------------------------------------------------------------------------
    ИА "Нижегородские новости". 28 октября 2002 г.
    http://www.regions.ru/article/documents/id/893650.html
 ------------------------------------------------------------------------

    - Александр Исаевич, сложилось впечатление, что в последние годы  Вы
как будто удалились в монашеский скит. По крайней мере, голос Ваш звучит
не  так общественно  мощно, как в  прежние времена. Это  демонстративное
молчание,  как  ответ  на  невозможность  обустроить  Россию  по   Вашим
представлениям или что-то другое?
    -  Все  эти  8  лет,  как  я  вернулся,  я  пытался  по  силам  моим
воздействовать на гибельный ход событий в России: я обращался к властям,
начиная с Верховной, к  законодателям, к государственным и  общественным
деятелям,  к  общественности,  к читателям  моих  книг,  к  телезрителям
- никакого  моего "молчания"  не было.  Но все  мои обращения  оказались
тщетны, ни один  мой совет не  принят, а телевизионные  выступления были
надолго оборваны ельцинской властью.
    - Вы видели Россию, российский народ из дальнего зарубежья.  Теперь,
вернувшись  на  Родину,  можете  сравнить  эти  наблюдения  со  взглядом
изнутри.  В  чем   отличие  этих  взглядов,   схожесть;  что  Вы   могли
предполагать и не могли предвидеть?
    -  Полвека  проработав  над  историей  российской  революции (эпопея
"Красное Колесо") и нагруженный ее разорительным, поучительным опытом, я
из зарубежья  с огромной  тревогой следил  за начавшимися  в 80-х  годах
переменами:  как  бы  им  удержаться  в  разумной  эволюции,  как  бы не
опрокинуться   в   разрушительный   хаос   Февральской   революции.   Но
предупреждения мои  уже не  могли достичь  родины, а  Горбачев и  Ельцин
избрали  путь   именно  мгновенного,   предельного  сотрясения,   отчего
изломались все устои социальной жизни, десятки миллионов канули в нищету
- и ограбленным  же оказалось само  государство, бессильное сохранять  в
стране нормальную  жизнь. Вот  этого колоссального  ограбления России  я
предвидеть не мог.
    - Почему среди тех, кто пострадал от коммунистического режима, в том
числе и  среди советских  эмигрантов, вернувшихся  на Родину,  так много
ярых  патриотов  и даже  апологетов  советского коммунистического  строя
(например, Лимонов, Зиновьев)? И  даже Вас обвиняют в  отступничестве от
идеалов демократии.
    - А.Зиновьев  тут не  пример: он  еще до  своей эмиграции писал, что
коллективизация  была  большим  благом  для  русского  крестьянства.  Но
сожаление о  коммунистических временах  - явление  гораздо шире.  В моих
общественных встречах  в 1994  - 1995-м  во многих  областях оно громко,
уверенно звучало  из залов,  по две  трети зала.  Это чувство проросло в
миллионах,  разоренных  грабежом   и  произволом  ельцинского   времени.
Человеческая  память  часто  забывает  более  давнее:  коммунистического
террора легко  не помнят  те, чьих  родственников он  не коснулся, да не
помнят и всей удушающей большевицкой обстановки. А сегодня, в отсутствие
действенного  обсуждения  политической  реальности,  всякую естественную
критику ее отписывают к "коммунистической" и к "экстремизму".
    Я же - давний поборник демократии, писал об этом не раз, - но только
демократии истинной:  когда народ  реально направляет  свою судьбу через
органы  самоуправления,  когда  народные  представители  не  подменяются
представителями пристрастных партий, а бюрократия и ее решения не скрыты
за непробиваемыми, непроглядными барьерами.
    -  Разговоры и  действия по  восстановлению памятника   Дзержинскому
- это просто частная ситуация в полифонии общественной жизни или гораздо
более грозный симптом?
    - Закулисная  подоплека мне  неизвестна. Но  Дзержинский -  символ и
знамя  карательных  органов  СССР.  Восстановление  памятника  было   бы
надругательством над миллионами погибших в советских лагерях.
    - Как Вы оцениваете нынешнюю политическую обстановку в России?
    - Как тяжелейшую.  Показная демократия. Ко  второстепенным признакам
ее, среди  которых не  находится места  для экономической  и гражданской
независимости  жителей,  для народной  самодеятельности,  - добавлены  в
сохранности   худшие   черты  советской   системы:   бесконтрольность  и
непроницаемость решений  и действий  властей. В  избирательных кампаниях
решающее  влияние  принадлежит   криминальным  силам.  Финансовые   тузы
контролируют целые регионы и  вырываются из-под власти. Закулисные  силы
действуют и позади административного фасада. Всенародный референдум  (по
Конституции - "высшее выражение власти народа") вот  оттеснен,  запрещен
- потому  что власти  боятся услышать  народное мнение,  оно опасно  для
властей.  За  последние  15  лет  условия  жизни  большинства  населения
развалены. Миллионы  изо всех  сил выбиваются  в труде  и в полуголодной
жизни. У  множества нет  средств на  лекарства и  медицинскую помощь. За
годы  "реформ"  народное  образование  провалено,  утеряно  десятилетнее
поколение.  Перевес  смертей  над  рождаемостью  -  до  миллиона  в год.
Наступают наркотики и СПИД.
    - Александр  Исаевич, Республика  Марий Эл  готовится к празднованию
450-летия вхождения Марийского края в состав России. Но среди  марийской
интеллигенции   есть   люди,  утверждающие,   что   марийцев  к   России
присоединили  насильственно,  а  следовательно,  юбилейная  дата  -   не
праздник, а день скорби. Что Вы можете сказать по поводу таких  народов,
проживающих в  России, может  быть им  действительно нужно  восстановить
независимость и это будет исторически правильно?
    - Новая история  не раз показала,  что малым народам  весьма трудно,
почти невозможно  сохранить отдельное  государственное существование,  а
только в объединении с соседями. Центробежные амбиции - несостоятельны и
губительны.  Российская  империя   сохранила  все  полтораста   народов,
включенных  в  нее;  не  было  ничего  подобного  повальному уничтожению
североамериканских индейцев.  А последние  полвека даже  бывшие "великие
державы"  вынуждены  вступать  в  устойчивые  союзы  государств,   чтобы
продержаться.
    - В  эпоху СССР  властями не  скрывалась цель:  переплавить в  одном
котле  нации  и  народности   Союза  и  сформировать   единую   общность
- советский народ.  Худо ли, хорошо,  но идея играла  на межнациональную
стабильность. Имеет ли, на Ваш взгляд, право на жизнь идея  формирования
общности  "российский  народ"  сегодня,  когда  взаимоотношения  наций в
России оставляют желать лучшего?
    - Нации   -  величайшее  богатство  человечества,  краски  его  -  и
"переплавлять"   их   противоестественно.   Но  много наций могут  иметь
единое  Отечество.  Конечно  имеет   право  на   жизнь  такая   общность
- "российский народ". Все зависит от того, как это право осуществлять.
    В  нынешней  России  мы должны  учесть  грозный  опыт распада  СССР.
Бережно   охраняя  религиозные   права  и   культурную  автономию   всех
народностей  до  мельчайших  - не  вносить  в  государственную структуру
никаких задатков национального гражданского неравноправия.
    - Считаете ли Вы, что в России все национальности находятся в равных
условиях, как это заявлено в Конституции страны?
    - Вот  как раз  и нет.  Во многих  автономиях для  "титульных наций"
созданы преимущества в занятии должностей и другие льготы - сравнительно
с остальным  населением,  кто  владеет  одним  лишь  общегосударственным
русским языком.
    - В российских городах все больше не любят "инородцев". Сваливают на
них,   как   обычно,   все   свои  беды.  Даже  в  таком   исключительно
благополучном городе как Самара, славящемся своей многонациональностью и
терпимостью  к верам,  в последнее  время пренебрежение  к людям  других
национальностей, особенно на  бытовом уровне, сильно  выросло. А что  Вы
думаете по этому поводу, Александр Исаевич?
    -  Это многодесятилетнее  государственное упущение,  что торговля  и
хозяйственное  обслуживание  населения   русских  областей  перешло   во
властные руки  сплоченной массы  приехавших с  Юга, теперь  даже и вовсе
иностранцев как азербайджане. Это - болезненное явление, оно вызывает  в
русском населении чувство угнетения,  иногда прорывается резко, что  еще
усугубляет положение.
    - Что нам делать с нашим чувством патриотизма - загнанным в угол, но
не вытравленным совсем? Куда его направить: а) на строительство  Великой
державы?  Только реально  ли это  теперь? б)  на устремление  в  мировое
сообщество, а в утешение - сажать  березки под окнами дома? в) не  брить
же головы и не идти же на улицы бить инородцев...
    - Русский патриотизм был в мировом радостном спросе во время войны с
Гитлером. Сейчас к нему  взрастили недоверчивость и враждебность  даже в
самой   нашей  стране,   затюкивают  его.   В  конституции   российского
государства вы и не встретите  понятия "русский". Уж какая там  "Великая
держава",  да  и  не  в   радость  она  нам.  Русский  патриотизм,   его
исторические,  православные и  нравственные истоки  мы должны  сохранять
себе - в надежде,  хотя и омраченной, что  нашему народу все же  суждено
сохраниться на Земле.
    - Ваши дети выросли, получили  образование и живут в США.  Наверняка
они считают себя американцами в равной степени, как и русскими, или даже
более. Не обидно ли вам сознавать, что ваш род продолжается не в России?
И смогут ли ваши внуки и правнуки считать себя русскими?
    - Да,  вырастить  детей  в эмиграции русскими требовало от родителей
больших   усилий   и   настойчивости.  Из   трех  моих  сыновей  старший
- Ермолай - постоянно  живет и работает в  России. Другой сын намерен  в
ближайшем будущем переселиться в  Россию. Третий, пианист и  дирижер, по
своей профессии  не связан  с территорией  проживания. Все  трое отлично
владеют  русским языком  и считают  себя несомненно  русскими. В  России
родились и растут двое из моих внуков - Катя и Ваня.
    - Скажите,  пожалуйста, какие  спонсоры участвуют  в Вашем  фонде? И
кому конкретно он помогает, помог?
    Наш  фонд создан  исключительно на  мировые гонорары  за  "Архипелаг
Гулаг" и  никаких спонсоров  у него  нет. Помогает  фонд все годы бывшим
советским  политзаключенным и  ныне тысячам  их, доживающим  в нищете  и
болезнях  по  всей  России.  Последние  5  лет  фонд  оплачивал  широкую
библиотечную программу:  на покупку  книг для  провинциальных библиотек,
которые уже давно не  могут приобретать новые книги.  (Ежегодно посылаем
свыше  50 тысяч  экземпляров.) Сверх  этого наш  фонд учредил  ежегодную
литературную премию.
    - Вы - человек нелегкой судьбы. Есть ли что-то, что всегда  помогало
Вам выжить, не сломаться, вывели  ли Вы для себя своеобразную  "формулу"
жизни?
    - Неизменная вера в Божью помощь и постоянная работа.
    -  Читаете  ли  вы   молодых  российских  авторов?  Как   вы  можете
охарактеризовать  то,  что  происходит  сегодня  на  литературном  рынке
России?
    -  Иных  молодых успеваю  читать  - тех,  кто  пишет с  нравственной
ответственностью перед читателем и  старается служить добрым чувствам  и
ясному сознанию. К сожалению, главная струя издаваемого сегодня - расчет
на самолюбование, на коммерческий успех, а то и скандал. Я все же  верю,
что  не  сдадутся  и  не  смолкнут  те  авторы,  кто  стремятся принести
читателям душевную пользу.
    - Как вы относитесь к "правде о войне" Виктора Астафьева (к полемике
вокруг фигуры маршала Жукова и т.д.)?
    -  Астафьев  пишет  правду. Верховное  Командование  не  считалось с
потерями в людях.
    -  Александр   Исаевич,  можно   ли  назвать   XX  век   для  России
"потерянным"?
    - Он не будет "потерянным", если мы, наконец, сумеем извлечь из него
трезвые уроки. А  вообще никакое и  ничье страдание никогда  не потеряно
перед Высшими Силами.
    - Каким вы видите будущее России?
    - Вижу - очень трудным. И никак не в торжествах.

Last-modified: Wed, 06 Nov 2002 13:08:43 GMT