Внутреннее ци - это то, что в небесных канонах именуют изначальным ян, а среди медиков - изначальным ци. Содержится внутри тела, потому знаменитые в боевой подготовке и говорят: "внутреннее ци". Это ци прежненебесного Великого Единого. Священная тренировка - это "внешняя пилюля", боевая тренировка - "внутренняя пилюля", но без внешней пилюли достичь ничего не удастся. Накрывает взаимное коренение движение и покоя, есть методы разогревания и взращивания, за счет него тело чудесным образом возвращается к зародышевому состоянию, обычное изучение не затрагивает истоков внутреннего ци, а есть лишь дерганье руками и топанье ногами, захочешь найти изначальный ключ - не удастся. Человек от рождения имеет прежненебесное ци, взращивая шэнь трансформирует в ци, концентрирует ци и трансформирует в цзин, когда родители боронуют цзин то изначально оно концентрируется в опустошенной опасной точке, точка эта спереди проецируется в пупок, сзади - в почки, ни выше и ни ниже, ни правее и ни левее, точно в середине тела, называется тянь-гэнь (небесный корень), прозвана мин-мэнь (врата жизни). Истинный ян и истинный инь целиком скрываются в ней, дух опирается сюда, вдох и выдох сходятся здесь (это ци живое и светлое, излучает шэнь пяти органов, дух легких, разум селезенки, цзин почек стремятся опираться на это руководство. Вдох вбирает живое ци неба и земли, выдох выбрасывает мутное ци внутренних органов. При выдохе ци идет от мин-мэнь через почки, печень, селезенку, сердце и легкие. При вдохе - от легких через сердце, селезенку, печень, почки и мин-мэнь), здесь протекают двенадцать каналов-цзин и пятнадцать коллатералей-ло (имеется в виду система цзин-ло, у человека при вдохе происходит движение на три цуня, и при выдохе движение на три цуня, одно дыхание - шесть цуней. За день и ночь человек делает тринадцать тысяч пятьсот дыханий, за день и ночь - восемьсот десять чжанов, инь и ян двигаются двадцать пять раз, за день и ночь пятьдесят раз обходя вокруг тела, за счет системы цзин-ло достигая полых органов и из плотных органов концентрируясь в цзин-ло). Отсюда достигает почек и рождает кости. Почки - орган воды, вода может породить дерево. Печень - орган дерева, управляет мышцами, мышцы крепятся к костям, значит порождает печень и командует мышцами. Дерево может породить огонь, орган огня - сердце, управляет кровеносными сосудами, значит порождает тело и командует кровеносными сосудами. Огонь может породить землю, орган земли - селезенка, управляет мускулами, значит порождает селезенку и командует мускулами. Земля может породить металл, орган металла - легкие, управляют кожей, значит порождает легкие и командует кожей. Пять полых органов управляются, шесть плотных органов порождаются - так происходит образование формы. На основе чудесного собирания ци Великого Единого и происходит сосредоточение концентрированного ци. Согласно знаниям о боевой подготовке тренировка формы - это координация внешнего, тренировка ци - наполнение внутреннего, внутреннее и внешнее соединяются воедино, становясь твердым словно железо, образуя алмазное непробиваемое тело, достигший такого становится совершенномудрым, он достиг больших высот, покоряет врага как маленького ребенка.