ебя выдаете. Подделанная вами справка уличает вас полностью. Мы также знаем, что именно привязывает вас к этому монастырю уже много лет. Вы ищете здесь библиотеку Грозного... Старик громко сопел и понуро глядел на груду кирпичей у себя под ногами. Джейк кивнул на Кортеца: - Этот господин прибыл сюда из Парижа по тому же делу. Он представитель крупнейшей американской антикварной фирмы. Ему надо помочь. Если вы знаете что-нибудь о книжном тайнике, расскажите... Вы получите деньги, уедете отсюда и спокойно проживете еще много лет... Старик молчал. Кортец напряженно вглядывался в его непроницаемое лицо. "Потомку великого конкистадора" казалось, что Джейк ошибся, что старик сейчас пожмет плечами и скажет: "Не пойму я, барин, по-какому это вы со мной лопочете..." Но старик выпрямился, сурово посмотрел на Джейка и заговорил на чистейшем французском языке: - Да... вы не ошиблись... Я князь Платон Бельский... Я не знаю, кто вы, молодой человек... но я слышал... все ваши разговоры... Думаю, что и вы не тот, за кого себя... выдаете... - Это не имеет значения, князь, - быстро ответил Джейк. - Вы хотите найти... книги царевны Зои и Ивана Грозного? Напрасный труд... Я искал их здесь больше тридцати лет... и нашел... Последнее слово старик не сказал, а прошептал, но этот звенящий шепот, как порыв ветра, можно было услышать и на берегу озера. Кортец подошел к нему и вытаращенными глазами уставился в немигающие, сурово устремленные вперед глаза старика: - Вы... нашли?.. - Нашел! - твердо, как последнее слово клятвы, вымолвил старик и тотчас же заговорил сам с собой, торопливо, то пришептывая, то крича: - Нашел пустой тайник! Совсем пустой!.. Грабители растаскали древнюю библиотеку... Но они не унесли ее далеко! - Да? А где она? - Кортец вцепился в его рукав. Старик молчал, будто припоминая давний сон. Он беззвучно шевелил губами и глядел в треснувший, грозно нависший над ним потолок. - Да говори ты, старый пень! - грубо рявкнул Джейк. - Спокойно, Джейк! - сказал Кортец. - Продолжайте свой рассказ, князь... - Они... рассовали древние книги... по всему монастырю... Я десять лет собирал их... Я собрал и вновь захоронил их... Теперь уже никто... не найдет эти книги... - глухо сказал старик. - Никто!.. Кортец и Джейк напряженно смотрели на старого сторожа. Он молчал. Кортец хотел что-то сказать, но Джейк властным жестом остановил его. - Князь Платон... - заговорил он тихо и вкрадчиво, так, как говорил когда-то в кабинете Кортеца. - Доверьтесь нам. Мы люди вашего круга. Мы поможем вам унести отсюда всю древнюю библиотеку. Вы поедете в Париж вместе с месье Кортецом... Старик перевел глаза на смиренную физиономию Джейка. Он будто вернулся на землю из какого-то глухого подземелья и еще не мог понять, чего хочет от него этот прилизанный, чистенький юноша. - В Париж? - спросил он и внезапно рассмеялся своим глухариным, клокочущим смехом. - Нет, господа, мне ваш Париж не нужен... Мне нужно только одно: отыскать среди древних книг... индийский свиток с рецептом... Он вернет мне силы, память, вернет жизнь... - Мы поможем вам найти индийский рецепт, - проникновенно зашептал Джейк. - У этого господина есть знакомые профессора, знающие все индийские наречия... - Нет! - крикнул старик. - Родной брат украл у меня план тайника! Больше я никому не верю! Я не отдам вам древние книги... Я нашел их!.. Я спас их от гибели! Я! Один я!.. Они мои... И больше ничьи!.. Джейк обменялся быстрым взглядом с Кортецом и, отбросив вкрадчивый тон, заговорил уже с угрозой: - А если мы расскажем, кто вы такой? Если докажем, что вы присвоили себе ценности, принадлежащие советской власти? - Да, да! - подтвердил Кортец, глядя пылающими глазами на старого маньяка. - Вы знаете, что с вами сделают коммунисты?.. Старик поглядел на Кортеца, затем на Джейка и ответил внятно и спокойно: - Знаю. Они отнимут у меня мои сокровища, а меня посадят в тюрьму как вора... - Вот именно! - воскликнул Кортец. - Вы умный человек, князь! - О да! - со смехом воскликнул старик. - Я умный человек... И потому я знаю... что вы ничего... и никому про меня не расскажете... Вы сами в моих руках, господа... Он хитро прищурился, и Кортец с Джейком вновь услыхали глухариное клохтанье. - Знаете что? - неожиданно оборвав смех, резко сказал старик. - Убирайтесь вы оба... туда, откуда пожаловали... пока я первый не заговорил... Вот вам, господа... ответ князя Платона Бельского... Он грубо оттолкнул сперва Джейка, затем Кортеца и неуклюже полез в пролом... Джейк выхватил нож, но Кортец схватил его за руку: - Джейк! Опомнитесь! - Проклятая старая развалина! - позеленев от бешенства, прошипел Джейк, но нож спрятал. Его "азбука Морзе" после долгого перерыва работала полным ходом... - Нам надо хорошо подумать, - сказал Кортец. - Идемте, Джейк... - Что он сказал? - шепотом спросил Волошин. - "Нам надо хорошо подумать. Идемте, Джейк..." - перевела Тася последнюю французскую фразу, произнесенную в "каменном мешке". - Значит, "товарища Богемского" зовут Джейком?.. - сказал Волошин. - Ого! Это любопытно! Тася и Волошин полежали еще минуты две на настиле, пока не затихли шаги Кортеца и Джейка. - А теперь надо бежать немедленно в милицию, - решительно сказал Волошин, помогая Тасе встать и отряхивая ее платье от пыли. - А это не обязательно, товарищ Волошин! - произнес кто-то почти рядом с ним. Тася и Волошин оглянулись и увидели, что из расселины соседнего каземата выбирается весь испачканный пылью художник Еланский. Волошин смотрел на него взглядом Фауста, впервые увидевшего Мефистофеля. Еланский продолжал: - Вы еще в Москве обратились в милицию по поводу исчезновения писем Евгении Бельской. Этого вполне достаточно, - он вынул из кармана какую-то бумажку. - Вот ваше заявление начальнику уголовного розыска... Бонжур, камрад Березкина! - обратился он к Тасе. - Компренэ ву франсэ?.. - Уй... - растерянно ответила Тася. - Трэ бьен! - с отличным французским прононсом воскликнул Еланский. - Значит, вы все слыхали и все поняли? - Позвольте! - настороженно глядя на него, воскликнул Волошин. - Кто вы такой? - Ах да! Я забыл представиться. - Еланский вынул из кармана удостоверение и протянул Волошину: - Я сотрудник комитета государственной безопасности майор Руднев... Ваше заявление через милицию и уголовный розыск попало к нам. Волошин и Тася переглянулись. - Вы прибыли по моему заявлению и ничего мне не сказали? - сконфуженно и даже с обидой произнес "Волошин. Руднев усмехнулся: - Не обижайтесь. Столь внезапно превратившийся в майора госбезопасности "художник" быстро и лаконично изложил перед комсомольцами свой план действий. Он считал, что спугивать непрошеных гостей раньше времени не следует. Руднев не сомневался, что Кортец и Джейк все же рано или поздно узнают, где князь-сторож зарыл найденную им библиотеку Грозного. - Пускай поработают, раз уж приехали сюда, - заключил он. Отныне Тася должна была внимательно наблюдать за Платоном Бельским, а Руднев и Волошин - за обоими "туристами". Начальник Сиверского районного управления милиции, оказывается, был информирован о миссии майора Руднева и готов был оказать ему поддержку в любой момент. Однако до поры до времени в монастыре не должен был появляться никто из представителей милиции. Профессора решили не тревожить. Как ни предусмотрителен был Руднев, он не учел, что события в монастыре начнут разворачиваться необыкновенно стремительно. Выбравшись из "каменного мешка", авантюристы буквально на ходу, еще не дойдя до церкви Иоанна Предтечи, выработали план действий, и Джейк с быстротой тренированного спринтера пустился вдогонку за стариком. Он догнал старика у ворот, ведущих на главный двор, пошел рядом с ним и быстро зашептал ему что-то на ухо. Платон Бельский шел, угрюмо глядя себе под ноги. Казалось, он больше слушает, как позвякивают ключи на его поясе, чем вникает в проникновенный шепот Джейка. Внезапно он остановился и удивленно поглядел на своего назойливого спутника: - Профессор? - глухо переспросил он. - Вздор! Он ничего не найдет... - Нет, найдет!.. - твердо сказал Джейк. - Но если на нас вы можете донести и нас можете устранить, то на профессора вы не донесете. А он не успокоится, пока не перевернет весь монастырь. Поймите вы это, князь!.. Вот кто ваш главный враг, а не мы. Мы друзья, только мы можем помочь вам... - Чем? - с недоверием глядя на Джейка, спросил старик. Джейк оглянулся и, не видя вокруг себя никого, кроме приближающегося Кортеца, продолжал вполголоса: - Мы поможем вам устранить этого опасного профессора раз и навсегда. - Убить? - тихо спросил старик. - Зачем? - с деланным ужасом воскликнул Джейк. - Несчастный случай... Виновных нет, но зато нет и профессора. Старик слушал уже внимательно, хмуро посапывая и пряча глаза в седых кустах бровей. Джейк взял его под руку и повел к воротам, продолжая шептать. НОЧНАЯ СЛЕЖКА В тот же день около трех часов пополудни Волошин и "Еланский", забравшись в церковь Иоанна Предтечи на холмике против Кузнецкой башни и вооружившись биноклями, наблюдали за странным поведением Джейка, который взобрался на второй ярус крепостной стены. Этот ярус был сооружен на высоте около семи метров и, как бесконечный балкон, опоясывал крепостные стены монастыря, глядя на монастырский двор пустыми окнами без рам и стекол... Джейк продвигался вдоль стены, время от времени выглядывая в окна. Неожиданно остановившись и выглянув, Джейк стал внимательно осматривать окно, затем потрогал подоконник и тотчас же пошел обратно к башне. - Это еще что за манипуляции? - пробормотал Руднев. - Не понимаю, товарищ майор. Колдует... Он что-то задумал. - Но что?.. Джейк спустился вниз, прошел мимо церкви Иоанна Предтечи и скрылся в воротах главного монастырского двора. Руднев и Волошин вышли из своего убежища и поднялись на второй ярус стены, туда, где только что "колдовал" Джейк. Волошин считал: - Первое... Второе... Десятое! Вот здесь он остановился. Руднев тщательно оглядел десятое окно. - Смотрите, товарищ майор! Отметка мелом... - Волошин указал на один из бурых кирпичей "подоконника". - Да действительно, крестик... - произнес Руднев, разглядывая небольшую меловую отметку. Он огляделся вокруг. - Что это означает?.. Ответ на свой вопрос Руднев получил ночью... В ту ночь майору не спалось. Он долго ходил по скрипучему полу комнаты Дома колхозника и, по своему обыкновению, мысленно вел разговор с постоянным своим собеседником, каковым являлся он сам. При этом собеседника Руднев называл "стариком", хотя тому (то бишь самому Рудневу) было всего лишь тридцать лет. "Итак, старик, заграничные гости что-то задумали. Не уломав князя-сторожа, Джейк, в скобках Богемский, помчался вслед за ним и уже на ходу продолжал урезонивать строптивого князя... Они могли о чем-то договориться... Как ты думаешь, старик?" "Могли... вполне..." - соглашался "собеседник". "А после этого Джейк стал карабкаться на крепостную стену и рисовать на ней крестики. Есть над чем подумать, старик..." Руднев прислушался. В Доме колхозника все спали, тишину нарушал лишь богатырский храп какого-то председателя колхоза, поселившегося за стеной. Кортец и Джейк устроились на третьем этаже, как раз над комнатой Руднева. Майор взглянул на потолок: "Интересно, что они сейчас делают? Неужели спят?.." Руднев уже ранее приспособил платяной шкаф для подслушивания через потолок разговоров Кортеца и Джейка. Но секретные разговоры гости вели в Доме колхозника редко. Видимо, они опасались подслушивания. Правда, один раз они заговорили по-английски, но познания Руднева в "инглише" были весьма ограниченны. Неожиданно наверху тихонько скрипнула дверь, и послышались шаги, заглушаемые ковровой дорожкой в коридоре. Руднев прислушался... Кто-то тихо спускался по лестнице. Заскрипела ступенька, другая... Шаги замерли... Тишина... Глухой разговор... Легонько стукнула выходная дверь... Снова тишина... "Вперед, старик!.. Быстро!" - мысленно приказал себе Руднев. Схватив серую шляпу, он неслышно выскользнул в коридор и быстро спустился вниз. Дежурила молоденькая курносая Надя. Она оторвалась от потрепанной "Королевы Марго" и удивленно поглядела на Руднева: - Вам что, товарищ художник? - Хочу погулять, подышать воздухом, - быстро бросил Руднев и выскользнул в дверь. Надя неодобрительно покачала головой и подумала: "И этот тоже!.. Дома небось жены ждут, а они тут по ночам "воздухом дышать" бегают!.." Руднев не был уверен, что из Дома колхозника сейчас вышел именно тот, кто его интересует, но, заметив вдали на полутемной улице фигуру неизвестного, он пошел за ним, стараясь держаться на почтительном расстоянии. Неизвестный на минуту остановился на освещенном перекрестке и оглянулся. Руднев приник к темному забору, замер: он узнал Джейка... Оглядевшись, Джейк пересек улицу и направился к монастырской стене... Руднев подождал немного, перебежал улицу в темном месте и последовал за ним. "Внимание, старик! Внимание!.." - мысленно произнес он. Крадучись, Джейк продвигался вдоль серой громады крепостной стены. Так он дошел до могучей Кузнецкой башни. Здесь, на берегу озера, Джейк остановился, снова оглянулся и, не заметив Руднева, мигом упавшего в траву, вошел в воду. "Вброд?.. - Руднев приподнял голову и стал следить за смутной фигурой Джейка, осторожно продвигавшегося по тусклой глади воды. - Охотничьи сапоги надел, что ли?.. Ну, придется, старик, и нам в воду, хотя охотничьими сапогами не запаслись..." Руднев стал подползать к воде, как только Джейк вышел на сухое место у крепостной стены. Но а воду ему лезть было рано: Джейк направился не к маленьким воротцам, ведущим на задний двор монастыря, а медленно двинулся вдоль берега, нагибаясь время от времени и тщательно разглядывая валуны у воды. Некоторые из них он толкал ногой, а иные даже пробовал поднять. Но, когда камень оказывался очень тяжелым, Джейк не тужился и сразу шел дальше, осматривая новые валуны. Руднев, приникнув к холодной стене башни, внимательно наблюдал в бинокль. Поведение Джейка казалось ему загадочным, майор никак не мог понять, зачем понадобились молодому авантюристу эти упражнения по подъему тяжестей. "Что он тут делает?.. Зачем ему эти камни?.. Странно!.. Внимание, старик!.. Внимание!" Наконец Джейк, видимо, нашел нужный ему валун. По его усилиям Руднев определил, что в этом камне не меньше двух пудов. Тем не менее Джейк взгромоздил валун себе на плечо и, придерживая обеими руками, заковылял к маленьким воротцам в задней стене монастыря. Камень Закрыл от него Кузнецкую башню и Руднева, притаившегося за нею. Майор быстро вошел в прохладную воду. Через минуту Джейк с камнем исчез в воротцах, а еще через минуту в те же воротца осторожно заглянул и Руднев. Он не сомневался, что столь тяжелую и неудобную ношу Джейк на своем плече далеко не унесет, и не ошибся: Джейк сбросил с плеча валун и отдыхал, сидя на нем. Руднев усмехнулся: с непривычки оно, конечно, трудно... Мешок надо бы прихватить, раз уж вам, мистер Джейк, понадобилось таскать такие увесистые камешки... Он вновь высунулся из ворот. Джейк уже встал и рассматривал камень с видом Архимеда, старающегося открыть еще один закон о рычаге энного рода. Ничего, однако, не придумав, Джейк сокрушенно вздохнул, присел над валуном, понатужился, с трудом навалил камень к себе на живот и потащил его вдоль крепостной стены к Кузнецкой башне... Прикрытия здесь никакого не было, и Рудневу пришлось ползти за ним, раздвигая траву... Джейк доволок свою ношу до входа в башню и с отвращением швырнул на траву. Руднев слышал, как он чертыхался, размахивая онемевшими руками. Майор всем телом прижался к земле, боясь пошевелиться. Ясно: Джейк будет отдыхать после полукилометрового перехода с валуном не меньше четверти часа... Медленно повернув голову, Руднев, однако, увидел, что Джейка уже нет подле валуна. Майор тревожно огляделся и потянулся к биноклю, но в этот момент Джейк вышел из двери в башне и направился к своей ноше. "Он собирается тащить этот камень в башню... Зачем?.. Как ты думаешь, старик?.." Но "старик" в эту минуту мог только спрашивать, отвечать он пока не решался. Джейк сел на валун и приготовился к отдыху: видимо, те усилия, какие он затратил до сих пор, были только легкой тренировкой по сравнению с предстоящими упражнениями в передвижении тяжестей. Руднев, лежа в траве, скептически разглядывал в бинокль его унылую фигуру: "...Тяжелая эта работа - из болота тащить бегемота... Неужели бросит?.. Было бы жалко. Хочется узнать, что он придумал". "Не бросит, - успокаивал Руднева "старик". - Он, клятый, на карачках, а все же потащит..." Джейк неожиданно встал, будто он услыхал лестную характеристику "собеседника" Руднева и она вселила в него силы Геракла и дух Прометея. Вновь присев над своим валуном и обняв его, как любимое чадо, Джейк опять взгромоздил камень на свой тощий живот и поволок к башне. Когда он перешагнул через порог, Руднев вскочил и, мягко ступая по траве, быстро пошел к башне... Приблизился... Прислушался... Тяжко ступая по каменным ступеням и отчаянно сопя, Джейк взбирался наверх со своим грузом. "Первый и второй ярусы прошел, - шепотом считал Руднев. - Приближается к третьему ярусу... Что дальше?" Далекий глухой удар валуна о кирпичные плиты свода были ответом на вопрос Руднева. "Бросил!.. Передышка..." Но на этот раз Джейк не сел на валун для отдыха. Руднев услыхал его шаги где-то вне башни. Шаги вскоре затихли. Было ясно, что авантюрист пошел по настилу над вторым ярусом вдоль крепостной стены, скорее всего - опять на разведку. Руднев тихонько проскользнул в башню и стал медленно подниматься по каменным ступенькам внутренней лестницы. Дойдя до выхода из башни на второй ярус, он выглянул и в серой мути светлой северной ночи разглядел на пыльном настиле огромный валун. Руднев все еще не мог разгадать замысла Джейка и с нетерпением ждал, что дальше будет делать заграничный гость. Притаившись в башне, он видел, как вернулся Джейк, как он поднял тяжелый валун и, кряхтя от натуги, понес его вдоль бесконечного коридора. Выйти из башни Руднев не решался, спрятаться здесь было невозможно, и, внезапно оглянувшись, Джейк мог заметить, что за ним следят... Наблюдая в бинокль, майор увидел, как Джейк остановился возле оконного проема, обращенного во двор монастыря, как, собрав последние силы, он взгромоздил валун на широкий кирпичный подоконник. Затем Джейк стал тщательно отряхивать свой пиджак и брюки от пыли и грязи. Привел одежду в порядок, потрогал валун, полюбовался им с минуту и направился к башне... Руднев сразу сообразил, что Джейк может дойти до башни и спуститься вниз гораздо раньше, чем он, Руднев, сбежит по лестнице и успеет найти надежное укрытие где-нибудь на обширном заднем дворе. Да и бежать в темноте по ступенькам было нельзя, Джейк услышит топот... Оставался один путь к отступлению - на крышу яруса. И Руднев метнулся по каменным ступенькам внутрибашенной витой лестницы. Наверху Руднев слыхал, как Джейк спустился вниз, а затем вышел из башни и пошел к тем же маленьким воротцам в задней стене, через которые вошел в монастырь. Следить далее за ним не было смысла: Джейк осуществил какую-то важную часть своего замысла и отправился спать в Дом колхозника. Теперь надо было сходить к валуну, взгроможденному на край стены, осмотреть его и понять наконец, что задумал этот долговязый лунатик с зелеными веками... Утром Волошин вместе с неутомимым майором вновь проник в церковь Иоанна Предтечи. Они оба устроились у высоких узких окон, и Руднев направил бинокль на второй ярус крепостной стены. - Ну, товарищ Волошин, что вы видите на подоконнике десятого окна? - спросил Руднев. Волошин всмотрелся. - Что-то бурое, круглое. Котел, что ли? - Нет, это не котел. Это огромный валун, камень с берега озера. В нем не меньше двух пудов... - Как он туда попал? Руднев отнял от глаз бинокль. - Это "товарищ Богемский". Ему никогда в жизни не приходилось так работать, как в эту ночь. На второй ярус стены он тащил этот камень часа полтора и был так увлечен работой, что не заметил, как я за ним наблюдаю... - Зачем же он его туда втащил? - недоуменно глядя на Руднева, спросил Волошин. - Очевидно, для того же, для чего четыре века назад эти камни таскали на крепостную стену монахи и народные ополченцы, - с веселой усмешкой ответил Руднев. - Чтобы сбросить их оттуда на головы врагов... - Он хочет сбросить этот камень?.. - медленно произнес Волошин и вновь прильнул к биноклю. - Но на чью же голову?.. Руднев усмехнулся: - Ну, это чересчур примитивно. "На голову"!.. Мы не ливонцы и не польская шляхта... Я осмотрел там все и понял, что, если этот камень столкнуть вниз с высоты семи метров, он упадет как раз на настил "каменного мешка", в котором происходил исторический разговор между князем-сторожем и нашими "туристами". А под настилом провисли и держатся на честном слове кирпичные своды весом этак в две с лишним тонны... Вы меня поняли? - Обвал?! - глядя на Руднева широко раскрытыми глазами, воскликнул Волошин. - Да!.. Несчастный случай... Кто-то погиб, а виновных нет. - А кто этот "кто-то"? - Вот этого я у "товарища Богемского" не спросил. Он был так занят работой, что мне не хотелось его отрывать. Но мы скоро это узнаем... - Они подозревают кого-то из нас, - глядя в бинокль, сказал Волошин. - Этот камень предназначен для моей или вашей головы... - Поживем - увидим, товарищ Волошин. А пока берите вот этот пистолет, отправляйтесь на второй ярус стены, спрячьтесь там где-нибудь поближе к камню и задержите всякого, кто к нему приблизится. Волошин взял тяжелый ТТ и сказал по-военному: - Есть, товарищ майор! Всякий, кто приблизится к камню, будет задержан. Руднев уже отошел от Волошина, но тот неожиданно окликнул его: - Товарищ майор! Я должен сделать важное сообщение... - Какое? - Я как-то сделал снимок мозаичного пола в этой церкви. Краски не получились, но зато обозначилась одна сплошная, очень закрученная линия... Моя подруга Тася сегодня поделилась со мной интересной догадкой: а не является ли рисунок этой мозаики планом подземного хода, который находится под этой церковью или где-нибудь поблизости? - Интересно! - оказал Руднев. - Надо проверить. Но сейчас на очереди вон тот камень на стене. Не спускайте с него глаз. - Слушаю, товарищ, майор! "СДАЙТЕ ОРУЖИЕ!" Руднев взял альбом для зарисовок и направился к "каменному мешку". Он вошел в каземат и долго разглядывал грозно нависшие над головой своды. Покачав головой, майор выбрался из каменной ловушки и пошел на главный двор. Здесь, у газона напротив группы храмов, он увидел Кортеца и Джейка. "Потомок великого конкистадора" фотографировал храмы; Джейк рассеянно за ним наблюдал, время от времени поглядывая на здание конторы музея. Он кого-то ждал. Руднев приблизился к ним и также стал внимательно разглядывать храм. - Красивый собор! - сказал он. - Да... - рассеянно ответил Джейк. - Мы его тщательно охраняем. - Его в пятнадцатом веке построил русский зодчий Прохор Ростовский, - любуясь величественным храмом, сказал Руднев. - Я хочу зарисовать его купола. - Пожалуйста, - безразлично ответил Джейк и вновь поглядел на дверь конторы. Оттуда вышла Тася, огляделась, увидела Руднева и направилась к нему. Она торопилась и была явно чем-то взволнована. Подойдя к Рудневу, Тася сказала: - Товарищ Еланский! Вас просит директор музея. Руднев захлопнул альбом и зашагал к конторе. Тася пошла рядом с ним и тихо, быстро заговорила: - Только что я слыхала, как сторож предложил профессору Стрелецкому осмотреть один никому не известный ход в подземелье у Кузнецкой башни. Он сказал профессору, что ход этот ведет в подземный тайник, сооруженный еще при Иване Грозном. - Тася понизила голос до шепота: - Неужели он решил открыть свою тайну? Не глядя на нее, Руднев так же тихо ответил: - Не отходите от профессора ни на шаг... Скорее всего, именно на него готовится покушение... В крепостной стене есть ловушка... Там засел Волошин... В это время из конторы выполз угрюмый сторож, а затем профессор Стрелецкий. Завидев Тасю, он помахал ей рукой: - Я скоро вернусь, Тасенька! - Идите с ним... - приказал Руднев. - Как только он войдет в каземат в крепостной стене, сейчас же тащите его обратно... Тася ничего не поняла, но объясняться было уже некогда. Она подбежала к профессору и пошла рядом с ним. Руднев видел, как Стрелецкий остановился и что-то сказал сторожу. Тот безразлично поглядел на Тасю и, пожав плечами, побрел к крепостной стене... Руднев оглянулся: Кортец как ни в чем, не бывало фотографировал церкви, а Джейк, не обращая внимания на Стрелецкого и сторожа, давал Кортецу какие-то объяснения. - Любопытно... - тихо сказал Руднев и, войдя в сени конторы, продолжал через щелку наблюдать за Кортецом и Джейком. Через пять минут он вышел из сеней и вновь направился к ним. - У месье хороший вкус, - сказал он. - Если он не возражает, я буду зарисовывать все, что он фотографирует. Джейк перевел Кортецу слова "художника". - О! Манифик! Силь ву пле, маэстро! - оживленно воскликнул Кортец. - Обратили ли вы внимание, месье, что все купола вон того храма резные? - вежливо спросил "художник". Джейк перевел. - Меня восхищает эта асимметрия! - искренне воскликнул Кортец. - Она роднит русское искусство с искусством варваров восьмого-девятого веков. Я видел во Франции их капеллы. - Я предпочитаю самобытное искусство варваров геометрической пропорции готики, - ответил Руднев, быстро набрасывая контур шишковатого купола церкви. Джейк заглянул в его альбом: - Вы хорошо рисуете. - Я любитель, - скромно ответил Руднев. Делая зарисовки, он украдкой наблюдал за Кортецом и Джейком. Последний и не думал следовать за сторожем и профессором, но время от времени он все же беспокойно поглядывал в ту сторону, куда сторож увел Стрелецкого. Кортец был целиком поглощен фотографированием. Прошло минут двадцать. Неожиданно в воротах показалась Тася. Она подбежала прямо к Рудневу и, отозвав его в сторону, сообщила: - Сторож привел нас с профессором в ту каменную дыру, где эти... - она кивнула на Джейка и Кортеца, - объяснялись тогда со стариком. Он велел нам ждать, а сам куда-то исчез... Я сказала профессору, что это ловушка, и чуть не силой вытащила его из каземата. - А сторож? - быстро опросил Руднев. - Волошин задержал его где-то наверху, на стене, - с волнением и недоумением сказала Тася. Она до сих пор не уяснила себе смысла всего, что произошло с нею и профессором. - Ну? И где он теперь? - нетерпеливо спросил Руднев. Джейк и Кортец без всякого стеснения подошли к Рудневу. - Там что-нибудь случилось, девушка? - спросил Джейк. Но Тася ответила не на его вопрос, а на вопрос Руднева: - Сторож вбежал в заброшенную усыпальницу князей Бельских, заперся на железный засов и не выходит. - Мне нужно перезарядить кассеты, господин Богемский, - сказал Кортец и, круто повернувшись, направился к надвратной церкви. Джейк последовал за ним. - Скажите Волошину, пусть не отходит от усыпальницы ни на шаг! Бегите! - бросил Руднев Тасе и быстрыми шагами догнал Кортеца и Джейка. - Минутку, господа! Заграничные гости остановились и тревожно переглянулись. - Только что у крепостной стены было произведено покушение на жизнь профессора Стрелецкого... - сказал Руднев, пристально глядя на Джейка. - Нам до этого нет дела, товарищ художник, - сердито ответил Джейк. - Обратитесь в милицию. - Милиция уже здесь, - сказал Руднев и показал Джейку свою книжку. - Я майор госбезопасности Руднев. Прибыл из Москвы для наблюдения за вами. Джейк быстро оглянулся по сторонам. Руднев понял. - Монастырь оцеплен, "товарищ Богемский"... Но вчера ночью, когда вы так трудолюбиво возились с камнем, я был здесь один... А теперь предъявите ваше командировочное удостоверение. Кортец с разочарованным видом смотрел на пышный куст сирени. Джейк нехотя подал Рудневу свое удостоверение и, растерянно моргнув зелеными веками, сказал: - Здесь какое-то недоразумение, товарищ майор. Руднев внимательно осмотрел документ и сказал: - Хорошо сделано... - Он сличил подпись с каким-то заявлением. - И подпись Тараканцева нормальная... Мы добрались до него, и ему пришлось нам рассказать все... Джейк молчал. - Сдайте оружие, господа! - произнес Руднев и добавил, насмешливо глядя на Кортеца: - Думаю, что вы меня понимаете и без переводчика, месье Кортец. До появления в этом монастыре вы неплохо владели русским языком. - Я владею многими языками, господин майор, - сказал по-русски Кортец. - И я всегда выбираю тот, какой мне более удобен. Но вы, может быть, все же объясните ваше поведение? Болтовня какого-то Тараканцева - это еще не аргумент... - Ваш спутник организовал покушение на профессора Стрелецкого. У меня есть доказательства. А оба вы шантажировали гражданина Тараканцева. - Чепуха! - с оскорбленным видом воскликнул Кортец, но тем не менее сунул руку в карман и протянул Рудневу крохотный ножичек-несессер в замшевом футляре. - Вот все мое оружие. Я никогда не ношу при себе много металла. - Оставьте это у себя, - сказал Руднев и пристально взглянул на Джейка. Тот стоял не шевелясь и угрюмо смотрел в землю. - Господин Бельский, вы слыхали мое приказание? Джейк медленно достал из карманов большой складной нож и браунинг и подал их Рудневу. - Это все? Кортец усмехнулся и процедил сквозь зубы: - У него есть еще водородная бомба, но он забыл ее дома. - Я думаю, что господин Бельский и от водородной бомбы скоро избавится, - с иронической улыбкой сказал Руднев. - Я прошу вас, господа, пройти за мной в районное управление милиции. - А потом? - с тревогой спросил Кортец. - А потом вам, господин Кортец, надо будет немедленно вернуться в Москву самостоятельно, а с господином Бельским мы поедем туда имеете... Они направились к выходу из монастыря. К Кортецу уже вернулось ровное настроение. "Что ж, - рассуждал он, - с охоты за сокровищами Ивана Грозного я возвращаюсь с пустым ягдташем. Но скоро я, несомненно, вновь буду в Париже... Это лишь очередная неудача, вроде истории с Коптским евангелием... Они приблизились к надвратной церквушке. Сказочная "Царевна Лебедь" удивленно смотрела на них узкими бойницами-окнами. Кортец взял в руки фотоаппарат и спросил, обращаясь к Рудневу: - Разрешите сфотографировать этот шедевр русского зодчества? Руднев пожал плечами: - Пожалуйста! - Мне надо хоть как-то возместить убытки, - пояснил Кортец и щелкнул затвором. - Я в Париже организую фотовыставку оригинальных росписей Дионисия и неизвестного миру монаха Александра, которые я увидел здесь, а также образцов русского древнего зодчества... - Вот и занимались бы этим, господа, - искренне посоветовал Руднев. - Не знаю, как другие иностранные гости, господин майор, - ответил Кортец, - но я прежде всего деловой человек, я занимаюсь тем, что сулит мне наибольшую прибыль. Он взглянул на Джейка. У того был вид человека, хлебнувшего уксусу, настоенного на хрене. - Не унывайте, Джейк! Вспомните о вашем контракте с трестом. - Убирайтесь к черту! - злобно крикнул Джейк. ЛАБИРИНТ Позади церкви Иоанна Предтечи было "царство дремучих трав" - там буйно разрослись полынь, репейник, одичалая конопля. В этих зарослях мог скрыться стоящий во весь рост человек. И там, позади церкви, в пахучих травах, в ясной тени печальных деревьев, среди вековечной тишины стояла заброшенная усыпальница князей Бельских, та самая, куда позавчера ночью на глазах у Волошина скрылся старый монастырский сторож. Над глубоким склепом ее возвышалась небольшая часовня. Может быть, когда-нибудь эта часовня выглядела вполне сносно, но годы сделали свое дело: зеленая крыша ее побурела и провалилась, штукатурка стен и маленьких колонн облупилась, а железные решетки замысловатого рисунка на окнах и двери заржавели... Русские старинные зодчие не уделяли столько внимания гробницам и мавзолеям, сколько уделяли надгробным сооружениям зодчие и ваятели Ренессанса, строители пирамид, мавзолея Тадж-Махал и подобных сооружений. Усыпальница князей Бельских служила тому ярким доказательством. Она была очень скромна и очень печальна. Как впавшая в нищету старенькая барыня, стояла она на задворках древнего монастыря, дивясь невиданному скоплению людей вокруг... А люди эти уже два часа бесцеремонно заглядывали в ее окна, окликали кого-то скрывшегося в гробнице и много говорили. Здесь были Волошин, Тася и профессор Стрелецкий, директор монастыря-музея Анышев и несколько милиционеров. Трое первых были очень взволнованы необычайными событиями и оживленно обсуждали все, что случилось в монастыре в тот день... Запершийся в гробнице старый сторож не откликался, и, устав звать его, милиционеры расспрашивали Анышева об усыпальнице князей Бельских. Директор монастыря-музея до своего появления в Сиверске служил где-то управдомом, на занимаемую им должность он попал случайно и не скрывал своего удивления по поводу забот советской власти о старинных церквах и "никому не нужных" крепостных сооружениях. Чувство тревоги за бесполезность своего дела никогда не покидало его... - Гробница эта заприходована по нашим книгам и документам как сооружение, не имеющее исторической ценности, - пояснял он окружавшим его московским гостям и милиционерам. - По этой причине ни в какие сметы по ремонту она не попадает. Однако по тем же документам значится, что в 1915 и 1916 годах приезжал сюда из Петербурга какой-то князь Бельский и занимался ремонтом и реконструкцией указанной гробницы. При этом земли в озеро было вывезено несметное количество... Рассказ Анышева был прерван появлением Руднева и начальника сиверской милиции. Тася, Волошин и профессор засыпали майора вопросами. Руднев сообщил, что Кортец дал важные показания и спешно уехал в Москву, а Джейк Бельский должен дождаться своего сообщника по покушению, Платона Бельского, и поедет в Москву вместе с ним, Рудневым. - Да, кстати! - добавил майор. - Оказывается, Джейк Бельский - родной племянник князя Платона Бельского. Он сын русского белоэмигранта. - "Сколько их, куда их гонит!" - насмешливо воскликнул Волошин. - Бельские лежат тут рядом, в гробах, их потомок полез в гробницу, не дождавшись смерти, а еще один Бельский, чтобы составить им компанию, примчался специально из Америки. - А что с князем-сторожем? - спросил Руднев. - Подает ли он хоть признаки жизни? - Молчит. Не умер ли он от инфаркта? - нерешительно сказала Тася. Хотя Платон Бельский состоял в заговоре с Джейком, ей все же было жалко этого одинокого старика, которого любила когда-то прекрасная женщина. - Ну что ж, придется вскрыть дверь, - решил Руднев. - Да! Я забыл передать вам, профессор, один интересный экспонат, обнаруженный при обыске у Джейка Бельского. Не объясните ли вы нам, что это такое? Он вынул из кармана свернутый в трубку пергаментный лист, уже знакомый читателю. Анышев побежал за слесарем, а Стрелецкий, окруженный Тасей, Волошиным, Рудневым и представителями сиверской милиции, стал внимательно разглядывать пергамент в лупу. Через несколько минут он поднял голову и обвел всех удивленным, недоумевающим взглядом. - Поразительно! Это титульный лист антологии Агафия! Он вновь стал разглядывать лист. - Но как он к ним попал? - спросил Волошин. - А разве вы не помните, что нам рассказывала старушка на Ордынке? - сказала Тася. - Вспомните, как муж Евгении Бельской хотел вырвать из рук своей жены византийскую книгу, но вырвал только титульный лист... - Это невероятно! - пробормотал Стрелецкий. - Здесь дарственная запись Ивана Грозного, и нарисован чертеж... Это план тайника... Я был прав... Библиотека Грозного где-то здесь... - Вот видите! - укоризненно глядя на Волошина, сказала Тася. - А вы, Ваня, не верили, вы говорили, что князь Платон сумасшедший, что он никакого тайника не нашел. В это время дверь в гробницу уже была открыта. Тася и профессор бросились к ней, но Руднев остановил их. - Спокойно, товарищи! Мы ищем преступника, и здесь нужна осторожность... Сейчас сюда войду только я и со мной двое милиционеров. Руднев вошел в часовню. За ним вошли милиционеры. Им сразу же пришлось спуститься по ступенькам. Просторное помещение усыпальницы князей Бельских напоминало погреб. На Руднева пахнуло холодом и сыростью. Его обступила темнота. Руднев пошарил по стенам лучом фонаря. В склепе никого не было... "Что за чертовщина! Куда он мог деться? - размышлял Руднев. - Неужели здесь есть еще один выход?.." Руднев, а с ним и милиционеры тщательно обследовали все стены, пол, потолок; они осматривали, выстукивали, но камень и кирпич всюду отзывались глухим звуком... Наконец майор обратил внимание на металлическую надгробную плиту, вделанную прямо в пол. Над плитой стоял массивный чугунный крест, а на самой плите выпуклыми старинными буквами была сделана длинная надпись, извещавшая, что под плитой покоятся гробы трех Бельских, в разное время сосланных в Сиверский монастырь великим князем Василием, временщиком при малолетнем царе Иване - Шуйским и самим Грозным. Руднев пригласил в усыпальницу Анышева, Волошина, начальника милиции; Тася и Стрелецкий вошли без приглашения. После небольшой консультации с директором Руднев приказал милиционерам вооружиться ломами и приподнять надгробную плиту. Но, к общему удивлению, приподнять ее не удалось. Лишь случайно Волошин обнаружил, что стоящий над плитой чугунный крест вращается. Поворачивая его в разные стороны, удалось приподнять плиту. Под плитой оказалась каменная лестница в десять ступенек. Руднев и Волошин спустились по ней и попали в темный туннель, облицованный камнем. Туннель был извилистым и длинным. Руднев и Волошин долго шли в темноте, освещая путь электрическими фонариками. Наконец впереди забрезжил свет, и они опять увидели каменную лестницу. Они услыхали голоса, а когда поднялись наверх, то очутились... в той самой гробнице, из которой начали свое подземное путешествие. - Что за дьявол! - воскликнул с удивлением Руднев. - Мы вернулись туда же, откуда вошли! - Ваня! - Тася с тревогой и радостью бросилась к Волошину. - Вы целы и невредимы? А я так боялась... - Ну, что там?.. - нетерпеливо спросил Стрелецкий. - Это лабиринт! - сказал Волошин. - Мы прошли под землей не меньше километра по какому-то туннелю, а он нас привел туда же, откуда мы вошли в него. - Это нет! Шалишь! - воскликнул Руднев. - Волошин! Пошли обратно... Только теперь надо смотреть внимательно. Там есть какая-то лазейка в сторону. - Идемте! - решительно произнес Волошин и вновь двинулся к спуску в подземелье. - Ваня! - окликнула его Тася. - Возьмите меня с собой... Я так боюсь!.. - А коль боитесь, зачем же вам спускаться в это чертово подземелье? С вами там все может случиться, - насмешливо сказал Руднев. - Я не за себя боюсь, - тихо произнесла Тася. - Ах, вот оно что... - сказал Руднев. - Товарищ Волошин, предлагаю вам остаться. - Ни за что! - Этот старик сумасшедший, - чуть не плача, сказала Тася. - Он там притаился где-то... Кое-как общими усилиями Тасю удалось успокоить, и Руднев с Волошиным вновь скрылись в черном зеве могильного склепа... Прошло пятнадцать минут. Они не появлялись и никаких сигналов не подавали... Прошло двадцать и тридцать минут... Ни звука... Тася отошла от часовни, легла на траву и уставилась в небо остановившимися глазами. Ей казалось, что прошла уже вечность с тех пор, как Волошин опустился в подземелье. Неожиданно она услыхала голос Волошина: - Настенька! Где вы?.. Она бросилась в часовню и увидела Руднева и испачканного, но невредимого Волошина. - Вы живы? А я уж все передумала... - Опять то же, - с недоумением и досадой сказал Руднев. - Кружили, кружили, ощупывали каждый метр стены, а лабиринт привел нас обратно к гробнице... - Загадочная история! - многозначительно промолвил Стрелецкий. - Но теперь я уже не сомневаюсь, что мы попали на верный путь. Где-то там, в туннеле, есть ход, который ведет в книжный тайник Грозного. - Тайник Грозного! Скажите пожалуйста! - с беспокойством воскликнул Анышев. - А я тут как дурак рядом сижу и ничего не знаю! Какие-то подземелья, какие-то тайники... Что, если мое начальство узнает?.. Ведь это же скандал! Халатность пришьют!.. Ох, понаехали вы тут на мою голову!.. Кто-то предложил в подземелье больше не спускаться. Если старик притаился там, он долго не выдержит: воздух в подземелье тяжелый, пищи и воды, наверное, нет, а если есть, то не так уж много... - Он непременно выползет сам, и мы его задержим, - резюмировал начальник милиции. - Да ведь нам нужен не он, мой милейший! - воскликнул Стрелецкий. - Как это "не он"? А кто покушался на вас? - Да бог с ним, с покушением, товарищ майор! Надо тайник найти. Тайник с библиотекой Грозного! Понимаете вы это? - Как не понять? - пожав плечами, ответил начальник милиции. - Библиотека - это... конечно... что и говорить. Но тут мы уже имеем дело, так сказать, с пропажей государственного имущества. Этим, к вашему сведению, должен заниматься отдел борьбы с хищениями и спекуляцией. А покушение на убийство уже другая область. Это дело милиции и уголовного розыска... Что же касается иностранного агента, то тут, так сказать, дело политическое... Во всем должны быть ясность и порядок, товарищи... Тем временем наступил вечер, а за ним пришла и ночь. Монастырь был оцеплен плотным кольцом милиционеров. Усилены были посты на дорогах, они проверяли документы у всех пожилых мужчин. На речной пристани дежурили сотрудники розыска в штатском. Майор Руднев еще несколько раз спускался в подземелье, но безрезультатно. Основательно устав, он вошел в притвор церкви Иоанна Предтечи и решил соснуть там часок как раз под иконой Георгия Победоносца. Не ушел и профессор Стрелецкий. Он устроился в том же притворе, под иконой евангелиста Луки, и попросил Волошина разбудить его, если произойдет что-либо экстраординарное. Милиционеры, рассевшись вокруг загадочной гробницы по двое и по трое, вели тихие разговоры о привидениях, лунатиках, самоубийцах и психопатах. Тяжело вздыхал и бродил вокруг гробницы директор Анышев. Мысль о предстоящем взыскании не давала ему покоя... Тесно придвинувшись друг к другу, сидели на паперти Тася и Волошин. Тася, поеживаясь, тихо говорила: - Жутко и интересно... Чем все это кончится? А "товарищ Богемский"?.. Потомок князей Бельских! Прибыл из Америки! Охота за кладом!.. Прямо как в детективном романе! Жалко, здесь Шпанова нет... - Да, конечно, - рассеянно отвечал Волошин. - Но все же, куда делся старик? Ведь я там ощупывал каждый камешек и нигде ни одной щелки не нашел... Очень хитрый лабиринт! Идешь будто все время прямо, а приходишь назад. - Ваня!.. А вы помните, что я вам сказала про ваш снимок мозаичного пола? Может быть, это действительно план подземного хода? - спросила Тася. - Да, да! - обрадованно воскликнул Волошин. - Я сегодня об этом говорил Рудневу. Но он велел мне дежурить у камня, некогда было разглядывать снимок. - Снимок у меня. В сумочке. Давайте посмотрим, - предложила Тася. - Давайте! Тася вынула из сумочки снимок и подала его Волошину. Тот зажег свой фонарь, и оба они склонились над фотографией. - Если это подземный туннель, то он берет начало из Кузнецкой башни... Но в башне был обвал... - А Анышев говорил, что в 1915 и 1916 году сюда приезжал какой-то князь Бельский и занимался реконструкцией гробницы своих предков, - напомнила Тася. - Помните, он сказал: "При этом земли в озеро было вывезено несметное количество..." - Правильно! - воскликнул Волошин. - Умница вы моя! А я и не обратил внимания. - Наверное, это и был князь Платон. Убедившись, что ход в тайник через башню прегражден обвалом, он решил добраться до подземного туннеля через гробницу... - развивала свою мысль Тася. - Вполне возможно! - согласился Волошин. - Тем более что, роясь в своей фамильной гробнице, он не возбуждал никаких подозрений. Волошин вновь обратился к серой извилистой линии на фотографии. - Это своего рода чертеж, записанный Грозным на полу церкви. Такой чертеж не мог затеряться, а тайну его знали немногие и притом самые верные люди... Но где же здесь путь к тайнику? Он повернул чертеж так, что ромбовидная фигура была теперь направлена к Кузнецкой башне. - Здесь вход... Здесь обвал преградил путь... - водя пальцем по снимку, рассуждал Волошин. - Значит, гробница должна находиться вот в этом месте... Он пошарил по карманам и, достав авторучку, поставил на снимке крестик. - Если князь Платон действительно решил сорок лет назад пробиваться к тайнику через гробницу, он должен был попасть в туннель где-то вот здесь... Волошин вновь поставил крестик, на этот раз уже на самой извивающейся линии. - Мы с Рудневым вошли в подземелье вот в этом месте и пошли прямо... Мы вышли вот сюда... Потом дальше, еще дальше... - Волошин поглядел на Тасю: - Вы понимаете, Настенька, как хитро устроено? Нам казалось, что мы идем прямо, а на самом деле мы уже возвращались назад... - А вот здесь линию вашего пути пересекает другая линия, - указала пальцем Тася. - Ага! Так вот где надо сворачивать в сторону! Но где же он, этот переход? Мы ощупали там каждый сантиметр стены! - Надо сосчитать шаги, а затем вычислить, на каком отрезке пути находится стык с другой линией. Волошин вскочил: - Сейчас! Я лезу в туннель немедля. - Что вы, Ваня!.. Один?.. - испуганно прошептала Тася. - Возьмите хоть меня. - Нет, нет! Ни в коем случае! - Я разбужу Руднева. - Не надо... Я должен проверить. Я не люблю ложных тревог. Вы лишь постерегите у входа. Если что случится, я выстрелю, и вы позовете Руднева... Тася покорно поплелась за ним. - Но первый спуск ничего не даст. Я лишь сосчитаю шаги, а потом мы высчитаем, где стык, - возбужденно говорил Волошин. Он спустился в туннель и на этот раз вернулся очень быстро. - Тысяча триста шесть шагов! - объявил он. - Где снимок, Настенька? С помощью нитки они определили, что стык находится где-то между семьсот пятидесятым и восьмисотым шагом... Волошин вновь спустился в склеп. Быстро отшагав семьсот пятьдесят шагов, он стал продвигаться медленнее, тщательно освещая стены, пол и свод и осматривая и выстукивая их. Неожиданно ему показалось, что пол в одном месте отозвался гулко. Он подпрыгнул. Действительно, чувствовалось, что глина в этом месте лишь насыпана на крышку какого-то люка. "Значит, главный туннель находится внизу?" Волошин стал руками разгребать глину. Но это было нелегкое занятие. Слой глины не менее чем в двадцать сантиметров покрывал дубовую крышку. Волошин хотел было позвать кого-нибудь, но озорное желание все узнать самому удержало его. Сообразив, что проникнуть в нижний туннель можно, лишь приподняв крышку с глиной, он понял, что надо искать какое-то кольцо или ручку в этой крышке. "Иначе как же ее приподнимают? - подумал Волошин. - Надо чем-то нащупать это кольцо под глиной". Но ничего под руками не было, и он помчался по туннелю к гробнице. Выпрыгнул он из склепа, словно только что воскресший и чрезвычайно этим довольный покойник. - Нашел! - сипло зашипел он. - Настенька! Я нашел ход в другой туннель!.. - Неужели? - обрадовалась Тася. - Я сейчас позову Руднева. - Ни в коем случае! Я хочу проверить сам, один... - Честолюбие?.. А я тут дрожу от страха за вас! - Ничего не бойтесь. Я сейчас... Мне нужна какая-нибудь штучка... Ага! Вот!.. Он выдернул железный прут из полуразрушенного решетчатого окна часовни и, бодро махнув Тасе рукой, спустился вниз. ТАЙНИК Войдя в глину подле самой стены, прут неожиданно уперся во что-то металлическое и соскользнул. Волошин лихорадочно пошарил прутом и явственно услыхал железный лязг. Слой глины здесь был гораздо тоньше, чем над всей крышкой. Покопавшись в глине, Волошин нащупал большое железное кольцо и потянул его. Но ему надо было стать так, чтобы не давить на крышку. После трех неудачных попыток он наконец поднял крышку и отбросил ее к стене. В черную глубину уходили ступеньки деревянной стремянки... Поколебавшись с минуту, Волошин достал ТТ, переданный ему Рудневым еще днем, и стал медленно спускаться. Нога ступила на земляной пол... Он прислушался... Тихо... Оглянулся, посвечивая фонарем, и увидел темные стены низкого хода, выдолбленные в камне-песчанике... Подумал: "Когда-то здесь было дно озера... Ну что ж, побредем, поищем". На минуту мелькнула зловещая мысль: "А вдруг он тут притаился? Трахнет по голове топором, и выстрелить не успеешь..." Но все же он пошел вперед, согнувшись и зорко вглядываясь в темноту. Каменный песчаник потемнел от времени и копоти. Очевидно, этим путем не раз ходили с факелами: сажа здесь висела на паутине, как черный гарус. Воздух был затхлый, пахло плесенью и сырым камнем... Ход вел вниз, внезапно сворачивал в сторону, круто поднимался и вновь уходил вниз, но уже в иную сторону, и вновь поднимался. Волошин поглядывал на фотоснимок. Теперь он не сомневался - серая извилистая линия действительно была планом подземного хода. Вот сейчас план показывает, что ход повернет обратно... Правильно!.. Волошин вгляделся в план. Скрещение!.. Дальше нужно идти назад, а затем свернуть влево. Он остановился и осмотрелся. Неуютно здесь... Нужно окончательно выжить из ума, чтобы проводить в этой норе дни и ночи. "Но как в такой сырости могли сохраниться свитки папируса и рукописные книги? - размышлял Волошин. - Приходится только верить все той же легенде о книжном тайнике царевны Зои, будто строили его в пятнадцатом веке зодчие-итальянцы, которые знали какой-то "секрет" и особый "материал" - камень, не пропускающий влаги, и выкладывали им подземные помещения, которые требовали сухости..." Между тем ход стал очень узким и низким. Волошину пришлось теперь пробираться вперед почти ползком. Но он не забывал поглядывать на план и держал пистолет наготове. Но пока все шло благополучно. Очевидно, тайник находился в конце этого хода; здесь, на плане, он обозначен крестиком. Вдруг Волошин остановился... Ему послышался какой-то шорох за спиной. Он оглянулся и вскинул фонарик. Никого... Он прислушался... Шорох слышен явственно... Да нет же, это журчание... Вода?.. Да, несомненно, это лепечет где-то близко подземный родник. Но где он?.. Не видно... Волошин медленно двинулся вперед, освещая фонарем и ощупывая ногой каждую пядь каменистого пола. Внезапно он увидел перед собой две доски, сбитые вместе в виде мостков. Рокот воды здесь слышался отчетливо. Очевидно, вода течет где-то под этими мостками. Вдруг Волошин остановился... Доски!. Странно!.. Хотя это можно объяснить... Рокот воды усыпляет удивление перед внезапно появившимися деревянными мостками, а там, дальше, эти мостки внезапно опрокидываются... непрошеный посетитель проваливается в ловушку. Волошин стоял и не решался ступить ногой на подозрительные мостки... Но другого пути не было: только вперед или назад... Он попробовал поднять или оттащить мостки, но из этого ничего не вышло: мостки были крепко сколочены. Волошин стал водить фонарем вдоль стен... Ничего... Только в одном месте у самого пола большой камень отошел от стены. Волошин отвалил его, образовалась дыра. Он осветил ее фонарем и увидел совсем узкий ход, даже не ход, а щель. "Но как же поступает сам старик? Как-то ведь переходит он по этим мосткам, - размышлял Волошин. - А если..." Он еще раз осмотрел нору за отваленным камнем. "Эх, была не была - полезу!" Волошин достал из кармана мелок и сделал на стене крупную подпись: "По мосткам не ходить!.. Опасно!.. Обход здесь!.." Он нарисовал стрелу, окружил новый вход десятью меловыми плюсами и полез... Полз он минут пять. Останавливался, отдыхал, лежа на животе, прислушивался и полз дальше. Но вот наконец рука с фонарем и голова его вынырнули в просторную шахту. Волошин выполз из норы и огляделся. Мостки! Западня осталась позади! "Ай да итальянец! - подумал он. - Молодец, если это он придумал. А что там, под мостками?.. Колодец?.. Волчья яма?.." Волошин пошел дальше. Он сделал тридцать - сорок шагов, когда ход круто свернул вправо, и Волошин остановился, пораженный необычайной картиной. В нескольких метрах от него стоял высокий, сгорбленный старик, седой, косматый, с клинообразной желтой бородой. Волошин узнал его. Это был князь Платон. Дикими, немигающими глазами глядел он на пришельца. Непокрытая голова старика чуть тряслась. Худой левой рукой он держался за косяк тяжелой дубовой двери, в правой у него был топор... Прошла минута молчания... - Что надо?.. - спросил старик голосом резким, как скрежет ножа по тарелке. - Вы убежали от нас... - пробормотал Волошин. - Что надо?! - повторил старик. Волошин уже оправился от неожиданности. - Книги, - коротко сказал он. - Не отдам! - отрезал старик. Он дышал часто, и голова его тряслась все сильнее. - Успокойтесь. Давайте объяснимся... - спокойно и деловито предложил Волошин. - Нет! - Обещаю вам, что вы до самой своей смерти будете хранителем книг, найденных вами, а ваше покушение вам простят... - Уходите!.. - прохрипел старик. Волошин нахмурился: - Я не уйду... - Никому не дам! - истерически взвизгнул старик. - Это мое! Я нашел! Мое!.. - Эти книги принадлежат народу! - строго сказал Волошин. - Я не знаю никакого народа! Сгинь, сатана!.. "Хорош, дьявол! - залюбовался им на секунду Волошин. - Фотоаппарат бы сюда..." Сама древняя боярская Русь, внезапно ожившая и восставшая из мрака прошлого, стояла перед Волошиным, перед молодой, новой Москвой. Она не понимала эту новую Москву, как не поняла когда-то Москву петровскую, и наливалась тупой старческой яростью. Волошин сделал шаг вперед, но старик молниеносно взмахнул рукой и швырнул в него топор. Юноша едва успел нагнуться: топор пролетел над его головой. Затем дверь захлопнулась, и загрохотал тяжелый засов. Волошин бросился к двери, навалился. Дверь стояла как каменная. Он застучал: - Откройте! Ни слова... Слышно, как старик ходит за дверью, шуршит бумагой... - Откройте! - приказал Волошин. Ни слова... "Ломать дверь?.. Чем?.. Топор!.." Волошин пошел вдоль хода, отыскивая топор. "Вот он!.. А впрочем, нет!.. Надо позвать Руднева". Волошин подпер дверь железным прутом и, повернувшись, быстро направился обратно. ...Тася сидела подле страшного склепа, поглотившего ее друга. Сидела окаменев, сидела уже час, а Вани все не было, и ни звука не доносилось из черной ямы. "Неужели с ним что-то случилось?.. Что, если этот страшный старик убил его?.. Подстерег и убил!.." Она вскочила и опрометью бросилась к церкви Иоанна Предтечи... Затормошила Руднева и, не в силах сдержаться, закричала: - Товарищ Руднев! Скорее! Он убил Ваню! Старик! Под землей! Вани нет уже час!.. Скорее!.. Руднев вскочил как ошпаренный, вместе с ним вскочил и Стрелецкий. Прибежал испуганный Анышев. - Кто убил!.. Кого убили?.. В чем дело?.. Тася кричала и торопила всех минут пять, пока наконец Руднев не уразумел, что произошло. Он взял с собой двух милиционеров и спустился в склеп... Он нашел ход в нижний туннель и понял, что Волошин сделал открытие. В нижнем туннеле все трое пошли по меловым стрелкам, оставленным на стене Волошиным. Остановились перед мостками и уже стали разбирать надпись над дырой в стене, как вдруг из этой дыры вынырнула лохматая голова Волошина. - Живы?! - радостно воскликнул Руднев. - Вполне, - ответил Волошин. - А вы явились кстати. Я нашел и тайник и старика. Он заперся. Нужно ломать дверь. Топор есть. Пошлите людей за ломом... Вскоре Руднев и Волошин, а с ними и один оставшийся милиционер уже стояли перед дубовой дверью. Волошин выдернул прут и крикнул: - Выходите! Будем ломать дверь!.. Молчание было ему ответом... Волошин взмахнул топором. Он сразу понял, что эту дверь срубить будет нелегко, но рубил, рубил, рубил... Неожиданно они почувствовали запах дыма, который, видимо, пробивался сквозь щели в двери. Руднев и Волошин догадались: старик жег библиотеку, чтобы не отдать ее никому... - Бегите! Торопите там с ломом да захватите брезент или еще что-нибудь - огонь накрыть! - приказал милиционеру Руднев. Тот быстро побежал по туннелю. Вскоре примчался его товарищ с ломом. ...Волошин вонзал топор в дубовую дверь, а Руднев старался просунуть в щель лом. Подземелье гудело от ударов топора и лома; из щелей уже валил густой дым, летели щепки. Волошин неистово работал топором, кромсал крепкое дерево, старался перерубить засов, на который с той стороны была заперта дверь, и боялся лишь одного: что засов этот окажется металлическим. - Если засов там железный, все пропало, - задыхаясь, говорил он Рудневу. - Ничего! Руби, Ваня! Мне только в щель лом просунуть, - подбадривал его Руднев. Наконец Волошин добрался до засова и крикнул: - Деревянный! Наша взяла!.. Он с удвоенной силой заработал топором. Засов разлетелся в щепки. Руднев рванул дверь. Едкий дым заполнил туннель. Руднев шагнул вперед, прикрывая глаза. Вдруг он услыхал голос Волошина. - Старик лежит! Он здесь! Лежит на полу!.. - Тащите его наверх! - крикнул милиционеру Руднев. - Надо спасать книги!.. - услыхал он слова Волошина и понял, что тот тушит огонь. Волошин действительно боролся с огнем. Стащив с себя брюки и оставшись в одних трусах, он бросался туда, где взлетали сквозь дым языки огня, накрывал горящие книги брюками, топтал их ногами, хлопал руками. Позади раздался отчаянный женский крик: - Ваня!.. Ванечка!.. Ты жив?.. Где ты, Ванечка?!. Выставив вперед руки, в тайник вбежала Тася. - Настенька! - откликнулся Волошин. - Горят книги!.. Тушить надо!.. - Уже бегут с брезентом! - ответила Тася. Действительно, минуты через две в тайник вбежал милиционер, волоча за собой широкий жесткий брезент из арсеналов Анышева. - Накрыть огонь! - весело скомандовал Руднев. Теперь дело пошло быстро. С помощью брезента Волошин, Руднев и милиционеры окончательно расправились с огнем. Тася тем временем не оставалась без дела: шаря руками по каменным полкам и по полу, она собирала в охапку полуобгоревшие книги. Собрав, сколько могла унести, она пошла по туннелю к выходу. В подземелье было трудно дышать из-за дыма, но Руднев, Волошин, Тася и милиционеры все же дышали. Видимо, где-то была тяга для притока свежего воздуха... Дым уходил. Погасив огонь, Руднев и Волошин стали передавать книги милиционерам, выстроившимся в цепочку вдоль туннеля. Уже занялась заря. Возле часовни Тася и профессор Стрелецкий осматривали спасенные книги. - Что это? - с тревогой и волнением говорил Стрелецкий, беря в руки один за другим запыленные, полуобгоревшие фолианты. - Это церковные книги, профессор, - сказала Тася. - Да. Но это совсем не то... Стрелецкий раскрыл какой-то том в картонном переплете и прочел вслух: - "Житие святого Ферапонта, можайского и лужецкого чудотворца..." Эта книга напечатана в 1912 году в Московской синодальной типографии. Тася подняла другую книгу, лежавшую на траве. Это был часослов, напечатанный типографским способом в 1909 году. Тася еще ничего не понимала, она механически раскрывала одну за другой спасенные книги и убеждалась, что все это была обыкновенная церковная макулатура - псалтыри, часословы, молитвенники, "жития святых", современные, напечатанные в типографиях на бумаге, на русском и церковнославянском языках. - Этого не может быть! - воскликнул встревоженный профессор. - Эти книги туда попали случайно!.. Давайте! Давайте сюда! - крикнул он милиционерам, выносившим из гробницы новые охапки книг. - Тасенька! Смотрите внимательно! Каждую книгу... Но Тася убеждалась, что все книги были такие же. Из подземелья вышел Волошин, а за ним и Руднев. Их, особенно Волошина, трудно было узнать. Испачканные землей и копотью, с обгорелыми волосами, с ожогами на руках и ногах, они, казалось, только что вернулись из самой гущи жестокого боя. - Ваня! Вы обгорели! У вас ужасный вид! - Тася бросилась к своему другу. - Скорее! К врачу! Бежим! Но расторопный Анышев уже явился с бинтом и с какой-то мазью. Тася превратилась в медсестру (для Волошина), а Анышев - в "медбрата" (для Руднева). - Тебе больно? - с нежностью глядя на Волошина и накладывая повязку, спросила Тася, вновь неожиданно для себя переходя на "ты". - Да нет же, Настенька! Что вы?.. Что ты?.. Это пустяки! - Я чуть с ума не сошла, когда узнала, что ты там, под землей, горишь! - пробормотала Тася и даже всхлипнула под наплывом чувств. Забыв про свои ожоги и осмелев, Волошин уже два раза поцеловал ее в горячую щеку: - Настенька! Радость!.. - Тихо... молчи... - строго сказала Тася, ловко бинтуя разбитое колено Волошина. - Ну, как библиотека Грозного, камрад Березкина? - окликнул ее уже забинтованный Руднев. - Небось не вся сгорела?.. Тася не ответила и с тревогой оглянулась на профессора Стрелецкого. Он стоял на коленях и внимательно просматривал спасенные книги. Тася оставила Волошина и подошла к нему: - Ну что, Игнатий Яковлевич?.. - Это не то, что мы искали. Безумный старик, найдя тайник пустым, решил, что его разграбили, и за много лет стащил в подземелье все, что попадалось ему под руки... Не иначе... - ответил Стрелецкий. - Значит, это не библиотека Грозного? - разочарованно спросил Волошин. - Нет, Ванюша... - ответил Стрелецкий. - Но мы потрудились недаром. Вот здесь я отобрал старинные греческие и славянские рукописные книги, которые когда-то хранились в монастыре. Они очень ценные. Их считали погибшими, а они вот где... Глаза у Таси ожили: - Значит, все же что-то нашли?.. - Нашли, Тасенька! Но самое ценное, что мы нашли, - это рукопись Кирилла Белозерского "О падающих звездах"... Это вполне научное, вполне материалистическое объяснение небесных явлений, написанное умным русским человеком в четырнадцатом веке... Существовали только копии этого труда [копия трактата Кирилла Белозерского была опубликована в одном из сборников, составленных вологодскими художниками в 1916 году], а сейчас мы нашли подлинник. Это очень, очень ценная рукопись... Тася взяла в руки пачку сшитых пергаментных листов, и вдруг неожиданно из пачки выпала какая-то бумага. Тася подобрала ее, но прочесть убористую надпись на старинном-русском языке не смогла и подала Стрелецкому: - Что это, профессор? Стрелецкий взял в руки листок, поправил очки и сразу взглянул на подпись и дату. - Семь тысяч восемьдесят четвертый год?.. Постойте!.. Где вы это нашли?.. - Вот здесь, - испуганно ответила Тася. - В Кирилловой рукописи... - Да ведь это же грамота Бориса Годунова о библиотеке Грозного!.. - воскликнул Стрелецкий и затих, читая. - Так вот в чем дело! Его окружили, заговорили, забросали вопросами. - Слушайте, друзья мои! В тайнике, который мы нашли, нет библиотеки Ивана Грозного. Но она была здесь! Из найденного нами тайника она вывезена триста сорок лет назад боярином Борисом Годуновым, который потом стал московским царем... Вот его грамота!.. Это его подпись, я ее знаю... Слушайте!.. Все притихли. - "По повелению великого государя всея Руси Ивана Васильевича, - громко стал читать Стрелецкий, - яз вывез книги грецкие и иных языков, захороненные в святой обители Кирилловен, дабы купно соединить их в книгохранительнице государевой... Боярин Борис Годунов сын Федоров... Лета от сотворения мира семь тысяч восемьдесят четвертое... Майя второго в субботний день, в обители святого Кирилла". - Врешь! - хрипло крикнул кто-то. - Врешь, сукин сын!.. Все оглянулись и увидели, что Платон Бельский, который до того лежал распростертый и бездыханный на траве, сидит, покачиваясь, упираясь руками в траву и дико ворочая налитыми кровью глазами. Он пытался встать, но не мог. Потрясая худым, костлявым кулаком, старик хрипло закаркал: - Это подложная грамота! Ее воры положили! Сжечь ее надо бы! Да сдуру я сунул ее в свиток. Он перевел дух и уже не закричал, а заговорил, как во сне, качаясь, припадая на руку и хватаясь за траву: - Я нашел старинные книги... Их разворовали... Я много лет собирал... Я нашел их!.. Они мои!.. Только мои! И ничьи больше!.. Старик пополз к разбросанным, истерзанным, как и он сам, книгам, пополз на четвереньках, задыхаясь, плача, как ребенок, и завывая: - Мое!.. Мое!.. Неожиданно он уткнулся лицом в траву и затих. Руднев подошел к нему, перевернул на спину и, взяв руку, послушал пульс: - Умер... - сказал он и осторожно опустил эту большую узловатую руку. Стрелецкий приблизился к мертвому старику. Сурово сдвинув брови, смотрел он в широко открытые, но уже потухшие глаза человека, который вчера хотел убить его. Но даже на мертвом лице безумного старика лежала печать упрямого фанатизма, такого же фанатизма, который вот уже сорок лет сжигал душу старого профессора и бросал его в погоню за прекрасной и призрачной тенью исчезнувшей библиотеки Грозного... Стрелецкий склонил одно колено. Он наклонился над огромным распростертым телом Платона Бельского. Он бережно сложил ему руки на груди и прикрыл веками открытые глаза... Затем, встав и увидев, что рядом с ним стоит Тася, взволнованная, готовая расплакаться, Стрелецкий привлек к себе девушку и сказал: - Полно, Тасенька!.. Это был несчастный человек... - Как жалко, что она его не нашла!.. - сказала Тася. Но Стрелецкий уже взял себя в руки. Он оглядел всех внимательно и как-то даже задорно. - Ну что ж, друзья мои! - сказал он. - Мы не нашли библиотеки Ивана Грозного, но мы не успокоимся, мы будем искать ее... - И найдем! - сказала Тася, поглядев на Волошина ясными вопрошающими глазами. - Правда, Ваяя?.. - Не знаю, Настенька, - ответил Волошин. - Но если мы и не найдем ее, то все же узнаем, что случилось с этим пропавшим сокровищем.