Stolica.ruРеклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Петр Скулачев

Правда о Лориэне
или Обращение к живущему в "иной реальности"

      ...Тебе серо и неинтересно в этом мире, где надо зарабатывать себе на жизнь нелегким, а иногда и неприятным трудом, где люди склонны не замечать твоих достоинств и подчеркивать твои недостатки, где полно несправедливостей и где ты не чувствуешь себя, как дома. И вдруг тебе попадается на глаза книжка Толкиена. Ты с удивлением и радостью узнаешь, что этот мир - это всего лишь тюрьма, а ты - узник в ней. Ты читаешь о том, что в твоих силах придумать Иную Реальность и сделать ее гораздо более ощутимой, чем та, в которой ты сейчас. Ты читаешь "Властелина Колец" - портрет мира, в котором Добро и Справедливость всегда побеждает, а Зло и Предательство - всегда наказывается. И ты говоришь себе: "Вот он мир моего счастья, мир моей мечты, мне нужно лишь мысленно дотянуться до него и я обрету его на самом деле". Что ж, возможно ты и прав, но позволь задать тебе один вопрос. Ты уверен, что твои воображение и фантазия показывают тебе правду, но уверен ли ты, что они показываю тебе ВСЮ правду? Ты читаешь портрет мира, но не парадный ли это портрет, в котором на кое-какие неприятные "мелочи" не обращают внимания? ...

      Первый раз историю о ведьмаке Геральте я прочитал еще в самиздате, в конце 80-х. Тогда это были три коротких рассказа: в обрамлении двух достаточно банальных боевиков оказалась история "Красавицы и чудовища", в которой красавица была не совсем красавицей, а чудовище - не совсем чудовищем, а любовь имела силу только тогда, когда была настоящей. На фоне обычно фэнтезийной резни и "любви" она смотрелось как-то более жизненно, более правдиво. А потом, спустя 10 лет вышел "Ведьмак" - книга, не постеснявшаяся рассказать правду об Иной Реальности, правду, а не слащавую историю для детишек, имеющую такое же отношение к реальной жизни, как и истории про "самое справедливое в мире общество", построенное в одной отдельно отгороженной от остального мира колючей проволокой стране.

      ...Тебя покорила история о Золотом Лесе, отгородившемся от Зла, Лесе в котором живет прекрасная и мудрая Владычица, Лесе в который даже самые мудрые приходят за советом и в который закрыт доступ чужакам. История красива, спору нет, но только если забыть о стрелках, охраняющих границу, и о том, что посягнувший на границу не узнает о решении по свисту стрел, который не всегда успевает услышать. Ты также забыл, что любая ощетинившаяся граница в большинстве случаев вызывает ненависть и страх, а не уважение, а еще ты забыл о том, что ненависть заглушает разум и заставляет совершать неисправимые ошибки:

      ...Прочь из Брокилона, человек,... - Не имеет значения, что тебе лишь пятнадцать и ты продираешься сквозь лес, ошалев от страха, не в состоянии отыскать дороги домой. Не имеет значения, что тебе уже семьдесят и надо идти за хворостом, иначе тебя за ненадобностью выгонят из халупы, не дадут есть. Не имеет значения, что тебе всего-то шесть лет и тебя приманили цветы, голубеющие на залитой солнцем поляне. Прочь из Брокилона! Свист и удар!...

      Подумал ли ты об этом, прежде чем восхвалять Золотой Лес и объявлять себя в Иной Реальности его жителем? А если ты думаешь, что Брокилон - не Лориэн, то вспомни, что было сказано гному Гимли, когда он заявил, что не желает идти дальше в глубину Лориэна, а возвращается: "За рекой наши сторожевые посты. Ты даже не успеешь понять, почему умер." А еще может тебе придет в голову такая граница в здешнем мире - она называлось Берлинской стеной и стала символом Страха и Ненависти.

      ... А может быть ты видишь себя великим воином, бесстрашно сражающимся с врагами, воином, чье искусство сражаться вызывает уважение и восхищение, воином, всегда отстаивающим с оружием в руках свою свободу и защищающем свободу других. А ты не забыл, что тебе придется драться не только турнирным оружием, но и острой сталью, ты не забыл случайно, что человек, лишающий жизни другого называется убийцей вне зависимости от мотивации, и, наконец, ты не забыл, что твой выбор, на чью сторону встать, будет не всегда правильным, и уж точно не всегда понимаемым другими:

      ... Пошли за мной. Не оставайся здесь. Эти люди ничего не знают, не понимают, они видели только, как ты убиваешь. А ты убиваешь отвратительно...
... Говорят, смерть идет за тобою следом, Геральт из Ривии, но ты никогда не оглядываешься...

      Вспомнил ты об этом? Понял ли ты, что кроме великого воина, за тобой будет идти и имя Мясника?

      ...Или ты видишь себя Мудрым, познающим тайны Иной Реальности, тем, к кому идут за советом и помощь, тем кто в тяжелые времена вершит судьбы мира. Но ты не забыл, что принятие решения означает ответственность за его последствия, ты не забыл, что, вообще-то не у всех жизненных проблем есть приемлемые решения, что рано или поздно тебе придется делать то, что сделать неприятно, но необходимо, то, за что тебя будут проклинать почти все, кроме тех немногих, кто понимает:

- Потому что я не верю в Меньшее Зло.

Ренфри слабо улыбнулась, заем губы у нее искривились в гримасе, очень некрасивой при желтом свете свечи.
- Стало быть, не веришь. Видишь ли, ты прав, но только отчасти. Существуют просто Зло и Большое Зло, а за ними обоими в тени прячется Очень Большое Зло. Очень Большое Зло, Геральт, это такое, которого ты и представить себе не можешь, даже если думаешь, будто ничего уже не в состоянии тебя удивить. И знаешь, Геральт, порой бывает так, что Очень Большое Зло схватит тебя за горло и скажет: "Выбирай, братец, либо я, либо то, которое чуточку поменьше..."

      ...И последнее. Ты уверен, что описываемые тобой проблемы и несправедливости здешнего мира присущи именно миру, а не тебе самому? Ты уверен, что не принесешь с собой в Иную Реальность свои страхи и недостатки, уверен, что тебе следует изменять окружающую реальность, а не себя самого? И так ли уж необходимо придумывать Иную Реальность вместо того, чтобы попытать понять, что нужно сделать в этой, нынешней, для того, чтобы стать лучше:

      Люди...любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они не кажутся столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлестывая жен вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их все-таки приведение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить...

Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam



Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов