Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Митрилиан, 1998

"Звездные Войны" - Попытка объяснения феномена

 

Предупреждаю сразу, если вы еще не видели знаменитой американской кинотрилогии "Звездные войны", то читая эту статью, рискуете испортить себе удовольствие.

Итак, ЗВ. Единственные, неповторимые, любимые. Чем привлекают они нас? Почему я, увидев их впервые в 20 лет, готова смотреть их снова и снова? Какие струны задевают они в душах?

Кое-кто сморщит нос. Романтика, что ж тут, дескать, непонятного. О да, преуменьшать романтичность "Звездных войн" не следует. Одно название чего стоит. А уж какие там красивые актеры! Девушек-поклонниц трилогии так и хочется поделить на тех, кто без ума от Марка Хаммиля ("Люк Скайуокер") и тех, кто млеет от Харрисона Форда ("Капитан Соло")(*). А фанаты-юноши раньше часами напролет обсуждали сравнительные достоинства и недостатки "tie-fighter'oв" и "X-wing'ов", а теперь сражаются в роскошные компьютерные игры "по мотивам". Вообще, фильмы сделаны с большой любовью и старанием, и это очень приятно. Но да простят меня верные поклонницы, если не о по-кошачьи безупречной пластике Форда и спортивно- уверенных, и вместе с тем изящных движениях Хаммиля я поведу разговор. И да не отвернутся разочарованно истые фэны, если не стану я излагать теории о природе "лазерных" мечей. Я не отрицаю важность вышеперечисленного, просто оно - на виду.

Я же хочу поговорить о скрытом сюжете.

Скрытом? Да нет, конечно. Всякий раз, когда я завожу разговор на эту тему с другими фэнами ЗВ, их удивление длится ровно несколько секунд. После чего кажется, что они всегда различали эту тихую партию флейты среди победного грохота литавр научной фантастики и интригующих мотивов виолончелей фэнтези.

Фэнтези? О да, несомненно. Легенды о джедаях, охранявших мир, таинственная Сила (the Force), способность использовать которую передается по наследству (способность же эту надо развивать, и непременно под руководством мудрого Учителя), враг мира, одетый в черный плащ великолепного покроя, герой-одиночка, спасающий мир (не без помощи верных друзей), ну и далее по списку.

Припомним первую(**) серию трилогии. Классический приключенческий роман на экране. Красивые благородные герои, интересные костюмы, любопытные научно- фантастические машины, элегантные пульты со множеством разноцветных лампочек, наивные и преданные роботы, жутковатые инопланетяне, Сила...

Остановимся на минутку. Ничего не забыли? Ах да, борьба добра и зла, как же без нее. Добро побеждает и получает за это медали (прямо как на Олимпиаде какой), а зло позорно удирает, сопя, в подбитом шаттле.

Я иронизирую, конечно. Фильм произвел фурор и вполне заслуженно. Не стану останавливаться подробно на причинах его успеха, кроме уже перечисленных, за одним исключением. У режиссера (он же автор сценария) оказалось чутье на архетип. Деревенский мальчик (в первых кадрах Люк показан в явно домотканых рубахе и штанах, а к шнуровке на его ногах так и хочется добавить лапти) внезапно оказывается единственным, кто может спасти мир.

Но что был бы сейчас "Хоббит" без "Властелина колец"? Занимательная книжка, одна из когда-то любимых, классика детской литературы. Так и первая серия, оставшись сама по себе, не заняла бы в зрительских сердцах место, которое занимает вся трилогия.

Но к делу. С самого начала рука судьбы (или автора?) устраивает так, что главному герою - Люку - ничего, казалось бы, не остается, как идти и срочно убивать Дарта Вейдара, Черного врага. Мало того, что тот целые планеты распыляет единственно ради устрашения, так еще и личных причин куча. Предательски убил отца, его солдаты убили родных Люка, убил учителя Люка, опять же... Но и это еще не все. Во второй серии Люку открытым текстом говорят, что он единственный, кто может спасти этот мир, и сделать это можно только одним способом. "You must face Vader," - говорит ему мудрый Йода. Одновременно его учат владеть Силой, как когда-то владели ей джедаи. А еще у джедаев были лазерные мечи, да и Оби-ван с Вейдаром на мечах сражался. И отцовский меч - вот он, на поясе.

Кажется, чего тут непонятного? Учись, бери меч, выходи на Вейдара и спасай мир. Но два инструмента звучат резким диссонансом в этой стройной, казалось бы, теме.

Во-первых, почему для спасения мира сражаться надо именно с Вейдаром, а не с Императором? А? Вейдар для Императора - не более, чем удобное орудие, он и обычными военными обойдется, если надо будет.

Во-вторых, в призрачном, "нереальном" поединке, под упавшей маской призрака-Вейдара Люк видит собственное лицо... В этом принято видеть намек на личность Вейдара, но зритель, смотрящий картину впервые и не подозревающий еще о том, что Вейдар - отец Люка, воспринимает это примерно так: "Убив Вейдара - ты убьешь себя" или "победив себя, ты проиграешь". И такая битва с собой герою предстоит, да не одна.

Первая происходит почти сразу же после "призрачного поединка". На Люка сваливается тяжелый выбор. Бежать на помощь друзьям или остаться и закончить обучение. Ведь обучение - это не просто так, сейчас Люк, по словам его учителей (ради такого дела и Оби-ван является видением), находится на критической стадии. Пользоваться Силой, он, уже научился, но кое-как, контролировать себя не может, а от этого, дескать, Дарт Вейдар и обратился ко злу, что учиться не закончил. Но хобб... то есть Люк не бросает друзей в беде. Прошел он испытание? По лицу Йоды не поймешь: поджал губы, и все, а вот Оби-ван явно считает, что провалил. Но господа, Оби-ван, он, конечно умен и крут, да вот стоит ли с его мнением так сразу соглашаться? Дарт Вейдар был его учеником. Потому что Оби-ван посчитал, что сможет учить не хуже Йоды (***). Так что Оби-ван от ошибок не застрахован.

А что же Люк? Был ли он прав, поспешив выручать друзей и угодив прямиком в ловушку Вейдара, использовавшего их на манер приманки? Ведь должен же был понимать. Вряд ли кто- нибудь скажет "нет", не правда ли? Так в чем же еще ошибался Оби-ван, ценой своей жизни показавший Люку и Врага и способ его низвержения одновременно?

Третья серия. Люк, однако, крут (вот только Джабба это слишком поздно понимает). Вейдар признает, что Люк стал сильнее его. Пора бы и решающему поединку наступить. И тут...

Люк наотрез отказывается сражаться с Вейдаром. Потому что он - его отец. Отцеубийство - одно из самых страшных преступлений у мноооооогих цивилизаций. Это то, чего Делать Нельзя. Как Кольцо надевать Нельзя. И Люк это понимает. Под жесточайшим психологическим давлением двух авторитетов сразу (по крайней мере, ему так кажется)он отказывается это сделать. Если продолжить аналогию с "Властелином колец", то Фродо и то легче было, ему Гэндальф прямо говорил Кольцо не надевать ни при каких обстоятельствах.

"Я не стану сражаться с Вейдаром," - заявляет Люк. "В таком случае Император уже победил," - следует ответ. (И вот опять это "странное несоответствие". О поединке с Императором никто даже и не заикается.)

Люк уходит, оставляя двух учителей. "Он был нашей единственной надеждой", - вздыхает Оби-ван. "Нет, есть еще одна", - возражает Йода. Имеет ли он в виду сестру Люка, Лейю? Может быть. Да только Оби-ван Люка явно списал в расход, а вот с Йодой неясно. Ведь фраза "ты должен встретиться лицом к лицу с Вейдаром" (you must face Vader) не означает "ты должен убить своего отца".

У Толкиена объявить себя властелином Кольца - значит предаться злу. Сразу или чуть позднее, но исход неминуем. То же и в "Звездных войнах", только роль Кольца здесь играет древний принцип. Преступив его, Люк станет служителем Темной Стороны Силы, и олицетворяющего эту самую Темную Сторону Императора.

Это понимает не только Люк. Это прекрасно понимает Император, провоцирующий Люка на поединок с Вейдаром (на убийство Вейдара, ведь тот же сам признал, что Люк сильнее!) всеми возможными способами. Снова Люка ставят перед выбором - спасать друзей или нет. Казалось бы, один раз это уже пройдено. Но нет. "Я не подниму руку на своего отца", повторяет он. Как и Фродо, он выдерживает тяжелейшее испытание. Как и Фродо, не до конца. Одна из провокаций достигает своей цели, и Люк атакует. Кольцо надето. Испытание провалено. И все же... жалость Бильбо, и потом - Фродо к Голлуму, она ведь не осталась без последствий. Одни и те же законы судьбы (или мира?) действуют и в Арде английского языковеда, и в "далекой-далекой галактике" американского кинорежиссера. Сын выбрал отца - и отец, в свою очередь, выбрал сына.

Вот почему для спасения мира надо было встретиться лицом к лицу с Вейдаром. Люк Скайуокер не мог спасти мир в одиночку. Он смог это сделать вместе с Анакином Скайуокером.

* * *

Вот и все. Остается добавить, что многие представители различных вер, наличествующих в Америке, считают, что "Звездные войны" учат верить в Бога. С чего бы это они?


(*) Я отношусь к последним :)

(**) Официально фильмы называются "четвертым", "пятым" и "шестым" "episodes". Для удобства, я буду называть их "первой", "второй" и "третьей" сериями

(***) По словам самого Оби-вана

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов