Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Дэвид Даган, август 2007 г.
перевод Игоря Хазанова под редакцией Аллы Хананашвили

Фашист ли Толкин?*

Бродя по Сети, толкинист может случайно наткнуться на ссылки или цитаты из статьи некоего Стивена Гудсона, размещенной на сайте "Spearhead" ("Острие копья"). Автор данной статьи утверждает, что является владельцем одного из номеров журнала А. К. Честертона "Candour" ("Искренность"), выпуска двадцатилетней давности, купленного Толкин Эстейт в 1973 году за £10.00 - хотя сам Гудсон приобрёл его только в 1997 г., очевидно, через секретаря Честертона.

В этом журнале некоторые пассажи подчеркнуты красными чернилами, в том числе рассуждения о монетарной политике, близкие к дистрибутистским**. Кроме того, отмечены и предположительно антисемитские высказывания, а также расистские заявления, такие как: "В Африке живут не европейцы с черным цветом кожи, этот континент населяют племена, умственно и морально находящиеся на заре цивилизации. Самоуправление не тождественно демократии, Либерия и Абиссиния - вот две красные лампочки. Гегемония чернокожего населения равносильна самоубийству белой общины Восточной и Центральной Африки и приведет к краху надежд на устойчивый прогресс в Африке" (номер от 3-10 августа 1956 г., стр. 44). Предположительно, эти отметки сделаны Толкином в знак согласия с высказанными в журнале мыслями. Статья Гудсона была размещена в Сети в 2003 году.

Ирландские националистические сайты цитируют ее и к тому же утверждают, что в письме к A. K. Честертону Толкин рассказывал о прототипе Голлума - неком жалком южноафриканском еврее, с которым якобы Толкин сталкивался в молодости.

Статья Гудсона широко цитируется в Сети, и не только группами правого толка - выдержки из нее содержатся даже в статье "Орки (Средиземья)" Википедии - а подчас, по невнимательности и пренебрежительному обращению с фактами, характерными для пользователей Сети, кое-кто приписывает Толкину и непосредственное авторство этих цитат, в попытках доказать, что он действительно был сторонником идеи превосходства белой расы.

Стоит ли говорить, что Толкин Эстейт не в восторге от этой истории. Нет ни записей, ни упоминаний о том, что журнал "Candour" когда-либо принадлежал Толкину или был им прочитан, само собой, ничего подобного ТЭ никогда не покупало и и уж подавно не могло бы этого сделать в 1973 г. Кроме того, с точки зрения ТЭ, взгляды, приписываемые Толкину, включая соображения о финансовой политике, "по сути своей неправдоподобны". Именно "неправдоподобны".

То место, где говорится о Голлуме и южноафриканском еврее, будь оно правдой, свидетельствовало бы о выдающихся задатках политика у юного Толкина (который навсегда покинул Южную Африку в возрасте трех лет), даже в том случае, если бы имелось хоть какое-то подтверждение самому факту наличия переписки между Толкином и A. K. Честертоном (каковое тоже отсутствует).

Возникает вопрос, что собой представляют люди, делающие подобные заявления, и что собой представляет журнал, на чьих публикациях эти заявления основываются?

"Candour" - журнал Национального Фронта, британской расистской организации, преемник "Правды", крайне правого издания, выходившего под редакцией A. K. Честертона (двоюродного брата Г. К. Честертона), который был награжден Военным Крестом во время Первой Мировой Войны, а затем примкнул к британским фашистам. В 1954 г. он основал Лигу Верных Империи, в те времена привлекавшую к себе внимание главным образом напыщенной похвальбой, раздражавшей консерваторов. В 1967 г. Лига объединилась с другими расистскими организациями, чтобы сформировать Национальный Фронт, и Честертон стал его первым председателем. Стивен Гудсон живет в Южной Африке, где он с 1994 г. является лидером Движения за отмену подоходного налога и Партии Ростовщиков; он пропагандировал, по крайней мере, одну из работ Эрнста Цунделя, известного отрицателя Холокоста.

Итак, что же из всего вышесказанного на самом деле имеет отношение к Толкину? Можно ли утверждать, что он придерживался профашистских взглядов? Интересно, что сайты, пытающиеся декларировать причастность Толкина к фашизму, игнорируют тот единственный факт, который мог бы подтвердить их выдумки, а именно его выступление в защиту Франко в споре с К. C. Льюисом (Письма, ╧ 83). Тем не менее, следует отметить, что вплоть до конца 1960-х годов для рядовых католиков такая позиция была в порядке вещей; католическое издание "Юниверс" было склонно воспринимать Франко как защитника христианских ценностей, и действительно, Франко считался, и не без оснований, спасителем испанской церкви - мало кто помнит о том, что в начале гражданской войны в Испании около 7,000 священников, монахов и монахинь были убиты анархистами и другими лево-радикальными группами. Тот факт, что победив, Франко обошёлся с республиканцами еще хуже, католиками не воспринимается столь же остро, подобно тому, как в те же годы многие левые, в том числе некоммунисты, оправдывали или даже отрицали зверства Сталина.

И, разумеется, Франко уберёг Испанию от участия во Второй Мировой войне. Теперь сам факт защиты Франко выглядит предосудительным, однако он вполне объясним, и множество людей того времени (даже Уинстон Черчилль) поступали так же.

И, наконец, что касается "профашизма" Толкина. В отличие от многих собратьев-католиков, таких как Г. К. Честертон и Хилари Беллок, он никогда не поддерживал Муссолини. С другой стороны, легко найти явно антирасистские высказывания Толкина, и они широко известны. Вот несколько для примера:

  • его отказ подтвердить свое арийское происхождение для немецких издателей "Хоббита" (Письма, ╧╧ 29, 30);
  • "Обращение с цветными повергает в ужас едва ли не всякого приезжего из Британии, и не только в Южной Африке. К сож., немногие сохраняют это благородное чувство надолго". (Письма, ╧ 61, пер. С. Лихачевой)
  • "Но я унаследовал инстинктивную ненависть к апартеиду..." ("Прощальная речь" в сборнике "Чудовища и критики", с.238, пер. М. Артамоновой)

Толкин был очень далёк от социализма, но гораздо дальше, если это вообще возможно, он был от фашистских измышлений, особенно во всем, что касается расовых вопросов.

Поэтому всякий раз, когда вы наткнётесь на любую ссылку на журнал "Candour" или вам встретится одно из заявлений Гудсона, пожалуйста, уверенно и настойчиво опровергайте ссылающихся на них. Любым способом фашисты стремятся использовать Толкина в собственных целях. Мы должны противостоять их попыткам.


[*]Статья опубликована в октябрьском номере "Амон Хен", фэнзина Британского толкиновского общества.

[*]Дистрибутизм - популярная в те годы социально-экономическая система, которую поддерживал среди прочих и Г. К. Честертон, балансирующая между социализмом и капитализмом и основанная на распределении земли в собственность между мелкими хозяйствами, единоличниками, нечто подобное эсэрам в России. (Прим. автора)


Некоторые Интернет-ресурсы:
http://www.spearhead.com/0208-sg.html (статья Гудсона)
http://irish-nationalism.net/forum/showthread.php?t=505 (Еврейский Голлум), http://www.tolkiengesellschaft.de/v4/alleszutolkien/news/news20030103.shtml (Немецкий комментарий)
http://www.nizkor.org/hweb/people/z/zundel-ernst/ (информация о Цунделе).
Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов