Хоббит жил, хоббит жив, хоббит будет...
А также о взрослых играх на свежем воздухе и наших шансах отдохнуть
в 14-м веке.
Статья дается в сокращении
"Они мелкорослы - нам примерно по пояс даже меньше, чем бородатые гномы.
Хоббиты - безбородые. Они совсем или почти не умеют колдовать, и из
колдовства знают только мелкие каждодневные трюки...(пропуск) Одеваются
они во все яркое (чаще всего в зеленое и желтое), обуви не носят, потому
что у них на подошве естественная толстая кожа, а ноги обрастают густой
бурой шерсткой, похожей на кудрявые волосы на голове; у них длинные
ловкие коричневые пальцы, добродушные лица и глубокий сочный смех..."
Таков первый портрет хоббита, подаренный нам его великим создателем,
англичанином Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном. Впрочем, кто знает их
обоих - тому пояснять ничего не нужно, а кто нет - тем остается только
посочувствовать. Увы, повальный "хоббитский" бум, охвативший с появлением
в России книг знаменитого философа-сказочника, на которых на Западе
выросло уже не одно поколение, заметно спал - в том числе и по печальной
причине безумного удорожания его трудов, равно как и трудов всех других
авторов. Однако преданные толкиенисты остались, их немало.
(сей мрачный прогноз, сделанный в 1992 году, к счастью не оправдался.
Число толкиенистов с тех пор заметно выросло. - М.) Больше того - они
упорно продолжают собираться вместе, выпускают свои газеты, строят
фантастические планы и - играют. Вот и нынче, в году, когда отмечается
100-летие со дня рождения Толкиена, под Уфой состоялись очередные хоббитские
игры. Город Екатеринбург на них представлял, главным образом, Михаил
Черниховский, которого знающим людям рекомендовать также нет смысла, а для
тех, кто не в курсе: художественный руководитель театра оружия "Арм-шоу",
преподаватель фехтования и сценического боя Академии искусств и
художественных ремесел, или проще говоря - один из крупнейших
романтиков-практиков здешних мест. Правда, к "чистым", рафинированным
толкиенистам, его не отнесешь, что ясно уже из титулов, но об этом чуть
позже...
- Михаил, первым делом ответь, пожалуйста, как так можно? В стране творится
черт знает что, цены растут гораздо быстрее грибов, уже картошку с огородов
воруют, люди не знают, что станет с ними завтра, а вам все игрушечки? Гномы
какие-то на уме, эльфы...
- Видишь ли, играть можно не только с жиру, но и когда хочется забыть о том,
что нечего есть. Но это был бы слишком простой и грубый ответ. По настоящему
счету стремление к игре, к хорошему куражу сидит в любом из нас, не в одних
детях, которые, как известно, занимаются этим, невзирая на эпоху. Взрослые
тоже играли и будут играть всегда, хотят они того или нет. Недаром сказано:
"вся жизнь - театр". Только жизнь в разное время разная, и театр - соответственно.
Вспомним доблестных русских гусар. Они ведь играли не на одном лишь театре
военных действий - и на бытовом, так сказать, уровне. Сколько там было
обязательных правил, условностей, притворства! Но до чего искусно они
притворялись, как красиво, благородно и мужественно манерничали! Теперь наш
повседневный театр совсем другой: декорации почти всегда серые, тусклые,
действия тянутся вяло, однообразно... И вот тянет свою лямку-роль какой-нибудь,
допустим, рядовой инженер, строит свои надоевшие мизансцены с начальником,
соседями, пассажирами городского транспорта, а в душе он, может быть, Рыцарь
печального образа или придворный Дон Жуан, а то и вовсе - верховный
повелитель народов...
Повторю: в каждом, ну в крайнем случае, почти в каждом живет желание хоть
ненадолго сменить грим, обстановку, попробовать себя в новой, может быть
самой неожиданной и фантастической роли. Только в одних оно вялое,
неоформленное, а в других - неодолимое, требующее регулярного выхода. Эти-то
вторые и собираются периодически в разных, как говорится, уголках
необъятного СНГ, дабы утолить свою жажду поиграть. Мир Толкиена - мир
хоббитов, гномов, эльфов и еще много кого и чего - открывает здесь поистине
необозримые возможности...
- И много вас - вторых? Часто ли вы встречаетесь? И как все это происходит
практически? Неужели раскладываете книжки Толкиена по ролям и потом в лицах
воспроизводите? Это же титанический труд! Да и нелегко, наверное, вот так вот
взять и влезть в шкуру того же гнома...
- Конечно, нелегко. Тут как минимум нужна сама шкура - то бишь кольчуга.
Ибо стыдно нормальному гному не иметь столь существенного знака отличия
от всех остальных. И представь себе, люди изготавливают металлические
кольчуги своими руками. А что значит изладить такую кольчугу - знаю не
понаслышке. Здесь труд действительно нужен титанический. пропуск
Текстовых ролей, конечно, никто не учит - текст и приключения рождаются
по ходу. Есть лишь общий сценарий, по которому разворачиваются события.
Оттого, кстати, некоторые поборники чисто литературного толкиенизма к
нашим играм относятся скептически: мол, опошляете первоисточник и т.д.
пропуск
Происходит все примерно следующим образом: сначала на местах формируются
команды, они посылают в оргкомитет заявки - примерный состав, свою
коллективную роль, пожелания. Потом долго и упорно готовятся: делают
амуницию, разрабатывают свой стиль поведения, обряды, учатся, в конце
концов, воевать... Дело-то ведь не шуточное - если уж ты назвался эльфом,
будь добр уметь отстаивать свое эльфское достоинство должным образом!
Дальше, приехав на избранную игровую территорию нужно еще построить
укрепления, лагеря, замки. Ну и после всего этого начинаются поиски
сокровищ, встречи с врагами, убийства, осады крепостей, торговля
награбленным - всего и не перечислить. Насыщенность каждого игрового дня
событиями настолько велика, что за очень короткий промежуток времени ты
можешь неоднократно умереть, заново родиться, побывать и властелином, и
рабом, наконец, жениться... Причем содержание игры вовсе не ограничивается
беготней друг за другом и выяснением физического превосходства. Тут и
политика, и интриги на межгосударственном уровне, и вполне осмысленные
военные действия и хозяйственная жизнь с денежной единицей. Образуется
новое жизненное пространство со своими законами, нравами, взаимоотношениями,
и некоторые так основательно погружаются в него, что потом им нужно
адаптироваться к "нормальному". Но и это еще не все: "во время игры"
произносятся витиеватые речи, возникают свои герои, рождаются баллады,
легенды, и потом они передаются из уст в уста, обрастают новыми
подробностями, деталями - то есть пространство это само собой растягивается
далеко за рамки игровой территории и дня отъезда. Складывается, если
хочешь, особая субкультура игроков-толкиенистов, выделяющихся теперь даже
из родной вроде бы для них среды фэнов от фантастики.
- Очень интересно. Просто очень. Так бы сам взял бы и вошел в игру. Только...
Жутковато как-то, Миш. Вот ты говоришь о театре, культуре, хоть и суб... и
вдруг - убийства, грабежи, опять же - жениться. До какой степени игровое
значение этих слов близко к общеупотребительному? пропуск И на какие
средства вы в нее входите?
- "Убить" означает достать противника своим оружием определенное количество
раз в условную поражаемую зону и отправить в Страну Мертвых ровно на шесть
часов, после чего - "воскрешение". "Ограбить" означает "убить" и забрать
игровое содержимое карманов. Последнее правилами разрешается: проигравший
уступил сопернику в честном бою. Правила во время игры имеют силу закона.
Конечно, теоретически возможны их нарушения, разные случайности: развлечение
в самом деле не безопасное. Но, я думаю, не больше, чем ночная прогулка по
Екатеринбургу. К тому же толкиенисты - народ законопослушный, они собираются
не калечить, а отдыхать. С женитьбами сложнее. Тут раз на раз не приходится:
иногда начинается с игры, а потом... Сердцу ж не прикажешь! Что касается
денег, то эта проблема, как и у всех, существует, но она разрешима. Игра -
занятие добровольное. Есть разные варианты: можно купить путевку на игру,
можно привезти с собой определенную сумму денег, можно, наконец, стать
спонсором части мероприятия, если средства позволяют.
окончание опущено.
А. Черниховский, А. Понизовкин; "Взгляд с Менельтармы", окт, 1992.
Назад, в Златые рощи.
|