Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Ринон

О ЧЕРНОЙ КНИГЕ АРДЫ
Правда о легендах победителей и Законах

- Иртха думают: Кхуру говорит то, чего нет. Совсем головой плохой Кхуру, пхут. Лечить надо.
           Ниэннах. ЧКА-2

- Ну, парень, и здоров же ты заливать!
           Ниэннах. ЧКА-2

Растолкуй мне - уж коли вы все тут мудрые такие!..
           Ниэннах. ЧКА-2

Допустим, что все это - Солнце, Луна, деревья, трава, да и сам Аслан - выдумка. Допустим. Но это всего лишь значит, что придуманное гораздо прекраснее, важнее и лучше, чем всамделишное!
          К.С.Льюис. Хроники Нарнии

       Ну вот и вышла новая "черная книга". Так сказать, издание второе, исправленное и дополненное. Так что теперь - будем говорить?
       И уже не пройдет в качестве ответа: "Это недоработанный черновик". Дело даже не в том, что с Сильмом так - не было. И не в том, что - права Иллет! - нельзя доказать свою правоту, охаивая других и приписывая им мысли, которыми те явно не могли ни с кем поделиться.
       Дело - в другом.
       Почему я не могу относиться к ЧКА как к просто "взгляду, имеющему право на существование"? Ответ прост. Ведь если к вам подойдет незнакомый человек и скажет, что ваша мать - блудница, вы же не сочтете это просто мнением, имеющим право на существование, так?... Если бы эта книга говорила только о Мелькоре - пусть бы.
       Но она лжет на тех, кто мне дорог, на то, что мне дорого. Я буду защищаться.
       Спорить будем не только на почве Сильмариллиона - хорошо. Тем лучше. Ведь только он - "летопись победителей".
       А пока что у меня есть несколько вопросов.
       Для начала.
       Меня ОЧЕНЬ интересуют эти самые "Разговоры-N". Пользуясь неосведомленностью - и глупостью! - Гостя, некий Странник убеждает его в своей правоте. (Не говорите, что это не так - "смотрите своими глазами" истина не новая. Да и как можно смотреть СВОИМИ глазами, скажем, на Айнулиндалэ, а не на рассказ о ней?) Немножко лжи - и готово. Какой лжи? Пожалуйста.

       Разговор-II ну прямо начинается со лжи.
       "...сама Третья тема не возникла бы, не будь "диссонанса" Мелькора..." - очень интересно. А откуда это Вам известно, господин Собеседник? Ниоткуда.
       Далее: "...странно... Эру создает... шкатулку и запирает ее на ключ. Мир не могут покинуть ни Валар... ни майар, ни эльфы, ни даже гномы... Никто, кроме людей. Вам это не кажется нелогичным?"
       Представьте себе, нет!
       Во-первых, этих "ни" несколько меньше. Валар и Майар - равно Айнур, духи, бывшие еще до начала мира. И страницей раньше в ЧКА как раз и говорится, почему именно они не могут покинуть мир: "...они стали Воздухом, Водой и Землей, Камнем, Металлом и Огнем, Памятью, Законом и Исцелением. Они были Силами Мира." А теперь представьте себе, пожалуйста, мир, откуда исчезли Вода и Воздух. Захотели - и ушли.
       Про Гномов не известно НИЧЕГО, кроме нескольких противоречивых намеков.
       Эльфы - такая же часть мира, как деревья или моря. Они - жители Мира. Они в нем не заперты, они его ЛЮБЯТ - так, как можно любить свой народ, свою семью. И если находится что-то, что эту любовь пересиливает, они его покидают - см. Лутиэн, Арвен.
       А Люди приходят и Уходят к Отцу, и нет в этом ни запертой шкатулки, ни нелогичности. И изначальная природа их, возможность Уходить по своей воле, была отчасти восстановлена в Нуменоре, свободном от зла - до той поры, пока оно не пришло туда через зависть, снедающую сердце и лишающую сил, что испытывал Враг еще на заре Мира.
       Во-вторых о Людях. "В "Атрабэт Финрод ах Андрэт"... говорится, что не все поддались на уговоры и посулы Отступника" - ЭТО, простите, ГДЕ?! Цитата из "Повести Аданели":

"И все склонились долу, говоря:
- Ты Единый Великий, и мы Твои." (JRRT, "Атрабэт Финрод ах Андрэт")

       Все!
       А про то, что Румиль не "искал понятия и слова" для описания Великой Музыки, а творил литературное произведение "на основе" - даже говорить не хочется. Ну ведь есть в "Сильмариллионе" глава, в которой говорится, что знают эльфы о Валар и Майар. И это - не "Айнулиндалэ". Тут можно только посоветовать читать лучше. И не только "между строк", а иногда и по строкам.
       И заканчивается этот "разговор" вполне "достойно": "...не будем пока спорить. Примем..." А вот не примем. Будем спорить. Будем!

       Разговор-III. Гость совершенно справедливо спрашивает, откуда взята такая нелепость, как сотворение Майар Валар, а не Единым. И что же ему отвечается? - "А вот о том, что Эру творил каких-то младших духов, не говорится нигде. ...Сказано, что только четырнадцать изо всех Айнур пришли в мир..."
       Позвольте цитату из Профессора:

       "С Валар пришли другие, менее могучие духи, чье бытие началось также до начала Мира." И еще: "И у Валар появилось много друзей, более или менее близких, могучих, как и они сами." И, наконец: "Так и вышло, что одни из [Божественных / айнур] и поныне обитают за пределами Мира вместе с Илуватаром... другие же, и среди них многие из могущественнейших и прекраснейших, расстались с Илуватаром и спустились в Мир." Это по поводу "нигде" и "только четырнадцать". И еще, из "Анналов Амана": "Вместе с великими в Арду пришло много духов той же природы, но наделенных меньшим могуществом и властью... это Майар, Прекрасные, народ Валар."
       Дальше. "Валар все разные" - воистину, гениальная проницательность. А дальше перечисляются все Валар, с объяснениями, какие же именно они "разные". Только слегка странно. Словосочетание "Валар-Стихии" вообще не имеет смысла, как "мокрая вода" или "масляное масло". "Валар" как раз и значит "Стихии". И с чего решили, что у Тулкаса "нет своей стихии"?! И с чего решили, что Оромэ - разрушитель?! А про Вану и Нэссу вообще ни слова... Цитировать Сильмариллион тут не буду - слишком много. Откройте и читайте главу "О Валар". А если бы у Тулкаса была и вправду "цель - уничтожить Врага", то он выполнил бы ее, благо не раз возможность была. Ведь если это цель, поставленная Единым, то зачем было заточать Мелькора в какой-то Мандос?! Стихия Тулкаса - честь, доблесть и непреклонность. А прозвище Оромэ - Алдарон, владыка лесов, для некоторых неписано. Владыка Лесов он, лесник, проще говоря, понимаете? Потому и охотник.

       Разговор-IV
       "Мудрые, вероятно, забыли о драконах и тварях с когтями и клыками, пятнавших землю кровью. Равно как и о троллях..." Да, в общем, нет, не забыли... Сказано, что Мелькор СОЗДАТЬ не мог ничего живого, а по-моему, СОЗДАТЬ и ВЫВЕСТИ, ИСКАЗИТЬ из уже существующего совсем не одно и то же. И, кажется, мудрые в Эрэссеа тоже так думают.

       В Разговоре-VII есть интересное выражение: "неизменность Валинора". Возникает вопрос: а там вообще что-нибудь росло, распускалось, текло куда-нибудь? Если да, то какая же это неизменность? А в тексте JRRT "Аман" очень подробно описано, как и какие именно там протекают изменения. Нет в Амане никакой неизменности. (См. несколько ниже)

       В Разговоре-VIII получается интересный вывод из слов Собеседника: Валар вначале сражались не с чудовищами, потому что их не было, а их не было, потому что потом с ними эльфы не сражались. Ветер оттого, что деревья качаются, а деревья качаются оттого, что ветер. Так вот, уважаемый Собеседник: "в эльфийских землях" твари Врага "не появляются" именно потому, что "осада Утумно" была "долгой и тяжелой". Да и то - появляются. Гномы и Нандор жалуются на это Тинголу. ("Жуткие твари бродят к востоку от гор" - говорят гномы Тинголу. "А вскоре лиходейские твари через горные перевалы... начали проникать в Белерианд"...) См. Сильмариллион.

       О Разговоре-IХ разговор собый.
       "Знаете, что такое Чертоги Мандос для эльфов?" И знаете что, по мнению ЧКА? - "Очищение через страдание"!!! Это Вы, почтенный Собеседник, спутали с католическим учением о чистилище. И еще, оказывается, "душа... может принять Исцеление, отрекшись от себя.
       - То самое Исцеление через забвение?
       - Да."

       Не могу понять, зачем столько лжи. Привожу цитаты из "Законов и обычаев Эльдар" для ее опровержения:
"...возрожденный есть одно с тем, который когда-то умер. В том и заключается цель возрождения, что насильственный обрыв жизни исправляется и Умершие, которым позволено было вернуться, желают продолжить свою прежнюю жизнь. Воистину, они не могут избегнуть от нее, ибо возрожденные вскоре обретают полностью память о своем прошлом."
Это - слова Валар. Тут и речи не идет о забвении. Напротив:
"...и ни единому из Умерших Мандос не позволит возродиться до тех пор, пока они не пожелают полностью принять свою прерванную жизнь."
       "Ибо... Возрожденный - та же личность, что и до смерти, и возвращается, дабы продолжить свою прежнюю жизнь."
       Это Закон. Это, а не то, что пытается выдать за него Собеседник. Ложь - не средство убеждения.
       А про то, что "Феанаро - орудие Единого" и говорить не хочется. Нигде, кроме этой книги, Дети Единого не сравниваются с бездушными инструментами. Тут можно только ответить ее же словами: "вы сами назвали его орудием Замысла"! - "А все потому, что вы смотрите на мир с точки зрения инструмента." А мы - с точки зрения Детей Единого.

       Разговор-Х: "А обязательно это - называть кого-то злом?"
       Правильно!! А теперь покажите мне место в Сильмариллионе, где КТО-ТО, а не что-то, называется злом.

       Разговор-XI
       "это война с Нолдор... Ни Синдар, ни эльфы Оссирианда, ни люди, не ставшие чьими-либо союзниками, не подвергаются нападениям с севера." Ну и ну... Дориат и Гавани Кирдана не в счет. "...И эта война Северу не нужна." А что ж тогда Север практически всегда, за исключением Нирнаэт, нападает первым?!

       Разговор-XII: "Сильмариллион - не реальная история, это легенды победителей." И при этом утверждается, что автор "Книги" беспристрастен.
       Кстати, где это сказано, что Берен и Лутиэн "никого не встретили" на пути через Анфауглит? И что они "блуждали" в поисках тронного зала Врага? (Чем в ЧКА-2 доказывается, что Мелькор вовсе не мешал Берену и Лутиэн, а даже приказал пропустить, только они о том не знали.) Я в Сильмариллионе такого не нашел. Опять ложь.
       "...тут - и Мелькор прав, и Валар правы" - а у меня стойкое убеждение, что ПО ЭТОЙ КНИГЕ и те, и те НЕ ПРАВЫ.

       Разговор-XIII: "Народ Улдора сражался не за веру, не за убеждения: они были наемниками дома Феанаро..." А глупые эльфы этого не поняли. Они вообще не понимали, что такое "наемники". И по глупости своей сочли, что если кто-то принес клятву верности (а Улдор принес именно клятву Карантиру - см. Сильм.), то он будет верен. А у Дома Фаэнора вообще особое отношение к клятвам...
       "...ведут они себя в захваченных землях достаточно пристойно, чтят жену вождя и женщин народа Хадора..." (ЧКА-2) Ничего себе "пристойно"! - "...пришедшие в Хитлум презирали остатки народа Хадора, обращали в рабство его детей." А Морвен они "не отваживались тронуть... называли ее колдуньей, искушенной в магии" - это называется "чтить". И в жены они женщин брали, забывая спросить их желания. Ах да, ведь это все "легенды победителей", и глупые люди не понимали, что это их так чтят. Ослепленные злобными эльфами, что ж с них взять...

       В Разговоре-XV обьясняется, почему в Книге нет обьяснений ни одной из великих битв: "Рыцарских романов и баллад 'о сражениях Света и Тьмы' хватает без того." Вот так, о Нолдор, Синдар и Фалатрим, а также Люди (в особенности народы Халет, Беора и Друэдайн, почти полностью уничтоженные) - истории ваших жизней и смертей заслуживают лишь "рыцарского романа". Потрясающее лицемерие! "О войнах пусть рассказывают другие. Я - не могу" - а вот я могу, хоть и не воин. Но рассказать могу очень даже много. Например, то, что в Дагор Браголлах - внезапном гневе Мелькора - было не только пламя, а еще и Глаурунг, балроги и огромное множество орков. Если начало этой войны вссе же признается делом Мелькора, значит признается и то, что он использовал орков в качестве воинства.

       Разговор-XVI:"О небо... Все это было так?" Отвечаю: НЕТ!
       Претендующий на то, что он защищает правду, не должен сам быть лжецом.
       О пленных. "...любой из них волен был выбрать смерть, добровольно уйти в Чертоги Мандос" - говорит Собеседник об эльфах, мотивируя этим то, что в Твердыне не было рабов и пленных. А вот что по этому поводу говорит "Статут Финвэ и Мириэль", Закон Мандоса:

"Вина или невиновность в деле смерти обсуждается, потому что так или иначе навлечь на себя это зло по своей воле (или принудив других убить себя в защиту от неправой силы, или в результате глупости или опрометчивости, или самому разрушить свое тело, или по своей воле покинуть его) считается виной; или, по меньшей мере, самовольный уход из жизни считается достаточной причиной, если только воля fea не изменится, для fea оставаться среди Умерших и не вернуться."
       Ничего себе, хорошая альтернатива плену.
       Про Гэльмира, брата Гвиндора, говорится, что он "попал к дортониионским оркам, у тех свои... законы". Ну-у... Попал он в плен в Дагор Браголлах, а убит был в Нирнаэт. Даже по ЧКА этот срок составляет 16 лет! Где (и зачем!) орки столько времени держали пленного эльфа? Каким образом они оказались в войске, сражавшемся на стороне Твердыни? И как им тогда позволили сделать все это с Гэльмиром? Каким образом орки оказались герольдами и парламентерами, как говорит о них Сильмариллион? И, наконец, они говорят, что у них много еще "таких". Опять же - где, и как Учитель и Гортхауэр им это позволяют?!! Так что были пленные в Твердыне, и немало.
       А ведь сам Гвиндор попал в плен уже чуть ли не в самой "Твердыне" ("...и они прорвались через врата и перебили стражу на самих лестницах Ангбанда... но там они попали в западню и все погибли, кроме Гвиндора, которого взяли живым"- Сильмариллион)- и что потом с ним было! Ему что, это все приснилось?! Или это он проникся мудростью и величием Учителя?!

       Это о "Разговорах-Х". "Собеседник", явно знакомый с множеством текстов и источников, очевидно обманывает этого самого "Гостя", который не может ему достойно ответить ввиду своей явной необразованности и ничего более.
       Далее. Хронологии, взаимоотношения Мелькора с его учениками и пр. я затрагивать не собираюсь - это не мое дело. А говорить буду только о том, что касается моей стороны.

       Мелькор призывает Валар творить "не так, как повелел Эру". Но ведь Эру повелел творить... каждому по силе и желанию своему!!! (см. Сильмариллион) Значит, если не так, как повелел Эру, не по-своему, то по-чьему?...
       И вот еще один очень важный момент: "Он никогда не думает о замысле - просто творит..." Предлагаю простой эксперимент: берется группа строителей, им предлагается просто творить, не думая о замысле, каждому свое. В получившемся доме должны будут жить дети... ТАК творить может только тот, кто не чувствует своей ответственности за целое, за ВСЕ творение. В некотором смысле - "твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого". Валар творят, соразмеряясь друг с другом, помня друг о друге, и даже вместе. А он - "никогда не думает о замысле" чьем бы то ни было, кроме своего.

       Трагическая картина ВЕСНЫ АРДЫ... Не могу понять. Картина мира плюс явно искаженное понимание. Откуда взято, например, что Музыкой Айнур предпет "неизменный" дом Детей Единого?! "в доме нет места Тьме" - почему? Ведь сияние Светильников угасало к северу и югу. Да и нуменорцы (верные!) чтили "Древнюю благую тьму до прихода зла"... Что плохого в мире, покое, особенно когда он наполнен творением? И если что-то растет, рождается, вообще живет - какая же это неизменность?! "Дуновение ветра не пошевелит их листву" - а где же Манвэ Сулимо, лорд ветров? "Гладкое зеркало - моря и озера Ульмо" - а где же Оссэ, Ужас? Да и известно, что Улмо всегда более любил ручьи и реки, чем моря. Можно ли водопад на реке назвать "гладким зеркалом"?!
       Как можно оленей или ласточек называть "живыми статуями"? В общем, понятно - Мелькору не понравилось, что все слишком мирно. Что Валар как-то и без него обходятся.
       И тут же говорится, что, по мнению Мелькора, есть любовь: "мы... изменяли друг друга". А по-моему, это не любовь, а чувство собственничества - ты будешь таким, как я хочу.

       "УЧЕНИК": "...странное орудие - первое, что сделал сам... острый клинок из голубоватой стали" - ведь тогда еще не было войны! Ну скажите мне, для чего еще может быть создан (именно создан, а не употреблен помимо) клинок, как не для убийства? Жаль мне тебя, Артано. И понятно, что за "страх проснулся в душе Ваятеля", когда первое самостоятельное творение ученика - орудие убийства.
       (Точно так же далее у мирных и не ведавших войны Эллери Ахэ встречается и мастер Оружейник, и танец с клинками... Вот эльфы Валинора действительно не знали войны, и оружие ковать их научил Мелькор, о чем у Ниэннах как-то умалчивается.)
       А далее вообще весьма интересный момент: "И поднял тогда Аулэ великий молот, дабы сокрушить гномов... таково веление Единого"!! Вот так. Веление Единого, оказывается - сокрушить гномов.
       Когда Единый обратился к Аулэ, Он уже принял его создания, а Своими словами желал указать Аулэ на его ошибку. Собственно говоря, Аулэ совершил две ошибки, обе - от горячности и нетерпения: первую, когда задумал и создал гномов втайне от Валар и не по Замыслу Эру и своему предназначению; и вторую, когда поднял на них молот, собираясь сокрушить. Но Единый уже нашел для гномов место в мироздании, и Аулэ осознал свою ошибку. В ЧКА об этом - ни слова.
       Моменты истории, в которые проявляется величие кого-либо, кроме Мелькора, просто опущены. Весьма куцая, однобокая картина Мира... А моменты, где Север выглядит, мягко говоря, некрасиво? Вместо истории Турина - шикарная история "про баб". А вообще-то принято, что место, занимаемое эпизодом в тексте, прямо пропорционально значимости этого эпизода для всего текста...
       Также нет большинства эльфийских и человеческих историй. То, что нельзя объяснить благородством Учителя, не объясняется вообще никак. Зато дотла выжженный Ард-Гален - проявление "накопившегося гнева" и усталости. Всего лишь. "Вы не можете... вы не посмеете! Это же Дети..." - слова Мелькора из ЧКА-2.
       Очень важную роль в Книге играет "неизменность эльфов". Красивый образ, особенно если учитывать их бессмертность в пределах Арды. Но, увы, лживый, как и многое в этой книге. Эльфы больше меняются, чем люди - они так же взрослеют, развиваются, но со временем у эльфов меняются отношения души и тела (тело истаивает, сжигаемое духом). С таким же успехом можно назвать неизменным огонь. А вот слова Пенголода по этому поводу:

Но знай же, Эльфвине, что в пределах Эа все изменчиво, даже и сами Валар; ибо в Эа постигаем мы то, как развертывается История в течении своем; так некто может читать великую книгу, и по окончании чтения она становится завершенной и целостной для него - по его мере. Toгда лишь осознает он многие прекрасные явления, что давно уже существовали: гора ли то, великая ли река, королевство или славный город, или некто могущественный - будь то король, или мастер, или женщина величавая и прекрасная, или даже, быть может, один из Владык Запада: и каждый из них в целом есть все, что сказано о нем, все от начала и до конца. От ключа в горах и до уст морских - все это Сирион; и от первого дня, как забил тот родник, до смерти его вместе с землями, разрушенными великою войной - и это все также есть Сирион, и не менее того. Хотя мы, призванные наблюдать великую Историю, читая ее строка за строкою, и можем говорить, что река меняется, когда она делается шире, или умирает, когда расходится на рукава или поглощается морем. Да, и от первого своего пришествия в Эа из-под руки Илуватара, от юного лорда Валар в белом гневе битвы с Мелькором и до безмолвного короля бесчисленных лет, что восседает на истаявших высотах Ойолоссэ, и смотрит, но не говорит боле: все это есть тот, кого зовем мы Манвэ.
       Воистину, так великое дерево может пережить многих людей и может помнить семя, из коего взошло оно прежде, чем пришли в мир люди, бродящие ныне по земле; но кора, которой касаешься ты рукою, и листва, дающая тебе тень, несхожи с тем семенем, и равно несхожи они с мертвым лесом, что когда-нибудь сгниет в земле или погибнет в пламени. И иные деревья стоят вокруг, все различные ростом и формою, каждое - согласно течению собственной жизни, хотя и в родстве все они - потомки единого старейшего древа, они посему есть ростки одного семени давних лет. Бессмертны эльдар в пределах Эа, но подобно людям живут они в телах, в Эа берущих начало, и не более неизменны они, чем великие деревья - ни в телах, в коих они живут, ни в том, к чему стремятся они и чего достигают при помощи тел."
(JRRT, "Народы Средиземья")

       Это так же относится и к "неизменности Валинора". Если бы Эльфы и Валар, а также Валинор, и В САМОМ ДЕЛЕ были неизменны, и считали это благом (а если были, то считали бы - разве не благо все, установленное Валар!), то не могло бы быть такого текста, да и еще написанного в столь ненавидимом Ниэннах Эрэссэа.

       Хочу объяснить, почему имя "Мелькор" на квэнйа означает именно "Восставший в мощи". Это очень древнее имя, состоит из корней "mbelec"- "могучий, мощный, великий" (синд. "beleg" в напр. "Belegaer") и "oro" - восходить, восставать. Т.о. это просто сокращение для от Mbelecoro, тж. как Фэанор - от Феанаро.

       Также хочу заметить...

    ...что утверждение "Валар не прощают отступников", так же как и то, что нолдор являются "ослушниками" - не имеет никаких оснований. Нолдор не могут быть ослушниками по отношению к Валар, потому что никогда им не подчинялись. Собственно, "И если когда-либо в отношениях с людьми и эльфами Айнур приходилось прибегать к принуждению - это редко оборачивалось добром, какими бы добрыми ни были цели." (Сильмариллион, летопись победителей. И как они осмелились написать такое про Валар?!)
           Валар ДАЖЕ в Резню не вмешались - не считали себя вправе. Манвэ говорит Эру: "Мы страшимся вмешиваться в дела Твоих Детей..."(Статут). Посланец Манвэ говорит нолдор от имени Манвэ: "Глупости Фэанора могу я противопоставить лишь совет." И не ослушниками были они, а изгнанниками - из-за того, что они (в особенности Фэанор) клеветали на Манвэ и Валар и из-за пролитой ими крови братьев. Именно из-за этого и лег на них гнев Валар (см. Пророчество). А вот что говорит Намо о рабстве и Законе: "Если это рабство, то ты нигде не избежишь его, ибо Манвэ - владыка всей Арды, а не только Амана. А поступки твои (обнаженный меч, разжигание розни и пр. - Р.) беззаконны, будь то в Амане или не в Амане."(Сильмариллион)
           Но после Войны Гнева Валар простили Нолдор, и Пророчество было предано забвению, и Тэлэри простили им свое древнее горе (Сильмариллион)

    ...что Берен никак не мог думать о Короле Тинголе как о "тысячелетнем дитяти", сидящем "под присмотром мамушек и нянюшек"(как утверждается о мыслях Берена в ЧКА-2) - ведь это Эльвэ, тот, кто вел свой народ к Западу сквозь далеко не безопасное Эндорэ, кто не устрашился отправиться в Валинор с Оромэ еще в самом начале, когда один вид Оромэ устрашил многих; и кто, в конце концов, не вернулся туда, потому что один ходил через леса. А ведь ему случалось и возглавлять воинства! Не надо выставлять Берена полным идиотом, не мог он так про Элу думать.
           Точно то же относится и к Лутиэн. Мелькор видит у нее на подоле "трогательно-неумело поставленные заплатки", коий образ, очевидно, говорит о ее не-взрослости. И вообще часто подчеркивается, что она - не выросшее дитя. Спешу заметить, что она соткала себе плащ - может ли она не уметь поставить заплатку? Лживый образ. И то, на что она решилась и что совершила, вовсе не свойственно детям и говорит как раз о ее мужестве и силе. Да чтобы эльф в родном лесу не мог себе еды найти и спутника накормить?! Покорно благодарю, ваш Станиславский.

    ...что и сам Мелькор ведь признает, что Валар такие же творцы мира - откуда тогда эта нелепость, что "в Аман мир полагают плоским"? Еще раз напоминаю слова самой ЧКА: "...они стали Воздухом, Водой и Землей, Камнем, Металлом и Огнем, Памятью, Законом и Исцелением. Они были Силами Мира." Неужели Силы Мира ничего не знают о мире?! Валар не полагают в данном случае, они ЗНАЮТ.

    ...что Эарендиль пришел в Валинор не просить войско, даже не "молить о защите", как говорит ЧКА, а: "прощения просил он Нолдор и сострадания их неисчислимым горестям, милосердия эльфам и людям и помощи в их нужде" - а какую именно помощь оказать, уже решали Валар. См. Сильмариллион.

    И что именно Эльвинг выбрала судьбу Эльдар, памятуя о том, что из этого народа была Лутиэн, а Эарендиль согласился с ней, хотя более тянулся сердцем к людям (см. Сильмариллион), а не наоборот, как пытается утверждать ЧКА.

       И все же я коснусь отношений Мелькора и его учеников - но только в той мере, в которой это затрагивает меня. Интересные у Мелькора способы убеждать: "Къолар к этой идее отнесся крайне недоверчиво, и тогда Учитель соткал видение... и убедил таки" - я бы это другим словом назвал... Такая же, как и способы убеждать, у Мелькора и свобода (которая предлагается всем). Привожу просто подборку цитат:

           ...Он просто - есть. И он - наш Учитель. Для всех, кто есть в Твердыне.

           Лаан Ниэн: Странник.
           ...В памяти того, кто есть - сердце Твердыни и душа ее...
           Аст Ахэ: Братья и сестра.
           ...кто коснется ладоней Учителя, связан с ним навсегда, до конца жизни... Потому Тано всегда слышит каждого своего ученика, потому может предвидеть их судьбы и путь...
           Война Гнева: Последний бой.
           ...Он был - Песнью замка, и все они... слились в этой песне. Они не чувствовали времени, не чувствовали боли...

       И далее - читайте сами. Своими глазами.

       ...В нас не рождалось мысли, что его может не быть...
       ...Дар же свой мы не выбирали; редким он был ведом прежде, чем мы приходили в Твердыню...
       ...Когда оборвутся нити, связующие нас, мы - не сможем быть...
       ...Он же просто - есть. И потому мыслю я, что никогда в грядущие века не будет ничего подобного Твердыне, ибо душа и сердце ее - Тано. Мы не думали об этом...

       Остается еще много-много вопросов, например какие-такие "незыблемые законы" Валинора (укажите!), почему Мелькор сразу внушает всем, кому может, что Валинор - это очень плохо, еще много-много всяких "почему"... Но это - главное.

       Защищающий истину - не лжет. Тот, кто лжет, защищает не истину.
       Это просто - неправда...
       Вообще, этот Мелькор, признаться, не слишком-то отличается от профессорского, вам не кажется?...

2000

Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов