Книга Воды

Дух школы Стратегии Ни Тэн Ити основывается на свойствах воды и эта "Книга Воды" объясняет методы достижения победы посредством длинного меча. Язык ее не изобилует подробными пояснениями, но они могут быть ухвачены интуитивно. Изучай эту книгу, прочти слово, поразмысли над ним. Если будешь толковать смысл сказанного вольно, ты ошибешься в Пути.

Принципы стратегии изложены мною в терминах поединка, но ты должен мыслить широко - так, чтобы постичь понимание битвы, где с обеих сторон - по десятку тысяч бойцов.

Стратегия Ити отличается от других систем тем, что если ты хоть немного уклонишься с верного Пути, то подвергнешься опасностям и попадешь на скользкую дорогу.

Если ты будешь просто перелистывать эту книгу, то ты не постигнешь Пути Стратегии. Впитай сказанное, не просто читай, запоминая или имитируя, но напряженно изучай, чтобы вобрать в свое существо и ощутить принцип собственным сердцем.

Состояние духа.

В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен. Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным. Даже когда твой дух спокоен не позволяй телу расслабляться, не позволяй духу распускаться. Не допускай , чтобы тело влияло на дух и не позволяй духу влиять на тело. Не будь не недостаточно уравновешенным, не вдохновленным сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твое состояние.

Низкие ростом люди должны быть знакомы с духом крупных людей, а крупные - с духом маленьких. Каким бы ты не был (по размеру), не позволяй себе идти на поводу у собственного тела. С духом открытым и несвязанным, смотри на вещи с высокой точки зрения. Ты должен взращивать свою мудрость и дух. Оттачивай свой ум. Понимай меру общественной справедливости, различай добро и зло, изучай Пути различных искусств один за другим. Когда люди не смогут обмануть тебя, ты осознаешь мудрость Стратегии.

Мудрость Стратегии отлична от прочих вещей. На поле боя, даже подвергшись опасности, ты должен неустанно следовать принципам Стратегии, укрепляя дух.

Стойка в стратегии

Прими стойку с прямой головой, не опущенной и не поднятой, не повернувшись в сторону. Твой лоб и брови не должны быть наморщены. Не вращай глазами и не позволяй им мигать, но слегка прикрой их. Контролируй выражение лица, держи линию носа прямо, ощущая, как ноздри слегка раздуваются. Держи затылочную часть шеи прямо: введи энергию в линию волос и затем спусти ее от плеч вниз по всему телу. Опусти плечи, но не выпячивай ягодицы, помести силу в ноги от коленей до кончиков пальцев. Поддерживай внутренности, не вихляй бедрами. Расположи свой меч-компаньон вдоль живота, затяни пояс - это называется заклиниванием.

Поддерживай боевую стойку во всех случаях жизни, сделай ее повседневной. Ты должен хорошо понять это.

Взгляд в Стратегии.

Взгляд должен быть объемный и широкий. У него двойная функция - "восприятия" и "осмотра". Воспринимай сильно, смотри не напрягаясь.

В Стратегии важно видеть дальние вещи как бы вблизи и близкие - словно издали. В Стратегии важно чувствовать меч врага, но не отвлекаться его незначительными движениями. Ты должен постичь это. Взгляд важен и для дуэли и для массовой битвы.

В Стратегии важно уметь смотреть в обе стороны, не двигая глазными яблоками. Ты не можешь развить эту способность быстро. Изучи то, что сказано здесь, используй боевой взгляд в повседневной жизни и не меняй его, чтобы не случилось.

Как держать длинный меч.

Ухвати длинный меч с несколько "плавующим" ощущением в большом и указательном пальцах, средний палец не должен быть ни напряжен, ни расслаблен, а оставшиеся два пальца - сжаты крепко. Плохо, если руки дрожат.

Поднимай меч, имея намерение зарубить противника. Нанося удар, не изменяй хватки, руки твои не должны "скрючиваться". Отводя меч противника в сторону, или отбивая его, или прижимая вниз, слегка меняй ощущение в большом и указательном пальцах. Ты должен быть всегда устремлен поразить противника, не меняя боевой хватки.

Хватка для боя и для испытаний клинка одна.

(Мечи в свое время испытывались высокопрофессиональными мастерами боя. Лезвие зажималось в специальную установку, им производились тестовые удары по трупам, жгутам травы, доспехам, металлическим пластинам и т.п.).

Не существует такой позиции, как "хватка для удара по человеку".

Вообще, я не люблю фиксированности ни в мече, ни в кисти, Фиксация означает мертвую руку. Подвижность - это жизнь. Держи это в уме.

Работа ног.

(В разных школах используют разные методы перемещений. "Ин-Ян" или "Инь-Янь", по-японски, - это взаимодействие движения женского-мужского, темного-светлого, правого-левого характеров. Мусаси ниже отстаивает свой метод перемещения - метод "ровного ума", хотя и делает акцент на важности других параметров - тема правой и левой ног возникает в "Книге Ветров". Старые школы Дзюдзюцу предлагали начинать атаку левым выпадом вперед.).

С несколько "плавающими" кончиками пальцев, твердо ступай на пятки. Быстро ли движешься, медленно ли, большими шагами или маленькими. ноги должны двигаться как при нормальной ходьбе. Я не люблю методы передвижения, известные как "прыгающая нога", "плавающая нога" и "фиксированный шаг".

Так называемый шаг "нога Инь-Янь" важен для Пути. Не двигай только одной ногой. Спокойно работай левой-правой, нанося удары, отражая их или отступая. Не отдавай какой-либо ноге преимущества.

Пять положений тела.

Существуют 5 положений тела: Верхнее, Среднее, Нижнее, Правостороннее и Левосторонннее. Несмотря на различия, единственное предназначение их - атаковать противника. Кроме этих - других положений не существует.

В каком бы положении ты не пребывал, не старайся фиксировать его, думай лишь об атаке.

Твоя поза может быть широкой или узкой соответственно ситуации. Верхнее, Среднее и Нижнее положения - твердые (устойчивые). Лево- и Правосторонние позы - текучие. Лево- и Правосторонние позы используют, когда существует препятствие над головой или сбоку. Решение, какую позицию принимать, зависит от места.

Сущность пути в следующем. Ты должен глубоко понять вот что. Среднее положение - сердце всех положений. Если рассматривать Стратегию в широком масштабе, среднее положение занимает в ней место командующего. Прочие положения ему подчиняются. Пойми это.

Путь длинного меча.

("Путь" понимается здесь как дорога судьбы и как лезвие клинка. Естественные движения меча ассоциируются с естественным поведением самураев согласно этике кендо.)

Стратегия длинного меча означает, что мы способны двумя пальцами вращать оружие, которое обычно носим. Если мы хорошо поймем дорогу меча, мы сможем вращать его легко.

Если ты попытаешься вести большой меч быстро, ты уклонишься с пути. Чтобы меч шел хорошо, ты должен вести его спокойно. Если ты попробуешь двигать им, словно складным веером, ты совершишь ошибку. Ты не сможешь одолеть человека длинным клинком, применяя прием "шинковки коротким мечом".

Когда ты провел удар длинным мечом вниз, подними его прямо вверх, когда атакуешь вбок, вращай меч по боковой траектории. Возвращай меч разумным путем, всегда широко отставляя локти. Таков Путь длинного меча.

Если ты хорошо изучишь 5 правил моей Стратегии, ты хорошо поведешь меч. Ты должен постоянно тренироваться.

Пять подходов к врагу.

(Кто может понять методы Мусаси? Для этого необходимо изучать приемы традиционных школ и практиковаться в базовых атаках. Нужно помнить, что боевой прием может начинаться с гораздо большего расстояния, чем это может казаться на первый взгляд. Говорят, что человек, повидавший смерть на конце меча, обладает повышенным пониманием боя.)

1. Первый подход - начинается со Среднего положения твоего тела. Встречай противника концом меча против его лица. Когда он атакует, отведи меч вправо и "оседлай" его. Или же отрази нападение, отклонив лезвие его клинка ударом сверху. Задержи свой меч, там где он есть, и, когда противник возобновит атаку, нанеси режущий удар снизу. Это - первый совет.

Ты должен упорно тренироваться, используя длинный меч, чтобы изучить 5 подходов. Когда ты овладеешь моим Путем. ты сможешь контролировать любую атаку противника. Уверяю тебя, нет других подходов к противнику, кроме подходов Ни То.

2.При втором подходе из Верхнего положения атакуй противника длинным мечом в тот же момент, когда он нападает на тебя. Если противник ушел от твоего удара, задержи свой меч там, где он есть, и, "подгребая" снизу, рази врага, когда он возобновит атаку. Повтори выпад.

Тут существую разнообразные вариации, зависящие от темпоритма и настроения схватки. Ты сможешь понять их, тренируясь в школе Ити. Ты будешь непобедим при помощи моих 5 методов длинного меча. Тренируйся снова и снова.

3. В третьем подходе прими Нижнее положение, подготовившись к "подгребанию" (удару снизу). Когда противник пойдет в атаку, ударь по его рукам. Он может попытаться отбить твой меч вниз. В этом случае полосни по его верхней руке горизонтально с ощущением "пересечения". Это означает, что ты разишь противника из нижнего положения в тот самый момент, когда он атакует тебя.

Ты будешь часто использовать этот прием - и как начинающий, и в более поздней Стратегии. Ты должен тренироваться держать длинный меч.

4. Четвертый подход. Прими левостороннее положение. Когда противник атаковал, полосни по его рукам снизу. Если в этот момент он попытается придавить твой меч, уклонись с траектории его клинка и с ощущением первого удара проведи секущую атаку наискосок от своего плеча.

Таков Путь длинного меча. Этим способом ты побеждаешь, уходя с траектории атаки противника. Ты должен изучить его.

5. В пятом подходе меч находится в Правостороннем положении. В соответствии с ритмом атаки противника переведи свой клинок косым двиением в Верхнее положение. Затем атакуй прямо сверху.

Этот метод подходит для полного познания Пути длинного меча. Если ты овладеешь этим способом, ты сможешь свободно вращать тяжелое оружие.

Я не могу подробно описать все варианты применения этих 5 подходов. Ты должен хорошо познакомиться с моим Путем "гармонии длинного меча", затем, изучив широкомасштабное понимание темпоритма, понять ритм перемещений клинка противника и с самого начала привыкнуть к 5 способам атаки. ты всегда будешь побеждать противника, варьируя эти методы в соответствии с настроением противника. Ты должен тщательно проработать сказанное.

Изучение "положения-не-положения".

"Положение-не-положение" ("стойка-не-стойка") отрицает необходимость пользоваться в бою известными положениями длинного меча.

Но даже и тут - положения работают как 5 способов держать длинный меч. Как бы ты ни держал меч, он должен располагаться так, чтобы было легко провести атаку противника в соответствии с ситуацией. Из Верхнего положения, когда дух твой снижается, ты можешь перейти к Среднему положению, и из него , слегка подняв меч, вновь принять Верхнее. Из Нижнего положения ты можешь перевести клинок в среднее, Если того требует ситуация. Соответствуй ситуации. Перевод меча из Правосторонней или Левосторонней стойки к центру утверждает тебя в средней или нижней позициях.

Этот принцип называется "существующим-несуществующим".

Помни, когда в руках твоих меч, ты должен поразить противника, чего бы это тебе не стоило. Когда ты парируешь удар, наносишь его, делаешь выпад, отбиваешь клинок меча противника, ты должен сразить противника тем же движением. Достигай цели. Если ты будешь думать только о блокировании ударов, выпадах и касаниях, ты не сможешь действительно достать врага. Более, чем о чем бы то ни было, ты должен беспокоиться о том, как провести свой удар сквозь его защиту и достичь цели. Тщательно изучи сказанное.

Это направление в Стратегии большого масштаба называется "боевой порядок". Такие устремления - залог победы в битве. Фиксирование положения плохо. Помни об этом.

Наносить удар "синхронно" "одним махом".

Понятие "синхронно" означает: когда ты сблизился с противником, атакуй его так быстро и резко, как только возможно, не двигая телом, не устанавливая дух, пока ты видишь, что враг еще в нерешительности. Атаковать до того, как противник решил, что делать, и есть поразить "одним махом".

Неустанно тренируйся, чтобы уметь наносить удар в мгновение ока.

"Двойная абдоминальная согласованность".

Ты атакуешь и противник быстро отходит. Увидев, что он напрягся, симулируй секущую атаку. Затем, когда он расслабился, сокращай дистанцию и нападай вновь. Это - "двойная абдоминальная согласованность".

Трудно постичь суть приема, склоняясь над книгой, но ты скоро все поймешь, руководствуясь краткими наставлениями.

Не имей никаких намерений, не строй никаких замыслов.

("Мунэн Мусо" - означает способность действовать спокойно и естественно даже перед лицом смертельной опасности. Здесь проявляется высочайшая гармония воина с бытием, когда мысли человека и его действия спонтанно едины).

Когда противник нападает, а ты сам решаешь атаковать, ударь своим телом, ударь своим духом, Ударь из Пустоты своими руками, мощно увеличивая скорость. Это - атака "никаких намерений, никаких замыслов".

Это - наиболее действенный способ проведения атаки. Он часто используется. Ты должен упорно тренироваться, чтобы понять его.

Атака "текущей воды".

Атака "текущей воды" используется, когда ты схватился с противником клинок к клинку вплотную. Когда он разрывает контакт и быстро отходит, старайся нанести стремительный удар своим длинным мечом, расширь свое тело и дух насколько возможно и бей по врагу, но медленно, повторяя его движения, как прибывающая вода. Если ты научишься этому, ты сможешь атаковать наверняка. Тут важно ясно видеть уровень квалификации противника.

Продолжительная атака.

Когда ты атакуешь и противник нападает тоже, когда ваши клинки устремляются навстречу друг другу, одним движением старайся поразить его голову, руки и ноги. Когда бьешь в несколько точек тела врага одним взмахом меча, этот выпад называется "продолжительная атака". Ты должен отработать этот прием, его используют часто. Непрестанно упражняясь, ты добьешься успеха.

Атака "Огня и Камней".

Атака "Огня и Камней" означает вот что. Когда твой длинный меч и меч противника столкнулись, ты наносишь удар так мощно, как только можешь, не поднимая меч ни на йоту. Это означает атаковать стремительно руками, торсом и ногами - все эти части тела участвуют в броске. Если будешь тренироваться достаточно упорно, сможешь добиться сокрушительной мощи удара.

Атака "Красных Листьев".

Атака "Красных Листьев" означает сбить вниз меч противника. Когда враг стоит перед тобой, держа меч в одной из позиций, готовый атаковать, наносить удары и парировать их, обрушь на его клинок "атаку Огня и Камней", действуя в духе "никаких намерений, никаких концепций". Если ты собьешь вниз конец его меча с неким "прилипающим" ощущением, он непременно выронит оружие. Длительные тренировки помогут тебе в будущем. Ты сможешь обезоружить любого врага. Тренируйся непрерывно.

Тело вместо длинного меча.

А также "меч вместо тела". Обычно мы приводим в движение тело и меч одновременно, чтобы поразить противника. Однако в зависимости от метода нападения врага, ты можешь сперва бросится на него своим телом, а потом пустить в ход клинок. Если его корпус неподвижен, можешь сначала ударить мечом, но лучше бей телом. Ты должен хорошо изучить практику этой атаки.

Рубящий и режущий удары.

Рубить и полосовать - две разные вещи. Рубящий удар, каким бы он ни был, - решителен, его наносят с твердым намерением завершить схватку. Режущий удар - лишь касается противника. Даже если ты полоснул сильно, и даже если врага мгновенно убил, это "полосование". Когда рубишь, твой дух решителен. ТЫ должен принять это. Если ты сначала полоснул по ногам или рукам противника, сразу же нанеси мощный рубящий удар. Дух рубящего удара - тот же, что у касания. Когда ты поймешь это, они станут неразличимы. Хорошо изучи сказанное.

Тело китайской обезьяны.

"Тело китайской обезьяны" (имеется в виду короткорукая обезьяна) - это настроение не-вытягивания своих рук. Это решимость проникнуть за линию обороны противника, нисколько не распрямляя рук до того, как противник пойдет в атаку. Если ты внимателен к тому, чтобы не вытягивать руки, ты находишься на достаточно большом расстоянии от врага. Настраивайся "войти" всем телом. Когда проникнешь в зону поражения рукой, за ней легко потянется тело. Хорошо изучи этот прием.

Атака "клея и лаковой эмульсии".

Прием "клея и лаковой эмульсии" состоит в том, чтобы срастись с противником и не отделяться от него. Сблизившись с врагом, прочно "прилипни" к нему телом, головой и ногами. Люди склонны быстро продвигать вперед конечности, тело же остается позади, ты должен прилипнуть к врагу намертво, так, чтобы не оставалось не малейшего зазора между твоим и его телом. Обдумай это положение.

Борьба за высоту.

Под "борьбой за высоту" понимается следующее: когда ты сблизился с противником, борись с ним за господствующее положение без страха. Распрями ноги, бедра, вытяни шею - надвигайся на него лицом. Когда решишь, что выиграл, мощно "ломай" врага. Подумай о сказанном.

Ощущение липкости.

Когда противник атакует, атакуй и ты, бей с ощущением липкости и фиксируй свой меч на лезвии клинка врага, гася его атаку. Дух липкости - не в том, чтобы нанести мощный удар, а в том, чтобы мечи ваши трудно разъединялись. Тут лучше всего действовать возможно более спокойно. Различие между "липкостью" и "сцеплением" в том, что прилипание прочно, а сцепление слабо. Ты должен понять это.

Удар телом.

Удар телом означает: достать противника сквозь брешь в его защите. Намерение состоит в том, чтобы ударить его своим корпусом. Слегка отверни лицо и ударь противника в грудь выставленным левым плечом. Подходи с намерением отбросить врага прочь, бей так мощно, как только сможешь, согласовав удар с дыханием. Если ты освоишь такой метод сближения с противником, ты сможешь отшвырнуть его на 3-6 метров. Можешь бить врага, пока он не умрет. Тренируйся тщательно.

Три способа отразить атаку.

Вот 3 метода парировать атаку:

Во-первых, отбивать меч противника вправо от себя, как бы целясь в его глаза, когда он наносит удар.

Или парировать нападение, отбивая меч противника к его правому глазу, с ощущением отсекания его шеи.

Или, когда у тебя короткий "длинный меч", не беспокоясь о том, чтобы отвести клинок врага, быстро сближаешься с ним, ударяя его в лицо левой рукой.

Вот 3 метода наскока. Ты должен помнить, что всегда можешь сжать левую руку в кулак и ударить противника в лицо. Поэтому необходимо хорошо тренироваться.

Укол в лицо.

"Уколоть в лицо" означает намерение поразить врага в лицо концом своего меча с линии клинков. Если ты собираешься нанести такой укол, значит, лицо и тело противника уязвимы. Когда противник становится доступен - он побежден. Сосредоточься на этой мысли. Не забывай об уколе в лицо. Ты поймешь ценность этой техники, упражняясь.

Укол в сердце.

"Уколоть в сердце" означает следующее. Когда в бою возникают помехи сверху или с боков, и вообще, когда трудно нанести рубящий удар - коли. Бей в грудь противника, не давая концу своего меча колебаться. Покажи врагу тыльную сторону гарды, отклоняя его меч. Применение этого способа полезно, когда мы устаем или когда наш меч по каким-то причинам не может рубить. Ты должен освоить эту технику.

Отшить "Тат- ТАТ!"

"Отшить" означает следующее: когда противник пытается контратаковать, отвечая на наш выпад, ты тут же контратакуешь снизу, как бы нанося укол, стараясь сдержать натиск. В очень быстром темпе затем наноси рубящий удар, "отшивая" врага. Укол вверх: "Тат" - и рубящая атака: "ТАТ!" Такая связка снова и снова встречается при обмене ударами. Способ "отшить Тат-ТАТ!" состоит в том, чтобы соединить рубящую атаку с подъемом меча, когда ты симулируешь укол. Изучай этот прием посредством непрерывной практики.

Шлепающее парирование.

Под "шлепающим парированием" понимается вот что: когда скрещиваешь оружие с оружием противника, ты принимаешь его рубящую атаку на свой меч в ритме "тин-дам. тин-дам", "шлепая" по его клинку и тут же шлепнуть рубя сам. Смысл не в том, чтобы парировать удар или стукнуть посильнее. Надо "шлепнуть" по мечу противника в ритме с его натиском, изначально намереваясь провести рубящую атаку. Если правильно уловишь ритм "шлепка", как бы сильно ни столкнулись мечи, конец твоего клинка не уклонится назад ни на йоту. Ты должен усердно заниматься, чтобы овладеть этой техникой.

Много противников.

Техника "много противников" применяется, когда дерешься один против многих.

(Мусаси считается изобретателем стиля Двух Мечей. Его школу называют "Нито Рю" - школа двух мечей или "Нитэн Рю" - школа двух небес". Он пишет, что 2 меча применяются, когда противников много. Самураи же практиковали фехтование с мечом в каждой руке, чтобы получить реальное преимущество на дуэли. Сам Мусаси никогда не использовал двух мечей против одного, даже очень искусного противника.) Обнажи меч и меч-компаньон и прими широкую лево-правостороннюю стойку. Смысл в том, чтобы гонять врагов из стороны в сторону, даже если они нападают со всех четырех сторон. Наблюдай за последовательностью, в которой они нападают, и встречай сначала тех, что нападают первыми. Широко води глазами вокруг, тщательно изучай порядок нападения, руби попеременно левой и правой рукой. Ожидание пагубно. Постоянно быстро восстанавливай свою позицию, наседай на врагов, по мере приближения отбрасывай их в том направлении, откуда, они подходят. Что бы ты ни делал, прижимай противников друг к другу, как бы связывая кукан с рыбами, и когда они оказываются в куче, мощно рази их, не давая им пространства для маневра.

Преимущество в начале схватки.

Ты можешь принять за веру, что Стратегия длинного меча непобедима, но ее Путь не может быть изложен на бумаге. Ты должен усердно тренироваться для того, чтобы понять, как побеждать.

Устный урок (в других школах Кендо тоже существовали устные уроки, как противоположность обучению формальной технике) "Истинный Путь Стратегии явлен в длинном мече".

Одна атака.

Ты наверняка можешь победить в духе "одной атаки". (Что бы это ни означало, полезно вспомнить "китацу гачи", технику Кири Отоси школы Ити Рю, где один удар обеспечивает и атаку, и защиту, ломая меч и дух противника, и родственную технику "Ити Но Тачи" - "длинный меч Единого" стиля Синто.) Трудно обрести это, если ты не изучил стратегию как следует. Если ты будешь хорошо упражняться на истинном Пути, стратегия выйдет из твоего сердца и ты сможешь побеждать своей волей. Усердно тренируйся.

Прямая связь.

Смысл "прямой связи" в возникновении и восприятии истинного Пути школы Ити То Рю.

Устный урок: "Обучи стратегии свое тело".

Описанное в настоящей книге есть очерк фехтования школы Ити.

Чтобы научиться побеждать в Стратегии длинного меча, сначала изучи пять положений тела и пять подходов ко врагу и впитай естественным образом в свое существо Путь длинного меча. Ты должен понять настроение и темп схватки, естественно управляться с длинным мечом и двигать руками и ногами в гармонии со своим духом. Победив одного или двоих, ты поймешь, что главное в Стратегии.

Изучай содержание этой книги тему за темой, и сражаясь с противниками, ты поймешь постепенно принципы Пути.

Осознанно, терпеливо впитывай достоинства учения, время от времени участвуя в схватках. Сохраняй дух пути, когда бы ты ни скрестил меч с противником.

Шаг за шагом иди по дороге в тысячу километров.

Изучай стратегию в течение долгих лет и закали дух воина. Сегодня - победи себя вчерашнего, завтра - победишь низких людей. Далее, чтобы справиться с более умелыми, тренируйся согласно этой книге, не позволяя своему сердцу свернуть на боковую дорожку. Помни, если убьешь врага приемом, не основанном на том, чему ты научился, это не истинный Путь.

Если ты достигнешь наш Путь побеждать, ты будешь способен справиться с несколькими десятками человек. Что остается делать - это шлифовать умение фехтовать, чего ты можешь достичь в сражениях и поединках.

п Оглавление р