Stolica.ruРеклама

Na pervuyu stranicu
Cabinet professoraCabinet Professora
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Шурмиль Э.А. (Орел). Опубликовано в сборнике: Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Сыктывкар, 1994.

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖОНА РОНАЛЬДА РУЭЛА ТОЛКИНА

Дж. Р.Р.Толкин известен русскоязычным читателям как создатель сказочных произведений - повести "Хоббит" и эпопеи "Властелин Колец". Толкин расширяет границы сказки, вводит особенности других видов повествования, в частности мифологии. Сам жанр сказки предполагает обращение к духовному опыту народа, отражение разнообразных нравственных понятий. Мифология затрагивает надвременные ценности, значимые для всего рода. Таким образом, неслучайно, что проблемы духовной культуры занимают значительное место в произведениях английского писателя.

Согласно особенностям сказочной поэтики мир героев Толкина четко делится на два лагеря: лагерь добра и лагерь зла. Положительные персонажи разноплановые: люди, сказочные герои (эльфы, хоббиты, гномы, волшебники и т.п.). Их объединяет способность к духовному развитию:

  • умение понимать и создавать красоту (гномы, высокие и лесные эльфы, волшебники, люди и т.д.);

  • стремление к познанию мира (высокие эльфы, волшебники, Рыцари, некоторые хоббиты);

  • поэтическое видение мира, постижении магии слова (высокие и лесные эльфы, Рыцари, люди и т.д.);

  • руководство высшими нравственными законами - добро, справедливость, честность и т.п. (волшебники, высокие эльфы, Рыцари и др.).

  • Но главная отличительная черта положительных героев верность роду, стремление сохранить его наследие, его культурные традиции. Утрата этого единства ведет к уничтожению личности: один из хоббитов, сознательно отказавшийся от памяти и сосредоточившийся только на материальных удовольствиях, утрачивает не только имя, но и физический облик.

    Автор убежден, что высший смысл существования - это ответственность за развитие всей цивилизации. Подмена ценностей грозит упадком духовности. Так, золото дракона Смога, становясь только эквивалентом неисчислимого богатства, заставляет гномов стать коварными, озлобленными, высокомерными существами, разрушить союз эльфов, гномов и людей и позволяет темным силам - гоблинам, варгам и летучим мышам - объединиться, чтобы захватить Север Средиземья.

    Дж.Р.Р. Толкин утверждает, что нельзя проблемы цивилизации решить единолично, нельзя силой устроить мирную счастливую жизнь других, ибо никакая высшая цель - Всезнание, Самовластие и Порядок - не может оправдывать способы ее достижения. Недаром Саруман Белый утрачивает верность чистоте белого цвета - высшей мудрости, становится слепым проводником воли черного властителя Моргота, а затем и непосредственным тираном, который уничтожает культуру и традиции Хоббитании, вырубает сады и рощи, отравляет природу дымом заводов и фабрик; храбрый и честный Боромир преображается в алчного честолюбца и злодея, а милый сумасброд Бильбо - в труса и подлеца. Только единая сила всех живущих в Средиземье - людей и животных, древних сил и новых маленьких народцев, волшебных и смертных - способна сохранить цивилизацию. От этой ответственности не особождает даже смерть, ибо измена нравственным законам не дает забвения.

    Английский писатель предупреждает, что развитие цивилизации - это необратимый и не всегда благополучно завершающийся процесс: исчезают прекрасные ремесла и древний язык гномов, уплывают в Валинор высокие эльфы и кончается эпоха бессмертия. Но остается память, воплощенная в песнях и прекрасных сказаниях, в чудесных произведениях искусства, в руинах величественных строений, т.е. остается духовное наследие ушедших эпох, способное воздействовать на жителей Средиземья, изменяя их к лучшему.

    Таким образом, Дж.Р.Р. Толкин, создавая гипотетический мир волшебной страны, изображает процессы, происходившие и происходящие в истории человечества: зарождение и крушение древних цивилизаций, смену одних этносов другими, в результате чего, как правило, исчезают материальные следы и сохраняется духовное наследие. По мнению автора, здоровье цивилизации определяется не уровнем "технических достижений" (гоблины искусно роют туннели, разрабатывают рудники, придумывают машины и орудия производства, но они не способны к духовному творчеству, не имеют искусства, религии, собственной письменности). Только духовная культура способна спасти цивилизацию от бесславного бесчестного исчезновения.

    Сохранить это наследие можно лишь общими усилиями, бережным отношением к духовному миру друг друга.

    Комплекс обозначенных творчеством Дж.Р.Р. Толкина проблем выражает тенденцию литературы XX века, направленную на осмысление исторического развития человечества как единого, культурно обусловленного процесса.

     


    Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam



    Na pervuyu stranicy
    Хранитель: Oumnique