Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Anariel Rowen

Этнография народа Тиуда

В северных предгорьях Белых Гор обитает народ тиуда, что на их языке означает просто "народ". Они потомки Трех Домов эдайн, что не ушли в начале Второй Эпохи за море и тех родичей эдайн, которые в свое время не дошли в Бэлэрианд. Живут лет по 70-80. Поскольку наиболее многочисленным из всех Трех Домов был народ Мараха, то тиуда по преи- муществу высоки ростом, голубоглазы и светловолосы - за что Лесной Народ называет их "форгойл" - "соломенноголовые". Тиуда в долгу не остаются и называют Лесной Народ дунлендингами - от "дун-" = "темный, смуглый".

Дунлендинги обитают за Вратами Калэнардона, тиуда с ними не дружат, потому как в Эрэгионскую войну сражались на разных сторонах. Другие соседи - друэдайн, другх. Они в приципе тоже причисляются к Трем Домам, но тиуда все равно не особенно с ними дружны, ибо другх обладают странными навыками и волшебными умениями, что заставялет подозревать в них не особенно правильных колдунов... Еще дальше на запад, в устье Гватло (Сероструя) стоит нумэнорская колония Виньялондэ. Нумэнорцы воспринимаются как старшая родня, а потому - как естественные друзья и союзники: с ними торгуют, к ним ездят получать образование, служить и т.д. Тиуда осознают, что дунэдайн действительно "круче" их самих (и выше ростом, и искуснее, и живут дольше), но воспринимают приблизительно так, как люди в 1 эпоху воспринимали первенство эльфов - не завидуют и не комплексуют. Помогают при случае виньялондским следопытам.

Этнографическая фенька - темно-зеленая. Одеваются подобно варварским германским племенам нашего мира: мужчины в рубахи и штаны, женщины - платья и хангероки (лен и шерсть, отделка вышивкой и тесемками). Обувь по возможности самошитая кожаная. Аналогично и с украшенями: разнообразные фибулы, торквесы, гривны, височные кольца (женщины), браслеты, кольца. Плащи простого покроя, худы. Лица не раскрашивают!

Обитают тиуда в странном месте - крепости Фэргунья, непонятно кем и когда построенной.

Говорят они на языке, происходящем от языков эдайн 1 эпохи, но сильно изменившемся за 2 тысячи лет. Словарь прилагается.

Читать-писать на тэнгваре и кэртаре умеют немногие, учившиеся у нумэнорцев. Премудрость - устная.

Общественное устройство, быт и обычаи не сильно изменились с 1 эпохи (см. обычаи эдайн, описанные в Сильмариллионе, Истории Детей Хурина (Нарн-и-Хин Хурин) и в Скитаниях Хурина, можно учитывать Рохан во Властелине Колец). Тиуда живут отдельными родами, под управлением вождя-лорда, который не король. Нынешний вождь тиуда - Мархвини из рода Мараха (то бишь, в принципе - родня нумэнорских королей). Он еще довольно молод, и стал вождем недавно, после гибели своего старшего бра- та Фортвини. До того Мархвини учился в Виньялондэ, в следопытской школе.

Каждый род управляется сам, общенародные дела решаются мужчинами на тинге.

Никакого рабовладения в принципе. Не любят (мягко говоря) черного чародейства.

Женщины не занимаются мужскими делами - войной, охотой и прочей ерундой, но не от того, что запрещено, а оттого, что у них есть более важные дела. Хранит - по обычаю, заведенному в Первую Эпоху - традиции, сказания мудрая женщина

Знаки всего народа - конь, подкова.

Историческая ситуация

Про первую эпоху помнят основные события, из всех героев больше всего почитают и помнят своего родича Турина - за убийство дракона.

После потопления Бэлэрианда люди жили на морском берегу, пока часть из них не уплыла в Нумэнор. Оставшиеся слились в один этнос со своими родичами, спокон веку жившими в Эриадоре. И стали искать безопасное место для жилья.

В Белых Горях еще с Первой Эпохи стояла неизвестно кем построенная крепость, в начале эпохи в ней жил на своем кладе ползучий дракон Фоалокэ, спасшийся, видно, при штурме Ангбанда. И вот один человек из тиуда, по имени Фастхэрт, решил убить дракона. И ему это удалось (придумайте сами как), однако Фастхэрт, тоже смертельно раненый, неосмотрительно назвал свое имя, когда его спросил об этом умиравший дракон. И тогда дракон проклял его, и, умерев, воин стал призраком и по сию пору охраняет драконий клад. Тиуда это не помешало поселиться в крепости, которую они назвали Фэргунья - "святая гора", но всякие попытки добраться до клада приводили и приводят к неприятностям: то копателей в яме замыпет, то кладоискателя находят утром седым и повредившимся рассудком, а то и мертвым. В принцие, мудрые говорят, что можно снять заклятие с клада и Фастхэрта, но как это сделать - неизвестно.

Когда, около 9-10 веков Второй Эпохи начали приплывать нумэнорцы и селиться по берегам, они признали в тиуда родичей и научили их многим ремеслам. Поэтому когда Саурон начал Эрэгионскую войну, тиуда воевали на стороне нумэнорцев и эльфов.

К Саурону они относятся как к врагу, эльфов уважают, но побаиваются.

Религиозные представления

Знают о Валар и Едином, никаким идолам не поклоняются и религиозных обрядов как таковых не имеют.

Менталитет тиуда подобен менталитету германских племен с необходимыми поправками (типа религии и т.д.). О чем см. материалы к "Нифлунгам".

Имена и выражения

Боевой клич на синдарине (сохранившийся с 1 эпохи): Lacho calad! Drego morn! (Лахо калад! Дрэго морн!) - Да будет свет! Да сгинет тьма!

Имена

Любят давать детям имена 1 эпохи: Турин, Туор, Бэрэн, Бэор, Аданэль, Эмэльдир, Риан, Морвэн и тому подобное. Но чаще дают имена на своем нынешнем языке, который моделируется готским (ибо у Профессора язык предков рохиррим - рованионцев - был готским). Подлинные готские имена: Атанагильд, Атанарих, Витеге, Винитарий (победитель востока), Теодад, Вульфила (волченок).

Имена составлялись из 2 частей, причем не обязательно их сочетание было осмысленным, к примеру: Фредегар = мир + копье. Ниже следует краткий список этих элементов:

  • альб- = эльф: Альбофледа, Альбоин
  • альд- = старый: Альдор
  • адаль-, -эдэль- = благородный: Адальберт
  • ард, -хард = сильный: Эверхард
  • бальд- = смелый, храбрый: Теодобальд
  • бард = боевая секира: Изембард
  • берт- = яркий: Бертефред
  • бранд- = меч: Хильдибранд
  • вини = друг
  • гар, -гейр = копье: Изенгар
  • гард = защита: Хильдигард
  • грим-, -крим- = жестокий: Хильдигрим.
  • голд, -гулд, -гилд = золото
  • гунд- = битва: Гундевех.
  • изен(м)- = железо: Иземболд
  • марх = конь.
  • мави = дева: Видумави
  • мунд = рука, защита: Теодомунд
  • эбер-, эвер- = кабан: Эверхард, Эберульф, Эбрахар
  • рад(а)-, -ред- = совет: Альфред
  • рих = король: Аларих
  • рид(а) = поездка, путешествие: Альдрида
  • рос(а), -хрос(а) = лошадь: Розамунд
  • сиг-, зиг- = слава: Зигфрид, Сигиульф
  • стан = камень: Вульфстан
  • тиуд- = народ, люди.
  • трут, -труда = дорогой/ая: Инготруда
  • ульф-, -вульф-: Ульфхельм
  • фаст- = крепкий: Фастульф, Холфаст
  • фреа- = господин: Фреавару
  • фред(е)-, -фрид- = мир: Ульфрида
  • фрум = первый: Фрумгар
  • хильд(а)-, -гильд(а)- = битва: Хильдиберт,
  • хрод, -род, -руд = слава: Рудгар
  • сон, -инг = сын, потомок

Имена потомков должны нести в себе часть имени предка.

Словарь готского языка востребуем с мастеров при желании игроков.

Список литературы

  1. Сильмариллион.
  2. Атрабэт Финрод ах Андрэт.
  3. Амбарканта.
  4. Нарн-и-Хин Хурин (из Неоконченных)
  5. Лэ о Детях Хурина (из 3 тома)

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов