Древние времена

Старинные документы говорят нам, что Айки-дзюцу было исходно разработано Минамото-но Ёсимицу, третьим сыном Минамото-но Ёриёси, который был потомком императора Сэйва в пятом поколении. В то время семья Минамото была одним из главных правящих кланов Японии, и из нее вышли многие известные бойцы и правители. Хотя история приписывает создание Айки-дзюцу Ёсимицу т его старшему брату Ёсииэ, более вероятно что эта боевая система ранее уже разрабатывалась внутри клана и сформировала основы, которые были усовершенствованы братьями.

Из реальных исторических документов нам известно, что их отец - Минамото-но Ёриёси - который был правителем области Тиндзюфу провинции Осю, и его старший сын сражались против Абэ-но Садатоу в войне Дзэн Ку Нэн (1051-1062). Война была длительной и трудной, но, наконец, в сентябре 1062г. пришла победа - после разгрома Абэ-но Садори в сражении при Коромагава-но Яката.

Двадцать лет спустя восстание семьи Киёхара в провинции Осю привело к Госсанской войне (1083-1087), которая известна жесткими боевыми и погодными условиями, поскольку в основном велась в глубоком снегу. Когда Ёсииэ понес тяжелые потери и оказался под угрозой поражения, Ёсимицу пришел на помощь брату. Две группы соединились для атаки замка Канадзава, но Ёсимицу встревожило внезапное нарушение полета стаи диких гусей, за которой он наблюдал. Он правильно угадал, что враги ждут их в засаде в соответствии с учением военного стратега Ооэ-но Масафуса, и изменил свои планы, чтобы спутать карты врагов. В результате они закончили войну победой 14 ноября 1087г.

В старых документах говорится, что развитию Айки-дзюцу способствовало проводившееся Ёсимицу и его братом исследование строения костей и функционирования тела человека. Многие считают, что основой разрабатывавшейся техники были результаты вскрытия трупов с целью анализа работы костей и связанных с ними тканей. Безусловно, оба героя часто показывали себя великими воинами. Минамото-но Хатимантаро Ёсииэ был мастером стрельбы из лука, а Минамото-но Ёсимицу владел со-дзюцу (применение копья), то-хо (владение мечом) и тай-дзюцу (позднее оно было названо дзюдзюцу) так же хорошо, как и стрелял из лука.

Старший сын Ёсимицу - Ёсикиё - переехав в район, известный под названием Кай, основал новую ветвь семьи, которая с того времени стала называться "Кай-Гэндзи Такэда" (Кай - название местности, Гэндзи - исходное коренное имя семьи, и Такэда - новое имя). Семья Такэда развивала свои собственные уникальные формы боевых искусств, в том числе стрельбу из лука, искусство езды на лошади, приемы боя мечом и копьем и Айки-дзюцу. Они дополнили свою эффективную систему ведения боя, в целом называемую "хэйхо", эффективными элементами системы "гунпо" (полевой стратегии), включающей методы запруживания рек (с целью затопить лагерь врагов или оставить их без воды) и рытья туннелей (для добычи золота или проникновения во вражеский замок через подкоп под стеной).

Распад семьи Кай Такэда

К концу эпохи Сэнкогу великая и исключительная семья Такэда породила еще одного воина-героя - Такэда Сингена. Великий талант предводителя и ярость в сражениях он проявил в войне, которую вел против Уэсуги Кэнсина - правителя территории Этиго. Их самое известное сражение произошло у г.Каванкадзима в 1561г.

Своими выдающимися успехами в военных делах Такэда Синген был обязан не только собственному таланту и амбициям, но и выдающейся группе последователей, каждый из которых был в своем роде знаменитостью. Санада Юкитака и его семья достигали выдающихся результатов в бою, даже сражаясь на стороне проигрывающих. Обата Торамори снова и снова показывал себя бесстрашным воином, в от время как Ямамото Кансукэ был блестящим военным тактиком и стратегом. Сочетание их выдающихся способностей на много лет послужило непреодолимым препятствием для военных претензий соседей.

Ямамото Кансукэ изложил учение своего клана в книге "Хэйхо Окуги Сё" ("Внутренние секреты военной стратегии"). Этот выдающийся труд содержит сведения об искусстве владения мечом, приемах захвата (торитэ) и бросков (нагината) без оружия, применении различных видов оружия, атакже об использовании человеческих ресурсов и законах. Вероятно, наиболее ценна вторая часть книги, представляющая собой учебник подлинной стратегии, которая столь же эффективно используется в деятельности современных японских корпораций, как и на полях сражений Японии XVI века.



В 1572 году Такэда Синген столкнулся с Токугава Иэясу и полностью разбил его, но вскоре умер от ран, полученных на пути в Киото. Время и место его смерти не установлено. В апреле 1573 года Такэда Куницугу передал последнее желание и завещание Такэда Сингена их стороннику - Асина Мориудзи, правителю провинции Айдзу. Асина Мориудзи дал ему поместье с большими земельными угодьями и уговорил остаться в своей свите в качестве мастера меча. Предложение было охотно принято, поскольку жизнь ветви Кай семьи Такэда в своем районе стала сложной.

Кавалерия Кацуёри - сына Такэда Сингена - была элитным войском того периода, и многие генералы считали ее непобедимой. Поэтому их 15-тысячная армия уверенно атаковала объединенные силы сёгуна Токугава и Ода Нобунага 21 мая 1575 года. Это сражение вошло в историю под названием Нагасино-но Кассен. Многочисленные конные самураи, вооруженные до зубов и с детства воспитанные с целью убивать или быть убитыми в сражении, выглядели по меньшей мере впечатляюще.

Кровь их врагов должна была застыть при виде всадников Такэда, маневрировавших точно и согласованно на полном скаку. Однако Токугава Иэясу и Ода Нобунага всегда верно и по достоинству оценивали силу и подготовку воинов Такэда, и понимали, что обычными способами их не победить. Поэтому они разработали свои планы, и довольно хорошие, хотя и не соответствующие этике самураев ставящих честь и храбрость превыше всего.

Кажущиеся непреодолимыми волны кавалерии Такэда накатывали на врага и раз за разом их косили в упор залпы мушкетных пуль из фитильных ружей, известных японцам под названием Танэгасима.

Огнестрельное оружие было завезено в Японию без всякого злого умысла в 1543 году Диего Зеймото, участником португальского торгового каравана Фернама Мендеса Пинто, прибывшего в порт Танэгасима, по имени которого и были названы ружья. Пинто известен как один из первых европейцев, посетивших Японию. Через пять с половиной месяцев после того, как Пинто покинул островную империю, опытные японские оружейники уже сделали шестьсот таких ружей, которые называли также "хинавадзю", что буквально означает "оружие, стреляющее с помощью веревки" или "фитильное ружье". Когда в 1556 году он вернулся в Японию в качестве посла вице-короля Португалии дона Алонсо де Норонга, ружей было уже триста тысяч. Сыгравшее решающую роль в истории Японии огнестрельное оружие, решившее исход как битвы при Нагасино, так и сражения при Сэкигахара, установившего правление сёгуната Токугава, не ушло далеко от конструкции мушкетов, завезенных португальцами в Японию в XVI веке.

Этот печальный опыт внедрения цивилизации на Японские острова не прошел мимо такого вдохновенного певца самурайского духа, как Акира Куросава. Именно от коварного огнестрельного оружия, уравнивающего мастера и бандита, гибнут герои его фильма "Семь самураев". А трагическая картина сражения при Нагасино, которое правильнее было бы назвать бойней, венчает его же масштабную кинопостановку "Тень воина".

В тот роковой день двенадцать тысяч самураев, гордость провинции Кай, расстались с жизнью, и для явно проигравшего сражение Такэда Кацуёри не осталось иного выхода кроме возвращения на родную землю. Во время возвращения в Кай было потеряно главное сокровище семьи Такэда - знаменитый шлем, называемый Сувахоссё-но Кабуто, сделанный известным мастером-оружейником Мётином. Эта потеря, казалось, лишний раз потверждало, что поражение было не из рядовых.

В феврале 1582 года силы Ода Нобунага и сёгуна Токугава напали на Кацуёри в его собственных владениях, и после тяжелой битвы против превосходящих сил врагов Такэда Кацуёри, последний из Такэда в провинции Кай, лишил себя жизни принятым у самураев методом сэппуку (более известным как харакири). Таким образом, секретное искусство Минамото-но Ёсимицу, передававшееся от поколения к поколению самураев семьи Такэда провинции Кай, через Такэда Куницугу оказалось передано самураям провинции Айдзу. Так искусство пережило основавшую его ветвь семьи.

Оглавление