Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Vybor kodirovok

Игра?
Аркадий Мазин
Тинэйджер-Плюс. Ежемесячное приложение к газете "Вести" (24/06/98), Израиль.

Толкинулся сам - подтолкини товарища
Поговорка

Это только на первый взгляд кажется, что жизнь наша скучна и однообразна. И только на взгляд тех, кому нужно хотя бы перед самим собой оправдать ежедневное протирание штанов на службе и ежевечернее - дома перед телевизором. Они-то и строят из себя серьезных, взрослых индивидов, ошибочно (на мой взгляд) считая именно таких людей солью земли. Я тоже таким был, пока не дал себе слово перестать наконец стесняться своего романтизма и вечного ожидания чего-то эдакого. Теперь, когда мне становится скучно, я просто навожу справки - и нахожу новых людей, новое увлечение. А разнообразных неформалов вокруг, оказывается, пруд пруди. Просто следует перестать лениться, вынуть бананы из ушей и навострить последние.

Примерно так я и встретился с одной супружеской парой - Светой и Игорем Новиковыми. Живут они в Ашкелоне, имеют дочку четырех лет и общий бзик. А как это еще назвать? Хобби - глупо, хотя и символично, как вы увидите чуть ниже. Увлечение? Недостаточно сильно. Еще не полное помешательство, но уже почти стиль жизни. Вот и окрестил я условно это явление "бзиком" - совсем без издевки и лишь с легкой здоровой долей иронии. Короче, Света и Игорь. - отпетые толкиеноиды. Тем, кто Толкиена не читал вообще, а также тем, кто читал, но бросил на середине, рекомендую перейти к другой статье (благо, лапши на уши у нас хватает). Продвинутых в отношении Толкиена, толкиенистов и ролевых игр также попрошу перевернуть страницу, поскольку моя статья может показаться вам глупой, излишне восторженной и, наконец, дилетантской. А теперь, братья мои романтики-дилетанты, когда мы избавились от нежелательной публики, я поделюсь с вами открытием.

Толкиеноиды - это люди, зачарованные миром, созданным когда-то лингвистом и писателем Джоном Рональдом Роуэлом Толкиеном и нашедшие там невероятные залежи романтики, геройства, фантазии, рыцарства, чистых и сильных эмоций, бескомпромиссное разделение всего сущего на Добро и Зло, Любовь и Нелюбовь (это, правда, не Толкиен, а Дольский), - то есть то, чего так сильно нехватает сейчас среднестатистическому землянину. И эти люди попробовали жить по законам фэнтэзи. Рискну предположить, что именно так и появился этот подвид ролевых игр - "По Толкиену".

Трилогия "Властелин Колец" приобрела совершенно бешеную популярность в Союзе начиная года эдак с девяностого, когда появились первые переводы. Мало кто сейчас помнит, однако, что задолго до того вышел перевод самой первой книги в этой серии - "Хоббит, или Туда и обратно". Книга эта разительно отличается от последующих (собственно трилогии, "Сильмариллиона" и других) практически всем - стилем, слогом, степенью серьезности. И тем не менее "Хоббит" - не детская сказка, а книга, написанная в жанре фэнтэзи, благодаря чему она и завоевала многие умы, включая Светин. Юная Света поставила спектакль по "Хоббиту" в школьном театре. Отсюда все и пошло.

Затем началась тах называемые "полигонные игры". Два слова (это так, метафора) о том, что это такое. Собирается энное число людей - от нескольких десятков до нескольких сотен (сколько участников насчитывает ежегодная российская большая игра, даже подумать страшно) и делится на команды. Впрочем, одиночке тоже дело найдется - основная прелесть ролевых игр такого типа заключается в чрезвычайной гибкости правил. Большая их часть вообще пишется специально для конкретной игры. Но не будем отвлекаться.

Команды самоидентифицируются. К примеру, в игре по Третьей Эпохе (то есть по событиям, описанным во "Властелине Колец") одна команда - это Гондор, другая - Рохан, третья - Лориэн, четвертая, пятая и шестая составляют сводные армии Мордора и т.д. Одиночки могут занимать высокие посты - Гандальф, Саруман, Арагорн - или же быть мелкой шушерой типа бродячих менестрелей. Каждая роль почетна, драк за право играть Галадриэль или скандалов на почве нежелания быть орком, насколько мне известно, не случается.

У игры есть примерный сценарий - в игровом, а не в театральном смысле этого слова. Есть центральный конфликт. У каждой из сторон конфликта есть цель. Возьмем, скажем, самый стандартный вариант (центральный конфликт толкиеновской трилогии); силы Тьмы стремятся побить силы Света, перерезать эльфов и поработить другие народы Средиземья, а хоббит Фродо Бэггинс (он же Сумкинс, он же Торбинс) со товарищи должны предотвратить весь этот ужас путем бросания Кольца Всевластня в огнедышащий кратер Ородруина. Помимо всего этого, у команд и у большинства одиночек есть свои тайные задачи - "квесты" (от английского "quest'). Не стану перечислять сейчас все принципы игры. Отдельные интересные моменты будут всплывать по ходу повествования.

Как-то, будучи уже опытным и самоуверенным толкиеноидом, Света попала в совсем другую компанию на так называемую "дворцовую игру". В такой игре гораздо больше условности. Можно сказать, что от "полигонной игры" она отличается примерно так же, как спектакль - от читки пьесы по ролям. Место действия ограничено двумя обыкновенными комнатами, время - часом-двумя. Нет костюмов. Нет мечей. И вообще никакой внешней атрибутики. Все это заменяется актерским талантом игроков, их умением вживаться в роль. Каждому выдается квест. Цель игры - любыми средствами этот квест выполнить. А средство, ввиду отсутствия вышеупомянутых мечей, одно: хитроумная интрига. Света рассказывает, что на своей первой "дворцовой игре" поразилась двум вещам: невероятному темпу игры и моментальному перевоплощению игроков. Дан сигнал к началу - и не на стульях уже, а в глубоких, обитых бархатом креслах или даже на тронах сидят не Маша, Вася, Лена и Коля, а короли, министры, послы, шпионы... И каждый себе на уме. Каждый стремится достичь своей тайной цели. И часы тикают. Через час наследник престола будет повешен по ложному обвинению, если только заинтересованная в его спасении часть игроков не переиграет (не "переинтригует") своих соперников.

Каково, а? Не о таком ли перевоплощении мечтает каждый уважающий себя романтик? Привыкшая к неспешным "полигонным играм", где столько же тусовки, сколько собственно игры. Света в первый свой раз проигралась вдрызг. И влюбилась в "дворцовые игры" навсегда. Теперь в ашкелонском клубе "Камелот" дворцовая игра проводится еженедельно. Так же, как и тренировки по фехтованию.

Стоп. Откуда, собственно, возник на малоплодородном ашкелонском песочке такой клуб? Прислав в Израиль, Света и Игорь даже не пытались искать единомышленников - настолько глубока была их уверенность в совершенной задавленности местного населения машкантой, работой и другими текущими проблемами. Тусовка кончилась... впрочем, все мы так в свое время думали. Но все как-то устаканивается, и по наполнении желудка начинает напоминать о себе душа. Люди с похожими увлечениями легко находят друг друга в нашей маленькой деревеньке. Мало-помалу толкиеноиды оформились в некую всеизраильскую структуру. Кроме Ашкелона, .клубы существуют в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе. Плюс масса неприсоединившихся энтузиастов во всех уголках страны. Интересная деталь: насколько мне известно, только ашкелонскй клуб пользуется моральной, финансовой и прочей поддержсой городских властей. Хотя, казалось бы, нормальной реакцией истеблишмента было бы счесть эти странные игры, как когда-то у Стругацких счел завхоз Камноедов теннис, "дрыгоножеством и рукомашеством".

В настоящий момент "Камелот" напряженно готовится к большой игре, которая состоится 2-3 июля в лесу под Кирьят-Гатом. Камелотцы, на правах инициаторов и хозяев игры, получили на свою голову основной груз организационных проблем. Составляются правила, пишется сценарий, ведется обширная агитационая работа - в основном, с матерями юных игроков женского пола. Родительницам торжественно обещается, что их чада будут накормлены, навоены, вовремя уложены спать (то есть, под утро), а в часы бодрствования приставлены к интересному делу. Все остальное зависит уже от воспитания, полученного юницами в семье. Редкая мама после такого объяснения не отпустит дочку - ведь это означало бы выказать неуверенность в своем воспитательском таланте.

Игра под Кирьят-Гатом будет проводиться не по Толкиену, а по мотивам трилогии американки Катрин Кертц "Дерини". Дело в том, что в определенный момент своего существования движение толкинутых натолкнулось (блин, опять каламбур, притом не мой) на серьезную проблему: все сюжеты по Толкнену были обыграны по нескольку раз. Играть по фэнтэзи-боевикам Невы Перумова - средненького беллетриста, с неподражаемой наглостью взявшегося за продолжение трилогии Толкиена (и, надо сказать, в России весьма обласканного) никому не хотелось. Поэтому стали играть по более или менее пристойным книгам, принадлежащим к обширному жанру фэнтэзи. Трилогия "Дерини", по общему мнению почитателей жанра, весьма подходит для игровых целей.

Ноже приводится вводная часть правил будущей игры. Меня она весьма впечатлила и возбудила желание поучаствовать. Чета Новиковых (в игре - св. Варин и леди Риченда) милостиво предоставила мне на выбор две ни к чему не обязывающие роли: бродячего менестреля и хозяина балаганчика. Я пока не выбрал, но твердо решил, что поеду. Всех читателей, желающих пойти по моим стопам, предупреждаю: нельзя просто так заявиться на игровое поле и начать размахивать мечом. Кроме того, что вопросу безопасности в обращении с оружием на играх уделяется особенное внимание (все игроки проходят экзамен ва владение оружием, а само оружие - тест на безопасность), мастера вообще довольно холодно относятся к случайным людям, приехавшим потусоваться. Эти лица обязаны носить белые хайратнички и симулировать невидимость и неслышимость. Игроки не имеют права даже обращать внимания на "белохайратных", так что незваным гостям там не слишком кайфно. Лучше связаться с одним из клубов, попроситься на игру, получать свою роль и потом уже оттягиваться в полный рост. А оттяг явно будет - см. правила:

...Итак, место действия - королевство Гвинед, время - мрачнейшее Средневековье. Страной управляет король Брион Халдейн. Вернее, управлял до вчерашнего дня, пока не умер внезапной и странной смертью на охоте. Настало время коронации его сына Келсона. Все провинции Гванеда должны традиционно присягнуть молодому королю.

Порядок в стране поддерживается не только королевской, но и церковной властью. Орден св. Варина владеет умами и душами жителей королевства, поощряет праведников и беспощадно карает еретиков. Еретиками считаются: Дерини, семьи Дерини, потомки Дерини до 13-го колена, их сообщники и единомышленники.

Дерини - раса, обладающая способностью к магии, которая передается из поколения в поколение. Колдовство - ересь, поэтому Дерини умело скрывают свой дар и происхождение, однако отцы церкви разоблачают преступников, жгут их на кострах, предварительно лишив магического дара (Божьим именем или иным способом).

Такая жестокость оправданна, так как триста лет назад Дерини правили Гвинедом и бесовскими чудесами повергали в ужас простых смертных, пока святые отцы не нашли способ бороться с наваждением. Они одолели тиранов, и к власти пришел избранный орде ном человек.

Часть колдунов бежала в горы и там до сих пор скрывается от гнева ордена. Другие живут среди людей, никогда не применяя своего дара, покаявшись в своем дьявольском происхождении, платя тяжелую подать. Есть скрытые Дерини - они наиболее опасны, и долг каждого честного гвиведца довести о таком, буде он обнаружен.

Триста лет в Гвинеде - мир и благополучие. Но смерть короля положила начало странным слухам. Поговаривают о том, что Венсит, еретик-Дерини, изгнанный триста лет назад (Дерини живут очень долго), собрал в горах огромную армию; что секреты ордена разоблачены, и Дерини набирают прежнюю силу...

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy
Хранительница: Митрилиан