Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta


Вячеслав Куликов


РингКон-2002
(Бонн, Германия)


На момент, когда я пишу эти строки (воскресенье, 24.11.02), конвент еще не кончился, он идет три дня, открываясь во второй половине дня в пятницу и завершаясь в воскресенье. Но часть программы в разные дни повторяется, так что я счел оптимальным для себя приехать на конвент на субботу, зато и на весь день. Дело в том, что входной билет, как и полагается на европейских конвентах, совершенно по-свински дорогой - 49 евро... Наверное, это из-за того, что надо оплачивать кучу аренды да еще и давать гонорар актерам - за присутствие.

Сам конвент проходил в фойе и залах заседаний большого гостиничного центра "Maritim", это очень современное здание в одном из южных районов Бонна, поблизости от Рейна (но туда я не спускался). У меня в связи с этим возник вопрос организаторам, что это им так приглянулся именно современный отель, хотя можно было бы найти какой-нибудь замок получше и арендовать его. Получилось бы куда как историчнее. Думаю, что дело в аппаратуре - в главном зале была роскошная звуко- и видеоаппаратура, которую не в каждом концертом зале найдешь...

То, что это толкиновский конвент, было ощутимо заметно сразу, и в первую очередь по прикидам! Не меньше четверти народа было в прикидах разного качества (в основном, разумеется, дамы), к вечеру это количество увеличилось. Должен сказать, что принципиально эти платья ничем не отличаются от тех, которые делают наши дамы... наши ролевики даже иногда подходят к прикиду изобретательнее... Одна дама ходила в платье, на котором были то ли вышиты, то ли даже некоторым образом пришиты листья. Лесной эльф, не иначе. Или жена энта. У нас такие прикиды делали эльфы Лихолесья на Хишках, как мне сказали в компетентных источниках. А в основном - нечто условно-средиземское, на основе средневековых платьев - ну как и у нас.

Из личностей наблюдались все известные науке толкиновские расы - эльфы (в преобладающем количестве, в основном женску полу и, как правило, с удлиненными ушами), люди (ну, этого добра везде полно...), некоторое количество гномов и хоббитов (хоббиты были очень естественны - в костюмчике или дорожном плаще, босиком и с курчавыми волосами!), а также два колоритнейших орка, в рваных доспехах и измалеванные практически как в лучших традициях российского фэндома, один низенький и толстенький, второй - высокий и худой. У первого на лице была не иначе как боевая раскраска урук-хаев, физиономия второго была абсолютно белой. Ходили они парой и вели себя эксцентрично, в результате чего запомнились куда как лучше обильно пасущихся на просторах конвента эльфиек. :)))))

Были и нетолкиновские персонажи, но гораздо меньше. И еще было определенное количество толкинистов без прикида или, как у меня, в цивильной одежде, которая может считаться и прикидной. Расовую принадлежность таковых определить было невозможно, если она у них вообще была. Таких было не меньше половины.

Да, кстати, и еще одно наблюдение - дам вообще было больше, чем молодых людей, примерно раза в полтора. Чего у нас не наблюдается, и я даже понимаю почему - потому что наши молодые люди находят счастье в боевках, чего местные толкинисты лишены (ах, бедные они, несчастные! :) )

Ну поговорил о толкинистах, теперь вернусь к конвенту. Поначалу программа показалась мне довольно маленькой (да, пожалуй, так оно и было на самом деле), но в этом был и плюс - я попал на все, на что хотел попасть. Я только потом узнал, что, оказывается, это был первый такой конвент на немецких просторах, а до этого если что и было, то скорее собрания в небольших залах (а о более ранней истории уже мне ничего не известно) или профессиональные конференции исследователей Толкина. На этом конвенте народ из кельнского общества любителей Толкина сделал попытку сочетать "научную" и развлекательную формы, в результате чего там были и доклады (правда, как я понимаю, обзорные, чтобы народ, не имеющий о профессиональной толкинистике представления, смог все же оценить доклад и узнать что-то для себя новое), и развлекательные мероприятия, приблизительно половина которых, впрочем, вертелась вокруг приглашенных актеров из фильма, к чему я вернусь ниже подробнее.

Вообще же, программа конвента была определенно здорово приспособлена под людей, "заболевших" Толкином после фильма. Везде висели постеры героев фильма, на большом телевизоре крутили трейлер ко второму фильму, и альтернативных изображений не было вообще. Такое впечатление, что люди полностью согласились, что герои Толкина должны выглядеть так же, как они показаны в фильме. Оставим это на их усмотрение...

Помимо большого стенда с программой, разбитой по залам, в фойе и прилегающем к нему широком и длинном коридоре, проходящем через два других зала, размещались стенды, на которых можно было приобрести различные материальные предметы, имеющие отношение к миру Толкина или средневековью; такая же распродажа имела место в одном из открытых боковых залов, а второй, поменьше, служил пристанищем для любителей тактических варгеймов. Там были установлены столы с изготовленными макетами местности и даже крепостей (оборона Хельма, например), на них стояли маленькие раскрашенные солдатики с различным вооружением, а толпившиеся вокруг молодые люди кидали дайсы и таким образом моделировали бой (по известным правилам, о которых лучше прочитать на сайтах варгеймистов, так как я сам их не знаю). Эти игры, а также карточные игры MTG, которые распространены и у нас, как я понимаю, и являются основным занятием молодых людей толкинистского возраста. :) Во всяком случае, такой концентрации молодых людей, как за этими столам, я больше не видел нигде на конвенте.

Духовная основа местных толкинистов оказалась небогатой и в основном сводилась к "классике", т.е. Толкину во всех его видах, от "Хоббита" до "Истории Средиземья", которая в Германии тоже существует только в английском варианте, и переведены из нее только "Утерянные сказания-1,2". Зато английская "История Средиземья" у них дефицитом не является и совершенно спокойно заказывается... за 180 евро комплект. Голлм!!!

Впрочем, традиции перестеба у них также существуют - я обнаружил маленькую книжицу, представлявшую собой пародию на "ВК", некоего английского или американского автора, но, пролистав, положил на место, рассудив, что со Свиридычем ему все равно не тягаться. Мелко! Мелко копаете, братцы!

Второй источник духовной культуры нынешних местных толкинистов - это фильм, и тут, конечно, коммерческое предложение настолько разнообразно, что спокойно может довести до фетишизма неокрепшую душу молодого толкиниста...

Во-первых, есть различные версии фильма, включая расширенную на DVD, которая, кстати, была бы любопытна и мне лично, так как есть предположение, что многие сцены, из-за отсутствия которых фильм кажется таким обрывочным и сюжетно разорванным, в расширенной версии будут в полном варианте, и это может даже несколько изменить мое представление о фильме, я совсем не исключаю этого (от этого мое восприятие Арагорна из фильма, впрочем, вряд ли станет лучше!). Но коммерциализация всей киноиндустрии не позволяет на этом остановиться, и начинается: компьютерная игра "Властелин Колец", надо понимать, банальный квест, иллюстрированный сценами из фильма; карты MTG с изображениями героев из фильма; майки и чашки с портретами... ну кого же еще, как не Фродо с Гэндальфом и прочих; ну и шедевр, которым я счел шоколадку "Lord of the Rings" с изображением очень несчастного Фродо на обертке...

Бедный, бедный профессор! Бедный, бедный Фродо! Даже если бы он мог познакомиться с толкинистами, он бы убежал от этих милых и добрых людей только потому, что в их среде его фигуре прививается такой культ личности, которого не знало Средиземье со времен Моргота...

Единственное, что их, пожалуй, несколько оправдывает в моих глазах, хотя далеко не полностью - это то, что сей рекламной кампанией заправляет Warner Brothers, а эти акулы капитализма будут наживаться на чем угодно... Но извиняет не полностью, так как к этому конвенту Warner Brothers отношения не имеет (более того, их пресс-служба даже не захотела иметь с организаторами ничего общего, мол, раз не мы организовали, то и делайте все сами, мы умываем руки), а тем не менее распродажа всей этой маечно-шоколадной мелочи все равно имеет место.

К счастью, материальная культура не ограничивалась фильмом, а включала в себя разные другие вещи навроде прикидов (100-150 евро платье), оружия (классные железные мечи разных размеров, от 100 евро и выше, я с одним таким мечом сфотографировался), и забавных таких "тролльских" мягких игрушек, которые меня очень позабавили. Но вот, собственно, и все. Ни тебе нормальных рукодельных браслетов, ни красивых ожерелий (на одном стенде набирали по желанию из бисера, но это ж несерьезно!), фибул вообще нет ни одной... короче, позор. Есть предположение, что хотя бы более-менее серьезные мастера, которые в Германии действительно есть и которые действительно создают замечательные поделки самого разного размера и предназначения, или не знают об этом конвенте, или попросту не интересуются... Вторичная духовная культура тоже, мягко говоря, не впечатлила, хотя там достижения и побольше, чем в сфере материальной культуры. Имеет место одна группа, которая на собственно энтузиазме снимает кино про средневековье, и делает это хорошо, во всяком случае, те кадры, которые мелькали на телевизоре, когда я там останавливался, произвели на меня благоприятное впечатление. Это, кстати, не первая группа, снимающая такое "средневековое" кино, еще одну я повстречал в Брегенце еще в 2000 году...

"Печатного слова" я не обнаружил вовсе, что наталкивает на мысли, что если кто здесь и пишет собственную литературу, то это какие-нибудь не особенно качественные апокрифы, которые не издаются даже в виде размноженной на ризографе брошюры...

И еще на кон пригласили три музыкальные группы, и вот тут у меня душа порадовалась - ибо играли все группы классно! Первую группу я услышал буквально через час после прихода - они устроили концерт прямо в фойе на импровизированной сцене, и играли кельтику. Ух, как они играли кельтику! Выступление их продолжалось полчаса, после чего они ушли, не забыв напомнить всем желающим, чтобы покупали их диски. А вечером, кажется, они же, но в несколько другом составе, с тремя волынками, играли кельтику на "Tolkien party", так вот там они играли еще слаженнее и практически убедили меня в том, что если есть ТАКАЯ кельтика - никакая другая танцевальная музыка нафиг не нужна.

Ну да ладно. Я тут устроил большое описание и совершенно отошел от хронологии событий. Впрочем, вначале они развивались не особенно активно. Я побродил по залам с час, посмотрел концерт этих ребят, затем провел несколько часов то на докладах, то на встречах с актерами (в общем, выбор был именно таков; еще можно было смотреть на варгеймистов, но меня на это почему-то не особенно тянуло). Из трех прослушанных мной докладов (два не с начала) по-настоящему порадовал только один, последний - о толкиновских языках. Первый, громко озаглавленный "Толкиновская мифология", касался всего трех вещей, одной из которых была нумерология; автор утверждал очевидную вещь о том, что 12 - замкнутый круг, 13 - несчастливое число, 14 - напротив, счастливое, что это идет из всей европейской культуры, а еще что у Фродо и у Бильбо нумерологическая сумма букв в имени одинакова и равно четырем, и что этому же числу равна нумерологическая сумма их дня рождения, и что четверка - число мудрости и тоже некое полное сочетание. Про мифологию я не извлек оттуда для себя ничего интересного, а отношении нумерологии докладчика начали расспрашивать о значении других чисел - почему, например, "пятерка" пропущена в Кольцах, есть только 1, 3, 7, 9, и есть ли какое-нибудь толкование девяти Хранителей и девяти Черных Всадников, и тут автор "поплыл". Пропуск пятерки он объяснил как-то невнятно, что, мол, это такое "плохое" число, хотя лучше бы он посмотрел Пифагора, даже я, невежда в нумерологии, помню, что еще Пифагор приписывал пятерке довольно сложное мистическое значение; а про семерку, после долгого вступления, выразился в духе Фрейда ("Дочка, ну бывают же просто сны"), после чего у меня пропало всякое желание слушать его рассуждения вообще и про нумерологию в частности - мог бы хотя бы первую десятку значений выучить! Самое интересное, что при этом кое-кто даже купил его книжку!

Второй доклад касался астрономии, и там автор просто находила соответствия между толкиновскими созвездиями и реальными земными, и еще немного рассказывала о попытках Толкина объяснить возможность жизни на Арде во время отсутствия Солнца и Луны (хотя, по моему мнению, в мифологической реальности материальное объяснение всех происходящих событий отнюдь не необходимо...).

А вот третий меня искренне порадовал. Как я уже сказал, он касался толкиновских языков, и докладчик сумел-таки дать замечательную картину того, как Толкин разрабатывал языки, какими особенностями обладают языки Толкина (о том, в частности, что синдарин и квэнья не произошли один от другого, а ведут происхождение от общего праэльфийского корня, и оттуда же идут еще пять или шесть эльфийских языков, и что у Толкина это показано, впрочем, ты, наверное, знаешь), и закончил декламацией текста на синдарине, а также примерной статистикой того, сколько слов известно от каждого из толкиновских языков. Картина довольно безрадостная - больше всего известно слов квэнья и синдарина (до нескольких тысяч), с помощью этого уже можно писать небольшие тексты; большинство языков людей известны в пределах нескольких сот слов, от мордорского Черного наречия осталось несколько поменьше, от гномского языка - не больше сотни, а хуже всего дела обстоят с многочисленными языками "неразвитых" или исчезнувших народов, от которых иногда вообще есть только одно слово, хотя существование самого языка Толкин указывает напрямую... Гораздо лучше разработана грамматическая структура языков, но и здесь существительные и прилагательные разобраны подробнее, глагольные формы - обычно менее полно.

Впрочем, еще не все архивы окончательно разобраны и находятся в открытом доступе, есть еще надежда, что какая-нибудь информация добавится...

Вот так. В другой аудитории в это время шли встречи с актерами. Приехало в общей сложности человек пять, разумеется, не исполнителей главных ролей, но тем не менее тех людей, которые ту или иную роль в фильме сыграли. Я был на двух встречах в общей сложности. Первая была с исполнителем роли эпизодического персонажа эльфа Хэлдара (Haldir), который в фильме известен единственной фразой "Гном дышит так громко, что в него можно попасть даже с закрытыми глазами". В оригинале эта фраза предназначалась Сэму, а Хэлдар там вообще говорит много, но в фильме это, разумеется, пропустили, типа, слишком много информации. В жизни актер оказался просто веселым и довольно молодым человеком, очень живым и темпераментным. Вопросов задавали много. Половина - несерьезных или просто глупых. Да и что могут спросить люди, не очень-то знакомые со всей этой кухней...

Вторая встреча, с исполнителем роли Гримы, состоялась позже, и народу на ней было поменьше. Зато сам актер произвел на меня более спокойное впечатление, у него не было такой харизмы, как у предшественника, зато была некая рассудительность. Странных вопросов на этой встрече было еще больше. :) В конце концов я и сам задал вопрос - вернее, у меня это уже был второй вопрос, первый я задал исполнителю роли Хэлдара, и касался он того, как относится к фильму он сам, и много ли людей критикуют фильм так как мы, получил довольно ожидаемый ответ, что "нам фильм в целом нравится", и этим скорее не удовлетворился; поэтому второй вопрос уже был более конкретно касался "правомерности" тех сокращений, которые внес Джексон в фильм, убрав множество сцен из книги. Должен сказать, что и этот ответ меня тоже не удовлетворил, но по крайней мере, я так понял, что они рассматривают эти сокращения как правомерные и полагают, что они при этом должны компенсироваться игрой актеров; а вообще это тема для целой дискуссии, а не для ограниченной встречи в пределах часа. Я вряд ли сам стал бы задавать эти вопросы, если бы другие вопросы были хоть вполовину столь интересными лично для меня... :)

Между встречами с актерами и после них была организована сессия получения автографов, и в зал выстроилась длинная очередь. Лично меня всегда занимала мысль - и зачем люди тратят несколько часов времени только на то, чтобы получить подпись человека? Тоже мне, доказательство причастности...

В промежутке между выступлениями послушал вторую музыкальную группу, выступавшую на той же сцене, но гравшую средневековые немецкие песенки, про ведьм, рыцарей, трактиры и прочая. В группе было пять человек, из коих один гитарист (гитара, разумеется, того времени), одна дама-солистка со скрипкой, еще один человек на подыгрыше, и двое рыцарей в латах, исполнявших роль тарелок (а что, если треснуть себя в железную грудь кулаком - будет тот самый звук!).

Еще одно из больших, но не упомянутых мероприятий - конкурс костюмов. В конкурсе принимали участие несколько "просто дам", несколько Галадриэлей, из коих две были при сопровождающих - одна с Фродо, одна с неким "десятым назгулом", один не толкиновский, но очень колоритный персонаж, еще парочка Фродо (в костюмчике и в дорожном плаще) и, наконец, давешние два орка. Я сразу решил, что победить должны орки, особенно после того, как они на пару прямо на сцене разыграли представление - один "просветлился" и начал умильным голосом нести псевдоэльфийскую чушь типа "Но я же понимаю красоту! Я могу петь! Я могу танцевать! Вот смотри!", а второй в это время ошалело гладел на него, потом заорал "Shut up!" и в конце концов уволок собрата со сцены. Зал хохотал. Подобного ажиотажа не было даже с "последней" Галадриэлью, которая была, впрочем, наиболее правильная из всех и перед которой один из членов жюри (в которое входили в основном актеры) разыграл импровизацию чуть ли не с признанием в любви и публичным поцелуем. Галадриэль с назгулом тоже отличилась, и тоже очень по Толкину - после того, как они вышли на сцену, назгул развернул плакат, на котором было написано: "She will diminish and...", после чего из динамиков послышались звуки песни "Go West" группы "Pet Shop Boys". ("Она проиграет и ... уйдет на Запад"). Но победили, разумеется, орки! :)

Ой, про назгулов забыл! Назгулы появились в фойе еще перед конкурсом, потрясая мечами, расчистили проход по центру, и в фойе важно вошел не кто иной как сам Папа Сау, почти в точности такой же, как в фильме, даже рост у него был больше трех метров. Папа Сау, потрясая дубиной, прошел фойе, постоял под объективами фоттоаппаратов, прорычал что-то и минут через двадцать ушел - открывать конкурс костюмов.

Ну и последнее. После всех этих конкурсов и выступлений оставалось всего два пункта в моей программе - концерт толкиновских песен и Tolkien-party. Концерт происходил в том же зале, где читались доклады; зал был на этот раз полон, но потом часть народу ушла. По непонятной лично мне причине большая часть сопровождения шла на клавесине! Сие меня удивило крайне, так как Толкин не упоминает ни разу не только клавесин, но и вообще любые стационарные клавишные инструменты, несмотря на то, что упоминает ряд куда более современных. Разумеется, исходя из исторических сопоставлений, можно предположить, что клавишные в то время тоже существовали, и по-видимому, из этого и исходило Общество Толкина, создавая мелодии для этих песен, но лично для меня это доказательством тоже не является, так как толкиновские герои, вообще говоря, ведут достаточно мобильную жизнь и уж определенно вряд ли Элендил, уплывая на корабле из Нуменора, брал с собой тяжеленное фортепиано! Да и эльф, играющий на клавесине - это как-то "не соответствует"... в общем, меня по этому поводу берут некоторые сомнения. Тем более, что фортепиано - инструмент механический, следовательно, уже производня технического прогресса, да еще и требует создания точно такого же двенадцатиступенного стандарта нотной записи, который был разработан в Европе, что совершенно не обязательно означает, что он должен иметь место и в Средиземье...

Зато несомненным плюсом было то, что я услышал ряд песен в "официальном" варианте Толкиновского общества, которые у нас практически не поются. Одна мне понравилась, а вот "Элберет", например, я предпочитаю в Лоркином варианте!

Я взял у них листовку с координатами, побеседовал немного о музыке, и узнал поразительную вещь - оказывается, песни Толкина у них на концертах можно петь только на музыку, сочиненную Обществом Толкина (ладно бы самим Толкином - но ведь нет!), и, до истечения авторских прав, ни на какую другую! Меня это возмутило, и я впрямую сказал, что нахожу этот порядок диким, на что мне ответили, что это не нравится никому, конечно, и что он сам создал уже свое переложение для ряда песен Толкина, но что с законом об авторских правах не поспоришь... Как тут не радоваться многообразию переложений этих песен, сделанных соотечественниками!

Последние полчаса я провел, слушая безумную кельтику на трех волынках, которую играли на вечеринке, а потом пошел на станцию. Там я опоздал на удобный поезд, вынужден был ждать следующего, а когда доехал до Кельна, оказалось, что на моем участке дороги строительные работы, и что поезда запускают обходным маршрутом, и хорошо, что не пришлось ехать автобусом, а то бы несколько часов потратил; но в результате я попал в Аахен уже в полтретьего ночи...


Верстка - Терн


Взято с сайта http://montregen.zamok.net


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов