Япония при жизни Мусаси.

Миямото Мусаси родился в 1584 году в Японии в разгар борьбы за возрождение единой империи после четырехвекового периода междуусобиц. Традиционная власть императора была свергнута в Х11 веке, и ,хотя каждый последний император оставался номинальным правителем Японии, его власть была ограничена. С этого момента Япония живет в непрерывных раздорах между удельными князьями, воителями-одиночками и авантюристами, воюющими за землю и власть. В ХУ и ХУ1 веках князья, называемые дайме, возвели огромные каменные замки, чтобы защитить себя и свои земли. Вокруг замков стали расти города. Войны мешали торговле и опустошали страну.

В 1573 году человек по имени Ода Нобуната подчинил себе Японию. Он стал сегуном, военным диктатором, и на протяжении девяти лет ему удавалось сохранять контроль почти над всей страной. Когда в 1582 году Нобуната пал жертвой покушения, браздами власти завладел Тоетоми Хидаеси. Он продолжил работу по объединению Японии, начатую Нобунатой, безжалостно искореняя ростки неповиновения, возродив прежнюю дистанцию между воинами-самураями и прочими людьми, введя ограничение на ношение мечей. "Охота за мечами Хидзеси" - такое название получила эта санкция. Отныне только самураю разрешалось носить два меча - короткий был дозволен каждому, длинный отличал самурая от прочего люда.

Хотя Хидзеси сделал многое для того, чтобы стабилизировать ситуацию и упрочить торговлю, к моменту его смерти в 1598 году внутренние неурядицы не были искоренены окончательно.

Настоящее объединение Японии началось в правление великого Токугавы. В 1603 году Токугава Изясу, в прошлом сподвижник и Нобуната, и Хидзеси, стал сегуном Японии, нанеся поражение Хидзери, сыну Хидзеси, в битве при Сэки-га-Хара.

Изясу разместил свое правительство в Эдо, нынешнем Токио, где у него был большой замок. Его правление было стабильным, спокойным, оно открыло новый период японской истории, продолжавшийся до реставрации монархии 1868 года. Изясу умер в 1616 году. Члены его клана продолжили дело Токугавы, и титул сегуна стал наследственным.

Изясу решительными действиями обеспечил диктатуру. Он демонстрировал показную почтительность императору в Киото, который оставался номинальным правителем Японии, ограничивая его участие в делах правления. Реальная угроза положению Изясу могла быть лишь со стороны князей, и он умело обезопасил себя, разработав систему, при которой все князья были обязаны "посменно" жить в Эдо, жестко ограничив их передвижения по стране. Диктатор раздавал земли в обмен на клятвы в верности и распределил уездные замки вокруг Эдо между членами своего клана. Кроме того, он обладал целой сетью тайной полиции и наемных убийц.

Период Токугавы многое изменил в социальной истории Японии. Чиновничья служба (бюрократия) Токугавы пронизывала буквально все. Под контролем находились не только образование, закон, правительство и чины, но даже костюмы сословий и поведение каждого класса строго регламентировалось. Традиционное для Японии классовое сознание закрепилось в четкую классовую структуру. Существовало 4 основных класса: самураи, земледельцы, люди искусства (художники) и торговцы. Класс самураев был высшим - по достоинству, если не по богатству - включал князей, высших правительственных чиновников, воинов, а также мелкое чиновничество и простых солдат. Ниже в иерархии стояли земледельцы, не потому, что были очень уважаемы, а потому, что производили необходимый для жизни рис. Судьба земледельца была несчастливой, их принуждали отдавать большую часть урожая феодалам и не позволяли покидать свои поля. Далее шли артисты, художники и мастеровые, а ниже всех стояли торговцы, которые были презираемы, но постепенно богатели и тем самым приобретали значительность. Из пределов этой жесткой сословной системы выбивались совсем немногие.

Мусаси принадлежал к самураям. Первое упоминание о них мы находим в системе "Кондей" ("Надежная молодежь"), введенной в 792 году н.э., по которой японская армия, состоявшая до этого в основном из вооруженных копьями пехотинцев, была реформирована и укреплена офицерами, отбиравшимися из отпрысков знатных семей. Они воевали в конном строю, носили доспехи, пользовались луком и мечом. Еще в 782 году император Камму начал строительство Киото, где и появился первый тренировочный зал, который существует и по сей день. Он называется Бутокуден (Будокан), "зал воинских добродетелей". Через несколько лет после этой реформы воинственные айну, коренные жители Японии, упорно отражавшие попытки выжить их из диких обиталищ были оттеснены на север, на остров Хоккайдо.

При Хидаеси и Токугаве огромные провинциальные армии были постепенно распущены. Безработные самураи бесцельно шатались по стране, не находя себе занятия. Мусаси стал одним из таких бродяг, "ронином", "человеком, плывущим по волнам". Множество оставшихся не у дел офицеров оказалось выброшенными в общество, которое продолжало уважать понятие рыцарства, но в нем не стало места для военных.

Постепенно самураи превратились в замкнутое сословие, свято хранившие традиции, беззаветно преданное воинским искусствам. Время расцвета Кендо.

Понятие Кендо - "Путь меча" - в Японии является синонимом благородства. С момента возникновения сословия самураев в восьмом веке военные искусства стали высшей формой обучения, вдохновленной учением Дзен и духом Синто. Школы Кендо появились в начале периода Муромати - примерно в 1390-1600 годах - и, пережив всевозможные перипетии, дожили до наших дней. Сыновья сегунов Токугавы получали образование, изучая китайских классиков и упражняясь в фехтовании. На Западе считают "перо сильнее меча" ("что написано пером, то не вырубишь топором"), японцы же говорят: "бунбу ичи" - "перо и меч в гармонии". И сегодня известные бизнесмены и политические деятели Японии изучают искусство древних школ Кендо, сохраняя традиции многовековой древности.

Итак, Мусаси был ронином в те времена, когда самураи формально считались элитой, но на деле не имели средств к существованию, если не владели замками или землями. Многие ронины отложили свои мечи и стали художниками, артистами, но другие, взыскуя достичь совершенства на опасных путях Кендо, устремились, как Мусаси, к идеалу воина. Дуэли в те времена стали обычным явлением, школы фехтования процветали и множились. Две школы, Итто и Ягью, находились под особым попечением Токугавы, Итто готовило учителей Кендо, Ягью постепенно превратилось в тайную полицию бюрократии диктатора.

Оглавление р