Кэтрин Кинн
Нуменор - исторический очерк Второй Эпохи
Вторая Эпоха Средиземья - это эпоха расцвета, славы и гибели Нуменора. Здесь сделана попытка проследить этот процесс и сопоставить его с известными нам историческими событиями.
Оглавление
Напомню, что речь идет о мире мифологичном, в котором существование и сущности высших сил (богов, ангелов, демонов) и мифических существ (эльфов, драконов, орков, гномов и т.д.) не подвергаются сомнению. Более того, тексты Толкина об этом мире правдивы - как правдивы стихи скальда, ибо значение висы не в ее красоте, а в том, что она облекает информацию в сакральную форму, увековечивая ее. Поэтому не стоит воспринимать тексты Толкина как некую "летопись победителей", поскольку в описываемом мире есть существенное отличие от нашей Земли - там известно (примерно, конечно же), на чьей стороне правда. Другое дело, что многое остается за кадром, а деяния персонажей часто не соответствуют провозглашаемым ими целям. Но хроника и миф ДОСТОВЕРНЫ - а иначе они не то и не другое. Этот мир - Арда - создан Единым Творцом из Музыки Айнур. Валар, бывшие со-творцами Арды, делаются богами этого мира. Они активно формируют его облик - но только до тех пор, пока не приходит час пробуждения Детей Единого, ради которых они, собственно, трудились. Чем более определен облик мира, тем меньше вмешательство валар в его существование, поскольку они - действительно Стихии, и их активные действия вызывают ураганы, землетрясения и извержения вулканов. Действия на уровне "помоги мне, Ульмо, поймать много рыбы" им недоступны. Любое их вмешательство, даже вполне невинное, меняет судьбы людей и эльфов. Поэтому со временем валар как бы отступают за горизонт, оставляя поле деятельности эльфам. Изначально валар выступают как наставники и учителя эльфов. Чему они их могли учить? Я полагаю, что философии - в античном ее понимании. Поскольку учить эльфов ремеслам дело заведомо обреченное - как может существо невоплощенное (вала) учить воплощенного (эльфа) делать что-либо руками? Примеры: Феанор открыл способ делать самоцветы краше тех, что добывают из земли (то есть созданных Ауле); в текстах упоминается множество изделий эльфийских мастеров, включая венец и скипетр Манвэ, но не называется ни единой вещи, сделанной руками валар. То есть от валар эльфы получают истинное знание об устройстве мира. Пример получения этого знания приведен в "Истории Финвэ и Мириэли". Затем роль наставников переходит к эльфам, а учат они людей. Эльфы, которым доступно волшебство, бессмертные творцы прекрасного, передают людям истинное знание, полученное от валар и свой опыт жизни в Арде, опыт НЕПАДШЕГО народа. Непадшего - значит, не совершившего первородного греха, который заключается (по Толкину, равно как и по Льюису) в отрицании Творца, в том, что наделенное свободой воли тварное существо противопоставляет себя Творцу. Эльфы, несмотря на свой мятеж против валар, от Эру не отрекались и Морготу не служили (за редким исключением). А люди пали - см. "Повесть Аданэли" в "Атрабет Финрод ах Андрэт". Миссия эльфов по отношению к людям - это долг старшего брата по отношению к младшему. Валар не участвуют в этом - они мало знают о людях, Творец не открыл им знания о них, и вообще смертные - под рукой Эру, и валар боятся повредить им (см. "Атрабет"). В Первую Эпоху люди, бежавшие в Белерианд от Тьмы, которой ранее сами же и поклонились, учатся у эльфов противостоять ей (см. разговор Садора с Турином в "Нарн иХин Хурин", "Атрабет" и рассказ Элендила в "Потерянном пути"). Люди перенимают у эльфов язык, законы, обычаи, знания. Они живут не просто рядом - а среди эльфов, в самом центре волшебства. И одновременно людям приходится выбирать свое место в войне Добра и Зла, которая в Арде выливается в противостояние Света и Тьмы. Причем заведомо известно, что правда на стороне эльфов, на стороне Света. Только союз эльфов и смертных приносит победу в этой войне. Вторая Эпоха - время расхождения эльфов и людей. Теперь у людей свои короли, свое королевство, они получили непосредственный опыт, подтверждающий пришедшее от эльфов знание о существовании валар. Младший брат повзрослел и ищет свой путь. Разумеется, большинство людей не удерживаются на тернистом пути к вершинам, и возникает зависть к бессмертным, жажда вечной жизни, желание силой взять то, что не дается по просьбе. И вот тогда, когда устремления людей, помноженные на их могущество (отчасти данное эльфами и валар), грозит нарушить миропорядок, валар слагают с себя власть над Ардой и обращаются к Эру. В результате обитель бессмертных удалена из материального мира, а возгордившихся грешников постигает кара - прообраз конца мира, Судного Дня (см. авторский комментарий к "Атрабет"). Итак, боги удалились из мира, и начинается угасание эльфов. Вся Третья Эпоха - это дальнейшее расхождение эльфов и смертных. Когда она окончится, уже не будет смертных воспитанников эльфийских вождей - таких, как Арагорн, и ни один человек не сможет сказать: "Я точно знаю, что сражаюсь за правое дело, потому что я сражаюсь вместе с эльфами". Это последняя эпоха существования Воплощенного Зла, противостоять которому может только союз эльфов и смертных. Уничтожив Саурона окончательно, эльфы могут уйти. Теперь выбирать каждый должен сам - единого, всем известного источника зла нет. Боги, эльфы и маги уходят сначала в легенды, потом в сказки - вместе со своим волшебством. История же Второй Эпохи - это рассказ о том, как божественный дар благоденствия и свободы люди обратили в нечто противоположное. Словом, это одновременно и Атлантида, и Вавилонское Столпотворение (то есть сотворение столпа, чтобы по нему влезть на небеса). Остров Нуменор заселили племена эдайн. Представляется необходимым кратко рассмотреть, что же представляли собой эти народы. Первыми в Белерианд пришел народ Беора. По описанию это высокие темноволосые люди с серыми глазами, наиболее сходные с нолдор страстью к познанию и ремеслам. Они быстро оставили свой язык и стали говорить по-эльфийски - видимо, на нолдорине, нолдорском диалекте синдарина. Если эльфы во многом сильно схожи с кельтами, то и беоринги во многом должны быть аналогами кельтов. Учитывая рельеф местности - шотландцев. Следом пришел народ Мараха. Они говорили на своем языке, владели многочисленными стадами и были весьма воинственны. Они описываются как высокие, светловолосые, вспыльчивые нравом. Судя по "Нарн иХин Хурин" и "Скитаниям Хурина", обычаи у них были скорее англо-саксонские. Третье племя, халадины или народ Халет, описываются как лесное племя, не имевшее единого вождя. По сравнению с другими эдайн халадины были ниже ростом, меньше общались с эльфами, и были куда более похожи на исландцев образом жизни и обычаями - см. сцену тинга в "Скитаниях Хурина". За одним исключением - абсолютное и полное равноправие женщин. Эти-то племена и заселили Нуменор. Беоринги, которых к концу Первой Эпохи осталось не очень много, поселились в основном в западной пятине - Андустаре, или Андуниэ. Первым в роду князей Андуниэ в "Неоконченных сказаниях" назван Валандил, сын Сильмариэн. Она была старшей дочерью Тар-Элендила, четвертого короля Нуменора. В родословном древе, приведенном в тексте "Род Элроса", мужем Сильмариэн значится некий Элатан. В "Алдарионе и Эрендис" говорится, что Эрендис, жена Тар-Алдариона, шестого короля Нуменора, вела свой род от Берет, дочери Брегора, сестры Бреголаса и Барахира, и была похожа на Морвен Эледвен. Там же сказано, что она (как, видимо, и другие андунийцы) предпочитала говорить по-эльфийски. Напомню, что люди Дома Беора говорили по-эльфийски, в отличие от людей Дома Хадора (народ Мараха), которые сохранили свой язык. Видимо, и в обычаях потомков беорингов было гораздо больше эльфийского. Жители Андуниэ говорили по-эльфийски, а кроме того встречались с эльфами Эрессэа, которые приплывали именно в эту провинцию. Люди Дома Хадора составляли, видимо, большинство приплывших в Нуменор. Они и прежде были многочисленны, и в войнах Белерианда их Дом пал последним. Кроме того, Элрос по мужской линии (сын Эарендила, сына Туора, сына Хуора, сына Галдора) был прямым наследником их вождей. От их языка произошло наречие Нуменора - адунаик, а от него, в свою очередь, произошел вестрон, или Всеобщее Наречие. Как говорится в "Сильмариллионе", люди этого племени говорили на своем языке, хотя имена вождей были по форме синдарскими (см. XI том "Истории Средиземья"), и в домах вождей и знати говорили по-эльфийски. Народ Халет был немногочислен, и халадины довольно скоро растворились, не оставив нуменорцам практически никакого явного наследия. Итак, в Нуменоре с первых веков сложилось двуэтничное и двуязычное общество, которое сохранилось до самого конца. Жившие преимущественно на западе острова "беоринги", темноволосые и сероглазые, говорили на варианте синдарина. Потомки Дома Хадора, составлявшие большинство населения Нуменора, светловолосые и голубоглазые, говорили на адунаике. Доказательства? Пожалуйста. В Третью Эпоху типичная внешность человека нуменорской крови - высокий, темноволосый, сероглазый. И говорит по-эльфийски, но на свой лад. Именно так описываются Арагорн, Боромир, Фарамир, Денетор, разведчики Итилиэна. Все они - потомки Верных, подданных Элендила, князя Андуниэ. Именно такую внешность имеют королева Инзилбет, ее сын Тар-Палантир и его дочь Тар-Мириэль. Между тем Гимилкхад, младший брат Тар-Палантира, "был более похож на отца", а его сын Ар-Фаразон носит прозвание "Золотой" (the Golden). За что ему дано такое прозвище? Наверное, не за страсть к золоту, а за цвет волос. Кстати, ирония судьбы: Черные Нуменорцы, селившиеся в Умбаре и южнее его, могли быть в большинстве своем светловолосыми. О двуязычии нуменорцев. В "Алдарионе и Эрендис" сказано, что Алдарион предпочитал адунаик, а Эрендис - эльфийский. Имена нуменорской знати по форме вообще квэнийские, хотя и не эльфийские - модель их образования походит больше всего на формализованную модель образования поздних германских имен типа Готфрид или Фритьоф, то есть, будучи составлены из значащих корней, общего смысла не имеют. Хотя в отличие от германских, нуменорские более логичны. Например: Валандил, Нолондил, Калмакиль, Минастир. В ту же Третью Эпоху язык запада - это вестрон, производное от адунаика, но у "этнических нуменорцев", дунэдайн, родным языком является эльфийский, о котором сказано во "Властелине Колец", что он был повседневным наречием народа Элендила. (Где это сказано - точно не помню, кажется, в "Двух башнях", в главе о встрече Фродо и Фарамира). А вообще в Нуменоре было три языка - квэнья, синдарин и адунаик. Первый был чем-то вроде латыни - язык официальных документов, хроник и книг (замечу, что одно из названий этого языка у эльфов - пармаламбэ, то есть "язык книг"). Квэнийскими были имена королей и знати. Второй был разговорным языком "беорингов"-андунийцев, а для всех остальных - языком науки, знаний и искусства. Я полагаю, что все знатные или просто образованные нуменорцы были двуязычны. Большинство имен гондорцев и арнорцев - синдарские. Адунаик был простой речью, и имена простолюдинов в "Алдарионе и Эрендис" - адунаикские. Но именно он сделался в Средиземье основой Всеобщего Наречия - ведь большинство нуменорцев, переселившихся в Средиземье в период колониальной экспансии, считали его родным языком. А кроме того, в Эриадоре жили люди, происходившие от тех же племен Первой Эпохи, что и нуменорцы - потомки тех, кто не дошел до Белерианда, или покинул его до начала войн, или не поплыл в Нуменор. И говорили они на языках, восходящих к тому же корню, что и адунаик. А синдарин был "всеобщим наречием" Белерианда, языком межрасового общения до того, как пришла эпоха Владычества Людей, и эту роль перехватил вестрон. Эльфийский язык начал вытесняться адунаиком тогда, когда пошатнулась верность нуменорцев и произошел раскол - а именно, при Тар-Анкалимоне, 14-м короле (годы правления 2251-2386). 18-го короля Тар-Калмакиля (годы правления 2737-2825) называли именем на адунаике наряду с квэнийским. 20-й король (годы правления 2899-2962) принял скипетр под именем Ар-Адунакхор, разорвав тем самым нить традиции и совершив святотатство. Он запретил говорить по-эльфийски и учить эльфийские языки. Права нуменорцев, для которых эльфийский язык был родным, восстановил только Тар-Палантир, 24-й король (годы правления 3243-3255). А его самозванный преемник Ар-Фаразон опять стал преследовать говорящих по-эльфийски... И все же в Третью Эпоху родной язык дунэдайн - эльфийский. Заметки по ходу дела - о внешности нуменорцев. Элрос, брат-близнец Элронда, был темноволосым и сероглазым (см. описание Элронда во "Властелине Колец"). Тар-Алдарион - светловолосый, его жена Эрендис - темноволосая и сероглазая, похожая обликом на Морвен Эледвен (в повести описывается момент, когда Алдарион принял Эрендис за эльфу). Их дочь Тар-Анкалимэ - стройная темноволосая и сероглазая красавица. Темноволосым был и Тар-Палантир, а его дочь Тар- Мириэль опять же прекрасна на эльфийский лад - темноволосая и сероглазая. Ар- Фаразон же, как я уже говорила, светловолосый. Элендил, князь Андуниэ и потомок Сильмариэн, высокий и темноволосый, равно как и все его потомки (вплоть до Арагорна). Вообще же, судя по всему, идеалом красоты для нуменорцев были не голубоглазые блондины (как в средневековой Европе), а высокие, сероглазые и темноволосые - похожие на эльфов-нолдор. (Заметка не в строку. Золотоволосые Идриль и Галадриэль - прекрасны, но куда больше внимания уделено описанию черноволосой красавицы Арэдэли. Равным образом и "прекраснейшая из эльфов" Лютиэн, и Мелиан - темноволосы. Прекраснейшая из смертных женщин Морвен Эледвен - темноволосая. Ср. описание Арвен). Первый правитель Нуменора был потомком вождей всех трех племен, полуэльфом - потомком всех эльфийских королевских домов (Ингвэ, Финвэ и Тингола), сыном святого (а кто же, по-вашему, Эарендил, как не святой Брендан и не прообраз Христа? - см. "Христос" Кюневульфа), да еще и помазанником божьим в прямом смысле этого выражения. Итак, что представлял собой Нуменор в начале Второй Эпохи? Видимо, это было раннефеодальное государство, ближайшим аналогом которого могла бы послужить идеализированная Англия времен короля Альфреда или мифическая Логрия короля Артура. Второе даже ближе. В повести "Алдарион и Эрендис" говорится, что нуменорцы - наполовину эльфы по законам и обычаям. В чем это могло выражаться? Вероятно, в том, что основой нуменорских законов послужили законы эльфийские. А по части обычаев эдайн и до того слишком многое переняли у эльфов. Религия Нуменора была монотеистической. О существовании Единого Творца нуменорцы знали, можно сказать, из первых рук - от эльфов, которые, в свою очередь получили это знание от валар-архангелов. Эльфы не были религиозны - у них вряд ли были обряды и богослужения, жертвоприношения в любой форме (включая возжигание свечей и воскурение ладана). Все их обряды ограничивались тем, что отмечали переход границы - становился ли ребенок взрослым (эссэкильмэ у нолдор), заключал ли эльф брак (свадьба), менял ли имя в связи с переменой в сердце (эссэкармэ), или погибал. См. "Законы и обычаи эльдар". Нуменорцы в начале своей истории вряд ли были более религиозны. В "Описании острова Нуменор" упоминаются лишь три праздника, имеющих религиозный смысл - Эрукьермэ (моление Эру), Эрулайталэ (хвала Эру) и Эруханталэ (благодарение Эру). Все эти празднества выглядели следующим образом - желающие шли торжественным шествием к вершине Менельтармы. Возглавлял шествие король. Он один мог говорить на вершине священной горы - ведь потомок Элроса был посредником между богом и народом. Не думаю, что нуменорцы почитали валар, как почитали в средние века святых. А вот в колониях зачатки культа валар могли возникнуть. Но опять же зачатки, которые так и не развились - вспомните, как в сильно регрессировавшем по сравнению с Нуменором Гондоре конца Третьей Эпохи разведчик из отряда Фарамира взывает к валар - примерно так же, как мы восклицаем "боже мой!" или "черт возьми", не вкладывая в восклицание никакого сакрального смысла. Вряд ли нуменорцы были способны вести религиозные войны, "обращая в свою веру" (справедливости ради надо сказать, что как предлог для покорения "низших" в поздний период истории Нуменора могла выступать и религия, но не более, чем предлогом). Однако раскол на околорелигиозной почве произошел. В чем же он заключался? Все дело в проблеме вечной жизни. Тяжело осознавать, что твоя жизнь, хотя и долгая, все же имеет конец, в то время как рядом живут бессмертные эльфы - причем по почти тем же законам, почти с такими же обычаями. Вот и возникает зависть - как же так, им дали, а нас обделили? За что? Разве мы не живем по праведным обычаям? Разве мы не чтим Единого, не уважаем валар? Почему же они не дают нам того, что мы просим? И постепенно праведность становится ханжеством, перерастающим в неверие, а затем и в отрицание благости Божьей. Нуменорцы отстраняются сначала от эльфов, потом от валар, а потом и на Творца плюют. См. "Аккалабет" в "Сильмариллионе". О Черных Нуменорцах в текстах сказано мало, но, судя по всему, они появляются примерно одновременно с назгулами. Почему они "черные"? Вероятно, потому, что отреклись от Эру (Света) и предались Тьме, исповедуя что-то вроде сатанинского культа. В "Аккалабет" упоминаются предводители Черных Нуменорцев в Средиземье Хэрумор ("Повелитель ночи" или "Черный Владыка") и Фуинур ("Слуга Мрака" или "Слуга Страха"). Говорится, что они служили Саурону. Итак, к середине третьего тысячелетия ВЭ среди нуменорцев существуют: монотеизм с поклонением Эру (религия Верных), фактический атеизм (у Людей Короля), сатанинский культ (которому следуют Черные Нуменорцы), а также, вероятно, простонародная вера в Бога и милостивых валар. Можно предположить, что введенный Ар-Фаразоном культ Мелькора - Владыки Людей с его кровавыми жертвоприношениями и Храмом имел под собой основу в виде учения Черных Нуменорцев. А иначе как бы удалось Саурону так быстро, на протяжении каких-то десяти-пятнадцати лет, учредить этот культ в Нуменоре? При этом надо учитывать, что средняя продолжительность жизни нуменорцев втрое больше нормальной, и следовательно, пятнадцать лет соответствуют нашим пяти, когда речь идет о смене идеологии или культурной традиции. Каковы были основные положения этого черного культа? Судить о них мы можем по рассказу Элендила в "Lost Road", по "Аккалабет" и "Потоплению Анадунэ" из IX тома. В основе его лежало утверждение, что Властелин Людей - не какой-то там Эру, а Мелькор. Соответственно, Мелькор может в обмен на жертвы даровать долгую жизнь (в перспективе - вечную) и наградить различными благами. Словом, нуменорцы попались на тот же крючок, что и их прародители на заре истории - см. "Повесть Аданэли" и комментарий к ней. О почитании Белого Древа. Не подлежит сомнению то, что Два Древа - это просто вариант Мирового Древа всех мифологий мира. Стоит заметить, что Тэльперион - мужского рода, а Лаурэлин - женского (в "Сильмариллионе" этой разницы нет, а вот в остальных вариантах этого текста, как кратких, так и пространных, есть). Опять же, в не вошедших в "Сильмариллион" (который есть всего лишь выполненная К.Толкином компиляция) текстах говорится, что Свет Незапятнанный, который хранили в себе Два Древа, был необходим эльфам, чтобы они могли жить в Арде Искаженной, не истаивая. То есть поскольку их тела состояли из отравленной злом Моргота материи, а дух был непадшим и бессмертным, то со временем дух сжигал тело (см. "Законы и обычаи"). Жизнетворный свет Дерев этому препятствовал, компенсируя морготову порчу. Вообще у эльфов особое отношение к деревьям и лесам, но развивать эту тему - значит начать исследование на тему "Лес и его обитатели в европейской мифологии". См. Проппа и Фрезера). Еще во времена расцвета Валинора Йаванна вырастила для тэлери на Тол-Эрессэа образ Тэльпериона - белое дерево, которое те называли Келеборн ("Серебряное Древо"). Гибель Дерев была не просто трагедией, а катастрофой, поскольку был утрачен Свет Незапятнанный, не искаженный и не отравленный злом Моргота (свет Луны и Солнца таки отравлен, потому первая слишком холодна, а второе бывает горячо). Отныне эльфы были обречены уйти из Средиземья в землю бессмертных. Уже в Изгнании Тургон, король Гондолина, создает подобия Золотого и Серебряного Деревьев и устанавливает их на главной площади Гондолина (в "Падении Гондолина" эта площадь названа Гар Айнион, Священная). Любопытно, что в Дориате особым почтением пользуется огромный бук Хирилорн, под которым король Тингол имел обыкновение держать совет и вершить суд (см. "Лэ о Лэйтиан", "Нарн иХин Хурин", главу "О Берене и Лютиэн" из "Сильмариллиона"). В Лориэне Третьей Эпохи вообще на деревьях живут, причем почитают эти маллорны священными деревьями. Нуменорское Белое Древо носит женское имя Нимлот ("Белоцветная", ср. имя жены Диора - тоже Нимлот, и кстати - племянница Келеборна). Оно привезено на остров эльфами с Тол Эрессэа и олицетворяет связь прошлого с настоящим и грядущим. Нимлот - это то дерево, на котором держится крыша дома, это центр и опора Нуменора, символ его веры. Одновременно это талисман королевского рода - вроде кощеевой иглы, в которой находится его смерть. Срубив Нимлот, подрубишь корень королевского рода и погубишь его. Что Саурон и делает. Однако спасенный Исилдуром плод знаменует переход благословения на боковую ветвь рода Элроса, а впоследствии благосостояние и само существование королевского рода Гондора связано с Белым Деревом. |
Ближайшим аналогом Нуменора как государства является мифическая Логрия короля Артура. Заметьте, не Британия ранних, английских версий, а поздняя Логрия. С поправкой на рыцарство - то есть в Нуменоре не было явно ни культа Прекрасной Дамы, ни массы прочих явлений, составляющих сущность европейского рыцарства (см. Франко Кардини "Истоки средневекового рыцарства"). А вот Святой Грааль в виде поисков бессмертия впоследствии появился. Исторические аналогии я буду привлекать по ходу дела. Итак, правит Нуменором король божественного происхождения, благословенный валар. В первый период своей истории нуменорцы должны были следовать известным им эльфийским образцам, поскольку у них самих прежде королей не было, а старая система вождей не годилась. Потомки белериандских вождей образовали знать - наследственные правители провинций-пятин, судьи, и т.д. Сама собой напрашивается аналогия с Ирландией - те же пять пятин и королевское владение и т.д. Причем это Ирландия не историческая, а мифическая Ирландия из цикла саг. Судя по всему, король имеет абсолютную власть, ограниченную лишь обычаем и законом, при том, что законы издает король. Иначе и быть не может при такой-то династии на троне. Однако при короле существует Королевский Совет, имеющий совещательный голос. В Совет входят не обязательно самые знатные люди - советников себе избирает сам король по своему разумению, в него входят представители провинций. Весьма силен обычай. Судя по всему, резко, по произволу, ввести закон, который не имеет никакой связи с уже существующими законами и обычаями - дело нереальное. О системе землевладения трудно что-либо сказать определенное. Судя по "Алдариону и Эрендис", это что-то вроде английской системы копигольдерства, когда земля принадлежит лендлорду, а обрабатывают ее наследственные арендаторы. Возможно также и наличие фригольдеров. Статус городов также неизвестен. Ремесленники объединены в цеха. Для приема в цех подмастерье должен изготовить шедевр. К примеру, в цеху кузнецов шедевр - это меч. (см. "Описание острова Нуменор"). В конце 7 века ВЭ началась эпоха географических открытий. На первый план выдвинулись мореходы. В 9 веке принц Алдарион создает престижную и привилегированную Гильдию Искателей (точный перевод - Гильдия Приключенцев или Авантюристов). Видимо, существовали и торговые гильдии, и какие-то другие сословные союзы, что-то вроде университетов и школ. Интенсивные контакты со Средиземьем, возобновление связей с эльфами Средиземья вызвали развитие кораблестроения. Тот же Тар-Алдарион занимается восстановлением леса в Нуменоре (разумная экологическая мера, которая позволила предотвратить повальную вырубку в поздние времена). После Эрэгионских Войн (1695-1700) нуменорцы стали основывать в Средиземье поселения. Начало нуменорской колониальной экспансии относится примерно к 1800 году. В основном нуменорские колонии появлялись по берегам Эриадора южнее Синих Гор. Основное внимание нуменорцев было направлено на юг - будущий Гондор, устье Андуина, Итилиэн, занимающий выгодное стратегическое положение Умбар. Однако колонии существовали и на севере (будущий Арнор), и в самом Эриадоре. Все они были связаны не только по морю, но и по суше - именно для того, чтобы связать северные и южные колонии, был проложен тракт, впоследствии названный Зеленым. Дорога же от Линдона на восток, к Долгому Озеру, явно была проложена по древнему торговому пути. Скрещение этих дорог в Эриадоре контролировал Тарбад, первоначально, по всей видимости, игравший роль форпоста, но постепенно превратившийся в торговую факторию, а затем и в крупный торговый центр. Исходно экспансия была обусловлена нехваткой в Нуменоре полезных ископаемых. Как было организовано управление колониями? Учитывая то, что после гибели Нуменора северная и южная колонии превратились без особого напряжения в самостоятельные королевства, можно предположить, что достаточно самостоятельные колонии приобретали статус провинций. Аналогия здесь - Римская Империя. Причем эта аналогия проводится очень последовательно. Сильное государство с развитыми ремеслами и высокой культурой распространяет свое влияние на все доступные ему земли, используя способы как мирные (видимо, именно так было дело в Арноре), так и силовые. Попутно нуменорцы приносят с собой свои знания (умение ковать сталь, строить из камня, разводить виноград и т.д. - см. "Аккалабет" и "О Кольцах Власти"). Постепенно складывается обширный конгломерат Pax Numenorea - с измененным адунаиком в качестве Всеобщего Наречия (аналогичную роль играла в Европе латынь), в той или иной степени воспринявшими культуру Нуменора местными народами, с врагами внешними в лице, к примеру, оставшихся независимыми государств Харада или им подобных, а также Мордором (в котором Саурон явно не забыл, кто загнал его туда и каким образом), с волнами переселений с востока, с внутренними врагами в лице истребленных жителей Энэдвайта или загнанных в горы дунландцев (чем не пикты или даки?). Чем дальше, тем все более могущественным становится Нуменор. Риму пришлось последовательно сражаться со множеством сравнимых по уровню культуры и военного дела государств, начиная от Карфагена и кончая Парфией. Нуменору соперника нет, и это не удивительно. Ни один другой народ Средиземья не перенял так много знаний от эльфов, не был так тесно с ними связан (а дружба с эльфами - непременное условие праведности и благословения в мире Толкина), ни одним народом не правила династия божественного происхождения, ни один народ не был так одарен богами (в Нуменоре не было ни болезней, ни неурожаев, ни прочих напастей). Кроме того, Нуменор был неуязвим для врагов - остров же! Поэтому первую тысячу лет Нуменор не знал войн вообще и все силы и ресурсы шли на развитие. Астрономия, механика, медицина, горное дело, зодчество, кораблестроение, картография... Ко временам Тар-Атанамира и Тар-Анкалимона военная машина оказывала значительное влияние на решение государственных дел. С расширением заморских владений должно было расти влияние на политику колониальной администрации. По идее, должен был начать складываться новый класс, нечто вроде служилого дворянства, получающего титулы и землю за военную и колониальную службу, должно было сложиться нечто вроде нового дворянства в колониях. Здесь некоторой аналогией может послужить опыт колониальных держав Европы - Великобритании и Франции. По идее, к концу третьего тысячелетия ВЭ в Нуменоре могла сложиться следующая структура:
Схема может быть более похожей на римскую социальную структуру или на английскую. При Тар-Атанамире намечается идейный раскол среди нуменорцев. Появляются две партии. Одна называется королевской и возглавляет ее, естественно, король. Вторая называется Верной, и возглавляет ее князь Андуниэ. Тут надо сделать отступление о роде князей Андуниэ. Судя по всему, этот род почитался в Нуменоре вторым после королевского и был с ним в тесном родстве. Вообще, если посмотреть на приведенную в "Неоконченных Сказаниях" родословную таблицу первых королей, то делается ясно, что практически вся старая нуменорская знать была в родстве с родом Элроса. Однако закон Тар-Алдариона отсек большую часть этих родственников - кроме, видимо, андунийских князей. Вероятно, нуменорские короли довольно часто женились на женщинах этого рода либо королевские отпрыски заключали браки в Андуниэ. Вероятно, андунийские князья играли важную роль в нуменорской политике. Причины этого довольно просты. Помимо родства с королями, андунийцы теснее всех общались с эльфами. Ко времени раскола должна была произойти дифференциация потоков эмиграции в Средиземье. Те, кто завидовал эльфам и опасался их, явно не стремились на север, в Арнор. С другой стороны, говорившие по-эльфийски друзья эльфов не были в безопасности в крупных колониях юга, преданных королю и далеких от эльфов. Поскольку интересы Нуменора были в основном устремлены на юг (Умбар и Ближний Харад), северная колония постепенно сделалась убежищем Верных, подданных князей Андуниэ. Видимо, андунийцы в частности и Верные вообще играли немалую политическую роль и в Гондоре, раз Исилдур и Анарион были без особых проблем приняты в качестве королей-соправителей, а Элендил был провозглашен Верховным Королем. С другой стороны, этому немало способствовало именно их происхождение - и Белое Древо. Противостояние Верных и Людей Короля дошло до предела при Ар-Гимилзоре (годы правления 3102-3177). Дело дошло до распри между наследником Инзиладуном и его младшим братом Гимилкхадом. Однако - многозначительная деталь - отдававший предпочтение Гимилкхаду в качестве наследника король не решился изменить закон наследования, и королем стал старший сын. Ар-Гимилзор стал применять во внутренней политике совершенно противоправные методы. Так, он насильно переселил большинство Верных в восточные провинции, подтолкнув эмиграцию в Арнор. Нормальное такое выселение, да еще и с конфискацией, наверное. Тар-Палантир (такое тронное имя взял Инзиладун) пытался совершить невозможное - вернуть эстэль эльдайн а фиримойн тем, кто был глух не только к гласу вопиющего в пустыне, но и к гласу Божьему. В его судьбе проявилась вся суть трагедии Нуменора - могущество и знание о Боге сами по себе не гарантируют того, что получивший их будет следовать по пути праведному. Наоборот, такое превознесение способствует развитию разнообразных грехов, прикрытых ханжеством (о конкретных формулировках этого ханжества см. советские пропагандистские приемчики). В правление Тар-Палантира (3177-3255) разразилась гражданская война. Аналогом ее могут служить гражданские войны Рима. Однако до сражений в самом Нуменоре дело не доходило. Парадокс - партия, называвшая себя Королевской, шла не за королем, а за его братом. Однако свергнуть короля и тем посягнуть на священный порядок они еще не решались. Что из себя представляла Королевская партия? Явно в нее входили все те, кто жил за счет колоний и войны, то есть нувориши и военные. Вместе с тем старая знать и интеллигенция утрачивали влияние, ведь теперь оно основывалось на силе, а не на знании. Среди Верных же преобладали именно те, кто сохранил знание и обычай. К слову - о рабстве. Было ли оно в Нуменоре? Ведь Рим, на который мы так часто ориентируемся, немыслим без классического рабства и "говорящих орудий". В "Сильмариллионе" слово slave (раб) используется для обозначения пленника, которого заставляют работать на победителя. В других текстах ("Нарн иХин Хурин", "Путешествие Туора в Гондолин", "Лэ о Лэйтиан", "Серые Анналы" и т.д.) используется слово thrall. В словарях оно сопровождается пометкой ист., а переводится как "раб" и "пленник". И вот оно-то с гарантией обозначает то же, что и норвежское слово трэлль, без напоминаний об античном рабстве. Поскольку германский раб - нечто совсем другое, чем раб римский. Это либо человек, взятый в плен, либо родившийся в неволе. От свободного он отличается мерой ответственности, размером виры и способностью распоряжаться собой. Кроме того, к нему относятся с презрением, поскольку человек храбрый (а именно это качество весьма ценилось у германцев и скандинавов) в плен не сдастся. Тем не менее раб у скандинавов и прочих древних германцев - личность. Именно таково отношение к рабам у эдайн Белерианда. Они, как становится ясно из "Нарн иХин Хурин", с презрением относятся к вастакам племени Ульдора еще и потому, что те держат рабов и обращают в рабство стариков, женщин и детей - то есть тех, кто не в состоянии защитить себя. Рабами называются и попавшие в плен эльфы. Сначала в Нуменоре не могло быть рабов - просто по определению. А вот во времена расцвета колоний в этих самых колониях рабство могло появиться, хотя трудно сказать, в какой форме. Вряд ли в форме античного рабовладения. Для эдайн слово "раб" остается оскорблением, а не обозначением чего-то привычного. Тем не менее в рассказах о колониальной экспансии Нуменора не раз говорится, что нуменорцы, отрекшиеся от валар и отстранившиеся от эльфов, обращали местные племена в рабство (enslave). Однако во вполне средневековых по устройству Арноре и Гондоре Третьей Эпохи рабство в любой форме должно было умереть довольно быстро - общественный строй не способствовал. Итак, вернемся к последнему правителю Нуменора. После смерти Тар-Палантира его племянник Ар-Фаразон захватывает власть. Характерно, что он не отваживается делать это открыто. Формально он соблюдает закон - становится королем по праву женитьбы. Беда в том, что брак этот - кровосмесительный и заключен насильно. На какие же силы должен был опираться в своей авантюре Фаразон? Несомненно, на армию и колонии. Не подлежит сомнению, что Нуменор сильно зависел от поставок из колоний - сырье, металлы, самоцветы, древесина. Из Нуменора ведь ничего не вывозили в больших масштабах. Поэтому тот, кого поддерживали армия и колонии, сопротивления не встретил. Таким образом, Ар-Фаразон становится первым солдатским императором Нуменора. И первым открытым тираном, презирающим как закон, так и обычай. Он отрицает все ценности Нуменора, включая долг короля. Завоевания в его правление достигают своего пика, богатства завоеванных и ограбленных стран рекой текут в Нуменор (ср. поток золота и серебра из испанских колоний в 16 веке). Явно Ар-Фаразон предпринял наступление на все древние права и свободы своих подданных. Но при этом вряд ли рискнул конфликтовать с эльфами и притеснять северную колонию. Словом, Нуменор был готов к Падению, и Саурону оставалось только прийти и сорвать созревший плод. Мог ли Саурон противостоять Нуменору? Наверное, мог, но тут стоит учесть, что, напади Саурон на Нуменор, не остались бы в стороне эльфы, а тогда усилия Тар-Палантира и Верных могли дать свои плоды. Не стоит забывать, что Саурон - местоблюститель Сатаны-Моргота, ловец душ. У него уже были на службе Черные Нуменорцы. Так отчего бы не воспользоваться результатами чужих трудов и не подгрести под себя самое могущественное государство мира, вполне способное этот мир покорить? Цель ведь оправдывает средства. Тем более что не исключена вероятность вмешательства валар в дела Средиземья, как уже однажды случилось. Как всякий злой дух, Саурон не мог прийти в Нуменор без приглашения. И Ар-Фаразон не мог придумать ничего лучше, чем взять его заложником и привезти! См. рассказ Элендила в "Потерянном пути". Через некоторое время Саурон (Зигур) делается доверенным советником короля, а еще через некоторое время - первосвященником новой религии. Этим он присваивает себе то, что ранее было правом и долгом короля - однако короли давно забыли о трех празднествах на вершине Менельтармы. И тут выплескивается на поверхность давно уже подспудно бродившее: "Чем мы хуже бессмертных эльфов? Почему Аман запретен для нас? Или валар боятся, что мы станем бессмертными и будем могущественнее их?" Страх перед смертью... Все больше Верных покидает Нуменор. А Ар-Фаразон собирает армаду, чтобы силой взять то, что ему не дают по просьбе. О событиях этого периода, последних десяти лет существования Нуменора, - см. "Аккалабет". После Падения нуменорские владения в Средиземье признали власть Элендила - ближайшего родственника короля (или королевы). Арнор и Гондор, видимо, без особых возражений, но вот южные колонии вроде Умбара, в которых было больше Людей Короля и сторонников Ар-Фаразона, могли и воспротивиться или отделиться. Кроме того, для похода на Валинор, на войну с богами, Ар-Фаразон призвал всех, кого мог, и армию, и флот, так что военная опора его партии в Средиземье пошатнулась. Да и тиранический режим редко бывает устойчив сам по себе. Такова в общих чертах эволюция государственного устройства Нуменора.
Надо сказать и о терминологии. В Нуменоре знаком власти были не корона и не трон, а скипетр. Передавая власть наследнику, король "передавал скипетр". Наследник же "принимал скипетр", а не восходил на трон и не короновался. Венец с ярким самоцветом как знак власти появился поздно - при Тар-Алдарионе Эрендис ввела в обычай такое украшение, но значение символа оно приобрело много позже. Вероятно, это тоже андунийское влияние, ведь знаменитый Элендилмир ведет свою историю со времен Сильмариэн, которой он и принадлежал первоначально. Именно этот венец - из митриля, с эльфийским алмазом - станет впоследствии короной Арнора. Второй знак власти в Арноре - серебряный скипетр князей Андуниэ. Самоцвет для Эрендис Алдарион привез из Средиземья, в тексте об этом камне говорится, что Алдарион получил его в подарок от короля, которому помог победить врагов. Короной Гондора стал шлем Исилдура - крылатая корона Южного Королевства (ср. в "Падении Гондолина" описание короны Тургона - тоже шлем).
Размышляя о военном деле нуменорцев, постоянно приходится обращаться к римским аналогиям. На первый взгляд, аналогия полная. Разберем подробнее. Единственным более или менее связным описанием сражения нуменорцев с врагом является "Поражение в Ирисной Низине". Гвардия Исилдура - это тяжеловооруженные пехотинцы, в кольчугах, шлемах, с большими щитами в рост человека (напомню, что средний рост нуменорцев в поздние эпохи - 6 футов 4 дюйма, то есть 194 см), вооруженные копьями и мечами. При них есть некоторое количество лучников. Воины делятся на два разряда. Первый: охтар, обученный опытный и тренированный воин. Второй: роквэн, в прямом значении этого слова - всадник, а в военной терминологии - командир. Конницы как таковой у нуменорцев не было, использовалась конница союзников или федератов. У Исилдура было 200 воинов. Передвигались они пешком, припасы везли на небольших и выносливых лошадях, которых разводили в Лоссарнахе. К верховой езде эти лошади были непригодны. За сорок дней Исилдур рассчитывал дойти от Осгилиата до Раздола. "Путь был длиной в триста восемь лиг, но воины дунэдайн - высокие, сильные и выносливые люди, - могли проходить в полном вооружении восемь лиг в день с восемью привалами; короткий привал в конце каждой лиги (лар, синдаринское даур - "привал, передышка") и часовой отдых в середине дня. Такой "марш-бросок" длился около десяти с половиной часов. Такой темп они могли сохранять при нормальном питании долгое время. При необходимости они могли двигаться быстрее, проходя по 12 лиг в день (или даже больше, если приходилось очень спешить), но более короткий срок. В день гибели отряда на широте Имладриса (которой они достигли), световой день на открытой местности длился 11 часов, а в середине зимы - менее восьми." При нападении Исилдур приказал построиться в тангайл - "две сомкнутых, щитом к щиту, шеренги, которые могут изогнуться и сомкнуться флангами, если нужно будет образовать замкнутый круг. Если бы местность была ровной, или склон прикрывал их со спины, он построил бы дружину в дирнайт и атаковал бы орков, надеясь на превосходящую силу и оружие дунэдайн, чтобы прорубиться сквозь вражеский строй и обратить противника в бегство." Мне кажется, что описывается здесь нормальная такая скандинавская "стена щитов". Почему не римское построение? Казалось бы, щитовой строй... Но римское построение рассчитано на копейщика, на то, что бой солдаты начинают с броска пилума, который к хозяину не возвращается. Далее в дело вступает гладий - короткий меч из плохой стали, которым можно наносить только колющие удары. Нуменорское вооружение и доспехи были фантастического качества, и их мечи были из самой лучшей стали. Отношение к оружию у нуменорцев куда более кельто-германское, чем римское. Однако Исилдур вооружен не только длинным мечом, но и коротким обоюдоострым клинком в 1,5 фута длиной, которым можно было колоть. Такой меч назывался экет. Очень похоже на вооружение римского офицера. Но при этом у него был еще и щит! Насколько все это соответствует римским порядкам - судите сами. Могу рекомендовать заглянуть в "Записки" Юлия Цезаря и прочие источники по истории Рима. Все это относится к позднему периоду к закату Нуменора. Историю же армии Нуменора можно реконструировать примерно следующим образом. В первые века Нуменору совершенно не нужна была никакая армия. Однако традиционно сохранялось воинское искусство среди знати и умение делать оружие и доспехи среди ремесленников (опять отсылаю желающих к "Описанию Нуменора" и вступительному экзамену в цех кузнецов - изготовлению меча). Оружие, особенно мечи, передавалось по наследству, а принцу в день провозглашения его наследником скипетра король дарил специально откованный для этого случая меч. Можно предположить, что в Нуменоре существовали какие-то воинские состязания либо турниры на правах спорта. И наверняка владение оружием входило в программу обязательного образования благородных молодых людей. В конце первого тысячелетия нуменорцы стали плавать к берегам Средиземья. При всем их миролюбии вряд ли им удавалось полностью избегать вооруженных стычек. Пока плавания на восток оставались делом негосударственным, инициативой князей, Гильдии Искателей и торговцев, дело должно было ограничиваться небольшими, хорошо обученными и вооруженными дружинами феодалов или торговых охранников. Такие дружины вряд ли были способны на большее, чем защита фактории или каравана, набег на особо досадившее малочисленное племя или - если допустить - нечто вроде викингского набега. Со временем значение торговли со Средиземьем возрастало, началась колонизация - пока в стиле частной инициативы. Тут уже была нужна другая система. По аналогии с Римом можно предположить, что стали строиться не только гавани и верфи, но и крепости для охраны дорог (их тоже еще надо было проложить) и остроги, а в крепости и остроги уже король должен был ставить гарнизоны. Думаю, что солдаты в гарнизонах набирались так же, как в Риме. В случае Нуменора в армию шли те, кто не надеялся сделать карьеру на родине (младшие сыновья всех сословий), любители приключений и авантюристы. В период колониальных захватов и экспансии (начиная со времен Тар-Анкалимона, вероятно) уже существовала регулярная армия римского типа, а дружины знати сошли на нет. В конце Второй Эпохи армия была невероятно сильна и сделалась политической силой. Именно армия поддерживала Ар-Гимилзора, мятежника Гимилкхада и узурпатора Ар-Фаразона. Последний был, по сути дела, солдатским императором. Но он же и погубил свою армию в дурацком походе на Валинор. Что же осталось в Средиземье? Сеть торговых и прочих дорог, крепости с гарнизонами по всему Эриадору, Гондору и южному побережью, укрепленные гавани с отличным флотом (Виньялондэ, оно же Лонд Даэр, Пеларгир, гавани Белфаласа, Умбар). На севере, в Арноре, нравы должны быть более архаичны и под сильным эльфийским влиянием - то есть дружины, а не армия. Нуменорские воины превосходили средиземских во всем, начиная от качества оружия и доспехов и кончая чисто физическими качествами. Нуменорцы могли себе позволить идти в бой в тяжелом вооружении, с большими щитами - они были намного выше, сильнее и выносливее средиземцев. Упомянутые в текстах полые стальные луки были дальнобойными, и, судя по всему, имели большую пробивную силу. Что это за луки - сказать трудно. Вот с эльфийскими - все ясно. Стальные нуменорские луки имели эффект артподготовки - залповая стрельба просто выкашивала ряды противника, не давая ему подойти на расстояние рукопашного боя. Видимо, на Толкина произвела большое впечатление история битвы при Креси, когда английские лучники выкосили французских рыцарей (тяжелую конницу). (продолжение следует) 1997 |
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |