ИАИДО - искусство обнажения и использования традиционного японского меча катана, является результатом работы фехтовальщиков Японии в 20 веке.
Термин Иаи-до впервые был использован в 1932 году и популяризован Накаяма Хакудо (1869 - 1958).
Сегодня, название иаи-до охватывает сотни стилей фехтования. Оно, возможно, является наиболее философски ориентированным БУДО в Японии.

Для понимания сущности этого искусства полезен анализ идеограмм составляющих слово "иаи-до".

Знак, обозначающий "И", относится к многочисленным положениям тела, которые могут быть приняты человеком в состоянии высокой внутренней концентрации и представляет собой, таким образом, положения человеческого тела и ума, соединенных в целеустремленном действии.

Полный контроль ума и тела, в зависимости от обстоятельств, времени и места как это предполагает идеограмма "И", далее соединяется с "АИ" - идеограммой, которая означает способность человека быстро подстроиться к любому изменению обстоятельств, которые могут произойти в жизни. Это - та гибкость ума, которая позволяет согласовывать себя физически и ментально с другим человеком, вещью или событием, независимо от того, насколько противоположны они могут быть к своим собственным мыслям и действиям.

"ДО" переводится как "путь", которому нужно следовать в жизни. Идти по "пути", означает самосовершенствоваться, делать то, что в конечном счете ведет к самореализации. "Путь" может быть постигнут только через длительный процесс обучения, через постоянные усилия.

Классическое "будзюцу" интересуется тремя соображениями: боем, дисциплиной и моралью, в то время как классическое "будо" ориентированно на мораль, дисциплину и эстетическую форму. Классическое БУДО, поэтому не является инструментом для приобретения навыков боя. А современное "иаидо" твердо придерживается классических правил БУДО.

ИАИДО и БУДО - "путь ума", а не "путь тела". Обучающийся иаидо, использует этот "путь" - то есть, сам встает на "путь" и проводит его через всю свою жизнь. Подобно любой другой классической форме БУДО, ИАИДО - бесконечное преследование, недосягаемая цель. Обучающийся учиться каждый день своей жизни и должен обучаться пока живет.

Изучающий иаидо не должен рассматривать меч как простое физическое продолжение своей руки. Такая механическая интерпретация наивна и ограничена беспокойством только о технике, да и говорит о низком уровне личного развития. Простое внешнее действие обнажения меча в "иаидо", само по себе, независимо от того, с каким техническим совершенством оно выполняется, не является истинным "иаидо".

В классическом БУДО использование меча - продолжение действий ума и меч, таким образом, становится инструментом, который продвигает фехтовальщика к более высокому развитию своего характера.
Иаидо, кроме того, отражает персональный настрой. Все эти выгодные качества иаидо, есть результат процесса духовного роста, который приводит ум и тело в гармоничное единство.

Классические БУДО подтверждают существование борьбы и, в то же самое время, отвергают это. Противоречие исчезает, когда приходит понимание, что нет никакого внешнего врага. Только внутренний враг, свое эго, должно быть "вызвано на поединок" и "убито".

Практически, БУДО становится образовательным инструментом, связанным с этикой и, в некотором смысле, с религией. Работая над собой тщательно, в глубине себя, человек изменяется. Он прибывает в мирном настроении, от которого веет спокойствием и силой знания. И в конце концов может быть достигнуто просветление ("сатори"), которое является окончательной целью обучения в иаидо.