Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Сергей Бобров

Часто, уезжая летом на дачу, можно заметить на перроне группу людей, одетых по-походному, с рюкзаками за спиной. Однако некая черта мешает назвать их просто туристами. Взгляд выхватывает щит, деревянный меч, лук или какие-то другие вещи, не походящие на обычное туристское снаряжение. Если случайно услышать, о чем они говорят, то возникнет впечатление какой- то инородности их этому миру. Эльфы, гномы, Элберет, Саурон, орки и прочие незнакомые слова усыпают речь странных туристов. Они разговаривают на каком-то особом, понятном только им языке. Но не волнуйтесь, люди эти не сумасшедшие, не иностранцы, не пришельцы из других миров ≈ это толкиенисты.

Толкиенистами можно назвать группу людей, на которых творчество английского писателя Толкиена произвело не обычное впечатление, которое возникает от хорошей книги, а повлияло в гораздо большей мере ≈ стало частью жизни. Толкиен родился в конце XIX века в Оранжевой республике (Южная Африка). После смерти отца с матерью переехал в Англию, где и прожил всю свою жизнь. Его необычайно увлекали лингвистика и мифология, в изучении которых он преуспел и даже выпустил несколько работ по этим темам. Но главной его работой для всего мира остается создание сказочного Средиземья (MiddleEarth). ╚Легко придумать зеленое солнце, трудно выдумать мир, где оно было бы естественным╩, ≈ писал Толкиен в одном из своих писем. В результате кропотливой, многолетней работы ему удалось создать мир, который для некоторых так же реален, как и наш. В трех основных книгах: сказке ╚Хоббит, или туда и обратно╩, трилогии ╚Властелин колец╩ и сборнике преданий ╚Сильмариллион╩ ≈ была описана эпическая история нового мира, полная трагедий, преда- тельства, коварства, но также любви, благородства, самопожертвования и милосердия. Проделанная работа была уникальна: Толкиеном было придумано несколько языков (словарь некоторых составляет на сегодня около 3 тыс. слов), новые алфавиты, мифология и история этого мира.

Первоначально книги не были замечены широкой аудиторией читателей, но через несколько лет после выхода ╚Властелина колец╩ настало время хиппи, и тогда-то к Средиземью пришла популярность. Книги раскупались миллионными тиражами: ╚Гэндальфа ≈ в президенты╩, ≈ кричали люди на улицах. Мир, созданный английским профессором, завоевал сердца и умы многих.

В нашей стране все происходило немного по-другому. Толкиена у нас знали, но очень плохо. В начале 80-х были изданы переводы ╚Хоббита╩ и первого тома ╚Властелина колец╩, а так же ходил в самиздатовском переводе ╚Сильмариллион╩, но до падения железного занавеса книги Толкиена не получили широкого распространения. Все началось в конце 80-х, в начале 90-х появились официальные изданные переводы Профессора, и СССР содрогнулся. Толкиенистов становилось все больше и больше, и наконец они стали объединяться. Влияние произведений Толкиена оказалось фундаментальным. Люди хотели очутиться в том мире, который манил их своей необычностью.

Частично феномен популярности Средиземья заключен так же в том, что широкая известность пришла во время кризиса социализма и его идеалов. У людей выбили почву из-под ног. Наступило время хаоса, а, как известно, в такие периоды истории люди проявляют очень большой интерес ко всему сказочному и мистическому. Можно вспомнить поднявшуюся в то время волну интереса к астрологии, экстрасенсам, барабашкам и т.д. Но все же толкиенизм нельзя ставить в один ряд с оккультными науками. Он явление другого порядка. Кто из нас в детстве не мечтал помахать мечом, пострелять из лука, ощутить себя Ро- бином Гудом, Айвенго или простым средневековым наемником? А если еще вдобавок ко всем этим атрибутам ты не человек, а благородный принц эльфийской крови или простой гном? Человек получает возможность родиться заново. А на свете мало таких людей, которые не хотели бы попробовать жить по-другому. Людям предоставляется уникальная возможность стать другими, не похожими на себя в реальной жизни, реализовать какие-то свои детские мечты. Отношение самого Толкиена к этому вопросу есть в одном письме: ╚Не о бегстве солдата с поля боя, но о бегстве узника из постылой тюрьмы╩. Обвинение Толкиенистов в бегстве от действительности аналогично обвинению и компьютерных игроков, и людей, читающих художественные произведения.

Но для того, чтобы так жить, нужно общаться с такими же людьми, чему немало поспособствовало FIDO. Но виртуального общения было мало, и постепенно во многих крупных городах бывшего СССР стали появляться места, куда толкиенисты приходят пообщаться. В Москве таких мест несколько, но основных два: Эгладор, он же Нескучник, он же Поганище (сбор по четвергам в Нескучном саду) и Мандос (по воскресеньям в Царицыно). Люди приходили туда пообщаться, почувствовать дыхание Средиземья. Но хотелось более полного погружения. Так появились хоббитские игрища. На неделю толкиенисты со всего Союза собираются на полигоне, вдали от людей, и превращают это место в часть толкиеновского мира. Строят крепости, ведут дипломатические переговоры, сражаются и умирают. Подготовление к такому событию занимает много времени. Нужно сшить себе костюм а-ля средневековье, смастерить вооружение (меч, лук, щит, доспехи).

Проходили годы, часть Толкиенистов полностью порвала с движением, другая перешла в военно- исторически клубы (например, в ╚Наследие предков╩), на смену старому поколению пришло новое, более молодое. Толкиенизм еще живет, поскольку быть толкиенистом еще не означает иметь деревянный меч и ездить на игрушки. Часть занимается кабинетной работой, изучает языки, штудирует первоисточники для более полного понимания Толкиена. В FIDO существует несколько конференций, предназначенных для Толкиенистов. Многие ведут переписку по Интернету. Существуют сайты, посвященные Толкиену. Самый большой из них ╚Арда-на-куличках╩ (http://kulichki.ram-bler.ru/tolkien). Однако массовое движение переживает упадок. Большинство посетителей Эгладора уже называют не толкиенистами, а толкиенутыми. Засилье молодежи школьного возраста, которая о Толкиене даже не слышала, приходящей только затем, чтобы подраться на дрынах, выпить водки и потусоваться в компании себе подобных, естественно, вызывает негативную реакцию среди Толкиенистов и дискредитирует движение в обществе. Мат стал нормальным явлением, что было немыслимо пять лет назад. Толкиенизм переживает сейчас очередной кризис, причины которого находятся скорее не в самом движении, а в обществе.

Российский избиратель. ╧ 2 (39) 27 января 2000 г.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов