Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Vybor kodirovok

ХИ-94. Из "Талисмана"

        ЗАМЕТКИ КАПИТАНА, НЕ ПОЕХАВШЕГО НА ИГРУ,
        или
        О лягушке, с удовольствием сварившейся на медленном огне

Кэтрин Кинн

        Я не первый год езжу на игры. Последние два года я - капитан
команды, которую по праву считают самой дивной в Москве (не путать
Дивных и "дивнючих"!) Клянусь - я никому не говорила весь год, кем мы
будем, но все в Москве (и не только) были уверены, что мы делаем
Лориэн. А что же еще делать нам, столь дивным! Разумеется, я беру
себе титул Владычицы Линдоринанда: Владычица Лориэна - это Галадриэль
в Третью Эпоху, а у нас пока Вторая, и правит в еще не
златолиственных лесах Нимродэль (то есть я), жрица Реки. И надо
же - в последний момент, буквально за два дня до Игры, выясняется,
что поехать я не могу! Что ж делать! Владычицей Линдоринанда
становится Митреллас, а я сижу дома и жду конца игры и вестей.

        И дождалась! Спасибо вам, дорогие мастера! Спасибо за прекрасную
Игру! Припомните, Конин и Колобаев, а также прочие ответственные
лица, что вы обещали до игры. Припомнили? А теперь скажите мне
честно, глядя в глаза - исполнили вы обещания? Только честно, честно,
громко, вслух, при всех! И скажите это не только мне. Скажите это
остальным капитанам. Скажите хотя бы им, если уж вы почитаете ниже
своего достоинства общаться с рядовыми игроками.

        Я не стану напоминать о том, что кто-то обещал построить
крепости ("стены до 6-ти метров" - это из правил). Я даже не буду
ничего говорить по поводу вашего заявления год назад, будто бы всю
игру вы будете строить исключительно по Толкиену, и все должно быть
подтверждено из текстов. Я знаю, что тексты у вас были: в Иванове -
переводы Д.Бромберг, в Харькове - Алины Немировой. Да и я сама
писала вам и предлагала услуги москвичей по информационному
обеспечению игры. Вы даже не соизволили ответить!

        Более того - вы не пожелали установить двустороннюю связь с
командами. Зачем было требовать от капитанов всяческих разработок по
экзотическому оружию, магии, особым способностям, если вы не
собирались ничего этого давать? Или все-таки давали - по принципу:
для милого дружка и сережку из ушка?

        Можете мне поверить - мы уделили большое внимание разработке
культуры и имиджа, попытались увязать все это с экономикой. Благо
почти все в нашей команде читают по-английски и не поленились
углубиться в изучение толкиеновских малоизвестных разработок.
У нас были обряды, легенды, религия (если можно говорить о религии в
применении к эльфам). Фактически мы придумали две культуры и
собирались отыграть этнические различия. Разумеется, мы
позаботились о том, чтобы наши разработки давали нам возможность
устанавливать связи и вести игровые интриги с другими командами.

        НО... Ничего - вы понимаете - ничего нам не разрешили! Более
того, одну из заклинательных песен отдали Ребристой Хавани - зачем?
Ведь там никто не мог даже спеть ее! Музыка Сэнты-Эльвэт, знаете ли,
- это не для каждого так называемого "менестреля".

        А экономика! Тут я лучше промолчу - сама ратовала за
моделирование экономики. Но ведь во всем надо знать меру, а идея,
доведенная до абсолюта, превращается в собственную противоположность.
И все было сделано так, чтобы не дать рядовым игрокам сильно
превзойти мастерством или магией ролевиков. И где это видано - на
эльфийское поселение, в котором два десятка эльфов, только один
лекарь, и тот - первого уровня! Вы, вообще-то, Толкиена читали?..

        А что сотворили с географией! В Лориэне не оказалось не только
священной Нимродэли, не только Келебранта, но даже Андуин пересох!
Воистину, старожилы не припомнят... Да и сам Лориэн - тайное, скрытое
поселение недоверчивых лесных эльфов - оказался поставлен на дороге.
А ведь мы просили, и нам обещали! Да и с точки зрения туриста лагерь
нам велели разбить в самом идиотском месте, хотя в полусотне метров
было совершенно замечательное местечко. В результате наш имидж
посыпался, как листья с березки осенью.

        Ладно, эльфы смирились. Игра все ж таки. Но хотелось бы мне
узнать, где те самые подробные вводные для команд и ролевиков,
которые обещали раздать перед самой игрой? То, что диктовалось
капитанам до игры, вводными назвать трудно. Ну, указано в лориэнской
табличке, что хорошие у нас отношения с беорнингами, Морией и Южной
Гаванью. Очень хорошо. А на чем они основаны? Вы, господа, читали
когда-нибудь по истории средних веков что-нибудь более серьезное, чем
учебник для шестого класса? Ах, читали? Значит, должны представлять,
насколько велика в политике подобного общества роль личных и
родственных связей, клятв и договоров. Но ничего этого никогда не
учитывают. А теперь попытались не дать возможности командам самим
установить предписанные исходными условиями отношения. Скажу честно -
Лориэн нарушил это предписание. И благодаря этому что-то у нас
получилось. Опять же, вопреки мастерам. И библиотеку нам зарубили на
корню. Но в Лориэне эльфы были не совсем тупые - они и сами собрали
библиотеку уже по ходу игры.

        Теперь я скажу об организационной стороне дела. Оргвзнос был
$10. НА ЧТО ПОШЛИ ЭТИ ДЕНЬГИ, ПОЗВОЛЬТЕ ПОЛЮБОПЫТСТВОВАТЬ? На
проволоку под током? Вы что, так боялись игроков? А я-то, наивная,
считала, что среди вас есть мужчины. А где медицинская служба игры и
психологический отстойник? Это первая игра, на которой неигровых
травм было больше, чем игровых. Семь порубившихся и три десятка
прочих более-менее серьезных травм - это мне Док сказал. Причем
топоры почему-то вырывались из рук не у чайников, не у зеленых
чечако, а у турья записного. Почему Док, Алексей Шаронов и еще пара
смыслящего в медицине народу была к концу игры едва ли не в панике?
Кто мне ответит? (Замечу в скобках, что я прекрасно знаю, что почем в
наши времена, сколько стоит прокат турснаряжения и банка тушенки. Не
первую игру, кажется, занимаюсь командными финансами. И кстати, никто
не может сказать, что я когда-либо поехала на игру или кон на
халявку. То же могут сказать все в нашей команде.)

        А региональные мастера и мастера-посредники? На них свалили все,
и они, бедные, вкалывали, попутно неся ответственность за все ваши
навороты. Вот, скажем, региональный мастер Лориэна Гаер. Помимо
этого, она была главным мастером по зверям и начальником над
лекарями. Неудивительно, что в Лориэне она бывала не слишком часто и
сил на лориэнские проблемы у нее просто не оставалось. А мастер
Страны Мертвых, которого отстранили от должности за то, что он
сбавлял срок отсидки тем, кого отпели, кто погиб славной смертью и
т.д. - словом, действовал так, как и положено Мандосу? Это нечестно -
дать людям только обязанности и не дать им никаких полномочий.
Пример? В Лориэне сделали святилище у источника. Гаер его приняла и
выписала сертификат. Уж не знаю, чем священный источник, основа наших
обрядов и центральный объект поклонения, не понравился главным
мастерам, но только они этот сертификат отменили. Вот тогда-то у нас
и пересох Андуин. Разумеется, на все наши культурные разработки и
обряды, и даже на экономическую вводную было наплевать! Это
ли не свинство?

        Словом, это была рекордная игра. Первая игра, от которой мало у
кого остались хорошие, сильные переживания. Первая игра, после
которой большинство игроков в ответ на просьбу рассказать об игре машет
рукой, а кое-кто с трудом удерживается от ругани. Первая игра, на
которой было запрещено общение. Первая игра, на которой было
крепостное право - одиночка был обречен на "голодную смерть" и
мастерские санкции. Первая игра без водяного перемирия (и опять-таки
- Лориэн свято соблюдал это перемирие, поскольку лагеря были
расположены по-идиотски, и бедным гундабадцам, например, подходы к
воде преграждали Лориэн, Эдэллондэ, Ангреност. А о нашей
приверженности этому перемирию мы объявляли задолго до игры). Первая
игра, на которой едва ли не целенаправленно резали лекарей и
менестрелей. Первая игра, на которой было введено так называемое
"игровое изнасилование" (по моему мнению - предел неуважения к
женщинам. Лично я при попытке применить сие нововведение ко мне
ударила бы этого идиота вполне серьезно. Почему идиота? - да потому,
что нормальным людям в игре хватает других средств испособов
действия. А хамства и унижений нам вполне хватает в повседневной
жизни). Первая игра, резко отделяющая ролевиков, "голубую кровь и
белую кость" от рядовых, от простонародья. Я поздравляю вас, господа.
Добро пожаловать на "Похороны Толкиена".

        А теперь - небольшой исторический экскурс.

        Красноярск-90. Берег Маны, 135 человек. Первые Хоббитские Игры.
Главный мастер - М.Гончарук из Красноярска. Простенькие костюмы - у
кого были, безыскусное оружие, от силы пяток кольчуг. И - Великий
Гондор, первый дивный Лориэн, потрясающие назгулы, мудрый Гэндальф,
самые что ни на есть гномы, орки и урукхаи - вот уж у кого поучиться
играть! И хоть и не книжное, но закономерное развитие событий,
очень толкиеновское по духу.

        Москва-91. Яхрома, более 200 человек. Вторые Хоббитские игры.
Мастера - Б.Батыршин, Д.Нежданов, БРИЗ, "Город Мастеров". Могучие
стены Раздола, великая Яхромская стройка. Блистательная Серебристая
Гавань, прекрасные Лориэн и Лихолесье, драматическая история
Отряда Хранителей, наводящий ужас Ангмарец, воинские подвиги и масса
впечатлений. Увы - по сюжету победа Черных. И провальная экономика,
и неудачный подбор ролевиков - отряд Хранителей, например, наполовину
состоял из людей, о Толкиене только слышавших.

        Уфа-92. Инзер, более 450 человек. Мастера - А.Алликас,
Д.Хусаинова & Со. Великолепие парадных прикидов, блистание мечей,
сияние кольчуг. Полная воля игрокам. Четкое материально-техническое
обеспечение. Неурядицы с правилами, которые меняются уже в ходе игры.
Отсутствие вводных. Но - могущественная империя гномов, бурные
интриги Оссирианда, чудесные хоббиты, обряды кошачьего храма, грозные
волколаки, дивный Лориэн - отряд Галадриэли, бешеные феанорки.
Приключения на большой дороге. И - масса нервных срывов, пьянка,
травмы.

        Екатеринбург-93. Более 250 игроков. Отсутствие оргвзноса,
хорошее материальное обеспечение. Конфликт в мастерской группе и
полная ее замена за месяц до игры (М.Черниховский, красноярцы и
новосибирцы). Не вполне понятные правила. Непонятный принцип
подбора ролевиков. Масса игровых анекдотов. Постоянная
волнообразная война. Огромные армии, шатающиеся туда-сюда.
Совершенно непонятная заморочка с "истинными обрядами", сломавшая
многие культурные разработки. Но - менестрельник, странствующие певцы
и рыцари (я лично неоднократно слыхала саги о подвигах Руста, Нали и
еще пары им подобных).

        Самара-93. Пойма Волги, порядка 200 игроков. Мастера - В.Хабаров
& Co. Оргвзнос - 4000 р. Хорошее информационное обеспечение, твердые
правила, все - в письменном виде и большом количестве экземпляров.
Отсутствие половины заявленных команд. Четкая работа
мастеров-посредников. Неудачно спланированная информационная игра.
Отсутствие экономики. Неигровые напряги - транспорт, деньги, пяток
"дивнючих" и С.Яковлев, сующий свой нос везде, куда не просят (на
второй день его вывели из игры, слава богу!). Но - замечательные
хоббиты, дивные эльфы, "невыносимый" и до отказа политизированный
Эсгарот. Вполне толкиеновское решение линии Кольца. Словом, что-то
от Толкиена там было. Но вот Арагорн был, прямо скажем, никакой. Как,
впрочем, и Саурон - тупой до невозможности.

        И вот теперь... Ю. Колобаев, М.Конин, С.Запорожский и кто там
еще? Компьютерная игра с живыми людьми. И тем не менее - потрясающий
Маглор, чудесные беорнинги, вполне дивные эльфы Эдэллондэ,
Зеленолесья, Лориэна и отряда Келебримбора, белые и пушистые гоблины
(представляете - Дарк был гоблином!), железный Амон Ланк и совершенно
замечательная Великая Степь.

        Но сколько же можно!

        Надоело! Надоело делать игру вопреки мастерам. Надоело видеть
абсолютно равнодушных людей в ролях чтимых и мудрых персонажей.
Надоело метаться, предпринимая безуспешные попытки "сделать игру"
своей команде или пробивая ролевую нишу для талантливого игрока.
Сколько можно топтаться на могиле Толкиена?

        Я даже не надеюсь, что у вас хватит духу просить прощения у
людей, которых вы так обманули, которым вы изгадили праздник.
Воистину Морготово деяние! (Тут можно добавить, что я, конечно же,
понимаю, что игра - дело тонкое, что организация ее - дело нервное и
трудоемкое, мастера - бедные и несчастные, и все на них катят бочку,
но ведь вы же знали, за что беретесь! Как говорят у нас в компании,
"инициатива наказуема"...)

        Вот написала я это и поняла, что это уж слишком резко. Честно
говоря, я не хочу ни с кем сводить счеты. Нельзя сказать, что я плохо
отношусь к мастерам этой злосчастной игры. Теперь мне их жалко. С
другой стороны, у меня несть повод для злорадства - сами отказались
от помощи, которую им предлагали многие, в том числе и наша команда.
И многие упреки в их адрес - правда, правда, и ничего, кроме правды.
Как же быть? И я прошу вас, мастера и игроки, не обижаться. Кто не
рискует (репутацией, деньгами, временем etc.), тот только и не
ошибается. А без разбора ошибок нельзя ничего исправить. Но что же
делать?

        А не кажется ли вам, что мы находимся в положении той бедной
лягушки, которая не додумалась выпрыгнуть из кастрюли, потому что
водичка нагревалась медленно, и лягушка так и не заметила, как
сварилась? Я ведь не зря пустилась в исторические экскурсы.
Хоббитские Игрища чахнут, и не из-за происков каких-то там сил. Вовсе
нет. Они просто больны прогрессирующим дилетантизмом. Те, кто
занимается ролевыми играми профессионально - московское Товарищество
БРИЗ (Система), уфимская "Белая Дорога", красноярцы с их Интенсивными
Школами, даже московский "Город Мастеров", - не интересуются ХИ и не
возьмутся их делать. Мы обречены на личную инициативу и поиск
собственного образа игры (по аналогии с образом жизни). И если мы
похороним под ворохом обид и недоверия (всех ко всем - мастеров к
игрокам, игроков к мастерам, ветеранов к новичкам etc.) все то
хорошее, что было, все традиции игрового толкиенизма - что же у нас
останется?

        Господа! Друзья! Товарищи! Свободные народы Средиземья! Если вы
не хотите похоронить прекрасную и благородную идею Хоббитских Игрищ,
не молчите! Не надейтесь на доброго дядю! Это бесполезно!

        Запомните: Игра - это со-творчество, сотрудничество мастеров и
игроков. Эльфы назвали бы это Кармэ - Искусство, то самое Искусство,
которое позволяло увидеть то, о чем пел менестрель.

        Sapienti sat.

Na pervuyu stranicy
Хранитель: [an error occurred while processing this directive]