Stolica.ruРеклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta
Хэльги Липецкий

Об уничтожении Кольца Всевластья, окончательном падении Саурона, а также о многом другом, что имеет касательство к данному вопросу *

  Hо виною томy не меча остpие,
Hе тyгой эльфий лyк, не топоp, не копье,
Только золота блеск, боль, безyмство и стpах,
Полypослик, yшедший с Пpоклятьем во мpак...

(Автор неизвестен)

Посвящается Славе Лагуну, с чьей неожиданной любознательности началось это исследование.
 

   О постановке проблемы.

    Эпопее Дж.Р.Р.Толкина "Властелин Колец" бросались многочисленные упреки - как "официальными" литературными критиками, так и "простыми" читателями. Не последнее из них - обвинение в нереалистичности. Что именно всегда вызывало наибольшее недоумение (а то и возмущение) критиков творчества Профессора? Неудача Черных Всадников на Западе, образ Гэндалфа Белого и заключительная эвкатастрофа. Впрочем, не совсем заключительная - победа над Мордором скорее обозначает начало последней - и наиболее важной - части книги. Уничтожение Кольца Всевластья вызывает последствия колоссальные, разрушительные и грозные; часто возникало предположение, будто Кольцо является аллегорией атомной бомбы. Это, конечно, ошибка - никакая атомная бомба не даст такого эффекта, да и применение ее противно как духу, так и букве убеждений персонажей, пользующихся наибольшими симпатиями автора: Единственное было уничтожено, а не использовано. Кроме того, Толкин не любил аллегорий. Но рассуждения Профессора "О Волшебных Сказках", объясняющие суть и смысл эвкатастрофы как наиважнейшей части сюжета его произведения, зачастую вызывают только новые обвинения в его адрес: автор эпопеи якобы написал "детскую сказочку", включив в книгу столь "простой" (как его иногда воспринимают) способ победы над злом. Обвиняют Профессора и в отсутствии во "Властелине Колец" внутреннего зла в человеческой душе и противоестественной замене его неким воплощенным Злом; хотя это и неверно, опровержение подобных мнений - особая задача, не касающаяся данной статьи. Хотелось бы, однако, показать, что ничего "нереалистичного" в разрушении всего Мордора нет. Это не просто награда, данная человеку свыше за выполнение каких-то условных действий, но скорее необычайное чудо, являющееся закономерным следствием всех предыдущих событий и свершений.

"For Frodo the Halfling, it is said, at the bidding of Mithrandir took on himself the burden, and alone with his servant he passed through peril and darkness and came at last in Sauron's despite even to Mount Doom; and there into the Fire where it was wrought he cast the Great Ring of Power, and so at last it was unmade and its evil consumed. Then Sauron failed, and he was utterly vanquished and passed away like a shadow of malice; and the towers of Barad-dur crumbled in ruin, and at the rumour of their fall many lands tremble" [2].

Эта статья будет попыткой дать объяснение причин такого исхода с позиций внутренних "естественных" законов Арды. По понятным причинам я не буду затрагивать здесь фундаментальных физических принципов описанного в текстах JRRT "мира", но ограничусь "прикладным" уровнем исследования. При этом все выводы будут делаться на основе эльфийских представлений об Арде - в качестве базы для рассуждений будут взяты исторические хроники Эльфов и Людей Запада, мнения Профессора и изречения Мудрых (в том числе Мудрых с Тол Эрессеа в лице Пэнголода). Основаниями для доверия к этой системе представлений являются ее непротиворечивость и естественность; также они совпадают и с моими собственными представлениями об окружающем мире. Противоречащие толкиновским концепциям космогонические системы апокрифов едва ли заслуживают здесь внимания.

    Вполне возможно, что все, о чем будет говориться ниже, окажется уже известным и понятным очень многим из читателей статьи. Однако есть также немало таких поклонников творчества Толкина, для которых события конца Третьей Эпохи остаются неясными, причем зачастую эти читатели желают лучше разобраться в них, и получить "историческое" объяснение. Многие неправильно понимают смысл решений Совета у Элронда, полагая, будто целью уничтожения Кольца Всевластья было не допустить, чтобы оно попало в руки Саурона, или что тем самым планировалось одержать победу над самим Врагом - но не над его государством.

    Существует и мифологическое объяснение всех этих событий; оно может основываться на следующих словах Толкина: "Кольцо Саурона - лишь одна из мифических трактовок помещения чьей-либо жизни (или силы) в некоторый внешний объект, который подвержен потому захвату или разрушению с катастрофическими последствиями для владельца" [6]. Но вопреки кажущемуся противоречию эти подходы не вступают в конфликт друг с другом. В письме от июля 1957 (Letters #200) JRRT писал: "прошу прощения, если все это выглядит мрачным и напыщенным, но я пытался "объяснить" образы и события мифологии. Естественно, первыми появляются предания. Но я думаю, это в некотором роде испытание согласованности мифологии, как таковой: поддается ли она разумному объяснению?". Разумное объяснение остается разумным объяснением, а мифология - мифологией. Но известно, что Толкин и историю нашего мира рассматривал как Повесть; это дает нам право при исследовании его творчества как распространять мифологический подход на реальную историю, так и подходить к мифологии Профессора с историческими категориями. Право же, мы очень часто забываем о мифологических образах, глядя на окружающий нас мир - но не в размышлениях о художественной литературе или историческом эпосе.

    Данная статья опирается на исследование Кента Андерса Ксинна "Мир, созданный, чтобы быть прекрасным (Магия в Профессорском мире)" [15].

    Общие рассуждения о слабостях, присущих Умайар.

    Везде в дальнейшем для перевода термина "material", употребляемого Толкином, будет использоваться русское "материальный". Может быть, это и неверно; альтернативным вариантом может быть "вещественный".

    Здесь многое будет сказано о Черной Силе Севера и ее Царстве, а более всего о ее слугах, падших Айнур (Умайар) - демонах. Ведь Саурон - один из них, и знания о них могут помочь в понимании дальнейшего.

"Мелкор постоянно "воплощал" себя в Моргота. Он делал это с тем, чтобы контролировать hroa, "плоть" или физическую материю Арды. Он пытался отождествить себя с ней. [...] Видимо, вся "материя" за пределами Благословенного Королевства имеет в себе "частицу Мелкора" <...> Но на этом пути Мелкор потерял (или променял, или превратил) большую часть изначальной "ангельской" мощи своего разума и духа, но приобрел ужасную власть над физическим миром" [11, VII].

Можно предположить, что и его подчиненные из числа Айнур воспринимали от него часть этой власти, как многие из них восприняли часть его силы (Кархарот). Так, сказано:

"мощь Моргота рассеяна в Золоте, где бы оно ни находилось (это был элемент Моргота в Материи, который Саурон использовал для "магических" и иных действий - как с ним, так и над ним)" [11, VII]. (1)

Материя Арды, уже покоренная силой Мэлкора, была доступна для манипуляций падших Майар, использовавших рассеянную по ней мощь своего Владыки. Но для повторения подобного воздействия на материю им - как и Мэлкору - требовалось обладать почти настоящей физической оболочкой, схожей больше не с fana, "одеянием" Айнур, а с hroa Детей Илуватара, самим воплотиться, чтобы получить власть над материей. Осуществление же подобной власти, как и любые другие действия, совершаемые через материальную форму (особенно поглощение пищи, порождение и зачатие), еще более привязывает к оболочке "тела", затрудняя пребывание в виде "чистого" духа, сбрасывание и смену плоти; уменьшаются и способности к использованию изначально заложенной в Айнур "магической" силы в отрыве от плоти; это, разумеется, способствует также частичному затуманиванию самосознания и ухудшению контроля за своей силой. Все это мы можем найти в рассуждениях Эльдар:

"из всех Великих Мэлькор единственный был под конец связан телесным видом; но это произошло оттого, что он пользовался телом ради своей цели - стать Владыкой Воплощенных и из-за того великого зла, которое творил в видимом облике. Он также расточил свои врожденные силы, управляя слугами и пособниками, и потому сделался под конец сам по себе, лишенный их поддержки, маломощным созданием, пожираемым ненавистью и неспособным вырваться из того состояния, в которое впал. Даже своим видимым обликом не мог он более управлять, и мерзостность его не могла более пребывать скрытой, но являла зло его духа. То же самое происходило и с величайшими из его слуг, как видим мы в позднейшие - нынешние - дни: они связаны обличьем собственных злодеяний, и если тела их были отняты у них либо разрушены, то они пребывали в ничтожестве, пока не строили себе подобие прежнего обиталища" [5].

Как мы можем здесь видеть, в "бестелесном" состоянии Умайар уже не могли использовать свои изначальные способности, слишком привыкнув (во всех смыслах) применять их к насильственному господству над материей Арды (что со временем все более усложняло любые другие проявления их "ангельской" силы). Кроме того, они постоянно утрачивали свое могущество:

"самые слабые [из Умайар - Х.] могли бы быть первобытными орками (более мощными и ужасными). Производя потомство, они (ср. Мелиан) [становились] все более "приземленными" и теряли способность возвращаться в состояние чистого Духа (хотя бы в обличье демона), пока их не освобождала смерть; кроме того, их сила заметно умалялась. Будучи убитыми, они (подобно Саурону) должны стать "проклятыми", то есть бессильными, бесконечно исчезающими: сохраняя ненависть, они не могут воплотить ее в реальное действие. Такие духи, умершие в обличье орка и сильно ослабевшие, могли бы стать полтергейстом (?)" [11, VIII].

Реализация естественного могущества Умайар попадала в тесную зависимость от уязвимой к внешним воздействиям плотской оболочки; с другой стороны, они все сильнее и сильнее "привязывались" к плоти, теряли способность к ее изменению (ср. Моргот, Саурон Т.Э. и конца В.Э.); а лишившись тела, лишались и средств к воздействию на окружающий мир и возможности построить новое материальное вместилище для своего падшего духа. Это, видимо, и имела в виду Волшебница, обращаясь к Саурону у Острова Оборотней:

"ere his foul spirit left its dark house, Luthien came to him, and said that he should be stripped of his rainment of flesh, and his ghost be sent quaking back to Morgoth; and she said: 'There everlastingly thy naked self shall endure the torment of his scorn, pierced by his eyes, unless thou yield to me the mastery of thy tower'" [4].

Угроза оказалась действенной.

    Поэтому основной заботой Умайар (и их Властелина) всегда становилась охрана собственного "тела" - залога активного существования и орудия собственной власти над материей - в то время как его потеря становилась для этих падших духов событием катастрофическим. Вот как говорит об этом Гэндалф-Олорин:

"and he [Sauron] will be maimed for ever, becoming a mere spirit of malice that gnaws itself in the shadows, but cannot again grow or take shape. And so a great evil of this world will be removed" [1, V-9].

Очевидно, что предавшийся злу развоплощенный дух, сохранивший способность мыслить и действовать - как последние остатки его начальной айнурской силы нематериального существа - будет (если только не придет к раскаянию, что маловероятно в силу отсутствия внешних раздражителей) стремиться "вернуться в мир живых", вновь обрести телесную оболочку. Надо полагать, что наиболее сильные и притом еще не очень низко падшие Умайар, сохранившие в первозданном виде часть могущества Айнур (еще не попавшие в полную зависимость от плоти), были способны самостоятельно восстановить тело; но это наверняка стоило им огромного напряжения, значительной части силы и длительного времени; возможно, это усугубляло их падение. Как сказано о Морготе, изгнанном из пределов Арды:

"темный дух "остатка" Мелкора ожидает возможного (спустя долгие Эпохи) воскрешения и даже (как думают некоторые) возвращения ранее рассеянной мощи. Он может сделать это (в отличие от Саурона), так как относительно более силен. Он не раскаялся и не отвернулся от своего безумия, но сохранил остатки мудрости [...] Затем он отдыхал, пытался исцелиться, отвлекал себя другими мыслями и желаниями - но все только для того, чтобы накопить достаточно сил и снова напасть на Валар в своей прежней одержимости. Он снова станет черной тенью, нависшей над пределами Арды" [11, VII].

Прочие же стремятся овладеть существующими телами (это относится не только к развоплощенным Умайар, но и к другим падшим духам, скажем фэар эльфов, не откликнувшихся на призыв Мандоса):

"потому глупо и опасно - кроме того, это неправедное деяние по праву запрещено Правителями Арды, - искать Живущему общения с Развоплощенным, хотя бездомный дух может желать этого, особенно самые недостойные среди них. [...] Некоторые из них исполнены горести, обиды и зависти. Некоторые были порабощены Темным Властелином и продолжают его работу, хотя самого его нет. Они не скажут правды или мудрости. Взывать к ним - безумие. Пытаться подчинить их и сделать слугами чьей-то воли - зло. Оно идет от Моргота, а некроманты - слуги Саурона, его слуги. Некоторые говорят, что Бездомные желают обрести тела, хотя они и не вольны сделать это законно, доверившись правосудию Мандоса. Те из них, которые нечисты, если могут, добывают себе тела незаконно. [...] Говорят, что Саурон делал такое и учил своих последователей, как добиваться этого" [10].

Но даже в тех случаях, когда падший дух находил в себе достаточно сил, чтобы воссоздать свое материальное вместилище, этот процесс был для него долгим и мучительным:

"for coming out of the wastes of the East he [Sauron] took up his abode in the south of the forest, and slowly he grew and took shape there again" [2].

Воплотившись же, Умайар вновь обретали ту злобную мощь, которой были лишены вместе с оболочкой. На это указывает следующее примечательное рассуждение:

"he [Saruman] deemed that the Ring, which was Sauron's, would seek for its master as he became manifest once more; but if he were driven out again, then it would lie hid" [2].

   Существование Умайар, пошедших по пути своего хозяина, становилось путем по спирали, уводящей в Ничто: они воплощались, приобретали страшную "практическую" власть над материей, утрачивали контроль над своей силой и начинали слабеть, выдавливали силы и внешние (магические) возможности из материи Арды для поддержания своей силы и своего существования, еще более срастались с плотью, окончательно теряя волевое влияние на собственные естественные силы (те начинали "истекать" (2) из Умайар во внешнюю искаженную материю), так что для них оставались лишь внешние приспособления "Машины" достигнутой ранее власти над материей Арды. Но и те уменьшались в силу двух причин: принадлежности к техносфере (**) и естественной способности материи самоисцеляться [11, II] - а поддерживать эту власть Умайар могли, опять-таки, лишь вновь напрягая свои скудеющие силы и увеличивая собственную зависимость от плоти. За достигнутую в начале этого пути противоестественную и грубую власть утюжить окружающий мир по своему усмотрению (впрочем, даже могущественнейшие из них могли обрести эту власть лишь в силу того, что шли по стопам Мэлкора, израсходовавшего бОльшую часть своей невообразимой мощи на ослабление и подчинение материи Арды - см. выше) они расплачивались в финале - их сил (как внешних, так и внутренних) оказывалось недостаточно для защиты телесной оболочки, а без нее они становились теперь не более чем полтергейстом с ограниченными возможностями спасения (через все это прошел, разумеется, и Алкар [11]).

   Поэтому мы можем согласиться с выводами Ксинна:

"Призраки. Hеясно упоминаются некие духи, служившие Морготу на самых ранних этапах его войны против всего окружающего мира. [...] Hаконец, есть призраки, в которых обратились души эльфов, не ответивших на Призыв. Для всех них применим только один способ магии (3)- айнурский (тел-то у них нет, как и связи с материальным планом), они знают об этом и могут даже пытаться использовать, но силы у них заведомо крайне мало. [...] Возможности (и очень широкие) открываются у них при захвате тела" [15].

   Остается не совсем ясным, почему прямая власть над материальным миром требовала оплощения, каковы причины увеличения "привязанности" к телу у Умайар и т.д. и т.п. Но это - вопрос другого, причем гораздо более сложного исследования, которое едва ли может быть сделано кем-либо в обозримое время - ведь это требует использования последних достижений фундаментальных наук. Нам будет достаточно, что эти выводы сделаны из слов Майар и Эльдар и подкреплены отвечающими теории фактами из истории Арды - объяснять же найденные закономерности мы нигде здесь не будем. За пределами данного исследования останется также рассмотрение различий между описанным выше способом реализации айнурской мощи и правильным, естественным трудом непадших Айнур. Надо лишь заметить, что основных вариантов не два, а три: путь Мэлкора и Умайар, путь Владык Запада и большинства непадших Майар, путь Майа Мелиан. Последняя достигла немалой, но качественно иной и исполненной Искусства, власти над материей Арды; на нее распространялись некоторые (далеко не все!) из перечисленных выше закономерностей, однако ее действия, хотя и отличались от действий всех прочих Айнур, имели благой характер.

    Все наши рассуждения имели целью подвести основу под исследование конкретной деятельности Саурона Мордорского. Но при попытке применить эту теорию к нему мы наталкиваемся на некоторую сложность. В конце Второй Эпохи Саурон был дважды развоплощен с промежутком менее двух веков, что не помешало ему дважды вернуться в ужасающей мощи; только в конце Т.Э. он был окончательно побежден. Зная историю В.Э. и помня "историю с Лютиэнь", трудно представить себе, что сила Саурона была достаточно велика, чтобы его бесплотный дух столь легко и за столь краткий срок (после Падения Нумэнора) мог восстановить телесную оболочку; и тем более не может быть сомнений на счет глубины его падения к указанному периоду.

"Так, Саурон, вероятно, пал за грань возрождения, хотя прежде восстанавливался. Видимо, "злой" дух зацикливается на какой-то страсти или цели, и, если он не раскаялся, то эта страсть действительно становится всем его существом. Но страсть может быть выше слабостей, и тогда будет невозможно вернуть кого-то от недостижимой цели к самому себе" [11, VII].

Почему же этого не случилось раньше, после битвы на склонах Ородруина?

   О странном возвращении Саурона в Третью Эпоху.

   Что отменило для Саурона законы, действующие на всех "практикующих" Умайар, так, что он смог вернуться в зримом облике даже после того, как утратил способность к перевоплощению?

"And Elrond answered: 'In the hour that Isildur took the Ring and would not surrender it, this doom was wrought, that Sauron should return'" [2].

Именно Единственное Кольцо дало Саурону возможность вновь обрести плоть, - как следует из слов одного из мудрейших эльфов. Так что и причины возвращения Чародея следует искать в истории создания и сути этого Кольца. Вот что говорил Гэндалф на Белом Совете 2953 года:

"it is not needed that the Ring should be found, for while it abides on earth and is not unmade, still the power that it holds will live, and Sauron will grow and have hope" [2].

Так, Кольцо заключало в себе некую силу, продолжавшую действовать, покуда существовала его материальная часть (как это похоже на бессилие духов Умайар и возвращение их мощи при воплощении!). Надо полагать, эта сила была сродни испорченной силе демонов, рассчитанной на власть над материей. Она "питала" Саурона и позволяла ему расти и усиливаться даже из состояния развоплощенного, причем ее существование всегда (!) означало для Саурона возможность вернуться - раньше или позже. Если же Кольцо было бы уничтожено в конце В.Э., все произошло бы "в согласии с теорией":

"they counselled him [Isildur] to cast it [Ruling Ring] into the fire of Orodruin nigh at hand, in which it had been forged, so that it should perish, and the power of Sauron be for ever diminished, and he should remain only as a shadow of malice in the wilderness" [2]

- дух Саурона умалился бы, и вся его мощь и злоба не помогли бы ему, развоплощенному, вернуться к живущим. Из этого можно сделать вывод, что в Кольце, в материальной форме, жила часть естественной (хотя и испорченной) силы Саурона, не израсходованной на те или иные цели, а сохраненной и доступной для власти его разума. В "виртуальное" состояние эта сила переходила не с уничтожением оболочки Врага, а с уничтожением золотого кольца - верховного Кольца Власти, поскольку в нем, а не в теле Саурона, она была заключена. Властелин Колец отделил от себя часть умайарской мощи, так что она могла существовать и влиять на материальные объекты Арды независимо от его собственного существования в материальной форме. Так говорил Гэндалф:

"the treasure of the Enemy, fraught with all his malice; and in it lies a great part of his strength of old" [1, II-2].

Получилось так, словно на Ородруине Враг не был полностью развоплощен - часть своей силы, по-прежнему обладающую материальной оболочкой, он по-прежнему мог использовать.

   О Кольце Всевластья.

    Едва ли предназначением Кольца было именно это - стать резервом силы Саурона на случай его развоплощения. Ведь сорви его с Черной Руки не Исилдур, а Элронд или Кирдан - все амбиции Врага сгинули бы в жерле Ородруина, и Вторая Эпоха завершилась бы полной победой Последнего Союза. Правда, Враг едва ли допускал мысль, что кто-нибудь станет уничтожать его Кольцо; но это было связано с его отношением к Кольцу, как к ценнейшему и мощному инструменту - проводнику власти владельца. Скорее всего, все произошедшее с Кольцом и из-за Кольца в Т.Э. получилось случайно (4), без чьего-либо специального намерения. На это указывает и главная цель его создания.

"The Three are hidden still. But that no longer troubles him. He only needs the One; for he made that Ring himself, it is his, and he let a great part of his own former power pass into it, so that he could rule all the others" [1, I-2].

Единственное Кольцо было создано для того, чтобы контролировать остальные, всю цепь Колец Власти, действия и мысли Кольценосцев - что позволило бы Врагу властвовать над всем Среднеземьем, а то и вообще над всеми землями восточнее Тол Эрессеа. Причины выбора этого метода достижения мирового господства (создание самой системы Колец Власти) мы рассмотрим после. Сейчас же можно отметить следующий момент:

"and much of the strength and will of Sauron passed into that One Ring; for the power of the Elven-rings was very great, and that which should govern them must be a thing of surpassing potency" [2].

Весьма интересен тот факт, что в Кольцо Саурон вложил большУю часть своей силы; но еще примечательнее другое - он был вынужден отделить от себя и частично передать Кольцу свою волю. Возможно (хотя у меня нет уверенности) именно этим Управляющее Кольцо принципиально отличалось от всего другого, сделанного Сауроном (5) - только воля Врага, живущая в Кольце, позволяла вложенной в Кольцо силе не лежать мертвым грузом, а активно использоваться его владельцем в произвольных целях. Цель этого понятна - наличие в Кольце воли Саурона делало Кольцо еще сильнее; возможно, это было необходимо также для осуществления активного контроля за другими Кольцами Власти. Но имел место и побочный результат - обладая волей, Кольцо стало объектом особого рода, во многом подобным самому Саурону (как и любому другому Умайа) - оно стало частью "машины" подчинения материи, отделенной от самого демона. Причем оно не зависело, как другие сделанные им орудия, от плоти Саурона. Не имея Кольца при себе, он мог его использовать, но, в соответствии со сказанным в [8] о поединке через Палантир, с куда меньшим эффектом - из-за дальности расстояния и отсутствия прямого контакта с Кольцом, как физического, так и мысленного (ведь он не знал даже, где Кольцо). Потерю его он ощутил как нечто куда большее, чем потерю контроля за системой Колец Власти:

"this is the Master-ring, the One Ring to rule them all. This is the One Ring that he lost many ages ago, to the great weakening of his power" [1, I-2].

Это, конечно, не отменяет того факта, что целью создания Единственного была именно власть над всеми Кольцами.

    Подобное выделение роли Кольца в возвращении Саурона в Третью Эпоху может встретить возражения. Гэндалф говорил:

"he [Sauron] believed that the One had perished; that the Elves had destroyed it, as should have been done. But he knows now that it has not perished, that it has been found" [1, I-2].

Казалось бы, Саурон (разбирающийся в тонкостях "магии") знал бы практически все о причине своего возвращения - Кольце, если мы были правы в своих рассуждениях, в то время как из этих слов Митрандира следует, что он не знал даже о существовании Единственного? Но ошибки нет. Вот что стало известно Гэндалфу, вернувшемуся из второго похода в Дол Гулдур:

"this is not one of the Ulairi, as many have long supposed. It is Sauron himself who has taken shape again and now grows apace; and he is gathering again all the Rings to his hand; and he seeks ever for news of the One, and of the Heirs of Isildur, if they live still on earth" [2].

Это имело место в 2850 году, задолго до Путешествия Бильбо, поэтому в словах мага Фродо необходимо отделять имеющееся у Врага знание того, что "it has not perished", от того, что "it has been found". Когда именно Чародей узнал, что Единственное еще существует, неизвестно. Но не было бы ничего странного, если бы это имело место уже после обретения им формы: нет никаких оснований считать, что развоплощенный дух Умайар может осознавать что-то кроме себя. Воплотившись же, Чародей обрел собственную мощь; он мог осознать далекий и слабый приток сил от Кольца даже позже получения конкретной информации о нем из легенд об Исилдуре.

   О деяниях Саурона во Вторую Эпоху и причинах создания Кольца.

    Чтобы лучше разобраться в главной проблеме этой главы, попытаемся понять: кто же такой Саурон? Влияние этой личности на историю Среднеземья огромно. Судьбы народов и властителей; величайшие творения искусства и могущественные твердыни; большие и малые войны; сражения, мирные договоры и обманы; клятвы и предательства; судьбы народов и рас; очертания, климат и ландшафты материков; возникновение, величие и крушение великих империй; расцвет и упадок культур - все это было частями его проработанных до мелочей грандиозных планов или последствиями их проведения в жизнь. Все помыслы и мерзостные надежды самых разных тиранов и великих завоевателей всех мастей - от Лотто Саквилль-Бэггинса до Вулфа и Сарумана Белого - строились на использовании его деяний, его желаний и его мощи, и все они, прямо или косвенно, служили исполнению его воли. Во времена деятельности Саурона географическая, политическая и этническая карты мира изменились до неузнаваемости, что главным образом проистекло из его деяний... И все эти колоссальные свершения были подчинены одной цели - достижению полной власти в Среднеземье, власти, которой он смог бы установить любые законы и любое политическое устройство для всех его народов. И в Черные Годы Враг почти достиг этого: последние Эльдар спешно бежали перед его мощью, немногочисленные непокорные люди стремились не более как к тому, чтобы не привлечь его внимания, почти все земли лежали под его владычеством и почти все люди поклонялись ему как царю царей и "богу" - лишь побережье и некоторые из северо-западных стран оставались свободными. Да остров за Морем. Из всех сотворенных Эру существ только Валар оказали большее влияние на ход Повести. Если же говорить о временах после Войны Гнева - мы не найдем ни одного хотя бы близкого по мощи персонажа. При том что в Древние Дни подобной силы за Сауроном не замечалось - он не совершил тогда ничего действительно примечательного.

"Seeing the desolation of the world, Sauron said in his heart that the Valar, having overthrown Morgoth, had again forgotten Middle-earth; and his pride grew apace" [2].

Он не использовал своей силы открыто, пока не понял, что настал его час, предпочитая выжидать и готовиться к грядущим свершениям. "Он не был ни порожден, ни преобразован Мелькором, поэтому прекрасно мог пользоваться своими природными способностями. Hо он предпочитал выжидать. Он сохранил свою силу на протяжении всех Предначальной и Первой Эпох, включая Войну Гнева. Он смог, по-видимому, как-то оценить отсутствие "цементирующей силы" за своей стороной и понял, почему полная победа сменилась вдруг безоговорочным поражением" [15]. Моргот и Умайар исчерпали себя и были побеждены; Валар и верные Майар также утомились, израсходовав свои силы на превращение Арды в подходящий Дом для Детей Илуватара; но Саурон не ослабел за это время, он вступил в новый мир во всей своей мощи. Но что за мир предстал его глазам?

"Elsewhere in Middle-earth there was peace for many years; yet the lands were for the most part savage and desolate, save only where the people of Beleriand came. [...] And in the south and in the further east Men multiplied; and most of them turned to evil, for Sauron was at work" [2].

Много ли проку от власти над дикарями? В мире были и другие народы, отличающиеся бОльшими мудростью, знанием и силой. А где-то на западе - за Морем - процветали потомки Эдайн, и их корабли часто заплывали в гавани Харада... Даже без прямой поддержки Эленны люди Среднеземья, обучившись у Дунэдайн многим знаниям и ремеслам, становились достаточно сильны, чтобы освободиться от власти Саурона:

"then the Men of Middle-earth were comforted, and here and there upon the western shores the houseless woods drew back, and Men shook off the yoke of the offspring of Morgoth, and unlearned their terror of the dark" [3].

Он начал постройку Барад-дура, но не мог же он пойти на прямую войну с Западом! В свое время Моргот победил своих врагов в Бэлерианде, Саурон сейчас был могущественен и был готов потратить всю свою мощь ради успеха, но надолго ли ее хватило бы? Если бы война затянулась, он исчерпал бы свою силу и потерпел бы поражение - а только его сила давала возможность победить, а не невежественные и дикие человеческие народы под его рукой. С другой стороны, быстро и полностью выложиться в стремительной войне он также не мог - не позволяла собственная природа. Поэтому, наверное, Враг и решил "мирным путем" добиться власти над самыми опасными своими врагами - решил создать Кольца Власти. Величайшие властители всех народов желали бы приобрести силу, в них заключенную, они получили бы ее, бесплатно - и тем самым стали бы рабами Саурона. Надо сказать, что осуществить этот замысел сам Владыка Мордора не мог - ему требовались помощь и знания Нолдор. У него самого также были тайны мастерства, которыми он мог бы поделиться - так Аннатар Артано Аулендил и Гвайт-и-Мирдайн сотрудничали к вящей выгоде обеих сторон.

"Now the Elves made many rings; but secretly Sauron made One Ring to rule all the others, and their power was bound up with it, to be subject wholly to it and to last only so long as it too should last" [2].

Как Саурону удалось добиться такого эффекта от Управляющего Кольца - вопрос особый. Скорее всего, какую-то намеренную "ошибку" он скрыл в теории Колец. Некоторые говорят, что Кольца выполняли также функции энергосбора и энергораспределения, что позволяло Саурону беспрепятственно накапливать силу, черпая энергию из силы Арды [15]. Это мнение можно дополнить. В самом деле, ведь Умайар не могут контролировать свою силу и постоянно слабеют: "некоторые считают, что хотя тогда зло можно было бы умерить, его невозможно было бы уничтожить даже в случае раскаяния Мэлько, ибо исходившая от него сила не подчинялась более его воле" [5]. Но Кольцо, во многом похожее на демона - сила, материальная оболочка и направляющая воля - не становилось слабее со временем. В Кольце - Машине - Враг мог надеяться сохранять немалую часть своей мощи неизменной, не расходуя ее впустую и одновременно обладая возможностью использовать ее куда свободнее, напрягая и концентрируя любую мощь тогда, когда это было необходимо (и не опасаясь потерять силу, лежащую мертвым грузом). Неизвестно, как он смог исключить неизбежное для него самого "рассеивание" мощи, но весьма вероятно, что именно здесь пригодились чары и тонкое искусство, секреты которого Враг узнал от эльфийских мастеров.

   Но так или иначе, а надеяться Враг мог только на свою мощь - путь к мировому господству Саурон начал с пустыми руками и все, что он сделал, зависело от его силы и питалось ею.

"После падения Тангородрима [...] во многих частях Средиземья орки преодолели свою беспомощность, основали собственные мелкие королевства и привыкли к независимости. Тем не менее, очень скоро Саурон объединил их [...] орки его личных обученных армий были настолько подчинены его воле, что могли без колебаний отдать жизнь по первому приказу своего Владыки. [...] Саурон выказал немалое искусство в совращении людей, и приводил их под свои знамена" [11, X].

Это не всегда требовало использования его собственной силы - иногда достаточно хорошо подвешенного языка. Но "поглощенность" орков или реакция воинств Врага на исчезновение его внимания (см. [1, VI-3] и [1, VI-4]) являются красноречивым свидетельством того, что, даже соблазняя или подавляя волю, Саурон вкладывал айнурскую мощь и свою волю в свои слова. Возможно, так было с Людьми Запада:

"Саурон же лично сдался, добровольно и коварно: он по собственной воле позволил отвезти себя в Нуменор! У него, естественно, было Одно Кольцо, и потому он быстро завладел мыслями и волей большинства Нуменорийцев" (6)[6].

Все крепости, все армии, все помыслы военачальников, покорность рабов, магическая сила Кольценосцев, могущество Барад-дура и ужас перед Владыкой Огненной Страны - вся империя Саурона основывалась на его мощи и воле, держалась, лишь покуда эта мощь и эта воля были живы - и могли питать власть и все бесчисленные замыслы и планы Темной Силы.

   О роли, приобретенной Кольцом Всевластья в Третью Эпоху.

    Когда Саурон был развоплощен, все это не рассыпалось в прах само собой: Барад-дур "was levelled to the ground", а не "crumbled in ruin", и причиной этому было Кольцо.

"Isildur took it, as should not have been. It should have been cast then into Orodruin's fire nigh at hand where it was made" [1, II-2].

В Кольце еще жила злая воля Саурона, и пока что его дела не погибли.

"Fruitless did I call the victory of the Last Alliance? Not wholly so, yet it did not achieve its end" [1, II-2].

И все же Союз добился многого - от последнего штурма Ородруина до возвращения Саурона прошло не меньше тысячелетия, в то время как от Изменения Мира до нового появления Врага во плоти прошло не более 110 лет. Развоплощенный, он не мог больше воздействовать на материю - не мог даже "на полную катушку" использовать Кольцо (поскольку не имел влияния на его материальную часть); но все же был какой-то приток сил от Кольца к его хозяину, и Саурон медленно, но верно набирал силу:

"until his shadow took shape again in Mirkwood" [1, I-2].

После этого Враг получил дополнительную власть над Единственным - через присущую каждому из Умайар, бОльшую или меньшую, власть над материей Арды.

"There was more than one power at work, Frodo. The Ring was trying to get back to its master. [...] So now, when its master was awake once more and sending out his dark thought from Mirkwood, it abandoned Gollum" [1, I-2].

Это объяснение, разумеется, было упрощенным, но суть передает точно: воплотившись, Саурон пытался - не совсем безуспешно - притянуть Кольцо к себе.

"These Rings have a way of being found. In evil hands it might have done great evil. Worst of all, it might have fallen into the hands of the Enemy. Indeed it certainly would; for this is the One, and he is exerting all his power to find it or draw it to himself" [1, I-2].

Причем, заметим, Гэндалф здесь не может иметь в виду такую силу Врага, как его рабы, воины, шпионы, политическое влияние и тому подобное - маг еще ничего не знает об Охоте за Кольцом. Нечто схожее, надо полагать, имело место и во время Акаллабет:

"хоть Саурон и уменьшился до злобного духа, несомого черным ветром, не думаю, что стоит сомневаться насчет этого духа, уносящего Одно Кольцо, от которого теперь во многом зависела его способность овладевать умами" [6].

Здесь Темный Владыка несет Кольцо, будучи развоплощен, но оно находится недалеко от него и он точно знает - где; в Третью Эпоху до обретения Врагом зримого облика он едва ли мог постигнуть даже существование Кольца - а тем более он не мог узнать, где оно находится. Толкин пишет:

"Саурон не боялся бы Кольца! Оно его собственное и под его контролем. Даже издалека он мог тянуть его к себе и заставлять его работать на свое возвращение" [8]

- но видимый эффект от этой способности всем известен, тогда как подобные действия Врага не назвать иначе, чем рефлекторными. Воплотившись же, Саурон продолжал править так, как и раньше: всегда и везде его планы основывались на использовании его мощи, хотя теперь он был осторожнее и старался подставлять своих слуг из числа людей и орков - впереди себя. Возможно, эта осторожность Врага даже превышала разумные пределы - иногда. Но он по-прежнему подавлял волю своих подданных, реже наделял некоторых из них своей силой - и все свои проекты он осуществлял через собственную айнурскую силу и собственную власть над материей Арды. Таковы олог-хай:

"они были троллями, словно целиком состоящими из злобной воли их господина: жуткое племя, сильное, проворное, лютое, - и тверже камня. В отличие от древнего племени, они могли спокойно выносить свет солнца, покуда жива была воля, их направлявшая" [14, ТРОЛЛИ].

   Вся запутанная система магических связей, взаимозависимости и истоков силы, поддерживающей ту или иную часть сложнейшего механизма империи Саурона, продолжала существовать, не обращаясь в пыль; но лишь потому, что у нее было одно (в конечном итоге) главное - и прочное - основание: воплощенная в материальном мире мощь и воля Умайа. Причем жила она сразу в двух формах: Управляющего Кольца и самого Темного Владыки. Пока тот был в тени, лишь Единственное поддерживало корни зла в фундаменте Барад-дура. Воплотившись, Саурон вновь сам стал источником существования всех своих "машин"; но по иронии судьбы его новая физическая оболочка полностью зависела от Кольца, медленно выстроенная - и поддерживавшаяся - лишь вложенной в него когда-то злобной волей и демонической мощью.

   О последствиях уничтожения Кольца Всевластья.

    Вот как говорил об этом Гэндалф:

"if it [Ruling Ring] is destroyed, then he [Sauron] will fall; and his fall will be so low that none can foresee his arising ever again. For he will lose the best part of the strength that was native to him in his beginning, and all that was made or begun with that power will crumble" [1, V-9].

Уничтожение Кольца автоматически означало теперь развоплощение Саурона; причем его дух уже не мог получать подпитку от Кольца. Кроме того, он вряд ли встраивал в Кольцо какие-либо механизмы на этот случай, так что сила, вложенная в Кольцо при создании, не вернулась к Врагу даже в "виртуальном" виде, но просто рассеялась. Когда Кольцо сгинуло в Огненной Пропасти, Саурон, чья оболочка поддерживалась лишь Кольцом, развоплотился. После этого ни мощь, ни воля Саурона уже не могли поддерживать ничто из созданных им со своей силой "машин". Возможно, фактором, определяющим способность Кольца быть такой поддержкой, является наличие в нем воли Саурона. Все, созданное айнурской (по модели Умайар) силой Саурона, развеялось. По перечисленным выше причинам Враг потерял и какую-либо надежду на грядущее возрождение.

"Саурон на самом деле Кольцом не обладает, и, возможно, ослабил себя растратой своей воли на подавление своих подданных" [8].

    Так пишет JRRT в одном из своих писем, но на основании хода Битвы у Врат Мораннона мы можем с уверенностью утверждать, что Саурон действительно поглощал и подавлял своих рабов:

"from all his [Sauron] policies and webs of fear and treachery, from all his stratagems and wars his mind shook free; and throughout his realm a tremor ran, his slaves quailed, and his armies halted, and his captains suddenly steerless, bereft of will, wavered and despaired. For they were forgotten" [1, VI-3].

Это произошло, когда Враг направил всю свою волю на происходящее в Саммат Наур; когда же он пал, не только воля его оставила его рабов, но и сила его более не поддерживала в них силы и ярости - они легко были побеждены, хотя числом превосходили Воинство Запада в десятки раз. Кроме того, можно сделать вывод, что подобное поглощение или подавление воли других существ (навязывание им любых чуждых эмоций и чувств, будь то страх, обожание, покорность или ярость) действительно требует немалого расхода собственных энергии, воли и силы. Текстовые основания для этого вывода таковы:

"Саурон [...] был поражен катастрофой и ослаблен (курсив мой - Х.Л.) (потратив очень много энергии на совращение Нуменора)" [6].

"'Марионетки' без своей жизни или разума просто прекратили бы двигаться и вообще что-либо делать, когда воля их создателя исчезла. [...] число орков, "поглощенных" до такой степени, всегда было лишь малой частью от общего числа. Содержание их в абсолютной покорности требовало большого расхода воли" [11, X].

   Надо заметить, что сам Саурон частично зависел от Кольца, видимо, и во времена Последнего Союза (ведь и в тот раз он наверняка использовал Кольцо для восстановления воплощения):

"...and Isildur Elendil's son cut the Ring from Sauron's hand and took it for his own. Then (курсив мой - Х.Л.) Sauron was vanquished and his spirit fled and was hidden for long years" [1, I-2].

К концу же Т.Э. сложилась следующая ситуация: Враг существует на материальном плане, лишь пока существует золотой носитель Кольца Всевластья; это Кольцо, будучи уничтоженным, навсегда исчезает из истории; империя Саурона, построенная на вложенной им в другие объекты силе, продолжает жить только при условии наличия материального воплощения Врага или Кольца (причем здесь есть только два варианта - или форма есть и у Кольца, и у демона, или форма есть только у Кольца; демон не может иметь формы, если ее нет у Кольца). Поэтому с Кольцом сгинул и сам Враг, и все его злые труды.

   "Почему же пал Барад-дур?" (сакраментальный вопрос).

    Проблема заключается в следующем: Барад-дур начал строиться задолго до создания Единственного Кольца, продолжал существовать после двух развоплощений Саурона ("The Dark Tower was levelled to the ground, yet its foundations remained, and it was not forgotten" [2]), но полностью разрушился в конце Третьей Эпохи. Основание крепости включало в себя немалую часть силы Саурона:

"в сказаниях, подобных "Верному камню", говорится о передаче части своих "сил" артефактам, в миниатюре повторяющей передачу силы Сауроном Правящему Кольцу или фундаменту Барад- дура" [12].

История подобного объекта вызывает вопросы:

  1. Почему Барад-дур не пал в конце Второй Эпохи?
  2. Почему Черная Крепость не поддерживала силы развоплощенного Саурона?
  3. Почему она пала с уничтожением Кольца и гибелью Врага в конце Т.Э.?

   В основном эти вопросы касаются зависимости фундамента Барад-дура от Кольца, происхождение которой (если она существует) неясно. В самом деле, есть прецедент:

"этот камень [второй Элессар] был неподвластен Единому кольцу, потому что Келебримбор создал его до возвращения Саурона" [13].

Причем какая-то связь наверняка имелась, если судить по Хронологии Второй Эпохи в Приложениях к ВК - где сказано:

"1600. Sauron forges the One Ring in Orodruin. He completes the Barad-dur".

Но здесь могут быть даны следующие объяснения:

  1. Он не был связан с Кольцом как таковым, но поддерживался волей Врага - любой ее частью, включая и находящуюся в Кольце Всевластья (тем более что отделенная часть его воли наверняка сохраняла целостность с "главной" частью).
  2. Потому что в ней не было воли Врага; Саурон вложил немало сил в фундамент Барад-дура не просто так, а для придания этому фундаменту (и всей крепости) определенных свойств - никак иначе эта сила больше не могла использоваться. В то время как назначением силы, вкладываемой в Кольцо, было именно последующее использование произвольным образом как этой - принадлежащей Врагу, так и получаемой от "энергосбора" силы Арды (хотя и не только оно); эта сила не уходила из-под контроля воли Врага, так как большая часть этой воли перешла в само Кольцо.
  3. Потому что никакая часть воли и личной (подвластной воле) силы Врага не имела более материальной оболочки, и его власть над материей не могла более осуществляться; это вызвало крушение всей системы "машин", основывающейся на силе Саурона и поддерживающейся его силой и волей. Пока эта воля - хотя бы и заключенная в Кольце - обладала магической мощью власти над материальным миром, собранные ею умайарскими методами материальные предметы и сущности продолжали существовать в таком виде, хотя и могли стареть и разрушаться (в данном случае этого нет, так как выведенная из процесса "старения" сила Саурона в Кольце могла непрестанно поддерживать и восстанавливать всю его личную "техносферу"). Но не после.

    Впрочем, может быть дано и другое объяснение падению Барад-дура. Если упоминание Черной Крепости в словах Гэндалфа:

"I still hope for victory, but not by arms. For into the midst of all these policies comes the Ring of Power, the foundation of Barad-dur, and the hope of Sauron" [1, V-9]

может быть сочтено символическим обозначением его империи, то в [1, II-2] говорится прямо и недвусмысленно:

"the Dark Tower was broken, but its foundations were not removed; for they were made with the power of the Ring, and while it remains they will endure".

Согласование этого факта со временем постройки Черной Крепости может быть двояким:

   1) "the power of the Ring" обозначает в данной фразе просто силу Врага, и рассказчик уже учитывает, что особенности его возвращения делают всю империю Чародея повисшей не на "оболочках Саурона Великого и Кольца Всевластья", а только на оболочке Кольца.

   2) после создания Управляющего Саурон не поленился улучшить фундамент Барад-дура, чтобы управлять им именно через Кольцо (а может быть, и заканчивал постройку крепости при его помощи) - сказалось то, что "его достоинство (и причина падения) в том, что он любил порядок и согласование, и не терпел путаницы".

   Воистину, во всех смыслах это было причиной падения Саурона Темного - как и причиной падения его империи, амбиций и всех его замыслов.


Источники:

[1] The Lord Of the Rings.

[2] OF THE RINGS OF POWER AND THE THIRD AGE.

[3] AKALLABETH. The Downfall of Numenor.

[4] QUENTA SILMARILLION. The History of the Silmarils

[5] ОСАHВЭ-КЭHТА. "Исследование Передачи Мысли". (Перевод Анариэль Ровен; взят с Арды-на-Куличках)

[6] Письмо 211. К Роне Беар. (Перевод Андрея Горелика; взят с Арды-на-Куличках)

[7] Письмо 212. Hабросок продолжения предыдущего письма (не послан). (Перевод Андрея Горелика; взят с Арды-на-Куличках)

[8] Письмо 246. О событиях на Роковой Горе и их последствиях. Письмо к миссис Эйлин Элгар, сентябрь 1963. (Перевод Миссис Аксман; взят с Арды-на-Куличках)

[9] "Падение Hумэнора", HoME-V "The Lost Road". (Перевод Анариэль Ровен; взят с Арды-на-Куличках)

[10] "Законы и обычаи Эльдар", HoME-X "Morgoth's Ring". (Перевод Эленхильд; взят с Арды-на-Куличках)

[11] "Преображенные Мифы", HoME-X "Morgoth's Ring". (Перевод А. Кутузова; взят с Арды-на-Куличках)

[12] "О Гномах и Людях", HoME-XII "Peoples of Middle-Earth". (Перевод Александра Голубина; взят с Арды-на-Куличках)

[13] "История Галадриэли и Кэлеборна, а также Амрота, Короля Лориэна", UT. (Перевод К.Кинн, А.Хромовой, Д.Бромберг; взят с Арды-на-Куличках)

[14] "Hароды и языки Третьей Эпохи", Приложения к ВК (Перевод H.Григорьевой, В.Грушецкого; "Северо-Запад", С.-Пб 1992)

[15] "Мир, созданный, чтобы быть прекрасным" by Kent Anders Xynn.


Примечания и комментарии

(*) Впервые статья была опубликована в эхоконференции FidoNet SU.TOLKIEN в июле 2000 года. Ее перепечатка и распространение (как текста в целом, так и отдельных его частей) в коммерческих или некоммерческих целях допускается только с согласия автора.

(**) По определению Л.Н.Гумилева ("Этногенез и биосфера Земли").

(1) Приведенный перевод не слишком соответствует оригиналу: "Morgoth's power was disseminated throughout Gold, if nowhere absolute (for he did not create Gold) it was nowhere absent. (It was this Morgoth-element in matter, indeed, which was a prerequisite for such 'magic' and other evils as Sauron practised with it and upon it)". (Примечание хранителя Манускриптов)

(2) По вопросу "истекания" между хранителем и автором произошел следующий обмен мнениями:

    Хранитель: "Истекать" - точное ли это определение? Может, не "истекать", а проявляться, как проявлялась внутренняя сущность Моргота в его внешности?

    Автор: Это так. Но из соображений литературных первое лучше; к тому же, у него более ярко выражено дополнительное значение рассеивания.

(Примечание хранителя Манускриптов)

(3) По этому поводу между хранителем и автором произошел следующий обмен мнениями:

    Хранитель: Возможно ли применение термина "магия" по отношению к айнурам (особенно валинорским)? Все-таки, они не колдуны.

    Автор: Цитата дана из Ксинна, приводящего свое собственное определение "магии" [15]. Не вижу резона уделять столь большое внимание мелкой корректности в отношении использования терминологии - ведь текст не посвящен специально различиям в "магических" практиках Арды. К тому же, из контекста этой цитаты вполне ясно, о чем идет речь, а Эйлиан все читали. Если Ксинн и ошибается здесь в чем-то, так это в предположении о сходстве между способностями ангелов - "служебных" духов - и душ развоплощенных.

(Примечание хранителя Манускриптов)

(4) По этому поводу между хранителем и автором произошел следующий обмен мнениями:

    Хранитель: Могут ли быть случайности в мире, где столь активно действует промысел Эру? Вспомните, что сказал Гэндальф Фродо:
    - What, just in time to meet Bilbo?, - said Frodo, - Wouldn't an Orc have suited it better?
    - It is no laughing matter, - said Gandalf, - Not for you. It was the strangest event in the whole history of the Ring so far: Bilbo's arrival just at that time, and putting his hand on it, blindly, in the dark. There was more than one power at work, Frodo. The Ring was trying to get back to its master. [...] So now, when its master was awake once more and sending out his dark thought from Mirkwood, it abandoned Gollum. Only to be picked up by the most unlikely person imaginable: Bilbo from the Shire! Behind that there was something else at work, beyond any design of the Ring-maker. I can put it no plainer than by saying that Bilbo was meant to find the Ring, and not by its maker. In which case you also were meant to have it. And that maybe an encouraging thought.'

    Автор: Конечно нет. Эру потому и литературный образ Триединого Бога, что обладает теми же характерными отличиями от других существ. Но воля Бога - совсем не то же самое, что воля людей или ангелов; в моей статье, кажется, не место для подробного теологического разъяснения того, что есть Промысел Божий. К тому же, подобное уже сделала мисс Твинкль, причем с разбором типичных заблуждений толкинистов на этот счет. Поскольку значение слова "случайность" в Арде и в нашем (как христианском) мире одинаковы - а христиане не исключают его из своего лексикона - здесь также не следует этого делать. Понятно, что исполнение воли Эру в отношении Замысла не требует от него специального внимания к "организации нахождения Кольца Бильбо Бэггинсом" - так можно говорить о политике или махинаторе, но не о Боге. На то ведь и воля Эру, что она исполняется "сама собой". Случайностей же в том смысле, на который Вы указали, в Арде нет вообще, категорически. И что теперь делать? Оставить все как было. Кому надо - те поймут, что речь о воле и намерениях сотворенных; кому не надо - хоть в лепешку разбейся, не уйдут дальше представлений вроде сцены с огненной ящерицей из ЧКА.

(Примечание хранителя Манускриптов)

(5) По этому поводу между хранителем и автором произошел следующий обмен мнениями:

    Хранитель: Думается, толика злой воли Саурона была и в других кольцах (кроме эльфийских): "And all those rings that he governed he perverted, the more easily since he had a part in their making, and they were accursed, and they betrayed in the end all those that used them..."

    Автор: Возможно, но недоказуемо. То, что эти кольца предавали своих владельцев - следствие того, что они прокляты, а это - следствие того, что Саурон их проклял, переделал, хитро запрограммировал или подчинил своей воле. Это совсем не то же самое, что в случае с Единственным Кольцом...

(Примечание хранителя Манускриптов)

(6) В этом вопросе "Письма" противоречат "Сильмариллиону". Согласно последнему, Саурон не брал Кольцо в Нуменор, но предусмотрительно оставил его дома, в Барад-Дуре. (Примечание хранителя Манускриптов).


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam



Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов