Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Holger

О cудьбах эльфов и людей

Большую часть тех, кто читает книги JRRT, интересуют прежде всего эльфы. Это и понятно, ведь эльфы - самый странный из народов Средиземья, и самый привлекательный из них. Привлекает и необычайная красота их культуры, и свет, которым проникнута их жизнь (а свет подсознательно притягивает даже самых отпетых негодяев), и их бессмертие, и то, что именно жизнь эльфов больше всего непохожа на окружающую скучную обыденность с ее ложью, неискренностью, бездуховностью и бездушностью - не случайно среди многих толкинистов говорят, что лучшие знания в науке и искусстве - от эльфов, а бюрократия, все эти отчеты и расписки, финансы и ордонансы - от орков...

Но дело в том, что эволюция эльфов была не так уж проста. Более того, своим описанием пути эльфов Толкиен хотел показать, какой мистический путь прошли и должны пройти люди в нашем мире.

Эльфы - старшие дети Илуватара, Бога-творца, целью создания которых является максимальное проявление Божественного замысла, заложенного в них, осуществление позитивного начала, поэтому они как бы встроены в ткань мира. Эльфы изначально светлы и служат добру, в них "есть благость", и в этом смысле они сильно напоминают даймонов Даниила Андреева. Однако называть эльфов (впрочем, так же, как и даймонов) "биороботами", как делают некоторые - нельзя, потому что эльфы достаточно свободны, и их решения, хотя и всегда направлены к свету, вовсе не обязательно соответствуют воле валар (пример - судьба дома Феанора), не говоря уж о том, что жившими в Средиземье эльфами валары не "руководили".

Эльфы не умирают, если не гибнут в бою или не "устают со временем", что связано с тем, что на Арду пала тень (фактически время медленно подтачивало и Лориен - к концу третьей эпохи там состояние, которое можно назвать золотой осенью). Но это происходит очень медленно, и смерть эта - мнимая, т.е. они могут возродиться. А в Валиноре, Благословенном краю, где тени не было - они бессмертны.

Люди, в отличие от них, свободны в обычном (немистическом) смысле этого слова - т.е. могут выбрать служение и добру, и злу. И они смертны. Но значимость того, что люди смертны, в "Сильмариллионе" исследована слабо. В чем же она состоит? Во-первых, эльфы - как бы элемент ткани мира, часть закона мироздания (см., например, cтатью Эйлиан "Магия, как она есть"), и им умирать совсем не обязательно, как не обязательно меняться законам природы или свойствам стихий, а люди не входят в число сил, поддерживающих закон природы, следовательно, должны меняться со временем, и поэтому смерть людей необходима как сила, обеспечивающая смену поколений. Во-вторых, смерть как бы ограничивает возможности людей в творении зла, к которому люди все же способны (идея, высказанная Рандиром). В-третьих, в эльфов гармония с миром заложена при творении, так что они со временем не меняются и находятся как бы в гомеостазе, только проявляя заложенные в них способности, а люди еще только ищут эту гармонию, выбирают свой путь, а для их эволюции нужна смена поколений (и это понятно - по Гумилеву развитие народов обусловлено сменой поколений), к тому же по ходу этой эволюции неизбежны ошибки, платой за которые является смерть (впрочем, то же верно и для эльфов: как только они вышли из гармонии, они начали гибнуть - но и в Книге Бытия говорится, что люди узнали смерть только после греха Адама, а что для людей в Книге Бытия, что для эльфов смерть - проклятие), однако смерть людей в Арде - согласно замыслу Эру - не является проклятием (чем Арда и отличается от Земли, описанной в Книге Бытия, а как проклятие ее люди стали воспринимать только под действием чар Моргота ("Речи Финрода и Андрет"). Но зато люди непредсказуемы и поэтому могут создать то, чего в мире прежде не было, и эволюция человечества в целом - не ограничена, тогда как эльфы могут только реализовывать то, что в них заложено и, вдобавок, ограничены Ардой и ее временем существования ("Речи Финрода и Андрет"). В этом и состоит Дар Илуватара людям.

Однако, несмотря на эти отличия, путь эльфов и людей (строго говоря, не всех людей, а только представителей Трех Домов Аданов, на которых и похожи больше всего библейские евреи) очень схож и несколько раз пересекается. И этапы их эволюции очень похожи (более того, эволюция эльфов сильно напоминает путь людей в христианстве).

Эльфы родились на берегах Куивиниэн, затем многие из них пришли в Валинор, чтобы общаться там с Валарами и жить в полной гармонии (что касается авари, то они напоминают людей, никогда не видевших Бога, упоминание о которых, правда, косвенное, в книге Бытия есть: "И пришел Каин в землю Нод и познал жену свою...") - именно общение с Валарами должно было привести к наиболее быстрому, естественному и гармоничному развитию эльфов. И эта гармония сродни жизни людей в раю до грехопадения.

Но...есть силы тьмы - дьявол (Моргот), вбивающий клин между людьми (в данном случае - эльфами) и Богом. И в результате эльфов постигла участь, похожая на грехопадение - эльфы поверили словам Моргота. И пусть силой эльфов из Амана не выгоняли, но этот уход был предрешен жаждой разрыва с Высшими и нежеланием идти за ними (ряд мистиков говорит, что и изгнание Адама из рая - это на самом деле следствие выбора: или идти за Богом, или полагаться на свои силы). В результате эльфов постигли все беды, которые испытали Адам, Ева и их потомки - страдания, смерть, войны... И это понятно - либо свобода в рамках Божественного замысла, либо разрыв с ним, а значит, и потеря его защиты. А то, что эльфы поклонялись Сильмариллам и не почитали валар - заставляет вспомнить соплеменников Моисея, поклонявшихся не Богу, а скрижалям Завета. Правда, Моисей понял ошибку этого достаточно быстро... а дом Феанора так и не отступился от своей клятвы.

И пусть эльфы осуществляют светлую миссию, сражаясь с Морготом - до конца светлым будет только то дело, которое осуществляется вместе с Богом, а иначе и успеха это дело не будет иметь, и настолько светлым оно не будет, потому что в нем всегда будет присутствовать зло, пусть хотя бы побочное. Вот и теперь на эльфов упала печать тьмы, они уже не до конца с Высшими светлыми, и это привело к бессмысленным братоубийственным войнам, так же как в Ветхом завете, и так же, как в Ветхом завете, эти войны были связаны как раз с тем, что желавшие идти своим путем видели врага в тех, кто оставался верен Высшим - как Каин видел своего врага в Авеле. На эльфов упало много проклятий и бед, и борьба их с Тьмой шла потому с переменным успехом, мистически эльфы находились на одном уровне с людьми и не могли пока подняться выше, и пути людей и эльфов переплелись. Переход же мог произойти только в некий пиковый момент - момент прихода к Богу, искупления. И этим моментом было путешествие Эарендила, имевшего две природы, эльфийскую и человеческую - и значимость его путешествия была двойная.

Для людей Эарендил сыграл роль Ильи-пророка, первого человека, взятого на небо живым за верность Богу, и как бы приблизившего людей к Богу ("4 Царств, 2, 11"). Для эльфов же Эарендил сыграл роль Христа, искупившего грех целого народа, вновь воссоединившего народ и Бога и вознесшегося на небо. И подобно тому, как после завершения миссии Христа людям открылся путь в рай, после путешествия Эарендила эльфам снова открыт путь в Валинор. И только после путешествия Эарендила, после воссоединения эльфов с валарами, им удалось победить Моргота.

Путешествие Эарендила и приход его в Валинор - это была первая трансформа, с которой начался переход эльфов на следующий уровень. Именно смысл перехода на следующий уровень имеет и уход эльфов в Валинор - туда, где они ближе всего к Высшему Свету, где их эволюция наиболее чиста, и упадок не властен над ними. А пребывание в Средиземье еще оставшихся эльфов (Эрегион, Сумеречье, Лориен, Ривенделл...) имеет теперь совсем другой характер. Теперь их роль состоит в том, чтобы быть духовными наставниками людей, так и вспоминается Готимна - мир, в котором предоставляется выбор: дальнейшее движение по восходящей линии - или воплощение на Земле (в Энрофе, в Средиземье - несущественно) с миссией. И они выполняют эту миссию, а к концу Третьей эпохи, после победы над тьмой, эта миссия - прежде всего, миссия эльфов Лориена и Ривенделла, которые как раз и были главными духовными центрами света в Средиземье, завершена. И эльфы (и прежде всего - жители Лориена и Ривенделла) уходят в Валинор.

Последняя глава "Властелина Колец" - "Серая Гавань" - на читающих книгу впервые производит странное впечатление: зачем эта печаль в конце книги, после блистательной победы добра над злом? И ответить на этот вопрос довольно трудно: "филологические" аргументы, приводимые чаще всего (типа "Слишком мажорная картина выглядит нежизненно, для реалистичности в нее надо добавить слез" или "А что делать герою в стабильном мире?") не слишком убедительны. Не слишком убедителен и аргумент "За любую победу надо платить", по крайней мере, непонятно, почему уход эльфов - "плата" за уничтожение Кольца Тьмы.

Наиболее естественные ответы на вопрос "Почему уходят эльфы?", на наш взгляд - следующие.

Первый ответ. Эльфы - по крайней мере, нолдоры - полностью завершили свою миссию в Средиземье (в том числе и миссию духовных наставников), а роль духовного лидерства переходит теперь к людям, прежде всего - к Гондору.

Второй ответ. Валинор - это место, наиболее подходящее для жизни эльфов и их эволюции, именно там - их дом, в то время как в Средиземье же и после победы над тьмой сохранилась общая для всего "обыкновенного" склонность к увяданию.

Третий ответ. Для эльфов пришло время перехода на следующий уровень (если положение во Второй и Третьей Эпохах соответствует пребыванию в Готимне, то окончание Третьей эпохи соответствует уровню затомисов).

В то же время, на наш взгляд, не следует думать, что если бы над Средиземьем нависла фундаментальная угроза типа обретения Олмером Кольца Тьмы, то эльфы в Валиноре остались бы безучастны. Они пришли бы на помощь силам света в Средиземье так же, как согласно "Розе Мира" представители Миров Просветления помогают силам света на Земле бороться с тьмой.

1998


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов