ХИ - 97

"Люди Зеленолесья" - заявка команды

                       Общая информация

Капитан команды:

Хавторин Антон Михайлович (Барахир).
e-mail:Anton@burdenko.msk.su,   тел.  430-97-45.
Роли:
Новый свет- 95 - французский  этнограф,  ХИ-95-  эльф
Минас-Тирита,Венеция-95- наемный убийца в Неаполе, Артуровка-96- сэр
Фергус (веселая стража), Исход-96- Маблунг, Меровинги - парижский
кузнец.

Команда:

Люди, живущие в Зеленолесье .
Численность- 20 человек.
Командная вводная:
Изрядно потрепанное, но все еще сильное племя, стремящееся осесть на
новых,  относительно мирных землях,  стараясь  не  вступать  в серьезные
конфликты с их обитателями.

Командная легенда:

Племя людей,  живущее в Зеленолесье.  О происходящем в окружающем в
мире имеют  весьма смутное представление.  Изредка общаясь с эльфами, верят в
богов,  живущих за Западным морем. Один из постулатов религии -
побеждает тот, кто прав. Если ты проиграл- значит, ты каким-то деянием
разгневал богов и они послали тебе кару.  До последнего времени  племя
жило достаточно хорошо, но постепенно жизнь стала ухудшаться - нет
удачи на охоте, стали появляться орки и прочие стихийные бедствия. После
очередного столкновения с орками был почти полностью вырезан один из
родов.    В результате племя решило тронуться на запад. Им удалось
договориться с гномами, с которыми у них с давних пор были неплохие
отношения, и перейти через горы. Придя в Средиземье, к началу игры они
обосновались в районе Эрегиона.

                           Законы племени

О верховной власти

Племенем правит князь, вершащий правление и суд. Если не может он более
править - станет князем брат его по старшинству.  А если не  может брат
править- станет князем сын прежнего правителя по старшинству.  А если
не могут сыновья его править- станет князем сын  брата  по  старшинству.  А
если не может сын брата править- надлежит собраться воинам и выбрать
средь себя достойного,  который станет князем. А если не может новый
правитель вершить власть по малолетству, то, пока не достигнет он
пятнадцати лет,  будет правление вершить брат отца его по старшинству, а
если не может брат- то его старший сын, достигший мужеского возраста.
А если не может править сын брата - будет править жена прошлого князя.
А если не может править она, то надлежит собраться воинам и найти средь
себя достойного, который и будет править до достижения сыном князя
мужеского возраста.

О кражах

А если  кто  украдет  скот у соплеменника,  надлежит ему уплатить
стоимость скота и сверх того по три чипа за каждую голову.
А если  кто  украдет у соплеменника одежду,  или обувь,  или иной
предмет домашний- надлежит ему уплатить стоимость украденного и  сверх
того два чипа за каждый предмет.

А если кто украдет у соплеменника орудия, которыми поле обрабатывают,
или орудия охоты,  или иные орудия, которыми пропитание добывают -
надлежит ему уплатить вдвое стоимость украденного и сверх того  четыре
чипа  за  каждый  предмет и сверх того понести наказание десятью
ударами плети.

А если кто украдет у соплеменника оружие,  или доспехи,  или щит, или
иное орудие, которым жизнь защищают - надлежит ему уплатить впятеро
стоимость украденного и сверх того понести наказание двадцатью ударами
плетью.

Об оскорблениях

А если кто назовет соплеменника при  свидетелях  трусом  надлежит ему
уплатить три чипа.

А если назовет собакой- то пять чипов.

А если назовет коровой- то семь чипов.

А если назовет свиньей  или бараном-то десять чипов.

А если назовет змеей, или лягушкой, или прочим гадом-то двенадцать чипов.

А если кто назовет мужчину женщиной  или  женщину мужчиной- то надлежит
уплатить десять чипов.

А если кто скажет мужчине,  что он родил- надлежит уплатить пятнадцать
чипов.

А если кто скажет мужчине, что живет он как женщина с другим мужчиной -
надлежит уплатить двадцать чипов.

А если кто скажет мужчине,  что живет он как женщина со зверем домашним
или диким- надлежит уплатить пятьдесят чипов.

А если кто обвинит соплеменника в трусости в бою и не сможет доказать
того, надлежит уплатить двадцать чипов и сверх того понести наказание
пятнадцатью плетьми.

Об убийствах

А если кто убьет соплеменника- надлежит ему уплатить родичам убитого
сто чипов и сверх того работать на них год,  а если не желает делать того-
надлежит решить дело судебным поединком.

А если  кто  убьет ребенка- надлежит ему уплатить родичам убитого сто
десять чипов и сверх того работать на них год, а если не желает делать
того- надлежит решить дело судебным поединком.

А если кто убьет беременную женщину- надлежит ему уплатить  родичам
убитой триста чипов и сверх того работать на них два года,  а если не
желает делать того- надлежит решить дело судебным поединком.
А если  кто  убьет  пленного высокого ранга- надлежит ему понести
наказание тридцатью плетьми.

А если кто убьет заложника- надлежит ему быть изгнанным из племени.
А если  кто  убьет пленника- надлежит ему понести наказание двадцатью
плетьми.

О насилии

А если кто учинит насилие над женщиной, мужчиной или ребенком-
надлежит ему понести наказание сорока плетьми и быть изгнанным из племени.
А если кто учинит насилие над беременной женщиной- надлежит ему быть
казненным.

А если кто учинит насилие над женщиной своего племени и она понесет от
него ребенка- надлежит родичам виновного уплатить ей триста чипов, а
ребенка принять в свой род.

А если кто учинит насилие над женщиной чужого племени и она понесет от
него ребенка- надлежит виновному быть наказанным по законам того
племени, родичам же его уплатить той женщине триста чипов.

О войне

Если кто откажется выполнять приказ командира- надлежит  ему  понести
наказание пятнадцатью плетьми.

А если  невыполнение приказу повлекло за собой беду- надлежит виновного
казнить.

А если кто предал свое племя- надлежит его казнить.
А если обвиняемый не признает свою вину,  то надлежит решить дело
поединком на затупленном оружии, и если вина будет доказана -то понести
наказание по закону и сверх того десятью плетьми.

О групповом преступлении

А если преступление совершили много людей- надлежит им понести наказание
в двойном размере, а троим старшим из них - в тройном.

О судебных поединках

Судебный поединок проводится на тупом оружии до  пяти  поражающих
ударов либо на заточенном до первого ранения.
 
                               Дополнения

Костюмы:

Мужской костюм:  рубаха, брюки, обмотки. По холодной погоде меховая
жилетка  или  шерстяной полукафтан и меховые гетры.  Обувь- сапоги или
сандалии.  Т.к.  племя долго жило в лесу,  то в качестве  средства
маскировки применяется камуфляжный плащ      ( или куртка).

Женский костюм: видимо, платье типа европейского IX-X в.в.
Социальная модель: славяне  IX - X в.в. +/- небольшие отклонения.

Иерархия: см. законы о власти.

Экономика: на 90 %  натуральное хозяйство, слабо развитая внешняя торговля.

Программа-минимум: с  минимальными затратами военных усилий ( отдается
предпочтение дипломатии) максимально расширить свои земли,  при этом по
возможности сделать их обитателей своими вассалами ( опять же,
предпочтительнее дипломатия).

Религия: что-то сильно напоминающее славянское язычество указанного выше
периода. Культ  Эру-кузнеца + остатки хтонического женского культа
Земли (соответственно, есть остатки матриархата).

Религиозные праздники:

солнцестояние ( ночная пьянка  и  пляска,театральные поединки,
изображающие  победу  светлых сил над темными и т.п.)
Зимнее равноденствие- праздник погружения природы в спячку.

1 марта- начало года,  сопровождающееся большой пьянкой,
жертвоприношениями ( не человеческими) и т.п.  От того, насколько
хорошо умаслят богов в этот день, зависит жизнь в следующем году.

Полнолуние - лучшее  время для испрошения разрешения богов на проведение
какого-либо мероприятия. Хорошее время для свадьбы.

                   Обрядовые и культурные разработки

Общая информация

Основные отличия народа просвещенного,   продвинутого,   дивного и т. д.
,  и т. п,   от народа,   не слишком далеко зашедшего на пути к
цивилизации,   как я их понимаю (в контексте данного мира).
Самое главное,   что отличает нас от разных мудрых и старых народов -
это верования.  Именно разрозненные предания,   неразрывно связанные с
личной жизнью каждого их носителя.  Религия не составляет целой
картины мира,   и уж тем более не является отдельной областью знания,
рассуждений,   умопостроений.  Невозможно представить себе нашу веду,
ведущую беседу с каким-нибудь Финродом об основах бытия,   о сути
людской и т. п.  Не потому,  что она тупа и необразованна,  но потому,
что эти понятия для не╦ незыблемы,    как чередования дня и ночи,    они
 - данность. Как воины не спорят о том,    как строить дом,    а делают
так,    как выучились от предков,    так и мы - лишь несем переданную
нам ношу. И образом,    способным пояснить это отношение,    является не
ученик у ног учителя,    не странник в поиске истины,    а,    скорее
череда людей,     передающих от старшего к младшему некий драгоценный
сверток,    не разворачивая его. Наши боги не менее важны для нас,
чем,    скажем,    сбор урожая: перед таковым мероприятием мы
непременно позовем их на помощь. Но и не важнее - мы не бросим ради них наш
урожай, мы только призываем их в помощники.

Некоторые элементы этикета.

К человеку,    стоящему выше по общественному положению или просто
старшему следует обращаться в двойственном числе,  прибавляя к его имени
частицу СТА,  а к е╦ - СТЫ. При обращении к правителю и жрецу перед
именем добавлять КИР ,  при обращении к веде - КИРА. Уважительное
обращение к любому человеку (кроме веды) начинается с названия его клана
и его родственной связи со старейшим или знаменитейшим членом клана.

Незамужняя женщина уважительно именуется НЕСТЫ, замужняя молодая -
ОРА, МАТЕ,  пожилая - ВЕЯ. К юноше обращение - ОТРОК,  к молодому человеку -
СЕТИЧЬ,  к мужчине - СТАРЫ,  ВЕРВЬ - к старейшему человеку в клане.

О верованиях.

Народ еще не успел отойти от  поэтически-мифических представлений,  от
обожествления сил природы,  но уже успел,  получив новую религию,
каким-то образом смешать е╦ с несистематизированными,  скорее образными,
чем религиозными,  старыми верованиями. Смешение проявляется в том,  что
новые боги,  живущие за Западным морем,  получают имена старых,  да ещ╦
нет-нет,  да проскакивает упоминание об иных местах их обитания - то
Велень- Манве на рассвете по небу гуляет,  то Лонче- Ороме,
оказывается,  живет совсем рядом - за ста тропами,  в лесу. Но наиболее
полно старые верования хранят Веды - женщины,  передающие знания от
учителя - к ученице,  но не только изустно. Имеет место быть некая
книга,  именованием Ведень,  в которой содержатся крохи былого величия вед.

Балии,  т. е.  жрецы новой религии,  с ведами не враждуют,  давно и
прочно разделив сферы влияния.

Собственно верования.

Сотворение мира. Демиург - Яре,  в образе кузнеца,  выковал мир - т. е.
землю,  небо и валар - Взморей. После чего предложил им самим что-либо
сделать. Манве- Велень,  что разъезжает по небу на  коне,  выковал
корону (обручь по-нашему). За такое деяние ему дали власть над всеми,  и
верхние Силы - небо,  Варду- Вельбу,  она же Берегиня,  ветры,  звезды
и проч. Особо выделяю - вследствие патриархата никаких особенных подвигов
Вельбе мы не приписываем,  она заведует только некой небольшой помощью.
Знаки Веленя и Вельбы рисуются на головных уборах.
Лонче- Ороме (наш личный любимчик,  коего мы искренне считаем своим
покровителем) выковал собаку,  чтоб она помогала искать дорогу,  воду,
пищу,  и т. д.  За это ему отдали все леса. Ему посвящается все
охотничье оружие,  кроме того, считается , что он  особо
покровительствует лучникам.

Однако Мор- Мелькор выковал,  позавидовав Веленю,  меч. А Борень-
Тулкас,  дабы всех защитить,  выковал щит. (Об остальных - продолжение
следует). Изображение-символ Бореня рисуется на замках,  на щитах,  на
меже - для отпугивания злых,  пустых духов.

Саурон- Сумрень. Приспешник Мора,  специалист по болезням,  похищениям
детей лесной нечистью и иным делам такого рода. Он же изобрел орков,
взяв для их изваяния пепел и лед. Во всех сказках,  где герой борется с
силами зла,  предводителем этих сил является именно он; кроме эпического
сказания о начале войн и бед человеческих под  названием "Мечесловье",
где светлые силы бьются с Мором.

Все эти предания содержатся в следующих повестях,  что,  вместе с
летописями и Правдой,  объединены в общую книгу - Баянь. Это - одна из
священнейших вещей племени. Кстати,  раз уж речь зашла об артефактах -
они есть следующие:

1. Рог (охотничий)  - символ власти,  принадлежит велю.

2. Баянь - находится у жреца- балия.

3. Млат - молот,  которым куют всякое особенное железо. Находится у балия.

4. Ведень - книга вед. Находится у очередной веды,  для чего используется,
что в ней написано - одним ведам ведаемо.

Сотворение человека.

Понял Яр,  что Арда,  Земь- мати обиженна Мором,  что ворует он огонь,
ей отданный. И решил сделать поселенцев на ней,  чтоб о ней заботились.
Взял огня,  света и сотворил.  Посмотрел - получились эльфы. Ноги
легкие,  земли не касаются,  смерти не знают - огня земле не вернут.
Подумал,  подумал - прибавил камня - плоти Арды. И опять не то
получилось - гномы. Роют глубоко - а силы земли,  роста всего на ней -
не знают. Дерева прибавил - снова не то. Вот сидит он,  пригорюнившись,
думу думает. Приходит к нему сама Земь,  и говорит,  что де,  зря,  ты,
всевещий,  мучаешься. Возьми саму жизнь от меня,  Земли ,  и получишь,
что хотел. Так и вышло.

P.S. Это - совсем не все. Есть почти доработанный текст Баяни,  есть
множество сказок,  есть вполне разумная и законченная Ведень. Но,
верно,  нет смысла здесь отображать все,  что успело придуматься об
этом народе.

Основные обряды:

Наречение ребенка;
Инициация (две разновидности: для мужчин и для женщин);
Инициация нового жреца;
Свадьба;
Погребальный обряд;
Обряд введения в род;
Обряд исключения из рода;

Подробности:

Инициация:
Оба обряда проходят по схожей схеме: умирает старый человек и
рождается новый, которому дается новое имя (возможно, секретное).

Свадьба:

Невеста, после свадьбы переходящая в род мужа, должна покинуть свой
род. При этом имитируется бурное сопротивление со стороны невесты, чтобы
не обидеть предка-покровителя рода. После этого она вводится в род мужа.

Погребальный обряд:

Умерший громко оплакивается, при этом вспоминаются его хорошие дела с
целью облегчить его загробную жизнь и ускорить перевоплощение. Потом он
сжигается на костре с атрибутами своей профессии (меч, молот и т.п.).

Языковые разработки

Общие положения

Язык построен на основе старославянского и древнерусского. Для чего это
сделано? А что б понятно было,    кто мы такие. От лесного народа как-то
ждешь чего -то экзотического,    с нам╦ком на старину,    на глубинку.
Вот и пожалуйте,    тем паче,    что сей язык не так уж и прост,
как на первый взгляд кажется. Теперь - собственно о языке. Некоторое
количество своеобразной грамматики все-таки присутствует,    так как
хочется говорить на чем-то,    более напоминающим язык,    а не жаргон.

Грамматика

Грамматика в целом - практически русская,    за исключением разве что
глаголов. С глаголами происходит следующее :
Прошедшее время. Строится на основе др. русского аориста нового
сигматического,    т. е.
        ед. Число       мн. число       дв. число

1-ое лицо азъ   рекохъ  рекохомъ        рекохове
2-ое лицо тъ    рече    рекоште рекоста
3-тье лицо и (он)       рече    рекошта рекоста
я (она)         рече    рекошта рекосты

Будущее время образуется при помощи вспомогательных глаголов : быти,
имети,    хотети,    почати,    начати ;соединяемых со смысловым
глаголом в форме настоящего времени.

Повелительное наклонение образуется присоединением приставки -
рече - поречи,    творе - сотвори,    ходити - походи и т. д.
Существительные - склоняются все так же, с небольшим добавлением в
виде двойственного числа,    коее выражается окончанием Ы в
именительном падеже для всех лиц.

Все остальное, особо не обозначенное, совпадает с русским.

Фонетика.

Присутствует в языке такое явление,    как палатализация,    т. е.
перед гласной Е согласные Г, К, Х переходят в З, Ц, С, а пред
гласной И - в ж, Ч, Ш.

Имеется неполногласие; вместо ГОРОД - ГРАД,    ГОРЛО - ГР ЛО,    и т. д.
В абсолютном начале слова из гласных присутствуют только О, А и Я.
Согласный Ф в языке отсутствует. В эльфинизмах заменяется сочетанием ХВ
: вельхвъ - эльф.

Лексика.

Глаголы (применяются в дополнение к русским)
Ротити ся- клясться,
Брячити - пировать,
Вынезти - вынуть из ножен,
дати хребет - бежать с поля боя,
изумети ся - лишиться ума,    сойти с ума,
лагодити - потворствовать,    угождать кому - либо; делать приятное;
молиться.
навити - убить.
яти - взять,    брать,    схватить; достигнуть.

Местоимения.

азъ - я
мы - мы
тъ - ты,    Вы
ти - вы (мн. число)
и - он,    они
я - она,
ве - оно.

Прилагательные.

Ярыи - сильный,    красивый,    большой по размеру; божественный;
красиво сделанный.
баскии- красивый,    молодой (о человеке)
Вящии - больший по значительности
некыи - один из многих; один.
ключии - хитрый
Отаи - тайный
навии - убитый
мрътвыи - мертвый
ручии - вооруженный
взнетыи - держащий обнаженное оружие; меч и любое оружие без ножен
дивыи - дикий.

Наречия.

Горе - вверх
Ошую - вправо
одесну - влево
высе - вниз
абие - тотчас,    сейчас.
атъ - пусть

Существительные - список будет добавляться и расширяться

аркуда - медведь (вежливое обращение к человеку из клана медведя)
балии - колдун,    врач
вея - целительница; вежливое обращение к пожилой женщине,
веда - "мудрая женщина",    жрица; так же  - обращение к старейшей
женщине в клане
вервь - клан,    собрание клана
вельхв - эльф
волхв - книжник; учитель
вель - правитель
забрало - стена,    забор,    ограда
зварь,    явь - еда
камь - конь
пелынь - лек.  травы
яль - олень; веж. обр.  к человеку из клана оленя
верт - лес около жилья
вящель - густой лес
наверть - вырубленный лес
оварть - выжженый под посев лес
ордель - поле
яриня - посевы
прок - урожай.
сила - область,    подвластная единому правителю
насад - судно,    лодка
врък - орк,
влък - волколак.