Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Кэтрин Кинн (Estel)

Вопросы, которые остались без ответа, или О корректных формулировках

Уважаемые оппоненты!

Мы задали вам в предыдущем послании ряд вопросов, на которые надеялись получить ответ. На некоторые вопросы вы ответили, но некоторые остались без ответа. Однако мы все же просим вас ответить на них.

Мы просили вас представить приемлемое по форме изложение ваших исследований толкинизма и ролевых игр, на которое ссылался г-н Музафаров в послании на форум о.А.Кураева, каковое послание же и послужило причиной нынешнего диспута. Увы, доселе ни результатов, ни материалов исследования мы не увидели. Поскольку команда "Эстэль" далека от мысли заставлять вас писать строго научную, готовую к публикации в самом серьезном научном издании статью, нас устроит: формулировка проблемы, четкое и внятное изложение методики исследования, фактического материала с обязательными ссылками на источники информации (поскольку среди ролевиков, как и среди толкинистов, распространено обыкновение называть себя прозвищами, то реальные имена не нужны, а вот прозвища более чем желательны), обобщения, выводы.

Вы также оставили без ответа вопрос, который важен в ходе диспута - какие работы Инклингов читали члены группы "Китоврас"?

Дополнительный вопрос: какие произведения Толкина, Льюиса и Честертона читали члены группы "Китоврас"? Знакомы ли они с книгами "Tolkien: a biography" "The Inklings" by H.Carpenter и биографией К.С.Льюиса?

Теперь об ответах на собственно вопросы.

Мы просили вас дать определение программного произведения (как вы его понимаете) и его свойств, поскольку вы связали в своем рассуждении два понятия, никак не определенные:

...книги сего автора [Толкина - КК] воспринимаются некоторыми людьми не просто как литературные произведения, а как своего рода руководство к действию, т.е. как программные, а раз так, то можно говорить и о том насколько совместимы в одной человеческой душе толкиенизм и Православие."

Без определения программности или непрограммности книги нельзя сравнивать по влиянию одну книгу с другой: Дюма с Толкином, Булгакова с Хемингуэем, Эко с Борхесом - все эти писатели, каждый по-своему оказали и оказывают сильнейшее воздействие на умы и души читателей, и некоторыми воспринимаются не просто как литературные произведения, но как нечто большее. Например, "Страдания молодого Вертера" Гете, оказавшие сильнейшее влияние на умонастроения европейской молодежи начала 19 века. Следовательно, не имея определения того, что же такое программное произведение и как его отличить от других произведений. А потому мы не можем перескочить этот этап и начать спорить о правомерности сочетания толкинизма с православием, толкинизма с христианством вообще и толкинизма с нравственностью в частности.

В комнате Estel мы определили толкинизм следующим образом: "толкинизм есть внерелигиозное культурное явление. Аналоги - пушкинистика, историческая реконструкция, фэны фантастики, любители оперы, спортивные болельщики, книголюбы, театралы." Хотелось бы услышать от вас, почему культурное внерелигиозное явление может не быть совместимым с православием. А также узнать ваше определение толкинизма - возможно, оно совершенно не совпадает с нашим.

Более того - мы спрашивали у вас не о совместимости деятельности конкретной организации "Green Peace" с православием (это отдельный вопрос, который сейчас мы совершенно не собираемся обсуждать, ибо он выходит за рамки заявленной темы диспута), а о том, совместимо ли с православием чтение книг, подобных нижеперечисленным:

    - работы отцов церкви (напр. Августин и Дионисий Ареопагит, оказавшие большое влияние лично на меня, Иоанн Златоуст и прочие византийцы, столь любимые И.Беловым),
    - Аристотель и Платон,
    - книги христианских апологетов и проповедников - например, Льюиса,
    - книги Фарли Моуэта ("Не кричи волки", "Кит на заклание" etc), Джеральда Дарелла, книги Жак-Ива Кусто, Тайе и Дюма, Джона Лилли ("Человек и дельфин), Дж.Хэрриота,
    - книги А. де Сент-Экзюпери,
    - "Ходжа Насреддин" Л.Соловьева,
    - труды Л.Н.Гумилева,
    - исландские саги и древнеанглийская поэзия.

(Список составлен по отзывам членов команды "Эстэль". Вообще-то в списке раз в десять больше названий)

Далее вы пишете:

Что до других литературрных произведений, то их влияние на нашу молодежь все-таки меньше чем у Толкиена,

Насколько нам известно, поклонников Роберта Джордана, Фрэнка Херберта, А. и Б.Стругацких, В.Крапивина, С.Лукьяненко, Н.Перумова, Л.М.Буджолд и серий "Dragon Lance" и "Forgotten Realms" ничуть не меньше. Причем для стороннего, зачастую невнимательного наблюдателя все они, исключая, пожалуй, поклонников Стругацких, сливаются с толкинистами. Так что хотелось бы убедиться, что влияние "Дюны" Фрэнка Херберта или фантастики Стругацких меньше, чем влияние книг Толкина.

Количественных исследований я не проводила, но достаточно посмотреть на список конференций ФИДО, количество подписчиков и траффик в эхах su.fantasy и su.fantasy.alt, семейства ru.sf и su.sf&f, ru.jordan, ru.krapivin и ru.krapivin.club, su.perumov, su.books, семейства ru.rpg, su.tolkien и su.jrrt.club, чтобы увидеть, что не одним Толкином увлекаются до такой степени. Поиск по Интернету тоже дает интересные сведения.

Объем продаж и тиражи книг Толкина (по утверждению одного из редакторов издательства ЭКСМО, пожелавшего остаться анонимным) заметно меньше, чем у Лукьяненко, Перумова, Буджолд и помянутых серий. Стругацкие влияют на нашу молодежь уже больше четверти века, существуют клубы их почитателей, в том числе знаменитая группа "Людены" и петербургский кружок С.Переслегина (последнее издание собрания сочинений Стругацких, куда входят и тома дописок "Время учеников", вышло с послесловиями С.Переслегина).

При этом пропаганды Толкина и толкинизма как-то не наблюдается - наоборот, 90% публикаций в прессе негативны.

То, что вы написали в пункте "Вопрос 1", нельзя считать ответом на наш вопрос, потому что вы не определили, по каким критериям то или иное увлечение может быть совместимо либо несовместимо с православием. Если доводить до конца и валить все в одну кучу, то из вашего ответа следует, что, к примеру, индеанистика (изучение истории индейцев, выездные лагеря в лесу с подражанием индейскому образу жизни), "Гербалайф", увлечение романом "Мастер и Маргарита" (включая празднества на Патриарших и фанатские посиделки вокруг "того самого" дома), киберпанк во всех видах, увлечение книгами Льюиса или Уильямса, а также "артурианой" и мифологией Святого Грааля, рисование на заборах свастики и слова из трех букв, идеология РНЕ, поворот северных рек на юг и постройка Байкальского бумажно-целлюлозного комбината - прекрасно с православием совмещаются? Хотелось бы все же точных определений и выделения признаков.

В одной из реплик в главном зале вы писали:

Хочу отметить, что мы (Китоврас) религией Толкиенизм не считаем, а рассматриваем его как мировозреньческую концепцию, что несколько разные вещи. (Китоврас 1).

Хотелось бы услышать от вас, в чем состоит разница между религией и мировоззренческой концепцией, а также определение, что же такое мировоззренческая концепция.

Мы также хотели бы все-таки узнать, что такое "ролевой образ жизни", вопрос о совместимости которого с православием вы поднимали в своем послании.

И в довершение всей картины меня порадовало такое высказывание:

"Социологические исследования - тоже не панацея, картинку они зачастую дают весьма условную. Попробуем переформулировать свой вопрос так - мнение членов команды Эстель по вышеприведенным проблемам. Оно тоже имеет немалую ценность, хотя безусловно не может быть соотнесено с истинной картиной."

Получается, что раз мнение команды "Эстэль" не может быть ни при каких условиях (=безусловно) соотнесено с истинной картиной, то все, что мы ("Эстэль") тут говорим, так же далеко от истины, как ложь? И поэтому все наши утверждения, доказательства и рассуждения на самом деле просто "зеленый шум", потому что с истинной картиной толкинизма и ролевых игр они не могут быть соотнесены.

Благодарю за изящный парадокс, указывающий на истинную цену нашего мнения в ваших глазах.

Екатерина Кинн (Estel)


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов