А. Ляндзберг / Дэл.
К вопросу об игровых деньгах
Маленькая заметка на правах мастерской памятки
Как показали несколько проведенных нашим клубом павильонных и
полигонных игр, используемые на них денежные системы страдают сходными
недостатками, нуждаясь в некотором улучшении. Посему выскажу ряд
мыслей, которые, по идее, должны стать правилами организации игрового
денежного оборота.
Примечание: система разрабатывалась для применения на играх
класса "павильонка", где продается-покупается в основном еда и порой
(редко) информация, артефакты и пр. На полигонке, где идет торговля еще и
оружием, рабами и т.д, какие-то принципы могут не работать.
NB: под словом "монета" тут понимается денежка как физический объект.
под словом "номинал" - ценностная единица игровой валюты.
1. Достаточное количество денежной массы.
Чтобы не вызывать дефицита разменной монеты, рекомендуется делать
деньги по принципу "полтора раза": вводить монеты очередного номинала,
когда общая сумма более мелких денег в 1.3-1.7 раза превышает этот
номинал. Конкретно:
- вводим 50 монет по 1 номиналу (S = 50, Sобщ= 50);
- вводим 10 монет по 3 номинала (S = 30, Sобщ= 80);
- вводим 10 монет по 5 номиналов (S = 50, Sобщ= 130);
- вводим 10 монет по 10 номиналов (S = 100, Sобщ= 230); и т.д.
Для выравнивания количества мелкой монеты можно ввести деньги номиналом
в 1-3-5 "россыпью", без счета, а далее пользоваться правилом. Всего
денег не должно быть очень много: не рекомендуется превышать
среднюю сумму в 50-70 номиналов на человека.
Совершенно недопустимы не обеспеченные разменом уникальные монеты
в 2000-5000-10000 и т.д. номиналов. Если нужно обеспечить игрока большой
суммой, выраженной в одном предмете, дайте ему золотое изделие,
украшение, драгоценный камень и т.д. Вдобавок это оживит игру привнесением
элементов торга (если он захочет сбыть вещицу).
2. Легкость использования денег.
Деньги должны быть узнаваемы. Очень тяжело играть, когда одна и
та же пластмассовая пластинка белого цвета стоит 1 номинал, красного -
3, зеленого - 5, и т.д.: каждый раз, когда надо платить, приходится
судорожно вспоминать все эти стоимости. Поэтому деньги должны быть
характеристичны и выдавать свою стоимость числом зубцов, отверстий, а то
и просто написанной цифрой. Ну а когда народ станет играть поопытнее,
можно будет попробовать ввести разделение по цветам: например,
"золото" и "серебро" с соответствующим обменным курсом. Потом, если
получится, добавить "медь". И т.д.
3. Соответствие денег по игре и по жизни.
Чтобы:
- легко было устанавливать трактирные цены;
- игровые взносы четко шли на игровые цели;
- не было недовольных типа "я принес продуктов больше всех, а по игре
бедный, и другие все съели", предлагается следующая система:
- Устанавливается курс: 1 руб (новый) = 1 номинал. Отсюда считаются
цены в трактире.
- Хавчик приносят все! При этом за внесенные продукты человек
получает по курсу игровые деньги. А денежный игровой взнос (реальными
деньгами) мастер пускает на общие траты и в последнюю очередь - на
создание резерва продуктов.
NB: Если игрок по игре беден и не может
иметь столько денег, сколько должен получить за еду, остаток записывается
ему в кредит и возвращается после игры деньгами или оставшимися
продуктами.
- Желающие и нуждающиеся (те, кто по роли богаты) докупают у мастера
игровые деньги по курсу. На эту сумму СЛЕДУЕТ докупить продуктов,
поскольку эти деньги явно будут участвовать в игре и должны быть обеспечены едой.
Оставшиеся после игры на руках монеты сдаются обратным порядком,
с возвратом реальных денег. Данный прием решает также проблему
послеигрового возврата монет (чтобы у народа не было соблазна припрятать
денежку и использовать на следующей игре).
Особый момент: если у игрока есть сверхдорогостоящий артефакт, мы,
разумеется, не сможем (да и незачем) закупить хавчика на 10.000 руб
(эквивалент 10000 игровых номиналов), т.е. потенциальные деньги,
существующие в предмете, получаются реально не обеспеченны продуктами.
Проблема решается путем неукоснительного соблюдения пунктов 1 и 3.2
при этом все реально играющие деньги будут обеспечены продуктами, но в
то же время всей денежной массы не хватит, чтобы продать драгоценность.
То есть она (драгоценность) будет использоваться в торговых
операциях лишь косвенно, путем обмена на другие драгоценности, и ее
владелец не сможет вдруг скупить всю еду в трактире.
|