Альбомы
СВИНЬЯ НА РАДУГЕ '82
...Сидели мы на одной из окраин российской империи в бескрайних
башкирских степях, пили пиво, играли блюз и рок-н-ролл в клубе с мощным
названием "Авангард". В общем-то все было бесперспективно. Тут Гена Родин,
наш басист и папа, приносит и задумчиво протягивает нам смятый клочок от
газеты "Комсомольская правда", случайно найденный в местном сортире с объявлением
всесоюзного конкурса "Золотой камертон" : "присылайте, де, записи и т.
д." Мы встрепенулись, решили попробовать и встал вопрос - где записать
наши песни, н а чём и как вообще это делается? В результате долгих поисков,
хождений по кабинетам и тайге, мы записали три песни на местном ТВ и отправили
их в Москву. Дело это нам понравилось и под шумок мы "втиснули" весь альбом,
состоящий из 16 песен - итог почти двух лет работы (с 1980 по 1981 год).
Запись продолжалась 3-4 дня, звукорежиссер - И. Верещага (оригинал записи
не сохранился). Телевидение обладало двумя одноканальными магнитофонами
СТМ. Поэтому записывались в два приема - сначала барабаны, бас, гитары,
клавиши, потом - голоса, соло и одновременно сведение. О многоканальных
системах мы тогда даже и не слышали. В апреле случился и наш первый сольный
концерт в Уфимском нефтяном институте, закончившийся большим скандалом.
"Партейцы" были в шоке от увиденного и услышанного (даже странно, что они
там нашли?). Песня "Свинья на радуге" стала запрещенной. После этого "громкого"
концерта больше выступлений у нас не было. Конечно, эта магнитозапись с
высоты сегодняшнего "завтра" слушается, в основном, наивно, манерно и,
скажем, глуповато, но всё было от души. С этого альбома началась наша некоторая
популярность в городе Уфе - наливали уже бесплатно. До нас такого никто
здесь не делал. Периферия очень отличалась тогда своими музыкальными вкусами
от столиц и Европы. На периферии любили тяжелую музыку - хард, джаз, ритм-энд-блюз
, джаз-рок и т. д. Информации о новом было мало, поэтому варили мы свою
кашу сами, ориентируясь на горячо любимые западные стандарты. На периферии,
как правило, хороший музыкант - это хороший инструменталист, умеющий "один
в один" снимать "фирму", а не идеолог, не демиург, не поэт, не сочинитель.
В Уфе все тащились от Бенсона, Джеф Бека, ДиПи, "Кинг Кримсон" и т. д.
Помню, долго спорили с В. Сигачевым о том, можно ли вообще петь рок по-русски.
В Питере, в 1982 году, расцвели новая волна и панк, уже шелестел вольный
ветер, был рок-клуб, "звенели колокольчики", как потом спел С. Башлачев.
В Уфе свирепствовал мутный феодальный социализм, где заехавший к нам от
скуки официальный Евгений Евтушенко смотрелся жутким диссидентом. Но тут
нарисовался "Джимми" (Урал Хаззиев), старый системный хиппи, тусовщик,
большой коллекционер и знаток рок-музыки. Он был десятки раз в Питере,
Москве, Прибалтике, затащил нас к себе домой и мы развесили уши и разинули
рты, узнав про рок-клуб и большое количество отечественных команд, давно
уже засеявших благодатную рок-н-ролльную ниву...
КОМПРОМИСС '83 январь
... На финале "Золотого камертона" я (всю группу не пустили
- это отдельная история) познакомился с ребятами из группы "Рок-Сентябрь",
был с ними и, тогда еще не писавший практически песен, Саша Башлачев (но
что-то уже клевало в его горячую голову). Камертон прошел в полузарезанном
варианте, нас и "Рок-Сентябрь" даже не показали (жаль Ю. Филипова, отдавшего
много душевных сил и здоровья для пробивки этого первого демократического
конкурса молодых исполнителей). В результате общения с "Р.-С." договорились
поработать вместе. Ребята имели по тем временам прекрасный аппарат, были
хорошими инструменталистами, но "сала в башке" не хватало. Решили соединиться
- от ДДТ - я и В. Сигачев, от "Р. С." - В. Кобрин - гитара, лидер группы,
Андрей Масленников - бас и Евгений Белозеров - барабаны. Через месяц мы
бросив все и всех в Уфе приехали в Череповец. Встреча была бурной, к ночи
она превратилась в ураган: Кобрин, оказывается, пригласил нас, наивных,
только как голос и клавиши, хотел накатать альбомчик "культурных" песен
а-ля "Динамик" или "Круиз" той поры, попасть на "ящик" и... потом... может
быть... Короче, репетиций ни одной так и не было. Что делать? Возвращаться
в Уфу так сразу не хотелось, мосты мы с Вовой пожгли основательно. Я устроился
художником в местный кинотеатр. Вова поигрывал на танцах. Денег нам практически
не платили, ели буквально хлеб с водой, сигареты - на остановке под ногами.
Просуществовали мы так месяц и написалась у нас с Вовой программа, которую
я назвал "Компромисс" - своеобразный ответ на умненькие да дешевые постулаты
Кобрина. Пришел я к нему и говорю - мы рванули, все бросив, к вам, как
к людям, сидим в дерьме, денег даже на обратную дорогу нет, есть идея -
ты должен помочь нам ее записать и мы уедем. Он, конечно, не хотел нам
помогать, но деваться ему было некуда, я был настроен очень серьезно...
Помог и поддержал нас Андрюха-басист, Саш Баш, Юра Сорокин - оператор и
технический гений "Р.С." и многие другие ребята. Пару дней репетировали,
за три дня записали (у нас почему-то все неофициальные альбомы записывались
в три дня). Конечно "листва" из "Р. С." особо не горел а, считая эти песни
ерундой, "которая не пойдет". Но тем не менее, я считаю - что-то получилось.
Сработали так же, как и " Свинью..." - наложением на одноканальных бытовых
магнитофонах, правда хороших фирм. Главным аранжировщиком был В. Сигачев,
а любил он долгое время только хард - отсюда звучание и манера (оригинал,
к сожалению, также не сохранился). Ну и уехали, заняв денег, через день.
Позвонил мне позже, в Уфу, Кобрин, разнылся - я все понял, был не прав,
вспылил, погорячился и т. д. Но, конечно, видеть его мне не хотелось (он
позже работал с Магнетик Бенд, потом уехал куда-то в Канаду ). Такие дела.
"Компромисс" - наша маленькая победа 83-го года, несмотря ни на что, мы
все-таки его сделали, этот альбом...
ПЕРИФЕРИЯ '84 май
...Вернувшись в Уфу, мы заново стали строить группу, но
это было уже тяжелее: каждый был болен своими проблемами и многим музыкантам
стало не до музыки. Лето и осень 1983 года я работал художником-оформителем,
мотался по многочисленным башкирским колхозам (до сих пор могу Брежнева
и Ленина нарисовать с закрытыми глазами). Параллельно писал песни, обдумывал
"Периферию". Ее мы записали на БашГосТВ в мае 1984. Музыканты поменялись,
за гитару стал Р. Ризванов, клавиши - Вл. Сенчило, ударные - С. Рудой,
от старого состава ДДТ - я и Гена Родин. Звукорежиссером был все тот же
И. Верещагин ("Свинья на радуге"). Помню, как на цыпочках пробирались мы
поздно вечером мимо спящего охранника... Так за три ночи и был записан
это альбом. "Периферия" - первая наша магнитозапись, успешно разошедшаяся
по всей стране (потом в КГБ меня допрашивали - как так, ее уже слушают
на Дальнем Востоке, давайте нам адреса, явки распространителей; какие явки?
- удивляюсь - дал другу переписать, он другому - и пошло по стране, и это
было правдой). По признанию самиздатовских рок-журналов, песня "Я получил
эту роль" была признана песней 1984 года. Альбом был придуман и сыгран
в манере "новой волны", т.е., так, как мы ее себе и представляли, хотя
и остались любимые хард- и блюзовые интонации. Впервые в стране и в мире
мы использовали РЭП (тогда и слова этого не было) - слушай частушки в конце
диска. Короче, много было открытий , так сказать. М-да... Но, конечно,
если серьезно, много мы и получили. Через 2-3 недели я уже отшучивался
в обкоме партии, ругался в обкоме ВЛКСМ, мрачно смотрел в зарешеченное
окно КГБ. Был уволен с работы, отчислен из комсомола и т. д. Не знал, что
и делать (без комсомола). Осиротел. Вдруг ночью - телефонный звонок, странно,
думаю, кто это? (мне уже не звонили, боялись): "Юра, это группа "Урфин
Джюс" из Свердловска, мы знаем - тебе тяжело, приезжай к нам, отсидишься,
поиграем, поговорим". Ночью собрал кое-какие вещички, гитару и мы вместе
смоим близким другом В. Дворником (ныне бессменный художник ДДТ) рванули
в Свердловск. А что там было - отдельная история...
ВРЕМЯ '85 НОЯБРЬ
...Осень и зиму 84-го года я болтался по всему Советскому
Союзу, с сумкой да с гитарой, всюду приглашали, ездил, давал так называемые
"квартирники". Москва, Украина, Юг, Север, Сибирь и т. д. Выбиралась большая
квартира, набивался народ, портвейн по глотку, свечи - и понеслась песня,
потом шапку по кругу и дальше поехал. Такие дела. На этих квартирниках
я со многими звездами перезнакомился. Хорошие, чистые были времена (но
это отдельная история). Весной 85-го года в Уфе начался обвал, посадили
известного диссидента Б.Развеева и многих из системы, гоняли художников
- вынужден был уехать лидер художественной богемы Ян Крыжевский, эмигрировал
в Питер Джимми и многие другие. Мне тоже досталось - вышли обличительные
статьи в газетах, где меня в лучшем случае почему-то называли агентом Ватикана.
Помогали, правда, люди, которые встали на нашу защиту, завалили газеты
списками с сотнями подписей - руки прочь от Шевчука. Многие за это пострадали,
ведь писали по наивности и адреса и место работы и телефоны. Никогда этого
не забуду. Ну вот, устроился я работать в поселок Иглино - это час езды
на электричке - в художественную школу (разрешили). Где и писалась программа
"Время". Как писать, с кем, где? Меня в КГБ предупредили - еще одна запись
и решетка. Долго чесал затылок. Помог Илья Смирнов - историк, критик и
редактор московского самиздат журнала "УрЛайт". Он нашел в Москве людей,
согласных оплатить расходы и помочь сделать запись. Поехали я, В. Сигачев,
Абдюшев Нияз, Сергей Рудой, из москвичей с нами сотрудничали Сергей Рыженко
и Сергей Летов - замечательные люди и музыканты. Почти месяц мы прожили
у Саши Волкова, он сотрудничал тогда в "УрЛайте" (бедные его родители),
немного репетировали, где придется - и, в конце концов, в огромном жилом
доме у станции метро "Пражская", в однокомнатной квартире на 9 этаже был,
опять же за три дня, записан этот альбом: сакс - на кухне, я пел в коридоре,
Рыжий - в туалете, Сигач - в комнате. Стиль - взвешенная смесь новой волны,
харда, барда и т. д., короче, тяжелый, четкий низ - бас, барабаны, гитара,
легкий свободный джазовый верх - скрипка, саксофон. Очень жаль, что не
было живых барабанов, но в квартире играть на них было невозможно (понятно
почему) и обошлись ритм-компьютером ( звукорежиссер - Х, кстати, на его
квартире и была произведена запись, оригинал, которой, к сожалению, также
не сохранился: Ранее утро - 7 ноября - за окнами гул, марши, люди выходят
- еще трезвые - на демонстрацию, шарики, флаги, а мы сидим с Вовой на кухне,
счастливые, пьяные от усталости, прослушиваем, что сделано и тащимся. Эльмира
рядом, прибирает бардак, ставит чайник. "Иван Иванович умер" - с этих слов
начинается эта кассета, "Иван Иванович умер" - провозгласили мы - конец
всему тому дебилизму, существовавшему уже 70 лет в стране. Через пару лет
началась перестройка...
На следующее утро мы с Эльмирой вышли на Невский. "Это,
Питер, Эля!" - сказал я, -"Здесь мы будем жить..." В Уфу мне больше дороги
не было...
ПЛАСТУН '91
...Этот альбом я бы назвал "Пышным". Пышным, потому, что
много красок - клавиши, струнные, медь, симфонический оркестр и т.д. Мы
были увлечены тогда классической музыкой, пытались по-своему скрестить
ее с роком, найти грань между пафосом и сермягой, лирикой. Основные песни
посвящены нашим друзьям-афганцам и бушующей тогда во всю перестройке. У
"Пластуна" весьма интересная история. Песни, которые вы, надеюсь, слышите,
составляли костяк второй концертной программы "питерского" периода группы
ДДТ.
1. программа - "Оттепель", 1987г
2. программа - "Пластун", 1988-91гг
3. программа - "Черный Пес Петербург", 1992-93гг
4. программа - "Это все", 1993-94гг
Работа над звукозаписью шла в Москве на прекрасной студии
"Видеофильм" (где работали многие группы - Кино ("Черный альбом"), Алиса
("Шабаш") и т. д.) почти год. Мы много экспериментировали, искали звук,
короче, закопались и, на мой взгляд, пластинка получилась какая-то не очень
живая, замученная, и решили не выпускать ее. Зарезали. Первоисточники,
практически пропали... И вот нашлась кассета. Послушали впервые за столько
лет и решили выпустить. Жалко все-таки, почти три года жили мы с этими
песнями. Заново писать - некогда, да и мне, если честно, лень.
С уважением, Ю Шевчук.
Copyright 1995 БИТ?