Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Е. М. Апенко (Ленинград)

"Сильмариллион" Дж. Р. Р. Толкина
(К вопросу жанровой природы).

Республиканская научная конференция. Зарубежная литература 20-х годов: поэтика жанров, 9-12 дек. 1985: Тезисы докладов. - Тбилиси, 1986, с. 49-50

     1. Книга известного английского писателям и историка литературы Джона Роналда Руэла Толкина (1892-1973) "Сильмариллион" была издана посмертно в 1977 г. Однако легенды, входящие в нее, были написаны много раньше - в начале творческой деятельности Толкина. Большинство исследователей сходится во мнении, что первые из этих легенд были созданы в 1917 г., а последние - к середине 30-х гг., хотя в последствии автор неоднократно обращался к ним снова и дорабатывал, расширяя и детализируя.

     2. Всестороннее изучение "Сильмариллиона" представляется важным как для более глубокого восприятия основного произведения Толкина, принесшего ему мировую известность в 50-е гг. - "Повелитель колец", так и для понимания общих творческих и мировоззренческих установок писателя. Одним из аспектов, нуждающихся в рассмотрении, является, безусловно, специфика жанровой природы "Сильмариллиона".

     Эту специфику обуславливает прежде всего своеобразная задача произведения - создать "то единственное, чем небогата" Англия, ее культура - мифологию. Цикл легенд и представляет собой своеобразную "мифологию" вымышленной страны Среднеземья, населенной людьми, эльфами, гномами и другими персонажами фольклора. Определенную роль в "сотворении" и судьбах Среднеземья играют вымышленные божества Валары.

     3. Борьба сил добра и зла - не только смысловой, идейный, но и жанровый стержень книги. Элементы мифологического эпоса, его проблематика и поэтика служат писателю для создания произведения литературы, поднимающего основополагающие вопросы человеческого существования. По этой причине некоторые элементы эпоса, сохраняющие свою значимость и в приложении к современному произведению литературы, воссозданы без изменения. В частности, "неотделимость" сказочно-фантастического от реального воссоздана без изменений, ибо становится средством достижения своеобразного эффекта устранения, составляющего одну из основ построения повествования.

     Вместе с тем, в повествовании оказываются "растворены" многие принципы и приемы литературы ХХ века.

     4. В целом, можно сказать, что "Сильмариллион" Дж.Р.Р.Толкина представляет собой своеобразное явление в литературе первой трети века, но, безусловно, находится в одном ряду с теми произведениями литературы XX века, в которых миф плодотворно используется для создания гуманистических произведений.


Хранитель благодарит Д. Виноходова за предоставленный материал.


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов