Тайцзи происходит из У Чжи и является матерью Инь и Ян. В движении разделяется, в покое сливается. Нет избыточного или недостаточного; Сгибайся, когда противник расширяется, и расширяйся, когда противник сгибается.

Когда противник твердый, а я податливый, то это называется цзоу (уступание). Когда я следую отходящему назад противнику, захватывая его в врасплох, то это называется чжань (прилипание).

Если противник двигается быстро, то я быстро и отвечаю; если его движение медленное, то я следую медленно.

Хотя изменения многочисленные, принцип, их охватывающий лишь один - тайцзи.

Освоив правильное соприкосновение, постепенно постигаешь цзинь (внутреннюю силу)1; постигнув цзинь можно достичь разума. Без долгой практики это невозможно понять.

Если шея расслаблена, а голову вы держите так, как будто что-то поддерживаете ею, то цзинь достигает макушки головы. Позвольте ци (дыханию) погрузится в дань-тянь2.

Не наклоняйся ни в каком направлении; внезапно появляйся, внезапно исчезай. Опустоши слева, где бы ни было приложено давление слева, и тоже справа. Если противник встает, то я кажусь выше; если он погружается, то кажется, что я ниже; продвигаясь, он видит, что расстояние между нами невероятно большое, отступая, ему кажется, что расстояние раздражающе коротко.

[Даже такой легкий предмет, как] перо нельзя положить и [даже такое маленькое насекомое как] бабочка не может сесть на тело3.

Противник не знает меня, лишь я знаю его. Становление несравненного бойца вытекает из этого.

Существует много видов кулачного боя. Хотя они используют различные формы, большей частью они не идут далее того, что сильный подавляет слабого и медленный подчиняется быстрому. Сильный, побеждающий слабого и медленные руки, уступающие быстрым рукам есть результат природных физических возможностей, а не хорошо тренированной техники. Из высказывания, что "четыре унции отклоняют тысячу фунтов" мы знаем, что совершенства в технике не достигнуть силой. И видя старика, повергающего наземь группу молодых людей, спросим себя, можно ли достигнуть этого одной быстротой. Стой как хорошо сбалансированные весы и вращайся стремительно, как колесо. Погружение на одну сторону является отзывчивым состоянием; двойная нагруженность- вялость (неуклюжесть). Тот, кто потратил годы на практику и все еще не умеет нейтрализовать и всегда попадает под влияние своего противника, не постиг ошибку двойной нагруженности. Чтобы избежать этого, следует знать инь и ян. Прилипать значит ускользать. Ускользать значит прилипать. Инь и ян взаимно способствуют и изменяют друг друга. Тогда ты сможешь сказать, что понимаешь цзинь (внутренняя сила). После того, как поймешь цзинь, то чем больше практики, тем выше мастерство. Храни это знание в молчании и обдумай его в уме. Постепенно, ты сможешь делать все, как тебе захочется.

Фундаментальный принцип заключается в том, чтобы не стоять слишком далеко от противника4. Большинство людей ошибочно отвергают близкое в поисках дальнего. Говорят, что маленькое отклонение в начале приведет к большому отклонению в конце.

Изучающий должен рассмотреть это внимательно. Это и есть Лунь.



1 - Понимание цзинь (дон цзинь) это способность знать, как отвечать, тогда как слушание цзинь (тин цзинь) есть способность слышать цзинь. (Ван Еннинь)
2 - Нижний даньтянь, или нижнее поле эликсира находится около 11 см ниже пупка; чжэн даньтянь ( не путать со средним даньтянем) находится в 6.25 см ниже пупка.
3 - "Перо нельзя положить" значит 1) не давать вашему противнику энергии (сопротивляясь) и 2) не позволять ему давать вам энергию ( пренебрегая отражением). (Ван Еннинь)
4 - В тайцзи забудьте себя и следуйте другим. Если другой хочет вас ударить, позвольте ему это сделать.(Ван Еннинь)