Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Анна Хромова

Почти философские размышления хоббита по поводу хоббитских законов и обычаев эпохи Ангмарских войн

Хоббиты, описанные в "Хоббите" и "Властелине Колец", всегда ужасно напоминали мне исландцев. От достаточно важных черт, таких, как манера считаться родством до двенадцатого колена и любовь к сутяжничеству ("...и положенные восемь свидетелей аккуратно расписались красными чернилами" - ср. сцену тяжбы в "Саге о Ньяле"), до мелочей, типа того, что Хоббитания, как и Исландия, делится на четверти. Можно сказать, что хоббиты - это исландцы, переселенные со своего сурового, бесплодного острова на благодатные земли, к тому же не подверженные никаким опасностям и вражеским нападениям (чего в жизни, конечно, не бывает, да что уж там...) Правда, знающие люди могут мне возразить, что под видом хоббитов профессор хотел изобразить своих соотечественников, хотя и в слегка приукрашенном виде. Но не стоит забывать, что среди современных английских буржуа немало потомков тех самых викингов, которые заселили Исландию, а от заселения Хоббитании до времен Бильбо и Фродо прошло куда больше времени, чем от Кнута Могучего до наших дней. Но хоббиты интересующей нас эпохи (1409 год, ангмарские войны) вряд ли могли быть такими же, как их далекие потомки конца Третьей Эпохи. Напомню, что в те годы хоббиты были бродячим народом (до заселения Хоббитании еще двести лет), и жизнь их, очевидно, была сурова и полна опасностей: не так-то просто полурослику жить в мире, населенном жестокими Громадинами. Чтобы выжить, нужна была хитрость, смекалка, проворство, и немалое мужество. Короче, на мой взгляд, ситуация примерно соответствует той, в которой находились исландцы века саг (разумеется, со всеми необходимыми поправками). Поэтому я считаю себя вправе строить модель поведения хоббитов той эпохи на основе поведения исландцев IX-XII веков, основываясь на фактах, известных мне из саг об исландцах.

Итак, мы находимся в начале XV века Третьей Эпохи. Хоббиты уже перешли Мглистые горы и поселились в Эриадоре. Своей земли у них еще нет, живут они, видимо, в лесах к востоку от Северного Тракта. Селятся они, скорее всего, небольшими деревнями или родами. У хоббитов существует родовой строй (не путать с первобытно-общинным: палки-копалки, набедренные шкуры, каменные топоры и все такое). Делами заправляет глава рода, межсемейные разборки решаются на сходе. Кстати, к сему: если главой семьи Горлума была бабушка, не следует делать отсюда вывода, что в древности среди хоббитов царил матриархат. Умная и энергичная женщина действительно могла стать главой семьи (вспомним историю Ауд Многомудрой), но это не было правилом, хотя и не воспринималось как нечто из ряда вон выходящее. Законодательство (буде нужда в таковом случится) предоставим разработать знатокам и любителям. Не следует забывать, что законодательство хоббитов уже в те времена было хотя и неписаным, но весьма сложным. Хоббиты той эпохи - существа нрава достаточно сурового, оружием владеют, и в случае чего берутся за него не раздумывая. Так что к ним вполне применима поговорка, что хоббит - это не только ценный мех, но еще и три фута хорошей стали. Правда, в отличие от исландцев, которые жили на острове, вдали от всякого внешнего врага, и потому оружие использовали в основном для междусобойных разборок, хоббитам угрожает прежде всего опасность извне, так что друг к другу они, видимо, относятся более терпимо. Напомню, что самое страшное наказание - это объявление вне закона, то есть изгнание из рода. Изгой обречен на жалкое существование. Обычай такой, по-видимому, действительно существовал (вспомним историю Горлума).

О языке хоббитов стоит сказать следующее. Они, в принципе, уже знают Всеобщий язык, но не забыли еще и своего, исконного языка (чем можно воспользоваться). Судя по "Властелину Колец", их исконный язык был тем же, что и у рохиррим (т.е., древнеанглийским). Соответственно, в качестве "ридной мовы" можно использовать либо древнеангийский, либо, как вариант, древнеисландский ("чайнику" все едино). Правда, может обнаружиться неприятный факт, что Король Ангмарский "ридну мову" понимает (по жизни). Но, с другой стороны, на этом тоже можно будет сыграть. Письменности хоббиты, очевидно, не знают.

Команде хоббитов, наверно, не стоит называть себя "Хоббитанией", а лучше отыграть отдельное поселение. Могу предложить два варианта. Вариант первый: все хоббиты, живущие в поселении, принадлежат к одному роду. Соответственно, отыгрываются семейные отношения. Вариант второй, более динамичный: в селении живут две семьи, которые борются за власть (плюс, возможно, хоббиты-одиночки на положении батраков). Это дает богатейший материал для внутренней игры. Образцы межсемейной тяжбы можно найти в сагах. Хотя, наверно, не стоит увлекаться и доводить дело до кровной мести и сжигания противника в доме.

Остальные заморочки можно почерпнуть в изданиях:

  • "Исландские саги", 1956.
  • "Исландские саги. Ирландский эпос".
  • "Сага о Греттире", 1976.

Переводы Анны Хромовой можно найти здесь

1995


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов