Все Кулички                          Реклама на Куличках
     
 
Посторонним В
 
Второе испытание Грега Беара
 
 

Примечание: В большинстве русских переводов имя автора (почему-то) пишется Бир. На мой взгляд это неправильно, однако поможет вам сориентироваться при поиске упомянутых (и не упомянутых) книг.

Примерно полгода назад я прочитал "Эон" Грега Беара. Прочитал, потому что слышал, что это фантастика "для ученых", и потому, что его сравнивали с Кларком. Томик был довольно внушительный (500 страниц мелким шрифтом) и невпечатляющий. Дочитал я его кое-как. Ну да, ученые там представлены довольно неплохо, наука описана тоже довольно достоверно (без псевдонаучного бреда), идеи - интересные, и действие на месте не стоит. Но! Но чего-то там не хватало. Конечно, русские космонавты, прилетевшие под руководством замполитов в телогрейках с Калашниковыми в руках, тоже повлияли на мое мнение, но я бы это простил. В конце концов, книга писалась в начале 80-х, так что о России американцам было известно не так уж много. Однако главная проблема была в другом. Грег совершенно не умеет писать.

Герои у него выходят невзрачные, без глубины. Им не посимпатизируешь, хотя бы даже потому, что отличать их друг от друга начинаешь только к середине книги. При этом отличаешь их по профессиям или по тому, что с ними случилось. Характеры же отсутствуют напрочь - "то есть абсолютно". В некоторых ситуациях герои вдруг начинают испытывать какие-то чувства, однако эти места оставили меня в полном недоумении, поскольку чувства эти совершенно не соответствовали ситуациям.

Интересные идеи (а их, надо признать, в книге было довольно много) подавались не к месту и от этого теряли эффект. Там, где можно было бы сделать интересный сюжетный ход, происходит некое "обеспорядочивание" повествования, и весь интерес пропадает. При этом в книге очень много описаний, которые вставлены именно как "описания", без какой-либо привязки к сюжетной линии. Для меня они были непонятны, чрезмерно длинны, и потому очень утомительны. Для того чтобы в них разобраться, приходится прилагать усилия, перечитывать по нескольку раз, короче говоря - многие научные статьи мне читать было легче, чем эту художественную литературу.

После всего вышесказанного вам должно быть понятно, какие чувства я испытал, взяв в руки случайно ко мне попавшую книгу "Наследие", являющуюся приквелом к "Эону". И все-таки я решил ее прочитать. По нескольким причинам. Во-первых, она существенно короче. Во-вторых, она была издана в твердом переплете, что довольно много значит в Штатах. И самое главное, на обложке утверждалось, что Дэвид Брин сказал: "Никто не выдает столько идей, как Грег Беар. Он исследует границы возможного, сплетая кружева удивительного." Любой автор, о котором такое говорит Дэвид Брин, заслуживает второго шанса.

Сразу скажу - книга значительно лучше своей предшественницы.

Вот краткое описание сюжета, взятое мной прямо с обложки: "Путь. Это туннель через время и пространство, и он навеки изменил человечество. Вход в него лежит через полый астероид, Тисслдаун, и космическую станцию Аксис-Сити, что находится в его центре. Оттуда "потоковые" корабли движутся по центру Пути в другие миры и времена. В Пути идет война с мистической инопланетной расой Джартс, год за годом захватывающей принадлежащие человечеству территории. Путь может быть открыт во многие миры, некоторые из которых похожи на Землю. Гексамон, правительство Аксис-Сити и всего человечества, постановил, что некоторые из таких миров должны быть сохранены как заповедники, на случай будущих нужд. Но Гексамон обнаружил, что большая группа колонистов в полном секрете ушла на один из закрытых миров, Ламаркию. Ламаркия во многом похожа на Землю, но ее биология совершенно необычна. Иммигранты нашли на Ламаркии красоту, трудности и возврат к вещам, оставшимся глубоко в человеческой истории: войне, голоду и экологической катастрофе. Молодой Олми Ап Сеннон, горящий желанием показать себя, выбран для необычной миссии - расследовать нелегальную иммиграцию, оценить ущерб, нанесенный людьми планете, и узнать побольше о планете и ее биологии. Это очень важная миссия, отличный шанс для Олми показать, на что он годен... встретить лицом к лицу пережитки человеческой истории, узнать из первых рук о таких простых вещах, как любовь, ответственность, и даже поражение. И может, даже смерть".

При всем при том, все сказанное мной выше о писательском таланте Беара осталось в силе. Даже такие беспроигрышные сюжеты, как превращение мальчика в мужчину, первая любовь, измена, переход к пониманию того, что люди не делятся на плохих и хороших, - все это хотя и присутствует в книге, но проходит стороной.

Так чем же эта книга хороша? Хороша она тем, что является одной из немногих фантастических книг о биологии. Как ни парадоксально, однако фантастика, родившись (по мнению очень многих) в книге биологической, "Франкенштейне", получив мощный толчок в биологических книгах Уэллса ("Война миров" и "Человек-неведимка"), почти полностью переключилась на технику под влиянием Жюля Верна. Роботы Азимова подхватили фантастическую биологию под ручки, посадили ее на космические корабли Хайнлайна и закопали на никому не известном астероиде на краю галактики... С тех пор на каждую фантастическую книгу о биологии приходится сотня технологических.

Техника понятна и доступна, мы пользуемся ей каждый день. Любой взрослый и почти любой ребенок может с какой-то точностью объяснить, как работает холодильник, как ездит машина и как летают самолеты. Кто может хоть в общих чертах описать, как работает таблетка от головной боли?

Роль биологии в фантастике свелась к изобретению самой странной раскраски и самой причудливой формы носа инопланетных пришельцев. Мало кто из фантастов был способен на изобретение чего-то действительно нового в биологии, большинство отделывались смутными ссылками на какие-то неизвестные мутации, вызванные, понятное дело, ядерным облучением или вредными химикатами. Многие из фантастических писателей пришли из науки, однако большая часть - из физики или математики. Из биологов я могу вспомнить только моего любимого Филиппа Фармера, а также Азимова. У последнего, правда, живые организмы выглядят как очень сложно устроенные машины ("Паштет из гусиной печенки", роботы).

В "Наследии" техники нет никакой. Сбежавшие из высокотехнологичного Пути ренегаты отвергали даже само слово "наука". Даже построенные непонятно как пароходы упоминаются мельком и их сооружение не описывается. Вместо этого нам предлагают целую планету, живущую по совершенно другой системе, чем наша Земная. Даже само название планеты - Ламаркия - происходит от Ламарка, основоположника теории, согласно которой новые признаки приобретаются организмом при жизни и передаются по наследству. На Ламаркии есть эволюция, однако идет она не по Дарвину, а по Ламарку. И это еще не самое удивительное из ее чудес.

Итак, каков же вердикт? С "Эоном" все просто - обходите его стороной. А вот "Наследие"... С одной стороны, отсутствие интересных героев ставит эту книгу на один уровень со среднестатистической лабудой, заполняющей книжные полки большинства магазинов. С другой стороны - это необычная и редкая книга, которую стоит прочитать. Я пролистал ее с интересом, однако наверняка никогда к ней больше не вернусь. Выбор за вами.

Возьмусь ли я читать еще какую-нибудь книгу Грега Беара? Скорее всего - да. Все-таки "Бог троицу любит", может в следующий раз мне больше повезет.