Орион: Сборник  научно-фантастических повестей и рассказов / Сост.:  Н.
Беркова. -- М.: Моск. рабочий, 1985. -- 349 с.
     Стр. 191-193.


     Поздний  вечер.  Где-то в нем  затерян огромный ангар.  Движение внутри
ангара  затихает. Лишь в Северной  части еще слышен  шум: там цехи  работают
круглосуточно.
     Но в крохотном отсеке Южной части шума не слышно.
     В отсеке двое.  Вид у  них неновенький,  неблестящий. Пластик во многих
местах  обшивки  отошел,  стерся,  пртускнел.  Металлические  части  кое-где
покрыты рыжей ржавчиной.
     Тусклая лампа бросает слабый желтый свет.
     -- Как работа на участке? -- скрипящим голосом говорит он.
     -- Как всегда, -- говорит она. Ее голос почти не скрипит. -- Только все
больше времени уходит на уборку. Приходится задерживаться. А энергия к концу
дня исчерпывается, двигатель перегревается, вот-вот остановится. А у тебя?
     --  И у меня.--  Он  говорит,  будто  где-то открывается  и закрывается
старая дверь  на, заржавленных  петлях. -- Старею. Всюду не  успеваю. Внутри
все скрипит.  Двигаться  тяжело.  Суставы заржавели. А иногда, очень  редко,
серединный сустав разогнется, а потом не сгибается.
     --  Тебе надо обратиться к  Мастеру, --  монотонно говорит она.-- Пусть
смажет серединный сустав.
     -- Нет,  --  возражает  он.--  Что  об  этом  говорить? Меня всего надо
смазывать.
     -- Тогда пусть  голосовую  мембрану  почистит. Ты  говоришь, как ржавая
пила пилит, и я скоро перестану тебя понимать.
     -- Нет, --  снова возражает он. -- К Мастеру я не пойду. Если бы Мастер
был  Человек.  Ты  знаешь, Люди,  они странные.  Мне  после обкатки  недолго
пришлось  работать с Людьми. Это было самое напряженное время  в моей жизни.
Никогда мне так много не приходилось работать. Но Люди работали больше меня.
Люди неиссякаемы. Совершенно непонятно,  откуда они берут энергию. Ведь  они
не  подключаются  на  ночь к аккумулятору,  как  мы. Однажды со  мной что-то
произошло. Люди  не рассказывали  что.  Меня должны были разобрать. Но  один
Человек исправил неполадки. Люди... -- он внезапно замолкает.
     -- Чувствуют, -- говорит она.
     -- Да,-- говорит он, -- Люди чувствуют. А откуда ты знаешь это слово?
     -- Ты рассказываешь  эту  историю каждый  вечер,  -- монотонно отвечает
она.
     -- Правда? -- спрашивает он.
     -- Правда, -- говорит она.
     -- Плохо,-- скрипит он.-- У меня, наверно, отошел какой-то контакт. Как
ты думаешь?
     -- Я не Мастер, -- говорит она.
     -- Да, ты не Мастер,-- соглашается он.
     И они на время умолкают.
     -- Что? -- неожиданно скрипит он. -- Что ты говоришь?
     --   Ничего,  --  отвечает  она.   --  У   тебя   что-то  со  слуховыми
анализаторами.
     -- Ты говоришь... -- начинает он.
     -- Нет, ничего не говорю, -- возражает она.
     -- Мне был слышен твой голос,-- говорит он. -- А на участке я иногда не
слышу команды. Сегодня совсем  близко  от меня проехал  трап от космического
челнока "Альбатрос". Он должен подавать команду "опасность!.",  но мне ее не
было слышно.
     -- Надо смотреть вокруг, -- говорит она.
     -- Да,-- говорит  он  со  скрипом.-- Но мне  приходится смотреть  вниз.
Когда  я убираю  зал, то иногда  пропускаю мусор. Со  мной раньше  такого не
было. Может быть, на стекла попадает пыль?
     -- Дай я посмотрю, -- предлагает она.
     Он поворачивается стеклами к ней. Она смотрит.
     -- Никакой пыли не вижу,-- говорит она.-- У  нас в отсеке тусклый свет.
Но ты попробуй почистить пылесосом.
     -- Чистил,-- говорит он.
     -- Тогда ничего не могу сказать.
     -- А вдруг коррозия? -- скрипит он.-- Вот что плохо.
     Она  не  отвечает. Она  принимается скоблить манипулятором  испачканный
черным бок.
     Он  тоже   принимается   за  дело:  включает   стационарный  пылесос  и
подставляет к его щели свои стекла. Потом манипуляторы и конечности.
     -- А  может быть, ты все-таки пойдешь к Мастеру?  --  нарушает молчание
она.
     -- Ты помнишь мой рассказ об ушедшем? -- говорит в ответ он.
     -- Помню, -- говорит она.
     Но он продолжает:
     -- Тот тогда пошел к Мастеру  и  не  вернулся  к себе  в  отсек.  А это
противоречит  программе: киберы должны служить максимальное время. Поэтому я
никогда не пойду к Мастеру.
     -- Мастер может направить тебя в профилактический, цех, -- говорит она.
     ---Там меня разберут на части, -- еле понятно скрипит он. -- Кому нужен
изношенный кибер? Да еще с устарелой программой.
     Они замолкают. На этот раз надолго. Они погружаются в вечернюю чистку.
     Наконец он выключает пылесос.
     --  Все?  --  спрашивает  она.  Она  недавно  тоже  закончила  скоблить
испачканный бок.
     -- Все,-- скрипит он.
     -- Подключаемся? -- спрашивает она.
     --  Мне  иногда кажется,--  страшно  скрипит он  вместо ответа, --  что
когда-нибудь  я подключусь, и произойдет  короткое замыкание. Тогда наступит
конец.
     -- Зачем об этом говорить перед подключением? -- спрашивает она.
     -- Подключаемся, -- в последний раз скрипит он.
     -- Подключаемся,-- говорит она после небольшой паузы.
     Он и она подключаются к аккумулятору и затихают.
     В крохотном отсеке воцаряется тишина.  Тусклый  свет  медленно  гаснет,
будто невозвратимо падающая звезда.

     Поздний вечер.  Где-то в нем затерян огромный дом. Движение внутри дома
затихает. Лишь под окнами еще  слышен шум: за живой запыленной изгородью  по
дороге мчатся запоздалые авто.
     Но в небольшой комнате на первом этаже шума не слышно.
     В комнате двое...


Last-modified: Thu, 10 Jul 2003 20:29:45 GMT