Реклама

Na pervuyu stranicu
K Oglavleniu Odinokoi Bashni
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Элвир из Эс-Тэллиа

Письмо Диэр

      Боюсь, что письмо мое несколько запоздало, но, увы, вечному страннику негде взять своего палантира с Интернетом, и вести об очередном поединке Света с Тьмой до меня дошли не сразу. Кроме того, слышал я, что один Элвир здесь уже есть. Это я всемерно одобряю и поддерживаю: хорошего человека должно быть много! К тому же раздвоение личности является признаком шизофрении, а шизофрения - болезнь полезная, романтическая: от нее глюки бывают!

      Элвир из Эстеллиа госпоже Диэр привет шлет.

      Милая барышня!

      Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы столь отважно выступили на защиту нашего левого дела.
      Правда, не сказать, чтобы я был Вам сильно благодарен. Знаете, бывают враги, которых лучше бы иметь в числе союзников, а бывают союзники, которых лучше бы иметь в числе врагов. Чтоб врагам жизнь медом не казалась. Представьте себе отважного, но неопытного юношу, который впервые в жизни берется за меч и встает в строй, желая защищать правое дело. Для начала он отрубит ухо соседу справа; потом изуродует соседа слева; в заключение он рубанет себе мечом по коленке, и на этом его воинская карьера закончится. Боюсь, что с Вами дело обстоит примерно так же. Вы можете возразить, что уха Вы пока что никому не отрубили. Это так. Но моральный ущерб! Назгулы - существа тонкие, ранимые, не верите - почитайте Ниенну. Я, может, теперь сто лет ночами спать не буду, вспоминая Ваши бессмертные строки. А ведь каждому известно, что "Невыспатый назгул не годен к строевой службе!" (с) Сайта-сан.
      Сказать, что именно плохо в Ваших стихах, я затрудняюсь. С молодыми авторами такое часто бывает: сложно сказать, что именно плохо, потому как кажется, что плохо все. Но, прежде всего, режет глаз неровный ритм - причем неровный явно не преднамеренно, а от небрежности. Поэт может использовать неровный ритм, чтобы привлечь внимание читателя, заставить его остановиться:

Катулл измученный, оставь свои бредни.
Все то, что ты любил, пора считать мертвым.

      На Ваших же стихах глаз не останавливается, а спотыкается - притом в самом неподходящем месте.
      Затем - рифмы. Прошу Вас, не злоупотребляйте так неточными рифмами! "Срыли - крылья, говорю - покорюсь, таясь - Память я", конечно, рифмы нестандартные, я бы даже сказал - оригинальные. Но все же начинать лучше бы с чего попроще. "Палку" с "селедкой" рифмовать всегда успеете.
      От обеих этих проблем есть неплохое лекарство. Попробуйте писать детские стишки. Хотя бы лиммерики. Нет ли у вас знакомых детей, желательно - дошкольного возраста? Ставьте на них эксперименты. Дети весьма требовательны к мелодике стиха. Если Ваши стихи им понравятся - если они будут просить почитать еще, запомнят, будут повторять, как считалочку - можете считать, что Ваши проблемы решены. Смысл даже не особенно важен - пусть это будет что-нибудь вроде
Жил да был
Крокодил,
Он по улицам ходил,
Свою трубочку курил,
По-турецки говорил.

      Что касается рифм - попробуйте поэкспериментировать со сложными формами. Начните с рондо, потом перейдите к сонету. Для людей, у которых проблемы с рифмами, в качестве упражнения особенно полезна форма баллады (как у Франсуа Вийона). Только, ради Тьмы Великой, не показывайте никому своих опусов! Разве что ради критики.
      Теперь о содержании. Относительно последнего можно воспроизвести слова знаменитого композитора, обращенные к молодому коллеге: "Юноша, в вашем произведении есть и новое, и прекрасное. Но то, что у вас прекрасно - не ново, а то, что ново - увы, не прекрасно".
Что ж, вы хотели - и я вам спою!

      Правильно ли я понял, что вызов на поединок был брошен Вами?
Вызов на бой... Неуместен плач.

      Нет, сударыня, я понимаю, что вторая половина строки относится к тому, что сказано далее. Но первое впечатление - а ведь для стиха первое впечатление чрезвычайно важно - приводит на ум слова любимого мною местного национального героя: "Киса, не плачьте, пока вас не бьют! Будут бить - будете плакать".
Тьма надо мной распахнула плащ,
Словно изломом усталым - крылья.

      Неплохо, неплохо. И аллитерация во второй строке - недурно... Вот если бы еще эти образы не были затерты, как половик под дверью...
     
Может быть, кара близка - говорю!
Пусть заклеймят "злобой" и "скверной"!
Я не раскаюсь и не покорюсь,
Лучше - костры Повелителей Верных!

      Ой, ну зачем же так сразу - костры... И, Вы уж меня извините, я из-за омонимии падежных форм не сразу понял, что имеется в виду, что про Вас скажут, будто Вы - "злоба и скверна". Я, грешным делом, решил, что Вы предполагаете, будто Вас обзовут "злобной и скверной". Что, согласитесь, несколько снижает стиль. Со стилем у Вас вообще проблемы.
     
Долг моей жизни - в сплошных боях...

      Во-первых, не режет ли Вам ухо это "всплш"? А во-вторых, слово "сплошной" в значении "непрерывный, постоянный" употребляется в основном в разговорном стиле. "Ну что за жизнь - сплошные проблемы!"
      Так же, как и выражение "променять что-то на что-то". Шило на мыло, например. В соседстве со строкой
Пред королями держалась гордо.
это выглядит по меньшей мере странно - а если честно, так и смешно.
      Проблемы у вас также и со словоупотреблением.
     
Воспоминания - режущей раной.
      Раны бывают резаные. А также колотые и рубленые. См. учебник военной медицины. Но Вы, вероятно, имели в виду что-нибудь вроде "ноющей раны"? Конечно, выражение тоже довольно затертое - но тут, по крайней мере, ясно, о чем идет речь.
      Ну и, наконец, на закуску, вопрос о том, что на что Вы променяли. В четвертой строфе Вы говорите, что променяли Смерть на Память. В последней же строфе упоминается о том, что вы променяли ее еще и на лютню. Таким образом, Вы успешно опровергаете народную пословицу, что будто бы "Двум смертям не бывать, а одной не миновать". Причем по обоим пунктам. А ведь смерть - она все-таки Дар, сами знаете чей. Не стоило бы ею так разбрасываться...
      К сожалению, не могу предложить Вам посещать мой семинар по стихосложению в МГУ (Моргульском государственном университете). В силу обстоятельств я вынужден на длительное время уехать на Восток. Но в этом, в сущности, и нет нужды. Вам есть у кого поучиться. Вот был тут один такой... как раз лет двести назад родился... кажется, уже помер... не нуменорец, однако... как же его? А, Пушкин! Александр Сергеевич. Читайте Пушкина. Читайте Лермонтова. Гумилева. Мандельштама. Пастернака. В качестве примера изумительной работы со словом и с ритмом очень хорош Хлебников. Уверяю Вас, вкус к хорошему стиху выработать не так сложно, как кажется. Годика через три Вы сами поймете, чем отличаются хорошие стихи от плохих, и либо научитесь писать прилично, либо бросите это занятие.
      А эту затею с поединком я бы Вам посоветовал оставить. Эленхильд, конечно, не Пушкин, но Вам до нее - как до вершины Таникветиль... Не бойтесь, что злые Светлые Вас осудят. Они, вообще, не злые, а вовсе даже наоборот, по большей части. Думаю, Ваш отказ от дальнейшего состязания будет понят правильно - возможно, Вас даже зауважают. Трезвое отношение к собственным возможностям всегда достойно уважения.
      Светлые такие вещи очень даже понимают.
      Засим разрешите откланяться.

Искренне Ваш
Элвир.

      P.S. А стишок Ваш про Аргора - очень, очень хорош! Вся семья в восхищении. Мы-то думали, что Аргор до такой степени никогда не ужирается, чтобы мордой в седло... Но Вы раскрыли нам глаза на истину!
      Я даже попробовал сочинить нечто в том же стиле. Правда, дальше двух строк дело не пошло:
Клинок сжимая в кулаке,
Сидел на черном облучке...

      Обратите внимание на аллитерации!
      Буду рад, если Вы пришлете нам еще что-нибудь в том же духе. Можете даже про меня написать, я не обижусь. Но лучше бы про Моро - а то больно уж он нос задирает!

21.12.99


Обсуждение - в гостиной Одинокой Башни.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов