В: Как используется борьба тайцзи?

О: Боксирование тайчжи имеет более 70 позиций, все могут быть применены в борьбе. Но если все позиции предназначены для борьбы, то почему мы должны изучать "толкающие руки"? Потому что свободный бой тайчжи выходит из слушающей энергии "толкающих рук". Только когда у вас есть такая энергия, вы можете использовать свободный бой правильно. Если вы не можете прилипнуть к оппоненту, то тогда вы не знаете тин чжинь (слушающая энергия) и ваш свободный бой будет похож на блокирование и разъединение внешних школ. Каждое движение будет тогда неправильным. Классики говорят "из знакомства с правильным соприкосновением постепенно понимаешь чжинь, понимая чжинь можно постичь разум". Из этого вы видите, что усвоение прикосновение является первым уровнем. Слушающая энергия- второй. Усвоение прикосновения не является чем-то грозным, но слушание- вещь гораздо более трудная для изучения. Например, если вас атакуют кулаком, то если вы не способны прилипать, вы не можете слушать силу атакующего. Если вы не можете слушать силу, то вы не сумеете следовать в любом направлении и следовательно вы не можете использовать свободный бой. Если вы можете прилипнуть, то вы можете следовать и если рука вашего оппонента идет вверх, вы можете использовать свою другую руку, чтобы ударить его в грудь. Если его рука идет вниз, вы можете следовать за ней и использовать свою другую руку, чтобы ударить его по лицу. Если его кисти идут вперед, а его энергия сосредоточена на левой стороне, следуйте ей и нейтрализуйте ее слева. Затем разделите ваши кисти, используя одну из них, чтобы следовать, и другую, чтобы ударить его по голове. Если его энергия справа, то следуйте ей справа, нейтрализуйте и затем используйте свою левую ладонь, чтобы ударить его по голове или плечу. Если он убирает свой кулак, то следуйте движению оппонента назад и разрядитесь. Это только общее обозрение. Короче, свободный бой тайчжи отличается от других воинских искусств, потому что он основан на прилипании и слушании, тогда как в других воинских искусствах эти качествам не уделяется достаточное внимание. Если бойцы далеко друг от друга, то они не могут достать друг до друга, но когда они слишком близко, они хватают друг друга и побеждает более сильный. В своей книге Тайчжи-чуань, Сю Юйшэнь описывает применение для каждой позиции. Однажды я спросил профессора Яна об этом " Стоит ли давать применение в свободном бою для каждой позиции?" Он ответил, что в свободном бою не существует определенного метода, все зависит от обстоятельств. Если вы знакомы с энергией слушания, то вы знаете сотню приемов, но если вы не знаете тин чжинь, то даже если вы и знаете много приемов, вы не сумеете их использовать. По этой причине, я убрал применение позиций в свободном бою из моей первой книги. Сунь-цзы говорит, что вы должны знать себя, чтобы знать других и что отправившись позже всех, вы все равно прибудете раньше других. Тайчжи тин чжинь есть способность знать оппонента. Если прилипнув к оппоненту, он не движется, то я также не двигаюсь; если он чуть двинулся, я двигаюсь первым. Тогда он будет отброшен. Если энергия тин чжинь еще не очень хороша, то драться не следует.

В: Предположим, что вы встречаетесь с бойцом другой школы, ладони и стопы которого настолько быстры, что вы не можете прилипнуть к нему. Что вы делаете?

О: Другие воинские искусства во время боя сохраняют определенную дистанцию. Но если дистанции слишком велика, оппонент не сумеет достичь меня. Если он хочет ударить меня, то дистанция должна быть такой, что руки и ноги могут достать меня. Когда он приближается, вы можете прилипнуть и использовать слушающую энергию. Тогда если он быстр, то и вы двигаетесь быстро, если он медленный, то и вы медленный. В этот момент вам не нужно пугаться. Просто прилипайте- ничего страшного не случится. Только в том случае, если у вас нет энергии слушания, он получит преимущество.

В: Но, что если энергия слушания оппонента такая же как ваша: можно ли все еще применять свободный бой?

О: Это было бы трудно применить. Потому что оба могут слушать и не теряют контакт. Если некто разделяет и эффективно использует свободный бой руками, то это значит, что его уровень выше. Хороший знаток Тайчжи прилипнет к оппоненту и не позволит ему свободно использовать руку. Значит, прилипните рук очень важно. Не пренебрегайте этим!

В: Пожалуйста, опишите применение СХВАТИТЬ ВОРОБЬЯ ЗА ХВОСТ, ОДИНОЧНЫЙ ХЛЫСТ, ИГРА НА ГИТАРЕ, УЙТИ И ТОЛКНУТЬ, ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ, ШАГНУТЬ ВПЕРЕД К СЕМИ ЗВЕЗДАМ, ШАГ НАЗАД И ОСЕДЛАТЬ ТИГРА.

Схватить воробья за хвост

Если оппонент бьет правым кулаком, я использую мою правую руку в ОТРАЗИТЬ чтобы прилипнуть к нему. Если он затем бьет левым кулаком, я прилипаю к нему моей левой рукой и использую мою правую руку в ОТКАТИТЬСЯ НАЗАД. Тогда, если он отходит, я могу использовать НАДАВИТЬ или ТОЛКНУТЬ в зависимости от ситуации. ОДИНОЧНЫЙ ХЛЫСТ используется для того, чтобы расстроить атаку оппонента слева или справа, но вы также можете использовать его для атаки раскрытой ладонью. Крюк правой руки используется в качестве вида скатывающейся энергии. Каждая часть- пальцы, костяшки и запястье соединены и повернуты вниз, подобно колесу.

Игра на гитаре

Когда мой оппонент бьет правым кулаком прямо вперед, я моей правой рукой касаюсь запястья его правой руки изнутри и одновременно, моей левой рукой касаюсь снаружи его правого локтя, поворачивая поясницу вправо. Применяя расщепляющую энергию, мои ладони идут в противоположных направлениях, и если чжинь правильно направлен, то прием сломает его руку.

Уйти и толкнуть

Когда я ударил оппонента правым кулаком и он противодействует мне левой ладонью, толкая меня влево под локоть, я вращаю моей левой рукой из под моего локтя, отводя его правое запястье. Следуя энергии его толчка, моя правая рука касается его левого локтя и я толкаю его двумя руками.

Золотой петух

Если мой оппонент слишком близко от меня, я могу использовать ладонь или кулак, чтобы атаковать его в подбородок, и колено, чтобы ударить в живот.

Шаг вперед к семи звездам

Если мой оппонент мощно бьет меня по лицу сверху вниз, я могу использовать мои перекрещенные кулаки, чтобы заблокировать его удар, а затем ударить его снизу моей правой стопой.

Шаг назад и оседлать тигра

Если мой оппонент силен и выдержал эту атаку и также шагает вперед, я отшагиваю, разделяя мои руки и отводя его кулак в сторону, и в то же время ударяя его ногой.

Это общее применение и поскольку оппонент не будет атаковать заранее установленным способом, вы должны уметь приспосабливаться к ситуации. Если вы хотите быть способны приспособиться к обстоятельствам, то вы должны практиковать "толкающие руки" и развивать чувствительность. Даже если у вас быстрые руки и глаза, в некоторые моменты времени ваша координация не совершенна, поэтому ваш свободный бой должен опираться на "толкающие руки". Независимо от тактики, которую вы запомнили, ваш оппонент может запомнить больше; вы не можете приспособиться ко всевозможным школам. Лучше помнить одно лишь слово из тайчжи- прилипать или следовать (чжань)- поскольку все приходит из этого. Классики отмечают это: "Мой оппонент не знает меня, но я знаю его. Становление несравненного боксера вытекает из всего этого." Это потому, что "толкающие руки" есть практика для познания других. Другие школы имеют отличную технику рук и поэтому должны полностью полагаться на быстроту рук и глаз. Но когда вы прилипаете к оппоненту, он не знает, откуда придет сила, будет ли она длинной или короткой. Следовательно его недостаток находится в сопротивлении, или в проваливании в пустоту. Сунь-цзы писал, что вы должны знать себя и других и тогда в сотне боев, вы одержите сотню побед.

В: Вот вы прилипли к оппоненту, а он решил ударить ногой. Что тогда?

О: Сохраняются те же принципы. Чтобы использовать свои ноги он должен двигать всем телом- я чувствую это и опережаю его, потянув его за руку вниз, вывожу из равновесия, и тогда он не сможет поднять ногу, иначе он упадет. Или, как только он поднимает ногу, я подшагиваю к нему и толкаю его. Аналогично, если он бьет меня сбоку стопой, я подхожу ближе и толкаю. Если на обеих ногах он иногда неуравновешен, то это тем более верно для одной ноги. С помощью прилипания я могу использовать то преимущество, которое дает мне его разбалансированность.

Оглавление