Kent Anders Xynn,
Мир, созданный, чтобы быть прекрасным |
Перемычка между призрачным и физическим мирами - сама, то есть разум, осуществляющий между ними связь. Важнейшей характеристикой разума является воля. Большая часть того, что можно было бы назвать феа для человека находится за пределами мира, самим человеком не осознается и не контролируется. С этой "черной дырой" связано понятие смерти и посмертный уход человека из мира, непонятный для эльфов и валар. Неразделенное феа эльфов, целиком связанное с этим миром, гораздо органичнее в нем и способно на многие вещи, связанные с управлением его процессами, которые недоступны человеку. Душа человека за счет "черной дыры" обладает неизвестными способностями и возможностями, связывающими ее с какими-то иными планами, возможно - иными Реальностями. (Тут я введу пояснение, хотя и не имеющее отношения к общей теме: на самом деле это общее свойство людей всех Реальностей и говорит ровным счетом об одном - человек связан со своими отражениями в других Реальностях и за счет этого способен путешествовать по мирам - но это часть уже совсем другой квэнты, известной как Общая Теория Отражений.) К различным идеям, населяющим призрачный мир применима следующая классификация по поведению и отношению к другим идеям:
Магия "в общем случае"Царство ВрагаМагия айнур и прочих духовПризраки. Различные существа, существующие только в призрачном мире, но не из группы (довольно узкой) Айнур. Неясно упоминаются некие духи, служившие Морготу на самых ранних этапах его войны против всего окружающего мира. Существуют призраки, порожденные проклятиями(заклятиями, просто неумелым обращением с магией людей, Призраками иногда становятся люди-колдуны после смерти или те, кто плохо ориентировался в призрачном мире и попался на зубок какому-нибудь местному обитателю. Наконец, есть призраки, в которых обратились души эльфов, не ответивших на Призыв. Для всех них применим только один способ магии - айнурский (тел-то у них нет, как и связи с материальным планом), они знают об этом и могут даже пытаться использовать, но силы у них заведомо крайне мало, так что крупный полтергейст - это где-то близко к максимуму того на что они способны. Кроме того я бы поставил под очень большое сомнение их разумность. Возможности (и очень широкие) открываются у них при захвате тела. Поэтому они почти маниакально стремяться завладеть каким-нибудь экземпляром. Но это уже тема для главы "магия людей". Наконец, особый случай. Саурон. Он не был ни порожден, ни преобразован Мелькором, поэтому прекрасно мог пользоваться своими природными способностями. Но он предпочитал выжидать. Он сохранил свою силу на протяжении всех Предначальной и Первой эпох, включая Войну Гнева. Он смог, по-видимому, как-то оценить отсутствие "цементирующей силы" за своей стороной и понял, почему полная победа сменилась вдруг безоговорочным поражением. Он немало поспособствовал привитию оркам "любви" к технике, заменяющей магию, а потом, сам став Темным Властелином, попытался компенсировать недостающее. Так появились Кольца Власти. Одновременно он фактически создал черную магию людей. Для своих творений он использовал эльфийские методы работы, главным образом экономя силу. Сразу после создания Колец он находился в состоянии практически полной истраченности; потом, когда их система начала активно работать, он вновь набрался сил, но, потеряв кольцо вместе с телом, оказался в тяжелейшем положении и к моменту Войны Кольца он находился на полнейшем минимуме силы за всю свою долгую жизнь. Магия эльфовНе могу не остановиться подробнее на некоторых других свойствах эльфов, не являющихся их магией, но воспринимаемых людьми именно так и неотъемлемых для эльфов по самой их природе. Любой эльф всегда видит все предметы вокруг себя одновременно как предметы и как идеи предметов, весь пейзаж в целом - как кусочек той самой Музыки, т.е. как гармоничное сочетание идей. (В том числе и то, чего не воспринимает в данный момент органами чувств. Например, находясь в лесу, он всегда может сказать, в какой стороне болото, в какой скалы, в какой Аман, а в какой Мордор; как следствие эльф не может заблудиться или попасть в ловушку природного - но не темного - происхождения, если только сам не пойдет туда, осознавая риск - как в Хэлкараксэ). Они ощущают это постоянно, хотя бы потому, что сами являются ее частью. Соответственно и зависимость от наличия этой гармонии (люди сказали бы - эмоциональная зависимость, но для эльфа эмоция это не просто эмоция, а нечто абсолютно реальное) очень велика. В результате Диссонанс Мелькора и ту материю, которая воплощает эту идею, эльф воспринимает именно как диссонанс. ( Представьте, что где-то постоянно колотят дубинами в медные тазы. Захотите ли вы находиться в этом месте? А ведь это воздействие всего лишь на один орган чувств. ) Я хочу сказать, что само нахождение вблизи крупных скоплений измененной Мелькором материи для эльфов крайне болезненно и неприятно. Эльфы никогда не оккупировали территории, захваченные ими у темных (за исключением своих собственных, пробывших под затемнением недолго). Сосуществовать с материей и местностями, измененными Мелькором, могут только эльфы, измененные Мелькором - то есть орки. Это принципиально. Никаких эльфов тьмы, никаких эллэри ахэ, никаких эльфиек с пропиской в Мордоре (и орком в мужьях) не может быть физически и сама эта идея в Профессорском мире не имеет права на существование. Помимо пространства и предметов вообще, эльфы своим феа ощущают непосредственно и друг друга, и вообще живые существа. На современном языке это называется эмпатией (по просьбам трудящихся ввожу определение: эмпатия - это непосредственное ощущение, со-чувствование чужих эмоций, без какого-либо материального носителя, ну а в данном случае - через призрачный мир.). В отношении друг друга они могут эмпатически определить не только видовую принадлежность, но и кое-что поглубже: духовно-физическое состояние, сильные эмоции. Но общаться, формулировать мысли таким способом нельзя - для чего и был придуман язык. Также поэтому валар для общения с эльфами приходилось "облекаться в тела дивные и прекрасные", хотя чувствовать их присутствие эльфы могли все время. Действительно сильные эмоции у эльфов вообще передавались непроизвольно. Соответственно, иногда приходилось от этого закрываться, закрывать сознание. Прежде всего делать это приходилось тем, кто шел на охоту, либо на войну - иначе они просто не смогли бы никого убить (или убили бы этим и самих себя). Также очевидно, что при частом использовании закрытия эмпатия притуплялась. Крайним примером с точки зрения эльфов здесь являются Феанаро с сыновьями - вне сомнения, лучшие воины эльфов, их эмпатическое восприятие было практически атрофировано и эльфы Средиземья сторонились их, даже не зная об их делах - для тех они были как для людей буйнопомешанные. Резня в Альквалондэ не прошла для победителей даром - видимо, тогда закрывать сознание они еще умели плохо. Позднее же это действие должно было стать первым, чему обучали юношей при подготовке их как воинов. В "Законах и обычаях..." указывается, что занятия воинским делом и лекарством (для которого, очевидно, требуется наиболее отточенная эмпатия) не сочетались. Отсюда следуют многие выводы. Эльф "в здравом уме" не может держать в плену другого эльфа. У эльфов нет мясного скота, они не ловят диких животных с целью держать их в неволе - вообще, животные только прирученные. Эльфы разных семей стараются жить не слишком близко друг от друга - ни в одном из эльфийских наречий я не слышал слова аналогичного слову "город", разве что Гондолин был построен "по западному образцу, но и тот был больше королевской резиденцией, эльфы же расселились по всей долине. Большинство эльфов живет в лесных "городах", накрывающих целые страны (Дориат, Лотлориэн), то есть просто на окультуренной ими территории. Эльфийские представления о "второй природе" и урбанистическом пейзаже ничем не напоминают человеческие (в смысле наши). Отходили от этой поведенческой линии только те, чье эмпатическое восприятие мира, "зрение" в невидимом мире было притуплено - все за свой счет. Это ответ тем, кто будет в качестве контраргумента приводить примеры различных эпических действий, особенно совершенных Феанорингами. Именно они-то больше всего и подтачивали силу Света, соответственно, добавляя что-то Царству Разрушения. Вообще, быть правителем, что регулярно требует принятия "морготовских" решений, для эльфа крайне тяжкий долг и свое управление они всегда старались сводить к минимуму. Магия людейШаманская магия. Основана на том, что человек вводит себя в транс, стараясь отделить феа от роа и осознать свое феа в незримом мире, а затем старается увидеть там идеи того, что было, есть, или будет в мире материальном. Способы отделения различны, в человеческих терминах описываются именно как "введение в транс" - это наркотики, танец, звук, сама обстановка, наконец. Шаманам для получения незначительной выгоды приходится использовать несоразмерной сложности обряды. Замечу, что наше понятие о шаманизме здесь совсем не ограничивается привычным образом человека, пляшущего в шкурах с бубном. Хотя, в общем, все к нему приводит. Шаманизм - чрезвычайно опасное занятие, учитывая наличие в незримом мире многочисленных призраков, охочих до бесхозных тел, но шаманы высокого уровня как-то умеют с ними ладить и даже получать ценную информацию. Друаданская магия. Тесно связана с "симбиозом" друаданов с лесом. Лес дает им недостающую силу, ориентиры в незримом мире и защиту в нем. При этом друаданы не умеют толком в этом незримом мире видеть. То, что они там все же видят, они воспринимают как сугубо материальные объекты. Творят артефакты в принципе в эльфийском ключе, но имеется лишь ограниченное число наработанных рецептов, самый известный - это, конечно, друаданские големы. Достаточно сведущи в делах царств Яванны и Оромэ, но во многих других, например Ауле, никаких способностей не проявляют. Почти по-эльфийски могут общаться с животными и растениями. Черная магия. Создана Сауроном во Вторую Эпоху. Тесно связана с культом зла, имеющиим кое-где распространение. Предметы поклонения этого культа, особенно те, что получены от самого Саурона, часто являются особого рода магическими артефактами, поглощающими силу - конкретно, силу поклоняющихся им (для чего разработаны специальные обряды поклонения и чего как правило не знают сами поклоняющиеся), а также приносимых кровавых жертв. Обучение черной магии представляет собой обучение использованию этой аккумулированной силы, а также обучение их использованию как ориентиров в незримом мире. Оно включает прежде всего медитации на артефактах, а также на самой вере в темного властелина. При этом "черная дыра" в феа человека "заполняется" соответствующей идеей, вложенной в артефакт (то есть частью личности Саурона), подкрепленной аккумулированной силой - это вторая и основная функция черных артефактов. Человек получает таки самостоятельность в незримом мире, но частично становится не-собой. Сила, накопленная артефактом, становится его силой, а его "зрение" в мире идей становится как бы негативным: он видит то, что во тьме и артефакты такого рода становятся для него... ну, не источниками света, а именно что "источниками тьмы". Самое интересное, что такие артефакты совершенно автономны от создателя и ничто не мешало им продолжать функционировать после гибели системы колец и окончательного развоплощения Саурона. Так что черное колдовство скорее всего сохранилось и в Четвертую Эпоху, обрастая традициями (например, с привлечением артефактов становится ясно, что такое "передача дара" при последнем издыхании колдуна или почему ученик мог завершить обучение, только убив своего учителя). Кольца ВластиИдея кольца (являющаяся частью личности Саурона) также обладает возможностью заполнять "черную дыру" в душе человека, превращая его личность в комбинированную; сила связи при этом так велика, что после смерти человека она сохраняется, делая таинственный "уход" для него невозможным - появляется призрак кольца. У эльфов и гномов заполнять нечего - поэтому их кольца не подчиняют, продолжая, тем не менее влиять симпатическими и иными методами. А вот вопос "какими это - иными?" приводит нас к Единому. Дело в том, что вся система колец, конечно, взаимосвязана, но пользоваться силой друг друга кольца не могут. Единое же - может: вся "пирамида" энергосбора сходится к нему, с него же осуществляется управление всей системой колец (идея - это вся система колец - живая личность, и Единое является ее основной, мыслящей частью). Очевидно, что чтобы это работало, система (а скорее именно Единое) должна обладать способностью "перекрашивать" силу, менять царство ее приложения (что вполне возможно, т. к. сама по себе сила универсальна и не относится к какому-либо царству). Каков самый эффективный и универсальный способ перекрашивания? Правильно, замазать все черным. Эльфы должны были с очень серьезными основаниями опасаться при использовании своих колец прежде всего тех ситуаций, когда накопленная им сила неожиданно "поменяла бы знак", не говоря уже о таких приятных мелочах, как то, что обладатель Единого мог в любой момент выяснить где находится и над чем работает (если работает) любое другое кольцо. Приложив множество сил и настоящее искусство эльфам и Митрандиру удалось как-то оторвать свои кольца от системы (хотя упомянутые "приятные мелочи" скорее всего никуда не исчезли), при этом порядком потратиться самим и резко ограничить их эффективность. Так попали эльфы с первой и последней в своей истории попыткой использования технических методов. . . Опыт расчета траекторий полета кирпичей
В Профессорской Реальности Свет существует просто потому что существует, он и есть - Эа, но так как его опоры и произведения структурны, то они могут быть подвергнуты разрушению, а значит их нужно защищать; для этого и есть Царство Тулкаса. Тьма же - продукт Искажения (диссонанса), порожденного свободой воли - основным свойством созданий Илуватара (так же как сопротивление ей и вообще любое живое проявление в Арде) - то есть она порождена уже внутри этого мира, но отнюдь не является его имманентным свойством. Имманентно для него лишь одно - гармония...
Kent Anders Xynn,
мастер по магии на "Путях людей", |
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |