В: Должен ли новичок использовать силу в "толкающих руках"?

О: Нет. Песня Толкающих Рук говорит: "Будь сознателен в ОТРАЗИТЬ, ОТКАТИТЬСЯ, НАДАВИТЬ, ТОЛКАТЬ". Все они должны ясно различаться. Надавить и толкнуть выполняется на передней ноге, а отразить и откатится на задней. Для начала следуют принципам и практикуют несколько сотен или тысяч раз в день и ваши ноги естественно обретают корень, а поясница становится гибкой. После года практики, вы можете пробовать определять местонахождение энергии оппонента. После вы переходите к свободным "толкающим рукам" и вы можете толкать так, как вам хочется. Но если вы начнете спешить, то станете использовать силу, и тогда применение силы станет привычкой, и вы не сможете достичь высокого уровня.

В: Cодержат ли ОТРАЗИТЬ, ОТКАТИТЬСЯ, НАДАВИТЬ и ТОЛКНУТЬ многочисленные изменения?

О: Эти четыре движения содержат бесчисленные изменения. Например, вы можете толкать легко и проворно или сильно и тяжело, с тяжестью слева или легкостью справа или наоборот, или с руками, сходящимися или расходящимися при толчке. Вы можете надавливать прямо вперед или по диагонали, добавляя локоть или меняя ладони и руки. Или вы можете приспособить точку для надавливания на вашей руке. Если центральное направление надавливания изменяется, тогда используете другую точку на руке. Каждая точка в одно и то же время находится на прямой и кривой линии. Поэтому, вы используете прилипающую энергию к каждой и любой точке, затем выпускаете энергию, ища прямое в искривленном. Вы можете надавливать разгибаясь или сгибаясь, всегда отвечая на изменения оппонента. Используйте ОТРАЗИТЬ прямо перед собой или горизонтально, вверх или вниз, всегда прилипая к руке или ладони оппонента и постоянно изменяя направление, чтобы не позволить ему найти найти центр на вашей руке или ноге, на котором он мог бы испустить энергию. Если он нашел ваш центр, измените направление быстро, но не отсоединяйтесь. Если оппонент отсоединился, быстро вытолкните его- это называется "встречающий отсоединение толчок". Используйте ОТКАТИТСЯ вверх или вниз, а может быть и горизонтально, добавляя цепляющую энергию чтобы сломать руку оппонента.

В: Что более важно- "толкающие руки" с фиксированным шагом или с движущимся шагом?

О: "Толкающие руки" с фиксированным шагом тренируют поясницу, которая, если она достаточно гибкая, может нейтрализовать энергию оппонента без использования передвижения стоп. Толкающие руки в движении тренируют как шаги так и поясницу. Если оппонент двигается быстро, вы должны сделать шаг. Если вы сумеете нейтрализовать при помощи поясницы и проворно шагать, то тогда вы сможете быстро изменять направление и легко находить возможности для атаки.

В: Как используется Да-Лю?

О: Да-Лю действует в четырех углах, используя Цай (потянуть руку оппонента, чтобы он не мог изменить направление), Ляй (прямой удар, прерывающий энергию оппонента), Чжоу (локоть), Као (плечо). Движения Да-Лю большие и быстрые. Если у вас слабые ноги, то вы не можете передвигаться с требуемой легкостью и проворством.

В: Помимо Пэн, Лю, Чжи, Ань, Цай, Ляй, Чжоу, Као (СХВАТИТЬ ВОРОБЬЯ ЗА ХВОСТ), существуют ли другие боевые приемы, которые использует тайчжи?

О: Другие методы, о которых я слышал (но не знаю применения) есть хватание за связки, атака в акупунктурные точки и специальные техники захватывания и управления.

В: Говорят, что я не должен использовать силу в "толкающих руках". Но если мой оппонент сильный и использует много силы против меня, что я могу сделать?

О: Если вы опережаете силу и практикуете "толкающие руки" в течении нескольких лет, вы будете иметь естественную энергию (пэн чжинь), которая остановит силу оппонента без напряжения. Если начинающий практикует расслабление в течении нескольких лет, не имея напряжения ни в одном месте или практикует толкающие руки используя ОТРАЗИТЬ, он может развить эту энергию. Обычно это называют энергией "старого быка".

В: Каким принципам надо следовать при выполнении "толкающих рук"?

О: Лучшее для практики "толкающих рук"- следовать принципам, изложенным в трактате Ван Цзунюя. Если вы не уделяете им внимания, то это ошибка.

В: Помимо этого, существуют ли другие руководства?

О: Комментарии на Классиков Ли Ию (Пять Тайных Иероглифов) также очень хороши. Вот в кратче их содержание: 1) Спокойствие, 2) Проворство, 3) Дыхание, 4) Внутренняя Сила, 5) Дух.

В: Всегда ли более сильный побеждает в "толкающих руках"?

О: Ситуация напоминает две армии на поле сражения: победит та, у которой стратегия лучше. Несмотря на мужество, если у армии нет стратегии, она проиграет. В тайчжи то же: вам нужно иметь план. Также, тот, кто имеет больше ума (и) победит. когда мой противник использует силу, я знаю эту силу, но он не может знать мой ум, поскольку он такой изменчивый. Он может быть пустым или полным, ясным или туманным и как только одна мысль ушла, другая тотчас занимает ее место, и когда вторая уходит, третья уже пришла. Именно поэтому Лао-цзы сказал: "Одно рождает два, два рождает три, три рождает множество". Изменения не имеют предела. Те, кто используют силу, ограничены силой и не могут изменятся с легкостью. Используя ум, проворно двигаешься, идешь произвольно в любом направлении и испускаешь энергию подобно молнии: тогда оппонент непременно упадет и даже не поймет, как это случилось. Вот почему ум лучше чем сила.

В: Что такое "энергия слушания" (тин чжинь) в "толкающих руках" и используете ли вы для выделения этой энергии только руки или же можно использовать любую другую часть тела?

О: Энергия слушания есть способность чувствовать силу, направление и длину приходящей энергии. Практикуйте сначала с помощью рук, а позже и со всем телом. Это чувство развивается в месте, в котором вы прилипаете к оппоненту и с помощью него вы можете нейтрализовать ладонь или кулак так, что он ударяет пустоту. Эта способность называется действительным пониманием энергии слушания.

В: Прилипая к оппоненту, какую технику вы можете использовать чтобы толкнуть его, сделав лишь небольшое движение?

О: В Классиках имеются слова, которые отвечают на этот вопрос:" Если есть верх, то есть и низ, если есть перед, то есть и зад, если есть лево, то есть и право." Это значит сначала соблазнить его выгодой и затем атаковать. Сунь-цзы говорит: "Если спереди подготовлено, тогда сзади в небрежении; если сзади подготовлено, тогда перед в небрежении; если слева подготовлено, тогда право в небрежении и если справа подготовлено, то слева в небрежении. Если везде подготовлено, то все в небрежении. Пренебрегать значит не быть готовым."

В: Можно ли иметь энергию слушания без прилипания?

О: Возможно. Внутренняя школа имеет три уровня: Чжин преобразуется в Чи, Чи преобразуется в Шэнь и Шэнь преобразуется в Сю (пустоту). Если достигаешь первого уровня, тело становится сильным и внешние силы не могут проникнуть. Если достигаешь второго уровня, то практика преобразует тело так, что оно немедленно отвечает на движения ума. Если достигаешь третьего уровня, то забываешь об оппоненте и себе, тело и ум более не существуют, но становятся пустыми. Достигая этого уровня, можешь управлять оппонентом, не прикасаясь к нему.

В: Имеет ли тайчжи метод хождения по кругу и изменения без границ, подобный тому, который имеется в Ба-гуа?

О: Как-то Ян Шаохоу учил меня методу, в котором два человека соприкасаясь правыми кистями, чертят круг снизу до верху, одновременно вращаясь вправо, оставляя правые ноги внутри. Левые стопы немного подшагивают вперед- "шагая подобно кошке". Затем они соединяют левые кисти и ставят левые стопы внутрь. После они шагают вперед правыми ногами и поворачиваются налево. Это упражнение для практики прилипания, воплощающее тин чжинь, но поскольку стопы меняются, нет отличия от метода, используемого в Ба-гуа.

В: В тайчжи мы стремимся к податливости, но в чем польза податливости?

О: Стремление к податливости позволяет вам разбить все ваше тело на куски. Если оппонент толкает ваше предплечье, то локоть не движется; если толкает в локоть, то он движется, но плечо остается неподвижным; если в плечо, то оно движется, но корпус остается неподвижным; если в корпус, то он движется, но поясница неподвижна; если в поясницу, то она движется, но ноги не движутся. Этот процесс делает вас устойчивым как гора. Когда вы разряжаетесь в оппонента, тогда из стоп, по ногам к пояснице, корпусу, плечам, локтям и кистям- все связано в единое целое, разряжение энергии подобно стреле, направленной в цель. Если вы не можете расслабится, то ваше тело подобно единому куску, и даже хотя оно и является сильным, более сильный человек сможет толкнуть вас как один кусок и приведет вас в неустойчивое положение. Поэтому податливость невероятно важна. С помощью нее вы можете атаковать будучи единым куском и защищятся, будучи набором разрозненных кусков; в этом случае вы сумеете быть расслабленным и твердым, проворно шагая вперед и назад, вещественное и невещественное будут распределены так, как это нужно. Имея эти способности, вы овладеете всем применением тайчжи.

В: Если тайчжи не использует силу для сопротивления. то почему нельзя толкнуть тех, кто достиг успехов в практике тайчжи?

О: Хотя тайчжи и не использует силу для сопротивления, но практикуя без использования силы, вы производите пэн чжинь (отражающая энергия), которая находится не только в обеих руках, но и во всем теле. Если достигаешь высокого уровня, иногда- даже если и не нейтрализуешь- то все равно невозможно столкнуть из-за того, что противостоящая сила очень велика. Ключ к этому в том, чтобы не сопротивляться намеренно, но развивать чувство устойчивости, подобное устойчивости горы.

В: Иногда, используя силу против оппонента, ничего не чувствуется. Почему это происходит?

О: Это хуа чжинь (нейтрализующая энергия), бу туй бу тин (не отделяться и не сопротивляться). Независимо от того, является ваша нейтрализация короткой или длинной, медленной или быстрой, она должна соответствовать толчку оппонента. Он будет чуствовать, будто касается ветра или тени; куда бы он ни пошел, везде он встречает одну лишь пустоту. Наблюдателю форма кажется очень очень легкой, но в действительности, это вовлекает дух до такой степени, что наблюдатель не осознает то, что вы все время используете ноги и поясницу. Это и называется "быть легким как перо".

В: Можно ли использовать технику захватов в "толкающих руках"?

О: Можно, но вы не должны использовать силу в тайчжи. Существуют три возможности для такой техники: 1) Я хватаю руку оппонента и тяну так, что он не может изменить направление или уйти назад; 2) Когда я не иду против его силы, но вместо этого поднимаюсь немного и поворачиваюсь, одновременно заставляя его силу естественно разорваться, он следует моему изгибу и возвращается в исходное место, но не может перекрыть мою руку (этот прием более содержит геометрию и использует принцип рычага); и 3) Когда моя внутренняя сила огромна, я могу слегка прилипнуть к оппоненту и он не сможет двинутся. Первый и второй методы есть просто приемы, но третий требует участия чжинь (внутренней силы). Если у вас есть техника, но нет внутренней силы, или у вас есть внутренняя сила, но нет техники, вам не следует использовать технику захватов. Обе вещи важны для того, чтобы применение этой техники было успешным.

В: Классики говорят об "оставлении себя и следовании за другими". Значит ли это, что я не могу ничего сделать по моему собственному желанию?

О: Вот слова Лао-цзы: "Если мы хотим что-то взять, то сначала мы должны что-то отдать"- "поманить птичку". Преследование оппонента на далекой или близкой дистанции основывается на моем уровне. Если мой уровень низкий, то я следую ему на длинной дистанции и только когда его сила потрачена, я атакую его. Если мой уровень выше, я могу следовать за ним на более короткой дистанции и ждать, пока его сила не разорвется на полпути и затем контратаковать. Если мой уровень очень высок, мне нужно лишь немного следовать ему и когда его сила разрывается, я могу немедленно контратаковать. Иногда я могу прилипнуть к противнику и он не может испустить свою силу. Я же могу разрядится в него когда захочу. На этом уровне мне не нужно следовать оппоненту и я могу принимать мои собственные решения.

В: Говорят, что когда разряжают, то погружаются, расслабляются и концентрируются в одном направлении. Значит ли это, что чжинь всего тела идет туда же?

О: Да, когда вы разряжаетесь используя чжинь всего тела, оппонент будет отброшен очень далеко. Если вы разряжаетесь, используя силу всего лишь двух рук, то он отлетит недалеко. Испускание чжинь в тайчжи является длинным и если уровень достаточно высок, то движение выглядит коротким. Иногда нет даже чувства движения перед тем, как оппонент вытолкнут, поскольку движение короткое, а чжинь длинный.

В: Классики далее советуют "Не двигайся, когда оппонент атакует, будь спокоен и двигайся в неподвижности". При выполнении "толкающих рук", как мы можем найти неподвижность в движении?

О: В "толкающих руках", когда вы прилипаете и следуете вращениям оппонента, вы должны оставаться тихим. Если вы этого не делаете, вы не можете быть уравновешенным или спокойным и если он следует и затем испускает, то он вас вытолкнет. Когда вы спокойны в движении, вы можете слушать, интерпретировать его энергию, и вас нельзя будет легко столкнуть. Оставаясь спокойным, сохраняйте идею движения- если вы не делаете так, то это будет "спокойствие трупа", и оппонент легко доберется до вас.

В: Почему происходит, что когда я использую пэн, лю, чжи, ань, я могу столкнуть одного оппонента, но не другого?

О: У каждого человека различна степень податливости. Некоторые имеют мягкие руки и жесткую поясницу, другие наоборот. Или некоторые и спокойные и податливые. Поэтому результаты различаются. Не сосредотачивайтесь на тех частях тела, которые легко сдвинуть и толкайте те, которые тяжело сдвинуть или же воздерживайтесь от толкания до тех пор пока он не прекратит движения. Другими словами, найдите жесткую часть в его теле и, если вы не можете толкнуть его пока он движется, ждите до тех пор, пока он не остановится.

В: Что вы имеете ввиду под "легко-толкнуть" или "трудно- толкнуть"областью?

О: Если есть область, которая живая и проворная и противоположная ей по качеству, то вы должны толкать последнюю.

В: Что имеется в виду, когда говорят о моменте "легко- разрядить" или "трудно-разрядить"?

О: Если оппонент движется и его направление изменилось, а вы не можете найти его центр, то это называется моментом, когда "трудно разрядить". Если один центр оппонента исчез, но появился другой, то это называется моментом, когда "легко разрядить".

В: Что значит "отступить для того, чтобы продвинутся"?

О: Это значит, что когда оппонент наступает, я отхожу, но оставляю мои руки прилипшими к нему, однако продолжая движение назад. В то же время я шагаю вперед и когда его сила потрачена, мои ладони следуют моей пояснице и освобождают силу. Тогда он будет вытолкнут.

В: Тайчжи стремится не разъединяться и не сопротивляться; однако, если обе стороны знакомы с прилипанием и слушанием и оба не разъединяются и не сопротивляются, то кто приобретет преимущество?

О: Если руки оппонента имеют способность слушать, у меня не будет шанса; однако, если его тело не имеет такой способности, я могу внезапно изменить направление и толкая его тело, я могу иногда разрядится в него. Чжинь может быть разорван, но ум не рвется.

В: Можете ли вы слушать чжинь оппонента, без действительного прилипания к нему?

О: Обычно, когда я подхожу к оппоненту, я могу слышать его и он не может толкнуть меня, потому что я могу слушать его чжинь. Если я не подошел к нему вплотную, а он, однако, вытолкнул меня, то это потому, что я не могу чувствовать его "не прилипающий чжинь". Хотя исключительные люди могут слушать чжинь, не прилипая к оппоненту.

Оглавление