Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Anariel Rowen

Этнография даэрэдайн

К юго-западу от Мглистых Гор, в Энэдвайте, по рекам Ангрэн (Изен) и Адорн, возле Врат Калэнардона (в Третью Эпоху - Врат Рохана) обитает Лесной Народ. Сами они себя называют Народом Потерянных Жилищ или Народом Волка.

Внешне они обычно невысоки ростом, темноволосы, темноглазы и слегка смугловаты. Из-за этого, а также из-за того, что они жили в темных лесах, тиуда прозвали их "дунлендинги", от корня "дун-" - "темный, смуглый", а нумэнорцы - даэрэдайн ("даэр" - тень, "эдайн" - люди. Ср. одно из названий Виньялондэ - Лонд Даэр Энэд = "Тенистая Срединная Гавань"). Живут мало, лет 50-60.

Этнографическая фенька-браслет - синий. Желательная одежда: мех, кожа (можно искусственные), дерюжка (=мешковина) - поскольку с тканьем и шитьем у них не очень хорошо, хотя бы в силу отсутствия металлических иголок и нормальных ткацких станков. Ничего яркого - натуральные красители яркими не бывают. Идеально либо отсутствие обуви, либо самошитая кожаная (это, впрочем, как получится). Желательно избегать стекляных, бисерных и металлических украшений (фибул, ожерелий и прочего) - железа у Лесного Народа очень мало. В основном украшения и амулеты из дерева, кости, перьев, рога, когтей и зубов животных, плетеные из кожи. Раскрашивают лица синими узорами.

Оружие. На начало игры нет никаких доспехов, мечей и больших дубинок. Есть некая вероятность, правда, что на ВСЮ команду будут на начало игру пропущено 1-2 меча, но не больше. Однако оружие и доспехи разумно привозить, на случай, если удастся сковать-добыть его по игре. До этого момента все привезенное оружие и доспехи (пропущенные мастером по боевке) будут находится в палатке у посредника. Плюшка: у Лесного Народа есть отравленные стрелы (с широкой белой маркировкой), которые используются, однако, только для охоты, а не для боя (использование их в бою табуировано). Зверь, в которого попала стрела, засыпает на некоторое время.

Образ жизни - полукочевой, поскольку Лесной народ зависит от сезонных миграций зверя и птицы, поэтому укрепленных лагерей у них быть не может. Не кочует избушка шамана, которая находится недалеко от Священного Древа (в которое воткнут не менее священный меч) и кургана Волка. Там же находится Дом Детей Волка - где мальчики проходят инициацию, и поляна, где совершаются общенародные обряды и ритуалы.

Читать-писать не умеют, письменности нет, вся история, сказки, предания, законы передаются только в устном виде.

Общественное устройство

Живет Лесной Народ кланами, которые зовутся по именам зверей - общих предков-покровителей всего клана. Известны кланы Волка (заменивший клан Морской Выдры), Медведя, Бобра, Оленя, Щуки, Ястреб, Аиста (порядок кланов приблизительно соответствует их силе и влиянию). Знак каждого клана - его зверь. Знак всего народа - волк и дубовый лист. Самая сильная клятва - клятва своим тотемным животным.

Кланы и отдельные роды кланов могут находиться в состоянии вражды и воевать друг с другом (из-за охотничьих угодий или женщин) - что, впрочем, не мешает представителям враждующих родов праздновать вместе общие праздники и проводить общие обряды.

Главным и наиболее славным считается клан Волка. Его глава носит номинальный титул Верховного Вождя. Практически его главенство сводится к почетной роли во время проведения обрядов - поскольку общих боевых действий Народ Волка не вел со времен Эрэгионской войны. Обретение вождем клана Волка реальных полномочий Верховного Вождя Народа Волка тесно связано с исполнением пророчества о возрождении Великого Волка. С этим связано и то, что титул Верховного Вождя передается в роде Волка не старшему сыну, а старшему ребенку. Если это оказывается женщина, то титул переходит от ее отца к ее сыну или внуку ее старшей дочери, до инициации которых титул Верховного Вождя носит старший мужской родственик наследницы: "Сын Волчицы - Волченок".

Нынешнего главу Клана Волка зовут Кривая Нога, он хром и уже немолод, его старший сын живет заложником в Виньялондэ.

Другим объединяющим началом для Народа Волка является Верховный Шаман, который осуществляет необходимые для выживания всего народа ритуалы - посвящение мальчиков в мужчины, похороны, сезонные, военные и охотничьи обряды. В настоящий исторический период он является самым важным и авторитетным человеком во всех вопросах религиозной жизни. А поскольку верования у Лесного Народа неразрывно связаны со всеми сферами жизни, слово шамана во всем, что касается исполнения обрядов и обычаев (в том числе, обычаев междоусобной вражды и кровной мести) - закон. Шаман и его ученик не относятся ни к какому клану. Нынешнего шамана зовут ...

Уклад жизни патриархальный, женщина в норме не имеет права голоса и особенных прав. Мужчина смотрит на женщину как на существо низшее и зависимое, как на служанку мужчины, и женщина благодаря воспитанию и привычке сама считает себя таковой.

Историческая ситуация

Историческая память Лесного Народа уходит не намного глубже основания Виньялондэ (9 век, то бишь полторы тысячи лет), но поскольку письменности у них нет, то события прошлого приняли мифологическую окраску и не всегда соответствуют реальной хронологии.

До приплытия Морского Народа (нумэнорцев) Лесной Народ жил по обоим берегам Великой Тенистой Реки, поросшими густыми лесами. Как и сейчас, у каждого клана была своя собственная территория. В устье Реки обитал клан морской выдры. Когда туда приплыл "Король-Чайка", он захотел построить себе гавань и купил устье Реки у Ондатры, вождя клана морской выдры. Поскольку в земле остались духи Лесного Народа и их могилы, Гавани Морского Народа не везло: она очень сильно страдала от разливов Реки (которую нумэнорцы назвали Агатуруш - "тенистая река, текущая из болота" и Гватло - "сероструй") и от морских бурь. По этой причине нумэнорцы для починки гавани и постройки судов стали непомерно вырубать леса. Тогда все кланы Лесного Народа объявили войну нумэнорцам, а клан морской выдры отказался это сделать - за исключением одного-единственного человека, старшего сына Ондатры - и был проклят сородичами. До сих пор потомки этого клана живут в окрестностях Виньялондэ - остальные Люди Леса считают их предателями, ненавидят и презирают. Одни из самых сильных оскорблений в языке Лесного Народа - "морская выдра" и "ондатра". А Ондатра-Отступник стал великим воином, хотя и остался без клана.

Но Морской Народ оказался сильнее, и Народу Лесов пришлось бы плохо, если бы на помощь ему не пришел могучий союзник с далекого востока - великий колдун и чародей Неназываемый (истинное имя его под запретом). Как рассказывают, Неназываемый усыновил Ондатру-Отступника и назвал его Волком - с той поры и появился в Лесном Народе клан Волка. Еще Неназываемый научил своего приемного сына творить чудеса, оборачиваться в волка и подарил ему волшебный меч, который, по преданию, разрубал даже гномское серебро. После этого Волк сделался Верховным Вождем Лесного Народа и объединил весь Лесной Народ, который с той поры называется еще Народом Волка. Объединенные силы Народа Волка и Неназываемого уже было осадили Виньялондэ, но тут в Гавань приплыло огромное войско из-за моря, и союзники потерпели поражение. Неназываемый ушел к себе на восток, пообещав, что когда-нибудь непременно вернется. Волк был смертельно ранен в сражении с нумэнорцами и перед смертью вонзил свой волшебный меч в росшее неподалеку священное древо (дуб) и предрек, что тот из его потомков, кто вынет меч, станет следующим Великим Вождем Народа Волка, отомстит нумэнорцам и изгонит их с земель Народа Волка. На его могилу каждый воин принес по горсти земли, и курган получился выше самых высоких деревьев - откуда явствует, что даже после сокрушительного поражения Народ Волка оставался весьма многочисленным. Как считается, именно Волк установил бОльшую часть обрядов, ввел институт шаманства и сочинил песню-пророчество о Короле-Ондатре (см. далее). По поводу грядущего появления Младшего Волка бытует множество предсказаний и поверий.

После этого Народ Волка отступил на окраины своих прежних земель - к самым Мглистым горам, к рекам Изен и Адорн, не осмеливаясь селиться близко у Белых Гор, где жили и живут тиуда (единственное известно из Толкина слово словаря дунлендингов - "форгойл", "соломенноголовые" - о рохиррим, потомках тиуда) - союзники нумэнорцев, или уйти на мыс Андраст, где обитают друэдайн, тоже союзники нумэнорцев. Поэтому Народ Волка чаще зовет себя Народом Потерянных Жилищ.

За 500 лет Народ Волка сильно уменьшился в количестве, некоторые кланы вымерли напрочь. Поскольку они отказываются от всяких контактов с соседями, то им негде взять железо, которое они сами выплавлять не умеют, и покупать его у гномов не могут тоже, поскольку не занимаются земледелием и поэтому у них недостаточно съестных припасов для торговли. Живет Народ Волка охотой, рыболовством и собирательством. Единственное, что у них есть в относительном изобилии - это меха, шкуры и кожи.

Так с той поры и живет Народ Волка - со всех сторон окруженный врагами и не получая вестей от Неназываемого. От соседей они поэтому прячутся как могут, избегают всяческих контактов и не приключается вне мест постоянного обитания. Нумэнорцы из Виньялондэ одно время пытались завязать мирные торговые отношения, но дело все время кончалось убиением посланцев, и нумэнорцы отказались на время от своих попыток. Особенно Народ Волка не любит нумэнорских следопытов, видя в них шпионов, диверсантов и колдунов, потому если к ним в руки часом попадает следопыт (что бывает редко, потому что следопыты искуснее самых умелых охотников и знатоков леса в Народе Волка), то умирает он долго и тяжело.

Но за последние лет 20 ситуация несколько изменилась. Где-то около того времени Лесной Народ истребил нумэнорскую картографическую экспедицию, которая неосмотрительно использовала для своих работ курган Волка (который, ясное дело, тоже под запретом и вообще священное место). В плен взяли только одного нумэнорца, очень сильного колдуна, судя по всему, который впоследствии то ли бежал, то ли был убит. После этого имела места карательная экспедиция, которая, впрочем, никого особенно карать не стала, а просто, разобравшись в ситуации, взяла в заложники старшего сына вождя Клана Волка. Который и живет в Виньялондэ уже лет 10. Чем Лесной Народ не особо доволен, ибо руки у него теперь связаны. Еще около тех же 15-20 лет назад появился из-за Врат Калэнардона странный человек, которого не убили только потому, что он был одет в одежды, похожие на одеяния солдат Неназываемого. Но он оказался купцом и ухитрился завязать с Народом Волка торговые связи, покумившись с вождем Клана Волка. Покупает он меха. Оружия продать не может, потому что родом с земель, тоже занятых нумэнорцами, которые, понятно, контролируют торговлю оружием возле своих территорий.

В общем, все свои надежды ("побьем Морской Народ, заживем как люди на прежних местах") Народ Волка связывает почти с исключительно возрождением Волка и объединением народа под его главенством. Ибо больше не с чем...

Верования и культы

Народ Леса мыслит и верит подобно первобытным племенам нашего мира. Весь мир для них полон духов, причем чаще злых. Это духи местности (реки, рощи), растений и животных, мертвых предков, духи стихий и природных явлений (грозы, к примеру). Поэтому каждое действие, каждый поступок надо совершать так, чтобы не нарушить "правила техники безопасности" в общении с духами, иначе они обрушат на свой гнев на весь народ. Это относится ко всем действиям и поступкам человека: ведь если разводить без должного уважения (закрепленного ритуалом) огонь, то он может отомстить, устроив пожар. То же самое относится к ручью, из которого набирают воду, к хворосту для костра, к растениям и животным, употребляемым в пищу. В общем, человек из Лесного Народа все время, так сказать, ходит на цыпочках, сидит на краешке стула и постоянно оглядывается - не нарушил ли он правил поведения? Поэтому Лесной Народ очень боится что бы то ни было менять в своей жизни, обычаях и тем более - в ритуалах. Для них это вопрос не принципа (консерватизма или упрямства), а выживания.

Далее, мир в его глазах пронизан связями и отношениями: тронешь одно - откликнется другое. Эта в наших представлениях симпатическая магия является для него основой существования мира. Выглядит это примерно так: вождь олицетворяет народ, значит, от здоровья вождя зависит благосостояние народа. Все связи - клановые (люди клана и тотемный зверь клана), семейные (муж и жена, родители и дети), собственности и принадлежности (хозяин и его вещь, народ и его земля) - мыслятся как магические, изменения одного немедленно отражаются на другом. Поэтому люди определенного клана не охотятся на своего тотемного зверя - ведь это практически самоубийство. А промах охотника на охоте может иметь своей причиной нарушение табу его женой. Также по этой причине нельзя брать чужое - эта вещь связана с другим человеком и легко может повредить вору: на него упадет в лесу дерево, к примеру. Поэтому же опасно заниматься торговлей. А свое нынешнее печельное положение Народ Потерянных Жилищ связывает именно с тем, что они живут вдалеке от земель своих предков...

Вредить или помогать могут не только духи, но и люди, хоть сколько-нибудь умеющие обращаться духами. В принципе это просто: для наведения порчи достаточно закопать под порогом у соседа кость его тотемного животного, гадать разными способами и заговаривать кровь умеют почти все. Профессионально общением с духами занимаются шаман и колдуны.

Шаман. Общается к духам для решения важных вопросов, он не гадает, а просто путешествует в царство духов и получает ответы на вопросы. Его обязанность - уводить в Страну Смерти души мертвых, чтобы они не мешали живым и ожидали в Стране Смерти нового воплощения.

Колдуны и ведьмы. Если шаман общается с духами на пользу и благо всего народа, то колдуны обращаются к духам для личной выгоды и могут причинять людям и добро, и зло. Точнее, и колдун, и ведьма одержимы злым духом, который заставляет их причинять зло людям. К ним можно обратиться за помощью в совершении нехорошего - наведении порчи, за любовным зельем, за ядом и прочим. Но всякий, увидевший колдуна или ведьму за работой, имеет законное право убить их. Они умеют превращаться в зверей и птиц. У Лесного Народа есть поверье, что колдуны и колдуньи состоят в неком тайном обществе - со своими обрядами посвящений и прочим. Чтобы туда вступить, надо убить с помощью колдовства самого близкого и дорогого человека.

Космогония и демонология

Были некогда два брата. Один из них, создатель мира, зовется Великий Дух, второй - Злонамеренный. Все, что Великий Дух делал хорошего, Злонамеренный портил: первый создал мужчину, а второй - женщину, первый создал полезных животных и растения, второй - чудищ, гадов и ядовитые растения. Братья часто ссорились и воевали, но великому Духу так и не удалось прогнать Злонамеренного. Тогда, огорчившись, он ушел из мира, который остался на волю и произвол Злонамеренного. Люди боятся и ненавидят его, но вынуждены приносить ему жертвы и почитать его, чтобы он не убил их. Но Великий Дух оставил в мире некоторых меньших духов, чтобы они помогали людям, и напоследок повесил в небе Солнце и Луну. Говорят, что в конце времен он вернется и победит, наконец, Злонамеренного, но пользы от того не будет, потому что мир погибнет в этой борьбе.

Духи, от которых в наибольшей степени зависит выживание народа - это Мать Зверей и духи Солнца и Луны.

Мать Зверей - мертвая роженица, которая живет в чаще и посылает оттуда всякое зверье. Когда со зверьем плохо, это значит, что Мать Зверей недовольна поведением Лесного Народа и надо принять меры. Она иногда принимает облик женщины, одетой в разные меха, в венке из ветвей дуба. Если ей полюбится охотник, она может открыть ему тайное слово, зная которое, охотник никогда не промахнется, а убитый зверь не посмеет причинить ему вреда.

Дух Солнца мыслится в виде рыжеволосой девы-воительницы. Ей Великий Дух подарил огненные стрелы и золотой лук, чтобы она держала в страхе колдунов, ведьм и злых духов. Поэтому ночь - самое опасное для человека время суток.

Дух Луны в наказание за проступки людей насылает на них болезни, голод, непогоду. Он принимает облик мрачного мужчины.

Духи могут принимать и видимый облик, вообще все чужаки - духи, скорее всего, зловредные. Особенно это относится к белым демонам, живущим на севере. Когда-то они жили совсем недалеко, за рекой Гландуин, но Неназываемый прогнал их оттуда. Те места до сих пор считаются чрезвычайно опасными. Встреча с белым демоном - почти верная смерть, если сам не успеешь убить его раньше, поэтому как слышишь в лесу одинокую флейту - беги прочь со всех ног. Они морочат людей видениями и обманом, иногда похищают и подменяют детей. Похожи на людей, но их выдают острые как лист уши.

Бывают еще дварфы - сплюснутые духи земли. Они очень жадные, но умеют ковать железо.

Морской Народ - люди, но все как один колдуны, ибо люди не бывают такие рослые и сильные.

Законы и обычаи

Семья и брак. Жениться (и шире - вступать в связь с женщиной) имеет право только мужчина, прошедший инициацию. Нарушение этого установления строго карается. Инициацией женщины считается собственно свадьба. Брак заключается по иницитиве родителей и старших родственников. За жену платится выкуп, и она - после соответствующего обряда - переходит в клан мужа (исключение - старшая ветвь Рода Волка). Возможен другой способ - похищение невесты, который тоже связан с рядом формальностей. Девушка считается похищенной, если ее пронесли на руках 100 шагов от ее дома. Выкуп, стесно, не платится, но брак считается законным, хотя обычно влечет вражду между мужем и родителями жены.

Бывает такая вещь, как "призрачный" брак, когда женщину выдают замуж за стихийного духа или мертвеца (который, скажем, явился во сне родителям или говорил с шаманом и потребовал себе жену, ибо помер холостяком). Такая женщина фактически является женой брата (если есть) покойного, и дети, родившиеся у нее, считаются детьми покойного. Иногда, правда, покойник может сам прийти к жене и сделать ей ребенка. Это тоже никого особенно не удивляет.

Браки могут заключаться только между представителями определенных кланов (нарушители этого установления убиваются или изгоняются из народа, что тоже верная смерть), причем браки между родствениками, более близкими, чем двоюродные брат и сестра, не допускаются. Соответственно, если вымирает 1 клан, то тем, которые брали из него женщин, приходится туго...

Клан Из какого клана берет женщин
Волк Медведь, Бобр, Олень
Медведь Бобр, Олень, Щука
Бобр Олень, Щука, Ястреб
Олень Щука, Ястреб, Аист
Щука Ястреб, Аист, Волк
Ястреб Аист, Волк, Медведь
Аист Волк, Медведь, Бобр

Поскольку, как считается, измена жены плохо отражается на муже (с ним может случиться несчастье), наказание за таковую - утопление. Если женщина бесплодна, мужчина имеет право отослать ее родителям, не возвращая выкупа. Если ему пришло в голову развестись по каким-то иным причинам, то выкуп полагается отдавать обратно. Мужчина в принципе может иметь и не одну жену, но обычно так бывает только у вождей кланов.

Ребенок относится к клану отца. Наследник отца - старший сын (исключение - наследование титула Верховного Вождя).

Убийство наказывается смертью - если пожелает семья убитого, но существует и возможность примирения. Если семья не отказалась от мести, родственники имели право отыскать убийцу и убить его, не неся за это ответственности. Убийца мог спастись от мести, если успевал вкусить пищу с кем-то из рода убитого. За убийство члена своего клана - смерть.

Клановые табу: не убивать свой тотем и не есть его мясо.

Женские табу (действует после свадьбы): женщина не имеет права прикасаться к дубу (= священному древу), брать в руки оружие (кроме ножа) и одевать мужскую одежду (штаны).

Табу мужчин (действует после инициации): (...)

За нарушение этих табу полагается смерть.

Ритуалы, связанные с жизнью людей

Умилостивительные жертвы духам и предкам уместны при всяком важном случае.

Рождение ребенка. Согласно представлениям Лесного Народа, в ребенка вселяется душа кого-то из его клана в тот момент, когда мать впервые прикладывает ребенка к груди, до этого новорожденный не считается человеком и его смерть "не считается". Только что родившегося ребенка передают отцу, старшему родственику или шаману, чтобы они решили, жить или умереть ребенку. Если беременность или роды протекали со зловещими предзнаменованиями или нарушениями табу, если рождаются близнецы, если у новорожденного обнаружены физические недостатки, если мать умирает родами, наконец, если ребенок родился в голодное время или по произвольным причинам (отец хотел мальчика, а родилась девочка), то ребенка легко могут убить, чаще - бросив в лесу (в таких случаях игрок не идет в мертвятник, а остается в команде ждать следующего раза). Табу: во время беременности и родов на женщине должен быть пояс ее мужа. Обычаи (не табу), связанные с родами: рожать женщина должна под скрещенными копьями (согласно поверью, Волк должен родиться под "опорой неба", так Лесной Народ называет священное дерево - дуб - и копье. Поскольку дуб для женщины под запретом, остается копье...), пока женщина рожает, мужчина тоже укладывается в постель и делает вид, что тоже мучается (считается, что между мужем и женой возникает некая связь, и подобным образом муж помогает жене родить).

Инициация. Особь мужеска пола, не прошедшая инициацию, мужчиной не считается - соответственно, не имеет имени, права участвовать в обрядах и жениться, и обладает ТТХ ребенка - по хитам и воле. Однако во время инициации можно и помереть, ибо испытания довольно суровы - недаром про мальчиков, которые уходять проходить этот обряд, говорят, что они умирают... Соответственно ведет себя их родня: причитает и плачет по ним как по мертвым и делает вид, что не узнает их, когда (если) они возвращаются. О том, что происходит во время самого обряда, женщина не имеет права знать.

Свадебные ритуалы. Жених, придя в дом невесты, передает ее родителям договоренный выкуп. Потом девушка отдает жениху оружие (лук, стрелы, копье) которым пользовалась (или оружие специально делается для этого случая - игрушечное), и жених ломает оружие или бросает его в огонь. Обязательно шаман приносит жертву духам, потом - по желанию и возможности - застолье.

Смерть. С точки зрения Лесного Народа, смерть и болезнь не являются результатом естественных причин. Любая смерть, кроме смерти от руки человека - на охоте из-за зверя, от старости, от болезни - это всегда результат либо колдовства людей, либо порчи, наведенной духами, либо нарушения табу, либо мести убитого врага или зверя. Если не удается понять, какое табу нарушил покойный или какой дух или мертвец навел порчу, то надлежит расследовать, кто колдовал из людей. Расследование причин смерти предпринимается во всех случаях, кроме смерти детей. Можно провести гадание для определения направления, в котором находится убийца (к примеру, самое простое гадание - подкидывается нож покойного, который, упав, покажет искомое направление). А потом в том стойбище, на которое указал нож, все тянут из шапки камешки, кто вытянул черный - тот и убийца. Если есть подозреваемый в наведении порчи (а это не обязательно колдун, порчу может навести почти любой), то для подозреваемого устраиваются испытания (часто в виде пытки). Если по результатом испытаний он оказывается убийцей, то его и казнят как такового.

Лесной народ верит, что без похоронного обряда мертвецы не уйдут в страну мертвых, а останутся рядом с живыми и будут им вредить. Мертвецов хоронят с их оружием и в их одежде, еще в могилу кладут съестное... Родные должны всячески стараться, оплакивая мертвеца (посыпать голову и пачкать лицо пеплом, рвать на себе одежды и громко рыдать), чтобы он видел, как его любят и ценят и не пытался самоутверждаться путем нанесения вреда живым (качество отыгрыша оценивает покойник). Если мертвецу всего этого покажется мало, он может явиться во сне (вскоре после похорон) и попросить чего-нибудь по-хорошему - жертвоприношение, жену, еще что-то. Если его не послушать, то он может причинить немало зла, а если послушать - то может выйти что-нибудь хорошее... Окончательно уходит душа только в сопровождении шамана. Ритуал этот чаще делается для нескольких душ скопом. Исключение - вожди и прочие важные лица.

Болезнь и ее лечение

Болезнь - всегда следствие сверхъестественного воздействия, которое может произвести с помощью талисмана или заговоренной пищи обычный человек, не говоря о колдунах, покойниках, духах: кто-то грызет тело больного, заговоренная пища дает ростки в теле больного или превращается в лягушку, ящерицу или острую палку. Если болезнь хоть сколько-нибудь опаснее простуды (заговор от которой известен каждой женщине), лечение болезни проистекает в несколько этапов.

Первое - постановка диагноза: обращение к человеку, которому доступно сверхъестественное (шаман, безумный, колдун). Он переходит в иной мир своими методами и ставит диагноз. Анализ соматических симптомов не обязателен!

Методы лечения: изгнание из больного злого духа (осуществляется, как правило специалистом - шаманом - согласно соответствующему ритуалу), изгнание из больного болезни, мыслимой как инородное физическое тело (опять шаман - вырезает или высасывает из тела больного инородные предметы), и применение лекарств, которые полагаются действенными в результате присутствия в них соответствющего духа (сила лекарства зависит от соблюдений условий сбора ингридиентов: трав, камней, частей животных и прочего). К примеру, для лечения ревматизма, насланного духом убитого оленьего вождя, вызываются собаки - красная собака Солнца, черная - тьмы, синяя - холода, белая - Луны, которые уносят по частям болезнь. Затем больному дается лекарство.

Неуспех лечения объясняется тем, что причиной болезни оказался более сильный дух, чем тот, на изгнание которого шаману хватит силы.

Лекарства других народов (нумэнорцев и т.д.) могут не сработать и от них можно помереть - так считают Лесные Люди...

Лечение ран: заговоры на остановку крови, если возможно - наказание оружия, нанесшего рану.

Военные и охотничьи обряды

Лесной Народ верит, что зверье посылается Матерью Зверей и духами и что зверь не может быть убит против его воли. Поэтому для того, чтобы охота (и сражение) были успешны, надлежит предпринять ряд ритуалов и обрядов:

  1. Обеспечение наличия дичи вне зависимости от ее воли - вынуждает ее появиться в нужном месте, а также операции над охотником (воином) и оружием, обеспечивающие власть над добычей или жертвой: танцы, имитирующие будущую успешную охоту на конкретного зверя или успешное сражение с врагом, заклинания, молитвы и жертвоприношения Матери Зверей, применение охотничьих талисманов (части тел животных, на которых охотятся, или тех животных, которые побеждают тех зверей, на которых охота. То же самое относительно сражения с людьми), соблюдение табу на произнесение имени животного или врага, пир с рассказом об охотничьих или военных подвигах, раскраска, ритуальные очищения-омовения, обращение к оружию.

  2. Предотвращение мести убитого животного/врага, то есть умилостивление духа жертвы: переступить через огонь или уголья, поднести пищу мертвому животному, повиниться перед зверем. Война: уродование и уничтожение трупов врагов, использование трофеев как талисманов, пытки и умерщвление пленных.

Сезонные ритуалы

Эти обряды требуются для поддержания нормального миропорядка - смены времен года, размножения зверья и прочее в том же роде. Это не обращения к высшим силам, а, скорее, попытка повлиять на естественые процессы магическим образом. У каждого клана есть собственные обряды для увеличения числа тотемных зверей (с которыми тесно связано благосостояние самого клана).

Существует общенародный Праздник Волка - в нем участвуют только мужчины, он связан с человеческими жертвоприношением Волку (раньше - пленный, теперь чаще кто-то из посвященных воинов по жребию). Проходит ночью.

Игра для Народа Волка начинается с общего праздника летнего солнцестояния: ритуальное приношение растений Деве Солнца, пир, ритуальные танцы.

Литература:

  1. Дж.Р.Р.Толкин. Амбарканта. Сильмариллион.
  2. Л.Г.Морган. Лига Ходеносауни, или ирокезов.
  3. Л.Леви-Брюль. Первобытное мышление.
  4. К.Леви-Стросс. Структурная антропология.

Приложение

Пророчества и знаки, гласящие о возрождении Великого Волка

Под опорой неба, священным копьем, родиться ему,
Под знаком войны, священным мечом, родиться ему.
От тех, кто летает над морем и рыщет в лесах, родиться ему.
От двух древ родиться ему.
По закону и против закона родиться и жить ему.
Не будет имени ему, не будет отца ему, не будет рода ему,
Не будет доли ему.
Всего лишится он и все обретет.
Будет он из Дома Волка и не будет он из Домов Народа Волка.
Сам будет он братом себе, сам будет врагом он себе.
Возьмет он оружие праотца своего и станет Волком.
И подымет оружие на себя самого, и сам убьет себя и сам умрет, тем обретя победу.
Безымянный, обретет он имя от Неназываемого или Неназванного, и тем решит свою судьбу.
Повинный смерти, ее минует.
Доля его - кольцо отца его. Какое возьмет, ту судьбу и примет.

Рассказ Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу
(не очень точный перевод)

Я видел небо в стальных переливах
И камни на илистом дне
И стрелы уклеек, чья плоть тороплива,
Сверкали в прибрежной волне
И еще было море, и пенные гривы
На гребнях ревущих валов
И крест обомшелый, в объятиях ивы,
Чьи корни дарили мне кров.

А в странах за морем, где люди крылаты,
Жил брат мой, он был королем
И глядя, как кружатся в небе фрегаты,
Я помнил и плакал о нем.
Брат мой, с ликом птицы, брат с перстами девы,
Брат мой!
Брат, мне море снится, черных волн напевы,
Брат мой

В недоброе утро узнал я от старца
О Рыбе, чей жир - колдовство
И Клятвою Крови я страшно поклялся
Отведать ее естество.
А старец, подобный столетнему вязу,
Ударил в пергамент страниц -
Нажива для рыбы творится из глаза -
Из глаза Властителя Птиц .

Брат мой, плащ твой черный
Брат мой, стан твой белый
Брат мой, плащ мой белый
Брат мой, стан мой черный
Брат мой!

Брат мой, крест твой в круге
Брат, круг мой объял крест
Брат мои, крест мой в круге
Брат, круг твой объял крест
Брат мой!

Я вышел на скалы, согнувшись горбато
И крик мой потряс небеса -
То брат выкликал на заклание брата,
Чтоб вырвать у брата глаза
И буря поднялась от хлопанья крылий -
То брат мой явился на зов
И жертвенной кровью мы скалы кропили,
И скрылись от взора Богов

Брат мой, взгляд твой черный
Брат мой, крик твой белый
Брат мой, взгляд мой белый
Брат мой, крик мой черный
Брат мой!

Брат, где твой нож - вот мой,
Брат, вот мой нож, твой где
Брат, где нож твой - вот мой
Вот мой нож, мой брат, мои...
Брат мой!

И битва была, и померкло светило
За черной грядой облаков
Не знал я, какая разбужена Сила
Сверканием наших клинков
Не знал я, какая разбужена Сила
Сверканием наших клинков
И битва кипела, и битва бурлила
Под черной грядой облаков!

Чья клубится на востоке
Полупризрачная тень?
Чьи хрустальные дороги
Разомкнули ночь и день?
Кто шестом коснулся неба,
Кто шестом проник до дна?
Чьим нагрудным амулетом
Служат Солнце и Луна?

Се, грядущий на баркасе
По ветрам осенних бурь,
Три зрачка горят на глазе,
Перевернутом вовнутрь
Се, влекомый нашей схваткой
правит путь свой в вышине
И горят четыре зрака
На глазу, что зрит вовне...

И рухнул мне под ноги брат обагренный,
И крик бесновавшихся птиц
Метался над камнем, где стыл побежденный
Сочась пустотою глазниц.
И глаз наживил я, и бросил под глыбу.
Где волны кружатся кольцом -
Удача была мне, я выловил Рыбу
С чужим человечьим лицом

Я рыбы отведал, и пали покровы,
Я видел сквозь марево дня,
Как движется по небу витязь багровый,
Чье око взыскует меня
Ладони я вскинул - но видел сквозь руки,
И вот мне вонзились в лице
Четыре зрачка на сверкающем круге
В кровавом и страшном кольце

И мысли мне выжгло, и память застыла,
И вот, я отправился в путь
И шел я на Север, и птица парила,
И взгляд мой струился как ртуть
Я спал под корнями поваленных елей,
А ел я бруснику и мед
Я выткал надорванный крик коростеля
Над зыбью вечерних болот

И в странах бескрайнего льда и заката.
Где стынет под веком слеза,
Пою я о брате, зарезавшем брата
За Рыбу, чья пища - глаза...

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов