Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Тауриэль

"Леди ястреб" - сказка на все времена

       "Я хочу рассказать вам сказку. О прекрасной принцессе и отважном рыцаре, о добре и зле, о колдовстве и о великой любви". Примерно так можно было бы начать пересказывать фильм "Леди ястреб", что был снят аж в 1985 году - чуть ли не ровесник меня самой. Это действительно сказка, не имеющая возраста, сказка великолепная. Для всех - и взрослых, и детей, для тех, кто верит в победу добра над злом. А те, кто не верит - что ж, быть может, поверят и они, посмотрев этот фильм.
      Рыцарь Этьен Наваррский и леди Изабелла (Изабо) любили друг друга, но Изабо любил еще и епископ города Аквилы, где Этьен был капитаном гвардии. Не в силах преодолеть безумную страсть, ненавидя влюбленных и завидуя им, епископ продал душу темным силам и наложил на них проклятие - днем Изабо превращалась в ястреба, а ночью была человеком; Этьен же днем оставался человеком, а ночами бегал по лесу в шкуре черного волка. Для этих ролей очень удачно подобраны актеры - Рутгер Хауэр и Мишель Пфайффер, белокурый великан-скандинав и хрупкая красавица, нежная, как цветок, с огромными прозрачными глазами - действительно, как у птицы. Мало того, во время съемок у них завязался роман, так что любовь сыграна со всей возможной искренностью, и правда очень трогает. Сюжет фильма не основан ни на какой легенде, это плод фантазии сценариста - и тоже чрезвычайно удачный, на мой взгляд. За сюжет я безоговорочно дам десять баллов. Идеально подходящий для романтической средневековой атмосферы, оригинальный и вместе с тем очень напоминающий какую-нибудь древнюю сагу. Вечно вдвоем и никогда вместе - более жестокого рока, страшнее пытки для влюбленных невозможно придумать. Эта чарующая печаль, прозрачная, как утренний туман, притягивает и завораживает, дарит неповторимое очарование этому фильму. "Человек ты или дух?" - спрашивают Изабо. "Я - скорбь", отвечает она. Самый, наверное, запоминающийся момент в фильме - когда на рассвете Изабо должна превратиться в ястреба, а Этьен уже вновь стал человеком, и на миг они вновь видят друг друга в золотых лучах восходящего солнца. Руки их тянутся друг к другу, но так и не могут соприкоснуться - вместо Изабо в воздух взмывает хищная птица с янтарными глазами, изливая в пронзительном крике свою вечную боль. И вслед ей летит звериный вопль Этьена, не человеческий, но и не волчий - голос неизмеримой тоски. Ей-богу, более душераздирающую сцену мне редко приходилось видеть в кино. Беспощадную в своей яркости и наготе - слепящее солнце восходит в зимнем небе и словно ледяной рукой вырывает сердце из груди.

      Этой тоской пронизана вся та часть фильма, что выпадает на долю Этьена и Изабо. Лучше смерть, чем такая мука. Но не волнуйтесь, в пучину депрессии фильм вас не ввергнет. Ибо одним из главных героев этой сказки является очень неожиданный и интересный персонаж - юный воришка-карманник, плут и хитрец Филипп Гастон по прозвищу "Мышонок" (Мэттью Бродерик). Он становится спутником и помощником Этьена Наваррского - полная противоположность ему, но в то же время очень удачно его дополняющая. Гастон как бы разбавляет, рассеивает печальную атмосферу своей живостью, непосредственностью и лукавством: "Господи, я знаю, что обещал больше никогда не воровать, но еще, Господи, я знаю, что Ты знаешь, какой я слабовольный". Эти его "разговоры с Богом" и другие забавные реплики не раз вызывают улыбку на всем протяжении фильма. Именно в большой степени благодаря Мышонку в конце концов все кончается хорошо - еще один непременный атрибут хорошей доброй сказки. То, как бледная Изабо, словно ангел возмездия, приближается к сгорбленному трясущемуся епископу, вытянув тонкие пальцы с ястребиными путами на них, глядя на него широко распахнутыми глазами, в которых, как лед, застыли ярость, надежда, печаль и неверие в то, что все, наконец, закончилось - это нужно видеть. Кстати, любопытно - епископ, главный противник героев, всегда носит безупречно белые одежды, а Этьен Наваррский одевается в черное и ездит на черном коне.

      Еще один интересный герой - пьяница-монах Империус, из-за которого на Изабо и Этьен и пал гнев епископа. Он проболтался ему о тайне исповеди Изабо и таким образом навлек на нее проклятие. Но он же узнает о том, как проклятие может быть снято, и этим спасает влюбленных, искупив свою вину перед ними. Верность, честность и любовь, одерживают верх над слабостью, завистью и отчаянием, как и должно быть.

      У этого фильма есть одна черта, нетрадиционная для классической фэнтези: в нем много современных элементов. Начиная от саундтрека и кончая несколько необычными костюмами. Саундтрек, пожалуй, вызывает наибольшее количество вопросов, когда дело доходит до обсуждения фильма. В нем одновременно смешались рок, симфонии, церковные хоралы. Лично мне он нравится, причем именно этой своей вопиющей "нефэнтезийностью" и несогласованностью со средневековой реальностью. Когда скачку Этьена Наваррского - рыцаря в развевающемся плаще, с мечом, на черном, как уголь, коне - сопровождает воинственный бурный рок, это неописуемое ощущение. Очень оригинально, но интересно. Правда, боюсь, мое мнение будет в меньшинстве. То же и с костюмами героев - по большей части это обычные средневековые одеяния, но иногда проскальзывает нечто, напоминающее научную фантастику - к примеру, на солдатах гвардии епископа кольчуги, сплетенные не из колец, а из чего-то, напоминающего пластины самурайского доспеха, и похожего по виду на обшивку космического корабля. Шлем Этьена Наваррского как будто скопирован с Робота-полицейского, только прорезей добавлено больше. Кто-то может счесть это огрехами костюмера, но я полагаю, что таков и был замысел. Прибавьте к этому явно французские имена героев, но совершенно английский антураж. В результате получилась не классическая фэнтези, а что-то, что скорее можно назвать "псевдофэнтези". Впрочем, мне совершенно все равно, к какому жанру относить эту картину, ибо она прекрасна сама по себе. Великолепные панорамные съемки, настоящие средневековые замки, потрясающие виды заходящего солнца - это неописуемо красиво. Про сюжет и актеров я уже говорила - они превосходны. Юмор и серьезность наличествуют в равных долях. Как итог - эту картину можно, безусловно, отнести к классике фэнтезийного кино, несмотря на некоторое ее отступление от канонов, и я очень рекомендую ее для поднятия настроения всем, кому надоели бесконечные боевики и третьесортные сериалы по телевизору.

19 декабря 2002


Руст. Леди-ястреб. (песня 845 Kb и стихи)

Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов