Stolica.ruРеклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Анна Хромова

О невозможности плюрализма во вторичных мирах

      Началось с того, что Фред, подруга Раэнел, которая вместе с ней ловит глюки, пожаловалась мне, что, мол, никак они не могут встать на позицию Светлых. У них, в их мире, все время выходит, что Черные хорошие, а Светлые... ну, не то, чтобы плохие, а заблуждаются. Вот, мол, найти бы кого третьего, чтобы он посмотрел на дело с точки зрения Светлых. Для плюрализма, так сказать. Мне тогда сразу подумалось, что это невозможно. А почему - я сказать не могла. Стала думать. И додумалась до некоего закона, который мне представляется более или менее универсальным для всех вторичных миров то есть миров, которые люди нашего круга видят в глюках либо попросту выдумывают [1]. Объясняю на примере того же мира Раэнел. Суть борьбы между Светлыми и Черными (разумеется, в сильно упрощенном изложении) в том, что Светлые стремятся собрать воедино некий могущественный талисман, от которого зависят судьбы всего мира, а Черные считают, что этого делать не следует, и всячески Светлым мешают. Так вот. Авторам глюков таки известно, что собирать оный талисман отнюдь не следует. Следовательно, правы Черные. То есть, в конечном счете, истина на их стороне, каких бы там глупостей ни натворили они по дороге. Нет, среди тамошних Черных попадаются и нехорошие, и даже полные гады: Храм жуткий построили, человеческие жертвы приносили. Но те, кто верен изначальной идее, те правы. О каком же плюрализме может тут идти речь? Если мы вдвоем приходим к развилке, и ты говоришь, что нам нужно направо, а я - что налево, прав может быть только один из нас. Если, конечно, мы знаем, куда хотим прийти.

      Поэтому в квентах Раэнел и Фред нет и не может быть "правых" Светлых. Другое дело, если найдется существо, которое на всем этом настолько закосеет, что дойдет до стадии "Профессор, вы не правы..." Тогда оно, возможно, примется доказывать, что талисман нужно было собрать, и что это Черные заблуждались, а Светлые-то как раз нет. Но тогда это будет уже другая история, история другого мира. Ибо у этого мира будут иные законы.

      Я, собственно, к чему клоню? Поскольку "своего" мира я не имею, и из всех "миров, которых нет" могу считать своим только Средиземье, то и клоню я именно в ту сторону. Потому что Арда, помимо всего прочего, это пока единственный пример мира, описанного с двух противоположных позиций. Ибо есть квенты Толкиена, где правы Светлые, и квенты Ниенны и Иллет, где правы Черные [2]. Вот тебе и плюрализм, скажут мне. Ой, плюрализм ли?

      Вот отрывки из "Айнулиндале", рассказа о начале времен:

      Был Эpу, Единый, котоpого в Аpде называют Илуватаpом, Отцом Всего Сущего: и пеpвыми создал он Айнуp, Божественных, что были поpождением мысли его, и были они с ним пpежде, чем было создано что-либо иное. И говоpил он с ними, и давал им темы музыки, и пели они пеpед ним, и pадовался он... ...И музыка, и эхо музыки излились наружу, в Пустоту, и не была она более пустотой... ...Но по мере того, как тема развивалась, пришло Мелькору на ум вплести в нее мелодии, выдуманные им самим и не бывшие в согласии с темой Илуватара; ибо так хотел он усилить мощь и величие назначенной ему части. ...Мелькору среди прочих айнур были даны величайшие дары мощи и знания, и имел он долю в дарах всех братьев своих. Часто уходил он один в пустоту, ища Пламени Неугасимого; ибо пылал желанием дать Бытие собственным замыслам, и казалось ему, что Илуватар не думает о Пустоте, и пустота ее наполняла его нетерпением. Но не обрел он Пламени, ибо оно пребывает с Илуватаром. Но в одиночестве появились у него мысли, непохожие на мысли его собратьев...

      ...И заговорил Илуватар, и рек он: "Могущественны айнур, и Мелькор могущественнейший из них; но дабы ведал он и все айнур, что аз есмь Илуватар [т.е. Отец Всего Сущего - А.Х.], явлю я спетое вами, да узрите, что вы сотворили. Ты же, Мелькор, узришь, что нет мелодии, что не имела бы начала во Мне, и никому не дано изменить музыку вопреки мне. Ибо тот, кто предпримет сие, окажется лишь орудием моим в сотворении вещей еще более дивных, о коих сам он и не помышлял". Тогда устрашились айнур, ибо еще не могли понять того, что сказал им Эру; Мелькор же преисполнился стыда, а из стыда родился тайный гнев...

      ...И узрели они новый Мир, и кружился он в Пустоте, но Пустотой не был... ...Но когда айнур узрели в видении то жилище и Детей Илуватара, пробудившихся в нем, многие из самых могущественных преклонили к нему все помыслы и желания свои. И главным из них был Мелькор, подобно тому как вначале был он величайшим из айнур, творивших Музыку. И говорил он (поначалу и сам веря этому), что желает отправиться туда, дабы устроить все ко благу Детей Илуватара и обуздать жару и морозы, созданные им самим. Но на самом деле желал он подчинить своей воле и эльфов, и людей, завидуя дарам, что обещал им Илуватар; и желал он обладать подданными и слугами, чтобы зваться Властелином и повелевать чужой волей... ...И воззвал к ним Илуватар, и рек: "Ведомо мне желание сердец ваших, чтобы то, что узрели вы, было на самом деле, не только в мыслях ваших, но так, как есть вы сами - но иное. И потому говорю я: Эа! Да будет! И пошлю я в Пустоту Пламень Неугасимый, и будет он сердцем Мира, и Мир - будет; и те из вас, кто пожелает, смогут войти в него". И внезапно увидели айнур вдали свет, словно облако с сердцем из живого пламени; и поняли они, что не видение это, но что Илуватар создал нечто новое: Эа, Мир Сущий

А вот отрывки из рассказа о начале времен "от Ниенны":

      ...Никто не знал, не знает и вpяд ли когда-нибудь узнает, откуда пpишел он, кто он, и почему возжелал создать миp, покоpный его воле, отгоpоженный от иных миpов, что светились в чеpных глубинах Эа сpеди бесчисленных звезд. Таков был Замысел: Миp будет новым, непохожим на дpугие. И будет этот миp пpавильным и неизменным, ибо так хочет Эpу, ибо это нpавится ему. И будет в миpе все так, как он сказал, и все, что будет в миpе, будет возносить хвалу Единому. Тогда создал он в Эа замкнутую сфеpу, и была в ней Пустота, что должна была стать пpегpадой, отделяющей миp от Эа... ..."Да станет этот миp слепым, да не увидит вовек Тьмы Эа. И будет миp этот знать лишь то, что Я - Твоpец и Господин его. Да будет так"

      ...И было так: созвал Эpу всех Айнуp, и поднял он pуку свою, и зазвучала пеpед Айнуp Музыка та, что хотел дать он им. Но она была частью музыки Эа, ибо и Единый пpишел из Эа и, как ни стаpался, не мог создать нечто абсолютно иное. Одно лишь мог он исказить Музыку Эа по воле своей...

      ...И возник у Айну Мелькоpа замысел создать свой мир, и родилась в душе его Музыка, мелодией вплетавшаяся в Песнь Миpов... ...И показался этот мир Мелькоpу прекрасным, и радость переполняла его, ибо понял он, что способен творить. Так перестал Илуватаp быть единственным Твоpцом... ...И попытался Илуватаp проникнуть в мысли Мелькоpа, но понял с изумлением и страхом, что более не способен сделать этого. Мысли пpочих Айнуp были для него откpытой книгой, в Мелькоpе же видел он ныне что-то чужое, непостижимое, а потому пугающее. Он понял одно: Мелькоp - Твоpец; и нужно тоpопиться, пока не осознал он своей силы...

      ...Тогда Айнуp начали пpетвоpять тему Единого в Великую Музыку. И, слыша ее, понял Мелькоp, что хочет Эpу создать миp пpекpасный, но пустой и бесцельный. Но бесцельность обpащает кpасоту в ничто, а пpавильность и безукоpизненная симметpия делает лицо мира похожим на меpтвую застывшую маску. Тогда pешился Мелькоp изменить Музыку по собственному замыслу, не по мысли Илуватаpа...

      ...Как не-Свет затемняет иные огни и гонит Тьму, так Эpу затуманил смысл языка Эа, и значение слов было утpачено и заменено, забыто и выдумано вновь"

      Следует еще учесть, что, по "условиям игры", обе истории получены, так сказать, из первых рук, и считаются истинными. Да-да, Черные скажут, что толкиеновский вариант "Айнулиндале" записали эльфы со слов валар, а валар сообщили им то, что считали нужным, и то, что сами знали и понимали (или осмеливались понимать). А Светлые на это ответят, что черный вариант "Айнулиндале" записан со слов Мелькора, а Мелькор и соврет - недорого возьмет, недаром он Отец Лжи. То есть каждая сторона полагает, что противоположная, мягко выражаясь, говорит не всю правду, то есть, попросту, врет. Ну ладно, а если предположить, что и те, и другие правы? Не очевидно ли, в таком случае, что речь попросту идет о разных мирах? Ибо есть один мир, который Творец создал из ничего силой своей творческой мысли, мир, что был задуман прекрасным и совершенным (живым, а не застывшим в своем совершенстве!), но искажен восстанием сильнейшего из сотворенных, и есть другой мир, творец которого вознамерился вырваться из существующего пространства миров, дабы создать мир, непохожий на другие, мир, знающий лишь Единого Творца, дабы тем прославить и вознести Себя, любимого. Тем самым он, фактически, восстал против Эа, отрезал себя от ее животворящей силы: "Но силу для твоpения пpишлось чеpпать извне, и изначально в сфеpу не-Эа пpоникло ее бытие. Была она лишь лакуной в общей ткани, и существовала только благодаpя Эа". И оттого все его творения, в которых не присутствует семя Тьмы, пусты и бесплодны. Послушайте, господа! Любому, читавшему черную "Айнулиндале" и сумевшему отвлечься от имен, очевидно, что Эру, который в ней изображен, есть не кто иной, как Сатана! Он в гордыне своей восстал против Вселенной и ее законов, он лживо объявил себя Единым Творцом, он давит и уничтожает все, что пытается существовать вопреки ему, он замутил ложью разум и души своих созданий. И вот этому еще и поклоняться? Избави, Боже! И прав Мелькор, что восстал против него. И права Ниенна, что чтит Мелькора - но не поклоняется ему: ибо Мелькор всего лишь один из сотворенных. Так что все понятно. Одно непонятно: какое отношение все это имеет к английскому писателю Толкиену? И не буду я еще раз объяснять, кто такой Эру по Толкиену. Потому что сто раз уже объясняли. Надоело. Кто знает - тот и так знает, а те, кому мы пытаемся объяснять - не слышат.

      И вот чему еще я удивляюсь: как это люди всего этого не замечают? Хотя, в принципе, тоже понятно: имена-то одни и те же, а видеть за именами суть - это ж еще подумать надо. Сколько людей с Ниенной грызутся, зазря копья ломают - от них же первая есмь аз. А чего грызться-то? У Толкиена свой мир, у Ниенны свой - они не пересекаются. Все просто.

      Я знаю, что мне скажут. Мне самой эта идея двух разных миров ужасно не нравится. Я вообще всегда предпочитала считать (вместе с Профессором), что Средиземье - это наш мир. Но по-другому не выходит. Потому что я точно знаю, что Профессор не врет. И про Ниенну с Иллет тоже знаю, что не врут. Не те они люди, чтобы врать. А значит, Арда Толкиена и Арта Ниенны и Иллет суть параллельные миры. И не "разошедшиеся на каком-то этапе", а с самого начала параллельные, то есть не пересекающиеся - ибо уже сотворение этих миров было неодинаково. И очень близкие - вплоть до полного совпадения имен исторических личностей и внешнего сходства исторических событий при полной противоположности их внутренней сути.

      Если бы я считала, что все это литература, художественный вымысел - было бы куда как проще. Подумаешь, сочинили две сказки на один сюжет. Но я имею несчастье верить, что все это было на самом деле. Единственное, в чем я не верю Профессору - это в том, что он все это выдумал. Выдумывал, конечно. Не без того. Но были Берен и Лютиэн. И Звезда Надежды. И празднество на Кормалленском поле.

      И то, о чем пишут Иллет с Ниенной - тоже было. Что самое противное. И были Эльфы Тьмы. И была казнь на горе Таникветиль. Насчет чего другого не знаю, а это точно было. Люди! (а также другие разумные существа). Ну не мог Эру Илуватар, который у Профессора, повелеть такого! И Манвэ Сулимо не мог! Не "потому, что иначе...", а просто - не мог, и все. Свойство у них у обоих такое. Если вам кто скажет, что Эру, мол, всемогущий - вы ему не верьте. Ибо трех вещей он не может: творить зло, нарушать свои законы и лишать свободы воли свои создания. Ибо то противно его сути. Ну, а насчет того Эру, что у Ниенны - так он еще и не то может. Он при случае и пол-Арды разнесет. Ибо он - см. выше.

      Но это все, собственно, было лирическое отступление. А я собиралась объяснить, почему во вторичных мирах, создаваемых людьми нашего круга, невозможен плюрализм (по принципу "И те хорошие, и эти тоже, просто договориться не могут"). Оговорюсь сразу: я имею в виду лишь те миры, в которых разворачивается какая-то всемирная история (потому что многие люди описывают миры, которые просто есть, но ничего глобального там не происходит).

      Профессор говорил, что не может быть истории без грехопадения. А что такое падение? Падение есть отступничество, отречение от некоего абсолюта. Упрощенно говоря, всякая история, от самой примитивной сказки до "Властелина Колец", начинается, когда нарушен порядок, когда где-то что-то не так. Но для того, чтобы порядок был нарушен, этот порядок прежде всего должен существовать, существовать с самого начала. Для того, чтобы стало "не так", нужно знать, что такое "так". То есть порядок первичен, а нарушение его вторично.

      История нашего мира не исключение. Она тоже началась с грехопадения. Но этот мир так стар, что добро и зло в нем успели основательно перепутаться, и никто не может сказать о себе, что ему ведома абсолютная истина [3]. Нет, "добро и зло местами не менялись", но слишком часто служащие добру в рвении своем творят зло, и немногим хватает мудрости, чтобы отделить идею от неразумных или недобросовестных ее служителей.

      Вторичные миры подчас не менее древние, чем наш (история Средиземья от прихода нолдор в Белерианд до конца Третьей Эпохи по продолжительности приблизительно равна истории Земли от древнейших цивилизаций до наших дней), но при этом более простые именно в отношении Добра и Зла: ибо известно, что было в начале времен, и, в отличие от нашего мира, где Библия лишь для немногих является бесспорной истиной, и еще меньше тех, кто руководствуется ею в повседневной жизни, в тех мирах истина известна и признается хотя бы одной стороной из участвующих в событиях [4]: будь то Средиземье Толкиена, где она известна от валар, непосредственно принимавших участие в творении, или Арта Ниенны, история которой известна, очевидно, от Мелькора. Плюрализм возможен лишь в нашем мире, где все стороны обладают лишь частью истины, и потому каждый по-своему прав, не будучи прав до конца. Но в тех мирах, где одна из сторон действительно обладает абсолютной истиной (насколько это возможно для сотворенных и конечных существ), о подобном расхождении во мнениях речи идти не может. И, насколько я могу судить, именно эта определенность (наряду со всем прочим) привлекает многих, кто стремится в те миры.

Пусть понарошку, в игре, но мы отыскали
Мир, где различны понятия Зло и Добро,
Мир, где дружба прочнее камня и стали,
Мир, где любовь прекраснее, чем серебро.
(Эльрин)

      Это не значит, что сторонники истины правы всегда и во всем (по принципу "Мы Светлые Силы, чего нам стесняться!"). Вспомним хотя бы Феанорингов или нуменорцев (замечу нуменорцев еще до того, как они официально отреклись от верности Западу), или строителей Храма из квент Раэнел. Но предательство Феанора и истребление туземцев Энедвайта не опровергают "Айнулиндале" и "Валаквенты", точно так же, как преступления инквизиции не опровергают учения Христа. Истина остается истиной, чем бы ни запятнали себя ее хранители. Напротив, это они, согрешив, отступают от нее. Нельзя (у Толкиена) быть Светлым подлецом. Саруман Белый, совершив предательство, тем самым отрекся от Света, даже если он и не желал этого - недаром и одежды его утратили белизну. "Светлость" - это не неотъемлемое качество, вроде цвета доспехов. Кто хороший - тот и Светлый. Точно так же, Тьма - это не та, физическая тьма, которая наступает после захода светил. Тьма - это символ зла. Творящий зло - темный, творящий добро - светлый, в какие бы одежды он ни рядился, и кем бы он себя ни называл. "Если кто-то клянется именем Таш и сдержит клятву правды ради, это Мною он клялся, сам того не зная, и Я отвечу ему. Если же кто совершит жестокость именем Моим, и скажет "Аслан", он служит Таш, и Таш примет его дело" (Льюис, "Последняя битва"). Так что наши друзья-Черные, попав в Средиземье Толкиена, сильно обломались бы: за Черных их бы там никто не признал. Будь они Черными по Профессору, им бы здесь никто руки не подавал. А что до их личных заморочек - так то их личное дело. Впрочем, об этом подробнее говорилось в другом месте.

      Надо заметить, что существуют также миры, где истина не проявлена или не играет особой роли. Но в таких мирах нет и глобальной истории - так, обычные тупые войнушки: ну, дерутся, ну, выносят друг друга, а за что, собственно - непонятно. Но такие квенты, как правило не то, чтобы не пользуются популярностью, но не затягивают людей до такой степени. Редко кому хочется сбежать в такой мир - подобной мелкой грызни, где нет ни правых, ни виноватых, и здесь, на Земле, хватает по горло. Примером такой "неглобальной" истории может служить начало "Хроник Амбера" - несмотря на то, что Амбер как бы центр мироздания, и от него зависят судьбы всех миров, борьба принцев Амбера за престол - это сугубо их личное дело. Какая разница, кто займет престол - Корвин или Эрик? Настоящее действие начинается тогда, когда возникает настоящее Зло - Черная Дорога. Только тут деяния Корвина становятся героическими и приобретают смысл: это борьба сил Порядка, Лабиринта, против сил Хаоса - начала, враждебного всему сущему. Именно поэтому хороши первые пять хроник. А дальше вдруг оказывается, что Хаос тоже необходим, и что важен не Порядок, а равновесие между ним и Хаосом. То есть Желязны сам разрушает свою систему ценностей, а вместе с ней и созданный им мир. Можно сказать, что Желязны - сам себе злобная Ниенна.

      В таких мирах не хочется принимать участие. Потому что война есть война, и сама по себе является злом. Она может быть оправдана лишь в том случае, когда ведется против некоего реального Зла (не стану называть его абсолютным, ибо Зло, даже с большой буквы, не заслуживает подобного эпитета). В пример можно привести хотя бы Великую Отечественную войну. В последнее время появилась тенденция показывать, что фашисты тоже люди, и все-таки никому (кроме убежденных фашистов) не придет в голову доказывать, что фашисты были правы. Это не значит, что наши и союзники были ангелами: у нас на совести тоже немало подлости, злодейств и напрасно пролитой крови. И среди фашистов действительно были вполне порядочные люди, которым попросту задурили мозги. И все же никто не станет отрицать, что в той войне истина была на нашей стороне. Потому-то мы можем теперь гордиться этой победой. Чего не скажешь о финской войне, войне в Афгане или нынешней войне в Чечне.

      Итак, возвращаясь к вторичным мирам, можно говорить, что в них возможны два варианта: либо борьба Добра и Зла, либо этически нейтральная грызня (хотя как сказать - этически нейтральная: тут обычно "оба хороши"). Двух "правых" в пределах одного мира быть не может.


      Еще по поводу квент Ниенны и Иллет. Они утверждают, что их мир "сложнее во сто крат//Привычной черно-белой схемы", что не все Светлые плохие, не все Черные хорошие. Отвечу: при всей внешней сложности принцип тот же, что у Профессора, только вывернутый наизнанку. Эру у них - Зло, хотя поначалу не только Зло: "For nothing is evil in the beginning". Он, наверно, вообще не хотел ничего дурного (так же, как и профессорский Мелькор). Но, чтобы отделить свой мир от Эа, он создал Пустоту - источник мирового зла. А дальше так: чем ближе к Эру - тем хуже. Самые страшные злодеи кто? Манве и Варда, любимчики Эру, наиболее преданные и покорные ему. Ауле получше, ибо стремится творить свое; но он трус. Ниенна, Намо, Ирмо хорошие, ибо сочувствуют Мелькору и делам его. Эльфы - к ним Ниенна (которая Проповедница) относится с жалостливым пренебрежением. "...Тогда-то я и понял, почему Учитель называет Элдар бессмертными детьми... ...Странно думать, что, при всех дарах, которыми наделены Элдар, люди зачастую оказываются мудрее их. Старше - мы, столь недолговечные по сравнению с ними, бессмертными. Может быть, потому, что мы способны меняться. Я хочу понять их. Но захочет ли Элион понять нас, людей? Не знаю..." Люди наделены свободой выбора, и потому заслуживают уважения и почетным званием Человека награждается тот, кто обрел способность выбирать, так что, кроме собственно homo sapiens, к Людям причисляются еще и Эльфы Тьмы, и Саурон-Майя. Впрочем, "Арта меняет всех, даже Бессмертных. Выбор будет и у вас..." И Эльф, и даже Майя может отчасти подняться до Человека. Вспомним шестерых Майяр-отступников. И Финрод тоже был хороший, хоть и из проклятого рода. Но ему не хватило мужества признать правоту Мелькора.


Примечания

1. Не будучи глюколовом, я не берусь судить о реальности событий и миров, которые людям глючатся. В принципе, я предпочитаю верить тем, кто говорит, что ему видятся события, имевшие место на самом деле. Но, руководствуясь некоторыми законами психологии, я считаю, что каждый человек видит в глюках то, что он (обычно подсознательльно) хочет или ожидает увидеть. Это сплошь и рядом встречается не только при ловле глюков, но и в обычной жизни: классический пример можно найти в басне, где посетитель кунсткамеры, настроившись на разглядывание букашек и прочих мелких диковинок, в упор не увидел слона. Таким образом, содержание глюков зависит не только от реальности, на коей они основаны, но, быть может, в не меньшей степени от сознания глюколова. Поэтому с интересующей меня точки зрения "реальные" глюки и плоды сознательного вымысла можно объединить под названием "вторичных миров" (термин "вторичный мир" принадлежат Профессору, но я вкладываю в него несколько иное значение).

2. Оговорюсь сразу. Мои Черные друзья скажут, что они старались быть объективными, что Мелькор тоже ошибался, что среди Светлых тоже есть хорошие люди (и прочие существа) и т.д. Так вот, я не об этом. Не об отдельных конкретных случаях. Я о том, что в конечном счете прав все-таки Мелькор. См. об этом в конце.

3. Хочу уточнить, что, говоря об "истине" или "абсолютной истине", я отнюдь не имею в виду некой догмы (или суммы догм). Последнее есть истина в бытовом значении, вроде сентенций типа "Волга впадает в Каспийское море" или "Сумма углов треугольника равна 180 градусам". Не об этой истине речь. Под истиной я разумею нечто, определяющее все законы мира от физических до нравственных. Именно об этой истине спрашивал Пилат Иисуса. Все помнят, что ответил ему Иисус. Это, опять же, не значит, что все, так сказать, "положительные" герои обязаны быть христианами. Истина в каждом мире своя. В Средиземье - Эру, в Нарнии - Аслан, у Ниенны - по-видимому, Эа.

4. Разумеется, не всем разумным обитателям Средиземья известны эльфийские предания о начале времен. Не только люди Юга и Востока, но и многие эльфы-авари не ведали о Благословенной Земле, и валар для них были лишь смутным преданием. Но они, как правило, не участвуют в центральных событиях мировой истории.


Высказать свое мнение и обсудить статью вы можете на специальном форуме

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam



Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов