ИСКУССТВО ВИДЕТЬ |
- Хум, хм, вот и я. Пожалуй, вы устали или
сгораете от любопытства? Ну, для нетерпения еще
не время. Мы только начали: мне надо все
объяснить тем, кто живет далеко и не знает о
последних событиях, а уж потом мы решим, что
делать дальше. Решиться-то энтам недолго,
главное - обсудить все как следует. Вот, я вам
привел товарища. Он живет неподалеку и
утверждает, что уже все решил... Хм, хм, все-таки
бывают и торопливые энты...
Дж.Р.Р. Толкин, "Властелин Колец", кн.III
Некоторые, прочитавшие эту книгу или, по
меньшей мере, просмотревшие ее, нашли ее
скучной, абсурдной или недостойной; и мне не на
что жаловаться, так как я имею схожее мнение об
их собственном творчестве или о тех работах,
которые они очевидно предпочитают. Дж.Р.Р. Толкин, Предисловие к "Властелину Колец"
Самого главного не увидишь глазами. Зорко
одно лишь сердце. А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
|
Я использую примеры и высказывания, относящиеся к фильму,
услышанные мною из уст разных людей. Примеры, в основном,
отрицательные, но в данной работе я никого не имею в виду, ни с кем не
полемизирую и ничье мнение не ставлю себе в контру. И уж подавно я
не намерена никого и ничего оправдывать и вытягивать за уши. Это
"размышление". Речь идет только об искусстве видеть.
Некоторые примеры находятся в теле "размышления", некоторые вынесены
в примечания, если они рассматриваемого вопроса касаются косвенно.
Кроме того, используются примеры, совсем не касающиеся Толкина, а
касающиеся только искусства в целом. Простите, если они покажутся
утомительными. И Чайковский, и Тициан, и экранизация Толкина - все это
культура. Единственная цель "размышления" - помочь себе и кому-нибудь
еще, если таковые найдутся, немного поучиться культуре общения с
произведениями искусства.
Любое художественное произведение представляет собой некое цельное
и, можно сказать, замкнутое явление. Кроме этого оно, это цельное
замкнутое явление, является, в свою очередь частью некоего
превосходящего его целого (частью какой-то эпохи, жанра, стиля,
течения в искусстве - в зависимости от того, с какой стороны подходит
к нему исследователь и зритель). Из философии древности пришло к нам
понимание того, что истинной мудростью является умение найти такую
точку зрения (точки, с которой, простите, зрят), которая позволяет
увидеть исследуемое явление, как нечто единое и как нечто целое.
Достоинство любой части явления и ее взаимосвязей с другими частями
можно объективно оценить только в соответствии с представлением о
целом, составляющей которого эта часть является.
Умение смотреть на художественное произведение как на нечто
целостное - высокое умение и талант, которому не вредно научиться. И
не менее высоким является умение видеть художественное произведение
частью некоего бОльшего целого и понимать его взаимосвязи другими
частями. Под этим "бОльшим целым" я подразумеваю все искусство.
Приведу такой пример: многих интересует так называемая "загадка
улыбки Джоконды". И многие для того, чтобы понять эту загадку
почему-то вырезают из репродукции эту злосчастную улыбку,
рассматривают, изучают, увеличивают, расчленяют и все такое... В то
время как для того, чтобы понять "загадку" нужно исследовать и
рассматривать картину целиком вкупе с биографией автора, биографией
модели, биографией самого полотна, особенностями эпохи Возрождения,
психологией, технологией живописи... Увидишь целое - поймешь части.
По отношению к фильму "Братство Кольца" в вопросе восприятия
целостности я вижу три крупные проблемы для зрителя. Будем двигаться
поступательно:
1.2. Необходимо учитывать, что фильм "Братство Кольца" является частью
экранизированной трилогии "Властелин Колец". Любое суждение по поводу
первого фильма будет ущербно до выхода всей трилогии, независимо от
того, положительное оно или отрицательное. Любое суждение об отдельной
части трилогии (первая она, вторая или третья) неполноценно в отрыве
от остальных частей. Конечно, каждый зритель имеет право иметь и
высказывать собственное мнение о фильме, но каждый зритель должен
понимать, что как заколачивать последний гвоздь в крышку гроба, так и
ликовать еще рано. Поступая так, зритель обворовывает и обманывает сам
себя. Никому не дано знать, как будет продвигаться экранизация, и что
ждет нас в будущем. Трудно это предугадать, возможно лишь,
руководствуясь собственными знаниями и чувствами говорить: "Скорее
всего это будет удачный фильм (неудачный фильм, плохая пародия,
веселая комедия, конец света наступит раньше)".
Все персонажи книги, включая Боромира, открылись перед нами только
одной стороной своих характеров. Как можно рассуждать о
"неблагородстве и нецарственности" Арагорна, когда мы еще не видели
Тропы Мертвых, Пеленнорской битвы и Коронации? Насчет неразрубленного
Рога Гондора также кто-то верно заметил - мы еще посмотрим на колени
Денетора. Сам профессор Толкин, как вы могли заметить, читая, не раз
вкладывал рассказ о произошедших событиях в уста своих героев задолго
после того, как события имели место быть (Гибель Боромира, крушение
Изенгарда - в устах хоббитов, проход Тропами Мертвых и битва в
Пэларгире - в устах Леголаса). - (ПРИМЕЧАНИЕ 1)
1.3. Есть у Джорджоне известнейшая картина - "Юдифь".
Если Вы просто
стоите в Эрмитаже и радуетесь этому полотну, не зная о нем ничего,
кроме названия, - это один уровень понимания. Вы радуетесь интуитивно.
Если Вам вкратце известна легенда, которой посвящено полотно, Ваше
понимание несколько углубляется, "углубляется" и сама картина в Ваших
глазах. Если Вы читали Библию, и, быть может, не только Книгу Юдифи,
но и другие, соседствующие с ней, то Ваше восприятие - это не только
интуиция, но и взаимодействие знаний, представлений об Израиле того
периода и визуальных ощущений. Но данная картина станет для Вас
наиболее объемной, глубокой, шедевральной, если угодно, и понятной,
если Вы придете к ней, прочитав еще и биографию автора, сведения о
заказчике и модели (Вы будете, например, знать о том, что стена с
трещиной в символике того времени означает, что модель была девушкой
легкого поведения), изучив технологию написания и принципы изображения
исторических (мифологических) лиц в ту эпоху, нравы времени, историю
культуры Израиля и его археологическую историю, богословие и т.д. Без
этих сведений понять, почему "Юдифь" Джорджоне - шедевр мировой
живописи, Вам не дано, как бы Вы ни хотели. Но! Можно прочитать целую
библиотеку, а подойдя к самой "Юдифи", про все это забыть, все это
отбросить и... все же сделать свои выводы. И где основание этих
выводов? Они будут пусты, ведь все известное Вам забыто. Картина
останется плоской и закрытой для такого зрителя, ведь он не сумел
совместить ее со своим опытом.
Фильм "Братство кольца" - это иллюстрация к книге. Как заметил
достопочтенный Том Шиппи, фильм должен показывать, а не рассказывать
(он сказал это по другому поводу, но замечание пригодится и здесь).
Кто-то читал "Властелина Колец" Рональда Толкина, кто-то - множество
других его книг, его биографию, работы его детей, кто-то, ко всему
прочему, имеет широкое гуманитарное образование (или какое-то другое)
- почему бы весь этот груз знаний и опыта не принести с собой на
просмотр фильма, почему бы не принести его весь, целиком, не расчленяя
и не растрачивая по мелочам (даже если зритель - физик или инженер,
вдруг и это важно).
Умение видеть целое - это талант; умелое использование опыта -
достоинство зрителя; доброжелательность и умение принять чужое мнение
- достоинство всякого живущего среди людей. У Толкина и его книг много
почитателей - как песчинок на морском берегу. И все, что интересно,
разные. И не только интересно, но приятно, важно и очень полезно.
Узнавая и принимая, как ценность, чужое мнение, я проверяю свое
собственное на правильность, нахожу ошибки, достигаю нового уровня
общения с своим внутренним миром, миром своих представлений и
фантазий. Закрытая душа обречена на бедность и ошибки. Уверенный в
том, что он стоит, - упадет (с) Иисус Христос. Не надо выстраивать крепостные стены вокруг своего внутреннего мира, и обливать горячей смолой всех чужаков. Не надо обворовывать себя самого! Ваш мир, особенно если он отличается от джексоновского, вам будет полезен при просмотре фильма, стоит только научиться сочетать свой опыт с предлагаемым зрелищем. Если како-то персонаж Вам кажется "не таким" - так принесите свой, дополните ощущения от фильма ощущениями от книги. Быть может, когда стены вокруг Вашего мира рухнут, Вы сможете увидеть то, что они скрывали от глаз, глубже понять, что хотели сказать авторы фильма в том или ином персонаже. Вдруг этот Фродо (Арвэн, Арагорн, Пиппин, Назгул) именно такой, как Ваш, только Вам недоставало желания увидеть нутро, а не поверхность. Трудно это объяснить. Одно скажу - когда общаешься с произведениями искусства приходится работать душой, иначе не надо к ним вообще подходить.
Вообще, следует сказать, искусство ничем не обязано и никому ничего
не должно. Искусство - это искусство, оно не должно и не обязано
показывать зрителю то, что он хочет, то, что ему нравится, то, что ему
кажется правильным. Искусство не должно нести какую-то важную для
зрителя нагрузку. Оно может преследовать разные цели, воспитательные,
общественно-социальные - хотя обычно это все кончается нехорошо (есть,
правда, такое "целевое" искусство, как иконы и иже с ними, но это
отдельная история). Может служить и антигуманистическим целям,
наконец, - хотя едва ли такое искусство останется в веках. Искусство
может, но не обязано быть достоверным!
Если Вы дочитали до этого места, благодарю Вас за терпение.
Самое главное уже сказано. Далее следуют выводы и вариации. Дли-инные
выводы и дли-инные вариации.
Количество "ошибок" практически никак не влияет на художественную
ценность фильма. N-ному количеству ошибок может сопутствовать n-ное
количество находок и точных попаданий. Что важнее? - вот вопрос.
Правда, есть у "ошибок" и еще показатель, кроме количества, а
именно: качество. "Ошибка" может быть настолько грубой, что это
действительно будет угрозой духу. Если она одна - это еще не конец
света, если их много - это уже сценарий Циммермана. Претендентов на
эту самую "грубую ошибку" есть много: концепция падения Сарумана (я
имею в виду, что в фильме сделан упор на его падение через подчинение
Врагу, а не желание обладать Кольцом), внешний вид орков, мнение
Элронда о людях, битва на Заветери, Арвэн вместо Глорфиндэла и пр.
(ПРИМЕЧАНИЕ 8) Я лично, просмотрев фильм дважды и прочитав затем
"Братство Кольца" могу сказать - ни одну из этих ошибок я не посчитаю
грубой, не посчитаю качественно неприемлемым решением, может быть, не
посчитаю ошибкой вообще. Хотя некоторые из показанных концепций (да
хоть Сарумана) в отрыве от фильма и в контексте изучения наследия
Толкина я посчитаю достаточно грубыми ошибками. Другие (Арвэн на
Асфалоте) - сомнительным, но теоретически возможным поворотом событий. Есть такой тип ошибок, как моральные и мировоззренческие. Одна грубая мировоззренческая ошибка может уничтожить очень многое. К подобным можно отнести неправильное отображение концепции Королевской Власти, постельные сцены, сильное упрощение концепции власти и силы Кольца, искажение смысла Войны Кольца, резко в моральном плане измененные "национальные черты", сведение на нет похода Хранителей и т.д. Ничего подобного пока не было.
Вопрос с сокращениями гораздо проще. Очевидно, что невозможно снять
трехчасовой фильм без сокращений, сомнительно, что возможно снять
сериал (затраты на хороший сериал по "Властелину Колец"
астрономические, а перспективы туманные). Известно, что Толкин не был
против сокращений (рецензия на сценарий Циммермана). Что именно он бы
сократил, мы достоверно не знаем, но предположить можем. Какие бы
изменения своих концепций он бы посчитал допустимыми, а какие нет,
тоже не знаем. Остается непонятным смысл в биении головой об стену и
доказывании неправильности изложения фактов. (Толкин все равно не
ответит). Доказать это на 100% нельзя, а оценивать и воспринимать
фильм как чисто художественное произведение - можно и нужно. В качестве заключения главы: я вовсе не отрицаю, что существуют те самые качественно грубые концептуальные ошибки, режиссерские промахи, актерские недоработки, неверное художественное решение. Фильм, быть может, не идеален, но и не ужасен. Я предостерегаю от вынесения огульных суждений. О таких вещах судят специально образованные люди в специально оборудованных кабинетах (киностудиях, театральных буфетах, гостиных, прихожих, ваннах). Без глубокой посвященности в киноведение и театроведение, вкупе с толкинистикой и многим другим, в этих вопросах не разберешься. Можно только предполагать. В конце концов, последнее слово может сказать только Толкин. Или время. А время для того, чтобы объективно оценить качество фильма, еще не пришло, и придет оно не скоро. Для творений изобразительного искусства период, после которого они завоевывают звание истинного произведения искусства или шедевра, - 15-20 лет с момента появления, до этого ни один искусствовед не скажет Вам ничего наверняка. Возможно, для кино этот период несколько другой, но уж не месяц, не год, и не два.
|
Я назвала кино иллюстрацией к книге. Конечно, это не простая
иллюстрация, а иллюстрация музыкальная, театральная, динамичная,
объемная, вещественная. Кино - синтетическое искусство, тем сложнее
его правильно воспринимать и уж тем более оценивать. Я считаю, что
любой, кто берет на себя право выносить сколько-нибудь веские суждения
об качестве фильма в целом, о допущенных ошибках, о режиссерских
недочетах, должен опираться на опыт или конкретную литературу. Пустая
болтовня не приносит никакой пользы ни Вам, ни окружающим.
Это был разговор об искусстве видеть и общаться с художественными
произведениями. Этот разговор я вела с Вами только от своего лица, не
выдвигая лозунгов. Любой зритель может сказать, что законы искусства
его не касаются и он будет выносить суждения сам по себе. Что он тоже
ничего не должен искусству. Мне нечего ответить здесь, кроме того, что
такому человеку не стоило тратить свое время на мои размышления. Как,
впрочем, и на фильм. А так же, от лица человека, занимающегося
искусством с пяти лет, могу сказать, что Вы можете оставаться при
своем мнении и не руководствоваться никакими правилами и не искать
никаких знаний. Но Вы не можете и рассчитывать на то, что это мнение
будет иметь хоть какую-то ценность в глазах других и Ваших собственных
глазах.
ПРИМЕЧАНИЕ 1. В рецензии Тома Шиппи говорилось об аккуратном
распутывании запутанного Толкином. Например, рассказ Элронда о
событиях конца В.Э. перенесен в начало фильма и вложен в уста
Галадриэль. Ничто не мешает режиссеру в будущем перенести что-то, чего
мы ждали в первом фильме, во второй или третий. То есть снова
аккуратно запутать. Это истинно толкиновский прием - воспоминание о
прошедших событиях.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. На свете существует война, которая обладает
эстетическими достоинствами и зрелищностью, оставаясь при этом
совершенно реальной. В Европе сюда можно отнести рыцарские одиночные
поединки. Но оговоримся, эти рыцарские турниры и поединки - это война
чаще игрушечная, не стремящаяся убить или покалечить соперника. Особая
песня - тактики, родившиеся в странах Дальнего Востока, Китае и
Японии. Я не специалист в восточных боевых искусствах, но такие
особенности их, как зрелищность, эстетичность, несхожесть с
европейскими боевками, очевидны. Поединок, построенный в восточной
технике, идеально подходит для кино сам по себе, недаром эти техники
так любимы режиссерами боевиков. ПРИМЕЧАНИЕ 3. Тот факт, что это именно видение, а не извращение или халатность, не подлежит сомнению. Достаточно обратиться к интервью с Питером Джексоном и актерами. Постановочная группа действительно потратила много сил. Она действительно хотела снять хороший фильм, а не заработать побольше денег. А уж сотрудничество с людьми вроде Тома Шиппи, Алана Ли, Джона Хоу, Дэвида Сало, Билла Уэлдэна исключает халатность.
ПРИМЕЧАНИЕ 4. У каждого есть любимый киножанр, киностиль. Но мерить
"Братство Кольца" мерками другого, пусть любимого жанра не следует. У
Марка Захарова, Эльдара Рязанова прекрасные фильмы, но их приемы
никогда не впишутся в рассматриваемую экранизацию. Например,
действительно масштабную и максимально приближенную по образам к Арде
экранизацию нельзя снять без спецэффектов. Качество этих спецэффектов
я, например, определяю по тому, что я их вообще не заметила (не
поймите меня неправильно). Все было естественно. ПРИМЕЧАНИЕ 5. Находят такие "ошибки", о которых даже не хочу упоминать в самой статье. И так же не хочу давать определения тем, кто их находит. "Ошибки" типа "Галадриэль отвечает Кэлеборну за гостей", "Гэндальф разговаривает с бабочкой", "Гондорцы одеты в неправильные одежды" никакими ошибками однозначно не являются! Это художественные приемы. Равно не являются ошибками такие вещи, как "Леголас должен быть рыжим", "Боромир не пользуется щитом" - это зрительские глюки. А лейблы на яблоках - это уж извините. Караваджо тоже, наверно, рисовал виноград, купленный на рынке. И если "Подсолнухи" Ван Гога зрителю напоминают лампочки, то это проблемы зрителя, а не Ван Гога. И не надо мерить художественные произведения подобными претензиями.
|
ПРИМЕЧАНИЕ 6. Кор Блок (Cor Blok) - голландский художник (иллюстратор
Толкина), работы которого сам Толкин высоко ценил. Их можно найти на
Rolozo Tolkien,
или спросить у меня (как и другие, упомянутые в статье картины). Для "ленивых" - это
еще более неожиданная интерпретация Толкина, чем у Юхимова. Это,
например, Боромир в пальто и с оркестровым горном. Почему-то
Профессору это не показалось убийством духа.
|
ПРИМЕЧАНИЕ 7. Проблема изображения сил Зла - интересная проблема.
Магию показывать на духовном, а не эффектно-поражающем уровне трудно.
Трудно вызывать определенные эмоции через исключительно визуальное
(+музыкальный подтекст и актерский отыгрыш). Назгулов играют те, кто
их боится. Ощущения от орков не столь всеобъемлющие и совсем не
магические. Внешность орков в фильме призвана вызывать те самые вполне
конкретные ощущения, какие реальные, выглядящие, возможно, получше,
орки вызывали у своих реальных противников из других народов. Если
угодно, это внутренность орка, вынесенная наружу и воплощенная в
визуальном образе. Можно было сделать и по-другому, верно. Можно было
бы сделать очень качественных толкиновских, а не голливудских орков.
Но и то, что есть, не так уж примитивно и неверно, ибо чувства-то оно
вызывает правильные, те самые - отвращение, страх и в то же время
жалость, и ужас от того, как можно извратить живое мыслящее существо.
Прием с насекомыми, вылезающими при приближении Назгулов, мне нравится, хоть его могло бы и не быть. "Сэм больше не пытался никого убеждать. Он сидел в уголке и думал. Думал о том, что работы в усадьбе непочатый край, трава вон растет не по дням, а по часам, полоть надо..." (Дж.Р.Р. Толкин. Властелин Колец. т 1. СПб, Азбука-Терра; стр. 67). В принципе, нет ничего удивительного в том, что в мире, где набирает силу Саурон, сорняки растут быстрее, а не самые приятные насекомые размножаются интенсивнее. И лезут. ПРИМЕЧАНИЕ 8. Мотивация появления Арвэн на месте Глорфиндэла известна - акцент на женских образах "Властелина Колец". Мотивация, имеющая право на существование, хотя "Властелин Колец" вовсе не беднен на женские образы и они там ровно такие, как надо. "Удлинить" пребывание Арвэн на экране можно было и другими способами: как-то акцентированно обыграть пир в Ривендэлле, например. Но времени на пир не хватило. Можно было бы сделать сжатие - немножко того, немножко другой, но из этого ничего хорошего не вышло бы. Таким образом Глорфиндэл попадает под "сокращение", а Арвэн получает для себя "лишний эпизод". Это режиссерское решение позволяет зрителю получше познакомиться с дочкой Элронда, ключевой фигурой в истории Короля и Фродо, и совсем не знакомиться с Глорфиндэлом или вспоминать его самостоятельно. Уж для того, чтобы понять, к чему тут этот Глорфиндэл, в фильме надо не только его показать, но и рассказать историю падения Гондолина и причины его вторичного появления в Средиземье. Без этого кинематографический Глорфиндэл останется пустышкой, еще одним промелькнувшим лицом со странным именем. В книге он велик и заметен своим прошлым и своим возрастом, духовным и физическим, занимая по тексту очень маленькое место. В книге есть упоминания о нем и его прошлом, объемно очерчивающие образ, даже если читатель не знаком с "Падением Гондолина". В трехчасовом фильме - маленькое место да красивая картинка - это все, что он него останется. По мне, так не сложно вспомнить его самому, не нагружая чрезмерно фильм. Арвэн же поворачивается нам хоть и странной, но новой гранью, и эта грань вызывает интерес и является поводом к размышлениям. В ее образе сохранилась женственность, она не стала принцессой-воином, дерущейся с многочисленными врагами.
2002 |
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |