспешно). Помню! Я говорил, что падшую женщину надо простить... Но я не говорил, что я могу простить. Я - не могу. П ь е р. Разве можно сравнивать? А н д р е й. Я не способен идти по следам этого господина! Если хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту... про все это. Ну, прощай. Ты передашь? П ь е р. Передам. (Уходит.) ПЬЕР У НАТАШИ П ь е р (протягивает Наташе бумаги). Наталья Ильинична, князь Андрей просил передать вам эти бумаги и портрет... Наташа берет бумаги, откладывает. Н а т а ш а. Спасибо... Петр Кириллович, он вам друг... Он говорил мне тогда, чтоб обратиться к вам... Скажите ему... чтоб он прост... простил меня. (Почти плачет.) П ь е р. Да... Я скажу ему... Н а т а ш а (поспешно). Нет, я знаю, что все кончено! Это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить мена за все... П ь е р (с жалостью). Я скажу ему, я все еще раз скажу ему. Но... Я бы желал знать одно... Наташа посмотрела на Пьера. Любили ли вы... любили ли вы этого дурного человнка? Н а т а ш а. Не называйте его дурным. Но я ничего, ничего не знаю... (Заплакала.) П ь е р (нежно, кротко). Не будем говорить, мой друг... Я все скажу ему... Но об одном прошу - считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь - не теперь, а когда у вас ясно будет на душе, - вспомните обо мне... (Поцеловал ей руку.) Я счастлив буду, ежели в состоянии буду... (Смутился.) Н а т а ш а. Не говорите со мной так, я не стою этого! Наташа хотела уйти, Пьер удержал. П ь е р. Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас!.. Н а т а ш а. Для меня? Нет! Для меня все пропало. П ь е р. Все пропало? (Как бы думая вслух.) Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей... Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления. Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я У РОСТОВЫХ Гостиная московского дома Ростовых. Напряженная обстановка сборов в дальнюю дорогу. Г р а ф и н я полулежит на диване с повязкой на голове. Стремительно входит И л ь я А н д р е е в и ч. И л ь я А н д р е е в и ч. Досиделись! И клуб закрыт, и полиция выходит. На улицах тьма подвод! Одни раненых везут из Бородина, на других жители уезжают... У нас перед домом огромный поезд стоит с ранеными. Г р а ф и н я. Соня говорила... Ой, Илюша, я все о последнем письме Николя думаю: уверяю тебя, в его встрече с княжной Марьей Болконской есть промысел Божий... И л ь я А н д р е е в и ч. Нынче народ разбирает оружие в Кремле. Г р а ф и н я. Я вот никогда не радовалась, когда Болконский был женихом Наташи, а я всегда желала - было у меня предчувствие, что Николенька женится на княжне!.. И л ь я А н д р е е в и ч. Ну о чем ты говоришь! У нас еще подводы не уложены! Два л а к е я пронесли через комнату ящик. Илья Андреевич заглянул в него. Посуда?.. Сена подложите! Да осторожнее! (Вышел вслед за лакеями.) Появились два других лакея, тоже с ящиком. Третий внес рулон ковров. Г р а ф и н я. Если не уложен - здесь оставьте! Лакеи оставили вещи, удалились. Другие лакеи пронесли ящики, и еще... Торопитесь, милые, торопитесь. Снесите на подводы и пусть увязывают крепче. Вошла М а в р а К у ь м и н и ч н а с пачкой платьев на руке. М а в р а К у з ь м и н и ч н а . Барынины платья, куда их? Г р а ф и н я. Брось тут пока, сама посмотрит. Мавра Кузьминична бросила платья на край сундука.Вошел И л ь я А н д р е е в и ч. М а в р а К у з ь м и н и ч н а (Илье Андреевичу). А уж раненых люди во все дворы разбираютю И к нам просются... Им некуда деться! И л ь я А н д р е е в и ч. Приглашай их Мавра, в дом. Все одно пусто будет, места много... А теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать... (Ушел.) Мавра Кузьминична ушла. Удалилась графиня. Появилась С о н я. Пачку платьев переложила на диван, попробовала ковры умещать в сундук. Вошла Н а т а ш а, стала быстро перебрасывать платья, и вдруг у нее в руках оказалось то, в котором она была в первый раз на петербургском балу. Зазвучала мелодия вальса... Наташа бережно отложила платье. Н а т а ш а. Соня, постой, так не уложишь!.. (Достает из ящика завернутые в бумагу блюда и тарелки.) Блюда надо сюда, в ковры... С о н я. Да еще и ковры-то, дай Бог, на три ящика разложить! Н а т а ш а. Да постой, пожалуйста... (Ловко продолжает разбирать.) Это не надо... Это - да... Это - в ковры!.. С о н я. Ну, полно, Наташа, я уложу!.. Н а т а ш а (работает). Нет, ты не умеешь, дай я, и будет порядок. Крышка не закрывается. С о н я. Ну уложила, ты права!.. Да вынь один верхний! Н а т а ш а. Не хочу!.. (Давит крышку коленками.) Давай и ты! Да жми сильнее! (Крышка закрылась. Наташа хлопает в ладоши.) С о н я (увидела отложенное платье). Бальное не берешь?.. Н а т а ш а (грустно). Оно по моде... старое... Вошел И л ь я А н д р е е в и ч. И л ь я А н д р е е в и ч. Тридцать подвод уложены. Теперь закрепим, проверим - и с Богом!.. Наташа и Соня убежали. Издалека доносятся церковные звоны - благовестят к обедне. Появилась М а в р а К у з ь м и н и ч н а. М а в р а К у з ь м и н и ч н а (графу). Там один офицер, раненый, просит где-нибудь приютить на подводах... И за другого денщик пришел просить... И л ь я А н д р е е в и ч. А1 Да, да, да, пусть передадут, ну там очистить одну-две телеги, ну там... что же... что нужно... Мавра Кузьминична уходит. Появляется г р а ф и н я. Г р а ф и н я. Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают? И л ь я А н д р е е в и ч. Знаешь, графинюшка... просят, чтобы дать несколько подвод для раненых. Ведь это все дело наживное, а каково им оставаться, подумай! Г р а ф и н я. Послушай, граф, ты довел до того, что за дом ничего не дают, а теперь и все наше, детское состояние погубить хочешь. Ведь ты сам говорил, что в доме на сто тысяч добра... И л ь я А н д р е е в и ч. Право, у нас на дворе, сами зазвали, офицеры тут есть... Знаешь, думаю, право, графинюшка... пускай их свезут... куда же торопиться? Г р а ф и н я. Я, мой друг, не согласна и не согласна. Воля твоя! На раненых есть правительство. Они знают. Посмотри вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают! Одни мы дураки. Пожалей хоть не меня, так детей. Вошла Н а т а ш а. Н а т а ш а. Папа! Об чем вы это? И л ь я А н д р е е в и ч. Ни о чем! Н а т а ш а. Нет, я слышала! (Графине.) Отчего ты не хочешь, маменька? Г р а ф и н я. Тебе что за дело?! Н а т а ш а (кричит). Маменька, это нельзя! Посмотрите, что на дворе! Они остаются!.. Г р а ф и н я. Что с тобой? Кто они? Что тебе надо? Н а т а ш а. Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька! Это ни на что не похоже... Это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь! (Зарыдала.) Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка... Маменька, ну что нас-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!.. Это не может быть!.. Г р а ф и н я (растерянно). Делайте, что хотите... Разве я мешаю кому-нибудь!.. Н а т а ш а. Маменька, голубушка, простите меня! Графиня отстранила бросившуюся к ней дочь и подошла к графу. Г р а ф и н я (Илье Андреевичу, растерянно). Мон шер, ты распорядись как надо... Я ведь не знаю этого... Н а т а ш а (радостно). Папенька, маменька! Можно распорядиться? Я распоряжусь!.. (Выбежала из комнаты, но хорошо слышен ее голос.) Освобождайте! Все подводы под раненых, да - все! Сундуки обратно - в кладовые!.. Мужики с радостными лицами потащили сундуки через сцену, но в обратном направлении. Пробежали С о н я, Н а т а ш а, удалился И л ь я А н д р е е в и ч. Вошла М а в р а К у з ь м и н и ч н а. М а в р а К у з ь м и н и ч н а (графине). Можно еще четверых взять - управляющий им свою повозку отдает. Г р а ф и н я. Да отдайте мою гардеробную. Дуняша со мной сядет в карету... Графиня и Мавра Кузьминишна ушли. Появилась Н а т а ш а, ведет за руку П ь е р а, одетого в кучерский кафтан. Н а т а ш а. Я сразу вас признала, Петр Кириллович, идите же, хоть на минуту! Это удивительно! Мы уезжаем нынче, а вы? В Москве остаетесь? П ь е р. В Москве?.. Да, в Москве... Н а т а ш а. Как славно, что я вас увидела! Право, это особый знак. П ь е р. Для вас - не знаю. Но для меня - совершенно особый! Судьба сводит нас опять - и в такую минуту! Н а т а ш а (серьезно). Вы задумали что-то великое.Я чувствую. П ь е р. Нет, нет, не о величии надо говорить, а о предначертании. Затра будет сражение... Кому же начертано свергунть супостата? Я спрашиваю себя и небо - кому?.. Н а т а ш а. Будь я мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меня важны и как вы много для меня сделали!.. Я знаю, что и он, Болконский... Он опять служит. (С усилием.) Как вы думаете, простит он меня когда-нибудь?.. Не будет он иметь против меня злого чувства? Как вы думаете?.. Как вы думаете?.. П ь е р. Я думаю... Ему нечего прощать... Ежели бы я был на его месте... Н а т а ш а. Да вы - вы, вы - другое дело. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть. Ежели бы вас не было тогда, да и теперь, я не знаю, что было бы со мною... Вошла г р а ф и н я. Г р а ф и н я. Что же теперь будет, Петр Кириллович? Мы бежим... И Николя, и Петенька мои - оба на войне, и могут быть убитыми, оба вместе... П ь е р. Мужайтесь, графиня!.. Дети ваши - герои. А Москва - не Берлин, и не Вена, мы не поднесем хлеба-соли и ключей французам... Для русских людей не может быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов. Под управлением французов нельзя быть. Нельзя! Потому что хуже всего!.. Г р а ф и н я. Мы разорены теперь, все оставили... Н а т а ш а (укоризненно). Мама!.. П ь е р. Поверьте, графиня6 И богатство, и власть, и жизнь, все, что с таким старанием устраивают и берегут люди, - все это ежели и стоит чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно бросить... А больше ни о чем меня не спрашивайте, я сам ничего не знаю. Я пойду, пожалуй!.. И вам пора ехать, и мой путь не прост. Г р а ф и н я. Петр Кириллович, Пьер, дорогой, можно я вас поцелую? Пьер склоняет голову, графиня целует его в лоб. Вы отчаянный. Будьте осторожны. Н а т а ш а. Берегите себя!.. П ь е р. Завтра... Да нет! Прощайте, Натали, прощайте, графиня, прощайте... Ужасное время!.. (Стремительно уходит.) Появляется И л ь я А н д р е е в и ч, М а в р а К у з ь м и н и ч н а, С о н я. Все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд. Граф первый встал и перекрестился. Все остальные сделали то же. И л ь я А н д р е е в и ч. С Богом! Граф пошел из комнаты, за ним остальные. НА ПОЛЕ ПОД БОРОДИНОМ Приближается церковное пение. Г о л о с а. Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!.. Смоленскую матушку!.. Входит А н д р е й Б о л к о н с к и й. Внесли икону - большую, с черным ликом, в окладе. (Пение.) Спаси от бед рабы твоя, богородице!.. Порази враги наши, и сокруши их под ноги верных твоих вскоре. Ты бо еси заступление, помощь и победа уповающим на тя, и тебе славу воссылаем, отцу и сыну и святому духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!.. А н д р е й. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое Отечество - как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполенными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня... Три главные горя были в моей жизни: любовь к женщине, смерть отца и -французское нашествие, захватившее половину России. Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таиственных сил. Как же я любил ее! Я верил в какую-то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия!.. А все ужасно просто, гадко! Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух... А пришел Наполеон и, как щепку с дороги, столкнул его, и развалилась вся его жизнь... Отечество, погибель Москвы!.. А завтра меня убьют, и придут французы, и возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтобы я не вонял им под носом... Будут эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров... Только меня не будет... Издалека доносится мелодия боевого марша. А завтра будет вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войско сошлись, чтобы драться. И факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит!... И мы выиграем сражение! Что бы там ни было!... Музыка умолкла, и страшный взрыв потряс округу и преобразился в звук осколков, будто разбили раму... Неужели это смерть?.. Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух... Звучит вальс, что играли на балу у екатерининского вельможи в 1810 году. Появляется П ь е р. П ь е р. Надо жить, надо любить, надо верить... Появляется Н а т а ш а, такой, какой она была на том балу. А н д р е й. Любовь моя... Какая нежность во мне... Наташа... На - та - ша... Н а т а ш а. Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала... Но вы видите как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами это понимаем... Появляется Э л е н, потом А н а т о л ь К у р а г и н, на одной ноге, опирается на костыли. А н д р е й. Пьер, кто этот человек?.. Кто этот человек?! В чем состоит связь этого человека с моею жизнью?.. Вспомнил! Это он - Курагин... Бедный человек... ПО ДОРОГЕ ОТ МОСКВЫ. СМЕРТЬ Занимается алое зарево. За ним наблюдают г р а ф и н я, И л ь я А н д р е е в и ч, С о н я, М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Г р а ф и н я. Это Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли, я слышала, говорили... И л ь я А н д р е е в и ч. Нет, это не Мытищи, это дальше. С о н я. Какое ужасное зарево! М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Это в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской... Г р а ф и н я. Как пошло'! О, Господи... Галок видно... И л ь я А н д р е е в и ч. Помилуй Бог!.. Ветер да сушь... М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Матушка белокаменная... Мавра Кузьминична остается, остальные уходят. Она светит фонарем, вглядывается в темноту. Оттуда доносится шум повозки. Кого это в такой знатной повозке везут?.. Да и слуга возле кучера!.. (Проезжающим.) Пожалйте к нам, пожалуйста!.. Здесь господа расположились, и вам место будет... П е р в ы й г о л о с (со вздохом). Да что, и довезти не чаем! М а в р а К у з ь м и н и ч н а. К нам милости просим... У нас господа славные... А что, очень нездоровы? П е р в ы й г о л о с. У доктора спросить надо... Доктор, здесь остановку сделать?.. В т о р о й г о л о с. Делаем остановку. П е р в ы й г о л о с. Давай, заворачивай, во двор станем. Слышно чмоканье копыт, звук подводы, кучерское "тпру!" М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Господи Иисусе Христе!.. Вы его в дом несите, господа ничего не скажут... В т о р о й г о л о с. По лестнице поднимать нельзя! М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Тогда во флигель - там свободно. А как звать-то вашего?.. П е р в ы й г о л о с. Это наш князь Андрей Николаевич Болконский. Ох-хо-хо! Вошла С о н я. С о н я (показывая в окно Мавре Кузьминичне). Это чья же коляска?... М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Страсти небесные... Князь раненый: тоже с нами едут. С о н я. Да кто это? Как фамилия? М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Самый наш жених бывший, князь Болконский!.. Говорят, при смерти... С о н я. Да?.. Ты говоришь - Болконский? .. Ты иди, Мавра Кузьминична, иди! (Выпроваживает Мавру Кузьминичну.) Маменька, маменька! (Выбегает, возвращается с графиней). Маменька... князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами!.. Г р а ф и н я (испуганно оглянулась). Наташа?.. С о н я. Наташа не знает еще, но он едет с нами. Г р а ф и н я. Ты говоришь при смерти? Соня кивнула. Графиня обняла Соню, заплакала. Пути Господни неисповедимы... В комнату вбежала Н а т а ш а. Н а т а ш а. Ну, мама, постели разобрали. О чем вы? Г р а ф и н я. Ни о чем... Разобрали, укладываться будем... Соня обняла Наташу, поцеловала ее. Н а т а ш а (Соне). Ты что? Что такое случилось? С о н я. Ничего... Нет... Н а т а ш а. Очень дурное для меня? Что такое?.. Г р а ф и н я. Князь Болконский во флигеле остановился... Совсем плохой после ранения... Наташа потрясена. Рванулась к выходую Стой, стой, доченька, нельзя туда, умоляю!.. Наташа остановилась. Н а т а ш а. Куда он ранен? Опасно он ранен? С о н я. Посмотри, Наташа, как ужасно горит! Н а т а ш а. Что горит? Ах да, Москва... С о н я. Да ты не видела! Н а т а ш а. Нет, я видела... Как он ранен?.. С о н я. Тяжело... Но жизнь не в опасности. Н а т а ш а. Мама, я хочу его видеть1.. Г р а ф и н я. Нельзя, Наташенька, его видеть нельзя, и не нужно... В его состоянии - как он отнесется?.. Н а т а ш а. Хочу... Это надо... Соня, проводи! Г р а ф и н я. Нельзя!.. Доченька... Н а т а ш а. Надо, матушка! Вы идите к себе, я скоро... Графиня уходит. Наташа и Соня пробираются в темноте. Перед ними - тяжелый полог. Соня заглянула за него и отпрянула. С о н я (вскрикнула). Ах, Наташа! Н а т а ш а. Что? Что? С о н я. Это то, то, вот... Помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела... В Отрадном, на святках... Помнишь, что я видела? Н а т а ш а. Да, да! С о н я. Я видела, что он лежит в постели, и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки... Н а т а ш а. Да, да, именно розовым... Но что это значит? С о н я. Ах, я не знаю, как все это необычайно!.. (Убегает.) Н а т а ш а. Как я счастлива... Как я несчастна... Только бы он был жив. Только бы жив... Только бы жив... Наташа откинула полог. Она видит князя А н д р е я, лежащего с выпростанными из под одеяла руками. Встала около него на колени. Он улыбнулся и протянул ей руку. А н д р е й (вздохнул). Вы?.. Как счастливо! Н а т а ш а (осторожно целует его руку). Простите!.. Простите меня!.. А н д р е й. Я вас люблю... Н а т а ш а. Простите... А н д р е й. Что простить? Н а т а ш а (прерывистым шепотом). Простите меня за то, что я сде... сделала... А н д р е й. Я люблю вас больше, лучше, чем прежде... Вы помните... Нет, вы не можете помнить... Я ночевал у вас в Отрадном... Н а т а ш а. Очень хорошо помню. Вы были очень деловой и грустный. А н д р е й. Не то... У окна. Я слышал. Ты хотела улететь в небо. Чудная ночь была и Луна... И ты... вы хотели улететь в небо... Н а т а ш а. Никто не казнил бы так меня, как я себя казнила. Я буто стала не я, будто раба, которую ведут... А н д р е й. Не надо об этом. Это не наше, это чужое. Наше то, что я всегда понимал вас... Душевную силу, искренность, открытость душевную, душу вашу, которую как будто связывало тело, эту-то душу я и любил так сильно, так счастливо любил и люблю... Н а т а ш а. Андрей!.. Все будет хорошо... (Упала головой к нему на подушку.) Только не уходите туда, где ничего нет, где нет меня и нет нашего счастья... А н д р е й. Я почувствовал, что вы придете, правда...Никто, как вы, не дает мне той мягкой тишины... Того света. Мне так и хочется плакать от радости... Наташа, я слишком люблю вас... Больше всего на свете... Н а т а ш а. А я?.. (Отвернулась на мгновение.) Отчего же слишком? А н д р е й. Отчего слишком... Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется? Н а т а ш а (взяла его за обе руки). Я уверена, я уверена! А н д р е й. Как бы хорошо! Возникает мелодия вальса. Ежели бы я был жив, я бы благодарил вечно Бога за свою рану, которая опять свела нас... Неужели только затем так странно свела нас судьба, чтобы мне умереть?... Музыка умолкла. Н а т а ш а. Вам нужно спокойствие... А н д р е й. Не надо мной только висит вопрос жизни и смерти, но над Россией, Наташа... Н а т а ш а. Постарайтесь заснуть, пожалуйста... Наташа отвернулась от князя Андрея, закрыла лицо руками. А н д р е й. Я люблю вас больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю вас?.. Входит княжна М а р ь я. М а р ь я. Что он?.. Наталья, обняв Марью, заплакала на ее плече. Ему плохо? Н а т а ш а. Мари, Мари, он умирает... А н д р е й. Здравствуй, Мари... Спасибо, что приехала... (Показал на Наташу.) Как странно судьба свела нас... М а р ь я. Андре, Николушка все время тебя вспоминает. Появляются П ь е р, И л ь я А н д р е е в и ч, г р а ф и н я, Н и к о л а й Р о с т о в, С о н я, Д о л о х о в, М а ро ь я Д м и т р и е в н а, М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Они располагаются в пространстве сцены, а центр этого пространства - Андрей. А н д р е й. Да... А Николушка здоров? Марья упала на колени перед братом. А н д р е й (приподнялся). Не плачь, Мари... Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь... Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю... Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею... Андрей откинулся на подушки и - умер. Наташа подошла, закрыла ему глаза и губами приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем. Н а т а ш а. Куда он ушел? Где он теперь?.. П ь е р.. Довольно, довольно, люди, перестаньте! Что вы делаете?! Зачем убивать или быть убитому? Я хочу сказать только: возьмитесь рука с рукою те, которые любят добро... Все мысли, которые имеют огромные последствия, - всегда просты... Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь как просто... Появляется Н и к о л у ш к а Б о л к о н с к и й. Н а т а ш а (видит Николушку). Как он похож становится - на отца... Н и к о л у ш к а. Отец приходил ко мне... во сне... Отец был со мною и ласкал меня. Он одобрял меня. Дядя Пьер, то, что он говорил, я все сделаю это! Все узнают, все полюбят меня, восхитятся. Отец, я сделаю, чтобы даже ты был доволен!..