Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Семенов Игорь, Саратов

Дорогие друзья и сотоварищи!

Ночной план игры "Лица и Маски Возрождения" в основном веду я, поэтому именно на мне лежит задача довести до игроков наше представление о том, как будут выглядеть 4 ночи этой игры. В этом материале я остановлюсь только на первых двух. Остальные две станут отдельной темой. Но вкратце напомню, что третья ночь игры - она же вторая ночь основной игры посвящена праздникам, продолжающим и символизирующим дневные сюжеты, т.е. эта "глава" называется "Средневековые и возрожденческие праздники". От локальных дневных обрядов и церемоний она отличается всеобщим характером, т.е. "праздники" конкурируют друг с другом за участников. И маскарадом - все персонажи "перемещаются" в "праздничную реальность", свободную от какой-либо необходимости - экономической или боевой, вообще дневной. Ну а третья ночь - ночь Карнавала. Не столько будет реконструироваться венецианский карнавал - это невозможно, даже сама атмосфера туманной зимней Венеции и жаркой комариной Волги состыкуются плохо, сколько воссоздается сам дух карнавала, вбирающий в себя все лучшее, сильное, "зацепляющее", что есть в разных, в том числе латиноамериканских карнавалах. Интересно само буйство дионисийской стихии, и Венеция здесь - важнейшая отправная точка, дающая повод "переливаться" звезде карнавалов от аристократической загадочной мистики до торжества "низа" - в зависимости от самих игроков. Мастера участвуют во всем этом с надеждой на то, что им не придется вмешиваться в празднование "карающей дланью". Тем не менее безопасность играющих на карнавале держится нами на контроле. Но о карнавале на игре - разговор особый, сейчас тема - первые две ночи.

Первая ночь - ночь установочной игры, игра здесь будет подчинена ее целям. То есть весь ее смысл - способствовать взаимному введению в игровую реальность Средиземноморья конца XV века. Плюс общение приехавших на игру из разных концов СНГ "на мове". Начнется все под вечер с некого Вселенского собора в Риме. Не умерший еще папа Иннокентий VIII, чуя приближение смерти, "принимает гостей" и "отдает наказы", попутно представляя "посольства" и паломников друг другу. Затем, естественно, следует месса. После игрового причастия игру можно считать де юре начавшейся, хотя де факто она началась еще раньше. К этой ночи мастерской группе предлагается всем игрокам подготовить некий рассказ или историю на тему игры, обставив его каким угодно образом - от "вот я слышал одну забавную историю про...", до "помню, было это под Феррарой, я...". Кто может - споет песню или просто расскажет анекдот. Но помните - хозяева "огонька", на который забрел игрок этой ночью, вправе рассчитывать на какую-то историю от вас. За это они вас если не накормят, то уж напоят и согреют теплым словом точно. А то и сами что интересное расскажут. Впрочем, можно просто забраться в палатку и спать. Все равно интриговать и сражаться в эту ночь (да и в другие то же) не с кем.

Следующий день продолжит ночь, а так же будет заполнен строительством, причем не только буквальным, но и виртуальным. "Дядюшки" и "тетушки", а также "святые отцы" будут дозагружать персонажи, выдавать документы, чиповать оружие и проч. и проч. До тех пор, пока не прибудет последняя партия играющих и не приблизится ночь. Здесь мы действительно приблизились к одному из сложнейших моментов игры. Заход солнца 7 июля - в 22.13. К 22.00 закончились все установочные и хозяйственные дела, все собираются опять же у Рима на народный праздник в стиле комедии дель арте. Театры дают свои представления. Но границы сцены постепенно размываются. Представьте себе пеструю средневековую толпу на площади. Среди толпы зевак - персонажи комедии дель арте. Они веселят публику, выпендриваются, на других смотрят, себя показывают. Они в масках, в гриме, но главное - их поведение. Оно принципиально отличается от пассивного, скованного движения зевак. Оно сверхактивно, чрезмерно, утрировано. Они переполнены жизнью, она хлещет у них через край. Они импровизируют, но у каждого в запасе хотя бы одно лацци - кривлянье, гримасы, розыгрыши, сценки, которыми он веселит себя и публику. Они собираются в группы и разыгрывают диалоги, шутки, схватки. Возможно, сколачиваются целые труппы, играющие фарсы. А может сразу трое арлекинов выделываются перед друг другом или вместе окружают зазевавшегося крестьянина. Одни играют в одиночку, другие вовлекают в игру публику. Смешные конкурсы, забавы, танцы разгораются одновременно в разных местах. Все это телесное бурление - протокарнавальное действо. Ведь пока еще не все надели маски. В эту ночь по настоящему играют только маски комедии дель арто. А вы пока остаетесь в стороне? Ну что же... Дальнейшее - только для раздумывающих сыграть в эту ночь активно.

Какую маску выбрать? Вообще-то говоря, маски комедии дель арте бесчисленны по именам и очень подвижны. Каждая эпоха рождает свои маски, маскотворчество приветствуется и у нас. Но есть и жесткие ограничения. Во-первых, маска этой ночи должна быть комичной, гротескной (maschere). Во-вторых, маска не должна противоречить стране и эпохе. Пример. Папаша Убю (Альфред Жарри) в принципе, возможен, хотя это, кажется, аж ХХ век. А вот Пьеро нежелателен, хотя он почти дель артовский персонаж. Почему? Да потому, что Убю, - апофеоз безобразия, жадности, напыщенного насилия, гнуси "сытых" и "толстых" с кнутом и колпаком-капюшоном, - вненациональный, хотя и осовремененный образ "тирана" вообще (маски тиранов - из доклассической эпохи комедии дель арте). А маска Пьеро (Жана Дебюро) - выражение французского духа, причем совсем другой, "больной цивилизацией" эпохи. И не вписывается он Ренессанс никак (в отличие от того же французского Гаргантюа)! И по всему по этому, в третьих, мы все ж таки рекомендуем придерживаться классических дель артовских персонажей, о которых ниже. Кстати, может их попробовать скрестить? Не знаю, нам самим пока хватает старых, слишком хорошо забытых.

Конечно, в основе нашей "дель артовской" ночи "буффоные" маски. Но возможно и более древнее, аутентичное нашему игровому времени прочтение - "благородные" маски, не без лиризма и патетики. В первую очередь пара Влюбленных, Любовников (Аморози), которые вообще выступают без масок (но все же в гриме). Прибавим к ним величественных Тиранов и резонерствующих Педантов - и вот вам возможность куртуазной, утрированно куртуазной игры. Маски Доктора Грациано и Панталоне Манифико также могут читаться в этой манере. Весь этот блок - условно "куртуазная" комедия дель арте. Дамы, которых не прельщает маска Смеральдины, служанки-аналога Арлекина или Бригеллы, должны выбрать именно роль Влюбленной, тем более что для этого ничего, кроме в меру утрированного грима не надо. Несомненно, в этом блоке основную роль играют слова. Не нравится телесное буйство, низкая простота - двигаешь "куритуазный блок"!

Известно деление дель артовских масок на два "квартета": северный, или венецианский (Бригелла, Арлекин, Панталоне, Доктор) и южный, неаполитанский (Кавьело, Пульчинелла, Тарталья, Скарамучча). Мы не будем противопоставлять их или привязывать к командам. Все на откуп творческой фантазии игроков. Ориентироваться следует таким образом: желающие отыграть роль "первого дзанни", то есть первого "слугу-Ваню", большого ловкача, хитрого и остроумного Бригеллу из Бергамо, могут иметь ввиду того же Фигаро. Роль хвастливого воина - трусоватого фанфарона, неаполитано-испанского Капитано также не требует пояснений. Чиновника Тарталью прекрасно сыграл Юрский в "Принцессе Турандот" - кто хоть раз мельком это видел, знает о чем я. Ну а смешных стариков, Доктора, замороченного юриста из Болоньи, и Панталоне, сластолюбивого купца из Венеции, мне кажется, все и так себе хорошо представляют из многочисленных комедийных пьес. Конечно, желательно придерживаться традиционного вида этих масок, например, для Панталоне - красный камзол, черный плащ, шерстяная шапочка, панталоны, чулки, туфли, борода. Но загоняться по этому не стоит. Если общий вид и отыгрыш ясно дает понять кто перед нами - все, этого вполне достаточно! История длинная и темная штука - кто, где, когда и как играл тех или иных персонажей - большой вопрос. Так что держитесь духа представления и не спотыкайтесь о мелочи!

Наконец, мы подошли к самому интересному. Маски "вторых дзанни" - "Иванов-дураков", наивных, неотесанных слуг, коренятся не только в образах площадных шутов, фигляров, жонглеров. Они не случайно являются настоящим стержнем комедии дель арте. Образ Арлекина - сама суть этой комедии, ее жизнь и сила. Под маской дурака - не удивляйтесь - над человеческая мистика. Ее нелегко разглядеть зашоренными глазами "цивилизованных" литераторов, которые максимум что могут - парадоксально соединить в одном образе ловкача и простака, вывести "Труффальдино из Бергамо", что интересно, но не более того. "Чистый образ" Арлекина, Пульчинеллы, Скарамучча - не совсем человеческий. По сути он бесовской, в терминах церкви, сказочный, в понимании народном. Наиболее "крут" образ Арлекина, восходящий к образу Эрнэкена - главаря "дикой охоты" неприкаянных душ. Его красный берет с бубенцами, черная маска, палка, пестро-огненный костюм в обтяжку - знаки потешающегося над людьми лешего, воспринимаемого наивной публикой в виде "ужасного дуралея". Он - сама концентрация жизни, энергии, силы, свободы, "незамутненного интеллектом" ума. Невероятная глупость напыщенной сложности и непостижимая мудрость радикальной простоты хорошо стали заметны в Европе только в наше время. О, какая насмешка воистину живого персонажа, который нежить, над самодовольными смеющимися идущими к смерти "живыми"!

Если Арлекин - энергичный, наглый шут простоты, самостоятельный, яркий персонаж, то не менее популярная фигура дель арте - Пульчинелла - персонаж более бледный, более восприимчивый, Пульчинеллам свойственно "роиться", кучковаться. На прообраз Пульчинеллы намекает петушиный голос привидений, белая рубаха, горбы, черная полумаска - ряженный с того света! Этот дубина доведет до смерти своей простотой - рекомендую! Что же касается Скарамучча (Скармуша), то он самый безобидный из них всех. Да, он напыщенный задира, трус и обжора, но в своей простодушном желании понравиться, "покорять сердца" он милее всех моему сердцу. Для меня это слуга-пародия на хозяина - Дона Хуана, это тот же Капитан. А вообще-то - просто забавный домовой, насмотревшийся на квартировавших в его доме кавалеров - жертва любви к людям!

Впрочем, это лишь одно из мнений. Вам же - карты в руки.

В заключении настойчиво повторяю пожелание мастерской команды - присылайте сейчас заявки установленной в правилах формы. Напоминаю:

"До 1 мая 2000 года все предполагающие участвовать должны связаться с мастерами. Форма первичной заявки для каждого - полное имя плюс игровое, год рождения, адрес, способ связи, проблемы со здоровьем, предполагаемая роль (лицо и маска), личный герб играющего и толкование (см. ниже), вероятность появления на игре (а - 100%, б -скорее всего, в - 50 на 50)".

По поводу личного герба играющего. Он действительно нужен. Что вы будете наносить на "Символ любви"? Не загоняйтесь по геральдике, но и не ленитесь. Присылайте описание вместе с заявкой. Пожалуйста. Ведь это же интересно вам и нужно нам для сюжета! До связи, неведомый игрок! Vale et me ama!

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов