Stolica.ruРеклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Pippin and Merry Кот Камышовый

Рецензия на фильм ВК
(с претензией на серьезность)

Пpедупpеждаю заpанее:

       Мое мнение весьма субъективно и местами отpицательно. Чтение данной pецензии может создать у вас пpедубеждение пpотив вышеназванного фильма. Поэтому, если не хотите отpавить себе удовольствие, лучше отложите чтение pецензии до тех поp, пока сами не посмотpите фильм.
       Если не pаздумали читать, жмите PgDown.

Nazgul

       Hаписав предыдущую рецензию, я прочел сброшенную в su.tolkien рецензию какого-то западного критика и устыдился. Вот как писать-то надо! А я одни только приколы перечислил, как будто бы в фильме, кроме приколов, и поговорить-то не о чем. И вообще, чего я придираюсь? Разве этот фильм не лучше на порядок - да нет, на пару-тройку порядков, - чем все, что делалось до сих пор? Лучше, однозначно. Так какого ж назгула ты, Кот, цепляешься к отдельным промахам?! "А может, и правда?" - подумал я. Какого черта цепляюсь я к отдельным промахам? Hе по своей ли дурной привычке только и делать, что смешить почтеннейшую публику?
       Hу что ж, давайте поговорим серьезно. В сущности, впечатление мое от фильма можно выразить одной фразой, сказанной некогда маститым композитором (не помню уж, кем именно) молодому коллеге: "В вашей музыке есть и прекрасное, и новое; но то, что прекрасно - не ново, а то, что ново - увы, не прекрасно!" В применении к фильму это означает вот что. Там, где режиссер добросовестно следует книге - практически все хорошо. А относительно того, что не устраивает, можно спорить: не устраивает потому, что недостаточно хорошо, или просто потому, что ты, любимый, представлял это себе не так (а кто сказал, что представления режиссера-сценариста-художников-декораторов обязаны совпадать с твоими собственными?!) А вот там, где режиссер отходит от "оригинала", начинаются проблемы. И я не буду говорить о сокращениях и изменениях сюжета, порожденных необходимостью уместить кучу событий в менее чем три часа экранного времени. Это все понятно и вполне простительно. Если бы туда впихать еще и Бомбадила, и Упокоища, и песенку про корову, которая подпрыгнула выше луны, фильм растянулся бы не на три, а на все девять часов. И увидели бы мы его как раз к собственной пенсии. Я буду говорить о "режиссерских находках". Тех самых, которые воспринимаются как приколы.
       Все эти "находки" настолько явно внесены в угоду традиционной голливудской зрелищности, что аж неловко делается. Причем новы они исключительно в рамках данного сюжета, а так-то они затасканы по всем голливудским фильмам вплоть до полной прозрачности. Hазовите мне ковбойский фильм, где ни один положительный герой не повисает над пропастью на краю скалы, цепляясь за нее кончиками пальцев и судорожно пытаясь выкарабкаться! А в этом фильме данный прием использован аж дважды. Сперва Фродо с Арагорном висят на ступеньке обрушившейся лестницы в Мории (и удачно выкарабкиваются), потом Гэндальф висит на краю обрушившегося моста (но в конце концов падает в пропасть). Ладно, во втором случае это вроде бы основано на книге. Hо что-то мне подсказывает, что фраза "vainly grasped the stone" означает скорее "попытался ухватиться за камень", чем "повисел, но потом сорвался". В конце концов, висеть на каменной кромке с балрогом на ногах - развлечение скорее для героя мультфильма, чем для живого человека.
       Так вот, все эти приколы - если воспринимать их не как приколы, а как режиссерские находки, - плохи именно тем, что мгновенно убивают "вторичную веру", грубо выбрасывая захваченного действием зрителя в реальный мир и заставляя наблюдать за происходящим со стороны, с ироничной усмешкой взрослого человека, смотрящего детскую сказку (а любой знает, что для нормального восприятия произведений Толкина подобное отношение просто-таки противопоказано). Если с сокращениями довольно легко смириться (хотя и вздрагиваешь невольно, когда хоббиты после парома вдруг сразу попадают в Бри; но то, как они перепуганно озираются, видя вокруг себя столько Громадин сразу - и колесо тележное выше головы! - заставляет немедленно включиться обратно в действие), почти во всех случаях, когда Питер Джексон вместо чего-то толкиновского вставляет что-то свое, это отнюдь не идет на пользу ни сюжету, ни зрительскому восприятию. Почти во всех - потому что в самом первом случае "режиссерская находка" как раз удачна. Во время праздника у Бильбо двое юных хоббитцев (естественно, это были Пиппин и Мерри) сперли с повозки волшебника САМУЮ БОЛЬШУЮ ракету, залезли в один из шатров и там ее запустили (снеся, разумеется, шатер нахрен). Так что знаменитый дракон (и вправду роскошный!) был запущен не Гэндальфом, а двумя мелкими хулиганами. Вот тут - верю. С них станется. А остальное...
       Пеший хоббит на ровной прямой дороге убегает от конного назгула. Бац! Hе верю. Очень впечатляющее зрелище, но - не верю.
       К Арагорну в полевых условиях подходит со спины кто-то (да пусть даже и Арвен), обнажает меч, приставляет клинок ему к горлу - и только тут он спохватывается. Бац! Опять не верю. Как ни бесшумно ходят эльфы - Следопыт такие вещи чует не слухом.
       Пещерный тролль тыкает Фродо в грудь копьем. С размаху. И Фродо потом еще куда-то бежит! Да там уже бежать-то нечему. Там под кольчужкой - множественные переломы ребер и повреждения внутренних органов, не совместимые с жизнью. Кровавая лепешка в кольчужной сеточке. Толкин-то в таких вещах тоже, по идее, не особо разбирался, однако же у него копье мечут издалека, и мечет его не тролль пятиметровый, а всего-навсего орк.
       Сарумановы орки валят деревья следующим образом: привязывают к макушке много-много веревок и выдирают дерево с корнем. Вековое дерево - с корнем! Очень впечатляюще смотрится. Hо тот, кто это придумал, вряд ли хоть раз пытался выдрать с корнем хотя бы пырей. Попробовал бы - задумался бы, станут ли орки, которые в технических вопросах очень даже не дураки, так развлекаться. Или предпочтут по старинке, пилой. И не забудут обрубить сучья, прежде чем тащить в Изенгард. А то в фильме деревья в крепость так и прибывают - целиком, со всеми ветвями и листьями.
       После трех-четырех таких "бац!" усталая вторичная вера говорит: "Слышь, хозяин, я лучше пока пойду посплю. Hе вздумай будить". И ты остаешься наблюдать за происходящим из своего первичного мира. Вряд ли это тот эффект, на который рассчитывал режиссер...

C уважением,
Кот Камышовый.

12 декабря 2001


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam



Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов